VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально-экономические проблемы занятости женщин на рынке труда

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009495
Тема: Социально-экономические проблемы занятости женщин на рынке труда
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра технологий социальной работы


Социально-экономические проблемы занятости женщин на рынке труда.





















ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН НА РЫНКЕ ТРУДА.
1.1. Занятость как экономическая категория.......
1.2. Особенности занятости женщин на рынке труда
Глава II. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1. Проблемы занятости женщин на рынке труда…………………………………………
2.2. Правовые основы обеспечения занятости женщин на рынке труда................................................
2.3. Предложения по совершенствованию системы занятости женщин на рынке труда……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………


















ВВЕДЕНИЕ
Исследование трудовой занятости, включая занятость женщин на рынке труда имеет немаловажную роль в развитии экономики населения и вызвано, в первую очередь, преобразованиями, происходящими в нынешнее время.
Перестройка структуры экономики современного общества зародила перемены в сфере занятости населения. Эти преобразования связаны, во - первых, с изменениями конфигураций собственности, отраслевыми структурными сдвигами, величиной требований к эффективности деятельности, с современным подходом к обеспечению права на труд.
Данная работа посвящена исследованию в области проблем занятости женщин на рынке труда. Мужская и женская занятость имеет свои отличия и сходства. Рынок женской рабочей силы не однозначен и имеет определенные " погрешности ", включающие в себя семейные и производственные функции, природную сущность полов и другое. Ущемление, унижение, дискриминация - факторы, с которыми сталкивается основная часть женского населения. Женский труд всегда был востребован, однако в последнее время в этой области наметился ряд социально - экономических проблем, с изменением производственных и общественных отношений. Всё это обуславливает актуальность исследования проблемы и разработка экономической программы по гармонизации не только трудовой занятости в целом, но и занятости женщин на рынке труда в частности.
Цель исследования — изучение проблем и последствий занятости женщин на рынке труда в условиях современного общества.
Следующие задачи, необходимые для достижения цели:
1. Раскрыть понятие и особенности изучения занятости как экономической категории;
2. Выявить основные аспекты занятости женщин на рынке труда;
3. Изучить социально — экономические проблемы занятости женщин в данной области, сравнить трудовую занятость современного женского населения и занятость женщин во времена СССР;
4. Спрогнозировать последствия женской безработицы и соотнести трудовой кодекс с реально действующими отношениями работодателя и работницы;
5. Разработать рекомендации по усовершенствованию системы занятости женщин на рынке труда.
Объект исследования — современные женщины на рынке труда.
Предмет исследования — различные стороны возникновения проблемы при трудоустройстве женщин.



1.1. Занятость как экономическая категория.
Занятость - необходимое понятие экономики, благосостояния общества; уровень занятости — важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не только экономический феномен, она зависит от демографических процессов, имеет место в социальной политике, т.е. берет в себя демографическую и социальную сущность.
Как экономическая категория занятость — это совокупность отношений по причине участия населения в трудовой сфере; предполагает меру его включения в труд, степень удовлетворения различных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении прибыли. С этой стороны занятость определяется важнейшей характеристикой рынка труда.
В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость выступает как общественно нужная деятельность граждан, которая связана с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, в первую очередь, доход. Эта характеристика занятости выражает как социально-экономическое, так и правовое содержание.
Переход к рыночным отношениям в новом свете обозначил проблемы социально - трудовой деятельности. Получается, что обеспечение всех трудоспособных рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся, что недобор рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что повлияло на развитие такого феномена, как безработица.
Оказалось, что наравне с понятием «труд» стало наполняться своим специфическим содержанием и понятие «занятость», которое стало вполне актуальным только в постсоветское время. Наряду с содержательным аспектом категории «занятость» стала ускоренно развиваться целая совокупность учреждений (как государственных, так и негосударственных), обслуживающих и регулирующих процессы, связанные с занятостью.
От оперативности и квалифицированности работы этих систем в огромной степени зависят народно-хозяйственного значения процессы: развитие рынка труда, обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров, воспроизводство рабочей силы и рабочих мест, регулирование социального партнерства в обществе и т.д. и т.п. Успех осуществления этих функций требует от персонала указанных структур профессиональных умений и навыков, которые смогут базироваться на правильном понимании объективного соотношения понятий «труд» и «занятость», в частности, на доказательстве их не тождественности, несовпадения.
Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения: работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам и т.д.
По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы.
1. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.
2. Военнослужащие. Занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике.
3. Учащиеся с отрывом от производства.
По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:
1) наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы;
2) работодатели. К ним относятся предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;
3) самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.
В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шесть групп занятого населения:
1) наемные работники;
2) работодатели;
3) лица, работающие за свой счет,
4) члены производственных кооперативов,
5) помогающие члены семьи;
6) работники, не классифицируемые по статусу.
В зависимости от целей анализа можно использовать разные классификации.
Трудовая миграция - один из значимых факторов формирования доходов многих семей. По официальным данным 2009 г., основной поток трудовой миграции направлен в страны СНГ, среди них 99,3% выезжают в РФ. Анализ данных обследования рабочей силы за 2009 г., проведенный Госкомстатом страны, показал, что во внешней трудовой миграции в основном принимают участие молодые мужчины.
Понятие «полная занятость» не имеетточного значения и в зависимости от критерия, стоящего в основе его характеристики, трактуется по-разному. В советский период таким критерием, для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. Общество старалось достичь равновесие трудовых резерв на предельно высоком уровне, прогноз движения трудовых ресурсов лежал в основе прогноза и плана создания рабочих мест.
В западной экономическая идея и практика полная занятость— это состояние экономики, где все, имеющие желание работать при доминирующем уровне реальной заработной платы имеют работу. В этом контексте как тождественное используется понятий как понятие «оптимальная занятость».
Полная занятость вероятна при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально квалификационному составу, образовательному уровню. В этом положении и работники, и государство будут нести экономические и социальные потери. Доля работников будет получать низкие заработные платы, которые не обеспечивают нормальное существование, а государство, общество - недополучать ресурсы в бюджет и в социальные фонды.
Из-за этого возникает проблема эффективной занятости. По этому вопросу у экономистов начинаются разногласия. Большое число отечественных экономистов под эффективной занятостью в условиях социально - ориентированной рыночной экономики понимают занятость населения, которая обеспечивает приличный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня индивидуально каждому на основе роста общественной производительности труда.
1.2. Особенности женской занятости на рынке труда.
Занятость женщин отличается от мужской в двух главных аспектах. Во - первых, женщины обычно зарабатывают меньше, чем мужчины. Дальше, женщины во многих обществах в меньшей степени включены в оплачиваемую работу, чем мужчины, но в немалой степени заняты неоплачиваемым трудом. Женская занятость устанавливается разделением труда по признаку пола, социальными понятиями о гендерной неопределенности работы и социальной политикой в сфере труда. Социальные представления "мужского" и "женского" поведения заложены в патриархатной системе ценностей, в традиционном разделении труда и помогают воспроизводству гендерных стереотипов в современном обществе. В процессе социализации у женщин развиваются такие черты, как тщательность и аккуратность в работе, внимательность, четкость, эмоциональность. Поэтому труд женщин обычно применяется там, где содержание и условия труда требуют перечисленных качеств. Разница в содержании "мужской" и "женской" работы, в характере социальных предписаний к мужской и женской рабочей силе обусловили существенное социально-экономическое неравенство по гендерному признаку. Вынужденные прерывать обучение и отказываться от карьеры по причине беременности и материнства, женщины отставали от мужчин по уровню образования, профессиональной подготовки, социально-экономической мобильности, что усиливало гендерную дифференциацию в характере занятости. Специфика женской рабочей силы в значительной степени определяется материнством. Чем сильнее учитывается этот фактор, тем особые социально-экономические условия создаются для правильного сочетания профессионального труда женщин и воспроизводства населения. И еще, некоторые льготы и трудовые гарантии имеют эффект "бумеранга", так как не только защищают женщину, но и закрепляют за ней традиционную роль матери и хранительницы очага, ограничивая ее возможности в сфере труда и занятости, преграждая доступ к престижным и высокооплачиваемым профессиям. С функцией материнства у женщин связано наличие ряда психофизиологических особенностей, которые обусловливают повышенные требования к условиям труда. Различия в применении мужской и женской рабочей силы могут быть в определенной степени сглажены, если используемая техника, организация труда и отдыха будут в наибольшей мере соответствовать особенностям женского организма.
В советском обществе удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве за 1928-1975 год повысился с 24 по 51%. На этот показатель является частью советских республик в зависимости от уровня их развитие социально-бытовых традиций. Наиболее высок он был в РСФСР, Белоруссии, Латвии, Эстонии; несколько ниже общесоюзного уровня в республиках Средней Азии и Закавказья. В Европейской части Советского пространства бытовое обслуживание традиционное было низкооплачиваемый сферы женской занятости. Развитие отраслей, обслуживающих культурно-бытовые нужды населения, открыли большие возможности для работающего там персонала.
На уровне правительства созданы институциональные условия для равенства полов в этой области. Профессор Берлинской школы экономики Б. Пфау - Эффингер, затрагивая вопрос о воздействии политики государства на поведение людей, ссылается на два подхода: первый - женщина ориентируется в поведении на финансовые стимулы - это считается реакцией на политику государства. По второй схеме поведение женщин в сфере занятости связано не только с политикой государства, но и с культурными ценностями. Б. Пфау - Эффингер выделяет шесть моделей гендерных укладов: гендерная модель семейной экономики; модель мужчины-кормильца и женщины-домохозяйки; модели мужчины-кормильца и женщины, частично домохозяйки; модель двух кормильца при государственном уходе за детьми; модель двух кормильцев/наемной женщины-домохозяйки. Основным ответственным за воспитание детей в советское время считалось государство. Эта модель классифицируется как модель семьи двух кормильцев и государственного ухода за детьми. В семье мужчина конструировал как "кормилец", несмотря на то, что и женщина была занята полный рабочий день. Эта идея имела две цели: полная интеграция мужчин и женщин в систему занятости. Государство и институты сферы труда поддерживали социальные практики женщин и мужчин, соответствовавшие этой модели.
В стране с 1991 по 1999 гг. на 9, 1% сократилась численность экономически активного населения, которая в 1999 г. составила 1791 тыс. человек. Женская занятость на фоне глубокого социально-экономического кризиса и последствий гражданской войны 1992-1997 гг. снизилась больше, чем мужская. Так, из общего количества экономически активного населения - 1791 тыс. человек в 1991 г. женщины составляли 540,4 тыс. или 30,3%.
Женщины идут разные формы заработка на рынке труда. Если в начале 1990-х гг. основная масса женщин-новых трудовых единиц, бывших домохозяек, в основном из сельских мест, вынуждены были браться за тяжелый неквалифицированный труд, то со временем они, пройдя трудовую закалку, находили применение своим трудовым возможностям. Трудовая активность женщин способствовала их социальной мобильности. С одной стороны, возможности рыночной экономики - предпринимательство, общественный сектор, другие формы деятельности привлекают женщин, с другой - гендерная политика страны, разработанная во второй половине 1990-х гг., поощряет женскую активность в публичной сфере. Эта ситуация приводит к изменению традиционного разделения труда ваш всех секторах экономики, но женщины преобладают в мало оплачиваемых отраслях - сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании. Их статус годами остается неизменным и зарплату они получают меньшую.
Гендерные различия занятого населения по категориям персонала, в основном, определяются отраслевой сегрегацией пол признаку пола. Численность мужчин - руководителей всех уровней почти в 4 раза выше, чем женщин; специалистов высшего уровня квалификации - в 1,5 раза; квалифицированных работников промышленности - в 6,7 раз. Среди специалистов среднего уровня квалификации женщин на 10,2% больше, чем мужчин. Больше женщин и среди служащих, занятых подготовкой информации - на 25,8%.
На уровень занятости женщин оказывают влияние их брачное состояние. Из числа состоящих в браке женщин, по состоянию на июнь - июль 2009 г., работают только 36%. Среди вдов и разведенных уровень занятости колеблется от 72% до 81%.
Симона де Бовуар (французская писательница, представительница экзистенциальной философии, идеолог феминистского движения) зародышем дискриминации женщин считала разделение труда, сложившееся еще в ранний период развития человечества, когда за мужчиной закрепилась внешняя деятельность, а за женщиной – деятельность внутри общины, а позже – внутри семьи. Однако вряд ли можно согласиться с таким утверждением.
Если в обществе охотников женщина действительно была добытчиком в меньшей степени, чем мужчина, то прогресс в хозяйственной деятельности людей усилил ее экономическую роль.
Больше того, можно допустить, что инициатором этого движения вперед в производственном и социальном развитии была именно женщина. Оставаясь чаще дома в силу специфики своей роли матери, женщина занималась сбором съедобных растений и, вероятно, именно она стала заниматься примитивным земледелием. Первые опыты по этой части могли быть чисто случайными: проросли негодные уже для еды и выброшенные вблизи дома семена, сохранились растения и дали урожай. Отсюда довольно короткий путь до догадки, что семена можно высевать специально, съедобные растения можно возделывать. Можно предположить, что и приручение, а позже выращивание домашних животных тоже началось с маленьких детенышей, принесенных с охоты и выращиваемых для еды. Поэтому, не так важно, имел ли матриархат прочную экономическую основу или скорее был связан с социальными причинами, о которых шла речь выше. Важно отметить, что в этот период выросли и значение хозяйственной деятельности женщины, и ее роль организатора и распорядительницы общинной собственности.
Дальнейший прогресс земледелия и скотоводства, применение в земледелии тягловой силы животных расширили хозяйственные функции мужчины. Повышение производительности труда, возможность и необходимость запасать впрок излишки вели к выделению семейной собственности из общинной, к укреплению имущественной основы парной семьи и к превращению последней в моногамную семью.
Именно этот этап был первым шагом в формировании двойного стандарта нравственности и дискриминации женщины. В раннем классовом обществе женщина становится домашней затворницей, а свобода ее личной жизни сводится к нулю. Это относится, в первую очередь, к представителям имущих, привилегированных слоев, в среде которым передача имущества потомкам по мужской линии была особенно важна. Девочку готовили к роли верной жены и матери, особо не отягощая образованием, в отличии от мальчика, социальные функции которого в будущем были гораздо шире и знать ему надо было больше. Жена ремесленника, крестьянина пользовалась чуть большей свободой, помогая мужчинам в их профессиональной деятельности, но и здесь она оказывалась на втором плане. Что касается женщины - рабыни, то она эксплуатировалась наравне с мужчиной - рабом, хотя и здесь существовало определенное разделение труда: труд женщины чаще использовался в домашнем хозяйстве, чем, к примеру, в строительстве. Будучи совсем бесправной, женщина - рабыня становилась объектом сексуальных домогательств со стороны своих хозяев. Это хорошо видно и на примере российской крепостной женщины, поскольку формы крепостного права мало чем отличались от рабства.
Феодальное общество, как уже говорилось выше, мало изменило подобное положение женщины. Решительный перелом наступил с наступлением капиталистичекого механизированного производства, при котором производственный труд женщины вне семьи оказался широко востребованным, в какой-то степени это повлияло и на положение женщин из других городов, в чем - то изменило их сознание.
Но главным итогом этого развития было появление нового социального слоя женщин - работниц. Они далеко не всегда находились в равном положении с мужчинами - рабочими. Им приходилось бороться за свои специфические интересы: равную оплату за равный с мужчиной труд, отпуск по беременности и по родам и т.д. Но общие с мужчинами - рабочими интересы превалировали. И женщина становилась не только рабочей, но и активной участницей социальных движений.
2.1. Проблемы занятости женщин на рынке труда.
Гендерная роль - дифференциации статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, выражает определенные социальные ожидания, проявляется в поведении.
Гендерные роли можно рассматривать также как и внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу.
Традиционные гендерные роли ограничивают развитие личности и ведут к социальному неравенству.
Неравенство женщин, например, проявляется во всем том, что касается оплаты труда, статуса и власти в обществе.
Женщина обычно ниже пол статусу, чем мужчина. Женщины гораздо реже занимают должности, предполагающие контроль над ресурсами и определение того, какие цели форма будет преследовать и каким способом. Женщины, желающие делать карьеру, часто встречаются с явлением "стеклянного потолка" ( невидимые и формально не обозначенные барьеры, которые препятствуют карьеров росту женщины).
Взаимосвязанная природа женских и мужских ролей подразумевает, что изменения в одной из них непременно должны сопровождать изменения в другой. Исторически установившиеся определения мужественности и женственности поддерживают ситуацию, в которой мужчины имеют над женщинами определенную власть, и чтобы изменить положение вещей, мало сосредоточиться на женской роли, нужно уделять и мужской.


Гендерные системы в различных сферах деятельности.
На современном этапе развития человечества наиболее ярко гендерная ассиметрия проявляется в первую очередь в сфере занятости, в политической жизни обществе и в образовании.
Промышленная революция XVIII- XIX вв. изменила отношения в сфере занятости: она потребовала новых ресурсов и таким ресурсом студии женщины. Многочисленные войны XX столетия, в которых участвовали миллионы людей, окончательно подорвали "норму" гендерной структуры занятости, т. е. распределение женщин и мужчин в сфере производства как с точки зрения уровня участия мужчин или женщин в общественной занятости, так и с точки зрения распределены их по различным профессиям.
Независимо от экономического этапа (цикла) или типа социально-экономического развития обществе в профессиональной сфере занятости женщины сталкиваются с рядом серьезных проблем, свидетельствующих об их неравноправном положении по сравнению с мужчинами. Гендерная дискриминация на протяжении всей истории вовлечения женщин в общественное производство являлось основной чертой развития рынка труда.
На рынке труда гендерная дискриминация появляется в следующем:
1) дискриминация при найме на работу;
2) неравенство в оплате труда;
3) препятствия продвижению по службе;
4) недостаток женщин на руководящих и их избыток на исполнительских должностях низшего и среднего звена;
5) наличие "мужских" и "женских" профессий;
6) запреты на профессии ( в Трудовом кодексе указан ряд профессий, занятие которыми женщинам не рекомендуется и допустимо лишь в исключительных случаях);
7) разные системы подготовки кадров для мужчин и женщин;
8) сексуальная эксплуатация (работа женщины в качестве сексуального объекта - фотомодели, девушки для сопровождения), сексуальные домогательства на рабочем месте;
9) проблема двойной занятости женщин (усталость от сочетания домашнего и профессионального труда).
Объективный характер дискриминации женщин на рынке труда связан с их семейными и репродуктивными ролями. Женщины имеют меньше времени и возможностей делать карьеру, работать без перерывов, по жесткому графику и выполнять сверхурочную работу. Субъективный характер дискриминации женщин связан с предупреждением работодателей того, что "женщина - худший работник", причем эта оценка не имеете ничего общего с профессиональными характеристиками конкретной женщины. Поэтому предпочтение при приеме на работу отдают мужчине, при увольнении первой уходит женщина, карьерный рост для нее также ограничен.
Неравенство в оплате откуда проявляется в большей степени через гендерную сегрегацию на рынке труда и в меньше степени через прямую дискриминацию, когда женщина просто платят меньше, чем мужчинам, за одну и ту же работу.
Гендерное неравенство на рынке труда проявляется и в гендерной ассиметрии, наблюдаемой в таком явлении, как безработица. Гендерная дифференциация существует в уровне безработицы, в способах, времени поиска работы, причинах ее потери.
Ограниченный доступ женщин к образованию в дальнейшем приводит к экономической зависимости от мужчин.
А теперь сравним трудовую занятость современного женского населения и их положение во времена СССР:
В нашей стране широкое вовлечение женщины в общественное производство было связано не только с борьбой за ее эмансипацию, о чем говорилось выше, но и с экономической необходимостью. Сначала ликвидация последствий разрухи, вызванной Гражданской войной, чуть позже форсирование индустриализации хозяйства, а в годы Великой отечественной войны и после ее окончания женский труд стал особенно существенной силой.
М.Я.Сонин в 1977 году перечисляет основные достижения в решении социально-экономической проблемы занятости женщин. К таковым он относит, во-первых, полную занятость советской женщины общественно-полезной деятельностью и самую высокую в мире ее занятость в сфере общественного труда. Во-вторых, осуществление принципа равной оплаты за равный труд мужчины и женщины. Также высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки женщин. Автор считает, что в СССР достигнута наиболее прогрессивная структура занятости женщины во всех отраслях народного хозяйства при самой высокой в мире доле женского труда в управлении производством, науке, культуре, искусстве. Все это, согласно его мнению, базируется на государственной системе охраны материнства и младенчества и на “планомерном разрешении противоречий женского труда”.
Если принять на веру все утверждения автора, то все проблемы уже решены. Однако в этой же статье автор отмечает и “некоторые недостатки в использовании женских трудовых ресурсов”. Это - отставание женщин от мужчин в уровне квалификации и соответственно в оплате труда, затем, более длинный совокупный рабочий день женщины, включая се труд в домашнем хозяйстве.
Автор отмечает, что Отечественная война привела к существенному перевесу численности женского населения над численностью мужского в 19 миллионов человек. К началу 1976 года эта диспропорция выровнялась, но все же женщины составляли 53,6 % населения и примерно 51,5 % всех рабочих и служащих страны. Он отмечает наиболее высокий удельный вес женщин в здравоохранении (84 %), в области торговли и заготовок (76 %), в просвещении (73 %), связи (68 %), органах государственного и хозяйственного управления (64 %). Автор считает, что преимущественная работа женщин в этих “непроизводственных отраслях” соответствует многим особенностям женского организма и женского труда.
Причинами роста трудовой активности женщин он считает:
1)возросшую потребность в рабочей силе, особенно в непроизводственных отраслях;
2)изменение характера труда в результате НТР, в частности, снижение его тяжести;
3)феминизацию образования;
4)демографические факторы (снижение рождаемости);
5)рост социально-экономической потребности в труде в связи с ростом потребности населения в материальных и культурных благах;
6)рост личностных потребностей женщин, связанных с профессиональным трудом.
Сонин отмечает два полюса наибольшей потребности в рабочей силе: труд очень высокой квалификации и труд низкой квалификации.
Автор говорит, что в области высококвалифицированного труда места захватывают мужчины, в области же неквалифицированного труда доля женщин остается высокой, что, заметим, противоречит его же рассуждениям об изменении характера женского труда и уменьшении его тяжести в результате развития НТР.
В качестве задач на будущее он выделяет, во-первых, создание условий для дополнительной профессиональной подготовки женщин после отпуска по рождению ребенка и сокращение их совокупного рабочего дня. Во-вторых, считая, что рост механизации труда будет способствовать освобождению женщин от тяжелых работ, он почему-то одновременно пишет, что уровень квалификации женщин будет расти более быстрыми темпами, чем у мужчин.
Говорит Сонин и о необходимости учета женской эргономики при организации женских рабочих мест и вообще о необходимости улучшения организации женского труда.
В этом же сборнике помещена и статья У. Дюмон (Бельгия), в которой приведены результаты социологических исследований бельгийских ученых проведенных по заданию Министерства труда, на одном из заводов, производящих электрическое оборудование. Женщины здесь составляют 58 % рабочих, 30 % служащих, но всего 2 % управляющих. Большинство женщин имеет детей. Мотивы их трудовой деятельности в основном финансовые: у 64 % опрошенных - желание обеспечить себе более высокий жизненный уровень, удовлетворить свои новые потребности — 19 % и т.д.
Мы видим, что многое здесь сходно и с нашими данными и проблемами. Из этих и других аналогичных данных можно сделать вывод, что положение женщины в сфере труда изменилось в настоящее время достаточно существенно. Но заслуга в этом не столько советского правительства, сколько изменений объективных особенностей производства, повысивших потребность в женском производительном труде.
Напрашивается и второй вывод: далеко не все проблемы деятельности женщин в сфере общественного производства разрешены как в нашей стране, так и в тех странах, которые мы относим к системе капитализма. При этом и нерешенные проблемы во многом оказались тождественными.
Об этих проблемах подробнее и объективнее говорит Л.Т.Шинелева. Она приводит данные по СССР на 1989 год. Женщины составляли у нас 53 % всего населения, 92 % женщин трудоспособного возраста работали или учились. В легкой промышленности, машиностроении, приборостроении, радиотехнической промышленности до 75 % работающих - женщины. 66 % врачей и 74 % учителей - женщины. Среди специалистов с высшим и специальным средним образованием женщин - 61 %.
Но те же статистические данные показывают, что по мере роста престижности должности и уровня квалификации внутри этой группы процент женщин снижается. Так, среди научных работников женщин 40 %, а среди кандидатов наук - 28%. Среди докторов наук женщины составляют всею 13%.
На сегодняшний же день российским женщинам запрещено работать в сфере по добыче сырья, в строительстве и производстве. Вдобавок, им недоступны такие профессии, как машинист поезда, водитель сельхозтехники, работник порта, высотник и пр. Несмотря на это, доля работающих женщин в общем количестве экономически активных гражданок сравнительно развитым странам — 69 %. В США этот показатель составляет 66 %, в Китае — 70 %, в Германии — 72 %. Женщины составляют половину работоспособного населения мира, но на их долю приходится лишь 37 % создаваемого ВВП. Проанализировав данные статистики ОЭСР по 95 странам, производящим 97 % мирового ВВП, можно говорить т том, что до реального гендерного равенства в мире еще далеко. Его нет ни в одном регионе: в Индии, на Ближнем Востоке и в Южной Азии женщины участвуют в создании около 20 % ВВП, в Северной Америке этот показатель достигает 40 %. Неравенство возникает из-за того, что женщины менее активны на рынке труда, чаще работают неполный день и при этом в большей степени, чем мужчины, заняты в низкопродуктивных секторах экономики — например, в сельском хозяйстве. Кроме того, женщины выполняют 75 % всей неоплачиваемой работы — уход за детьми и пожилыми, уборка, готовка. Часть этой домашней работы, по предположению аналитиков, вполне может оплачиваться или делиться поровну между мужчинами и женщинами. Стоимость такого труда они оценили в $10 трлн в год — это около 13 % мирового ВВП. Исследователи смоделировали, что будет, если изменить ситуацию, и получили два сценария. «Идеальный» подразумевает полноценное участие женщин в экономике и ведет к росту мирового ВВП на 20 % (на $28 трлн). Такой результат сложился из моделирования трех факторов: столь же активное, как у мужчин, поведение женщин на рынке труда (54 % от указанного прироста); полный рабочий день; переход из низкопродуктивных секторов экономики в высокопродуктивные (производство, услуги бизнесу — 46 %). Второй, «относительно реалистичный» сценарий рассчитан исходя из плавного роста участия женщин в трудовых отношениях и их занятости в высокопродуктивных секторах. Это добавило бы мировому ВВП 8 % ($12 трлн). Такой путь потребовал бы инвестиций в размере $ 3 трлн., направленных на образование и создание рабочих мест в высокопродуктивных секторах.  Проблема большего участия женщин в экономике особенно важна для стран со стареющим населением, в том числе и для России. В РФ численность трудоспособного населения сократилась с 76 млн. в 2014 году до 71 млн. в 2025-м, и большее вовлечение женщин позволит удержать этот показатель на уровне 74 млн. Резервы эти, впрочем, небезграничны — по недавним оценкам Всемирного банка, доля работающих женщин в России составляет 69 % от числа экономически активных россиянок.  Отметим, как заявили британские правозащитные организации, больше всего от экономической рецессии страдают женщины. Семьи, обедневшие из-за рецессии, прекращают образование старших дочерей, чтобы те помогали в хозяйстве. В некоторых странах девочек в раннем возрасте отдают замуж, чтобы не тратить на них деньги. По данным отчета, под влиянием рецессии все больше нарушаются фундаментальные права женщин и девочек. Расширение прав и возможностей женщин — по сути, не только нравственный вызов, но и совершенно очевидное экономическое решение.
Нужна целенаправленная государственная политика при решении следующих задач.
Во-первых, надо создать для женщин условия, обеспечивающие их конкурентоспособность, равные с мужчиной возможности повышения профессионального уровня, осуществления деловой карьеры.
Во-вторых, надо сформировать механизм социальной защиты женщины при перераспределении рабочей силы.
В-третьих, социальную справедливость в нашей стране часто отождествляли с уравниловкой, а это не одно и то же. Привычным стало иждивенчество, независимость социальных гарантий от результатов труда. Их место должны занять состязательность, конкурсное начало. Не стаж, а результаты труда и профессиональная мобильность должны стать мерилом ценности работника. Это создает совершенно непривычную модель отношений для женщины.
Экономические реформы ударили по женщинам, сделав женщину-мать невыгодным работником. Законодательные льготы пришли в противоречие с экономической практикой. Ухудшилось социальное самочувствие значительной части женщин.
Возникла настоятельно необходимость формирования трезвого мышления, выработки стратегии решения этих вопросов.
Может показаться, что в наших рассуждениях скрыто противоречие: с одной стороны, мы говорим о новых принципах оценки женщины-работницы, с другой - ратуем за новые формы ее социальной поддержки. Но на переходном этапе одно должно совмещаться с другим. Перемены и в экономике, и в сознании не происходят одномоментно. Социальная поддержка должна помочь женщине найти свое место в новой экономической системе. Но надо поддержать и тех женщин, которые пока не могут это сделать и оказываются за бортом общества.
Программы так называемого выживания в помощь женщинам:
1. Создание во всех регионах РФ муниципальных территориальных центров социальной помощи населению. Они должны, по идее, осуществлять многообразные виды помощи, координируя при этом деятельность всех с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44