VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально-педагогическое сопровождение развития коммуникативных способностей младших подростков во внеурочной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010902
Тема: Социально-педагогическое сопровождение развития коммуникативных способностей младших подростков во внеурочной деятельности
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)


Факультет психологии
кафедра общей и педагогической и психологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

на тему: «Социально-педагогическое сопровождение развития коммуникативных способностей младших подростков во внеурочной деятельности»
КРИВУЛЕНКО Екатерины Евгеньевны

по направлению подготовки 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование»
профиль – Психология и социальная педагогика

 

Руководитель ВКР                                                 Рачковская Н.А., 
                                                                                 Профессор,
                                                                                 доктор педагогических наук

                                                                                                                             
                                                                                 (подпись                          дата)          




Москва 
2018
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ	9
1.1.	Соотношение понятий «коммуникативные способности» и «ораторские способности»	9
1.2.	Психолого-педагогические особенности детей младшего подросткового возраста	20
1.3.	Содержание, формы и методы социально-педагогического сопровождения развития коммуникативных способностей младших подростков во внеурочной деятельности.	31
Выводы по Главе 1	35
ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ	36
2.1. Исследование уровня развития коммуникативных способностей младших подростков во внеурочной деятельности	36
2.2. Реализация программы социально-педагогического сопровождения развития коммуникативных способностей младших подростков во внеурочной деятельности	45
2.3 Анализ эффективности разработанной программы	53
Выводы по Главе 2	57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	59
Список литературы	63
ПРИЛОЖЕНИЯ	67













ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность исследования. Каждому человеку, живущему в обществе, приходится регулярно вступать во взаимодействие с другими людьми. От успешности этих контактов, зависит реализация им своих потребностей, эмоциональный комфорт. Успешность общения зависит от многих факторов. Сюда входят и личностные качества, и условия, в которых протекает общение, а также знания, умения и навыки эффективного общения. Данный набор является индивидуальным для каждого человека. Совокупность значимых отличий от других людей в психологии называют индивидуальностью. Коммуникативные способности являются одной из составных частей индивидуальности человека, обеспечивают успешность становления человека как субъекта общения. 
     Проблему индивидуальных различий людей в отечественной психологии рассматривали Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. Н. Леонтьев. Ученые доказали, что способности определяют успешность овладения человеком какой-либо деятельности. Успешность овладения человеком эффективного взаимодействия предполагает наличие у него коммуникативных способностей. Коммуникативные способности в отечественной психологической науке изучали А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, Л. И. Уманский, М. И. Лисина, А. А. Бодалев, А. В. Батаршев.
     Коммуникативные способности развиваются на протяжении всей жизни, в процессе социализации личности, пик развития этих способностей приходится на подростковый возраст, когда общение является ведущим видом деятельности.
     Подросток, на которого оказывают влияние различные факторы (такие как социальная среда, стандарты обучения и воспитания, конфигурация семьи), не может найти себя, правильно социализироваться.
     Помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков должна быть направлена на развитие социального интеллекта учащихся, признания чужого и собственного «Я» ценностями наивысшей значимости, на практическое решение проблем межличностного общения. А также позволить подросткам реализовать прогрессирующую в данном возрасте потребность в самопознании.
     Под коммуникативными способностями подростка, как средства их социальной адаптации, исследователи понимают комплекс индивидуально-психологических качеств личности школьника социальной направленности (контактность, эмпатия, доброжелательность); уровень знаний, способностей и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуациях и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
     Коммуникативные умения входят в структуру коммуникативных способностей (позитивное эмоциональное восприятие человека человеком, умение и способность установить контакт, соблюдение в общении социальных норм поведения и т.д.) индивида. Они являются необходимым условием нормального психического развития (эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики), позволяют устанавливать контакты с окружающим миром и проявляется в культуре его поведения.
     Таким образом, формирование и развитие коммуникативных способностей подростка является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
     Д.Б. Эльконин полагал, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками.  Построенное на основе полного доверия и общности внутренней жизни, личное общение становится той деятельностью, внутри которой у подростков оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее.
