VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Взаимосвязь агрессивности и школьной неуспеваемости у подростков с девиантным поведением

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013215
Тема: Взаимосвязь агрессивности и школьной неуспеваемости у подростков с девиантным поведением
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

Факультет психолого-педагогического и специального образования
Кафедра психологии развития личности





Допустить к защите
Зав.	кафедрой	психологии	развития
личности, д.пс.н_______Г.С. Корытова

«_____» ___________________ 2018 г.










Взаимосвязь агрессивности и школьной неуспеваемости у подростков с

девиантным поведением

Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа)







Руководитель:
д.пс.н., профессор
______________Г.С. Корытова

Автор работы:
Студент(ка) 842 группы

Чамзы Валерия Андреевна



Дата защиты «___» ________ 2018 г.

Оценка  «______________________»







ТОМСК 2018

Оглавление



Введение
3

Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению девиантного поведения в подростковом возрасте

1.1
Теоретические основы исследования девиантного поведения
7
1.2
Социальная среда как фактор влияния на уровень

девиантного поведения
16
1.3
Влияние школьной среды на динамику проявления девиантного

поведения подростков
23
1.4
Выводы по главе 1
26
Глава 2 Результаты эмпирического исследования взаимосвязи агрессивности

и школьной успеваемости у подростков

2.1
Организация и методы эмпирического исследования
29
2.2
Особенности проявлений агрессивности у подростков с
33
девиантным поведением

2.3
Взаимосвязь агрессивности и школьной неуспеваемости у

подростков с девиантным поведением
45
2.4
Выводы по главе 2
49
Заключение
53
Список литературы
59
Приложения
65





2

Введение

     Актуальность темы исследования. Общество всегда обращало особое внимание на проблему поведения людей, которые не соответствуют общепринятым, официально установленным социальным нормам и правилам. С различных сторон рассматривают и оценивают это явление и другие науки. В последние десятилетия число подростков с девиантным поведением возрастает год за годом и во многом связан с недостатками образовательного и воспитательного процесса, возможностями социализации и самореализации в образовательной среде. Страх перед школой, непринятие со стороны школьного коллектива, конфликты с учителями и сверстниками – все эти и многие другие сопутствующие факторы обучения становятся сигналом к формированию в подростковом возрасте девиантных форм поведения. В современной школе подростки подвергаются непосильному давлению и вынуждены, чтобы оставаться внутри школьной группы, подчиняться многочисленным, зачастую неправомерным требованиям. Давление обязательств вызывает y подростков неадекватное поведение, создает параллели между эмоциональным состоянием и развитием девиантности.

     Согласно закономерностям формирования личности, в подростковом возрасте развивается самосознание, формируется Я-концепция личности. Одной из ярких особенностей подросткового возраста является ее личностная нестабильность, нравственная неустойчивость, которая присуща почти всем подросткам. В связи с этим вероятность перерастания негативного эмоционального опыта агрессивного подростка в негативное чувство, а далее в мотив поведения в социуме, создает риск возникновения и углубления аномалии развития личности на следующих этапах социализации и угрозу дезадаптации подростка в обществе, где агрессия рассматривается как негативное явление. К тому же факт устойчивой склонности подростка использовать агрессию для решения возникающих проблем свидетельствует о

3

неприспособленности,	о	неадекватном	взаимодействии	с	социальным

окружением, о снижении уровня эмоционального благополучия. Вышеперечисленные обстоятельства позволяют считать, что изучение взаимосвязи агрессии и школьной неуспеваемости девиантного подростка в современной образовательной среде является актуальной и значимой проблемой современной психологии также психологии развития, социальной психологии, педагогики и др.

     Цель исследования: изучить взаимосвязь агрессивности и школьной неуспеваемости у подростков с девиантным поведением.

     Объект исследования: психологические особенности агрессивности y девиантных подростков в образовательной среде.

     Предмет исследования: особенности взаимосвязи школьной неуспеваемости и факторов риска девиантного поведения у подростков.

     В качестве основной гипотезы исследования рассматривается предположение о том, что существует взаимосвязь между агрессивностью и школьной неуспеваемостью y девиантных подростков: чем выше уровень агрессивности подростка, тем ниже его уровень школьной успеваемости.

Задачи исследования:

     1. Провести аналитический обзор научной литературы, посвященной изучению проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте.

2. Ознакомиться с методами психологической диагностики агрессивности

в подростковом возрасте.

     3. Подготовить и провести эмпирическое исследование, выявляющее взаимосвязь агрессивности и школьной неуспеваемости y девиантных подростков.

     Методологическая основа исследования: Теоретическая концепция агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки, положение Э. Фромма о разделении агрессии на "доброкачественную" и "злокачественную".

4

     Теоретическая основа исследования: теоретическими позициями исследования выступают идеи ученых, разрабатывающих вопросы, девиантного поведения и причин его формирования у подростков (С.А. Беличева, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, И.С. Кон, С.А. Кулаков, Ю.П. Лисицын, В.Т. Лисовский, А.Е. Личко, В.В. Лозовой, И.А.Невский, В.Д. Семенов, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер), а также анализ роли неблагоприятной среды общеобразовательной школы в формировании девиантного поведения y подростков: проблемы трудновоспитуемости (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, A.C. Макаренко); специфика проявления и причины неуспеваемости учащихся в подростковом возрасте (Т.А. Власова, И.Ф. Демидова, З.И. Калмыкова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер), а также работы в области экспериментальной психологии и психометрики (А. Анастази, В. Н. Дружинин, Л. Ф. Бурлачук, Н. А. Батурин, С. Б. Малых).

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы (анализ, синтез, обобщение);

- анализ документов (материалы, представленные администрацией школы, журнал успеваемости);

- эмпирические (наблюдение, тестирование);

- методы   количественной   и   качественной   обработки   данных

(описательная статистика, коэффициент ранговой корреляции r – Спирмена и U критерий Манна-Уитни);

- интерпретационные методы: качественный анализ полученных данных,

интерпретация, обобщение.

     Методики исследования: Для тестирования испытуемых была использована психодиагностическая батарея валидных, надежных и адаптированных к российским социокультурным условиям психологических тестов:

1) Опросник агрессивности Басса – Дарки (А. Басс);

5

2) Шкала враждебности Кука - Медли (В.В. Кук, Д. М. Медли).

     Научная новизна исследования: получены дополнительные сведения по материалам психологии девиантного поведения о взаимосвязи агрессивности и школьной неуспеваемости у девиантных подростков.

     Практическая значимость: полученные результаты в ходе исследования выявили взаимосвязь агрессивности и школьной неуспеваемости у девиантных подростков. Полученные результаты могут быть использованы в работе школьного психолога для разработки рекомендаций педагогам и родителям по выстраиванию оптимальных взаимоотношений с девиантными подростками, а также для составления программ коррекции агрессивности и повышения уровня показателей социально-психологической адаптации y девиантных подростков.

     База исследования. Исследование взаимосвязи агрессивности и школьной неуспеваемости y подростков с девиантным поведением проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 58 г. Томска. В исследовании приняли участие 50 испытуемых.

     Апробация и внедрение результатов исследования. Данная работа была представлена на IV Международной научно - практической конференции «Наука и образование в полиэтнокультурной среде: состояние проблемы, перспективы» в виде устного доклада на тему «Особенности проявления агрессии y девиантных подростков» (27 апреля 2018 г, ТГПУ).

     Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 56 библиографических источников, и приложения. Основное содержание исследования изложено на 68 страницах. Текст работы иллюстрирован 13 таблицами.

6

Глава 1

Теоретико-методологические подходы к изучению

девиантного поведения в подростковом возрасте



1.1 Теоретические основы исследования девиантного поведения



     Чтобы перейти к определению важного понятия «девиантного поведения», мы должны установить правила оценки психологических явлений. Большинство ученых делят явления на «нормальные» и «аномальные». По справедливому замечанию Ж. Годфруа, вопрос «какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе явно отклоняющегося [14]. В строгом смысле определение понятий «нормальное» и «аномальное» поведение трудно, а границы между ними весьма размыты. Однако, в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсюду. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают либо нормативно - одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей в социуме.

     Девиантология зародилась в начале ХХ века в недрах социологии как специальная теория, названная социологией девиантного поведения. Появление терминов «девиантность» и «девиация» связывают с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма. Первоначально центральное место в исследовании девиантности занимали вопросы преступности, вследствие чего криминология как наука о преступности - получила развитие в первую очередь. Также, активно изучаемым феноменом в недрах этой науки стало суицидальное поведение. Позже девиантологические подразделы появились в медицине и психологии в форме стандартных формулировок: девиантное поведение подростков, психология отклоняющегося поведения, девиантное поведение психически больных и т. д. [22]. К настоящему времени для обозначения
7

проблематики девиаций и девиантного поведения в научное пользование введено новое название - девиантология. На сегодняшний момент одноименный раздел представлен в таких науках, как социология, психология, медицина, военное дело. К сожалению, пока еще не произошла интеграция прикладных исследований в единую дисциплину, но уже предпринимаются отдельные попытки решения данного вопроса. Цель девиантологии можно сформулировать как разработку общетеоретических основ и методического аппарата для всех дисциплин, изучающих социальные девиации на различных уровнях организации общественной жизни - индивидуальном, групповом, государственном, общественно-символическом и культурно-историческом. Анализ существующих исследований по проблеме девиантного поведения позволил смоделировать структуру девиантологии как перспективной научной дисциплины [22].

     У зарубежных и отечественных авторов в настоящее время нет единого определения на термин «отклоняющееся поведение», с которым они были бы согласны. Некоторые исследователи полагают, что основное внимание следует уделять отклонению от признанных обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушения закона, третьи -

различные виды социальной патологии, четвертые - социальное творчество. Давно обратили внимание на тот факт, что наряду с термином

«девиантное поведение» исследователями употребляются как синонимы «делинквентное поведение», «дезадаптивное поведение», «асоциальное поведение», «неадекватное поведение», «деструктивное поведение», «акцентуированное поведение», «агрессивное поведение», «конфликтное поведение» и др., что является методологически неверным.

     Нарушение поведения всегда связано с каким-либо несоответствием человеческого поведения, действия, видов деятельности, правил, морали, идей, стереотипов, ценности, которые существуют в сообщество или группе на данный момент. Так, например, по мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение
8

- это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [27].

     По мнению исследователей девиантного поведения признается, что поведение не соответствующее социальным нормам и ожиданиям, а нормы и ожидания различны не только в разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном и том же обществе в одно и то же время постольку понятие «общепринятая норма» весьма относительно, следовательно,

относительно и понятие, виды девиантного поведения. Наиболее общее представление девиантного поведения, описывают его как:

1) поступок, действия человека;

2) социальное явление.

Психологическая	традиция	изучения	этого	сложного	явления,	каким

является девиантное поведение, первоначально установилась в психоаналитических и социологических школах и использовала большой арсенал методов определения, распознавания, описания и исследования. Чтобы найти адекватный подход к разработке проблемы девиантности в психологической науке. Нам необходимо изучить опыт западных традиций, ориентированных на теории социокультурной динамики, социальной мобильности и социальной стратификации (П. Сорокин); теорию и методы структурного и функционального анализа социальных явлений, анализ дисфункциональных явлений в обществе, дезинтеграции культурных целей и средств их достижения (Р. Мертон); концепцию социальной системы, основанной на функциональных императивах: адаптация к среде, достижение цели, общие нормы и управление напряженностью, интеграция (Т. Парсонс); теорию аномии, распада социальных норм (Э. Дюркгейм); концепцию «отклонение и система устойчивости», необходимость для общества девиантов, помогающих понять и сохранить нормы (Э. Эриксон); теорию деструктивности социального конфликта как одной из форм проявления девиантного поведения
9

(Б. Банк, К. Шарп, Н. Прево, Д. Кретч, Р. Крутчфилд, Н. Ливсон, Д. Дена и др.); концепцию «агрессивное поведение подростков как форма самоутверждения» (А. Басе, А. Бандура, Р. Вальтер, Р. Лазарус и др.); теорию фрустрации как один из путей проявления агрессий (Дж. Доллард, Л. Беркович, 3. Фрейд и др.); концепцию взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением (Г. Кэплан, Р. Джонсон, К. Бейли); концепцию «запятнанной репутации», «наклеивания ярлыков» (И. Гоффман, Г. Беккер); концепцию социальных отклонений Р. Харре («этогенический подход»), которая поощряет изучение «социальной дисциплины» – правил и положений, которым следуют члены конкретного общества в ходе переговоров, а также значение и смыслов, которые они придают своим действиям и поступкам; теорию дифференцированной ассоциации (Т. Сатерленд), центральным тезисом которой является то, что индивиды могут быть социализированы группой людей, применяющих девиантное поведение и определяющих его, как абсолютно адекватное и нормальное. Название теории отражает идею о том, что люди ведут себя определенным образом, под влиянием своего окружения; подход «культурная девиация» и субкультуры, где типизируется доминирующая культура как девиантное поведение, является также договорным соглашением норм определенной субкультуры (А. Коэн, Д. Миллер) [27].

     Важный вклад в развитие анемической теории внесли Говард и Орлин, представившие теорию дифференцированных возможностей. Тогда как в распоряжении членов какой-либо социальной системы имеются законные средства различного масштаба, далеко не каждому индивиду открыт доступ к нелегальным средствам. Подход Говарда и Орлина представлял собой попытку связать обе стороны социально-психологической мысли проблемы девиантного поведения, а именно – представленную анемическую теорию и теорию дифференцированных возможностей.

     Согласно теории дифференцированной ассоциации, которая была впервые сформулирована Т. Сатерлендом в 1939 г., девиантному поведению учатся в
10

интеракции с другими индивидами в процессе общения, который включает в себя усвоение:

а) техник реализации девиантного поведения;

     б) специфического мотивационного направления и оправдания этого поведения. Относительность девиантного поведения явилась исходным пунктом теории клеймения, согласно которой мы только тогда можем знать, определять ли данное действие как девиантное, когда увидим реакцию на него другого человека. Девиантное поведение не является качеством, выражающимся собственно в поведении, но в интеракции между людьми, которых это действие затрагивает, которые на него реагируют; «общественные группы утверждают девиантное поведение посредством торга, что устанавливают правила, нарушение которых конституирует девиантное поведение; действие этих правил они распространяют на определенных людей, которых клеймят как аутсайдеров». И. Гоффман выделяет три типа стигмы:

- первая группа - физическая стигма.

     - вторая группа - люди с недостатками, связанными с волей, - это алкоголики, наркоманы, душевно больные.

- третья группа - расовая стигма.

     Поскольку теория Гофмана рассматривает стигматизацию в контексте криминологии, то к его классификации можно добавить еще один вид - морально-правовую стигму. Личность с морально-правовой стигмой можно охарактеризовать как однажды дискредитировавшую себя с нравственной и правовой стороны в глазах общественности.

     Обобщение основных подходов теории клеймения позволяет сделать следующие выводы:

     - развитие теории клеймения вызывает сомнение старых позиций девиантологии, утверждающих различия между девиантностью и не девиантностью, и исходит из того, что значимость качества поведения может

оцениваться	только	через	интерпретации,	развивающиеся	в	процессе

11

коммуникации;

     - моральное качество поступка определяется методами и оценками других людей. Особое значение в определении поступков имеют представители органов контроля, которые используют общественные нормы и заботятся об их соблюдении;

     - процесс клеймения зависит не только от вида поступка и его значимости, а также от социального статуса нарушителя правил и отношений,

сложившихся между ним и инициаторами официальных и неофициальных социальных реакций;

     - основное внимание направлено на процесс перехода от первичной и вторичной девиации. Из-за влияния воздействий клеймения как девиантного изменяется идентичность лиц таким образом, что девиантный способ поведения становится реакцией на обвинение. Личность подтверждает себя в девиантном статусе. Такие тенденции в группах могyт вырасти до девиантного образа жизни;

- для изyчения конституирования девиантного поведения вопрос о том,

как общество в проведении специфических норм, на основе которых происходит оценка поведения, и каким образом отдельные люди либо грyппы получают силy влияния в процессе клеймения дрyгих людей с позиций девиантности [23].

     Ученые пытаются объяснить происхождение и причины девиантного поведения. Одни считают, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складy и что «криминальный тип», в частности, есть результат деградации на более ранних стадиях эволюции (Ч. Ломброзо). Дрyгие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела (Э. Кречмер, X. Шелдон), аномалиями половых хромосом (Х. Уиткин). Третьи находят психологическое объяснение девиации,

обосновывая ее «умственными дефектами», «дегенеративностью», «слабоумием» и «психопатией» (3. Фрейд). Есть еще и культурологические
12

объяснения девиаций, строящиеся на позиции признания «конфликта между нормами культуры» (Т. Селлин, У. Миллер); теория «фокального» взросления Дж. Коулмена, согласно которой взросление имеет квантовую природу – трудности возникают в определенных точках развития подростка. Свои «пики» имеют взаимоотношения подростка с родителями, сверстниками, отношение к самому себе, процесс полового созревания, приводящие к девиациям в поведении и сознании [12].

     В понимании формы проявления девиантного поведения и его классификации встает вопрос о «моральной дефективности», широко обсуждавшийся еще в советской детской психологии. Так, П. П. Блонский показал неправомерность отнесения подобных явлений к сфере патопсихологии, хотя отдельные аморальные явления могут быть прямым следствием болезненных изменений личности при умственной отсталости,

эпилепсии и т.п. В то же время П.П. Блонский указывает на социальную условность оценки поведения ребенка как аморального поведения. Г.М. Бреслав предлагает различать отклонения в формировании личности как отклонения от нормального хода процесса ее формирования и патологию формирования личности как искажение нормы, представленное в психических заболеваниях. Инфантилизм подростков как сохранение на данном возрастном этапе основных черт, присущих предшествующим этапам, то есть задержка в процессе формирования личности, является отходом от правил, но никак не болезнью [27].

     Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено многими воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурные и др. По мнению Е.Н. Пашковой и В.П. Михайловой, факторы отклоняющегося поведения можно отнести к трем группам:

- биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или

анатомические особенности организма ребенка;

13

     - психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических

заболеваниях,психопатии,неврастении,пограничныхсостояниях,

повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;

     - социально-психологические факторы – выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе -

игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации [31].

     Среди традиционных причин, обусловливающих проблему девиантного поведения, в психологии выделяют следующие:

- во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста,

начиная с психогормональных процессов и заканчивая психической перестройкой (Ф. Дольто, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон);

     - во-вторых, пограничность и неопределенность социального поведения и положения (Л.Б. Филонов);

     - в-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних форм и послушания, уже не действуют, а взрослые способы,

предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли (А. Бандура, А.Е. Личко, В.А. Петровский, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер).

     В таких условиях девиантные подростки вырабатывают определенные стратегии отношений: самовозвеличивание; манипулирование добровольной заботой; уход от ответственности и ее отрицание; месть, выработка и сохранение параноидального взгляда на мир. За нарушениями стоит одна из четырех мотивационных целей: привлечение внимания, власть, месть,

избегание неудачи [25].

Психологические	исследования	В.Н.	Иванченко,	А.Г.	Асмолова,	С.Н.

14

Ениколопова показали, что проблемы нарушения имеют особое личностное значение, во время их совершения актуализируются смысловые установки. Индивидуальные действия – результат научения инвариантов норм, традиций данного общества. Все это относится и к противоправным действиям: готовности к совершению действий, имеющих девиантный характер.

Существуют следующие формы противоправных yстановок:

• готовность агрессивно действовать в отношениях с другими людьми,

склонность использовать насилие как способ решения проблемы, унижение партнера в качестве средства стабилизации самооценки;

• готовность к саморазрушающему;

• готовность к аддиктивному поведению;

     • готовность к делинквентному поведению (предрасположенность к конфликту с общепринятым образом жизни и правовыми нормами). Этот потенциал в определенных ситуациях легко реализуется в антисоциальном,

делинквентном поведении [19].

     Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Ячина выделяют личностные особенности делинквентных подростков, свидетельствующие об отклонении в характере -

так называемый, криминогенный комплекс несовершеннолетнего правонарушителя: наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение к взрослым; заниженная y подростков потребность в общении,

которая выступает средством самоутверждения и компенсации неудовлетворенности своим положением; принятие подростков, состоящих на учете в ИДН, и их групповых норм (от 77 до 99% случаев). Игнорирование девиантов сверстниками с нормативным поведением говорит об их выпадении из круга нормального подросткового общения.

     Обобщение результатов научных исследований позволило констатировать y подростков с девиантным поведением следующие психологические особенности:

- неприятие педагогических воздействий;

15

- неумение преодолевать трудности;

- игнорирование барьеров;

- благосклонность к группе c асоциальными установками;

- сниженная самокритичность,

     - синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе, порожденный систематическими учебными неуспехами;

     - негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям;

     - слабость самоконтроля, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства;

- крайняя степень эгоцентрированности и агрессивность.



1. 2 Социальная среда как фактор влияния на уровень девиантного поведения


     Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным законам, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в некоторых случаях ими можно управлять.

     В основе исследования девиантного поведения находился Э. Дюркгейм, который ввел понятие аномии, и полное определение аномии дал в классическом труде «Самоубийство» (1912). Под аномией он понимал состояние разрушенности или ослабленности правовой нормы общества, который является результатом резких изменений, скачков, т.е. аномия в данной трактовке - социальная дезорганизация. Э. Дюркгейм не сомневался в объективной природе социальных отклонений, что утверждал «нормальность» преступности. По его мнению, нет никакого другого феномена, который

16

обладал бы столь бесспорными признаками нормального явления, как преступления. Они наблюдаются во всех обществах всех типов и не снижаются по мере развития человечества.

     Эти типы девиаций основаны на двух направлениях, в то время как поведение личности может меняться. Анемическая теория не объясняет условия появления той или иной формы адаптации. Учитывая всестороннюю критику, которой была подвергнута эта теория, заслуга анемической теории Мертона состоит в обосновании положения, что эмпирически установленные нормы девиантного поведения тесно связаны с обстоятельствами положения девиантной личности в рамках социальной структуры исследуемого общества [27].

     Существенно развил и изменил этот термин Р. К. Мертон. По его мнению, аномия является результатом столкновений или разногласий между «культурой» и «социальной структурой», нормальными, законными средствами и побуждения к поиску новых методов удовлетворения потребностей. И выделяет пять способов «анемического приспособления»: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж.

     Не все люди имеют одинаковые условия для достижения успеха, но они могут адаптироваться к возникшему противоречию несколькими путями. В качестве таких путей адаптации Р. Мертон выделил:

- конформизм;

- инновацию;

- ритуализм

- ретризм;

     - мятеж. Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к аномическому напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации. Данное обстоятельство отчасти объясняет относительно высокий уровень преступности среди низших социальных слоев.

Т.	Парсонс	качественно	расширил	типологию	анемических

17

приспособлений Мертона и сформулировал восемь различных типов девиантного поведения. Парсонс объясняет возникновение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. Поведение подростков и молодежи он рассматривает в свете понятия аномии – состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою важность. Этой причиной объясняется парадоксальность системы ценностей, центральное место в которой занимают ценности личного успеха и его достижения. Следование им усиливает структурную дифференциацию общества, что ведет к конфликтам и девиантному поведению. Г. Беккер утверждал, что некоторая степень безнормности имеет место в любом обществе из-за «несовершенства социализации, внутренних конфликтов и реформ».

     Ж.- Н. Фишер определяет девиантное поведение типом культуры, действующей в данной социальной системе: если ценности и нормы меняются, то само определение девиации также изменяется. При этом он утверждает, что девиация - это сконструированная измененная социальная реальность, которая не является простым результатом нормативных процессов, но может содержать структурирующие элементы и, составлять потенциальный фактор социального изменения. «Конструкцию» феномена девиации Фишер рассматривает в трех направлениях:

     а) девиация как дезадаптация (имеет два аспекта: отторжение девиантной личности; социально-психологическая иммунизация);

б) положение девиантной личности;

в) отклонение и меньшинство.

Н. Дж. Смелзер выделяет три компонента девиации:

1) человек, которому свойственно определенное поведение;

2) нормы, которое является критерием оценки девиантного поведения;

3) некий другой человек, социальная группа, реагирующий на поведение.

Девиантность равносильна, по его мнению, соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям.
18

     Другими объективными факторами социальных девиаций признаются: различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение ожиданий (Т. Парсонса); несоответствие между распределением благ и личными качествами людей (П. Сорокин); влияние норм девиантной субкультуры и обучения (Р. Клауорд, Л. Оулин). Так, личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную), c большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения [48].

     И. Гофман выделяет три типа стигмы: физическая стигма; расстройства воли; расовые стигмы.

     Э. Сатерленд сформyлировал теорию дифференцированной ассоциации, в соответствии с которой девиантное поведение - сложная и дифференцированная форма поведения. Емy учатся в интеракции. Этот процесс включает усвоение девиантной мотивации, оправдания и техник реализаций девиантного поведения [23].

     Парциальное присутствие психической ригидности в структуре личности, определяемое y 37% девиантных подростков, ведет к резкому ограничению вариантов поведения, поведенческим срывам, трудностям осознания собственных психологических проблем, актуального состояния мотивов и потребностей [29].

     Ряд ученых (У. Томас, Ф. Знанецкий, Т. Шибутани) объясняют отклоняющееся поведение происходящими в обществе социальными изменениями, дезорганизующими его жизнь. Поскольку разрушается согласие между людьми, одни стараются придерживаться старых норм и ценностей (ритуалисты), дрyгие же ориентируются на вновь появляющиеся ценности и нормы (авангардисты). Если же нормы не ясны и противоречивы, то широкое распространение получает индивидуализм. Сторонники социальной дезорганизации, по существу oтрицают классовый характер социальных норм.

Исходя из соотношения норм и ценностей эталонной группы и отношения

19

к ней индивида, Т. Шибутани выделяет типы отклоняющегося поведения:

1) конформное;

2) импульсивное;

3) компульсивное.

     Конформное отклоняющееся поведение возникает тогда, когда человек руководствуется нормами эталонной для него группы. Если нормы этих групп отличаются от принятых в обществе, то человек, следовавший им, становится правонарушителем. Эталонные групповые нормы действуют и при совершении преступлений взрослыми, принадлежащими к определенным социальным классам.

     Импульсивное отклоняющееся поведение возникает в результате временной утраты самоконтроля, особенно под влиянием сильного возбуждения, вопреки собственным стандартам поведения. К подобным случаям относит случаи дезертирства, воровства, насилия и др.

     Компульсивное отклоняющееся поведение возникает в случаях дезорганизации личности путем введения себя в измененное психическое состояние, употреблением наркотиков, алкоголя.

     Теория множественных факторов гласит что, «вообще не существует причин преступности (в строго научном смысле этого слова), а есть лишь факторы, вызывающие преступное поведение, и явно очевидные условия и положения, которые способствуют преступности» [22].

     Социальными причинами, способствующими девиантному поведению, считаются следующие: школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы. При этом одним из важнейших факторов девиантного поведения являются девиантные сверстники. Наличие девиантной группы:

     - облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне не готова;

- обеспечивает  психологическую  подготовку,  поддержку  и  поощрение

20

таких действий;

     - снижает эффективность личных и социальных мониторингов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

     Отечественная психология, не отрицая влияния врожденных особенностей на свойства личности, стоит на позициях того, что человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь. Личность становится личностью при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные ими знания и опыт – не путем простого усвоения общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых и социально-типических качеств. Следовательно, личность и ее аномалии рассматриваются в социально обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающей действительности [49].

     Е.И. Рогов выделяет начальный этап девиантного поведения и называет его психической депривацией. Понятие «психическая депривация» (Й. Лангеймер, З. Матейчик) путём включения в систему научного анализа не только расширило представление о роли средового фактора, но и поставило вопрос o связи между нарушениями социализации и хроническими, конфликтными ситуациями. Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда ребёнку не представляе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44