VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально-педагогическая деятельность неполной семьёй в дошкольной образовательной организации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006718
Тема: Социально-педагогическая деятельность неполной семьёй в дошкольной образовательной организации
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций

Кафедра психологии и социальной педагогики























Социально-педагогическая деятельность неполной семьёй в дошкольной образовательной организации



Выпускная квалификационная работа



	

	





Выпускная квалификационная работа

допущена к защите

зав. кафедрой психологии 

и социальной педагогики



_________________________

датаБ.М. Игошев, 

докт. пед. наук, профессор

Исполнитель:

Сметанина Светлана Владимировна,

студентка БП-41иzАР группы 

 заочного отделения



______ _______________________

Дата подпись





Руководитель ОП:

Иваненко М.А.,канд. пед. наук,

доцент кафедры психологии

и социальной педагогики

______ ____________________

Дата подпись



Научный руководитель:

Анисимова А.В., к.п.н., 

доцент кафедры психологиии социальной педагогики

______ ____________________

Дата подпись





















Екатеринбург 2016




Оглавление



Введение……………………………………………………………………….



3

Глава 1. Социально-педагогическая деятельность с неполной семьёй: теоретические аспекты ……………………………………………



7







1.1. Неполная семья: понятие, сущность специфика …………………



7







1.2. Социально-педагогическая деятельность с неполной семьёй: сущность и содержание …………………………………………………



27







1.3. Направления социально-педагогической деятельности с неполной семьёй в дошкольной образовательной организации …….



35

Глава 2. Опыт социально-педагогической деятельности с неполными семьями в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад» №39 города Артёмовского ………………………………………………………………...









44







2.1. Анализ социально-педагогической деятельности с неполными семьями в детском саду № 39…………………………………………...

44





2.2. Разработка комплекса социально-педагогических мероприятий с неполными семьями в дошкольной образовательной организации ….



56

Заключение…………………………………………………………………

57

Список использованной литературы ……………………………………..

61





Приложения ……………………………………………………………….....



66
















	Введение



Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия в мире четко наметилась тенденция роста количества неполных семей или семей с одним воспитывающим родителем. В нашей стране, да и во всем мире, количество неполных семей достаточно велико. Распад семьи - острая проблема современного общества. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей [22, с. 23]. Так, если в 2014 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла23%, то в 2015 году она превысила 30% [38, с.45].В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска. В последние несколько лет расторжение браков в целом по стране каждый год приводило к образованию 310-350 тыс. неполных семей [31, с. 4].

Детский сад ? первый вне семейный социальный институт, это первое воспитательное учреждение, с которым вступают в сотрудничество родители и где начинается их систематическое педагогическое действие. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее гармоничное 

развитие ребенка. И в большей степени от качества работы дошкольного 

учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит 

уровень педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом гармоничного, всестороннего воспитания. При этом условии, родители с доверием будут относиться, к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов и охотно будут устанавливать с ними контакт.

Именно неполная семья сегодня, как никогда, испытывает множество трудностей. В условиях нарастания социальной напряженности, кризисных процессов в экономике, неполным семьям все тяжелее справляться с рядом острых, специфичных для нее проблем. Поэтому неполные семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. Важна помощь таким семьям со стороны государства и общества, местных социальных служб.

В связи с этим, воспитание детей в неполной семье приобретает специфические особенности, выражающиеся в недостаточности внутрисемейного влияния, односторонней направленности воспитательного воздействия, отсутствии равновесия в родительских чувствах и выборе методов воспитания, возможности развития у ребенка комплекса неполноценности и отклонений в поведении, а также неудачном преодолении семейного конфликта. 

Проблемы неполной семьи в современном мире, перспективы ее развития рассматриваются в трудах многих исследователей. 

В нашей стране педагогические труды А.И. Антонова, П.Д. Павленка, заложили основы современных научных подходов к исследованию проблем семьи [5, 46]. Анализу специфики жизнедеятельности неполной семьи, проблемам, причинам формирования посвящены работы И.Ф.Дементьевой, Т.А. Гурко, И.Е. Калабихиной, Л.Г. Луняковой и других [28, 21, 32, 39].

Противоречие между необходимостью социально-педагогической деятельности с неполными семьями и недостаточным методическим обеспечением этого процесса.

Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: каково содержание социально-педагогической деятельности с неполной семьей в дошкольной образовательной организации?

Объект исследования – процесс социально-педагогической деятельности с неполными семьями в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования – содержание социально-педагогической деятельности с неполными семьями в дошкольной образовательной организации.

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий социально-педагогической деятельности с неполной семей в дошкольной образовательной организации.

Гипотеза исследовании заключается в предположении, что содержание социально-педагогической деятельности с неполной семей в дошкольной образовательной организации

        ? реализуется по направлениям

? предполагает реализацию с формах  бесед, тренингов, круглых столов.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1) раскрыть понятие, сущность, специфику неполной семьи;

2) рассмотреть социально-педагогическую деятельность неполной семьи её сущность и содержание;

3) охарактеризовать направления социально-педагогической деятельности с неполной семьёй в дошкольной образовательной организации;

4) проанализировать социально ? педагогическую деятельность с неполными семьями в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 39 с. Мостовское; 

5) провести диагностику проблем неполных семей в детском саду № 39.

 Методы исследования, применённые при написании выпускной квалификационной работы:

теоретические ? анализ, сравнение, обобщение; 

эмпирические ? наблюдение, анализ документов, математическая и графическая обработка данных.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 39 с. Мостовское.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы из 61 источника и 8 приложений.


Глава 1.Социально-педагогическая деятельность с неполной семьёй: теоретические аспекты



 Неполная семья: понятие, сущность специфика

	

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием, эмоциональной связью, взаимными обязанностями друг к другу и ведением домашнего хозяйства [3, с 8].

Согласно определению из философского словаря: «Семья ? это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная народственных связях и супружеском союзе, т. е. на многосторонних отношениях между женой и мужем, сестрами и братьями, детьми и родителями и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [39, с. 326].

Семья ? один из элементов микросреды, в которой формируется личность человека. В семье действует сложная система взаимоотношений, где каждый ее член задействован в формировании определенных функций, занимает определенное место, поддерживает уровень межличностных отношений. 

Семья ?одно из важнейших условий полноценного психического 

развития ребенка, так считают,Т.С.Зубкова, Р.В. Овчарова [31, 43]. В обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором воссоединились многообразные формы общественных отношений и которому принадлежат многочисленные социальные функции. 

Семья это первая социализирующая группа, которая позволяет человеку войти в социум понять правила, сделать выводы о себе. Семья строит цели и ценности жизни [24, с. 73].

 Историческая эволюция семьи как социального института привела к тому, что в современном мире какого-либо единого типа семьи не стало. На протяжении последних примерно 150 лет институт семьи подвергся большим изменениям, в результате которых брачно-семейная структура современного человечества стала разнообразной [9, с. 17]. 

Роль семьи в обществе ни с чем несравнима по своей силе, ни с какими, другими социальными институтами, так как именно в семье закладывается и  развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек поддерживает на протяжении всей своей жизни.

Существует несколько понятий семьи. Во ? первых, семья это ? социальная группа, в которой происходят определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается [26, с. 71]. Во ? вторых, семьей называется социальный институт, имеющий устойчивую форму взаимоотношений между людьми. Где осуществляется важная часть повседневной жизни людей: деторождение и первичная социализация детей, сексуальные отношения, большая часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

Семья это источник экономического и социального развития общества, она воспитывает самое главное общественное богатство – человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое воспитание. Семья представляет модель для социализации ребенка, а родители являются первыми воспитателями. Они обязаны заложить основы нравственного, физического и интеллектуального развития ребенка в детском возрасте. 

Воспитание в семье индивидуально эмоционально. Для него характерны постоянство, целенаправленность и длительность воспитательных воздействий родителей на детей, наличие действительных возможностей включения ребенка в различные сферы деятельности семьи (общественную, хозяйственную, бытовую, досуговую), с одной стороны, и с другой – отсутствие четких организационных форм и стихийность влияния всей жизнедеятельности семьи на ребенка. 

           Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростка, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируется мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяется структурой семьи, общим образовательным и культурным уровнем родителей, социально ? бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом, распределением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми и семейными обязанностями, организацией свободного времени и др.), формирует личность ребенка [33, с. 25].

         Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.
Неполные семьи существуют испокон века. Целое тысячелетие причиной их появления служила смерть одного из родителей. Разводы также не изобретение современности, и существуют они с давних времен. И всё же массово они распространились уже в наши дни. И соответственно процент таких семей намного выше, чем процент неполных семей связанных со смертью одного из членов семей. Последние исследования психологов и педагогов сходны в одном: положение ребенка, растущего в неполной семье, по-своему исключительное, трудное, иногда угрожающее, а иногда и опасное. Опасность может быть, но не должна стать реальной [3, с. 17].

             Семейное общение в подростковом возрасте имеет одну особенность: оно носит противоречивый характер. Подростки, с одной стороны стремятся к общению с взрослыми, в том числе с родителями, а с другой – у них наблюдается снижение интереса к семейному общению. 

Противоречивость семейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведение подростков. Неблагополучная семья – это та семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. В то же время понятие неблагополучной семьи может возникать лишь в соответствии с конкретным ребенком. Для одного ребенка семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний.

Дефекты воспитания являются показателем неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, не престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношение к ребенку. Однако не учитывать структурные изменения в семье, изменение ее ценностных ориентаций было бы неправильным [3, с. 12].

Структурная деформация семьи (неполные семьи) нарушает логику общения ребенка, вызывает расстройство развивающей функции общения со сверстниками, обедняет практику взаимосвязей с взрослыми людьми(особенно с мужчинами). Подростки из таких семей обычно испытывают затруднения в выборе друзей, в установлении контактов со сверстниками.

Фактором, влияющим на структуру семейного общения, может оказаться и то, что один из родителей в силу определенных причин (частые командировки, длительное отсутствие в семье или просто нежелание заниматься воспитанием ребенка и др.) как бы самоустраняется от процесса воспитания, а, следовательно, и общения с ним [29, с. 23]. В настоящее время у нас наряду с открытой безотцовщиной существует скрытая безотцовщина, которая выражается в том, что в ряде случаев отцы, живя в семье, не принимают участия в воспитании детей. Скрытая безотцовщина снижает эффективность семейного воспитания. 

Нарушение структуры семьи оказывает негативное влияние на подростков не само по себе, а в сочетании с другими факторами, в частности с уровнем общего и педагогического образования родителей, характером их взаимоотношений в семье, содержанием общения и пр.

Еще одним показателем благополучия семьи и ее влияния на ребенка является отношение к общественным нормам и ценностям – в них ребенок черпает первые образцы человеческих отношений и культуры общения, они в более позднем возрасте являются тем нравственным эталоном, по которому он сверяет свои поступки.

Взаимоотношения родителей с детьми влияют на характер и содержание общения, в то же время общение корректирует отношения, развивает и обогащает их. Характер семейного общения и стиль отношений, как правило, проявляется во взаимодействии членов семьи. Если эти отношения эмоционально положительны, то семейное общение конструктивно, притягательно, приносит взаимное удовлетворение; если же отношения конфликтны, эмоционально отрицательны, то и семейное общение принимает негативный оттенок. Вместе с тем в общении заложен довольно большой воспитательный потенциал, который может сыграть важную роль в изменении, как характера внутрисемейных отношений, так и стиля взаимодействия в семье, потому, что оно направлено не только на сознание людей, на оценку их поступков и поведения.

Изменениями института семьи явилось множество макросоциальных процессов и изменений в области мировой политики, экономики, права, педагогики, религии, медицины. Большое действие на изменение семьи в современном мире оказали:

 1. государство (смена общественных отношений, идеологии, политики, что привело к изменению образа жизни и сознания многих людей);

 2. мировые тенденции трансформации института семьи в сторону нуклеаризации и автономизации ;

 3. социально-экономическая ситуация [10, с. 52].

В результате этих объективных и, по существу, прогрессивных процессов, традиционная семья, т.е. семья, основана на кровном родстве, браке или усыновлении, связанных общностью быта и ответственностью за воспитание детей [31, с. 123], была вынуждена значительно потесниться и предоставить место нестандартным типам семейного жизнеустройства и брака. 

         Одной из самых распространенных среди неблагополучных семей является неполная семья. Подтверждением данному факту является увеличение числа разводов супругов. Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т.е. раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Категорию неполных семей пополняют также внебрачные и осиротевшие семьи. В результате сегодня каждый седьмой ребенок в стране воспитывается в неполной семье со всеми вытекающими отсюда социальными и психолого-педагогическими последствиями. 

        Традиционный моногамный брак перестал быть основной формой реализации сексуальных инстинктов партнеров. 

Согласно Ю.Е.Алёшиной, [3, с. 42]сегодня реализация сексуальных инстинктов, помимо случайных половых связей, возможна через поддержание постоянных связей в следующих формах брака и семейного жизнеустройства: традиционная моногамия; проживание в одиночестве (холостячество); одинокие матери; бездетный браксожительство (двое живут вместе без регистрации и заключения брачного договора); вторичный брак (после развода). 

Из всего выше сказанного многообразия нетрадиционных форм брака и семейного жизнеустройства сегодня являются широко распространенными, проживание людей в одиночестве или с людьми, которые не приходятся их родственниками, а также семьи с одним родителем и ребенком.

Последние формы семейного жизнеустройства в литературе и обиходе получили название неполных семей. Под определением «неполные семьи» понимаются такие категории семей, в которых одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) полную ответственность. 

Неполные семьи ? это семьи с одним родителем и ребенком [2, с. 67].

Неполная семья – семья, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя [21, с. 15]. Титаренко В.Я. определяет неполную семью, как группу ближайших родственников, состоящую из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [53, с. 124]. В мире много детей, которые воспитываются не теми родителями (взрослыми), которым они принадлежат по кровному родству - семьи погибших родителей, умерших, разведенных и т. п. Неполной семьей считается семья с одним родителем и детьми [33, с. 209]. Другие авторы определяют неполную семью как семью одинокого родителя, проживающего с детьми или (в отдельных случаях) с ближайшими родственниками и единолично реализующего функции семьи [30, с. 6].

Особенность неполной семьи ? это дети, которых воспитывает один родитель, взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество. 

Объем неполных семей многообразен и крайне неоднороден. Традиционно источниками их возникновения считались внебрачная рождаемость, разводы и другие. 

Процесс воспитания в неполной семье обычно искажён. Дети из неполных семей испытывают острую потребность иметь обоих родителей. При прекращении отношений, родители часто занимают противоположные стороны в воспитании, что, неблагоприятно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство неполноценности и растерянности, так как оба родителя являются для него очень значимыми. Такие дети в ряде случаев адаптируются хуже в социальной среде. Н. Соловьев говорил, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом. Во-первых, у отца нервная система уравновешенная. Во-вторых, воспитателю необходимо владеть достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а бывает и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитаннику» [52, с. 140]. Поэтому, можно сказать, что воспитание ребенка без отца неполноценно. 

В неполных семьях остро стоит проблема присмотра за детьми, потому что женщина бывает, вынуждена оставлять детей малознакомым людям или одних дома. Из?за стремления сохранить повысить материальный уровень обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил. Матери приходится перекладывать свои воспитательные функции на других людей, лишая своих детей и себя саму возможности посвящать друг другу достаточное количество времени. 

Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Большее число неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, потому что они, в большей степени зависимы от социальной поддержки государства. 

И всё?таки, неполные семьи ? это девиация, отклонение от нормы. В таких семьях нарушается процесс социализациии воспитания детей, уменьшается уровень рождаемости из-за материальных трудностей, которые испытывают эти семьи. 

Причины образования неполных семей:

1. В результате распада семьи, например, развод родителей. В настоящее время наблюдается рост количества разводов. Примерно 22% мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились, и, судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60% [31, с.75]. 

2. В результате рождений вне брака. При снижении общего коэффициента рождаемости происходит рост доли детей, вне брачных рождений. [31, с. 76]. Каждый 5-й ребенок рождается вне брака своих родителей. Около 40% детей, рожденных вне брака, признаются отцами. Ребенок, рожденный у незамужней женщины, может быть зарегистрирован по заявлению одной матери или по совместному заявлению родителей ребенка; отцовство может устанавливаться в судебном порядке по заявлению матери. Если отец ребенка, рожденного вне брака, установлен по суду, он обязан участвовать в его воспитании и оказывать помощь, выплачивая алименты [16, с. 45]. 

Существует также фактический брак с семейными связями, но с общей неустойчивостью отношений. Мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку. В основном детей вне брака рожают женщины в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью. В 2013году 2,8 тыс. внебрачных детей зарегистрировано у матерей в возрасте 15 лет и моложе, 6,6 тыс. у 16?летних, 14,2 ?у 17?летних [31, с. 4 ? 5].

3. Вследствие гибели или смерти одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем у женщин. По закону после смерти одного из супругов имущество умершего наследуют второй супруг, дети, родители. Несовершеннолетние дети умершего получают пенсию по потере кормильца. До достижения ими совершеннолетия их интересы по распоряжению частью наследства представляют органы опеки и попечительства [14, с. 20?23].

4. Прочие неполные семьи, или «расширенные» неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (отбывание родителями наказания в местах лишения свободы смерть, пьянство, лишение родительских прав) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. Наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их дедушки и бабушки - пенсионеры [10, с. 53].

Отрицательно сказывается высокий уровень женской занятости в общественном производстве, а так же некоторые политические и экономические факторы оставляют родителям мало времени для семьи. В результате чего образуются так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но они заняты своей карьерой. «Например, в семьях, где матери занимаются бизнесом, многие дети лишены материнской ласки, заботы и участия. Лишенные возможности повседневного общения с матерью, которая вынуждена заботиться об экономическом поддержании семьи, дети растут как бы в неполной семье, не получая нормального родительского воспитания. Такая же ситуация складывается и в семьях, где бизнесом занят отец. Такие родители как бы выключены из семейной жизни, числятся в ней, а реального участия в воспитании своих детей не принимают» [31, с. 74].

Каждая из причин появления неполной семьи вызывает соответственно образование семьи определенного типа со своими характерными особенностями. Неполные семьи можно распределить по признакам: причинам, в результате которых они образовались; по структуре, полу родителя; (количеству детей, наличию или отсутствию совместно проживающих родственников); этапу жизненного цикла семьи (определяется как возрастом одинокого родителя, так и возрастом детей);наличию и мере участия второго родителя в воспитании ребенка. Рассмотрим более подробно типы неполных семей и их особенности.

Различают неполные семьи в зависимости от причины формирования:

1. Осиротевшая неполная семья возникает в результате смерти одного из родителей. Несмотря на потерю близкого человека, члены семьи способны сдружиться и поддержать целостность семейной группы. Родственники умершего супруга сохраняют связи даже тогда, когда овдовевший вступает в брак. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для положительной и правдивой информации об умершем 

родителе [35, с. 107].

2.Жизнь в неполной разведенной семье, по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психологическую травму из-за того, что родители не захотели или не смогли жить вместе. Последствия развода родителей отражаются на психике ребенка. Из-за этого появляются у него чувства страха неполноценности, стыда. Исследования психологов показали, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте 10 лет осуждают своих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности.

Психологи отмечают также и психотравмирующее влияние развода на детей. Они считают, что, тяжело переживая развод родителей, дети с трудом привыкают к новой ориентации. В результате у ребёнка формируется неустойчивое мироощущение, которое сохраняется в течение долгого времени. О неблагоприятном воздействии развода на детей указывают и медики. Семейные скандалы разводящихся или разведенных родителей, по мнению детских психологов, могут приводить к тревожности у детей.

Особенностью неполных разведенных семей является также то, что мать после развода возвращается вместе с детьми к своим родителям. Характерным феноменом отношений в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца выполняет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или дедушка. В наиболее травмирующей семейной ситуации оказываются мальчики, лишенные как материнской любви, так и отцовского авторитета [35, с. 109].

             Некоторые матери не дают встречаться отцу с сыном и проявляют к мальчикам большую строгость, которую можно определить как реакцию на неприятие в них нежелательных черт характера бывшего мужа. Поэтому к мальчикам матери чаще применяют угрозы, порицания и физические наказания. Закономерным следствием отсутствия эмоционального признания и понимания со стороны матери будет нарастание психического напряжения у детей и появление у них агрессивного поведения и тревожности.

             В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

           3. Свои особенности имеет и такая неполная семья, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. Из-за различных ситуаций женщина решает родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она любила, стремление удовлетворить потребность в материнстве. Иногда ребенок появляется у одинокой женщины на свет незапланированным.

Все проблемы, связанные с семейной жизнью одинокой женщины, начинаются, когда она еще беременная. Во-первых, не все родители могут понять родную дочь. Поэтому не исключено, что спустя какое- то время они откажутся принять внебрачного ребенка в свою семью. Из ? за этого одинокая мать не может рассчитывать на помощь своих родителей и ей приходится одной решать проблемы, связанные с содержанием и воспитанием ребенка. Во ? вторых, в результате одностороннего воспитания могут появиться серьезные нарушения в развитии личности ребенка [31, с. 111]. Это может быть связано также и с тем, что мать постоянно на работе и ребенку уделяет мало внимания. Поэтому дети таких матерей попадают в учреждения общественного воспитания, так и не испытав семейного тепла (интернаты, круглосуточные группы детского сада). 

«Женщина, которая никогда не была замужем, подсознательно готова к тому, чтобы рядом была эмоциональная поддержка мужчины. А его нет, потому что мать предана сыну, о мужчинах она не думает. Со временем эту пустующую психологическую мужскую нишу начинает заполнять подрастающий сын. Поэтому формируется материнско-детская, а отчасти женско-мужская психологическая связь. Она возникает незаметно, но это очень вредно для развития ребенка» [35, с. 110].

4. Несовершеннолетние матери, в отличие от более «зрелых», должны сами решать вопросы профессионального самоопределения, они не обладают элементарными знаниями об уходе за ребенком, потому что у них не полностью развито чувство материнства.

5. Различаются отцовские и материнские семьи, когда ребенка одинокого родителя воспитывают бабушка или дедушка.

6. По количеству поколений в семье различают: неполную простую семью ?мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную семью ? мать (отец) с одним или несколькими детьми и родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

В настоящее время неполные семьи увеличивается, помимо названных выше, установлением опеки или попечительства в случае сиротства, а так -же семьями раздельно проживающих супругов; за счет усыновления ребенка одинокой матерью. 

Каждый тип неполной семьи имеет свои особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на формировании его личностных качеств и развитии психики ребенка.

Демографические тенденции в России таковы, что возглавляемые женщинами неполные семьи будут формироваться и в будущем. При существующей динамике показателей разводов супругов с детьми, увеличивающемся росте рождений детей вне брака и уровне смертности доля детей, которые проведут часть своей жизни в семье с одним родителем, достигает 63,3% [7, с. 20].

Проблема неполных семей - это проблема экономического характера (материальные трудности испытываемые семьей). В среднем по регионам России среди неполных семей доля бедных составляет 60,9%, а доля зависимых от пособий ? 18,9% от их числа [21, с. 95]. Также неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, почти все они зависят от социальной поддержки государства и попадают в малообеспеченные группы населения. Женщина, воспитывающая ребенка без мужа, чаще всего сама должна нести ответственность за благополучие своей семьи. Это связано с тем, что размер социальных выплат, осуществляемый , государством остается низким. С другой стороны, размер алиментов и регулярность их получения также остается невысокой.

Нельзя забывать, что малообеспеченность и бедность ? это не только скудное питание, потрепанная одежда, но и постоянное ощущение своей неполноценности. Так же бедностью можно назвать особое состояние психики.

Годами нуждаясь материальной стороны, люди привыкают думать только об удовлетворении простейших потребностей. Бедность страшна обреченностью души. Дети из бедных семей часто повторяют путь своих родителей. Младшие братья донашивают одежду старших, а старшие братья ? своих родителей. В отличие от среднего класса, представители которого испытывают проблемы только в удовлетворении дополнительных потребностей, бедные постоянно рассчитывают, как им выкрутиться, чтобы удовлетворить первичные потребности. 

Следующая проблема неполной семьи заключается в здоровье детей. По данным врачей, дети из неполных семей чаще, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в тяжелой форме [2, с.56]. Это связано не только с влиянием после разводного стресса, а с низкой медицинской активностью матери. Оставшись одна, женщина вынуждена заботиться о материальной стороне семьи в ущерб материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. 

Медики также свидетельствуют об ощутимых различиях в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной. Так в неполных семьях статистически значима частота наличия вредных привычек (курение, употребление алкоголя), несоблюдение гигиенических норм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение, социально? бытовая и жилищная неустроенность [4, с. 41].

Взаимосвязь между здоровьем и воспитанием отслеживает в своей работе социо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44