VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально-педагогическое сопровождение первоклассника

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002341
Тема: Социально-педагогическое сопровождение первоклассника
Содержание
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики



Буланова Надежда Михайловна
Социально-педагогическое сопровождение первоклассника 
в период адаптации


БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

Направление подготовки – Педагогическое образование 
Профиль – Начальное образование

(очная-заочная форма обучения)






Научный руководитель:                                                                                                               

П. п. н. профессор Сергеева 
Валентина Петровна
                                                                                                                  (подпись)       
	

И. о. зав. кафедрой:                                                                                                
К. п. н. Никитина
Элеонора Константиновна                                                                     (подпись)                    





Москва, 2017
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЕ



1.1.
Теоретические аспекты адаптации первоклассника к школе в отечественной и зарубежной науке

1.2.
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста

1.3.
Специфика социально-педагогического сопровождения первоклассника в период адаптации к школе

1.4
Роль учителя в социально-педагогическом сопровождении первоклассника в период адаптации к школе

Выводы по 1 главе



ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ



2.1.
Структура, содержание и формы социально-педагогического сопровождения первоклассника в период адаптации к школе

2.2.
Критериальная оценка адаптации первоклассника к школе в процессе социально-педагогического сопровождения 

2.3
Анализ опытно – экспериментальной работы по социально-педагогическому сопровождению первоклассника в период адаптации к школе

Выводы по 2 главе
  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ



ПРИЛОЖЕНИЕ





















Введение
     Актуальность исследования проблемы. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику в начальной школе, был разработан и в настоящее время реализуется новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения [1]. 
     В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых умений, знаний на основе формирования умения учиться. 
     Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья и т.д.
     Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красной нитью обозначена в ФГОС НОО. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». 
     Учителя начальной школы с давних пор задавались вопросами: зачем и как, кого и в какую школьную жизнь вводить ребенка? Ведь от того, насколько благоприятно пройдет период вступления в школьную жизнь, зависит все дальнейшее пребывание детей в школе.
     Российский психолог, один из ведущих исследователей психического развития дошкольников, Л.А. Венгер утверждал, что «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» [2]. 
     Авторы-составители Н.Б. Говоркова и Г.Г. Кукушкина в своей книге «Первые дни ребенка в школе» отмечают, что если человек в первые десять лет своей жизни терпит неудачи (а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к десяти годам от его уверенности в себе не остается и следа, мотивация пропадает, человек мирится с неудачами [3].
     Возраст от пяти до десяти лет считается с этой точки зрения критическим. Неудачи, с которыми надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребенку удается добиться успехов в школе, у него есть шанс на успех в жизни. Свою задачу, как учителя, по данной проблеме я вижу в том, чтобы обеспечить жизненный успех ребенка, сохранить его психическое здоровье, эмоциональное благополучие.
     «Первоклассник – это человек, который еще хочет ходить в школу» – пишет в своей статье в журнале «Начальная школа» C.В. Попова [4]. Школа – это совершенно новая жизнь, создающая для ребенка такие формы регламентации жизни, с которыми он еще не сталкивался. Беззаботность и погруженность в игру, характерные для дошкольников, сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений, таких как:
? четкое соблюдение режима дня, 
? подчинение разнообразным нормам и правилам школьной жизни, 
? систематический и напряженный труд, 
? выполнение требований учителя, 
? необходимость аккуратно делать домашние задания и т.д. 
     Великий педагог К.Д. Ушинский советовал родителям: «Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает… Вы приготовляете ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны…» [5].
     Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями. Процесс привыкания и приспособления, т.е. адаптация первоклассника к новым для него условиям школьной жизни, у каждого ребенка протекает по-разному. 
     Школьная адаптация – одна из первых ступенек на пути к успешному обучению. Считается, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияет и специфика школы, и характер ребёнка, и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса, и другие факторы. И здесь не обойтись без помощи и учителя, и родственников (родителей и бабушек с дедушками). Процесс социально-педагогического сопровождения объединяет основные институты социализации: семью и школу.
     В зависимости от того, какие конкретные задачи решаются в социальной педагогике, сопровождение рассматривают как сопровождение педагогическое, социальное и социально – педагогическое.
     Сущность социально – педагогического сопровождения будущих первоклассников по подготовке к школьному обучению можно определить, как совместное взаимодействие социального педагога как сопровождающего, и воспитанника как сопровождаемого, с целью обеспечения сопровождаемого наиболее целесообразной для него помощью, поддержкой, стимулированием действий, осмыслением определенных проблем или возникших у сопровождаемого трудностей.
     Степень разработанности проблемы исследования. Проблемой школьной адаптации в течение длительного времени занимались исследователи: Г.М. Бреслав, А.И. Жмирикова, В.В. Новиков, В.Е. Таранов и др. Об адаптации учащихся к образовательной деятельности писали: Э.М. Александровская, Ш.А. Амонашвили, С.М. Громбах, А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, Д.В. Ольшанский, В.Я. Ляудис, В.С. Мухина. А.А. Налчаджян, Я.Ч. Щепаньский и др.
     Смена модели воспитания и обучения детей, особенно будущих первоклассников, с общественной модели на семейную модель, привело к тому, что большинство родителей просто не готовы нести ответственность за осуществление этой деятельности. У одних не хватает психологических и педагогических знаний и информации по вопросам воспитания детей, другие просто не считают отсутствие таковых знаний проблемой как таковой.
     Незначительное количество работ по социально-педагогическому сопровождению первоклассника рассматривается в многочисленных исследованиях, посвященных готовности детей к обучению в школе и социально-педагогическому сопровождению семьи. В связи с новыми требованиями к образовательным программам и внедрением в образование УУД не до конца раскрыто социально-педагогическое сопровождение первоклассника в процессе адаптации к школе. Поэтому вопрос об организации социально - педагогического сопровождения первоклассников по вопросам адаптации к школьному обучению является на данный момент весьма актуальным.
        Анализ исследований по социально-педагогическому сопровождению первоклассника в период адаптации позволил сформулировать проблему исследования: какова специфика и содержание деятельности в социально-педагогическом сопровождении первоклассника в период адаптации к школе?
     Цель исследования: изучить и экспериментально проверить социально-психологическое сопровождение первоклассника в процессе адаптации. 
     Объект исследования: процесс адаптации первоклассника к обучению в школе.
     Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение первоклассника в период адаптации к обучению в школе. 
     Гипотеза исследования: социально-педагогическое сопровождение первоклассника в период адаптации будет успешным, если:
? изучить теоретические основы адаптации первоклассника к школе;
? обосновать специфику социально-педагогического сопровождения первоклассников;
? определить опытным путем эффективность социально-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации.
     В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты адаптации первоклассника в школе на основе исследований отечественной и зарубежной литературы.
2. Обосновать специфику социально-педагогического сопровождения первоклассника и роль учителя в период адаптации к школе.
3. Выявить психолого-педагогические особенности младшего школьника в период адаптации.
4. Разработать содержание и формы социально-педагогического сопровождения первоклассника в период адаптации к школе.
5. Определить критериальную оценку адаптации первоклассника к школе в процессе социально-педагогического сопровождения и апробировать данный процесс опытно-экспериментальным путем.
     Методы исследования: анализ, обобщение, сравнение, наблюдение.
     Теоретико - методологическая основа исследования выстроена с учетом следующих положений:
     – о подготовке детей к обучению в школе, об адаптации учащихся к школе (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Н.Ф. Талызина, Т.В. Тарунтаева, М.И. Лисина и др.);
     – о психологической готовности ребенка к школьному обучению (Л.И. Айдарова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Н.И. Гугкина и др;
     – об адаптации учащихся к образовательной деятельности (Э.М. Александровская, Ш.А. Амонашвили, С.М. Громбах, А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский и др.);
     – современные теории и концепции развития личности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев. С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Обухова, И.И. Ильясов, В.М. Минияров, Дж. Келли, А. Маслоу и др.); 
     – ценностно-смысловые основания метода сопровождения (М.Р. Битянова, Э.М. Александровская, Е.И. Казакова, Г. Бардиер и др.).
     Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
     Теоретические – анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; 
     Эмпирические – беседа; педагогическое наблюдение за деятельностью первоклассников в образовательном пространстве школы, педагогический эксперимент;
     Математические – количественный и качественный анализ полученных данных.
     Опытно - экспериментальная база исследования: ГБОУ школа №1360 г. Москвы. В экспериментальной работе приняли участие учащиеся 1А и 1В класса в количестве 25 человек. 
     Исследование проводилось в период с ноября по апрель 2017 г.
     Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
     Объем дипломной работы представлен на   00 страницах печатного текста компьютерного набора, 00 наименованиями списка используемых источников, 0 таблицей и 0 рисунком.

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЕ
1.1 Теоретические аспекты адаптации первоклассника к школе в отечественной и зарубежной науке
     Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
     Представления о школе у будущего первоклассника связаны не только с учением. Прежде всего, школа для него является символом взрослости.
     Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ведущий вид деятельности ребенка – игра – сменяется на учебную деятельность. Изменения в жизни ребенка вызывают необходимость активизации адаптационных резервов ученика начальной школы (А. Я. Варламова) [6]. 
     Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.
     У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается.
       За основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идет вслед за развитием, поскольку признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. Но вместе с тем в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского показано, что обучение стимулирует развитие. Таким образом, подтверждается идея Л.С. Выготского, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия – «Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии», «обучение … может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах» [7, 13].
     Школа – это новый этап в жизни ребенка, возникновение новой социальной роли (школьник), в связи с которой появляются новые требования и правила, которые контролирует учитель. Перед ребенком стоит задача успешного овладения учебной деятельностью. Процесс освоения новой роли и является адаптацией.
     Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Все составляющие взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и выполнять школьные правила.
     От адаптации ребенка в начальной школе зависит вся его дальнейшая жизнь: если не привить любовь к учебной деятельности, если не создать ситуацию успеха, не развить качества его личности, если ребенок не научиться дружить и общаться, то он потеряет интерес к обучению.
     Термин «адаптация» был впервые введен Х. Айберхом в 1865 году для обозначения изменения чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В переводе с латинского «адаптация» – это «прилаживание», т.е. приспособление организма, личности к характеру отдельных воздействий или к измененным условиям жизни в целом (В.М. Дружинин) [8].
      Адаптация в биологическом смысле – приспособление строения и функций организма к условиям среды. 
     Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. 
     Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.
     Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. 
     Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития. Изучением вопроса школьной дезадаптации занимались психологи Н.Н. Заваденко, Г.М. Чуткина, и др. А.С. Петрухин [9, 23].
     Цель адаптационного периода – создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
     Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
     По мнению О.А. Кочеренко, адаптационный период первоклассника состоит из нескольких этапов: ориентировочного, первичной адаптации, этапа преодоление трудностей [10].
     Ориентировочный этап длится с марта по сентябрь (запись ребенка в школу). Основная цель – ознакомление с особенностями организации педагогического процесса в школе. 
     Этап первичной адаптации длится в течение первых двух месяцев пребывание первоклассника в школе. Основная цель – сохранение и укрепление психического здоровья детей.
     Этап преодоления трудностей адаптации осуществляется во второй половине года и предполагает комплексную психолого-педагогическую помощь первоклассников с трудностями в адаптации к школе. Основная цель – преодолеть различные нарушения обучения, наладить эмоциональное благополучие и личностное развитие первоклассника. 
     Анализ литературы позволил установить, что проблемой адаптации в течение длительного времени занимались: Г.М. Бреслав, А.И. Жмирикова, В.В. Новиков, В.Е. Таранов и др. Незначительное количество работ по школьной адаптации растворяется в многочисленных исследованиях, посвященных готовности детей к обучению в школе. ?
     Три уровня школьной адаптации (высокий, средний, низкий) со следующими критериями выделяют Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько [11]:
     Уровни школьной адаптации	Таблица №1
Успешность обучения (успеваемость в овладении знаниями, умениями и навыками по основным предметам, отношение к учению).
     
Положение в структуре межличностных отношений (статус, эмоциональное самочувствие, общительность).
     
Общественная активность (участие в общественно-полезной деятельности, самостоятельность, инициативность).
     
     Ребенок, поступивший в школу, не сразу становится школьником. Ему требуется определенный этап адаптации, в ходе которого его прежний опыт взаимоотношения с окружающими, все привычные стереотипы поведения преобразуются в соответствии с новыми условиями. В случаях, когда прежний опыт вступает в противоречие с новыми требованиями, возникают неблагоприятные последствия для психического развития ребенка. Как отмечают исследователи, успешность прохождения ребенком переходного периода зависит, прежде всего, от психологической готовности ребенка к школьному обучению.
     Проблемой адаптации детей, их психологической готовности к школьному обучению занимались отечественные и зарубежные ученые.
     В отечественной психологии адаптация стала рассматриваться с появлением теории предметной деятельности А.Н. Леонтьева, сформулированной им в начале 70-х годов 20 века. Ученый пришел к выводу, что адаптация носит скорее социальный, нежели биологический характер, поэтому он толковал адаптацию в терминах «присвоения» и «овладения» миром общественных предметов. Таким образом, по Леонтьеву, адаптацию можно охарактеризовать как активное освоение природной, а также социальной среды во всем многообразии ее сфер – экономической, политической, социальной и духовной [12].
     Такие ученые как Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман, в качестве критерия перехода в новый возраст называют развитие у детей произвольности поведения и процесс формирования «внутренней позиции школьника» [13, 14]. Период адаптации к школе Г.А. Цукерман называет своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений с взрослым, сверстником и самим собой [15]. 
     В исследованиях Е.Е. Сапоговой в качестве критерия начала перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту выделяется сформированность воображения и символической функции сознания ребенка [16].
     Понятие «адаптированность» («устойчивая адаптация») является синонимом «нормы», «здоровья». Под устойчивой адаптацией понимают те регуляторные реакции, психическую деятельность, систему отношений и т.д., которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных экологических и социальных условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения (Н.Я. Кушнир) [17].
     В широком смысле «школьная адаптация» – «это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности» (И. В. Дубровина). При этом важно, чтобы приспособление было осуществлено ребенком без внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, снижения самооценки [18].
      Вопрос адаптации к школе рассматривала Л.М. Костина, выявляя возможность влияния на школьную адаптацию коррекции уровня тревожности у детей методом игровой терапии в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях. На основании наблюдений был сделан вывод об эффективности метода игровой терапии в коррекции уровня тревожности у дошкольников, что позволяет повысить уровень их школьной адаптации и успеваемость в первом классе [19]. 
     Анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе провела М.В. Ускова. Был сделан вывод, что в большей степени на дезадаптацию влияет гиперкинетический синдром, инертность нервной системы, неготовность к школе [20].
     Критерии готовности ребёнка к обучению в школе, к школьной адаптации разработала Д.Н. Маркович. Предложенные ею общие рекомендации по адаптации первоклассников и подводят к тому, что адаптация во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью [21].
     Успешная адаптация ребенка к школе, утверждает И.Н. Агафонова, зависит от системы межличностных отношений, в которую вступает первоклассник с первых дней нахождения в коллективе сверстников и учителей [22]. Поэтому очень важно, чтобы у школьника были сформированы личностные качества, представленные в таблице 2.
Качества, необходимые первокласснику для успешной адаптации в коллективе сверстников и учителей                                             
Таблица № 2
	Качества 
Виды поведения и деятельности
Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности
? Желание участвовать в совместной деятельности;
? позитивные переживания в процессе совместной деятельности, уверенность в успехе, получении положительных эмоций от удачной совместной деятельности;
? адекватная эмоциональная реакция на ошибки и неуспех своей (товарища) деятельности;
? желание принимать помощь других.

Деловое отношение в совместной деятельности на уроке
? Умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней;
? умение взаимодействовать в условиях совместной работы.
? новые социальные роли, связанные с реализацией межличностных отношений:
? понимание того, что я как ученик класса – часть классного коллектива (понимание важности коллективного познания для себя и для других);
? желание быть соучастником общего дела (на фоне высокой мотивации к совместным формам деятельности).

Умение презентовать себя
? Рассказывать о себе, о своих возможностях, объективно их оценивать;
? выслушивать мнение участников деятельности о своей работе;
? высказывать свое мнение о доступном результате деятельности.
     
     Рассматривая адаптацию ребёнка к школе, исследователи Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько выделяют уровни, механизмы и показатели адаптации [11, 23], сгруппированные в таблице 3. 
Показатели адаптации ребёнка к школе                                Таблица №3
Уровни
Характеристика уровней
Высокий
– Положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи;
– прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе;
– всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
– занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний
– Положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний;
– понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи;
– сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, не только при его контроле, но и тогда, когда занят чем-то интересным для себя;
– общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
Низкий
– Отрицательно или равнодушно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение;
– наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно;
– необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого;
– сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха;
– для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей;
– общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания;
– близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям только часть одноклассников.
     Итак, основными показателями успешной социально – психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с одноклассниками и учителем, овладение навыками учебной деятельности.     В параграф 2.2
     Т.В. Дорожевец расширяет диапазон критериев и показателей адаптации ребёнка к школе, предлагая её трёхкомпонентную модель [24], представленную тремя составляющими на рисунке 1.
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
     Рисунок 1 – Схема трехкомпонентной модели школьной адаптации 2.2
     При этом академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни, социальная – отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу, а личностная – характеризует уровень принятия ребёнком самого себя как представителя новой социальной общности.
     Согласно исследованиям М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности [25] представленные в таблице 3: 
     Этапы процесса адаптации ребенка к школе                     Таблица №3
     
Этапы
Характеристика этапов
Первый этап
ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
Второй этап
неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап
     период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

     
     Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка – те факторы, которые невозможно быстро изменить. Однако можно существенно облегчить адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий, учебная и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.
     С учетом выше сказанного, представим в таблице 4 этапы социально-психологической и физиологической адаптации и основные проблемы в поведении и деятельности первоклассника.
Характеристика процесса адаптации первоклассника к школе
Таблица№ 4
Виды адаптации
Этапы и сроки адаптации
Основные проблемы в поведении и деятельности ребенка
Социально-психологическая 

1-2 месяца
(56% первоклассников)

- трудности выполнения правил поведения; 
- сложности в контактах со сверстниками и с педагогом; 
- неадекватная оценка ситуации; 
- трудности организации учебной деятельности;
- снижение учебной мотивации;
- повышенная тревожность.


3-4 месяца

(30 % первоклассников)



не адаптируются
(14 % первоклассников)





Физиологическая

Этап 1
«Физиологическая буря»
2-3 недели
- низкий уровень работоспособности; 
- неустойчивость работоспособности;
- высокое функциональное напряжение;
- повышенная утомляемость;
- сложность концентрации внимания;
- низкий произвольный контроль деятельности;
- сложности в реализации познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление и т.п.);
- обострение хронических заболеваний;
- снижение сопротивляемости организма;
- появление неврозоподобных расстройств.


Этап 2
«Неустойчивое приспособление»
2-3 недели


Этап 2
«Относительно устойчивое приспособление – адаптация»
2-3 недели

     Исходя их этого, отметим, что в отечественной литературе в самом распространенном значении школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Развитие отдельных органов и систем организма ребенка должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды. В противном случае процесс адаптации затягивается, идет с большим напряжением, т. к. дети, функционально не готовые к обучению, имеют более низкий уровень работоспособности.  Основные показатели успешной адаптации или ее срыва показаны в таблице 4. 
     Основные показатели успешной адаптации и причины ее нарушения
     Таблица №5 2.2?
Виды адаптации
Характеристика
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка
? Сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
? установление контакта с учащимися, с учителем;
? формирование адекватного поведения;
? овладение навыками учебной деятельности.
Основные причины нарушения (срыва) адаптации
? Неадекватность требований педагога, родителей; 
? стресс ограничения времени; 
? перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические); 
? несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям; 
? нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий; 
? нарушения психического и физического здоровья; 
? психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения. 
     Результатом успешной адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.
     Первый класс школы – один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей. Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих взрослых.
      Отсюда следует что, в своем исследовании под «адаптацией» будем понимать процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования.
     В заключение можно сформулировать основные показатели адаптации, которые необходимы соблюдать, помогая ребенку стать учеником: вера и любовь к ребенку; надежда на его успех; организация его жизни; 


1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
     Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы. Сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника характеризует весь период младшего школьного возраста. Советский психолог Д.Б. Эльконин отмечал, что «дошкольный и младший школьный возраст – одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством».?
     В нашей стране название возраста «младший школьный» воспринимается как единственно возможное, а в зарубежных исследованиях его название дебатируется: «раннее школьное детство» (Д. Бромлей), «второй период детства» (Г. Гримм), «препубертатный возраст» (Э. Эриксон) и пр. ?
     Сроки начала и окончания младшего школьного возраста, психологическое содержание ведущей деятельности неоднозначно трактуются отечественными и зарубежными психологами. По поводу хронологических рамок данного возраста в научной литературе существуют разночтения. 
     За рубежом хронологические границы данного возраста колеблются от 5 - 8 лет (нижняя граница) до 11 - 13 лет (верхняя граница).
     У отечественных авторов нет единодушия в этом вопросе. Так, например, хронологические рамки данного возраста в концепциях отечественных психологов определены по-разному, таблица 5.
Возрастные границы начала и окончания младшего школьного возраста
Таблица №5
Отечественные психологи
Возраст, 
лет
Л.С. Выготский
от 6 до 11
А.А. Люблинская
от 7 до 12
Л.И. Божович
от 7 - 8 до 9 - 11
Д.Б. Эльконин и А.Л. Венгер
от 6 до 9

     Границы младшего школьного возраста на современном этапе устанавливаются с 6-7 до 9-10 лет. Этот возраст совпадает с периодом обучения в начальных классах. 
     Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей.
В этом возрасте протекает последующее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, что и обеспечивает возможность регулярного обучения в школе. В первую очередь, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Можно проследить неравномерность психофизиологического развития у разных детей, а также различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки, как правило, идут впереди мальчиков.  В результате.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%