VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль процесса социализации в социально -педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013286
Тема: Роль процесса социализации в социально -педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации
Содержание
Автономная некоммерческая организация высшего образования 
«Московский институт современного академического образования»
 (АНО ВО «МИСАО»)
    
    
    Кафедра Педагогики и психологии
    
    
    Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
    Направленность (профиль) «Педагогическое образование»
     
     
     
    Выпускная квалификационная работа
     
     
    Тема 
    «Роль процесса социализации 
    в социально - педагогической деятельности 
    в дошкольной образовательной организации»
   
   
     
     «Допущен(а) к защите»
     Заведующий кафедрой педагогики и
     психологии к.псх.н., доцент, 
       
       ___________________________ Е.Г. Денисенко
       (подпись)
     «_____»_________________ 20____г.
     
     
     
     Обучающийся:
     ____________ Кустова В.Н.
                (подпись)
     «_____»_________________ 20____г.
     
     
     
     Научный руководитель:
     _____________ д. пед. н., профессор
                 (подпись)
     «_____»_________________ 20____г.
     
     


Москва, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………….3
     Глава 1. Теоретические основы социализации каксоциально- педагогическая деятельность в дошкольной образовательной организации…7
     1.1 Социализация, её сущность и виды…………………………………...7
     1.2 Цель, содержание и особенности социально-педагогической
            деятельности в дошкольной образовательной организации………16
     1.3 Специфика процесса социализации детей дошкольного возраста...30
     1.4 Игровая деятельность детей и её влияние на их социализацию.......37
     Глава 2. Анализ практики социализации детей в МДОУ «Детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида» г. Оленегорска…………………..41
     2.1Организационные условия, содержание и результаты констатирующего эксперимента
     2.2Методика организации и провидения формирующего эксперимента
     2.3Результаты контрольного эксперимента…………....
     Заключение………………………………………………………………..65
     Список использованных источников……………………………………68
     Приложения……………………………………………………………….72


















ВВЕДЕНИЕ

     Знакомясь с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО),трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально - личностному развитию детей. 
     ФГОС ДО ставит перед нами задачу воспитания самостоятельной, целенаправленной личности с само регуляцией собственных действий;с усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развивающей общение и взаимодействиесо взрослыми и сверстниками.
     Актуальность изучения роли процесса социализации в социально – педагогической деятельности в ДОО обусловлена тем, что влияние институтов социализации выступает внешним фактором, задающим содержание и формы социализации ребенка, направления формирования его социальной компетентности. 
     Первичными и центральными институтами социализации ребенка является семья и детский сад. Воспитательные функции этих институтов различны и не могут заменить друг друга. Это два воспитательных явления, каждый из которых по своему даёт ребёнку социальный опыт.  Но только в сочетании друг с другом,  они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. 
     При целенаправленной работе, главной задачей по социализации является развитие социально активной личности, способной к творческой деятельности, к самореализации и установившую устойчивую гармоничную систему отношений к  другим людям, обществу, труду и к себе.
     Однако в последнее время увеличилась тенденция роста деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, тревожность), которая  имеет свои истоки в дошкольном детстве.
     Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
     Между тем не все педагоги дошкольной образовательной организации в достаточной мере владеют технологической готовностью по проблеме социализации дошкольников, следовательно, процесс социализации дошкольников проходит неполноценно.
     Несформированная социализация в старшем дошкольном возрасте ведет к низкой успеваемости, агрессивности и применению физической силы.
     Процесс становления ребенка как полноправного члена современного ему общества постоянно решалась в педагогике, а также исследованиях по социальной психологии, социологии воспитания и социальной педагогике, психологии. Отдельные аспекты проблемы затрагивались в разное время в работах В.И. Аксеновой, В.И. Анисимова,  Е. Байтингера, Н.Ф. Головановой, Ю.Н. Кочешкова, Л.Я. Олиференко,  Л.М. Шипициной и др.
     Цельисследования:теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить роль процесса социализации в социально–педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации.
     Объект исследования – процесс социализации дошкольника.
     Предмет исследования– социализация дошкольника и её роль в социально–педагогической деятельностипедагогических работников дошкольной образовательной организации.
     Задачивыпускной квалификационной работы:
     1. Изучить теоретические основыпроцесса социализации и социально – педагогической деятильности в ДОО.
     2. Определить уровень сформированности социализации старших дошкольников МДОУ «Детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида» города Оленегорска.
     3. Разработать и экспериментально проверить комплекс средств, направленный на повышение уровня социализации детей старшего дошкольного возраста
     Методыисследования: анализ научно-методической литературы; наблюдение;тестирование;педагогический констатирующий иформирующийэксперимент; сравнительная обработка данных.
     Гипотеза исследования: если в процессе социализации применять специально подобранный нами комплекс средств социально - педагогической деятельности педагогических работников, то уровеньсоциализации детей старшего дошкольного возраста повысится.
     Практическая значимостьВКРсостоит в том, что материалы исследования позволят педагогам ДООэффективнее осуществлять процесс социализации у детей старшего дошкольного возраста.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы, приложений.
     
