VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальная защита населения, необходимость и формы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006762
Тема: Социальная защита населения, необходимость и формы
Содержание
МИНОБРНАУКИ РФ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ













КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ на тему:





Социальная защита населения: необходимость и формы







                                                          Выполнил: студент Фамилия, Имя, Отчество, группа №

                                                   Научный руководитель: ученая степень, должность Фамилия, Имя, Отчество







Дата сдачи курсовой работы:



















Санкт-Петербург

2016


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ И КЛАССИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ	5

§ 1. Сущность и функции социальной защиты	5

§ 2. Структура и формы социальной защиты	7

ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ	11

§ 1. Необходимость социальной защиты	11

§ 2. Основные направления реализации мер социальной защиты РФ	16

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ	24

§ 1.  Особенности реализации мер социальной защиты в РФ в 2010-2015 гг. и пути повышения их эффективности	24

§ 2.  Пути повышения эффективности мер социальной защиты в РФ	28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	33




ВВЕДЕНИЕ



Социальная защита населения - достаточно новое понятие, появившееся в отечественной экономической литературе сравнительно недавно, с началом перехода России от плановой экономики к рыночному хозяйству, в связи с чем, понимание социальной защиты часто носит политизированный характер и зависит от конкретной социально- экономической ситуации. Кроме того, несмотря на развитие социальной защиты в современной России, она пока не принята общественным сознанием в качестве самостоятельного социального института.

Выбор эффективной социальной политики является одной из важнейших задач органов власти. Социальная защита населения основной атрибут социальной политики любого цивилизованного государства. От ее успешной реализации зависят не только условия жизни населения конкретного региона, но и общие перспективы экономического развития страны. Актуальность и практическая значимость рассматриваемой темы определяется необходимостью создания гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях программ социальной защиты, основывающихся на лучших мировых достижениях.

Цель курсовой работы – охарактеризовать сущность, необходимость и формы социальной защиты населения.

Задачи курсовой работы:

установить, каковы сущность и функции социальной защиты;

охарактеризовать структуру и формы социальной защиты;

проанализировать, чем обоснована необходимость социальной защиты;

обосновать необходимость социальной защиты;

охарактеризовать основные направления реализации мер социальной защиты в РФ;

установить, каковы особенности реализации мер социальной защиты в РФ в 2010-2015 гг. и пути повышения их эффективности;

проанализировать основные пути повышения эффективности мер социальной защиты в РФ.

Объектом исследования является социальная защита, предмет исследования – сущность, необходимость и формы социальной защиты.

Основным методом исследования является анализ литературных и статистических источников.

При подготовке курсовой работы были использованы различные виды источников: нормативно-правовые акты, учебная литература, публикации в периодических изданиях, официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат).











ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ И КЛАССИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ



§ 1. Сущность и функции социальной защиты



Социальная защита населения – необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX – начале XX в., а соответствующий термин впервые появился в США в 30-х гг. и постепенно распространился в западной социологии, обозначая систему мер, защищающих любого жителя страны от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода.

В конце XX в. и начале XXI в., когда традиционное капиталистическое общество фактически трансформировалось в новую социально-экономическую систему – социально ориентированное рыночное хозяйство, в рамках этой трансформации сложились мощные системы социальной защиты населения, охватывающие как общество в целом, так и предприятия, фирмы, акционерные общества, кооперативы, трудовые организации и т.д. Можно сказать, что на Западе к настоящему времени сложилось несколько моделей систем социальной защиты граждан. Выделяются американская, европейская, японская модели, в рамках которых имеются свои разновидности.

Термин «социальная защита населения» в России появился в общественно-политической практике относительно недавно. В 1991 г. Министерство социального обеспечения было реорганизовано в Министерство социальной защиты населения, были расширены его функции и полномочия, изменилась структура и т.д. Однако на деле новое министерство осуществляло преимущественно функцию социального обеспечения – назначение пенсий и пособий.

Изменение специфики социально-экономических отношений в стране обусловило необходимость формирования системы социальной защиты населения на новых принципах, способной решать сложные задачи, в рамках новой государственной социальной политики. Рассматривая социальную политику как целенаправленное воздействие государства, общественных организаций и предприятий на существующую систему общественных отношений, целью которого является улучшение условий жизни широких слоев населения, следует отметить, что социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики, механизмом разрешения социальных проблем.

Существуют различные определения понятия «социальная защита». Так, Международное бюро труда определяет социальную защиту как социальное обеспечение в широком смысле слова [35, c. 38]. В некоторых определениях социальная защита рассматривается через понятие «уровень жизни»: социальная защита – это система мер, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни [31, c. 16].

Более широкое определение в следующей трактовке термина – это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения [27, c. 202]. Выше обозначенные подходы не бесспорны. В частности, понятие «социальное обеспечение» является более узким по сравнению с понятием «социальная защита», так как социальная защита предполагает предоставление социальной помощи, поддержки, социальное страхование, социальное обслуживание и др. Зачастую происходит просто отождествление этих понятий. 

Русский термин «социальная защита» не имеет однозначного аналога в английском языке. Широко распространенный во многих странах термин «Social security», означающий систему социальной защиты, на русский язык переводится многовариантно, как «социальное обеспечение», «социальная безопасность», «социальные гарантии», «социальная защищенность» [37, c. 29]. 

По мнению Н.П. Крюкова, социальная защита является «научно обоснованной программой государства, обеспечивающей каждому гражданину полноценные условия качества и уровня жизни» [30, C. 61]. 

Т. С. Пантелеева и Г. А. Червякова под социальной защитой населения понимают «политику государства по обеспечению прав и гарантий, направленную на повышение уровня жизни, удовлетворение жизненно важных потребностей человека» [34, c. 72]. 

Система социальной защиты населения может быть рассмотрена в нескольких аспектах [34, c. 73]: 

как совокупность социальных гарантий и мер по их реализации, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни; 

как совокупность взаимоотношений между субъектом и объектом социальной защиты по поводу предотвращения и ликвидации последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни; 

как совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих организацию и предоставление социальных услуг населению в сфере социальной защиты.

Основное предназначение социальной защиты – защита населения от социально-рисковых ситуаций (болезнь, безработица, потеря способности к самообслуживанию, самообеспечению и т.п.), следовательно, социальная защита населения может быть определена как система мер, направленных на предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни.



§ 2. Структура и формы социальной защиты



Система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент структуры специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека (рис. 1).



Рис. 1. Схема категорий социальной защиты населения [37, c. 31]



Как следует из рис. 1, основными категориями системы социальной защиты являются [37, c. 31]:

социальная защита населения;

социальное страхование;

социальное обеспечение;

социальная помощь;

благотворительность;

личные сбережения граждан;

частное личное страхование.

Кроме того, можно также отнести к системе социальной защиты - благотворительность и личные сбережения граждан, направленные на личную безопасность, а также частное личное страхование. 
Социальная защита населения представляет собой процесс последовательных мероприятий, осуществляемых обществом и государством с целью обеспечения социальных прав, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования. 

Система социальной защиты выполняет несколько важнейших функций [31, c. 18]:

превентивную (предупреждение социально-рисковых ситуаций). Примерами реализации этой функции являются меры по обеспечению занятости, защите сбережений граждан, предотвращению чрезвычайных ситуаций разного рода и т. д.;

обеспечительную, в случае если не удалось предотвратить наступление неблагоприятных социально-экономических последствий, государство принимает на себя обязательства по материальной поддержке граждан: выплачивает пенсии, пособия, предоставляет различные виды социальных услуг. Реализация этой функции осуществляется методами системы социального обеспечения;

компенсационную, в тех случаях, когда гражданину был причинен материальный или моральный вред в связи с незаконными действиями государственных органов, возникает необходимость его возмещения (например, компенсации ликвидаторам и пострадавшим от воздействия радиации в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции).

В качестве основных принципов социальной защиты можно выделить следующие [31, c. 18-19]: 

социальная защита должна быть встроена в систему экономических отношений, не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере жизни; 

социальная защита должна опираться на национальные и культурные традиции народов, учитывать их; 

социальная защита должна базироваться на таком принципе мышления, который направлен на формирование элементов самозащиты граждан.

Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям [34, c. 67-68]:

в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты – общие (направлены на все население), специальные или категориальные (направлены на отдельные категории граждан) и исключительные (предоставляются в особых случаях, 

на основании специальных нормативных актов (поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и т.д.); 

в зависимости от наличия промежуточного звена в системе предоставления помощи или обеспечения – прямая (непосредственно предоставляется гражданам в виде выплаты пенсий, пособий, социального обслуживания и т.д.) и опосредованная (например, предоставление льгот) социальная защита.

В зависимости от степени участия гражданина в деятельности по повышению своего жизненного уровня социальная защита может быть активной (трудоустройство при посредничестве службы занятости, участие в общественных работах, формирование накопительной части пенсии, дополнительные формы страхования и др.) или пассивной (получение пенсий, пособий, социальное обслуживание и т.д.); в зависимости от особенностей получателя социальная защита может быть индивидуальной (когда меры направлены на поддержку конкретного человека) и коллективной (адресатом является коллектив или группа граждан); в зависимости от оснований предоставления различают договорные (предоставляются по договору) и внедоговорные (предоставляются в силу закона) формы.

Таким образом, главное предназначение социальной защиты состоит в поддержании достаточного уровня и качества жизни, удовлетворении насущных потребностей людей, обеспечении нормальной жизнедеятельности. Это целостная и комплексная система законодательно закрепленных социальных гарантий и механизмов их реализации, обеспечивающих любому члену общества достойный уровень жизни и осуществление своих основных социальных и гражданских прав. 


ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ



§ 1. Необходимость социальной защиты



Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности. 

С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

Система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

Необходимость социальной защиты населения является реальной социально-экономической задачей, актуальной решения которой обусловили проблемы человечества, стремящегося к достижению высокого уровня благосостояния в XXI в. Рассмотрим основные из них.

Немаловажную роль играют глобальные проблемы развития человечества [38, c. 41]: 

во-первых, социальная ориентация переходной экономики отнюдь не исчерпывается решением задачи достижения благосостояния. Процесс научно-технической революции делает главным фактором экономического и социального роста гуманитарное развитие и творческий труд человека. Осуществление же творческой деятельности, использование инновационного потенциала работника в сколько-нибудь широких масштабах в условиях, когда экономика подавляет человека как личность, или, по крайней мере, не обеспечивает ее прогрессивного развития - это утопия; 

во-вторых, развитие человечества сегодня подошло вплотную к тому, что социально-экономические конфликты, возникающие в рамках мирового сообщества, чреваты разрушением всей сферы жизни и разума на Земле. Понимание такого рода глобальных проблем заставляет сделать достаточно жесткий вывод: определенное смягчение социально-экономических противоречий, ориентация на так называемые общечеловеческие ценности является важнейшей необходимостью социально-экономического и общественного развития в целом; 

в-третьих, обострение экологических проблем на рубеже веков. Решение их связано с необходимостью перехода к новому качеству во взаимодействии человека и природы. Это так же актуализирует задачу переориентации экономики на решение социальных задач. 
Таким образом, решение глобальных и региональных экологических проблем невозможно без перехода к «экономике для человека».

Необходимость социальной защиты тесно связана и с исключительно индивидуальным характером рыночной экономики. Государство должно создавать эффективный законодательный механизм в области защиты своих авторских прав и других объектов интеллектуальной собственности, что сказывается на творческой активности работников. Общество должно способствовать восстановлению нарушенной связи между способностями, заслугами людей, образованием, квалификацией и уровнем жизни, получаемым доходом. Для формирования всех этих качеств работника на различных уровнях необходим временной фактор, в рамках которого формируется новое поколение работников, с гибким и нестандартным мышлением, с новыми ценностными ориентирами. Это длительный и серьезный процесс. 

Но есть и более специфические факторы, способствующие этому неравенству [38, c. 43-44]:

различия в способностях (у людей различные интеллектуальные, физические и эстетические способности; врожденные таланты дают возможность некоторым индивидам внести свой вклад в совокупный продукт - вклад, который приносит очень высокие доходы, а другие оказываются в гораздо менее благоприятных условиях); 

образование и обучение (люди существенно отличаются друг от друга по уровню полученного образования и профессиональной подготовки, а, следовательно, и по своим возможностям зарабатывать; отчасти эти различия являются результатом свободного выбора, отчасти - возможностей семьи).  Сформировавшиеся в процессе воспитания, обучения и получения образования качества должны получить дальнейшее развитие и реализоваться в фактической трудовой деятельности на уровне предприятия, фирмы или иной структуры. Эффективное использование качеств работника зависит от существующей на предприятии системы управления, руководства, мотивации и стимулирования труда. Существующий мотивационный механизм и система стимулирования не способствуют в должной мере формированию и реализации качеств работника, необходимых в условиях рыночной экономики. Необходимо создание нового мотивационного механизма и дифференцированной системы стимулирования на уровне предприятия, фирмы, которые бы соответствовали изменяющимся социально-экономическим условиям;

профессиональные вкусы и риски (доходы неодинаковы из-за различия «профессиональных вкусов», изнурительности и интенсивности работы, наличием совместительства, готовности людей рисковать - предпринимательского риска). Конечно, рыночная система хозяйствования формирует у работников чувство профессионального долга и ответственности за результаты своего труда, адекватное восприятие современных форм принуждения к труду, но существенной гранью здесь является преодоление отчуждения и формирование наемного работника как юридически и экономически самостоятельного хозяйственного субъекта;

владение собственностью (между лицами, владеющими собственностью, а, следовательно, и получающими от нее доход, существует значительное неравенство. Именно доходы от собственности определяют положение домохозяйств на самой верхушке пирамиды доходов. Право наследования доходов и тот факт, что богатство порождает богатство, усиливают роль, которую играет неравенство владения собственностью в 

Итак, необходимость государственной социальной защиты населения вызывается следующими причинами: 

особенность организации современной экономики, в которой значительное число людей трудятся по найму. Поэтому временная или длительная утрата трудоспособности в организованном на основе рыночного разделения труда и профессиональной специализации обществе может привести к потере трудящимися источников существования; 

невозможность современной семьи из-за небольшого числа ее членов служить неформальным институтом защиты против социальных рисков;

невозможность удовлетворительного социального обеспечения со стороны церковных, коммунальных или общественных объединений или благотворительных организаций; 

невозможность снижения социальных рисков путем добровольного личного страхования для большинства граждан, поскольку такое страхование предусматривает достаточно высокие страховые взносы; 

государственные социальные программы могут стать единственными, способными противостоять циклическим колебаниям современной экономики; 

отсутствие обязательного страхования социальных рисков вызывает возникновение экономических издержек в случае существования незастрахованных лиц, которым общество вынуждено предоставлять социальную помощь при наступлении страхового случая.

Со второй половины ХХ века реальностью становиться модель так называемого общества всеобщего благосостояния или, точнее, «общества двух третей». Суть ее состоит в том, что в рамках смешанной рыночной экономики с доминирование частной собственности и буржуазных отношений создается такая модель распределения и перераспределения общественного богатства, при которой названные две трети жителей развитых стран имеют уровень благосостояния, достаточный для удовлетворения рациональных потребностей. Такое понимание сути общества всеобщего благосостояния не является общепризнанным. Тем не менее оно достаточно отвечает сути той экономической жизни, которая сегодня является реальностью для граждан Дании, Австрии, Швеции и т. д. Большинство жителей развитых стран сегодня достигло такого уровня потребления продуктов питания, одежды, услуг, жильца и т. д., которое не создает у них серьезных проблем, для того чтобы перейти к более высокой деятельности - учебе или науке, культуре или искусству, управлению или 
иным формам творческой деятельности. 

Таким образом, социальная защита населения является объективной необходимостью в современных условиях.



§ 2. Основные направления реализации мер социальной защиты РФ 



Реализация стратегических целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ в период до 2020 года требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Меры, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства, семьи в области повышения уровня и качества жизни населения, создания в России общества равных возможностей.

Для этого, в свою очередь, потребуются модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе для социально уязвимых, категорий населения.

Основными целевыми ориентирами социальной защиты являются:

снижение уровня абсолютной и относительной бедности (или малообеспеченной части населения), увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения;

снижение дифференциации населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) с 16,8 раза в 2007 году до 12 раз в 2020 году;

доведение размеров денежного довольствия и пенсий военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида деятельности в области обеспечения обороноспособности страны;

доведение адресности выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающий реально нуждающимся семьям), в среднем по стране до 70-80 %, а охвата бедного населения государственными социальными программами к 2020 году - до 100 %;

решение проблемы беспризорности;

решение к 2020 году одной из самых острых проблем пожилого населения - полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;

достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 % от общего числа инвалидов.

Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления:

улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов;

повышение эффективности государственной поддержки семьи;

реабилитация и социальная интеграция инвалидов;

социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов;

развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг;

формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений.

Основными факторами борьбы с бедностью и улучшения благосостояния населения являются высокие темпы экономического роста, и прежде всего создание эффективных рабочих мест и рост заработной платы. Огромное влияние на улучшение социальной ситуации окажут позитивные изменения в системах образования и здравоохранения как за счет повышения доступности и качества их услуг, снижения неформальных социальных платежей (что освободит бюджеты домохозяйств от значительных дополнительных расходов), так и за счет позитивного воздействия обновленной системы образования на возможности успешной экономической деятельности населения.

Однако экономический рост не ведет автоматически к преодолению бедности и может сопровождаться увеличением неравенства и социальной нестабильности. Для снижения бедности и дифференциации населения по доходам должен быть осуществлен комплекс мер социальной политики, направленных на [31. c. 51]:

повышение минимального размера оплаты труда и оплаты труда работников бюджетных организаций, что позволит снизить бедность среди работающего населения;

повышение среднего размера трудовой пенсии по старости до уровня, обеспечивающего минимальный воспроизводственный потребительский бюджет;

повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи, в том числе системы социальных контрактов;

повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов путем расширения использования налоговых вычетов, введения налога на недвижимость, зависящего от ее рыночной стоимости, что позволит более справедливо распределить нагрузку между группами населения с разным уровнем дохода.

Повышения эффективности государственной поддержки семьи предполагается достичь через:

развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, включая расширение рынка образовательных услуг для детей и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми;

создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие программ социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных учреждений, профилактики семейного неблагополучия;

укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности, консолидация действий федеральных, региональных и местных социальных институтов, направленных на решение данной проблемы;

повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям;

полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей в развитых европейских странах;

совершенствование порядка и процедуры усыновления детей, приема детей в замещающие семьи;

создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания.

Реабилитация и социальная интеграция инвалидов осуществляется через [31. c. 52]:

организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта;

создание инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, формирование индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации;

укрепление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий.

Социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов обеспечивается через [31. c. 53]:

обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, сочетания заявительного принципа обращения за социальными услугами с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц, оказания социальных услуг в первую очередь лицам с особыми потребностями;

развитие всех форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной) с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) передвижению, оказания эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам родственный уход на дому;

обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами, соответствующими потребностям, в стационарных учреждениях социального обслуживания;

развитие платных форм социального обслуживания с учетом роста доходов граждан пожилого возраста и инвалидов и формирование сети комфортных пансионов для пожилых для постоянного и временного проживания.

Развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг осуществляется, в том числе, через [31. c. 54]:

преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;

создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций, введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги;

содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).

В целях формирования эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений необходима [31. c. 55]:

интеграция лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;

формирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних и граждан, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, развитие механизмов ювенальной юстиции;

формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, создание службы пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и реабилитационное насыщение приговоров судов, в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур;

обеспечение гуманизации пенитенциарной системы, включая обеспечение эффективной образовательной и воспитательной работы в системе исполнения наказаний.

Основными целевыми ориентирами социальной политики являются снижение уровня абсолютной и относительной бедности; увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения; снижение дифференциации населения по уровню доходов; доведение размеров денежного довольствия и пенсий военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида деятельности в области обеспечения обороноспособности страны; решение проблемы беспризорности т.д. [31. c. 56]

Реализация стратегических целей Концепции требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Для этого, потребуются модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения.  


ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ



§ 1.  Особенности реализации мер социальной защиты в РФ в 2010-2015 гг. и пути повышения их эффективности



В настоящее время  совокупные государственные расходы на социальные цели в России составляют более пятой части величины валового внутреннего .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44