- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социально - педагогическая деятельность в условиях организации среднего профессионального образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012457 |
Тема: | Социально - педагогическая деятельность в условиях организации среднего профессионального образования |
Содержание
ТЕМА: Социально - педагогическая деятельность в условиях организации среднего профессионального образования. Содержание Введение...................................................................................................................3 Глава I. Учреждения среднего профессионального образования, как институт социализации молодежи.......................................................................10 1.1. История становления профессии социальный педагог в России...............10 1.2. Типы учреждений СПО.................................................................................. 1.3. Особенности работы социального педагога с подростками в учреждениях СПО......................................................................................................................... Глава II. Анализ деятельности учреждений среднего профессионального образования на примере технологического факультета Государственного института экономики, финансов, права и технологий.......................................30 2.1. Общая характеристика деятельности учреждения......................................30 2.2. Методы и формы работы социального педагога в условиях среднего профессионального образовательного учреждения............................................... Глава III. Предложения по совершенствованию социально - педагогической деятельности в организации среднего профессионального образования........50 3.1. Выявление потребности в расширении социально - педагогической деятельности..........................................................................................................50 3.2. План совместного мероприятия ВО и СПО.................................................... 3.3. Оценка эффективности мероприятия............................................................... Заключение.............................................................................................................61 Список использованной литературы...................................................................63 Приложения...........................................................................................................67 Введение Концепция социально - педагогического сопровождения складывалась в социальной педагогике с конца еще XIX в. Многие известнейшие педагоги такие, как А.С.Макаренко, В.И.Сухомлинский представили свои идеи сопровождения в своих работах только имеют иные названия. В настоящее время современными педагогами, развивающими идеи «педагогики успеха» высказывается идея о необходимости «сопровождения развития» как очевидная. «Под сопровождением, - пишут авторы, - понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора». Во многом неоднозначные условия модернизации системы народного образования, включая решение таких задач, как социальная адаптация детей сопутствуют становлению новой профессии «социальный педагог» в России. Подготовка детей к жизни в постоянно меняющемся и нестабильном мире и их адаптация, вызывает парой значительные трудности, одной из причин которых считается то, что при постановке учебно-воспитательных задач редко учитываются психологические и личностные характеристики студентов, их социальный статус, готовность к вхождению в новую социальную среду.1 Исходя из этого профессиональный социальный педагог необходим в образовательных учреждениях. Как специалист, который смог бы взять на себя решение таких проблем. Термин «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое ассоциируется, прежде всего, с учителем. Именно по этой причине после появления такой должности учителя стали первыми социальными педагогами. В профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего, схожи эти профессий объектом своего внимания, им является подросток, его развитие и социальное становление. Конечно же есть и отличия в профессиональной деятельности этих двух специалистов, позволяющие выявить особенности двух родственных профессий. Главной функцией учителя является образовательная. Он занимается передачей молодому поколению знаний и социокультурного опыта, который был накоплен обществом, в процессе чего осуществляется воспитание и развитие ребенка. Под пристальное внимание социального педагога попадает в первую очередь социализация подростка, его благополучная социальная интеграция. Так же и с точке зрения сферы деятельности у этих профессий имеются отличия. Социальный педагог имеет возможность осуществлять свою деятельность в разных учреждениях (образовательных, коррекционных, реабилитационных, досуговых и др.), учитель же ориентирован в процессе профессиональной подготовке исключительно на работу в образовательном учебном заведении. Функционально деятельность социального педагога больше похожа на профессиональную деятельность специалиста по социальной работе. Одним из значимых различий в социально-педагогической сфере и сфере социальной работы определяют то, что объектом социальной работы чаще оказаться люди, имеющие различные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста, а социальный педагог в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления. Социальный педагог образовательного учреждения – должность новая, предназначенная для компетентного специалиста, профессионала. Это не учитель. Ему необходимо действовать непосредственно в среде, окружающей личность ребенка, - общаться с семьей, где нет привычной ситуации с определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д.2 Работа социального педагога с ребенком отличается и, по сути, и по технологии, в зависимости от того, кто ее ведет, в какой ситуации, кто присутствует и пр. Необходимо четко понимать, что использовать средства социально - педагогической работы возможно исключительно в условиях взаимного доверия социального педагога и тех, кому он помогает. Необходимость в помощи социального педагога возникает там и тогда, когда ни семья, ни школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие», дезадаптированные дети.3 Несмотря на то, что профессия «социальный педагог» - достаточно новая, в научной и методической литературе имеются различные определения: - социальный педагог – специалист по работе с детьми и взрослым населением в социально-культурной и семейно-бытовой сферах; - социальный педагог – специалист в области социальной деятельности - социальный педагог – сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.4 Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что профессия «социальный педагог» в образовательных учреждениях стала довольно востребованной, и нет сомнений в потребности и целесообразности осуществления социально-педагогической деятельности с подростками, оказании им помощи и поддержки в решении различных проблем социального характера. Актуальность и значимость рассмотренной проблемы помогли сделать выбор темы выпускной квалификационной работы: «Социально - педагогическая деятельность в условиях организации среднего профессионального образования». Цель исследования: выявление потребности в расширении социально - педагогической деятельности в учреждении среднего профессионального образования. Объект исследования: процесс социализации подростка в условиях среднего профессионального учебного заведения. Предмет исследования: эффективные методы работы социального педагога учреждения среднего профессионального образования с подростками. Теоретический анализ различной литературы по проблеме исследования позволяет выдвинуть гипотезу , согласно которой, деятельность социального педагога учреждения среднего профессионального образования с подростками будет эффективной при условии выполнения следующих профессиональных задач: — проведение социально-педагогической диагностики проблем подростков; — привлечения к работе психолога, кураторов групп, мастеров производственного обучения. Опираясь на гипотезу, цель, объект и предмет исследования определим задачи исследования: 1. Рассмотреть историю становления профессии социальный педагог в России. 2. Проанализировать типы учреждения среднего профессионального образования. 3. Изучить особенности работы социального педагога с подростками в учреждениях СПО. 4. Изучить формы и методы работы социального педагога учреждения СПО с подростками 5. Выдвинуть предложения по совершенствованию социально - педагогической деятельности в организации среднего профессионального образования. 6.Выявить потребность в расширении социально - педагогической деятельности. 7. Составить план совместного мероприятия высшего и среднего профессионального образования. Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы стали труды отечественных и зарубежных ученых в области социальной работы. Использовались материалы научных периодических изданий, конференций и семинаров, нормативные документы, регламентирующие социальную работу. Информационную базу исследования составили законодательные и правовые акты РФ и субъектов РФ в области социальной защиты и социальной поддержки различных категорий граждан, данные официальных сайтов общественных организаций. Для достижения поставленной цели, решения задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: - метод изучения научной педагогической и психологической литературы; - методы диагностического исследования (беседа, педагогическое наблюдение); - метод эксперимента; - проведение опытно-экспериментальной работы. - метод количественного и качественного анализа. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе АОУ ВО ЛО "Государственный институт экономики, финансов, права и технологий" технологический факультет. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. 1. Учреждения среднего профессионального образования, как институт социализации. 1.1 История становления профессии социальный педагог в России. Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе в последние годы такие, как кризисное состояния экономики, культуры, образования катастрофически ухудшают воспитание и условия жизни наших детей. В следствии чего и происходит рост преступности в подростковой среде и у молодежи, растет количество безнадзорных и беспризорных детей, становятся глобальной социальной проблемой детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания, в геометрической прогрессии идет рост детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, и т. д. Появление такой профессии, как социальный педагог в России имеет свою историю. «Должность социального педагога была введена в нашей стране в соответствии с решением Коллегии Государственного комитета СССР по высшему образованию от 13 июля 1990 г. № 14/4 «О введении института социальных педагогов».5 Решением коллегии было отмечено, что социально - экономические преобразования образования и общества нуждаются в «новых подходах к воспитанию детей и молодежи в социокультурной среде, которая должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать позитивной самореализации, удовлетворению творческих интересов и потребностей». Коллегия считала, что в этой связи, необходимы новые специалисты по воспитательной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. Таких специалистов назвали социальными педагогами. При Академии педагогических наук СССР в 1989 году Государственным комитетом СССР был создан Всемирный научно - исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа - микрорайонов под руководством кандидата педагогических наук В.Г. Бочаровой. «Социальный педагог» стал одним из итогов работы ВНИКа. Он получил свое название в противовес социальным работникам отделов социального обеспечения населения. Создание новой профессии было обосновано и ориентировано на работу в открытом социуме. В обязанности социального педагога входить помощь подросткам, защита их прав в период профессионального и социального становления. В процессе социализации детей, подростков, молодежи необходимо обеспечить им социально - педагогическую поддержку. Не маловажно оказывать помощь и семье, где подросток проводит большую часть своего времени. Социальный педагог это посредник между детьми и взрослыми. Была разработана квалификационная характеристика социального педагога. Там были прописаны должностные обязанности, профессиональные умения и знания и так же определена ставка заработной платы социального педагога. Таким образом, в России были заложены юридически и практически основы существенно новой профессии – социальный педагог. Она появилась по инициативе Министерства образования, в подчинении которого тогда находились образовательные и другие детские учреждения, а также педагогические средние и высшие учебные заведения (прочие образовательные учреждения находились в ведении либо Государственного комитета по делам науки и высшей школы, либо различных отраслевых ведомств).6 Была утверждена качественно новая специальность в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования «социальная педагогика». И сразу же началась подготовка специалистов нового направления. На начальном этапе подготовка велась чаще в форме переподготовки и повышения квалификации педагогов уже тех кто работал в системе образования. Только что созданную профессиональную сферу необходимо было в срочном порядке обеспечить квалифицированными кадрами. Официальное открытие нового социального института дало огромный толчок для теоретических и научно-практических исследований в различных сферах. Ими стали сфера деятельности новых специалистов и проблема их подготовки. Это определило появление и интенсивное развитие качественно новой научной отрасли – социальной педагогики, и ее основных направлений: -социальная педагогика как сфера практической деятельности; -социальная педагогика как наука, т.е. совокупность научных, теоретических знаний в этой области; -социальная педагогика как образовательная отрасль, т.е. система подготовки профессиональных кадров данного профиля, а также отдельная учебная дисциплина.7 Очерчивая поле деятельности социальной педагогики, П. Наторп говорил о наличии вечных принципов, которые необходимо правильно переносить в настоящее время. Рассмотрим некоторые из них: 1. «Истинная социальная педагогика не может уклоняться от вопроса об основных законах общественной жизни»; 2. Усилия различных социальных структур « в своей единой общей связи должны быть направлены к одной и той же конечной цели, - воспитать в человеке человека, обратить дикое существо в разумное»; 3. «Ни один человек не может действительно помочь другому, вся природа и вся история громко говорят о том, что он должен помогать себе сам, и самое лучшее, что можно ему сделать, это научить его все делать самому»; 4. «Хотя общество и воспитывает, но только такое, которое действительно привязывает к себе отдельное лицо крепкими и тесными связями, а не то обширное разрозненное сообщество, которое в действительности уже перестало быть им, в котором один почти не касается другого и где почти уже нет места чувству солидарности».8 Конечно же в России есть свои особенные характеристики социальной сферы. Но исходя из мирового опыта, при всех национально-исторических и социально-организационных особенностях социальной сферы определенного государства в ее развитии просматриваются схожие черты и закономерности, из ряда таких сходств общие этапы формирования: 1. Одной из основ возникновения профессиональной социальной помощи, являлась благотворительная деятельность разного рода. Она оказывалась нуждающимся и социально уязвленным членам общества. Главным отличием стало то, что социальные профессии официально закреплялись, помощь стала профессиональной, а специалисты работали не н а добровольных началах. 2. С развитием социальной сферы возрастает спрос на профессионально обученных специалистов. Благодаря чему и появляется профессиональное образование, которое тесно развивается со становлением и усложнением социальных задач. 3. Для того чтобы осмыслить накопленный опыт профессиональной социальное деятельности и подготовке специалистов этого профиля необходимо развить определенную научную отрасль В большинстве стран этот процесс шел поступательно и эволюционно, когда практически каждое качественное изменение подготавливалось всем предыдущим развитием социальной сферы. Такой же путь был обозначен и в дореволюционной России, надо отметить, что социальная сфера развивалась довольно интенсивно. Но естественное и поступательное развитие социальной сферы в нашей стране было прервано Октябрьской революцией 1917 года, в других же странах это развитие не прекращалось. Таким образом социальные профессии заняли прочное место в профессиональной структуре уже к 80-м годам XX века в экономически развитых странах, их значимость для государства стала неоспоримой, а развитие вышла на качественно новый уровень. Необходимость в социальной педагогике в России была осознана только в XX веке на рубеже 80-90-х гг. XX века. В русле общих демократических преобразований стало понятно, что необходимы особые специалистах социальной сферы, которые и были в последствии введены «революционным путем» - «сверху». Социальной педагогике пришлось развиваться с нуля по всем направления - и как область образования, и как сфера профессиональной деятельности. При этом практика не могла опереться на научные знания, так как науки фактически еще не было, а в распоряжении науки пока были только теоретические источники, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться. Достаточно противоречивый характер приобрело развитие социальной педагогики так, как все составляющие. Кризисная социально - экономическая обстановка в стране только усугубляла ее развитие. Перед сферой образования была поставлена задача подготовить профессиональные кадры нового профиля, образовательные программы новой специальности отсутствовали, не было и единых требований к их разработке. В этой связи при подготовке специалистов, чему обучать будущего социального педагога и к чему он должен быть готов в профессиональной деятельности, руководствовались субъективным мнением конкретных работников образовательного учреждения. Но и в практической деятельности ситуация была не лучше. Должность социального педагога, введенная по всей стране и нормативно закрепленная, оказалась незанятой. В значительной степени это связано и с тем, что школьные педагоги, как и работники вузов, также плохо понимали, чем этот специалист должен заниматься, каково его место в педагогическом коллективе образовательного учреждения. Да и руководители образовательных учреждений, определяя круг должностных обязанностей социального педагога, часто исходили из потребностей своего учреждения. Поэтому распространилась практика «латания дыр». В результате специалисты с квалификацией «социальный педагог», которых начали выпускать по ускоренным программам переподготовки некоторые педагогические средние и высшие учебные заведения практически оказались невостребованными. В конце 1980-х начало 1990-х среди детей участилось ухудшение состояния здоровья, появились проблемы развития, на это повлияло пристрастие к вредным привычкам (алкоголь, наркотики). Стало расти количество детских преступлений и нарушений прав. На улицах стало появляться больше «заброшенных детей». Эти столь опасные последствия произошли из-за того что, на почти все общественные сферы (экономическую, образовательную, семейно-бытовую, условия жизнедеятельности и присмотр за детьми) повлиял масштабный социально-экономический кризис. Чтобы решить столь опасные и серьезные проблемы, на помощь к образовательной сфере, пришло государство. В 1990 году Верховный Совет принял Конвенцию ООН по правам ребенка. С помощью этого международного правового документа у детей появилось обеспечение и защита их прав, государство было обязано оказывать помощь детям, матерям, отцам, и семьям в целом. В Основном Законе государства - Конституции Российской Федерации, принятой в 1998 году, были прописаны государственные обязанности по социальной защите детей и семей. Социальная защита детям и семьям оказывалась в социальных службах, которые стали прогрессировать и совершенствоваться. Оказывалась социальная, психологическая, педагогическая, медицинская помощь нуждающимся. Эти виды помощи оказывались во вновь созданных учреждениях: центрах социального здоровья семей и детей; социальной реабилитации трудных подростков; приютах для детей убегающих из дома; социальных гостиницах; телефонах доверия. Детям с неправильным социальным положением, очень требовалась квалифицированная, педагогическая помощь. Им требовалось профессиональное исправление отступлений от социальных, общественных норм и правил. С этими функциями мог справиться квалифицированный социальный педагог. На протяжении 70 лет социальные проблемы в России не только не уменьшились, а напротив, накапливались и становились все острее. Количество самых разных социальных учреждений, решавших проблемы сирот, инвалидов, престарелых, детей и взрослых «группы риска» и др., неуклонно увеличивалось. Возросло и число людей, вовлеченных в практическую работу с различными категориями социально - неблагополучных и социально - незащищенных граждан. У этих профессиональных работников не было возможности получить необходимую им профессиональную подготовку по той простой причине, что в России, попросту отсутствовало профильное профессиональное образование. К концу 1980-х годов проблема стала явно осознаваться, прежде всего, на уровне государственных управленческих структур. Обстоятельства становления этой социальной профессии в России в целом очень схожи с обстоятельствами введения профессии социального педагога. Социальная работа также была введена «сверху». Таким образом, профессии «социальный педагог», «социальный работник», «специалист по социальной работе» были созданы для решения социальных проблем человека и общества, которым можно отнести: - социальные и психологические конфликты, кризисные и стрессовые ситуации; - эмоциональные и психологические проблемы; - нужда и бедность; - алкоголизм и наркомания; - насилие и дискриминация; - национальные проблемы и миграция; - преступления и правонарушения; - безработица и профессиональная адаптация; - инвалидность и одинокая старость; - жилищная проблема; - опекунство, попечительство, усыновление; - родительская жестокость и др. На сегодняшний день можно уже уверенно сказать что, несмотря на существующие противоречия и сложности, профессия социального педагога в России сложилась. Уже понятными и привычными стали понятия «социальный педагог», «социально-педагогическая деятельность». Они вошли в теоретические исследования ученых и общественную практику. Конечно это не означает, что все проблемы и противоречия решены, напротив за прошедшие годы появились новые, да и прошлые не утратили окончательно своей остроты. Хотя для развития любой сферы человеческой деятельности это вполне закономерно. На данный момент уже ни у кого не возникает сомнений, что социально-педагогическая деятельность необходима и ее значимость для развития общества огромна. Человечество накопило огромный опыт работы с детьми разных категория, в первую очередь с теми, кто нуждается в особой защите и поддержке. Помимо овладения уже существующими методами и методиками разрешения возникающих у детей проблем, постоянно создаются новые технологии. 1.2 Типы учреждений среднего профессионального образования Система среднего профессионального образования Ленинградской области - это более 30 уникальных государственных учебных заведений. В которых, на 1 октября 2017 года обучалось 14788 человек. Получение среднего профессионального образования в России возможно после окончания подростком 9 или 11 классов, то есть при наличии основного общего или среднего (полного) общего образования. Среднее профессиональное образование – это уровень образования, приобретаемый на базе полного или неполного общего среднего, в соответствующих профессиональных учебных заведениях. Главной цель среднего профессионального образования является подготовка специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих. И в первую очередь такие специалисты должны соответствовать потребностям государства и общества. Решаются задачи различного характера: интеллектуального, культурного и профессионального развития человека. После распада СССР часть техникумов переименовали в колледжи, часть присоединилась к вузам как структурное подразделение. Таким образом среднее специальное образование, которое было в советской системе модернизировалось в среднее профессиональное образование. Согласно статистике, не менее 20 миллионов специалистов, официально трудоустроенных в РФ, получили среднее профессиональное образование. Современная сфера СПО регулируется новым законом об образовании, который вступил в силу 01.09.2013. 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: Отличительная особенность образования в среднем профессиональном учебном заведении – усвоение человеком, получающим его, профессиональных индивидуальных практических знаний, навыков, умений, необходимых для выполнения работ определенной степени сложности в той или иной отрасли, для руководства работой первичных производственных звеньев. Это образование является высшей квалификационной ступенью для некоторых специальностей. На появление сегодняшней структуры среднего профессионального образования в общеобразовательном пространстве исторически повлияли следующие факторы: а) «ускорением в разделении труда на физическую и умственную сферы, количественным ростом числа профессий (особенно в экономике, военном деле, здравоохранении, просвещении) б) урбанизацией (то есть ростом числа городов и численности городского населения) и укреплением городских школ (особенно начиная со второй половины XIX века) в) ростом числа городских школ (и связи с этим недостаточностью школьно – гимназической подготовки для продолжения образования в вузе)».9 В законе РФ четко прописано понятие о среднем профессиональном учебном заведении: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Статья 68. Среднее профессиональное образование»[смотри Приложение 1]. Исходя из вышесказанного, среднее профессиональное учебное заведение в ходе учебно - производственного процесса призвано развивать личность будущих специалистов с учетом: * их личного ценностного выбора * личных способностей (развитие таланта) * личных возможностей (включая и их социальную принадлежность) * социального заказа, востребованности той специальности, которую они приобретают (социальные гарантии дальнейшего трудоустройства); * возможности продолжения дальнейшего образования (вуз, аспирантура и т. п.). Благодаря средним профессиональным учебным заведениям происходит целостность образования, его непрерывность, устойчивое функционирование и прогрессивное развитие образования. Среднее профессиональное образование выполняет вместе с другими уровнями образования системную функцию образования, оно занимает только ему присущее, специфическое место в образовательной сфере. Главные цели функционирования средних профессиональных учебных учреждений: * подготовка квалифицированных, конкурентоспособных – как на отечественном, так на мировом уровнях – специалистов среднего звена (рабочих, бригадиров, мастеров производственного обучения, фельдшеров, техников, воспитателей и пр.); * возможность получения молодыми людьми по ускоренной программе основных профессиональных навыков, знаний и умений по выбранной ими специальности на качественном уровне, а при желании – продолжения ими своего образования. В соответствии с обновленными требованиями к среднему профессиональному образованию, которые были спровоцированы различными переменами в обществе, перед системой среднего профессионального образования открылись новые горизонты. Государство в данном случае выступает «застрельщиком идеи». К последним веяниям в этой области относится Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Ответственный исполнитель Программы: Министерство образования и науки Российской Федерации. Это своеобразная перспектива,одновременно эксперимент в масштабах всей страны, касающийся непосредственно рассматриваемого вопроса. Этот документ предполагает следующие главные направления развития среднего профессионального образования: 1. Обеспечение сохранения потенциала среднего профессионального образования; 2. Совершенствование и расширение системы образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования; 3. Актуализация содержания и оптимизация подготовки кадров в учреждениях среднего профессионального образования; 4. Совершенствование нормативно-правовой базы среднего профессионального образования; 5. Формирование механизмов мониторинга и прогнозирования государственного регулирования в подготовке специалистов среднего звена; 6. Создание более гибкой системы управления среднего профессионального образования; 7. Совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогов средних профессиональных учебных заведений; 8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение (включая новые ТСО) учреждений среднего профессионального образования; 9. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере педагогики и профессиональной специализации среднего профессионального образования. Итак, что же значит среднее профессиональное образование? Это значит, что специалист обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях. 1.3 Особенности работы социального педагога с подростками в учреждениях среднего профессионального образования «Социальный педагог - специалист по социально - педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства».10 Социальный педагог должен предоставлять адресную социально - педагогическую помощь и поддержку в период социализации всех категорий детей и молодежи, содействовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности, оказывать психолого - педагогическую и социально - педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, помогать подросткам в период их социального и профессионального становления. Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются студенты и родители, а также педагогический коллектив. Но в целом он выполняет следующие функции: Таблица 1 - Функции социального педагога Название Пояснение Аналитико-диагностическая - постановка «социального диагноза» для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни студентов, семьи, социального окружения; - выявление позитивных и негативных влияний на студента, а также различного рода проблем; - установление причин отклоняющегося поведения студентов, причин социального неблагополучия семьи; - содействие выявлению одаренных, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии. Прогностическая - программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности; - определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности; - планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени. Организационно-коммуникативная - способствование включению в процесс социального воспитания студентов, в совместный труд и отдых; - установление деловых и личностных контактов; - накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на обучающихся; - формирование демократической системы взаимоотношений в подростковой и юношеской среде, а также в их личных взаимоотношениях и со взрослыми. Коррекционная - осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на студентов колледжа как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной; - усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды Социально-профилактическая и реабилитационная - организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения студентов; - влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости; - организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска Координационно-организационная -организация социальной значимости деятельности студентов в открытой микросреде - влияние на разумную организацию досуга - включение обучающихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого – педагогических требований Социально-педагогическая поддержка и помощь обучающимся - оказание квалифицированной социально-педагогической помощи студенту в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации. Охранно-защитная - использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности; - содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога; - взаимодействие с органами социальной защиты Психотерапевтическая - забота о душевном равновесии личности студента; - установление д....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: