- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социальная работа с неполной семьёй
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011418 |
Тема: | Социальная работа с неполной семьёй |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Факультет среднего профессионального образования и довузовской подготовки Отделение: Право и организация социального обеспечения Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему:Социальная работа с неполной семьёй Автор работы: студент ___3___курса заочнойформы обучения Калинина А.В. подпись______________ Руководитель работы: Веречева Ю.В. должность____________ подпись______________ Заведующий отделением: ________________ подпись______________ Санкт-Петербург 2017 Содержание Введение…………………………………………………..……………………….3 1. Теоретические основы проблемы социальной работы с неполной семьей...7 1.1 Определение понятия неполная семья……………………………..………..7 1.2 Причины появления неполных семей……………………………………...9 1.3 Социальные проблемы неполных семей…………………………………...14 2. Система социальной работы с неполными семьями………………………20 2.1Технологии социальной работы, которые применяются к категории неполные семьи………………………………………………………………….20 2.2 Меры социальной поддержки………………………………………..……..30 2.3 Учреждения, в которые могут обратиться категория неполные семьи….42 3. Деятельность центров помощи семье и детям на примере СПб ГБУ СОН ЦСПСиД Калининского района………………………………………………..46 Заключение…………………………………………………………………...…..53 Список используемой литературы……………………………………………...56 Введение Укрепление и защита семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение качества жизни семей являются основополагающими направлениями современной государственной семейной политики, определяющими социально-политический курс Российской Федерации. Общество заинтересовано в благополучной семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и активно влиять на будущее страны. Объединение усилий всех уровней государственной власти, некоммерческих организаций, общественных объединений, средств массовой информации, а также граждан является важной составляющей современной семейной и демографической политики. Вопросы улучшения положения детей, семей с детьми являются приоритетными в государственной социальной политике России последних лет. Основные задачи семейной политики сосредоточены на повышении благосостояния семьи, ее значимости для воспитания детей, социальной поддержки семей с детьми. В связи с этим, социальные проблемы неполных семей и технологии их решения, являются актуальными на сегодняшний день, это связано с тем, что возрастает число внебрачных рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак, в силу высоких показателей смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного возраста. Женщины вынуждены не только четко выполнять домашние обязанности и воспитывать детей, но и больше участвовать наравне с мужчиной в производственных делах, заниматься бизнесом и предпринимательством. Материнство в неполной семье сопряжено с рядом жизненных затруднений, преодоление которых во многом зависит от социальных условий, личностных и духовно-нравственных качеств одиноких матерей. Эта проблема определила тему выпускной работы: «Социальная работа с неполной семьёй». Цель:проанализировать технологии социальной работы с неполными семьями. Объект исследования: общественные отношения, связанные с социальной работой с неполной семьей. Предмет исследования:действие законодательства и нормативная база, регулирующая социальную работу с неполной семьей. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования предполагается решить следующие задачи: изучить основные понятия категории неполные семьи; выявить причины и социальные проблемы неполных семей; рассмотреть технологии, которые применяются к данной категории семей; и рассмотреть учреждения, в которые могут обратиться граждане с категорией неполные семьи, на примере деятельности конкретного учреждения. Особенностью социальной работы с неполными семьями является своевременная консультативная помощь специалистов, медицинская помощь, материальная поддержка, контроль постановки на очередь при необходимости, помощь в обучении родителей, оказание помощи в воспитании детей.Структура работы подчинена решению поставленных целей и задач и состоит из введения, трех разделов, включающих подразделы, заключения, списка литературы. Нормативная база: 1. Конституция Российской Федерации; 2. Конвенция ООН о правах ребенка 20 ноября 1989г. (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года); 4. Гражданский кодекс Российской Федерации; 5. Семейный кодекс Российской Федерации; 6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) 7. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 8. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; 9. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; 10. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (с изменением №1 утв. приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013г. № 1184-ст); 11. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2013 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»; 12. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52888-2013 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям»; 13. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53060-2008 «Документация учреждений социального обслуживания»; 14. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52142-2013 «Качество социальных услуг. Общие положения»; 15. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг»; 16. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53061-2014 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям»; 17. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. СанПиН 2.4. 1201-03»; 18. Закон Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 г. № 728-132 Социальный кодекс Санкт-Петербурга; 19. Закон Санкт-Петербурга от 26 декабря 2014 г. № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге» 20. Концепция семейной политики Санкт-Петербурга на 2012 - 2022 годы: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2012 № 695; 21. Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания (Приложение приказу Минтруда России от 31 декабря 2013 г. N 792); 1. Теоретические основы проблемы социальной работы с неполной семьей 1.1 Определение понятия неполная семья Неполная семья - семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми). Неполная семья - малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать - отец, отец - дети, дети - бабушки и дедушки [19, С 76]. В неполных семьях сосредоточена значительная часть населения, у которого не сложились семейно-брачные отношения. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество. Неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: причинам, вследствие которых они образовались, полу родителя, структуре (количеству детей, наличию или отсутствию совместно проживающих родственников), наличию и мере участия второго родителя в воспитании ребенка (детей), этапу жизненного цикла семьи (определяется как возрастом родителя, так и возрастом детей) Типы неполных семей: - неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей; - неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей; - неполные семьи по причине смерти одного из родителей; - прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки – пенсионеры[22, С. 34]. В последние годы специалисты все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Переписи населения фиксируют рост числа неполных семей в России. Данные переписи показывают, что доля неполных семей среди двухдетных намного (в 2 раза и более) ниже, чем среди однодетных. Однако среди семей с тремя четырьмя и более детей неполные семьи встречаются примерно столь же часто, как и среди двухдетных, т. е. появление в семье третьего и последующих детей не дает такого же эффекта упрочения семей, как рождение второго ребенка. Среди семей с четырьмя детьми доля неполных семей даже несколько выше, чем среди трехдетных, хотя разница невелика. При формировании неполных семей можно выделить несколько основных источников. Первый и наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Статистика свидетельствует, что только за 2014 -2016 гг. более миллиона российских детей и подростков остались без одного родителя по причине распада брачного союза. В подавляющем большинстве случаев дети остаются с матерью. В результате столь неблагополучных тенденций в функционировании российского института семьи на сегодняшний день каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье[22, С. 54]. В 2012-2016 годах сократилось число зарегистрированных браков. В 2015 было зарегистрировано 1139 тысяч браков (без учета Крымского федерального округа), что на 13,5% меньше, чем в 2011, и на 5,5% меньше, чем в 2014 году. С учетом данных по Крымскому федеральному округу число зарегистрированных браков составило 1161 тысячу, уменьшившись на 5,3% по сравнению с 2014 годом. За январь-декабрь 2016 года, снижение числа зарегистрированных браков заметно ускорилось. Без учета данных по Крыму зарегистрировано 968 тысяч браков, что на 15% меньше, чем в 2015 году. В целом по России, с учетом Крыма, в январе-декабре 2016 года зарегистрировано 986 тысяч браков против 1161 тысячи браков в 2015 году (на 15,1%) Основной и самой распространенной проблемой в неполных семьях является социально - экономическая, недостаток средств, соответственно низкий уровень жизни. Так же это проблемы социально - психологического характера, полоролевой идентификации и т.д. Рассмотрев главу в целом, мы изучили положение неполных семей в современном обществе, и Большинство семей живут на грани бедности, и нуждаются в государственной поддержке и помощи специалистов социальной работы. Для этого необходимо выяснить, какие технологии социальной работы применяются к этим семьям, и в какие учреждения они могут обратиться за помощью. Таким образом, можно говорить о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить конструктивное межличностное взаимодействие[17, С 124]. 