     Поэтому формирование коммуникативных способностей должно стать главной целью современной психологии. Данная проблема стала предметов особого внимания педагогов и психологов. Она широко раскрывается в психолого-педагогическом аспекте (Б.Г. Ананьев, А.А. Добрович, В.А. Кан-Калик, Л.И. Карлинская, А.В. Мудрик, Р.С. Немов, Ю.М. Орлов, В.Н. Панферов, Л.А. Петровская и др.). Учеными выявлена сущность коммуникативных способностей, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы способностей и др.
     Сформировать коммуникативные способности, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
     Формирование данных умений видится нами как поэтапный процесс развития у младших подростков способности к речевому общению и умения слушать, на метапредметном уровне, включающем различные аспекты процесса речевого общения: чтение, слушание, письменная и устная речь, этика речевого общения.
     В этом контексте общение и его значение для развития личности - важная проблема научных исследований, однако она остается в недостаточной мере изученной и научно обоснованной.
     Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием следующих противоречий: 
     - между социальной потребностью в формировании гуманных межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков; 
     - между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточной разработанностью методики психолого-педагогической работы с подростками; 
     - между ориентацией образовательной парадигмы на приоритет всестороннего развития личности и недостаточным использованием технологии личностно ориентированного подхода к школьникам младшего подросткового возраста в тренингах по развитию коммуникативных способностей. 
     В поисках средств преодоления возникших противоречий сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей младших подростков?
     Объект исследования - развитие коммуникативных способностей младших подростков.
      Предмет исследования - содержание, формы и методы развития коммуникативных способностей младших подростков во внеурочной деятельности.
     Цель исследования: выявить уровни развития коммуникативных способностей младших подростков и разработать, апробировать и оценить эффективность программы социально-педагогического сопровождения развития коммуникативных способностей младших подростков во внеурочной деятельности.
     Гипотезой исследования является предположение о том, что уровень сформированности коммуникативных способностей младших подростков станет выше при реализации социально-педагогической программы, которая включает:
     - развитие коммуникативных навыков.
     - формирование навыков позитивного общения.
     - развитие ораторских способностей.
     - создание во внеурочной деятельности условий для раскрытия индивидуальности каждого подростка.
     Задачи исследования:
     1) изучить теоретические аспекты социально-педагогического сопровождения развития коммуникативных способностей младших подростков;
     2) исследовать уровень развития коммуникативных способностей младших подростков;
     3) разработать и апробировать социально-педагогическую программу, направленную на развитие коммуникативных способностей у школьников младшего подросткового возраста;
     4) выявить и проанализировать эффективность разработанной программы.
     Методы исследования:
     Обзорно-аналитический метод, позволяющий изучить, проанализировать и обобщить педагогическую, психологическую, методическую литературу по исследуемой проблеме.
     Метод педагогического наблюдения, с помощью которого выявлялось взаимодействие детей друг с другом.
     Метод тестирования, с помощью которого выявляется уровень развития коммуникативных способностей детей.
     Экспериментальный метод заключается в разработке экспериментальной апробации и внедрении в практику социально-педагогической программы, направленной на развитие коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста.
     Методики, использованные в исследовании:
     «Тест коммуникативных умений Михельсона» (Адаптация Ю.З. Гильбуха), направленный на определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений
     «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера для определения уровня контроля при общении с другими людьми.
     «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина (КОС); 
     Авторская экспресс-анкета на выявление страха у младших подростков при публичном выступлении.
     Структура исследования. Представленная работа включает введение, две главы, заключение, глоссарий, список литературы и приложения.
     База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № 1679 «Школа здоровья» г. Москва, Новопетровская улица, д. 1А.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
     
     1.1. Соотношение понятий «коммуникативные способности» и «ораторские способности»
     Для того, чтобы дать определение «коммуникативным способностям», нужно разобраться что такое общение, и что оно собой представляет. Наиболее распространенным является определение, которое включает в себя обмен или передачу информации от одного человека к другому. В целом общение является очень сложной и всесторонней деятельностью, которая требует нестандартных знаний и умений, которые человек осваивает в процессе своего социального опыта, накопленного предшествующими поколениями. 
     Проблема общения является не новой для  современной психологии. Еще в 20-е годы  нашего  столетия В.М. Бехтерев изучал проблему влияния общения на психические процессы. Немного позже эта проблема изучалась так же Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, В.Н. Мясищевым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и другими отечественными психологами, которые рассматривали общение, как важное условие психического развития человека.
     Огромный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии – Л.С. Выготский. Согласно его мнению, в процессе индивидуального развития первичными являются такие формы человеческого общения, как взаимодействие двух индивидов, отношения диалога, спора и т.д. 
     Из различных теорий общения, одной из известных является теория Зигмунда Фрейда, которая основанная на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Люди склонны с уважением относиться друг к другу, облеченному властью, например, к начальнику – нам он напоминает кого-то из родителей. 
     Согласно теории Джорджа Хоуманса, люди общаются друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Из его теории становится понятно, почему люди ведут себя с другими так или иначе.
     Джордж Герберт Мид считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Когда знакомый подмигивает, интересует, что он подразумевает: стремится поухаживать, вместе посмеяться над шуткой, не исключено, что он просто страдает нервным тиком. Мы разгадываем намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт. Такой процесс сложен, но он проявляется почти во всех взаимоотношениях с другими людьми. Люди способны на это, потому что с детства приучены придавать значение предметам, действиям, событиям. 
     Потребность в общении является не врожденным качеством, а возникает в результате жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающими. Динамика в развитии общения меняется: от младшего к старшему возрасту увеличивается интенсивность общения, расширяется круг общения, а главное – возрастает потребность в общении со сверстниками.
     Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала общения в школе, а еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
     Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую информацию для его индивидуального развития. Предметная деятельность появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни, но она также выступает как условие и средство психического развития. 
     В общении со взрослыми, ребенок усваивает социальный опыт, а вступая в контакты со сверстниками, – обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует представление о себе.     
     Социальный смысл общения состоит  в том, что оно выступает средством передачи культуры и общественного опыта. Помимо этого, в процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого.
      Таким образом, можно сказать, что общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, восприятия и понимания другого человека; это то, что обеспечивает коллективную деятельность, но обеспечивает ее не прямо. Представим себе такую деятельность, например, субботник: уборка школьной территории. Эффективной она будет только в том случае, если изначально будут четко распределены обязанности и поставлены конкретные задачи, а это возможно, если каждый участник будет взаимодействовать друг с другом. Такое взаимодействие еще не общение, но оно невозможно без общения.
     В соответствии с этим определением, в общении выделяются три взаимосвязанные стороны: коммуникативная (обмен информации между общающимися людьми),  интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятия друг друга партнерами по общению). Рассмотрим более подробно  коммуникативную сторону.
     Понятие коммуникация (от лат. communicаtio, communico – делаю общим, связываюсь, общаюсь) – это передача информации по каналу связи, обозначающая, как процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь, сообщающую о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
     Коммуникабельность – это склонность или способность к лёгкому установлению контактов и связей. 
     Следуя этому, коммуникабельный человек – это человек, которому не доставляет трудностей устанавливать контакты с другими людьми; приятный в общении.
     Требования к личности человека и умению общаться и устанавливать контакты с окружающими их людьми с годами становятся все больше. Чтобы помочь ребенку справиться с такой проблемой, необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных способностей.
     Одной из трудностей рассмотрения проблемы коммуникативных способностей является разнообразное понятие «способности». Б.М. Теплов, под определением способностей понимал такие «идивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей» и, не сводятся «к наличию навыков, умений или знаний, могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков». [49, с. 16].
            По его мнению, в понятии «способности» включено несколько идей:
     «во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого. 
     во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. 
     в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека». [49, с. 16].
     Проанализировав психологическую литературу, были выявлены наиболее общие определения понятия «коммуникативные способности».
     К. К. Платонов рассматривает коммуникативные способности как способности к образованию межличностных отношений, обеспечивающие успешную коллективную деятельность и нахождение в ней каждой личностью своего места, а также сплочение коллектива, способность привлекать к себе людей. [44, с. 128].
     Л. А. Михайлов определяет коммуникативные способности, как способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности. [40, с. 156].
     Теоретическое изучение коммуникативных способностей личности позволило предложить следующее определение:
     Коммуникативные способности – это личностные психологические характеристики индивида, благодаря которым обеспечивается взаимодействие и понимание между людьми в процессе общения и выполнения совместной деятельности.
     Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, нежели необразованные и малокультурные.
     Техника и приемы общения, которые часто применяются на практике, имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых. 
     Дети являются более импульсивными и непосредственными в общении. У них слабо развита обратная связь, в их технике преобладают невербальные средства, общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, со временем совершенствуется и обратная связь.
     Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, обмен информацией, обмен переживаниями. Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности. Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми других людей, самих себя, групп, восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга. [17].
     Коммуникативные способности в отечественной психологии изучали А.Г. Ковалев, Г.С. Васильев, Г.М. Андреева. К.К. Платонов, Л.И. Уманский, М.И. Лисина, А.А. Бодалев, А.А. Кидрон, Н.П. Линькова, А.В. Батаршев.
     В работах Л.Я. Лозован, Г.С. Васильева, В.Д. Шадрикова в основу структуры коммуникативных способностей обуславливают личностные особенности, обеспечивающие эффективность общения человека. Под коммуникативными способностями, Г.С Васильева понимает, часть структуры личности, которая обеспечивает коммуникативную деятельность и ее успешное проявление. [39].
     В.Д. Шадриков рассматривает коммуникативную одаренность как: «…отдельные способности, включенные в систему деятельности. Функционально объединяясь, начинают выступать в режиме взаимодействия… Это взаимодействие способностей и есть одаренность».
     А.А. Кидрон определял коммуникативные способности, как «общую способность, имеющую связь с разнообразными подструктурами личности, которая заметна в навыках субъекта общения регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия и вступать в социальные контакты, а также достигать цели в межличностных отношениях». [28].
     Он считал, что способность личности к коммуникации выражается в способности вступать в различные роли, входить в социальные связи с другими людьми, способность устанавливать взаимопонимание в различных ситуациях, отсюда следует что, навык, является проявлением коммуникативных способностей индивида. [28].
     Благодаря трудам Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Мясищева, Б.М. Теплова, СЛ. Рубинштейна было определено направление научного подхода к проблеме способностей - рассмотрение ее вместе с деятельностью.
     А. А. Леонтьев, в свою очередь, выделяет три компонента коммуникативных способностей. [35].
     Первый компонент - информационно-коммуникативный. Он содержит в себе основные умения начала, поддержания и заключения беседы, обмен высказываниями, определенный опыт и знание собеседника об окружающем мире и о самом себе, на основе которых будет строиться высказывание с использованием основных средств вербального и невербального общения. 
     Второй компонент - аффективно-коммуникативный. Сюда относится умение личности распознавать эмоциональное состояние партнера по общению и применить те образцы поведения, которые будут подчиняться заданным условиям общения. Здесь выделяются такие черты, как отзывчивость, внимательность, уважительное отношение к личности собеседника, склонность к эмпатии. 
     Третий компонент — регулятивно-коммуникативный, характеризуется умением личности устанавливать отношения сотрудничества во время общения, принимать и просить помощь, применять те адекватные методы урегулирования конфликта через компромисс.
      Наряду с коммуникативными способностями исследовались и ораторские способности.
     Так сложилось, что в современном мире большинство людей ассоциируют ораторское искусство с публичным выступлением. Это не удивительно, ведь изначально, еще со времен афинской демократии, ораторским мастерством овладевали те, кто хотел выступать на народных собраниях, политических дебатах, судебных процессах. В демократической Греции и республиканском Риме ораторы, как правило, были главными действующими лицами и на политической арене. Величайшие из ораторов древности являются Перикл, Ликург, Квентилиан, Цицерон, Демосфен, Юлий Цезарь. 
     С древнейших времен и поныне одним из великих мастеров слова считается знаменитый афинянин – оратор Демосфен. Это именно он был тем человеком, который набивал полный рот камней, оттачивая красоту и правильность речи. Как же бывший изначально заикой Демосфен стал лучшим оратором всех времен? Демосфен с рождения был слабым и отстающим в развитии ребенком, а также серьезно заикался и картавил. Но несмотря на это, с ранней юности он мечтал стать оратором. 
     Практически каждому афинскому гражданину в те времена приходилось выступать в суде и в народном собрании. Выдающиеся ораторы пользовались всеобщим уважением. Их выбирали на почетные должности в государстве и отправляли послами в чужие страны.
     Как-то раз Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, покоренная силой его выступления. 
     С этих пор Демосфен забросил все игры и другие занятия: он стал усиленно упражняться в красноречии. 
     Сначала юноша, по обычаям того времени, писал судебные речи для других. Составление речей приносило хороший доход: Демосфен оказался искусным сочинителем. Но это его не удовлетворяло. Он сам хотел выступать перед народом. 
     Однако первое выступление закончилось для Демосфена полным провалом. Толпа осмеяла и освистала его: Демосфен говорил очень тихо, невнятно, заикался, картавил и подергивал время от времени плечом. А потому никому и дела не было до содержания его высказываний. 
     Демосфен решил, во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи. Он уединился и, чтобы не было соблазна нарушить одиночество, обрил себе полголовы. По нескольку часов в день тренировался Демосфен. Он набирал в рот камешков и добивался, чтобы, несмотря на камешки, его речь была чистой и ясной. Развивая силу голоса, Демосфен выходил к морю и старался говорить так громко, чтобы перекричать прибой. Чтобы справиться с картавостью, Демосфен завел себе щенка. Он слушал, как рычит щенок, и пытался повторять за ним «рыкающие» звуки. А избавиться от подергивания плечом Демосфен решил при помощи острого меча. Он подвешивал меч к потолку, вставал так, чтобы острие оказалось над непослушным плечом, и начинал говорить. Если юноша забывался, меч больно колол его. Это заставляло Демосфена все время контролировать свое тело. 
     После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели: он стал выступать перед народом и снискал себе славу великого оратора.
     Сейчас и по сей день люди разными способами обучаются публичному выступлению, ведь каждому человеку рано или поздно приходится выступать перед публикой. Все начинается со школы, затем институт, после этого работа и так далее. 
     В школе, к сожалению, не учат организованной публичной речи. Чаще всего этими умениями люди овладевают при накоплении практического опыта. 
     Независимо от возраста, выступление перед аудиторией, вызывает волнение практически у всех людей. Только взрослые в состоянии держать эмоции под контролем, а детям это сделать сложно, у них еще не работает самообладание. В связи с этим у детей могут возникать различные страхи.
     Страх проигрыша, неправильной строчки в стихотворении, появляется у детей, когда они сравнивают себя с родителями, которые ничего не боятся, и которым все удается. Ребенок находится также в страхе не оправдать родительских ожиданий.
     В основе боязни публичных выступлений находится также страх не соответствовать требованиям социума.
     На смену страхам есть множество способов украсить, дополнить свою речь, так сказать, разрядить обстановку. Одним из них является юмор. 
     Трудно переоценить роль юмора в публичном выступлении. Он уместен в любой аудитории. Юмор – это способ расположить к себе слушателей. Под воздействием юмора у слушающего меняется восприятие действительности и, как следствие, происходит настройка на говорящего, способного рассмешить, вызвать позитивные эмоции. Смех как физиологическая реакция развивает память, ироничный пример делает мысль более запоминающейся. Смех может оцениваться не только как проявление веселья и радости, но и как способ разрядки эмоционального напряжения, усталости. Будучи свойством психики, чувство юмора всегда социально обусловлено и направлено: разная аудитория по-разному воспринимает одни и те же явления. 
     Во время выступления с помощью уместной шутки можно противостоять коммуникативной агрессии, нередкой в недоброжелательно настроенной аудитории.
     Юмор в переводе с латинского - влага. Влага делает речь человека не сухой. «Юмор - это известное настроение духа, при котором человеку кажется все в более смешном виде, чем другим», отмечал Писемский. 
     Основную функцию шутливой речи отметил основоположник учения об ораторе и ораторском искусстве Цицерон: «Оживляй речь юмором, тогда удержишь внимание слушателей». В юморе проявляются уровень культуры говорящего, особенности его возраста, социального статуса и уровня образования. Юмор позволяет человеку дистанцироваться от обсуждаемой проблемы, благодаря чему говорящий может обрести контроль как над аудиторией, так и над собой.