     
     
     
     
     
     
     





     ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
      
     1.1 Социализация, её сущность и виды

     Понятие «социализация» по-разному определяется в различных науках.
     В социальной педагогике термин социализация – это явление, обеспечивающее социальную адаптацию и интеграцию личности, что означает адаптацию его к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, к социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «Я», обуславливаемое структуройкаждого конкретного индивида. 
     Овчарова Р.В. это понятие сужает, подразумевая под социализацией двусторонний процесс в котором человек воспринимает, усваивает социальный опыт (идеи, ценности, нормы отношений, стереотипы поведения и т.д.); с другой стороны воспроизводит определенным образом (просоциально, асоциально) в своем поведении, отношении к себе, другим людям. Где сноски? Ссылки на авторов и источники? Изучите Методичку … Проверьте везде! Иначе – Плагиат!
     Если общепринятый термин в социальной педагогике подразумевает действие человека, его готовность к жизнедеятельности в обществе и его личностные качества, то Р.В. Овчарова социализацию видит в усвоении социального опыта и его воспроизводства в различных видах: либо асоциально, либо просоциально.
      Т. Шибутани определяет социализацию «как процесс, посредством которого люди учатся результативно участвовать в социальных группах. Индивид социализирован, когда способен участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм».
      Понятие «социализация» было введено в психологию в 40-50 гг. XX столетия А. Бандура, Дж. Колеман и др. 
     В разных научных школах понятие «социализация» получило различную интерпретацию: в необихивиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма ? как результат социального взаимодействия, в «гуманистической психологии ? как самоактуализация «Я». Явление «социализация» многоаспектно, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема социализации разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения. 
     В соответствии с ФГОС ДО социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие объединено в одну образовательную область «Социально- коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей. 
     Развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации - индивидуализации. В настоящее время вопрос организации деятельности по созданию условий для позитивной социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях ДОО является важным и актуальным для педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций.
     Социализация - это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, которая связана с вхождением ребенка в мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей, а индивидуализация - это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. Посредниками и проводниками социализации для ребенка в первую очередь являются родители, а затем другие значимые взрослые, воспитатели и педагоги ДОО.
     Нужно отметить, что важной особенностью организации процесса позитивной социализации и индивидуализации ребенка в условиях ДОО является осуществление его в активной деятельности по освоению предметного мира и мира взаимоотношений между людьми, а также в ходе влияния внешних социальных факторов и в организованном образовательном процессе. 
     Взрослые не только открывают ребенку картину мира, но и модифицируют ее в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей, а так же социокультурных задач развития. Постепенно ребенок абстрагируется от конкретных моделей поведения, ориентации на определенных людей и идентифицируется с обществом в целом, реализуя изнутри социальные модели поведения. 
     Если первичная социализация - это конкретные роли, установки, ригидное восприятие норм и правил, то вторичная социализация - это рефлексивная позиция личности, активный поиск своего места в обществе и готовность к трансформациям. Завершающий уровень социализации - реализация в обществе уникальной индивидуальности личности. В дошкольном образовании социализация предполагает создание ситуаций апробации ребенком соответствующих моделей, приобретения опыта принятия социальных решений. Важны не только конкретные социокультурные навыки или содержание социализации, но и активный опыт действий ребенка и степень его самостоятельности. 
     Поэтому основной целью педагога ДОУ является создание условий индивидуализации и социализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности, для достижения которых намечаются следующие задачи: формировать и развивать у дошкольников качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком, инициативности; формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек - окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах; стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности посредством развития активности в актуальных видах детской деятельности; своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы; развивать условий для социализации и индивидуализации детей. 
     Одним из основных условий обеспечения целостности социализации - индивидуализации выступает организация педагогического пространства ДОО. 
     Пространство социализации - индивидуализации в ДОО выстраивается на различных принципах расширения и обогащения социального и предметного компонентов: - расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка с детьми разных возрастов и окружающими взрослыми - предоставление детям разнообразных атрибутов, материалов для различных видов индивидуальной и совместной деятельности - гибкого сочетания индивидуализирующих и социализирующих аспектов в организационно-технологическом компоненте с учётом задач и хода развития индивидуальности каждого ребёнка. 
     Эффективность условий социально - личностного развития детей определяется педагогами на основе ежедневных наблюдений за проявлениями ребенка в различных ситуациях, индивидуальных беседах, общении с родителями и сверстниками. Социализация ребенка дошкольного возраста осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником, формируется опыт 271 координации своих действий и взаимопонимания. В игре действия дошкольника направлены не столько на внешний предмет, сколько на изображение действия как такового. Игра изнутри мотивирует детскую деятельность, что позволяет актуализировать внутреннюю социальную направленность субъекта во внешний мир, стимулируется социальная активность ребенка. Помимо социализации, игра предоставляет возможности для других направлений развития – индивидуализации и персонализации.
     Содержанием индивидуализации является обретение ребенком социальной неповторимости и индивидуального стиля деятельности. Сущность персонализации отражается в способности человека пользоваться многообразием созданного им мира вещей для саморазвития и утверждения самобытности. 
