VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально-политические аспекты влияния суннизма на политические процессы в Республике Дагестан

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000090
Тема: Социально-политические аспекты влияния суннизма на политические процессы в Республике Дагестан
Содержание
     Дипломатическая академия
     Министерства иностранных дел Российской Федерации
     Направление «Международные отношения»
     программа «Гуманитарные отношения»

     Допустить к защите:
     Заведующий кафедрой 
     Политологии и политической философии
     д.п.н., профессор 

     МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
на тему «Социально-политические аспекты влияния суннизма на политические процессы в Республике Дагестан
    Магистра II курса. Факультета «Международные отношения»
            ГимбатгаджиевойЗарема Магомедовны
     
     Научный руководитель:
     
     К.и.н.
     
     Колосова И.В.
Москва 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………….................................3
Глава первая
 Суннизм в контексте социально-культурных трансформаций в Дагестане…………………………………………………………………………8
§ 1 Культурно- религиозные традиции суннизма……………………………..8
§ 2 Социально- политические и идейные истоки формирования суннизма в Дагестане…………………………………………………………………………19
§ 3 Суннизм в условиях распространения многочисленных религиозных течений в Дагестане……………………………………………………………..25
Глава вторая
Влияние ислама на политические процессы в республике……………….30
§1  Место суннизма в политической жизни Дагестана………………………30
§2 Идеологические разногласия в исламе и их роль в возникновении религиозно-политических конфликтов в регионе……………………………..40
§3 Влияние религиозного экстремизма на социально-политическую стабильность региона…………………………………………………………   49
§4  Идейно-политические основы «ваххабизма» в исламе………………......56
§5 Социально-экономические и политические предпосылки формирования исламского политического радикализма на Северном Кавказе……………  64
Заключение……………………………………………………………………..82
Библиография…………………………………………………………………..87
Приложения………………………………………………………………….....94

                                                   Введение 
Актуальность работы.  На протяжении последних десятилетий мир был свидетелем исламского возрождения, характеризующегося реисламизационными процессами, следствием которых стало беспрецедентное усиление влияние ислама на политические процессы целого ряда стран, в том числе и в России. 
          В последние несколько десятилетий растет число исследований феномена политизации ислама как с точки зрения их проблематики, так и глубины научного поиска. Эти исследования приобретают все возрастающее значение в силу происходящих событий, в которых исламская идеология играет значительную роль.
          Повышенное внимание ученых привлекает то обстоятельство, что активизация роли ислама происходит как в мусульманском мире, так и за его пределами, поскольку он является второй по числу своих последователей традиционной конфессией. 
       Политические процессы, начавшиеся в начале 90-х гг. XX в., сгенерировали социально-культурные трансформации российского общества. Стихийные процессы возрождения ислама априори предопределили его политизацию и, как  следствие, радикализацию ислама и исламского движения. Это обусловило сложный процесс институционализации исламских и исламистских структур в России, в том числе неправительственных религиозно- политических организаций радикального толка.
         Дагестан имеет особое отношение к исламу. Ведь именно с Дагестана началась история распространения ислама на территории РФ. Ислам является неотъемлемым, важным компонентом истории Кавказа, где он сделался не только его основной религией, но и культурным, политическим  образом жизни.  Обращение мусульман к своей традиционной культуре в поисках духовной опоры, стремление отстоять свою самобытность и свои политические интересы обусловлены глубокими структурными изменениями в социально-политической и культурной жизни современного мира, связанными с крушением биполярной системы и усиливающимися процессами глобализации.
      Вместе с тем процесс «возрождения ислама» с самого начала отличался крайне противоречивым и сложным характером. С одной стороны, в нем отразилось стремление мусульман открыто исповедовать религию своих предков, не опасаясь преследований, с другой - процессы «возрождение ислама»  часто сопровождались применением насилия, в результате чего целые регионы превратились в зоны распространения религиозно- политического радикализма. 