1.2 Причины появления неполных семей Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений: - изменение моральных норм в области взаимоотношений полов; - распространение добрачных связей, - изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины; - утрата семьей своей производственной функции; - неподготовленность молодежи к браку; - завышенные требования по отношению к брачному партнеру; - алкоголизм и наркомания[25, С 17-30]. Причины возникновения неполных семей в прежние годы специалисты традиционно связывали с воздействием объективных демографических факторов. Учитывалось также то, что потенциальные женихи часто отставали от своих сверстниц по образовательному и культурному уровню, среди них было немало алкоголиков, бывших заключенных и других категорий, фактически «непригодных» или «малопригодных» к семейной жизни. В общественном сознании россиян появилось четкое разделение понятий брака, семьи и родительства. Следует отметить еще одну характерную тенденцию, оказавшую значительное влияние на динамику соотношения брачности и разводимости. Официальная статистика могла фиксировать сокращение количества только тех браков, которые были официально зарегистрированы в соответствующих государственных органах (ЗАГСах). Однако на практике большое распространение получили внебрачные семейные союзы, в том числе браки, заключенные по церковному обряду (у православных - венчание, у мусульман - «никах»), и «гражданские браки», юридически определяемые как сожительства [23, С. 26-45]. Данная статистика наглядно доказывает, что тенденция роста количества неполных семей по причине внебрачных рождений, разводов или смерти одного из родителей в XXI веке продолжает усиливаться. Российские специалисты в области социальной политики полагают, что данная тенденция представляет собой серьезную угрозу для социальной стабильности общества [30, С 24-45]. Еще одним источником пополнения неполных семей - внебрачнаярождаемость, в последние годы возрастает.Преобладающая доля детей рождается в браке. Однако трансформация в сознании некоторой части населения модели не в пользу брачной жизни, повышение свободы репродуктивного поведения женщин проявляется в определенной мере в росте внебрачной рождаемости. Это процесс, воспринимаемый неоднозначно. С одной стороны он увеличивает общий демографический потенциал территории и почти всегда сопровождается возникновением новой семьи, количественно укрепляя ее, с другой стороны - способствует возникновению семей с неполным «ядром». Внебрачная рождаемость является одним из важнейших показателей социального неблагополучия в обществе. Особую тревогу медиков вызывает рост числа внебрачных детей, рожденных несовершеннолетними мамами. В одном только 2016 г. родилось 24,1 тыс. таких младенцев, в том числе - 3,1 тыс. - у 15-летних и более молодых мам; 7,2 тыс. - у 16-летних; 13,8 тыс. - у 17-летних. Дети, рожденные вне брака, по данным медицинских учреждений, находятся, как правило, в худших условиях вынашивания, ухода и вскармливания, и именно они составляют 30% контингента детей, поступающих затем в дома ребенка в результате отказа от них матери[26, С 54]. Рождение ребенка незамужней женщиной совсем недавно считалось социально-аморальным явлением, и было предосудительным с точки зрения нравственности и морали. Теперь это табу снято, число внебрачных рождений растет. К концу 1990-х годов сложилась ситуация, при которой четвертая часть домохозяйств в России возглавляется женщинами [21, С 15-18]. Демографическая тенденция такова, что семьи одиноких матерей будут формироваться и в дальнейшем Формирование неполных семей в значительной мере способствует также наблюдаемый в последние десятилетия непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравлений, производственных травм, военных действий и т. д.). Овдовение из-за преждевременной смерти отца ребенка (детей) является важнейшим источником формирования неполных семей. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой.Недавно стала распространенной новая категория неполных семей - неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство - чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Для того чтобы у родителя отобрали права на ребенка достаточно только одного из нижеперечисленных оснований. Наличие нескольких только усугубит его положение. Никаких других причин для лишения прав суд указывать не может. Основания, предопределяющие лишение и ограничение родительских прав установлены Семейным кодексом, статьями 69 и 73 соответственно. К причинам лишения прав на ребенка относят: Невыполнение родительских обязанностей, куда входит и невыполнение алиментных обязательств без уважительных причин. Несогласие забрать ребенка из медицинского учреждения, в том числе и из родильного дома. Злоупотребление правами родителя и нанесение тем самым вреда ребенку. К примеру, склонение к воровству, препятствие в обучении и подобное. Жестокое поведение в отношении детей, в том числе насилие, как физическое, так и психическое, унижение человеческого достоинства ребенка. Заболевание матери или отца наркоманией либо хроническим алкоголизмом, освидетельствованное медицинским учреждением. В этом случае для лишения отцовства или материнства совсем не обязательно наличие противоправных действий против детей. Совершение преступления, направленного на причинение вреда жизни и здоровью либо второго супруга, либо детей. Есть некоторые оговорки, которые обязательно будут приняты судом к рассмотрению, и могут существенно изменить ход судебного процесса. Так лишать родителя его прав суд не вправе, если: Если преступление им совершено по неосторожности; Если его вина не доказана в судебном порядке; Если преступление совершено по отношению к третьим лицам, то есть не было направлено на членов семьи (супруга и детей). Суд вправе отобрать права только на имеющихся на данный момент у ответчика детей, на еще не родившихся это не распространяется. Эти нормы применимы не только к кровным родителям, но также к опекунам и усыновителям. Ограничение прав родителей Основанием к данной мере наказания является создание опасной для детей обстановки, как по вине матери или отца (оставление детей одних, распитие спиртных напитков, частые семейные скандалы), так и