     Перед каждым человеком, который готовится выступать публично, встает целый ряд вопросов. Прежде всего, это три общих, которые касаются внутренней стороны выступления: для кого я говорю? Что я хочу им сказать? Зачем я хочу им это сказать? И так же четыре частных вопроса, отражающих внешнюю сторону речи: как сказать правильно? Как сказать понятно? Как сказать убедительно? Как сказать интересно? Ответить на эти вопросы призвана оратория – это наука о законах подготовки и произнесения публичной речи, целью которой является оказание желаемого воздействия на аудиторию. Исходя из этого определения, можно понять, что предметом оратории является ораторское выступление. 
     Чем же, на сегодняшний день, является ораторское искусство?
     Оратор (от лат. orare — говорить) — тот, кто произносит речь, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием.
     В русском переводе ораторское искусство, или ораторское мастерство, есть не что иное, как красноречие — слово, которое многим может показаться устаревшим. Словари предлагают для него следующие синонимы: ораторский талант, речистость, дар слова, дар речи.
     Навыки публичного выступления на всех этапах, начиная от подготовки речи до взаимодействия с аудиторией, формирует — риторика.
     Ора?торское иску?сство (красноре?чие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления с целью убеждения; гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник.
     Цель ораторского искусства — изложение оратором его позиции перед оппонентом или же аудиторией, защита собственной точки зрения. Данной цели он достигает, применяя подготовленную речь и технику ораторского мастерства. 
     Ораторская речь — это вид монологической речи, который употребляется в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения.
     Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соответствие языковых и неязыковых средств общения. 
     Ораторское искусство - это искусство живого слова. Человек, владеющий им, без особого труда может доносить мысли до окружающих. При этом предложения у него выстраиваются красивые и ясные; он чувствует себя уверенно, ведь его речь привлекательна и интересна. Именно этому и обучает ораторское искусство. Уровень владения им может быть различной, но над собой нужно работать в любом случае. 
     На основе изученной литературы можно сказать, что проблема общения и коммуникативных способностей неоднократно поднималась и продолжает изучаться в отечественной и зарубежной психологии. Общение понимается, как взаимодействие людей, направленное на объединение усилий и согласование с целью достижения общего результата. Все исследователи выделяли влияние и роль общения на развитие личности.
     Таким образом, развитие коммуникативных способностей и ораторского искусства являются тесно связанными понятиями, так как, не имея способностей к общению, человеку будет сложно обучиться ораторскому искусству, и это доставит большие сложности при публичном выступлении. 
     
     1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего подросткового возраста
     Младший подростковый возраст (10-12 лет) является одним из трудных жизненных периодов ребенка, он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Значительные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, поэтому неслучайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости. В этот период складываются устойчивые формы поведения, способы эмоционального реагирования и черты характера. В дальнейшем они во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье. Именно поэтому очень важной является роль семейного окружения и школьного коллектива, способствующих здоровому развитию личности ребенка.
     Первым, кто обратил на подростковый период развития и впервые выделил отрочество как особый период детства – был Я.А. Коменский, который делит жизнь подрастающего человека на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Именно границы отрочества он определяет в 6 – 12 лет. 
     Так же, обратил внимание на подростковый возраст и Ж.Ж. Руссо. Он характеризует этот возраст, как «второе рождение», когда человек «рождается в жизнь сам», подчеркнув важную особенность этого периода – рост самосознания.
     Известный психолог Г.С. Абрамова отмечает, что подростковый возраст – это один из самых недоступных для человека миров: «Это мир, в котором нет логики взрослой жизни, непосредственности детства, где все краски и запахи жизни, весь ее вкус и аромат, именно все и весь, обрушиваются на подростка как ливень. Последствия же ливня, как известно, бывают весьма неоднозначны – тут и сломанные ветки, и вырванные с корнем деревья, и чистый воздух, и наполненная новой силой земля».  Удивительным является то, насколько точно это определение. 
     В процессе развития подросткового возраста происходит смена ведущей деятельности. 
     Если у младшего школьника ведущей деятельностью была учеба, то у подростка это - общение. Обычно младшие подростки жизнерадостны, уравновешенны и спокойны, доверчивы в отношениях со взрослыми, признают их авторитет, принимают их оценку, ждут их помощи и поддержки. Со временем о.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.