        Политизация ислама на Кавказе также является одной из острых внутриполитических проблем для России. Об этом свидетельствуют многочисленные террористические взрывы на территории РФ за последнее время. В последнее время в дагестанском обществе наблюдается рост экстремистских настроений, а истинный ислам терпит идеологическое поражение от радикальных течений. Преимущественно из-за недопонимания, а порой и глубокого незнания религиозных принципов, которые исповедуют приверженцы той или иной конфессии, происходят разногласия вместо веротерпимости и вероуважения. Разобраться в этих сложных процессах, использовать их созидательный потенциал и вовремя распознать все возможные угрозы - задача сложная и сверхважная.
         Надо сказать, что именно в силу малой изученности современной исламской проблематики вообще, и ислама на Северном Кавказе в частности, в отечественной литературе на сегодняшний день, к сожалению, практически нет работ, непосредственно посвященных комплексной разработке вопросов теории и практики ислама в Дагестане. Данное диссертационное исследование ставит своей целью в определенной степени восполнить данный пробел.     
Объект исследования: Суннизм в Дагестане 
Предмет исследования: влияние суннизма на политические процессы в Дагестане
Комплекс официальных документов и источников, на которые опирался диссертант, составили:Закон Республики Дагестан «О свободе совести, свободе  вероисповедания и религиозных организациях, Закон Российской Федерации  «о противодействии терроризму»,  Закон «о запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики  Дагестан», Концепция внешней политики РФ 2013 года, Концепция противодействия терроризму в  Российской Федерации 2009 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики РФ 2013 года.
Степень научной разработанности темы
     Влияние религии на политические процессы в республике Дагестан  не было предметом самостоятельного исследования в российской политологии. Данная диссертационная работа призвана восполнить такой пробел.
     Прежде  всего  в данной работе использованы труды сотрудников   Дипломатической Академии МИД России: Е. П.  Бажанова, О. Г. Пересыпкина, А. И. Вавилова, Кукарцевой М.А., С. Е. Кравченко, Неймарка М.А.,  Колосовой И.В. и т.д.1
     Значение исламской религии в Дагестане и степень ее влияния на развитие общественной мысли в республике подтверждается широким общественным интересом к литературе по исламской проблематике. Среди них можно выделить  работы Шихсаидова А. Р., Вагабова  М.В., Минорского В. Ф., Крачковского И.Ю., Гаджиева М. Г., Курбанова М.Р. и т.д. 2Несомненно, это связано с обстоятельством, на которое указывает, в частности, профессор М.В. Вагабов. Он особо и вполне справедливо выделяет тезис о том, что ни одному, из политических или иных движений и партий не удавалось  оказывать столь сильное воздействие на общественное сознание как  на протяжении длительного времени это удается делать исламу, в частности в Дагестане.
     К числу известных ученых в стране и за ее пределами  можно отнести Шихсаидова Амри Рзаевича3, который является крупным специалистом в области кавказоведения. Автор относит ислам к категории главенствующих институтов духовной культуры. Он утверждает, что в мировой истории религиозные формы ислама и, прежде всего, суннизм, тысячелетиями играли и продолжают играть ведущую, направляющую роль в социально- политической и духовной жизни.
     Среди плеяды авторов арабских историко-географических трактатов наибольшую ценность для нас имеют ал - Белазури, ал - Йакуби, Ибн Русте, Ибн ал - Факих ал - Хамадани, ал-Масуди, а из более поздних авторов- ал-Идриси, ал- Гартани, Йакут, Ибн Ганнам.4 Общий обзор источников на арабском языке устанавливает их ценность и важность, как единственных письменных данных, характеризующих первый этап распространения ислама в Дагестан. Весьма характерно   то обстоятельство, что арабские историки и географы оказались наиболее достоверными  из всех авторов внедагестанского происхождения.
     Вклад в изучение политических аспектов ислама внесли также  зарубежные исламоведы и востоковеды, как А. Массэ, Х. Ходжсон, Д.С. Тримингэн, С. Хантингтон5, которые ставили цель - проследить историю развития ислама и его отдельных течений, выявить факторы религиозно-политических конфликтов, в том числе способствовавших политизации ислама.
     Основным источником данной работы явился Коран – главная священная книга мусульман. 
     Важное место проблемам ислама в России занимают работы российских исследователей - Малашенко А. В., Ланда Р. Г., Смирнова Н. А., Милославского, Добаева И.П., Бережного С.Е, Ярлыкапова А.А, Васильева А. В., Кисриева Э.Р.  и т.д.6
     Большое вниманиеместу и роли политического ислама в событиях, произошедших на Северном Кавказе, слиянию его наиболее экстремистского направления с теорией и практикой международного терроризма, которое зачастую используется в достижении геополитических задач, уделяет в своей работе З. С. Арухов.7
     Несмотря на широкую степень изученности проблемы политизации ислама на Северном Кавказе она все еще продолжает оставаться актуальной и нуждается в дополнительном изучении.
Целью данного исследования является выявление ключевых параметров воздействия суннизма на общественно-политическое развитие Дагестана. Для решения поставленной цели необходимо решить пять задач:
1.  Определить основные причины расколов в исламе
2. Выявить истоки, особенности вероучения и распространения ислама в Дагестане
3.  Определить роль и влияние суннизма на культуру и традиции в Р. Дагестан.
4. Выявить основные причины распространения ваххабизма на территории Р.Дагестан 
5. Охарактеризовать догматические и этнокультурные противоречия между религиозными течениями (на примере Р. Дагестан)
6. Определить воздействие суннизма на  политическое развитие в Дагестане. 
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
- проанализированы причины крупных расколов в исламе
-выявлены отдельные причины и параметры теологических противоречий между различными течениями в северокавказском исламе
-исследован механизм влияния радикальных исламских движений на политический процесс и их роль в дестабилизации обстановки в республике
-проанализированы  формы и методы влияния суннизма и ваххабизма на межэтнические процессы в республике
-определены роль и влияние ислама на современную общественно-политическую  ситуацию в Дагестане 
-уточнены причины проявления реисламизации и его влияния на социально-политическое развитие республики Дагестан, что позволило точнее представить роль и место ислама в общеисторическом контексте происходящих в регионе событий
Методология работы. При написании работы  были использованы следующие методы:   сравнительный метод на уровне системного анализа мировой политики, политико-культурный, политико-географический,  политологический метод ивент - анализа, прогностический метод. Методологическую базу также составили теории, концепции зарубежных и российских исследователей в области  политических процессов и политических религий.
Теоретическая значимость. Положения и выводы диссертации вносят вклад в совершенствование концепций политизации современных религий. Выводы данного исследования могут быть использованы для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации  по обеспечению межконфессионального мира и согласия, урегулированию этноконфессиональных конфликтов на Северном Кавказе.
Практическая значимость заключается в ее возможности  использования результатов исследования в ряде лекционных курсов, посвященных общим вопросам глобальной и региональной безопасности. Данная работа может  представлять интерес для соответствующих ведомств РФ и РД занимающиеся  решением политических,  межконфессиональных, социальных конфликтов и проблем. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейшем  для преподавания в высших учебных заведениях в соответствующих разделах курсов. 
Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены в отделе Ирака и Иордании в департаменте Ближнего Востока и Северной Африки МИД России. 

 Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, основной части, которая включает в себя две главы и восемь параграфов, заключения, списка литературы и приложения. 











                                      Глава первая.
Суннизм в контексте социально-культурных трансформаций в Дагестане
                                       Параграф 1.
Культурно-религиозные традиции ислама 
	На всех этапах исторического развития России высокий духовно-нравственный потенциал российского народа был и остается важнейшим фактором общественной консолидации и социально-политической стабильности нашего государства.
     В условиях демократического обновления России ее многовековое историческое, духовное и культурное наследие приобретает особое значение в процессе гражданского единения и общественного развития. Особая роль в этом принадлежит представителям отечественного духовенства, в том числе и мусульманского. 
     Религия относится к категории важнейших институтов духовной культуры общества. Поэтому в мировой истории религиозные формы отражения действительности тысячелетиями играли и продолжают играть исключительную роль в социально- экономической и духовной жизни человечества.
     Оригинальность ислама заключается во всем его учении-догматике,  законодательстве и этической теории. «Из всех религий ислам был менее всего связан с прошлым своего народа и в то же время оказал наиболее прочное влияние на будущность своего народа».8
     Ислам- одна из молодых монотоистических религий, что означает «покорность», «предание себя Богу». Ислам призван государственной или официальной религией в 28 государствах, в том числе в Египте, Иране, Пакистане, Саудовской Аравии.9
     В первой половине VII века, на Аравийском полуострове произошли важные события, сыгравшие огромную роль в жизни многих народов мира. Здесь произошел процесс объединения мелких племенных союзов в единое централизованное государство, где господствующей религией был ислам. Начало века ознаменовалось рождением ислама как исторического итога развития аравийских обществ и одного «из порождений этих процессов, характерных для всего Ближнего Востока в эпоху периода от древности к средневековью».10
     Реальная история возникновения ислама связана с  личностью пророка Мухаммеда - одной из интереснейших фигур в истории человечества. 
     В своей книге «100 человек в истории» известный американский астрофизик  Майкл Харт на первое место поставил Пророка Мухаммеда. Она издана в США. Из книги: "Магомет, человек низкого социального происхождения, стал основателем одной из великих мировых религий и политическим лидером, добившимся необычайных успехов». Большинство персонажей этой книги имели то преимущество, что они родились и воспитывались в центрах культуры, жили среди цивилизованных народов. Мухаммад (с.г!.в)  родился в 571 году в Мекке, в южной части Аравии; в то время это был отсталый регион, удаленный от центров торговли, ремесел и просвещения". "Но даже когда ему уже было под сорок, ничто еще не говорило о том, что  Мухаммад  (с.г!.в)   выдающаяся личность." "И теперь, попрошествии 14 веков с момента его кончины,  влияние этого человека на весь мир очень велико". 11
     Религиозно-политические и социальные взгляды, а также правовые и этические нормы, изложенные Мухаммедом на первой стадии развития ислама,  и по сей день остаются основными ориентирами ислама в целом.
     В 610 г. Мухаммед получил откровение от Всевышнего, после чего началось распространение ислама среди арабов. Мухаммед умер в 632 году, оставив после себя одну из мировых религий и сильное государство, известное под названием Арабский халифат, охватывавший огромную часть Аравии, которому было суждено сыграть определенную роль во всемирной истории и в судьбах многих стран мира. Распространение ислама и расширение территории Халифата продолжилось при приемниках Мухаммеда - трех праведных халифах: Абу-Бекре, Умаре и  Усмане. Благодаря мощной армии, менее чем за три десятилетия к Халифату была присоединена огромная территория на Ближнем и Среднем Востоке.12
            Первоначально ислам встретил сопротивление на пути своего распространения на Аравийском полуострове, но вскоре превращается в мощное консолидирующее  начало и в огромную идеологическую силу. Новое государство начало под знаменем ислама завоевывать все новые и новые земли уже за пределами Аравийского полуострова. В итоге образовалось обширное государство, известное под названием Арабский халифат. Грандиозные успехи халифской армии были обеспечены идеологией ислама, призывавшей последователей к участию в войнах и самопожертвованию за веру, за что «гарантировалась» жизнь в раю.
     Возникновение ислама происходило в условиях перехода арабского общества к  государству. Самостоятельный выход  исламизировавшегося  арабского общества за пределы Аравии, связанный с завоеваниями и распространением ислама, был один из эпизодов длительного процесса феодального синтеза, который состоял в диалектическом взаимопроникновении противоположностей - разлагавшегося рабовладельческого центра (Византия и Персия) и его варварской периферии, важную часть которой составляло арабское общество.  
     Успешное распространениеислама в период арабского халифата и его принятие большинством народов мира объясняется рядом объективных условий и субъективных факторов, важными из которых являлись эгалитарные идеи равенства, солидарности и справедливости, которые были заложены в социальной сущности нового вероучения. Эти «идеи» внушали почтение многим слоям населения, проживавшим в различных регионах, в независимости от их расовой или религиозной принадлежности, которые постепенно становились последователями ислама - мусульманами. Все это происходило в пределах исторических закономерностей, в условиях средневекового общества.13
     Однако научно некомпетентно утверждение отдельных авторов, особенно мусульманских, гласящих, что завоевательные походы, которые начали арабские халифы после смерти Мухаммада, проводились только лишь в целях распространения ислама среди покоренных народов. Основной целью арабской экспансии было распространение своей политической и экономической власти на порабощенные народы и даже страны. Обращение покоренных народов в ислам не было главной целью. История завоевательных войн халифов практически доказывает тезис о том, что арабские завоеватели были заинтересованы не в такой степени в обращении порабощенных народов в ислам, как в обложении их данью.
     Нужно отметить, что строительство политической системы Ислама осуществляется на трех столпах: единобожие, миссия (т.е. посланническая миссия Пророка) и его халифат. Без правильного понимания этих трех принципов невозможно осознать и охватить всю разветвленную и обширную политическую систему ислама.
     Основными положениями исламского вероучения являются три источника. Первый источник- это Коран, священное мусульманское писание, окончательная редакция которого относится к первой половине VIII века; богатейшая художественная, научная и религиозная литература периода арабского халифата, куда входят собрания молитв, произнесенных пророком Мухаммедом в форме божественных откровений. Содержание Корана передавалось главным образом по памяти. Хотя имелись записи отдельных откровений (на пальмовых листах, медных пластинах), однако фиксация носила спорадический характер  и велась с помощью еще несовершенной арабской графики, поддающейся полной расшифровке только при сохранении текста в памяти. 
     Известный арабский философ Мухйад-дин ибн  - Араби говорил: «Все исходит из Корана и его сокровищ. Ныряйте в океан Корана, если у вас хватит дыхания. В противном случае, довольствуйтесь изучением толкования лишь его видимого смысла». В одном из его бессмертных произведений  «фусус аль - хикам» - «Геммы мудрости», он писал: «Каждую главу, подобно ореху, необходимо очистить, раскрыть, исследовать во всех деталях технической лексики и замысловатого стиля автора, чтобы добраться до сердцевины. Осуществляя такую попытку, человек обнаруживает скрытый ключ к пророчеству, к Корану и к исламу».14
     Вторым источником исламского вероучения является сунна (в переводе с арабского - обыкновение, поведение) -  мусульманское священное предание, совокупность сказаний о жизни пророка. В VIII веке хадисы утвердились как авторитетный источник и находились в массовом хождении среди верующих. В форме исламского Священного предания в ислам проникли элементы культурного наследства исламизированных народов. Хадисы представляют собой важнейший  культурно-исторический памятник, отображающий эволюцию ислама.
     Третий источник- шариат ( в переводе с араб. «шариа» - правильный путь к цели).
     Однако не все мусульмане или иудеи принимают Коран как истину, а Мухаммеда – как Божьего пророка. В числе скептиков был Роберт из Кеттона, христианский монах, который первым перевел Коран на латынь. Этот человек изучал Книгу Знамений с убеждением человека, принадлежавшего к другой религии, но очень увлеченно.15
     Основу суннитскоговероустава составляют пять столпов веры, четыре из них непосредственно связаны с исполнением особых обрядовых действий.
     Шахада состоит из двух частей: нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед- Пророк его. Люди, провозгласившие об этом и истинно уверовавшие в это всем сердцем своим, становятся мусульманами. 16
     Вторым  столпом ислама является салят- молитва состоящая из движений  и слов. Коран устанавливает: «Воссылайте хвалу Богу в то время, когда пробуждаетесь. Слава Ему на Небесах и на Земле, при наступлении ночи и во время полудня» (Коран, сура 30:16-17).17
     Закят-обязательное, ежегодное пожертвование отдельным людям или исламскому государству в размере двух с половиной процентов годовых сбережений и ценного имущества, является следующим столпом в исламе. Оно рассматривается как важное средство обеспечения социальной справедливости путем перераспределения доходов. Аллах заповедовал оказания материальной помощи тем, кто в ней нуждается: «Милостыни только бедным, нищим, смотрителям милостынь, сердечно верным союзникам; на откуп рабов, для вошедших в долги, на походы по пути Божию: и на путешественников, согласно уставу Божию: Бог знающий, мудр  (Коран.Сура 9:60).
     В дневныечасы сего месяца (Рамадан) правоверный стяжает себя физическими ограничениями, отказываясь от еды, питья, курения и интимных отношений.18
     Четвертым предписанием ислама является паломничество (хадж), которое сплачивает верующих различных стран мира в единый монолитный блок и общемировую общину, основой которой является единобожие и поклонение одному и единственному Аллаху. Паломничество к святым местам - необходимый элемент Суннизма. Идея собственно  исламского паломничества восходит к разрыву Мухаммеда с иудеями Медины и объявление Киблой аль - Каабы (Коран: 2-126, 145) , после которого хадж-паломничество именно в Мекку, стал одним из столпов ислама.  Основные обряды исламского паломничества были определены Пророком Мухаммедом в 632 году во время прощального  хаджа (хадж аль - вада). Более подробно ритуал паломничества был разработан  позже  представителями основных догматико- правовых школ. Паломничество укрепляет основы мирового движения, которое с древнейших времен со словами «лаббайк» (вот я перед тобой) отзывается на истинный призыв на нашей планете и будет продолжать отзываться вечно, пока это угодно Аллаху.19
     В исламском представлении о мироздании и человеке мы находим мощную стимулирующую силу, являющуюся опорой морального кодекса. Цель ислама заключается в создании политического строя, который смог бы своей властью с помощью силы насаждать моральный кодекс среди людей.  
     Ислам как цельное учение сохранился только при Мухаммеде и при последующих двух его халифах – Абу - Бакре и Омаре. Именно в это время ислам возник и стал формироваться как религиозная система, но вскоре  он распался на различные секты, толки  и течения. По данным некоторых мусульманских богословов, в исламе таких течений насчитывается 73. Все эти разветвления и отходы от ортодоксии явились отражением в религиозном сознании тех острых социально- политических конфликтов, которые возникали в обществе.
     Как отмечает известныйисламовед И. Гольдциер, такое количество сект в исламе сильно преувеличено мусульманскими богословами. 20.
     Схизма в  исламе произошла в конце правления халифа  Османа, в результате спора о принципах наследования религиозной и светской власти. Тогда возникло 5 направлений: суннизм, шиизм,  суфизм, мутазилизм и хариджихм. Наиболее многочисленным направлением в исламе является суннизм.
       Остановимсяна анализе конкретных причин возникновения в исламе крупных расколов, покажем их характерные черты и суть отходов от общепризнанной суннитской ортодоксии. Понятие «суннитская ортодоксия» раннего ислама как критерий определения расколов - относительное, ибо в этот период в исламе не было единой системы догматов и отсутствовало деление ислама на шиизм и суннизм. Первые три века ислам существовал в виде сект и учений различных направлений. Поэтому суннитская ортодоксия как система зародилась значительно позже. «Сложные коллизии общественно-политической и социальной жизни в раннем халифате,- отмечает отечественный исламовед С. М. Прозоров,- сопровождавшие формирование религиозно- политической идеологии ислама, рост идейной оппозиции официальному, суннитскому исламу породил большое количество различных религиозно-политических партий, философских и теологических школ, толков, сект и т.п.  Это свидетельствует о сложности исторической эпохи в халифате в рассматриваемый период- период острых социально- политических конфликтов, идеологических раздоров.
     Раскол классического ислама на два главных течения-суннитов и шиитов стал водоразделом в мусульманской общине - умме. Преобладающим в исламе всегда был суннизм («люди сунны и согласия общины»), которые считали, что верховная власть (имамат) должна принадлежать выходцам из племенных курейшитов. Оно считается ортодоксальным направлением в исламе. В вопросах верховной власти сунниты не признают идею особой природы Али и особого права его потомков на имамат -  верховная власть общины, специально подчеркивая, помимо следования сунне, необходимость участия всей мусульманской общины в выборе главы- халифа.
Это направление оформилось в период становления Арабского халифата в результате развития основных догматов и обрядов первоначального ислама, приспособленных к требованиям феодального государства. Сунниты чтят «священное предание» и признают святость каждого аята Корана.21 Суннизм окончательно оформился в X веке, противопоставив себя шиизму.
     Вторым крупным направлением в исламе является шиизм,  противостоявший суннизму.22
     Религиозно-  политическая группировка  аш- шия возникла  в начале VII века, выступив с призывом "К Богоугодному из рода Мухаммеда, т.е. за передачу верховной власти  Али как ближайшему родственнику и духовному преемнику Мухаммеда. 23 Шииты  опровергают выборность главы общины, видя в верховной власти таинственную эманацию божественной благодати, предопределенной рождением. Характерными особенностями шиизма в противоположность суннизму состоят в следующем.
      Во-первых, в основу доктрины шиизма положено учение об имамате (форме наследования духовной и светской власти в исламском обществе). Шииты считают, что государственная власть имеет божественную природу и потому должна переходить по наследству.  Законным правителем - духовным (имам) и  политическим (эмир)- может быть только ближайший родственник пророка Мухаммеда. 
     Во-вторых, шииты, в отличие от суннитов, верят в мессию, то есть в приход мессии (спасителя, божьего посланника). В соответствии с  шиитским учением последний убитый (12) имам Мухаммед бен - аль Хасан, на самом деле не умер - его взяли на небо живым.  Шииты верят, что махди явится на землю перед Страшным судом для установления царства истины и справедливости.
     В-третьих, шииты отрицают признанное суннитами учение о предопределении (кадавакадар). Они считают, что человек имеет определенную свободу воли и отвечает за свои поступки.
     В-четвертых, у шиитов другое по содержанию Священное Предание. Они признают значительную часть хадисов Сунны, прежде всего те,  которые написаны Али и его последователями. Что касается Корана, то шииты, приняв его в османовской  редакции, не удовлетворены им полностью из-за того, что он не отражает роль и права Али, считая, что истинный Коран, известным святым имамам,  появится вместе с махди, после чего воцарятся правда и справедливость. 
     В-пятых, в шиизме, в отличие от суннизма, достаточно распространен культ мученичества (шахсей- вахсей). С ним связан обычай самобичевания в знак памяти о «великомученике» Хусейне, внуке Мухаммеда, сына Али. 
     В своюочередь сунниты признают четыре школы мусульманского законодательства, называемые «мазхабами»: ханафитский, ханбалийский, маликитский и шафиитский. При этом ханбалиты исторически выступали против той идеолого- правовой базой, из которой в будущем получила свое дальнейшее развитие радикальная идеология. Данный факт произошел по большей мере вследствие того, что в данном мазхабе самое скрупулезное внимание было уделено вопросам – бида - «греховных» нововведений . Нужно отметить, что все школы признают законность друг друга. Мусульманин вправе выбрать любую из этих школ, к тому же фанатичная приверженность какому-либо из мазхабов порицается.
     И. Гольдциер говорил о причине появления сект в мире: «На первом плане при этом стоят, кажется, не вопросы религии, а вопросы государственного строения. На политические аспекты неизбежно смотрят с религиозной точки зрения, политика облекается в религиозные формы, которые придают политическим раздорам своеобразную окраску».24
     Анализ истории расколов в исламе хорошо показывает, что их создание являлось результатом сформированных в мусульманском обществе в разных исторических ситуациях социально-политических разногласий между разными кланами и династиями, регионами и группировками, а также течениями и партиями.





2§  Социально-политические и идейные истоки формирования суннизма в Дагестане
           Исламна территории Дагестана имеет долгую историю, подобную по времени с четырнадцатилетней историей самой религии. Столетиями Дагестан был главной составной частью великой мусульманской культуры, которая была достигнута в дооктябрьский период мусульманами Дагестана. Древнюю историю в Дагестане также имеет и суннизм-«сердце» ислама, как говорят, его главная духовная составляющая.
          Распространение ислама в Дагестане началось с территории Дербента через Бабуль Абваб «Узел Ворот», который служил узловым пунктом взявшим Северный Кавказ с Закавказьем, со странами Ближнего Востока, участком очень важного экономико-стратегического значения.
          Как пишет Малашенко А.В., «Ислам всегда был и остается не только религией, но и фактором, формирующим этническую идентичность, социальное устроение мусульманской общины, влияющей на ее политические ориентации».25
     Ислам в Дагестане, а он преимущественно суннитский, имеет специфические черты, которые обусловлены этнокультурными особенностями мусульманских народов этого региона. Ислам на Кавказе выполнял и выполняет по сей день разнообразную роль и проявляется во всех сферах общественной жизни. Специфическими чертами, присущими лишь исламу на Кавказе, могут быть: многоликость, которая исходит из этнического разнообразия кавказских мусульман, тесное сплетение с местными устоями, обычаями и нравами.
     Анализируя роль суннизма в  исторических судьбах дагестанцев, известный российский исламовед А. Р. Шихсаидов пишет, что «арабская колонизация, проникновение в Дагестан арабского языка и проблема местных языков; ислам и языческие верования; земельные отношения и социальная жизнь; культурные контакты с народами Переднего Востока и Средней Азии; памятники письменной культуры, становление местной арабо- мусульманской литературной традиции; народно-освободительные движения - это только часть научных проблем, изучение и освещение которых немыслимо в отрыве от «мусульманского контекста». 26
     После завоеванияИрана войска мусульман начинают продвижение на Кавказ, который оказался на северных границах Арабского халифата. И вскоре достигают территории Дагестана, жители которого исповедовали различные религии: зороастризм, иудаизм, христианство, и даже здесь все еще широко бытовали языческие культуры.27
     Дагестан, расположенный на Восточном Кавказе, представлял для арабов особый интерес, поскольку его территория являлась связующим звеном между странами Восточной Европы и Передней Азии. Дагестан был важный стратегический участок, через  который проходила северная граница халифата, охране этого района всегда придавалось очень большое значение.28
     А. Авксентьян пишет: «Узок и тесен Дербентский проход. Стань лицом к восходу солнца, и откроется даль безбрежного моря. Повернись  на запад и перед тобой встанут горы, уступами поднимающиеся все выше и выше и уходящие вдаль на полторы тысячи километров до самого Черного моря. Скалистый хребет надежно прикрывал тыл Северного Кавказа от нападений с юга. Поэтому еще полководцы античных времен обращали взоры к узкой полосе ровной земли у Дербента, когда надо было провести войска  из Ирана или Закавказья на Северный Кавказ или наоборот. Этот проход издавна называется Каспийскими воротами».29
     Через территорию Восточного Кавказа проходил путь, соединявший Восточную Европу со странами Востока, что все больше и больше подогревали желание арабов укорениться в бассейне Каспийского моря.
     Усиление арабской власти на Восточном Кавказе привело бы не только к захвату главного торгового пути, перспективы развития которого были все более обнадеживающими, что позволило бы арабам непринужденно эксплуатировать наиболее богатые части Закавказья и Ближнего Востока. Итак, перечисленные обстоятельства стали причиной, по которой арабы так настойчиво и упорно, начиная с самой середины VII и до начала IX века, т.е. в течение ста пятидесяти лет, стремились укрепиться в Дагестане. Подчинив себе Восточное Закавказье, в середине V века, арабские войска направились к Дагестану, основной целью которых было укрепиться в районе Дербента.
     Известный ученый в стране А.Р.Шихсаидов делит арабские завоевания в Дагестане на три этапа, которые отличаются друг от друга как формами подачи и методами насаждения, так и внешними, и внутренними социально-экономическими условиями и в халифате, и непосредственно Дагестане. Первый этап- от начала арабских завоеваний.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44