     Перечислим показатели успешной социализации дошкольника: личный опыт социального взаимодействия и принятия решений в разных ситуациях социального взаимодействия; точность и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира; эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и правил; благоприятный социометрический статус ребенка в группе, наличие взаимных симпатий; сформированность социальных переживаний и эмпатии; навыки произвольной регуляции поведения в соответствии социальными нормами и правилами; способность находить спонтанные, социально приемлемые формы самовыражения, искренность и относительная (по возрасту) независимость; положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний.
     Виды социализации:
     Социализация делится на первичную и вторичную. Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают с первой и второй половиной жизни;с формальными и неформальными институтами.Сокращайте текст!
     Это два разных подхода к трактовке данных понятий. В первом случае говорится о том, что первичная социализация - это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни. Такой способ деления процесса социализации называют формально-хронологическим. Другие ученые считают, что первичная социализация, как и вторичная, продолжается всю жизнь, и они не делятся по половинам жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под влиянием неформальных агентов (родителей и сверстников), а вторичная - под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т.д. Вторая точка зрения может быть более убедительна тем, что в мировой социологии традиционно употребляются термины «первичная» и «вторичная».
     В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули, один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов). Первичные группы - это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения. Первичная группа - семья, группа ровесников. Вторичная группа - армия, школа, институт, суд и др.
     Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная - во вторичных группах. Первичные социальные группы - это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы - это сфера социальных, деловых отношений, то есть формальных контактов.
     Взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример - армия. Неформальными - взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример - семья.
     Обе группы - первичная и вторичная, - как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. 
     Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.
     Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Позже начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время это самый незащищенный ее этап. Социализация - кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания. Если накопления знаний, главным образом благодаря обучению, в детстве не происходит, то во взрослой жизни возможен такой глубокий кризис и такие проблемы, решить которые уже будет нельзя.
     Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, поскольку социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Такие дети не могут стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно. Таких детей называют феральными людьми. Социализация детей начинается на самой ранней стадии развития. Большинство детей - довольно “податливый материал” в том смысле, что они способны вырасти и развиться во взрослых людей самых разных типов. Диапазон детских возможностей поистине удивителен. Например, к четвертому году жизни большинство российских детей полностью осваивает русский язык. К этому времени они уже также способны участвовать в сложных социальных взаимодействиях в соответствии с определенными культурными моделями. Дети демонстрируют общечеловеческие реакции на очень ранних стадиях своего развития.
     Еще не достигнув одного года, младенцы уже принимают участие в общественной жизни: указывают пальчиком на разные предметы - на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая привлечь к этим предметам внимание взрослых. Таким образом, дети демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то, что видят они, но также уверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к чему дети проявили интерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе, т.е. у детей появляется способность представлять других людей в качестве независимых агентов (или актеров). Большинство трехлеток уже способны возложить на одну куклу выполнение нескольких видов деятельности, связанных с ролью, что говорит о понимании ими социальной роли (ребенок представляет себе, что он врач, и осматривает куклу). Ребенок четырех лет в игре может уже исполнять двойную роль (кукла-пациент заболела, кукла-доктор осматривает больную, а ребенок ведет процесс общения между двумя куклами, говорит за обеих, задает вопросы и дает ответы на них). В позднем дошкольном возрасте дети приобретают способность комбинировать игровые роли более сложным образом (ребенок представляет, что он - врач и одновременно отец). Большинство шестилетних детей могут представить, что они одновременно выполняют несколько ролей.
     В дошкольном возрасте дети рассматривают собственное «Я» и свой разум просто как части тела. Однако в 6-8 лет они уже начинают различать разум и тело и понимать, что люди уникальны не потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека свои чувства и мысли. Дети начинают интуитивно приходить к определению собственного Я и распознавать различия между психологическими и физическими свойствами. Число критериев, на основании которых дети создают представления о других людях, постоянно растет по мере взросления детей. Самое интенсивное развитие имеет место в период с 7 до 8 лет, затем темпы изменений в концептуализации замедляются. Фактически различия между детьми 7 и 8 лет чаще бывают более значительными, чем различия между 8-летними и 15-летними.
     Несмотря на то, что социализация продолжается в течение всей жизни человека, существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:
     1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
     2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
     3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков.
     4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
     Виды социализации являются отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка - дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир. Исходя из признания важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей объединяет одна и та же цель - воспитание развитой личности.
     Итак, … краткий вывод по параграфу и переход ко второму …
     
     1.2Цель, содержание и особенности социально-педагогической деятельности в дошкольной  образовательной организации

     Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы. Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника.
      В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способном к сотрудничеству. В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе образования, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов этой сферы. Включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворенности граждан России его качеством, а в конечном итоге переход из положения «догоняющего развития» к реальной конкурентоспособности российского образования с мировыми лидерами в этой сфере вносит изменения в характер деятельности педагогов. Запросы современной жизни предполагают повышение профессионализма педагогов.
     Дошкольное образование в России обеспечивает интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Основным дошкольным образовательной организацией (ДОО) в Российской Федерации в настоящее время является детский сад. Система детских садов предназначена для первичной социализации детей, для обучения их навыкам общения, а также для решения проблемы занятости родителей. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью образования.
     Основными задачами ДОО в России являются:
     – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
     – обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
     – осуществление необходимой коррекции в развитии ребенка;
     – воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека;
     – взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития ребенка.
     В детском саду дети, помимо учебных умений, предусмотренных программой, приобретают первый жизненный опыт в коллективе сверстников. 
     Таким образом, в ДОО в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.
     В дошкольном возрасте начинается становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных оценок и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен.
     Дошкольной образовательной организации, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей из закрытой, достаточно автономной системы, какой она была долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом). В настоящее время перед детским садом встают новые задачи, предполагающие его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
     Основные направления социально-педагогической деятельности ДОО: диагностическое;профилактическое; …подряд, сокращайте текст!
     - просветительское;
     - методическая работа;
     - консультативное;
     - коррекционно-развивающее;
     - юридическое.
     Содержание социально-педагогической деятельности в ДОО.
     ДОО обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка.
     Сущность социально-педагогической деятельности ДОО определяется особенностями дошкольного возраста, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации.
     Воспитатель ДОО является центральной фигурой в осуществлении профилактики и коррекции нарушений социальной адаптации дошкольников.
     Практика показывает наиболее часто встречающиеся проблемы образования и воспитания, определяющие основные направления социально-педагогической деятельности дошкольной образовательной организации, следующие:
     1) адаптация ребенка к дошкольному учреждению;
     2) развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций;
     3) реализация правового статуса ребенка как гражданина и осознание им этого;
     4) работа с различными группами дошкольников, в том числе имеющих отклонения в развитии;
     5) работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными семьями и др.;
     6) формирование социально принимаемого поведения детей;
     7) включенность родителей в социально-педагогические процессы ДОУ;
     8) сложность перехода детей из ДОО в школу;
     9) особенности поведения детей 6-7 лет в связи с началом обучения;
     10) социокультурная роль ДОО в микрорайоне;
     11) особенности социализации детей в ДОО;
     12) особенности организации досуга дошкольников и др.
     Главной задачей, стоящей перед воспитателем ДОО является обеспечение социальной диагностики, психолого-педагогической коррекции и управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности.
     Диагностика включает всестороннее изучение ребенка, сбор информации о его психофизическом состоянии, условиях жизни, социальном окружении.
     Примерная схема истории??социально-педагогического развития ребенка:м.б. изучения ребенка?
     1. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни.
     2. Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз.
     3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Где и кем воспитывался? В каком возрасте поступил в дошкольное учреждение? Как проходила адаптация, как складывались отношения с детьми и педагогами? Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них.
     4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.? Как шло развитие речи? Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие? Отношение к ним ребенка.
     5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными? Особенности ребенка, тревожащие родителей.
     Воспитатель фиксирует не только события жизни дошкольника, но и его реакции на каждое жизненное обстоятельство. Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке помогают воспитателю сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.
     Воспитатель на основе данных диагностики разрабатывает методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и помогает:
     1) воспитателю:разработать индивидуальную методику работы с ребенком;подряд!
     - организовать социально-педагогическую работу с группой;
     - разработать методику реализации взаимоотношений с родителями;
     - разрешить конфликт между участниками образовательного процесса;
     2) ребенку:в процессе психофизического развития;
     - предупредить и преодолеть проявления девиантного поведения в группе, с воспитателем и родителями;
     3) родителям:в налаживании взаимоотношений с ребенком;
     - в коррекции социально-педагогической работы со своим ребенком;
     - в развитии, согласованности отношений с педагогами в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.
     Для более эффективной организации работы воспитатель  должен располагать информацией о различных центрах и организациях социально-педагогического, психологического, медицинского и социального профиля регионального и муниципального уровня.
     Для оптимизации своей деятельности воспитатель должен:
     1) уяснить структуру объективных потребностей в осуществлении социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях города;
     2) познакомиться с муниципальной социально-педагогической концепцией;
     3) уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога;
     4) ознакомиться с принятой системой оценки эффективности социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении;
     5) ознакомиться с моделями деятельности воспитателей в различных ДОО и школах города;
     6) изучить структуру функционирования и управления социально-педагогической системой города;
     7) определить место своего образовательного учреждения на социально-педагогической карте города.
     Для успешной реализации социально-педагогических задач воспитатель должен владеть методикой и технологией социально-педагогической деятельности:
     1) определение социально-педагогической проблемы:
     - содержание проблемы;
     - внешние признаки проблемы;
     -тип и уровень проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная, индивидуальная и т.д.);
     - характер проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и т.д.);
     2) ситуационный анализ:
     - общее описание социально-педагогической ситуации, истоки возникновения проблемы;
     - организация структуры, в рамках которой возникает проблема;
     - типовые отношения, сложившиеся в образовательной организации и взаимодействие субъектов данной ситуации;
     - описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.д.;
     - профессиональное понимание социально-педагогической проблемы;
     - определение пределов проблемы для социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия;
     3) определение социально-педагогической стратегии — подготовка программы и рабочего плана деятельности:
     - определение объекта и предмета;
     - определение целей и задач;
     - определение содержания деятельности;
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44