по объективным причинам (длительная болезнь родителя, в том числе и психическая, сложный семейный конфликт и прочее). Ограничение родителя в его правах может быть самой по себе мерой наказания, а может служить предшественником лишения прав. На исправление родителям суд предоставляет шесть месяцев. Если за это время недобросовестные мать или отец не изменили поведения, то органы опеки подадут иск о лишении прав [5, 9]. Статистика лишения родительских прав Количество детей, оставшихся без полноценной семьи по причине лишения или ограничения прав родителей, стремительно возрастает от года к году. И если на 1995 год приходилось немногим больше 31000 таких детей и около 4000 родителей, то уже к 2005 году их количество возросло соответственно до 70000 и 6000 человек, а к 2009 и того больше – 72000 и 7500. То есть число таких случаев увеличилось за 14 лет больше чем в два раза. В настоящее время за счет мер принимаемых государством происходит снижение этих показателей, но, к сожалению, не очень стремительными темпами. Лишение и ограничение родительских прав неразрывно связано с ростом детской преступности. По статистике каждый десятый малолетний преступник – сирота. По данным статистики, число неполных семей выросло до 30%, всего их 6,2 миллиона. В стране 5,6 миллиона матерей одиночек и 634,5 тысячи отцов-одиночек". Около 9,5 тысячи одиноких родителей самостоятельно воспитывают пять и более детей, при этом больше половины нерадивых родителей периодически не выплачивают своим детям алиментов, а каждый третий совсем не платит. В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.Неполные семьи являются одним из основных объектов осуществляемой ими социальной работы. Анализ структуры категорий семей, обслуживаемых в территориальных центрах и отделениях социальной помощи семье и детям, показывает, что каждая пятая семья из всех обслуживаемых в них семей является неполной. 1.3 Социальные проблемы неполных семей Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь мало обеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице, либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально - экономические проблемы присущи не всем неполным семьям, во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутри личностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей [24]. Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи - это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность - затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители. Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально - психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) - их неадекватная полоролевая социализация. Практика показывает, что в современных российских условиях семьи с одним родителем не в состоянии создать приемлемые условия для полноценного развития и благополучия детей. По данным медицинских учреждений известно, что дети, рожденные вне брака, как правило, находятся в худших условиях вынашивания, ухода и вскармливания. При этом около 30% из незамужних беременных женщин в дородовый период не встают на учет в женских консультациях, чем подвергают опасности свое здоровье и здоровье будущего ребенка. Специалисты отмечают, что в целом и одиноких отцов, и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности. Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у матерей, сужается круг общения. Если одинокие матери испытывают трудности с выработкой в детях чувства дисциплины, то отцы озабочены нехваткой эмоциональной близости с детьми, особенно с дочерями. Тем не менее, как отмечает известный российский психолог и социолог И. Кон, «хотя в обоих случаях неполная семья создает разного порядка трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния» [20, С. 134]. Психологи выделяют следующие типичные ошибки в процессе развития детско-родительских отношений в неполной семье: - «Гиперопека» матери, когда для оставшейся без мужа матери (или отца) ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций. Утрированные формы «слепой» материнской любви и чрезмерной заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей, формируют у них заниженную самооценку, способствуют подавлению их самостоятельности; - Эмоциональная отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке («чтобы он был не хуже, чем другие»). Впоследствии такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но поскольку она уже не в состоянии выполнять все возрастающие запросы своего чада, это становится причиной обоюдных переживаний и конфликтов; - Препятствие контактам ребенка с отцом вплоть до настойчивого «искоренения» унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу. Некоторые женщины пытаются воспитывать у дочерей отрицательное отношение к мужчинам вообще; - Эмоционально двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в «приступах» чрезмерной любви, то во вспышках раздражения, когда на нем вымещаются собственные беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват впоследствии развитием у ребенка невроза; - Стремление матери сделать ребенка «образцовым, несмотря на то, что у него нет отца». В такой ситуации мать вместо роли защитника и друга оказывается в роли домашнего надзирателя. Чаще всего она бывает раздосадована результатом, т.к. ребенок противится чрезмерному давлению - он либо становится пассивным, либо начинает «бунтовать», нередко включаясь в жизнь уличных компаний; - Практическая отстраненность матери от исполнения обязанностей по удовлетворению жизненно необходимых потребностей ребенка (в пище, одежде, уходе и т.п.) и его воспитанию [32, С. 47]. Причины последней ситуации могут носить как объективный, так и субъективный характер. К первым следует отнести хронический алкоголизм одинокой матери (отца), ее тяжкое психическое заболевание, инвалидность, длительное пребывание на лечении, в местах лишения свободы, в длительной командировке, экспедиции и т.п. Во всех этих случаях одинокая мать (отец) не может выполнять свой родительский долг по объективным причинам. Другие причины могут носить социальный характер. В этих случаях мать-одиночка забывает о своих детях, так как бродяжничает, постоянно пьет, не хочет работать, беспорядочна в сексуальных связях, вплоть до занятий проституцией и т.п. Такое поведение женщины носит асоциальный характер, и, к сожалению, сегодня оно бывает достаточно частым. В этом случае социальные аномалии, поразившие женщину, достигают того «порога», за которым начинается социальная деградация, фактический распад всей ее семьи. В таких случаях социальные службы совместно с органами по делам опеки и попечительства обязаны принять меры по защите интересов ребенка (детей) так как ребенок находится в опасности: изъять его (их) из семьи, поместить его (их) на временное проживание в приют, поставить вопрос о лишении родительских прав, собрать и передать в суд необходимые документы и материалы. Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства (его представителем) по месту обнаружения ребенка и оформляется в виде акта, который подписывает лицо, проводившее обследование условий жизни несовершеннолетнего [31, С. 96]. Таким образом, подводя выводы по главе, можно сказать, что необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья. 2. Система социальной работы с неполными семьями 2.1 Технологии социальной работы с неполными семьями Технологии социальной работы с неполными семьями - это процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В зависимости от характера семейных проблем, их сложности, остроты и запущенности, в работе с каждой конкретной неполной семьей используются различные социальные технологии: социальная диагностика, социальное консультирование, социальная терапия, индивидуальная, или групповая социальная работа, с ребенком или родителем, или с обоими одновременно. Одним из наиболее эффективных технологий социальной работы с неполными семьями, испытывающими временные социальные, психологические и иные трудности, является социальная терапия. Показателем к терапии является ситуация, если неполная семья не справляется с выполнением определенных функций. В этом случае, работа с семьей начинается с диагностики, чтобы выявить основные проблемы функционирования, т.е. происхождение рассматриваемойпроблемы, сильных и слабых сторон семьи, с целью выявления проблем их функционирования. С помощью положительных эмоций, специалист пытается вступить в контакт, общаясь с членами данной семьи на понятном и привычной им языке. Для успешной терапии необходимо согласие в достижении цели между членами семьи и специалистом. В этот момент важно перевести работу из плоскости прошлого, в плоскость «здесь и сейчас», где и будет происходить непосредственное разрешение проблемы. Последний этап, это завершение терапии, о его наступлении свидетельствует согласие членов семьи о том, что сформулированные цели терапии достигнуты [18, С. 123]. Работа с конфликтной неполной семьей, эмоциональный климат в которой неудовлетворителен, является поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей, их семейных установок. Следует отметить, что внешние затруднения - материально - экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., - как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально - психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии. К активно применяемым методам относится так называемая да - терапия - аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликт между родителем и ребенком рационализируют свои в целом негативные эмоционально-психические взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон их взаимоотношений. В результате баланса своих положительных или отрицательных ответов, можно смягчить свое отношение друг к другу. Надо сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение[28] В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как патронаж. Патронаж - одна из форм работы, специалиста работающего с семьей, представляющая собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно- реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации. Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения неполной семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальность, поэтому следует информировать неполную семью о предстоящем визите и его целях. Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с данной неполной семьей. Например, неоднократно посещаются неполные семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка. Регулярные патронажи необходимы в отношении асоциальных неполных семей, что позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм социальной работы с неполной семьей. Работая с неполной семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические. Если неполная семья не является инициатором взаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультацио....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: