- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Педагогическая деятельность в дошкольных организациях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006665 |
Тема: | Педагогическая деятельность в дошкольных организациях |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» (ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Кафедра психологии и педагогики ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ) на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОО (44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Педагогическая деятельность в дошкольных организациях) Выполнена: студентом группы 581351з заочной формы обучения факультета психологии Усковой Натальей Борисовной Тула – 2017 Работа выполнена на факультете психологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого Научный руководитель – С.В. Пазухина, зав. кафедрой психологии и педагогики, д-р психологических наук, доцент (Дата) (Подпись) Работа обсуждена на заседании кафедры психологии и педагогики (протокол № _______от «___»__________ 2016 г.) и допущена к защите: Руководитель магистерской программы Н.С. Ежкова (Дата) (Подпись) Заведующий кафедрой психологии и педагогики С. В. Пазухина (Дата) (Подпись) Рецензенты: Кокорева Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого (Дата) (Подпись) Сошнева Вера Витальевна – директор МБОУ «ЦО №1» г. Тулы (Дата) (Подпись) Защита состоится ?___?_________________ 2017 года в учебном корпусе № 4 ТГПУ им. Л. Н. Толстого, в _____ аудитории в __.00 часов. Декан факультета психологии Н. А. Степанова СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13 1.1 Анализ проблемы мотивации в работах отечественных и зарубежных ученых 13 1.2 Особенности мотивации и проблемы мотивирования профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации 35 1.3 Модель развития мотивации профессиональной деятельности педагогов ДОО и условия ее успешной реализации 53 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОО 67 2.1 Анализ результатов диагностики уровня развития профессиональной мотивации педагогов ДОО на констатирующем этапе эксперимента 67 2.2 Технология реализации модели развития профессиональной мотивации педагогов ДОО в экспериментальных условиях 81 2.3 Динамика развития профессиональной мотивации педагогов ДОО 93 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106 ПРИЛОЖЕНИЕ А 113 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 118 ВВЕДЕНИЕ Среди многих руководителей образовательных организаций распространено мнение, что знание мотивации как функции не существенно, так как если люди приходят на работу, то они уже чем-то мотивированы, поэтому нет необходимости заниматься этой проблемой дополнительно. Существующей личной внутренней мотивации оказывается достаточно для выполнения трудовой деятельности и реализации целей, стоящих перед организацией. Профессиональный рост педагога, его стремление к самореализации, самоактуализации, самосовершенствованию, освоению конструктивных, компетентных стилей профессиональной деятельности, сегодня поддерживается посредством государственных программ, грантов, национальных конкурсов, ассигнования различных форм повышения квалификации. Мотивационная сфера педагога, ценности и смыслы профессиональной деятельности выступают мощным фактором, определяющим профессиональное развитие, задающим его содержание, направленность, интенсивность и тенденции использования личностного ресурса (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, П.Н. Ермаков. Д.А. Леонтьев). Предметное исследование мотивации профессионального развития отражает сегодня государственный и социальный заказ в области изучения психологии педагога и его профессионализма. Важное значение имеет совершенствование системы методической работы по развитию мотивации профессионального роста. Реалии современной жизни, усложнение профессиональной деятельности человека, расширение представленности субъекта в профессиональной среде актуализируют проблематику развития устойчивой внутренней мотивации самореализации, самотворчества и самосовершенствования. Состояние научной разработанности проблемы. Научный интерес к исследованию мотивации профессионального развития детерминирован развитием идей психолого-акмеологического подхода, связанного с изучением вопросов жизненного и профессионального акме. Ряд современных исследований (Н.В. Афанасьева, Н.С. Глуханюк, А.С. Гусева, А.А. Деркач, В.В. Лешин, В.А. Селезнева, Л.А. Степнова, Л.Т. Шиманская, Т.Н. Щербакова, Tafarodi, R.W. & Swann, К. Murphi, Р.А. Alexander) в этой области доказывает его значимость в процессе профессионального, личностного роста и развития. Проблема компетентности получила актуализацию в отечественной (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Т.Н. Щербакова) и зарубежной психологии (Дж. Берч, Дж. Равен, Н. Хомский, J.T. Elibson, Goodlad, Flanagar, T.G. Roos, Steinberg). В последнее десятилетие интенсивно осуществляется научный поиск в области инновационной деятельности в системе повышения квалификации, различные аспекты этой проблемы исследованы в работах С.В. Богдановой, И.П. Глинской, Т.С. Паниной, М.М.Поташника, П.В. Худоминского, Т.Н. Щербаковой. Значительное внимание уделяется проблеме факторов фасилитации мотивации роста в повышении квалификации (Ю.А. Василевский, А.А. Вербицкий, И.Г. Никитин, П.Г. Щедровицкий). Несмотря на наличие определенного количества работ, посвященных данной проблеме, существует потребность в разработке конкретных моделей методической работы, позволяющих создавать программы профессионального и личностного развития педагога как субъекта профессиональной деятельности. Современная психолого-педагогическая практика сегодня столкнулась со следующими противоречиями: - между необходимостью повышения эффективности педагогической деятельности и отсутствием модели развития мотивации профессиональной деятельности педагогов ДОО, - между актуальность проблемы повышения мотивации к педагогической деятельности и отсутствием педагогических условий для реализации модели развития мотивации профессиональной деятельности педагогов ДОО. На основе выявленных противоречий была определена проблема исследования: какие педагогические условия являются оптимальными для развития мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций? Тема исследования: «Педагогические условия развития профессиональной мотивации педагогов ДОО». Цель исследования: обоснование, разработка и апробация на практике модели педагогических условий развития профессиональной мотивации педагогов ДОО Объект исследования: процесс развития мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций. Предмет исследования: педагогические условия, способствующие развитию профессиональной мотивации педагогов ДОО. Гипотеза: повышению мотивации к профессиональной деятельности педагогов способствует создание следующих педагогических условий: разработка четкой системы мер поощрения мотивированных на осуществление творческой деятельности педагогов; совершенствование системы методической работы путем стимулирования участия педагогов ДОО в работе научно-практических конференций различного рода, в составе проблемно-творческих групп и т.д. на уровне области, города и институциальном; совершенствование структуры управления в условиях работы педагогического коллектива в инновационном режиме посредством активного привлечения педагогов дошкольных учреждений к процессам выработки и принятия управленческих решений; развитие восприимчивости педагогов ДОО к новшествам путем проведения тренингов, дискуссионных площадок, творческих игр, мастер-классов, повышения уровня новаторства и творческой активности воспитателей в коллективе. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, обозначены следующие задачи исследования: 1) на основе анализа работ отечественных и зарубежных ученых выявить проблемы мотивации профессиональной деятельности педагогов ДОО; 2) рассмотреть особенности мотивации и проблемы мотивирования профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации; 3) разработать авторскую модель развития мотивации профессиональной деятельности педагогов ДОО, технологию ее реализации и проверить ее эффективность на практике; 4) разработать критериальный аппарат для проведения входной и контрольной диагностики, провести анализ результатов динамики изменения уровня развития профессиональной мотивации педагогов ДОО на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Теоретико-методологическую основу исследования составили базовые принципы психологии: - личностно-ориентированный подход (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, А.В. Мудрик, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин, Г.А. Цукерман, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская); - субъектный подход (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, А.Г.Асмолов, В.В.Знаков, В.А.Петровский, З.И.Рябикина, Г.В.Залевский и др.) - деятельностньй подход (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, С.Л. Рубинштейн и др.). Теоретической основой исследования выступили: - концепции ценностно-смысловой сферы субъекта (И.В. Абакумова, Д.А. Леонтьев, В. Франкл); - работ в области психологии труда (Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.А. Толочек); - современные концепции профессиональной компетентности (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Дж. Равен, Т.Н. Щербакова); - концепции мотивационно-смысловых ориентаций личности в профессиональной сфере (И.В. Абакумова, К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Л.М. Митина); - идеи непрерывного профессионального образования (Л.И. Анцыферова, Э.М. Никитин, В.Т. Фоменко); - теоретические аспекты исследований феномена профессиональной компетентности педагога и путей ее формирования (В.А.Адольф, А.А.Вербицкий, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаева, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Е.С.Кузьмин и др.); - концепции мотивации (Дж. Аткинсон, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, А.К. Марков, А. Маслоу, Л.М. Митина, Ю.М. Орлов, П.М. Якобсон, X. Хек-хаузен, Г. Холл). Методы и методики исследования. В исследовании использовался комплекс методов, позволяющих реализовать цель и задачи исследования: - теоретические – анализ научной и методической документации по проблеме исследования, синтез, обобщение, анализ кадрового состава педагогических коллективов; - эмпирические – тестирование, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент; - методы обработки данных - количественный и качественный анализ результатов исследования; - методы презентации данных. Для проведения констатирующего и контрольного этапов эксперимента была составлена диагностическая программа, включившая в себя следующие методики: - «Оценка профессиональной направленности личности педагога» (Е.П. Ильин), цель выявить значимость для педагогов некоторых аспектов педагогической деятельности (склонность к организаторской деятельности), его потребность в общении, в одобрении, а также значимость интеллигентности его поведения. - «Тест мотивации достижения» (М.Ш. Магомед-Эминов); цель изучение двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Метод наблюдения в нашем исследовании использовался для того, чтобы отслеживать уровень активности педагогов разной квалификации в мероприятиях: реализации проектов, семинаров, конференций. Метод беседы использовался для сбора дополнительной информации о педагогах, уточнения информации, ранее полученной на основе использования основных исследовательских методов и методик. Анкетирование педагогов проводилось с целью выявления представлений педагогов о содержании мотивации профессионального роста, о факторах развития мотивации. Исследование проходило в ряд этапов: На первом этапе (2015-2016 гг.) была изучена и проанализирована научная, психолого-педагогическая литература, определены теоретический и практический уровни разработанности данной проблемы. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, определить цель, задачи, объект и предмет исследования. На втором этапе (2016-2017 гг.) реализован констатирующий этап опытно-экспериментальной работы, позволяющий выявить особенности развития профессиональной мотивации педагогов. Осуществлено моделирование педагогических условий, обеспечивающих развитие мотивации профессиональной деятельности педагогов. Проведен формирующий этап опытно-экспериментальной работы, на котором апробировалась модель мотивации профессионального развития педагогов ДОО. На третьем этапе (2017-2018 гг.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования и оформление их в виде окончательного варианта ВКР. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что: - выявлены особенности мотивации профессионального развития педагогов ДОО, (попробуйте их перечислить) - построена теоретическая модель развития мотивации профессионального развития педагогов ДОО, - произведен сравнительный анализ выраженности компонентов мотивации профессионального роста педагогов и выявлены системы инициации профессионального развития и становления компетентности педагога, (попробуйте их перечислить, Вам зададут такой вопрос на защите) - расширено представление о специфике и роли мотивации профессионального роста педагога ДОО и целенаправленного формирования посредством реализации ряда педагогических условий; - выявлены и описаны особенности проявления мотивации профессионального роста педагога. (попробуйте их перечислить) - разработано положение об интегрированном характере работы, где соединились педагогическое и психологическое знание. Результаты, полученные в исследовании, могут найти широкое применение в деятельности методической службы образования, в работе профессиональных методических объединений. Представленные материалы могут лечь в основу разработки методических рекомендаций для педагогов ДОО. Практическая значимость: разработаны рекомендации по созданию педагогических условий, способствующих позитивному изменению мотивации профессионального развития педагогов ДОО; разработано дидактическое обеспечение процесса изменения мотивации профессиональной деятельности педагогических кадров разного уровня компетенций (инструмент оценки и самооценки, диагностическая методика). Разработан проект реализации модели способствующей развитию мотивации профессиональной деятельности. Положения, выносимые на защиту: 1. Мотивация профессионального развития педагога является специфическим интегральным образованием, имеющим иерархическую структуру, которое включает внутренние побуждения: цели, профессиональные ценности и смыслы; потребность быть компетентным; смысложизненные ориентации. 2. В системе дошкольного образования возможно создание педагогических условий, которые будут способствовать эффективному формированию мотивации профессионального роста. Модель мотивации профессионального развития педагогов ДОО включает мотивационный, диагностический, обучающий и рефлексивно – прогностический модуль. 3. Эффективность реализации модели мотивации профессионального развития педагогов ДОО зависит от создания педагогических условий, которые способствуют сохранению у педагогов ДОО мотивационных установок, интересов, ценностей при условии организации сопровождения его профессиональной деятельности. Опытно-экспериментальная база исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе дошкольных образовательных учреждений города Новомосковска: ДОО № 53, 47, 50. В разных формах педагогического эксперимента участвовали 45 педагогов. Апробация результатов работы осуществлялась на научно-практическом семинаре «Психолого-педагогическое сопровождение реализации исследований в области общего и специального образования» (Тула, 2017), V-ой Всероссийской заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития современного образования: теория и практика» (октябрь, 2017), V-я Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современности: взгляд молодых исследователей» (ноябрь,2017); В международном журнале «Путь науки» были опубликованы работы автора по теме диссертации: «Развитие мотивационной сферы педагогов дошкольной образовательной организации» № 5 (27) 2016г.; «Педагогические условия развития мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации» (№ 6 (28) 2016г.; «Управление мотивацией педагогов в условиях модернизации образования» № 1 (35), 2017г. Академия педагогических идей «Новация» - «Повышение мотивации педагогов в целях улучшения работы дошкольного образовательного учреждения», октябрь 2017. Академия педагогических идей "Новация". Серия: Научный поиск. - 2017. - № 03 (ноябрь) рубрика: Педагогика и психология: «Теоретическое обоснование модели развития мотивационной сферы педагогов дошкольной образовательной организации. Структура диссертации. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 63 источника. Общий объем диссертации составляет 122 страницы, включая Приложения. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, приложениями. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Анализ проблемы мотивации в работах отечественных и зарубежных ученых В поведении людей можно выделить две стороны, функционально взаимосвязанные между собой: побудительную и регуляционную [22]. То, что относится к стимуляции поведения либо побуждений, которые обеспечивают его направленность и активизацию, связано непосредственно с мотивацией и мотивами. Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности субъекта. Кроме того, под понятием «мотив» зачастую понимают ту причину, которая лежит в основании выбора действий и поступков человека, а также совокупность внешних и внутренних условий, которые вызывают его активность [42]. Термин «мотивация» – это более широкое понятие в сравнении с термином «мотив». Есть несколько вариантов использования термина «мотивация» в современной психологии. Во-первых, этим термином обозначают систему тех факторов, которые детерминируют поведение. Сюда относят потребности, стремления, мотивы, намерения, цели и др. Во-вторых, данное понятие относится к характеристике того процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на каком-либо определенном уровне. Однако чаще всего мотивация рассматривается в качестве совокупности причин психологического характера, которые дают объяснение поведению человека, его активности и направленности [27]. Мотивация успеха исследуется как в рамках зарубежной, так и в рамках отечественной психологии. Если говорить об отечественной науке, то необходимо, прежде всего, отметить теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы А.Н. Леонтьева. Согласно рассматриваемой теории, в процессе взросления человека многие ведущие мотивы его поведения со временем становятся настолько характерными, что превращаются в личностные черты. К их числу, наряду с мотивом власти, агрессивными мотивами поведения, мотивом альтруизма и т.д., необходимо отнести и мотивацию успеха. Доминирующие мотивы становятся одной из наиболее важных характеристик личности, которые отражаются на особенностях других черт личности [23]. К примеру, установлено, что у тех людей, которые ориентированы на успех, чаще всего преобладает реалистическая (адекватная) самооценка. У людей, которые ориентированы на избегание неудач, напротив, преобладают нереалистические, заниженные или завышенные самооценки. Уровень самооценки в существенной мере связывается с удовлетворенностью или неудовлетворенностью конкретным человеком самим собой, собственной деятельностью, которые возникают в результате достижения успеха либо появления неудачи. Сочетание определенных жизненных неудач и успехов, преобладание одного над другим и формируют со временем самооценку личности. Особенности самооценки, в свою очередь, выражаются в целях общей направленности деятельности человека, так как в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению результатов, согласующихся с самооценкой и способствующих ее укреплению. В понимании М.Ш. Магомед-Эминова мотивация достижения представляет собой психическую регуляцию деятельности в ситуациях достижения, в которых присутствует возможность реализации мотива достижения [26]. Мотив достижения успеха может реализовываться в разных видах деятельности, в том числе и в деятельности профессиональной. Это можно объяснить тем, что результат деятельности сам по себе не реализует мотива достижения, который является личностным мотивом, широко обобщенным по предметному содержанию. Деятельность в своей действительной полноте охватывает два полюса – полюс личности и полюс субъекта. При этом полюс объекта касается, прежде всего, предметности деятельности, а субъектный полюс касается личности, как «внутреннего момента деятельности». Конкретные мотивы деятельности связаны с объективным полюсом деятельности, а обобщенные мотивы – с субъективным полюсом. У одного и того же человека, вместе с тем, мотив достижения успеха может реализоваться не во всех видах деятельности и в различной степени. Для каждого индивида существует свой характерный круг деятельностей, в которых и реализуется мотив достижения [18]. Во многих трудах потребность рассматривается в качестве побудителя действий, деятельности, а также поведения человека. Потребность – отражение нужды в человеческом сознании (осознание ее и переживание). Кроме того, как отмечал С.Л. Рубинштейн, в потребности содержится активное отношение, которое направляет человека на преобразование условий для удовлетворения нужды. Таким образом, потребность объясняет, тот факт, откуда берется энергия для проявления человеческой активности [40]. Соотношения между мотивами и потребностями, исходя из точек зрения, высказанных в литературе, можно систематизировать следующим образом: между потребностью и мотивом возможны опосредствованные отношения; потребность дает толчок к возникновению мотива; потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, то есть после нахождения предмета, который может ее удовлетворить; потребность – это часть мотива (В.А. Иванников [15], к примеру, считает, что если побуждение принимать за мотив, то част этого побуждения – потребность); потребность – это и есть мотив (А.Г. Ковалев [19], Л.И. Божович [5], К.К. Платонов [36], С.Л. Рубинштейн [40] и др.). Признавая, что потребность имеет определенное отношение к мотиву, нельзя пройти мимо моментов, которые мешают отождествить потребность и мотив. Во-первых, потребность не в полной мере объясняет причину конкретного поступка или действия. Во-вторых, мотив-потребность отделяется от идеальной цели, по этой причине не ясно, почему мотив имеет целенаправленность. А.Н. Леонтьев пишет по этому поводу, что субъективные переживания, желания, хотения не являются мотивами, так как сами по себе не способны породить направленную деятельность. В-третьих, принятие потребности за мотив приводит к тому, что говорят об удовлетворении мотива, а не об удовлетворении потребности, о наследственных и приобретенных мотивах (В.С. Мерлин [31]), что не является корректным. Таким образом, при принятии потребности за мотив остается много вопросов, неточностей и появляется некорректность в использовании словосочетаний и терминов. По этой причине закономерны попытки психологов подойти к пониманию мотивов с других позиций [34]. Л.И. Божович рассматривает намерения в качестве побудителей поведения в случаях, когда принимаются решения. В ее определениях намерения подчеркивается волевой, сознательный характер побуждения к поведению и деятельности, которые, сохраняясь в течение длительного времени, являются вектором активности человека, направленной на удовлетворение этой потребности. Следовательно, намерение при таком понимании играет роль мотивационной установки [5]. Но, зная намерение человека, можно ответить только на вопросы что и как (планирование) хочет сделать человек, чего он стремится достичь (выдвижение цели), но невозможно получить прямой ответ на вопрос почему. Таким образом, задача опять решается только частично. Исследование мотивации успеха приобретает большую значимость в зарубежной психологии. Стремление к достижению успеха по Ф. Хоппе [52] или «мотив достижения» по Д. Макклелланду, представляет собой устойчиво проявляемую потребность индивида к тому, чтобы добиваться успеха в самых различных видах деятельности [28]. Впервые данная диспозиция (мотивационное свойство) выделена в классификации Г. Мюррея [54]. Достаточно широкую известность получает его мотивационная концепция, в рамках которой, наряду с перечнем органических (первичных) потребностей, выделенных У. Макдугаллом, был предложен список вторичных потребностей. Вторичные (психогенные) потребности по Мюррею возникают на базе влечений в результате обучения и воспитания. Это потребности достижения успеха, аффилиации, независимости, агрессии, уважения, защиты и т.д. Всего было выделено двадцать таких потребностей, к которым позже было добавлено еще шесть потребностей [46]. Рассматриваемая нами диспозиция в концепции Г. Мюррея [54] рассматривалась в качестве устойчивой потребности достижения результата в работе, а также как стремление «сделать что-либо быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-то деле». Рассматриваемая потребность отличается генерализованным характером и проявляется абсолютно в любой ситуации вне зависимости от ее конкретного содержания. Д. Макклелланд [28] начал изучение «мотива достижения успеха» в 40-е годы 20-го века. Согласно его теории мотивации, все мотивы и потребности человека без исключения приобретаются и формируются в процессе его онтогенетического развития. В рамках рассматриваемой теории мотив рассматривается как стремление к достижению определенных достаточно общих целевых состояний. При этом «мотив достижения успеха» рассматривается не в качестве производного от общественно-исторических условий мотива, а в качестве первопричины поведения человека. Делается вывод о том, что успешность развития экономики определенного общества находится в зависимости от «национального уровня» мотива достижения успеха. В сущности, здесь имеет место психологизация общественных явлений. Теория мотивации, которая создана Д. Макклелландом опирается на потребности высших уровней. В рамках данной теории считается, что людям присущи три потребности: власть, успех, а также сопричастность [28]. Сущность потребности во власти проявляется в стремлении контролировать ход событий и оказывать воздействие на других людей. Люди с потребностью власти зачастую проявляют себя как энергичные и откровенные люди, которые не боятся конфронтации и стремятся отстаивать свои позиции. Часто они являются хорошими ораторами, требуют к себе внимания со стороны окружающих людей. Такие люди совсем не обязательно являются карьеристами, рвущимися к власти в негативном понимании этого аспекта. Положительный, либо социализированный, образ власти лидера должен проявляться в его заинтересованности в целях всего коллектива, определении таких целей, которые подвигнут людей на их выполнение, а также в помощи коллективу в процессе формулирования целей, в формировании у членов коллектива уверенности в своих силах и компетентности, что даст им возможность эффективно работать [50]. Потребность в успехе и достижении целей проявляется в стремлении к достижению целей, умении их ставить, а также брать на себя ответственность за их осуществление. Выделенная потребность удовлетворяется путем доведения работы до ее успешного завершения. Люди, у которых развита эта потребность, как правило, рискуют умеренно, любят ситуации с личной ответственностью, а также конкретное поощрение результатов труда. Исходя из этого, если следует мотивировать человека с потребность успеха, то лучше ставить перед ними задачи, характеризующиеся умеренной степенью риска, предоставить им достаточные полномочия и определенным образом поощрять при достижении определенного результата. Сущность потребности в причастности заключается в стремлении человека к любви, дружбе, привязанности. Такие люди заинтересованы часто находиться в компании, налаживать дружеские отношения, помогать окружающим людям. Людей, у которых развита потребность в причастности, необходимо привлекать к таким видам трудовой деятельности, которые предоставляют возможности, прежде всего, для социального общения. Важно создавать для них атмосферу, которая не будет ограничивать межличностные отношения и разнообразные контакты [28]. Д. Макклелландом [28] был создан первый стандартизированный вариант методики его измерения – Тест тематической апперцепции (ТАТ). При этом необходимо отметить, что были выявлены два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление к избеганию неудачи. Позже был создан вариант ТАТ для обоих мотивов. Мотив стремления к успеху понимается в рамках рассматриваемой теории как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Если Макклелланд в дальнейшем проявляет интерес к разнообразным проявлениям потребности достижения, то Дж. Аткинсон [2] гораздо большее внимание уделяет созданию теории, а также математической модели для руководства эмпирическими исследованиями в области мотивации достижения. Модель выбора, которую предложил Аткинсон, предполагает, что выбор определяется двумя тенденциями – добиваться успеха и избегать неудачи. Тенденция человека стремиться к успеху рассматривается как сила, которая вызывает у человека определенные действия. Именно эти действия, по его мнению, приведут к успеху. Тенденция стремления к успеху проявляется в интенсивности, направлении и настойчивости деятельности. Она создается рядом факторов. Среди них можно выделить: личностный фактор – мотив или потребность достижения успеха; два ситуационных фактора – ожидание (субъективная вероятность успеха) и побуждающая ценность успеха. Согласно теории Аткинсона, все обладают одновременно и мотивом достижения успеха, и мотивом избегания неудач. По этой причине в ситуации выбора у каждого человека возникает конфликт между тенденцией стремиться к успеху и тенденцией избежать неудачи, которая подавляет действия, приводящие к неудаче. Предполагается, что рассматриваемый конфликт разрешается алгебраически в виде результатирующей тенденции. Последующее совершенствование модели Аткинсона [2] осуществил Физер, которым было введено понятие внешней мотивации. Согласно Физеру, общая тенденция к выполнению задания является суммой результатирующей тенденции стремления к успеху и избегания неудачи, а также внешней мотивации на выполнение задания. Можно отметить также теорию А. Маслоу, который считает, что у самоактуализирующихся людей мотивом поведения зачастую является то, что они испытывают радость от использования собственных способностей. Отмечается существенное различие в психологии мотивации для этой категории людей в сравнении с другой категорией. Мотивы их поведения выражаются не в том, что они стремятся к тому, чего им не хватает. Они стремятся, прежде всего, к росту, зрелости и развитию [30]. Американский психолог А. Маслоу, который является основателем гуманистической психологии, был первым, кто осознал законы построения потребностей человека [30]. Его теория носит название иерархической, так как все человеческие потребности, по его мнению, располагаются по восходящей линии (от низших, материальных потребностей к высшим, духовным) (рисунок 1). Рисунок 1. Схема потребностей по А. Маслоу Таким образом, существуют различные зарубежные теории рассмотрения мотивации успеха, которые отличаются от отечественных теорий. Так, Аткинсон [2] рассматривает поведение как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых, ценность, которая превращается в мотив. Новым здесь является то, что рассматривается не реакции, а действия, в том числе и вербальные. В зависимости от мотивов, от значимости их оценки воздействующие стимулы преобразуются, что и определяет эффективное состояние и характеристику действий. В теории мотивации А. Маслоу [30] рассматривается стремление индивида к непрерывному развитию, которое и является ведущим мотивом и т.д. Мотивация занимает особое место в структуре личности и является одним из наиболее важных понятий, которые требуют детальной проработки. Мотивация по-разному рассматривается различными авторами в рамках разных концепций. В одном случае, мотивация рассматривается как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих деятельность и поведение [11, 53]. В другом случае мотивация рассматривается как совокупность мотивов [36]. Кроме того, мотивация может определяться и как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Рассматривается мотивация также и как процесс действия мотивов, и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности [24]. Дж. Аткинсон [2] предложил рассматривать мотивацию как единство личностных детерминант, то есть устойчивых мотивов личности, а также характеристик непосредственной ситуации (ситуационных детерминант). У В.К. Вилюнаса [8] понятие «мотивация» используется для того, чтобы обозначить всю совокупность психологических образований и процессов, которые побуждают и направляют поведение на жизненно важные предметы и условия, определяют пристрастность, избирательность, а также конечную целенаправленность психического отражения, а также регулируемой им активности. Указанная трактовка соответствует пониманию мотивации в качестве того, что находится в основании обусловленности по....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: