- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование перспективных направлений занятости населения на рынке труда в РФ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011259 |
Тема: | Исследование перспективных направлений занятости населения на рынке труда в РФ |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………...…………………………….……….…3 1. Теоретические особенности изучения занятости населения на рынке труда………………………………………………………………………………….5 1.1.Понятие и структура рынка труда: спрос и предложение на рынке труда………………………………………………………………………………….5 1.2.Занятость населения и ее виды…………………………..……………..9 1.3.Биржа труда и ее роль в занятости населения……………………..…11 2. Анализ рынка труда в РФ и государственная политика занятости населения………………….…………………………………………………..……15 2.1.Анализ показателей занятости населения в РФ на рынке труда…….15 2.2.Анлиз государственной политики занятости населения в РФ……….23 2.3.Проблемы рынка труда и перспективы стимулирования государственной политики занятости населения в РФ………………….…..….26 Заключение………………..………………………………………………...30 Список источников информации.…..……………………………..……….33 ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы обусловлена тем, что вопросы, связанные с изучением занятости населения на рынке труда и его основных элементов являются тематикой для множества научно-практических работ, а также предметом споров и дискуссий многих ученых экономистов. Несмотря на многочисленные исследования в области занятости населения, данная тематика продолжает оставаться проблемным вопросом. Курсовая работа поможет дать ответы на многие спорные вопросы и предложить перспективные варианты решения проблем. Рынок труда представляется одним из самых важных компонентов рыночной экономики одновременно с рынком капитала, товаров, ценных бумаг и т.д. Рынок труда ныне имеет много характерных особенностей, в частности, он играет несравненно большее значение в процессах формирования и развития рынка труда человеческого фактора. Нынешние исследователи подмечают, что образование рынка труда происходит в двух направлениях – первое реализуется в присутствии регуляторных процессов, как со стороны государства так и разных социальных институтов, а второе из-за отсутствия каких-либо регулирующих механизмов. Оба этих путей в настоящее время и условиях являются взаимодополняющими. Целью данной работы является исследование перспективных направлений занятости населения на рынке труда в РФ. Задачами данной работы являются: 1.Изучить понятие и структуру рынка труда: спрос и предложение на рынке труда 2.Исследовать занятость населения и ее виды 4.Рассмотреть биржу труда и ее роль в занятости населения 4.Провести анализ показателей занятости населения в РФ на рынке труда 5.Изучить государственную политику занятости населения в РФ 6.Выяснить проблемы рынка труда и перспективы стимулирования государственной политики занятости населения в РФ Объектом исследования в работе занятость населения. Предмет исследования – изучение особенностей занятости населения в РФ. В работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения и анализа Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды и работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Асалиев А. М, Батракова Л. Г, Генкин Б. М , Каморцев Р.А. Куджева А.А. и др. Автором структурированы данные о показателях рынка труда за последние годы, исследовано текущее состояние занятости населения на рынке труда и рассмотрены перспективные направления государственной политики в области занятости населения. Работа состоит из введения, в котором отражается актуальность работы, предмет, объект, цели и задачи работы, двух глав, раскрывающих сущность работы, а также заключения и списка источников информации. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА 1.1.Понятие и структура рынка труда: спрос и предложение на рынке труда В последние годы, система социально-трудовых отношений «переживает» не самые лучшие времена – уровень заработной платы снижается и как итог- работники не хотят работать на работодателя и приносить пользу компании. В итоге, понижается производительность труда на предприятиях Рынок труда представляет собой область, в которой происходит противоборство друг другу, с одной стороны, людей ищущих работу, в том числе безработных, с другой стороны – работодатели с вакансиями в компаниях и в учреждениях, среди которых существуют трудовые договоренности, а также определяется уровень зарплаты [3,c.55] Схематично, структура элементов рынка труда отображена на рисунке 1. Рисунок 1 - Элементы рынка труда [3] Как можно заметить из данных рисунка 1., к элементам рынка труда принято относить: 1.Спрос и предложение на рабочую силу 2.Емкость рынка труда и резервы рабочей силы и тд. Безусловно для того, чтобы рынок труда начал функционировать, необходимы определенные условия. Схематично, все условия функционирования рынка труда можно отобразить на рисунке 2. Рисунок 2 - Условия существования рынка труда [4] Рынок труда имеет свою структуру, которая состоит из рынка рабочих мест и рынка рабочей силы, который, в свою очередь, подразделяется на : 1.Потенциальный 2.Циркулирующий 3.Внутрифирменный Рисунок 3 - Структура рынка труда [5] На рынке труда, имеются участники, которые осуществляют там свою деятельность. Всех участников рынка труда можно условно классифицировать на три группы (рис 4) Рисунок 4 - Участники рынка труда [5] Как можно заметить из рисунка 4, к участникам рынка труда относят: 1.Лиц, занятых в производстве 2.Лиц, ведущих поиск работы 3.Посредников [4,c.17] Функционирование рынка труда основано на том, что население, для того чтобы вести нормальную жизнедеятельность, вынуждено продавать свой труд за вознаграждение, которое представлено в форме оплаты труда. Здесь специфическими товаром является труд — определенная совокупность интеллектуальных, духовных, физических способностей человека, которые, в общем, представляют собой индивидуальный трудовой потенциал. С другой стороны, другая часть населения согласна оплачивать труд наемных работников. Спрос на рынке труда — представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них. [5,c.80] Предложение на рынке труда — это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд. Изменение уровня и размера оплаты труда находится в прямом взаимодействии с изменением спроса и предложения на рынке труда. Другим важным фактором, который оказывает определяющее воздействие на функционирование рынка труда, является спрос — потребность работодателя в сотрудниках, отличающихся определенной квалификационной и профессиональной характеристикой.[6,c.82] Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов: структуры общественного производства; уровня развития и масштабов структуры общественного производства; доминирующих форм общественного производства; объемов общественного производства; уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики; темпов роста и развития национальной экономики. Рисунок 5 - Кривая спроса на труд: [7] Предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов: среднего уровня оплаты труда; количества населения и в целом демографической ситуации; профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий); мобильности населения; этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения; Рисунок 6 - Кривая предложения труда [7] Объединив оба графика — кривой спроса и кривой предложения, получим точку пересечения Е, в которой спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии (рис. 7). Рисунок 7 - Равновесие на конкурентном рынке труда [7] Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату , находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. 1.2.Занятость населения и ее виды Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок). Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния населения страны, одновременно представляя собой экономическую категорию и социальную проблему. Как экономическая категория занятость - это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. Занятость населения основана на соблюдении нескольких основных принципов, которые графически можно отобразить на рисунке 8. Принципы занятости населения Всеобщность Законность Справедливость Рисунок 8 - Принципы занятости населения Как можно заметить из данных рисунка 8., к основным принципам занятости населения относят: 1.Законность 2.Справедливость 3.Всеобщность и тд. Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения. По роду (сфере) деятельности всех занятых можно разбить на четыре большие группы: 1) занятые в экономике оплачиваемой деятельностью; 2) военнослужащие, занятые деятельностью, не приносящей прямого денежном дохода (по мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике); 3) учащиеся с отрывом от производства; 4) занятые воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы: 1) наемные работники, занятые на основе продажи своей рабочей силы; 2) работодатели/предприниматели, реализующие свои организаторские и предпринимательские способности; 3) самозанятые (лица, работающие за смой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе) В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (1993 г.) выделяются шесть групп занятого населения: 1) наемные работники; 2) работодатели; 3) лица, работающие за свой счет; 4) члены производственных кооперативов; 5) помогающие члены семьи; 6) работники, не классифицируемые по статусу. 