- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методы и средства обучения грамоте учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010967 |
Тема: | Методы и средства обучения грамоте учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова») Факультет управления и социальных технологий Кафедра педагогики и развития образования Выпускная квалификационная работа МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО Выполнила: студентка 3 курса группы БЗУП 32-14 Баранова Марина Петровна Проверила: докт. пед. наук., проф. Абрамова Людмила Алексеевна Чебоксары, 2017 Содержание Стр. Введение 3 ГЛАВА I. Теоретические основы обучения грамоте учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО 8 1.1. Лингвистические основы обучения грамоте в начальной школе 8 1.2. Психолого-педагогические основы обучения грамоте в начальной школе 15 1.3. Требования ФГОС НОО к организации учебной деятельности учащихся начальных классов 22 ГЛАВА II. Система обучения грамоте учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО 33 2.1. Методические рекомендации к построению уроков обучения грамоте в свете требований ФГОС НОО 33 2.2. Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики и фонематического слуха учащихся в период обучения грамоте 42 2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы 54 Заключение 61 Список использованной литературы 64 Приложение 69 Введение Обучение грамоте – важная составная часть всей системы изучения русского языка в общеобразовательной школе. Основу этого курса составляет развитие речи, которое придаёт всему процессу изучения русского языка чёткую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг. Успешность дальнейшего освоения языка зависит от того, как содержательно, эффективно и интересно будет проходить для детей обучение на данном этапе. К концу курса обучения грамоте первоклассники должны приобрести базовые фонетические знания и умения, а также сделать первые шаги в освоении первоначальных научных представлений о системе и структуре языка, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. В настоящее время в начальных классах РФ действуют несколько вариативных курсов обучения грамоте, однако методические основы, используемые в современных учебно-методических комплектах, едины, поскольку опираются на традиционный общепринятый метод обучения грамоте - звуковой аналитико-синтетический. Уроки обучения грамоте – это основа успешной учебы ребенка, особенно в начальных классах. Именно здесь первоклассник получает первоначальные теоретические знания о родном языке. Хорошее чтение и каллиграфическое письмо дают ему крепкую платформу в усвоении русского языка. И во все времена, обучаясь по любой программе, ребенок должен иметь развитые фонематический слух и мелкую моторику. Стремительное движение жизни ведет к тому, что еще вчера привычные вещи стали достоянием музея. Из нашего обихода ушли многие предметы, которые позволяли развивать у детей тонкую (мелкую) моторику: практически нет шнурков на обуви, рубашки и брючки с пуговками и крючками заменили футболки с молниями или «липучками» на предметах одежды. До школы дети рисуют яркими фломастерами, на которые не нужно нажимать, а, следовательно, тренировать и укреплять мышцы пальцев. Да и педагоги начальных классов «облегчают» работу – теперь практически никто на уроках обучения грамоте не работает с кассами букв и слогов, когда нужно было тоненькие и маленькие буковки доставать из карманчиков, раскладывать, складывать и т.п. А в результате – неумение правильно держать карандаш или ручку, слабые мышцы рук и, как следствие, трудности с письмом. К сожалению, эта проблема не обошла ни один класс. Задача любого педагогического учебного учреждения состоит в том, чтобы вооружить будущего учителя начальной школы теоретическими положениями, на которых базируется современная методика обучения грамоте, а также практическими умениями и навыками, необходимыми для обучения младших школьников. Школа сегодня перестаёт быть единственным источником знаний и информации для обучающихся. Какова же ее задача? Современная школа призвана способствовать интеграции, обобщению, осмыслению новых знаний, увязыванию их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функций школы. Ведущей целью школьного образования становится развитие у учащихся способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, поиска средств ее осуществления, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели будет возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Смежными понятиями УУД являются понятии «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Прогрессивная педагогика рассматривает формирование общеучебных действий как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Следует отметить, что формирование УУД целесообразно начинать в начальной школе, так как это позволяет конкретизировать требования к результатам освоения программы начального общего образования и усовершенствовать традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Концепция развития УУД необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. Концепция формирования УУД разработана на основе системно-деятельностного похода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) как методологической основы стандартов нового поколения группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Методике обучения грамоте посвящены труды Г.А. Бакулиной, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.И. Зиновьевой, О.Е. Курлыгиной, М.Р. Львова, О.В. Прониной, Т.Г. Рамзаевой, Т.П. Сальниковой, Л.С. Трегубовой и др. Диссертационные исследования, посвящённые особенностям обучения грамоте младших школьников, выполнили Г.В. Ванькова, Л.В. Воровченко, Е.А. Зверева, М.И. Кузнецова, О.В. Соболева и др. В настоящее время сложилось противоречие между необходимостью применения эффективных методов и приемов обучения грамоте в начальной школе и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в теории и практике в свете требований ФГОС НОО. Проблема исследования - каковы эффективные приемы и методы обучения грамоте в начальной школе в свете требований ФГОС НОО? Решение данной проблемы составило цель нашего исследования. Объект исследования: обучение русскому языку учащихся начальной школы. Предмет исследования: методы и приёмы обучения грамоте учащихся начальных классов в свете требований ФГОС НОО. Гипотеза: работа по обучению грамоте в начальной школе будет эффективной, если: выстраивать процесс обучении не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности учащегося; на уроке происходит формирование универсальных учебных действий учащихся и их мотивации к обучению; обучение строится как процесс «открытия» каждым школьником нового знания. Задачи исследования: Рассмотреть лингвистические и психолого-педагогические основы обучения грамоте в начальной школе. Определить требования к организации уроков обучения грамоте в начальной школе в свете требований ФГОС НОО. Выявить эффективную систему работы над обучением грамоте в начальной школе в свете требований ФГОС НОО. Провести опытно-экспериментальную работу. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовой документации по проблеме; синтез, дедукция, индукция и систематизация научных положений; обобщение, сравнение эмпирического материала, аналогии; анализ учебных материалов; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической обработки. Исследование проводилось на базе первых классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Янтиковская ООШ им. В.В.Зайцева» Яльчикского района Чувашской Республики. Данная работа составлена из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО Лингвистические основы обучения грамоте в начальной школе Свой родной язык дети начинают изучать, как правило, в школе, на уроках обучения грамоте. Этот период имеет большое значение для развития личности ребенка. Именно тогда закладываются основы знаний языка и речевые умения. Все новшества в области лингвистики, психологии, дидактики обычно находят отражение в системе обучения родному языку и первоначальной грамоте. Усовершенствованные учебники позволяют учителям добиваться неплохих результатов. Однако и сегодня состояние обучения родному языку вызывает определенную озабоченность, так как все внимание детей и педагогов концентрируется вокруг формально-грамматических аспектов языка. Лексико-семантическая его сторона остается без должного внимания педагогов. Отсутствует органическая связь между курсом русского языка и курсом речи. На практике получается, что язык изучается отдельно от речи, а речь – отдельно от языка. Чтение и письмо формируются как технические навыки, а не как виды речевой деятельности. Все эти проблемы ярко проявляются, начиная с периода обучения грамоте. Например, ребенок, анализируя звуковую структуру слова, приучается видеть, замечать только внешнюю, формальную (фонетическую, графическую) сторону слова вне связи ее с внутренней, смысловой стороной слова, с его значением. Следствием такого методического подхода является поверхностный взгляд на язык, формирование озвучивающего, а не смыслового чтения, слабое развитие речемыслительных процессов. Л. С. Выготский [11] подчеркивал, что без развития словесного значения невозможно полноценное общение, потому что значение слова является единством речи и мышления, общения и обощения, коммуникации и мышления. Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман [6] считают, что невозможно привить детям интерес к языку, научить полноценно воспринимать художественное произведение без систематической работы над лексикой, над значением слова, которое «составляет душу самого слова». Ведь поэзия, оперируя словом, использует в качестве средств художественной выразительности меньше всего грамматику (морфологию), а больше всего – лексику и фонетику. По мнению Н.Б. Истоминой [27] даже при формировании орфографических навыков приходится учитывать не только формальный, но и смысловой аспект языка. Практически проблема взаимосвязи лексико-семантической и формально-грамматической сторон языка в обучении сегодня не решена. Решение этой проблемы усугубляется тем, что лингвистика, занимаясь долгие годы системным описанием языка (на нем базируется современное обучение родному языку), пока еще не дала полного его описания сточки зрения говорящего человека, а системно-функциональная теория языка только еще складывается. Поэтому авторы на основе обобщения современных исследований пришли к заключению о необходимости использовать в обучении такие подходы, которые помогли бы рассмотреть язык с разных точек зрения: с коммуникативной, познавательной и семиотической – и обогатить систему обучения родному языку новым содержанием. Н.В. Панкратова [36] отмечает, что для взрослого человека язык как средство общения выступает в виде готового продукта деятельности, в котором две его основные функции – коммуникативная и познавательная – сосуществуют, находятся в тесном единстве. Для ребенка эти функции должны быть раскрыты и развернуты во времени как процесс, который помог бы ему осознать язык. Кроме того, для понимания сущности языка нужны приемы, раскрывающие его как знаковую систему, на базе которой осуществляются коммуникативная и познавательная функции. Л. А. Филиппова [49] замечает, что система обучения грамоте с первых шагов раскрывает ребенку смысл языка как важнейшего средства общения. Общение не сводится только к передаче информации, а понимается нами многопланово: и как непосредственное общение людей, и как условное общение с природой, и как опосредствованное общение с книгой и материальной культурой. Такой широкий взгляд помогает ребенку осознать язык как «великий дар», которым наделен человек. В то же время усиление функционального аспекта изучения языка позволяет дать ребенку наглядные представления о том, как действует слово в речевой ситуации, насколько точно и правильно оно помогает человеку выразить свою мысль, воздействовать на слушателей, добиться от собеседника понимания. В период обучения грамоте усвоение системы понятий и умений разворачивается как познавательная деятельность ребенка с учетом этапов культурно-исторического развития знаний людей о языке и речи. Поскольку ребенок в своем развитии повторяет исторический путь человечества, представилось целесообразным выстроить процесс обучения грамоте в логике развития предыстории письменной речи. Новый взгляд на систему обучения грамоте позволил: а) включить в обучение рисунок (пиктографическое письмо), занимательные ребусы – своеобразный способ графической фиксации слова; б) найти законное место постоянным спутникам живой речи – жестам и мимике; в) обратить внимание на интонацию голоса как на одну из составляющих процесса коммуникации. Г.В. Бородкина [5] отмечает, что обучение языку надо начинать не со звуковой или формально-грамматической, а со смысловой, лексико-семантической стороны речи, с осознания детьми номинативной функции слова, постепенно переключая внимание ребенка на форму слова, его звуковую оболочку. В процессе обучения лексика должна найти свое место, обеспечивая плавный, поэтапный переход от лексического значения слова к его фонетической форме и грамматическому значению (как вершине абстракции). Эмоционально-образному восприятию мира и развитию образного мышления отводится в обучении особое место, так как процесс мышления осуществляется не только в абстрактно-логической форме, но и в форме чувственного познания. Таким образом, в новой системе обучения грамоте ребенок будет продвигаться к звуковой форме речи не от формальных понятий «речь», «предложение», смысл которых ему еще малопонятен, а от близкого ему понятия «слово», от слов-названий предметов, от имен собственных перейдет к осмыслению звуковой структуры слов, к пониманию роли слова в составе предложения. Важно не смешивать особенности развития речи и мышления: мышление развивается от целого к части (от суждений к понятию, слову), а речь – наоборот, от части к целому (от звука к слову, от слова к предложению). Слово становится своеобразным эпицентром развития мышления и речи. Н.В. Бабкина [3] считает, что сформировать у ребенка правильное представление о языке как знаковой системе, имея в виду лишь его звукобуквенную форму, невозможно. Поэтому в новой системе ведется многоплановая работа со словом, объектом внимания становятся и словесное значение (план содержания), и соответствующая звукобуквенная форма слова (план выражения). По мнению Е.Л. Мельниковой [32], удержать в поле внимания эти две стороны слова детям помогают простейшие звукосемантические модели слов, фиксирующие звуковую (внешнюю) оболочку слова и его значение (внутреннюю оболочку). Благодаря такой модели ребенок с первых этапов обучения получает элементарное представление о слове как двусторонней единице и о языке как знаковой системе. У него развивается способность соотносить звучание и значение слова и таким образом лучше понимать и знать свой родной язык. Формирование умений различать, осмысливать содержание и форму таких языковых единиц, как слово и предложение, умения воспроизводить смысл и значение в различных формах, а также видеть общий смысл за самыми различными формами выражения мысли придает изучению русского языка подлинно развивающий характер. Семиотический подход дает возможность также лучше осмыслить язык как знаковую систему, снять в обучении трудности, связанные с различием понятий «слово» и «предмет», «форма» и «содержание». Таким образом, изучение родного языка в период обучения грамоте строится как развивающая коммуникативно-познавательная деятельность, согласуется с природой ребенка, особенностями его речи и мышления. Коммуникативно-познавательная направленность обучения грамоте развивает интерес детей к родному языку и речи, повышает воспитательный потенциал обучения и его практическую значимость. В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный. Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов: обучение первоначальному чтению и обучение письму – и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах. В. Н. Зайцев [22] считает, что обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов. Н. В. Нечаева [33] подчеркивает, что параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки. Правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текстов, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных. В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков. На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом – отвечать на вопросы учителя. Пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т. п. В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой. В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения. Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми. Н. И. Поливанова, И. В. Ермакова, И. В. Ривина [39] замечают, что на уроках обучения чтению и письму учитель стремится разнообразить виды деятельности. С учетом психофизиологических особенностей первоклассников, использует занимательный материал. Включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков чтения и письма. Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой. При обучении грамоте реализуются основные дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, самостоятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько [13] отмечают, что одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности, усвоением ими простейших грамматико-орфографических правил начальный курс русского языка предполагает решение таких основополагающих вопросов, как: - формирование нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, - развитие творческих способностей; - обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, развитие - логического и образного мышления, освоение нового для детей вида деятельности - учебной, умения рационально использовать время на уроке; - овладение посильными приемами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге – источнику знаний. В период обучения грамоте особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитание у детей положительного отношения к учебе. Психолого-педагогические основы обучения грамоте в начальной школе Обучение в школе начинается с элементарного чтения и письма. Опираясь на «Букварь», школа должна в течение 3-3,5 месяцев научить детей читать и писать; в дальнейшем умение читать и писать совершенствуется, укрепляются навыки, растет степень их автоматизации. От того, как организовано это первоначальное обучение грамоте, в огромной степени зависят дальнейшие успехи школы. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина [7] считают, что навыки чтения и письма – это речевые навыки, так же как и чтение и письмо – виды речевой деятельности человека. И навык чтения, и навык письма формируются в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности – с устными высказываниями, со слушанием – слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью. Речевая деятельность человека невозможна и теряет всякий смысл без потребности (мотива); она невозможна без ясного понимания содержания речи говорящим или слушающим. Являясь реальностью мысли, речь по своему существу противоположна всему тому, что удовлетворяется механическим запоминанием, заучиванием. Следовательно, и обучение элементарному чтению и письму (обучение грамоте), и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность школьников была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными детям. Очень важно определить основные задачи периода обучения грамоте: научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе; расширить кругозор детей; активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную) речь; развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению; развить психо-физиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму. В настоящее время обучение грамоте осуществляется по различным УМК, поскольку в школьной практике действуют несколько вариативных образовательных программ, которые предлагают свои учебные книги и тетради для обучения первоклассников чтению и письму: развивающая система Л. В. Занкова – «Азбука» Н. В. Нечаевой, К.Е. Белорусец; тетради Н.А. Андрияновой; «Школа России» - «Русская азбука» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестова; «Прописи» №1, №2, №3 В.Г. Горецкого; «Начальная школа XXI века» - «Грамота» Л.Е. Журовой, Е.Н. Качуровой, А.О. Евдокимовой, В.Н. Рудницкой; тетради «Грамота» №1,№2,№3. Система общего развития Л.В. Занкова [14] ориентирована на всех детей, поступающих в школу. Необходимо позаботиться об успешном вхождении в школьную жизнь и детей с низкой готовностью к обучению. При обучении грамоте по системе Л.В. Занкова выделяются четыре этапа: 1 этап – подготовительный. Здесь вводятся основные понятия русского языка (устная, письменная речь, предложение, слово, звук, звуки гласные и согласные, согласные звуки мягкие и твёрдые), чтение рисунков, пиктограмм, схем слов, предложений и коррекционные задания: изучаются буквы однозвучных гласных звуков [а, у, о, э, и, ы]. 2 этап. Продолжается работа, начатая на подготовительном этапе; вводятся самые слышимые сонорные согласные звуки и соответствующие им буквы (л, м, н, р, й), на маленьких простых по составу словах отрабатывается слитное неразрывное чтение слов. 3 этап. Изучаются звонкие и глухие парные согласные звуки и соответствующие им буквы; увеличивается длина читаемых слов, появляется стечение согласных. 4 этап. Вводятся двузвучные гласные буквы; буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, мягкий и твёрдый знаки; ещё более усложняется слоговая структура слов. Основой системы обучения Л.В. Занкова [24], направленной на общее развитие школьников, являются дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности); ведущая роль теоретических знаний; быстрый темп изучения учебного материала; осознание процесса учения учащимися; общее развитие всех учеников, в том числе сильных и слабых. Таким образом, эти принципы определяют не только содержание и структуру программ, но и свойства методики, на которые необходимо опираться при подготовке к урокам. Вот они: многогранность, процессуальный характер, вариативность. Обучение грамоте по программе «Школа России» проводится в 1 классе с сентября в течение шести-восьми месяцев. В зависимости от усвоения материала детьми учитель может сократить или увеличить этот период по своему усмотрению. В течение этого времени ведется работа по развитию фонематического слуха детей; обучению их первоначальному чтению и письму; расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений; обогащению словаря учащихся и развитию устных (слушание и говорение) и отчасти письменных (письмо) видов речи [33]. Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов. Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текстов, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных. В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звуко-буквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков. На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом – отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях, о содержании детских книг и т. п. В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой. В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения. Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми. Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения – рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением. По программе курса «Обучение грамоте» по образовательной системе «Школа 2100» [7] на уроках обучения чтению и письму учитель стремится разнообразить виды деятельности с учетом психофизиологических особенностей первоклассников, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т.п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков чтения и письма. В период обучения грамоте особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитание у детей положительного отношения к учебе. Обучение грамоте – составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета «русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне: - овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения; - расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи; - овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; - овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов; - приобретение и систематизация знаний о русском языке; - раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка; - формирование у детей чувства языка. Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст». Слово рассматривается с четырех точек зрения: - звуковой состав и обозначение звуков буквами; - состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов - с помощью приставок); - грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово); - лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу). Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знаки или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения. В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части. При работе с текстами Азбуки и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности – умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения. Требования ФГОС НОО к организации учебной деятельности учащихся начальных классов Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения [48]. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно обеспечивать развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Методы и средства обучения, направленные на воспитание скоростных и координационных способностей у учащихся старших классов на занятиях баскетболом
- Социально-педагогические факторы, обеспечивающие успешность обучения и воспитания учащихся начальных классов
- Игра как технология личностного развития учащихся начальных классов