VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально-педагогические факторы, обеспечивающие успешность обучения и воспитания учащихся начальных классов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014282
Тема: Социально-педагогические факторы, обеспечивающие успешность обучения и воспитания учащихся начальных классов
Содержание
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
     
     1.1. Сущность и содержание понятий «успех» и «успешность» в учебно-воспитательной деятельности
     
     В мире, в котором мы сейчас живем, образование предоставляет человеку все необходимые условия для достижения успеха в жизни: семье, обществе и учебе. Общество требует эффективного в своей деятельности человека, всецело сформированного, успешного. Талантливый человек справится с поставленной ему задачей, если не во всех областях жизни, то, во всяком случае, во многих ее сферах. Так же человеку необходимо верить в свои силы, в достижении им успеха – это является составной частью успешного человека во всем.
     Человек имеет большое количество потребностей, один из них – успех в своей деятельности. Для ученика младшего класса такой деятельностью является учеба.  
     Главным показателем учебного процесса является то, что он служит формой познавательной деятельности, который формируется в школьном скамье, под влиянием социальной среды (коллектива), а результатом этой деятельности является достижение, поддающееся оценке. Возраст ученика младших классов считается самым подходящим для реализации в обществе и дальнейшего развития личности ребенка. Успех в учебной деятельности необходим как стабилизатор отношения к учебе и познавательной активности. Так как она вызывает такие чувства, как радость, гордость, повышается настроение в результате выполненной работы. Эмоции, вызванные успехом (неуспехом) в какой-либо деятельности, представляют собой сильнейший мотиватор активизации деятельности (в том числе и учебной)[33].
     Успех трудно назвать однозначным и простым определением, потому что у него имеетсянесколько объяснений. Наиболее популярные из них:
     А) Успехом называется наилучшее соотношение между ожиданиями находящихся вокруг,личности, а также итогами ее деятельности. Об успехе можно говорить в том случае, еслиожидания определенной личности схожи, или превышают ожидания окружающих людей,которые для этой личности являются наиболее значимыми и авторитетными[37, с. 86].
     Б) Успехом можно назвать состояние удовлетворения или радости в случае, если итоговыйрезультат, к которому стремился человек в области своей деятельности, совпал с ожиданиями,либо превзошел их. На основе данного состояния удовлетворения могут выработаться постоянныечувства удовлетворения, а также сформироваться более мощные мотивы какой-либодеятельности, а также может поменяться уровень самооценки и самоуважения личности. Такжеличность может открыть в себе огромные возможности, это может произойти в тех случаях, когдачеловек будет постоянно достигать успехов.
     В) Ситуацией успеха называется целенаправленная совокупность обстоятельств, при которых учеловека или группы людей (коллектива) появляется вероятность достижения успехов в какой-тообласти деятельности. Стоит отметить, что «в педагогическом смысле это итог хорошопродуманной и подготовленной стратегии, тактики учителя, семьи». Например, в основе успеха ушкольника лежат не только его личные переживания, но и стремление к похвале от людей,которые старше него (родители, учителя, родственники),
     Понятие успеха в психологии определяется как состояние удовлетворения и радости отпроделанной работы, итоговый результат которой оказался равным ожиданиям, либо жепревзошел их по каким-то параметрам.
     Успехом с социальной точки зрения является наилучшее соответствие ожиданий тех людей,которые находятся в окружении человека, итоговыми результатами его деятельности. Прощеговоря, успех – это когда от человека ожидали хорошего результата в какой-то областидеятельности, и эти ожидания оправдались.
     Понятие «учебная успешность» впервые было введено Б. Г. Ананьевым. Согласно этому понятию,учебную успешность можно определить, как оптимальное сочетание темпа и индивидуальногостиля учебной деятельности, а также уровня усилий, которые были приложены учеником, чтобыдостичь какой-то определенной цели. В соответствии с точкой зрения В.А. Якунина, успешностьобучения можно определить, как эффективность руководства учебно-познавательной работыучеников, при которой внушительные результаты не связаны с большими затратами(материальными, физическими или психологическими и так далее).
     Одним из основных условий успешности обучения и личностного роста всех соучастниковпроцесса (учеников и учителей) является стимуляция процессов смыслообразования ицелеобразования, которая обеспечивается с помощью коллективной и продуктивной работы,возникающей при совместном решении творческих заданий.
     Кроме того, в понятие «успешность обучения» входит также успешное продвижение по уровнямобразования, которое сопровождается осваиванием соответствующих знаний, навыков и умений,развитием потенциала личности, а также адаптацией в обществе с помощью развития социальнойграмотности и вступления в профессиональную область деятельности.
     Успешность учебной деятельности зависит от привычек (навыков): подготовка к школе, сну и т.д.(определенный режим дня), выбор способов ее реализации, контроль за ходом ее выполнения,сравнение текущих результатов с запланированными результатами и т.д. — все эти компонентырегулирования обеспечивают успешность выполнения учебной деятельности.
     Понятие успешности можно интерпретировать с позиций разных психологических и педагогических концепций:
     - С точки зрения концепции знаний, умений и навыков (ЗУН) понятие успешности определяется как академическая учебная успешность, которая выражается в оценках (баллах) и которая отражает как качественный, так и количественный рост обучения ученика начальных классов;
     - Согласно концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков), понятие успешности рассматривается как личные успехи, а также индивидуальные достижения ученика в учебной деятельности.
     - В соответствии с концепцией социально-личностно-ориентированного воспитания и образования (В.И. Загвязинский, Н.А. Алексеев), учебная успешность определяется как совокупность:
     А) Степени мотивации ученика младших классов к обучению;
     Б) уровня знаний, умений и навыков, которые усвоил ученик начальных классов согласно требованиям программы обучения;
     В) уровня жизненного опыта ученика (социального, эмоционального и интеллектуального)
     - Концепция культуро-социально-ориентированного образования (Г.К. Селевко, В.А. Петровский, В.П. Беспалько, И.А. Маврина, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, В.Г. Бочарова) объясняет понятие успешности с двух сторон: коллективной – как оценки различных достижений человека со стороны других людей (как детей, так и взрослых); и индивидуальной – как переживание личной удовлетворенности и радости.
     Мы считаем, что успех – по отношению к учебной деятельности, это состояние удовлетворенности от результата своей деятельности. Ребенок, только что поступивший в школу, недостаточно еще понимает важность учебной деятельности. Поэтому, мы считаем, что учителю необходимо вызвать у ребенка личную заинтересованность в результатах учебного процесса. Успешность –достижение (достижения) ученика в учебе (социально-значимой для него деятельности) и одобрение (признание) его участниками образовательного процесса (учителя, одноклассники и т.д.). 
     
1.2 Основные социально-педагогические факторы учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
     
     Действительная реальность, в которой происходит развитие человека, называется средой. Такие внешние условия, как семья, школа, социальное окружение, местоположение оказывают большое влияние на формирование личности ребенка. По интенсивности контактов различают:
* ближнюю среду;
* дальнюю среду.
     Применительно к младшему школьнику, педагоги определяют социальную и домашнюю среду.Социальное окружение относят к дальнему среду, сюда входят общественный строй, концепция производственных взаимоотношений, материальные условия жизни, направленность протекания производственных и общественных процессов и т.д. Домашнее же окружение относят к ближней среде – это семья, друзья и родственники.
     Значимость среды на формирование человека признают педагоги, психологи во всем мире. Но каково именно влияние этой среды на становление личности? Известно, что абстрактной среды нет, а есть определенное общество, конкретные условия жизни человека, его семья, друзья,школа. Безусловно, ребенок достигнет больших успехов в наиболее благоприятных условиях, когда близкое и далекое окружение предоставляет ему больше возможностей для этого.
     Заметное воздействие в формирование личности ребенка, в особенности младшего школьника, проявляет домашнее окружение. Отношения в семье являются явным примером для ребенка во взаимоотношении с окружающим миром. Именно в семье ребенок учится общаться с другими людьми, познавать мир, сравнивая себя с родителями, ставя их как пример для подражания. Тут же формируются его ценностные ориентации (что для ребенка является важным, а что второстепенным), взгляды на определенные вещи, нравственные качества личности будущего гражданина страны.Семья предоставляет материальные и моральные условия для развития способностей (задатков) ребенка.
     Мы считаем, что успешность обучения и воспитания зависит от множества факторов, это:
     - учебная деятельность ребенка;
     - обучающий учитель;
     - семья школьника;
     - классный коллектив.
     В литературе понятие «фактор» характеризуется как комплекс ключевых, базовых причин, являющихся основой появления, развития, формирования и функционирования объекта. Фактор (от лат. faktor - делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо явления, определяющая его характер или отдельные его черты[41]. 
     В педагогике же причины, влияющие на течение и результаты дидактического процесса, принято называть факторами. В данном случае, имеется ввиду, что понятие педагогического фактора связано с целью обучения(его назначением), в том, ради чего оно осуществляется, - результативности, успешности обучения [33, с. 243].
     Начальная школа – это основа для дальнейшего образования, и от него зависит дальнейшая жизнь ребенка, поэтому необходимо, чтобы обучение имело успех.Как полагают специалисты по психологии, физиологии, самым подходящим временем для обучения и воспитания ребенка является начальный класс (7-11 лет). Именно в младших классах необходимо раскрыть потенциал ребенка, с значительной степенью вероятности дать оценку его возможности на успех, а кроме того установить возможные предпосылки провалов в учебе и воспитании, спланировать способы и методы их преодоления.
     Основныефундаментальные установки в традиционной педагогике:
     1) учащийсяпонимается как объект педагогических воздействий, аучитель – как исполнитель директивных указаний органов управления;
     2) каждому участнику педагогического процесса предписывают определенные функциональные обязанности, отход от которых рассматривается как нарушение нормативных актов поведения и деятельности;
     3) основным показателем поведения и деятельности ученика является его дисциплинированность, исполнительность; внутренний мир личности при осуществлении педагогического воздействия игнорируется;
     4) преобладает прямой (императивный) и оперативный стиль управления деятельностью учащихся, для которого характерны монологизированное воздействие, пресечение инициативы и творчества воспитанников;
     5) главным ориентиром являются возможности среднего ученика, происходит «отбрасывание» детей одаренных и трудновоспитуемых[43, с. 27].
     Все данные традиционные парадигмы, используемые в практике, приводят к неуспешности завершения начальной школы практически трети всех учащихся.
     Сегодня, когда взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, ребенок выступает как объект и субъект педагогического познания, ради которого осуществляется процесс обучения. 
     Проанализируем более детально учебную деятельность младшего школьника и другие социально-педагогические факторы успешности младшего школьника: обучающего учителя, семью и классный коллектив.
     Учебная деятельность младшего школьника. 
     В учебной деятельности весьма значимы возможности детей, выражающиеся в процессе обучения и устанавливающие характеристику личности ученика – его степень умственного развития. По мнению многих ученых в области педагогики и психологии в уровень умственного развития входят:
     1) общие и специальные умственные способности;
     2) обучаемость и обученность.
     Обучаемость (возможности к учению, талант, способности) обуславливает за короткие сроки выучить, понять, усвоить, получить определенное количество знаний, умений, навыков (при этом высокого уровня и хорошего качества). 
     Под обученностьюпонимается багаж уже полученных знаний, умений, навыков, установленный общекультурный уровень личности, сформированный круг интересов, эрудированность индивида.
     Обучаемость и обученность связанны друг с другом и формируются вместе. Обучаемость предполагает собой потенциальные возможности, предпосылки для учения (зону ближайшего развития); обученность считается последствием, результатом обучения и содержательной основойдля реализации способностей (зона актуального развития).
     По развитию умственных способностей (обученность и обучаемость)детей школьного возраста делят на следующие группы:
     - малоспособные дети (к обученности и обучаемости мало способны, достичь успеха таким детям сложно, необходима специальная программаобучения и воспитания);
     - педагогически запущенные дети (слабые знания, умения, навыки, но при достаточном внимании и средств способны достичь успеха в обучении и воспитании; слабая обученность, но хорошая обучаемость);
     - средний уровень умственного развития (знания, умения, навыки соответствуют требуемым нормам, обучаемость и обученность средние);
     - способные дети (требуемый материал быстро запоминают, правильно используют, обладают большими знаниями окружающего мира для своего возраста; обычно это ученики, которые учатся в школе на 4 и 5);
     - одаренные (или талантливые) дети (обучаются очень быстро, на уроках работают в высоком темпе, справляются с такими задания, которые непосильны другим). [14, с. 9].
     Так же у детей школьного возраста обнаруживаются особые возможности, способности, выражающиеся в стремлении узнавать что-то новое, появляется интерес, предпочтения к определенной деятельности.
     Интересы школьников, их склонности и особые способности, возможности Г.К. Селевко [14, с. 9]подразделяет на несколько групп, которые приведены в таблице 1.
     Таблица 1


     Без сформированности учебных умений у учеников младших классов, успешное обучение в начальной школе не представляется возможным. Эти умения формируются не сразу, а постепенно, на протяжении всего обучения в начальной школе, поэтому требования к степени подготовки обучаемого нужно определять в конце обучения в начальной школе:
     -Умение решать учебную задачу;
     -Умение сравнивать, классифицировать и анализировать;
     -Умение работы с различными моделями;
     -Самооценка, оценка, контроль и самоконтроль[34, с. 20].
     Умение обучаться, согласно мнениям педагогов и психологов, содержит в себе 2 действия:
     А) Ребенок должен уметь определить границу своего незнания на разных этапах обучения (вместе с учителем, совместно со сверстниками и индивидуально);
     Б) Для того, чтобы устранить свое незнание, ученик должен уметь находить необходимую ему информацию, в различных источниках знаний (к ним относятся: старшие люди, сверстники, либо различная литература и так далее).
     Многое зависит от самооценки ученика, успех учебного процесса не исключение. Между формированием личности и успехами, достигнутыми учеником в учебе, или другой области деятельности есть связь, потому что успех в какой-либо деятельности, хоть в трудовой, хоть в учебной, поднимает и настроение, и самооценку. Самооценка является основой наилучшего мотива обучения – мотива достижения. Понятие «уровень притязаний» также связано с самооценкой. Уровень притязаний рассматривают как устойчивую потребность в определенной положительной оценке.Каждый ребенок по-своему ставит оценку своих результатов: кому-то важно, чтобы его работа была лучше всех, кому-то достаточно и того, что он хорошо сделал работу, а кто-то сделал кое-как свою работу и то доволен.
     Психологи и педагоги всего мира считают, что большинство слабоуспевающих детей имеют низкую самооценку, недооценивают свои возможности. Когда ученик получает все время плохую оценку на уроках, он перестает верить в свои силы, возможности – это все ведет к росту неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями, уровню притязаний. А чем меньше самооценка, низок уровень притязаний, чем меньше ученик верит в свои возможности, тем меньше шансов на успех в учебе, другой деятельности. Большое влияние на приобретение уверенности и повышения самооценки влияет учитель и учащиеся класса, т.к. от их реакции (одобрения, поощрения или осуждения) зависит, как будет ученик относится к учебе (ответственно или же безразлично). Нельзя, чтобы из-за плохих оценок ребенок стал безразличным к обучению, открытию для себя новых знаний.
     Желание ученика в начальном классе к достижениям связано не только с самооценкой, но и со структурой наиболее устойчивых мотивов. Необходимо учитыватьвлияние такой важной средовой детерминанты, как ожидания со стороны окружающих.Напротяжениимладшегошкольного возраста общение со взрослыми остается одним из ведущих факторов развития личности ребенка, хотя к концу этого этапа общение со сверстниками начинаетиграть всеболее значительную роль. 
     Обучающий учитель.
     Вопрос, который интересует всех учителей: «Почему у ученика низкая успеваемость?»
     К наиболее серьезным причинам этого можно отнести следующие:
     1) Ученики заучивают учебный материал. Это может происходить не специально, а из-за механического запоминания;
     2)У учеников младших классов слабо развито умение обучаться рационально;
     3) Недостаточное уделение внимания к развивающей стороне обучения;
     4) Педагог не может сформировать интерес к обучению;
     5) Отсутствие надлежащего индивидуального подхода к ученикам на занятиях;
     6) Учителя слабо знают психологию усвоения знаний;
     7) Неумение родителей и учителей вовремя выявить пробелы в знаниях учеников;
     8) Недостаточное внимание к построению грамотных взаимоотношений между учеником и учителем.
     Характерной чертой всех этих причин является то, что в них отражены, по большей части, отрицательные черты профессиональной деятельности преподавателя, из-за которых ученики имеют низкую успеваемость.
     Согласно исследованиям ученых-педагогов (таких как С.Т. Шацкий, Л.В. Занков, Б.П. Есипов, А.А. Бударный, Ю.К. Бабанский и других), причины неуспеваемости учеников делятся на две группы: Зависящие от преподавателя и независящие.
     В числе первых Б.П. Есипов назвал следующие причины: преподаватели слабо знают предмет и методику его преподавания; неумение проявлять неуклонную требовательность к ученикам, плохая организация работы учеников и незнание их индивидуальных особенностей; неумение правильно установить контакт с семьей ученика; неумение сочетать уважение к личности ученика и требовательность к нему;
     С.Т. Шацкий считал, что решить проблему неуспеваемости учеников можно с помощью индивидуального подхода к ним. В свою очередь, Бударный А.А. пришел к тому, что необходима дифференциация обучения школьников, с помощью выделения в классе трех групп учащихся по уровню понимания и восприятия учебного материала. В основе данной классификации ученый обозначил уровень развития учебных возможностей ученика, который сочетал в себе характер работоспособности и обучаемость.
     Бабанским Ю.К. была разработана система мер по предупреждению неуспеваемости учеников, в основе которой лежала диагностика «реальных способностей учеников», установление основныхпричин данного явления и оптимальное использование имеющихся средств педагогического воздействия.
     К концу 70-х годов Бабанский Ю.К. впервые обозначил особенную категорию методов, это методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Ученый предлагал классификацию, согласно которой методы обучения делятся на 3 группы:
     1) методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
     2) методы организации учебно-воспитательного процесса;
     3) метод контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностьи.
     По мнению Бабанского Ю.К., главным методом эмоционального стимулирования является создание ситуаций успеха в процессе обучения. Примером такого приема можно назвать подбор для обучающегося некоторого ряда задач, имеющих нарастающую сложность; еще одним приемом служит дифференцированная помощь ученикам в решении учебных задач одинаковой сложности[2].
     Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло[18, с. 6].
     Дидактическая игра «Кто быстрее и вернее?»
     Эту игру можно провести различными способами:
     1 способ. 
     На доске записываются три ряда с примерами (эти примеры учащиеся не должны видеть, поэтому примеры закрыты). Учитель с каждого ряда вызывает по 1 ученику (если в классе только 2 ряда, то вызывают к доске только двоих, а примеры только в два ряда). Задания открываются, и ученики приступают к решению своих примеров. Каждый ряд следит за тем, правильно ли решают их «представители».
     Выигрывает тот, кто быстро и верно решит все примеры столбика. 
     2 способ. 
     Для игры необходимы – круг (2 шт.), они должны быть разделены на равные части: на восемь (на каждой части учитель пишет двузначные числа) и на шестнадцать (а на этом записываются однозначные числа).
     Ход игры. 
     Ученики по очереди раскручивают круги. С выпавшим им числом необходимо придумать выражения (4 выражения: деление, умножение, вычитание, сложение) и решить их. Если число не получается разделить нацело, то учащийся называет еще и остаток (только в том случае, когда учащиеся проходили деление с остатком).
     Примеры необходимо составлять в быстром темпе и верно (можно использовать секундомер). Допустивший ошибку или не успевший по времени проигрывает.
     3 способ. 
     На доске записаны несколько чисел – это ответы. Необходимо составить выражения, чтобы в ответе получились эти числа.
     Дидактическая игра «Получи нужный ответ»
     Для игры необходимы вырезанные из картона квадраты размером не менее 15 на 15, можно больше. На них учитель записывает числа 1, 2, 3,…. до 20, в двух экземплярах. Всего получается таких 40 карточек.
     Ход игры. 
     Играют небольшим количеством учащихся (во время внеучебных занятий). При игре карточки перемешиваются и каждый берет по несколько карточек (важно, чтобы у всех количество карточек совпадало). Остальные карточки стопкой лежат на столе. Один из играющих открывает одну свою карточку и придумывает пример с этим числом. 
     Учитель следит за процессом и за временем. Ученик должен быстро и верно придумать выражение. Если ученик верно придумал выражение, то карточку откладывает, а вот если не смог, то оставляет карточку у себя же. Так же делает и второй игрок, и третий… У кого не останется карточек, тот выиграл.
     Дидактическая игра «Сколько осталось?»
     Содержание игры: 
     Учитель вызывает нескольких детей. Они становятся шеренгой лицом к классу и пересчитываются, называя порядковые числительные: первый, второй, третий и т. д. 
     Пересчитавшись, говорят хором:«Сколько их?»
     Вызвано, например, шесть детей. 
     Пересчитавшись, они говорят: «Нас шестеро», или «Нас шесть человек». 
     Шестой возвращается на место со словами: «Шестой ушёл, осталось...?» Вопрос обращён к классу, и класс дружно отвечает: «Осталось пять человек».
     «Пятый ушёл, осталось...?» 
     Класс отвечает: «Осталось четверо» и т.д.
      «Первый ушёл, осталось...?» 
     «Никого», – отвечают дети.
     При повторении игры увеличивается количество вызываемых детей. Усложнить игру можно так: уходит не последний, а первый, второй и т. д.
     Эту игру можно использовать в 1 классе, при обучении счету.
     Логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур – это задания на карточках, где изображены фигуры в клетках. 
     Учитель раздает карточки и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите рисунки и заполните пустые клетки, не нарушая закономерность» (можно использовать интерактивную доску).
     Это упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду. Такие задачки учащиеся решают с интересом. А если ребенку интересно учиться, то он будет учиться не только ради оценки, но и ради знаний. Поэтому очень важно заинтересовать ребенка, чтобы он сказал: «Я хочу научиться, так как мне интересно», «Мне нужны эти знания, чтобы применять их в жизни».
     Успешный учитель «проживает» каждый урок, создавая психологические комфортные условия для себя и для учеников. 
     Родители и семья.  
     В современном обществе остро чувствуется потребность в творческой, активной, самостоятельной личности с индивидуальными качествами, способной решать проблемы общества. Задача воспитать такую личность лежит перед школой. Пути решения задачи обозначены в Федеральном государственном образовательном стандарте. 
     Формирование творческой личности происходит не только на уроках, но и во внеурочное время (оно может использоваться по желанию обучающихся и их родителей, в формах, отличных от занятий в урочное время). Одним из важнейших направлений современного образования является совместная работа учителя начальных классов и родителей в развитии различных качеств школьников. 
     Каждый человек проводит важнейшие для своего развития годы жизни в школе, где формируется его сознательное отношение к жизни, к людям, к окружающим его явлениям и процессам, где начинает закладываться его мировоззрение. Поэтому на плечи учителя начальных классов возлагается огромная ответственность за воспитание активных, творческих, инициативных учащихся. Заложенные в детские годы основы культуры, нравственности, знаний определяют в дальнейшем характер и судьбу маленького человека. Воистину счастлив тот, кто попадает в мудрые, добрые руки первого учителя и наставника.
     Что касается воспитания в семье, то влияние и роль семьи в становлении и развитии личности ребенка трудно переоценить, поскольку качества, приобретаемые в семье, человек сохраняет на всю жизнь.
     Настроение детей во многом зависит от настроения окружающих их людей, взрослых. Поэтому качества личности взрослого (родителей ребенка) имеет особое значение. Мы считаем, что взрослые должны иметь такие качества, как:
     - жизнелюбие: ребенок должен видеть жизнерадостных родителей с чувством юмора, так он сам будет развиваться в положительную сторону, находить светлые стороны даже в неудачах;
     - терпеливость: ребенок в возрасте 6-7 лет очень любопытен, ему хочется все узнать, поэтому часто задает «сто тысяч почему». Умение терпеливо выслушать и ответить на все вопросы – задача родителя;
     - честность и искренность: быть честными не только с ребенком, но и с окружающими;
     - уверенность в себе: такое качество обычно передается и детям;
     - последовательность требований и обещаний: важно, что требования и обещания, которые вы предъявляете ребенку, должны быть выполнены. Или объяснить ребенку, почему не можете выполнить обещание, аргументируя свои слова.
     Исследователи подчеркивают, что независимо от фактических познавательных способностей ребенка, родители могут положительно влиять на его успеваемость, если будут верить в ребенка и поощрять его трудолюбие.
     Классный коллектив.
     С этапа, когда ученик младших классов становится членом классного общества, его индивидуальные способности и развитие нельзя изучать отдельно от взаимоотношений в группе других учеников, потому что на основе опыта общения с ровесниками закладываются основы различных нравственных качеств личности ученика младших классов, а также продолжается его социальное развитие.
     У каждого коллектива, в зависимости от возраста и входящих в него людей, имеются собственные черты. Специалисты в области психологии выделяют эмоционально-оценочные, функционально-ролевые и личностно-смысловые отношения среди ровесников.
     Эмоционально-оценочные отношения в школьной деятельности заключаются в оценке поведения одноклассников, дружба, симпатия, антипатия – все это меняет поведение учеников.
     Функционально-ролевые взаимоотношения формируются в процессе общения среди участников коллектива, под руководством преподавателя (либо другого взрослого человека), и выражаются в непривычной для данного общества сфере жизнедеятельности учеников.
     Личностно-смысловые отношения проявляются в том случае, когда мотив одного ребенка приобретает для остальных учеников личностный смысл и они начинают переживать интересы этого ребенка как свои личные [43, с. 60].
     Важными компонентами системы воспитания класса являются:
     - индивидуально-групповой;
     - ценностно-ориентационный;
     - функционально-деятельностный;
     - пространственно-временной;
     - диагностическо-аналитический.
     Первым элементом является группа детей и взрослых, которые принимают участие в создании управления и развития воспитания в классе. Сюда относятся ученики этого класса, классный руководитель, педагоги, которые также участвуют в процессе воспитания и жизнедеятельности коллектива. Наиболее существенной составляющей индивидуально-группового элемента являются ученики класса. Обучающиеся являются полноправными субъектами собственного развития, жизнедеятельности класса, но в то же время, они являются объектами непроизвольного, и намеренного влияния коллективной деятельности.
     Второй элемент воспитательной системы класса носит ценностно-ориентационный характер и представляет собой совокупность целей и задач воспитания; перспектив жизнедеятельности класса; принципов построения системы воспитания и жизнедеятельности классного общества. Ученые (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), подчеркивая существеннуюзначимость данного компонента, называют его ценностно-смысловым ядром системы или главным детерминирующим и интегрирующим фактором становления, функционирования и развития воспитательной системы.
     Третий компонент воспитательной системы класса — функционально-деятельностный — складывается из следующих элементов: системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества. Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей; основу данного компонента составляет совместная деятельность и общение членов классного сообщества.
     Специалисты (Н.Л. Селиванова и др.) выделили следующие функции класса по отношению к личности ребенка, которые представлены в таблице 2.
     
     
     Таблица 2


     Четвертый компонент воспитательной системы класса пространственно-временной. Он состоит из следующих элементов: эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы становления и развития воспитательной системы. Исследователи (Е.Н. Степанов и др.) отмечают, что процесс развития общешкольной и классных воспитательных систем протекает более успешно, если создание системы образовательного учреждения начинается в более ранние сроки, чем моделирование воспитательных систем его структурных подразделений.
     Пятый компонент воспитательной системы класса — диагностическо-аналитический, включает в себя следующие элементы: критерии эффективности воспитательной системы; методы и приемы изучения результативности воспитательной системы; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
     Социально-педагогическими факторами успешности обучения и воспитания младших школьников являются важнейшие институты и источники социализации, которые должны комплексно учитываться в педагогическом процессе (семья, педагогический и ученический коллектив, сверстники, социальное окружение и др.); их взаимодействие и взаимовлияние реализуется в конкретной ситуации школьного успеха/неуспеха младшего школьника.
     Ведущей целью начальной школы является формирование установки и обеспечение условий для достижения ребенком успеха в учении, преодоления им различных комплексов и страхов, детерминированных неудачами в различных сферах его жизнедеятельности (школа, семья, свободное время).
     
1.3. Критерии и показатели успешности обучения и воспитания учащихся
     В педагогике с понятием «критерий» соотносится эффективность педагогического процесса в ряде проявлений этого понятия (выполнение образовательного стандарта, качество обучения и т.п.). Методика количественных измерений в педагогической науке и практике достаточно разработана и многообразна: количественная характеристика знаний, умений и навыков по пятибалльной шкале отметок (по 10-ти, 12-ти балльным шкалам в других странах), тестирование, процентные соотношения и др.
     В различных источниках понятие «критерий» трактуется как: 
     1) признак, на основании которого производится оценка; средства, мерило оценки; в теории познания — признак истинности или ложности положения; 
     2) основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных решений,
     Понятие «показатель», в отличие от понятия «критерий», не включает в себя всеобщность измерения и не содержит достаточных свойств для полной характеристики какого-то явления. Показатели отражают лишь отдельные признаки изучаемого явления, служат средством накопления количественных и качественных данных для критериального обобщения. Критерий появляется на основании системы показателей, характеризуя количественно-качественную определенность изучаемого явления в данный момент.
     В качестве критериев сформированности успешности обучения и воспитания могут выступать:
     1) результативность обучения;
     2) результативность воспитания;
     3) психологический комфорт;
     4) здоровье.
     Рассмотрим более подробно каждую из них.
     Критерий результативности обучения. 
     Сюда входят:
- высокая школьная мотивация, положительное отношение к школе;
- высокий уровень общего умственного разви.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44