1.3.Биржа труда и ее роль в занятости населения Биржа труда представляет собой организацию, которая специализируется на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Предметом сделок на бирже труда является желание и профессиональная пригодность человека к работе и договоры на заключение трудовых соглашений.[7,c.65] Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, центр занятости, агентство, конторы и т. п. Законом предусмотрена деятельность негосударственных организаций по содействию занятости при условии получения ими лицензий на такую деятельность, которые выдаются органами исполнительной власти на местах при наличии заключения Государственной службы занятости в установленном порядке. В зависимости от форм собственности могут быть различными. Виды бирж на рынке труда отображены на рисунке 9. Виды бирж труда Коммерческие Государственные Общественные Рисунок 9 - Виды бирж труда[7] Коммерческая биржа труда создается коммерческими организациями с целью получения прибыли от помощи населения в поиске работы Государственные биржи находятся в подчинении Министерства труда и сотрудничают с работодателями и будущими работниками на бесплатной основе. Общественные биржи труда зачастую сочетаю в себе элементы коммерческой и государственных бирж труда. Биржи труда часто отождествляют со «службами занятости». Между ними есть схожие функции, но есть и различия. Биржи труда выступают посредниками при купле-продаже товара (рабочей силы); осуществляют регистрацию и выплату пособий по безработице; проводят сбор и систематизируют данные о свободных вакансиях; изучают динамику спроса и предложения на рынке труда. Службы занятости так же многофункциональны. Они, как и биржи труда, систематизируют данные, выступают посредниками, но в то же время оказывают профориентационые услуги и психологическую поддержку, организуют и проводят общественные работы и т.д. Принято выделять основные функции биржи труда ,которые схематично отображены на рисунке 10. Функции биржи труда Содействие поиска работы Профориентация молодежи Изучение спроса и предложения на рынке труда Рисунок 10 - Функции бирж труда[7] Основными функциями бирж труда можно назвать: 1. осуществление посредничества между сторонами при совершении сделки купли-продажи рабочей силы; 2.изучение спроса и предложения на рынке труда; 3.консультации относительно положения рынка труда; 4.профориентация молодежи. В настоящее время на рынке труда функционирует большое количество кадровых агентств, которые оказывают свои услуги за деньги (в отличие от бирж труда, где все услуги бесплатны) На бирже труда работает слаженная система, концентрирующая и распределяющая информацию по спросу и предложению, оперативно перерабатывающая и реагирующая на полученную информацию. Биржа труда предлагает альтернативные варианты ищущим работу, однако у последних есть право отказаться. Однако в результате этого может последовать лишение права на пособие по безработице. Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением понятие и структуру рынка труда, исследована занятость населения и ее виды, рассмотреть биржу труда и ее роль в занятости населения. 2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В РФ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЛЕНИЯ 2.1.Анализ показателей занятости населения в РФ на рынке труда Рынок труда в РФ является один из важнейших элементов социально-экономического развития населения. От того, насколько развит и эффективен рынок труда, зависит масса макроэкономических показателей всего государства. Многие ученые экономисты отмечают, что основными субъектами рынка труда являются государство и его органы, сами работники и работодатели. [10,c.35] Рассмотрим показатели рынка труда за последние несколько лет и отобразим имеющиеся данные графически. Основу всего занятого населения составляют работники предприятий, компаний и иных организаций. За последние несколько лет, начиная с 2011 года можно наблюдать относительно стабильные показатели занятого и экономически активного населения ( рис 11) Рисунок 11 - Динамика занятого и экономически активного населения в РФ ( в тыс.человек) [10] Исследуем показатели занятого населения РФ в зависимости от их регионов. Данные отобразим в таблице 1 Таблица 1 - Динамика занятого населения по субъектам Российской Федерации, в среднем за год в % Регион 2000 год 2003 год 2006 год 2009 год 2012 год 2015 год Центральный ФО 67,8 65,1 64 65,8 73,1 73,2 Северо-Западный ФО 68,7 66 65 67 74 74,2 Южный ФО 52,9 51,4 58,2 58,6 66,2 66,3 Северо-Кавказский 50,4 57,2 52,6 56 53,1 61,2 Приволжский ФО 69,8 67,7 66,5 68,6 75,3 74,5 Уральский ФО 60,1 67,4 66,8 68,1 66 65,8 Сибирский ФО 52,8 51,5 58,7 60,5 67,1 67 Дальневосточный ФО 62,6 68,9 67,4 69,2 66,7 66,4 Как можно заметить из данных таблицы 1., наиболее высокий показатель занятости населения наблюдается в Северо-Западном и Приволжском ФО. Если рассматривать структуру занятого населения РФ по отраслям, то можно увидеть следующие данные: Рисунок 12 - Структура занятого населения по отраслям производства[10] Как можно заметить из данных рисунка 2.2., основная доля занятого населения приходится на промышленность, торговлю и сельское хозяйство. Рассмотрим показатели безработицы на рынке труда в РФ и отобразим данные в таблице 1. Таблица 2 - Динамика безработицы в РФ с 2000-2016 годы в % Год измерения Уровень безработицы в РФ 2000 10.6% 2001 9% 2002 7.9% 2003 8.2% 2004 7.8% 2005 7.1% 2006 7.1% 2007 6% 2008 6.2% 2009 8.3% 2010 7.3 2011 6.5% 2012 5.6% 2013 5.5% 2014 5.2% 2015 5.6% 2016 5.4% Как можно заметить из данных таблицы 2., начиная с 2000 года по настоящее время, уровень безработицы снизился. Данный факт говорит о том, что государство активно проводить политику занятости и трудоустройства населения РФ. Отобразим данные таблицы 2 графически на рисунке 13. Рисунок 13. Динамика уровня безработицы в РФ в %[10] Исследовав динамику безработного населения в целом по РФ рассмотрим показатели безработицы за период с 2000-2015 годы по округам РФ. Данные отобразим в таблице 3. Таблица 3 - Динамика безработицы населения по субъектам Российской Федерации, в среднем за год в % Регион 2000 год 2003 год 2006 год 2009 год 2012 год 2015 год Центральный ФО 7,8 5,1 4 5,8 3,1 3,2 Северо-Западный ФО 8,7 6 5 7 4 4,2 Южный ФО 12,9 11,4 8,2 8,6 6,2 6,3 Северо-Кавказский 20,4 17,2 22,6 16 13,1 11,2 Приволжский ФО 9,8 7,7 6,5 8,6 5,3 4,5 Уральский ФО 10,1 7,4 6,8 8,1 6 5,8 Сибирский ФО 12,8 11,5 8,7 10,5 7,1 7 Дальневосточный ФО 12,6 8,9 7,4 9,2 6,7 6,4 Как можно заметить из данных таблицы 3., самый высокий уровень безработицы наблюдается в Северо-Кавказском регионе, причем начиная с 2000 года по 2015 год показатель существенно снизился с 20.4% до 11,2. Тем не менее, данный показатель остается самым высоким среди всех округов РФ.[11,c.37] Самым низким показателем уровня безработицы является показатель Центрального ФО, который равен 3.2%. В пределах нормы находятся уровни безработицы в Северо-Западном, Приволжском и Уральском ФО. Рисунок 14 - Динамика безработицы населения по субъектам Российской Федерации, в среднем за год в %[10] Показатели безработицы в Южном, Сибирском и Дальневосточном округах находятся также в пределах нормы, однако есть высокая вероятность увеличения уровня безработицы в данных ФО. Рассмотрим возрастной состав безработного населения РФ в общей структуре безработного населения и отобразим данные в таблице 4. [12,c.55] Таблица 5 Возрастной состав безработного населения РФ в % Возрастная группа % от общего числа безработных 15-19 лет 5% 20-27 года 22% 28-35 лет 38% 36-45 лет 20% 46-55 лет 15% Итого 100% Анализ возрастного состава безработных показывает, что средний возраст безработных в РФ составил 28-35лет (38%) Доля безработных среди молодежи до 19 лет составляет 5%, в возрасте от 20 до 27 лет данный показатель равен 22 %, в возрасте от 36 -45 лет показатель равен 20% и на население старше 45 лет приходится 15%. Рисунок 15 - Возрастной состав безработного населения РФ в %[11] В Российской Федерации у безработных один из самых высоких уровней образования в мире. Стоит отметить, что в структуре безработных в России преобладают граждане, имеющие высшее образование, их количество растет год от года. При этом у женщин показатель безработицы значительно выше, чем у мужчин. Образование в России хоть и является фактором занятости, но в то же время не гарантирует социальной защиты от безработицы За период с 2010 г. по 2015 г. среднедушевые денежные доходы в РФ увеличились на 6609 руб. (на 31,92 %), а потребительские расходы – на 4916 руб. (на 32,02 %). Среднедушевые денежные доходы возросли в наибольшей степени в Южном федеральном округе на 8144 руб. (на 49,6 %). Однако, в среднем ежегодно в Дальневосточном и Центральном федеральных округах они составляли 32128 руб. и 28229 руб. соответственно, являясь наибольшими среди остальных округов. В худшем положении оказался Северо-Кавказский федеральный округ, у которого доходы населения возросли всего лишь на 3980 руб. (на 25,93 %). Наибольшее увеличение потребительских расходов населения было зафиксировано в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. В 2015 г. по сравнению с 2010 г. данный показатель возрос на 7529 руб. (на 38,8 %) в Центральном округе, а в Дальневосточном на 7185 руб. (на 47,3 %). Регионом, в котором расходы населении увеличились в наименьшей степени, является Северо-Кавказкий округ, они возросли на 2694 руб. (на 22,83 %) Таблица 5 - Среднедушевые денежные доходы и потребительские расходы населения РФ Среднедушевые доходы Среднедушевые расходы Центральный 36142 26429 Северо-Западный 29012 20808 Южный 24561 19793 Северо-Кавказский 19326 14096 Сибирский 21891 15142 Уральский 31286 22062 Приволжский 23 601 17168 Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций в РФ в 2015 г. по сравнению с 2010 г. возросла на 9431 руб. (на 39,81 %). За изучаемый период она увеличивалась в наибольшей степени в Северо- Кавказском федеральном округе на 6810 руб. (47,54 %). Однако в среднем ежегодно зарплата одного работника составляла 18622 руб. в месяц. В среднем ежегодно наибольший размер заработной платы получали работники в Дальневосточном округе – 35588 руб. в месяц. В Уральском федеральном округе заработная плата возросла в наименьшей степени – на 10327 руб. (на 36,26 %) Рисунок 16 - Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций в РФ и в федеральных округах страны Средний размер назначенных пенсий в нашей стране в 2015 г. составил 12072 руб., что на 3799 руб. (на 45,92 %) меньше, чем в 2010 г. . Самый высокий показатель был зафиксирован в Дальневосточном федеральном ок- руге, за изучаемый период он увеличился на 4559 руб. (на 46,94 %) Рисунок 17 - Динамика среднего размера назначенных пенсий в РФ и федеральных округах страны В 2010 г. в РФ по данным Росстата 17863,2 тыс. человек (12,27 %) населения имели доходы ниже прожиточного минимума, а в 2015 г. – 16125,3 тыс. человек (11,23 %). В Центральном федеральном округе проживает 21,8 % от общей численности населения страны с доходами ниже прожиточного минимума, а в Дальневосточном – 5,2 % Таблица 6 - Численность населения РФ, имеющего денежные доходы меньше прожиточного минимума Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в тыс.человек Удельный вес населения с доходами населения ниже прожиточного минимума в % Центральный 3515.3 21.8% Северо-Западный 1435.2 8.9% Южный 1628.7 10.1% Северо-Кавказский 1193.3 7.4% Сибирский 3015.4 18.7 Уральский 1257.8 7.8% Приволжский 3441.2 20.1% Дальневосточный 838.5 5.2% За период с 2010 по 2015 гг. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в наибольшей степени снизились в Центральном федеральном округе на 1070 тыс. человек (на 23,34 %). Единственным федеральным округом, в котором данный показатель возрос, является Северо- Кавказский – на 30 тыс. человек (на 2,58 %). Самый высокий уровень жизни в РФ наблюдается в Дальневосточном федеральном округе, он лидирует по всем рассмотренным показателям. К отстающему по уровню жизни можно отнести Северо-Кавказский федеральный округ. По данным 2015 г. Россия расположилась на 91 месте по уровню жизни среди всех стран мира 2.2.Анлиз государственной политики занятости населения в РФ На современном этапе экономического развития России наибольшую актуальность приобретают социально-экономические проблемы эффективных форм занятости населения и регулируемого рынка труда, как на федеральном уровне, так и в каждом отдельно взятом регионе. Государственная политика занятости и рынка труда предполагает создание комплекса институциональных и экономических условий организационных и нормативно-правовых механизмов, позволяющих осуществлять целенаправленное воздействие. Главной целью политики государства является содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Известно, что эффективное использование трудовых ресурсов выступает важнейшим направлением общественного производства в целом. Основу государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения составляет ФЗ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».[1] Реализация нового этапа политики занятости населения должна способствовать развитию социального партнерства на рынке труда, наполнению соглашений, заключаемых на региональном уровне социального партнерства, конкретными обязательствами по содействию занятости населения. В настоящее время государство ведет активную борьбу против безработицы, и местные власти в значительной степени способствуют государственной политике занятости. В частности, политика занятости осуществляется по следующим направлениям: 1.временная занятость несовершеннолетних; 2.организация оплачиваемых общественных работ; 3.поддержка самозанятости и предпринимательства; 4.профессиональное обучение; 5.стажировка и переподготовка граждан; 6.организация профориентации и другое. Процесс децентрализации государственных полномочий в рассматриваемой области будет сопровождаться усилением ответственности руководителей регионов за конечные результаты работы по развитию региональных рынков труда, повышением качества оказываемых услуг, оказываемых гражданам в целях содействия занятости и подбора персонала. Вместе с тем, субъекты Российской Федерации существенно отличаются по ситуации на рынке труда, имеют специфические проблемы в области занятости. .[21,c.54] Действующие федеральные подходы к регулированию рынка труда несколько ограничивали самостоятельность субъектов Российской Федерации в данной области, что можно показать на конкретных примерах. Например, такой специфический субъект Российской Федерации как Москва ежегодно получал от федерального центра задание на организацию самозанятости безработных граждан, предусматривающей предоставление им субсидии в размере 58 тыс. руб. Указанная сумма приемлема для открытия собственного дела в иных регионах страны (в том числе в сельском хозяйстве), но явно недостаточна для решения данной задачи на территории города Москвы с учетом большой стоимости за аренду недвижимости, высоких тарифов на электроэнергию и существенных транспортных расходов, а также других факторов, увеличивающих в столице затраты на открытие и ведение бизнеса. Полагаем, что в целях предоставления регионам большей самостоятельности в реализации мероприятий активной политики занятости федеральные государственные стандарты не должны обязывать регионы реализовывать те программы, которые по тем или иным причинам не востребованы у населения. В то же время федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения должны предусматривать жесткие требования к качеству предоставления государственных услуг, а также обеспеченности ими населения в зависимости от соответствующих региональных проблем. Проблема вторая – финансовое обеспечение политики занятости. Как известно, субъекты Российской Федерации отличаются не только по ситуации на рынке труда, но и по уровню финансовой обеспеченности. Заметим, что на протяжении многих лет политика федерального центра по предоставлению субвенций регионам на реализацию политики занятости являлась дифференцированной. [21,c.56] Однако, делегирование с 1 января 2015 г. полномочий в области занятости населения с федерального на региональный уровень производится без закрепления за субъектами Российской Федерации дополнительных источников доходов. Данная ситуация может поставить российские регионы в неравные условия при разработке и реализации государственной политики на рынке труда. В данной связи следует предусмотреть механизм обеспечения передаваемых полномочий необходимыми финансовыми ресурсами. Некоторые варианты решения данной проблемы уже предложены федеральным центром: это расширение источников доходов региональных и местных бюджетов за счет изменения в налоговой системе, постепенной отмены федеральных льгот по региональным и местным налогам, передачи регионам и муниципалитетам более широких прав по распоряжению бюджетными ресурсами, поступающих с федерального уровня и т.д. Таким образом, предполагается, что основным источником расширения доходов региональных и местных бюджетов будут налоговые платежи от хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, напряженная ситуация на региональных рынках труда, в основном, является следствием неблагоприятного экономического положения в соответствующих регионах, что не позволяет им рассчитывать на получение от хозяйствующих субъектов дополнительных финансовых средств на реализацию активной политики содействия занятости населения. Как следствие, в перспективе в ряде субъектов Российской Федерации может сложиться противоречие «напряженная ситуация на рынке труда – недостаток финансовых средств на активную политику занятости». Приемлемым вариантом разрешения данного противоречия является выделение российским регионом дополнительных субсидий на мероприятия в области регулирования рынка труда. В частности, соответствующий механизм может быть разработан путем «увязки» 2.3.Проблемы рынка труда и перспективы стимулирования государственной политики занятости населения в РФ В области занятости населения акцентируют сегментацию рынка труда по видам собственности и состоянию занятости, совершенствованию неформального сектора, малого бизнеса. Все субъекты, занятые в экономике делятся на три вида: занятые в официальном состоянии, негосударственном неофициальном состоянии, неофициальном состоянии секторах Рынок труда выполняет определенный перечень функций, среди которых принято выделять социальную, регулирующую, экономическую и другие. [22,c.44] Исследования рынка труда в РФ позволяют сказать о том, что наблюдается стабильная ситуация, которая характеризуется достаточно высоким уровнем занятости населения, при этом уровень безработицы ниже чем средний уровень безработицы по всей России. Рассмотрев показатели рынка труда, изучив политику занятости населения было выяснено, что на рынке труда существует определенный перечень проблем, среди которых особо выделяются следующие: 1.миграция; 2.демографическое старение; 3.социально-демографическая обстановка в стране и в мире в целом. 4.текучесть кадров; 5.нехватка рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда; 6.потеря кадровых ресурсов и тд. В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предполагается предоставить право организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трех лет. [8,c.35] Анализ итоговых и промежуточных показателей (индикаторов) проекта государственной программы РФ «Содействие занятости населения» показал недостаточную амбициозность планируемых к достижению в 2020 году результатов, несмотря на значительный объем финансовых затрат. Показатели, предлагаемые проектом ГП, не соответствуют целевым значениям показателей, закрепленным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Государственная программа РФ «Содействие занятости населения» Цели государственной политики Активная политика Сохранение и увеличение занятости населения (снижение уровня безработицы) Пассивная политика Регистрация и социальная поддержка безработных (пособия, материальная помощь и тд) Стимулирование роста занятости населения Сохранение рабочих мест Рисунок 18 -Реализация государственной программы РФ «Содействие занятости населения» Концепцией предусмотрено снижение уровня общей безработицы к 2020 году до 2-3 %, тогда как в проекте предполагается увеличение уровня безработицы в 2020 году до 5,8 процента . В проекте ГП выделены основные 3 задачи: 1.предотвращение роста напряженности на рынке труда; 2.привлечение иностранных рабочих в соответствии с потребностями экономики; 3.содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан. Анализ планируемых значений показателя, характеризующего отношение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к численности безработных граждан (по методологии МОТ), приводит к выводу о том, что к 2020 году не предполагается достижение даже уровня 2007 года, что говорит о низком качестве предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения, которое останется таковым, несмотря на вложение значительного объема бюджетных средств. Эффективность деятельности служб занятости определяется сокращением периода поиска работы гражданами, сокращением периода заполнения вакансий работодателями и сокращением безработицы, как общей, так и зарегистрированной. Необходимо отметить, что для России следует учитывать специфику развития и размещения производительных сил по регионам. [22,c.48] На сегодняшний день, принимаются программы занятости для трудоизбыточных регионов, направленные на максимальную загрузку имеющихся предприятий и перевод их на многосменный режим работы, программы занятости для трудонедостаточных регионов, когда целесообразно учитывать развитие высокопроизводительных отраслей и технологий, обеспечивающих высвобождение работников от неквалифицированного труда, расширение практики совместительства и использование труда мигрантов. Подведем итог по второй главе: в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением показателей занятости населения на рынке труда в РФ, исследована государственная политика занятости населения РФ, а также изучены проблемы рынка труда и перспективы стимулирования государственной политики занятости населения в РФ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В з....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: