VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальная защита населения как важное направление деятельности муниципального управления

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004892
Тема: Социальная защита населения как важное направление деятельности муниципального управления
Содержание
58

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II» 

(МГУПС (МИИТ)

Гуманитарный институт

Кафедра «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»



                                       

                                                   

               ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ:

                                                                                     

                                                                                    Заведующий кафедрой

                                                                                                       к.и.н., доцент              Быков М.Ю.

                                                                

                                                                                                             «______» _______________ 2017 г.





БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА



(направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление») 



на тему: «Социальная защита населения как важное направление деятельности муниципального управления»



Обучающийся Заварская А.В., ГГУ-414 			



Руководитель бакалаврской работы   профессор, д.фил.наук Ветошкин А.П. 	

                                               

                       

Москва 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

	

	Введение	3

	Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы социальной защиты населения как направления деятельности муниципального управления	8

	1.1 Социальная защита: понятие, принципы, механизмы оказания	8

	1.2. Особенности социальной защиты населения муниципального образования	18

	1.3. Роль и место муниципальной службы в организационном обеспечении управления системой социальной защиты населения региона	27

	Глава 2. Анализ деятельности Отдела социальной защиты населения района Ярославский Северо-Восточного административного округа города Москвы и предложения по ее совершенствованию	38

	2.1. Краткая характеристика Отдела социальной защиты населения района Ярославский Северо-Восточного административного округа города Москвы и анализ его деятельности	38

	2.2. Предложения по совершенствованию системы муниципального управления социальной защитой населения	50

	Заключение	57

	Список использованной литературы	60

	Приложения	68



Введение



Актуальность темы исследования. В настоящее время в России острейшей проблемой социально-экономического развития выступает организация гибких и результативных механизмов управления системой местного самоуправления. В условиях проведения муниципальной реформы, которая обусловлена развитием рыночной экономики и необходимостью обеспечения прав и свобод в граждан, «центр тяжести» управления в государстве смещается на местный уровень. При этом всё чаще приходит понимание, что проводимые реформы в Российской Федерации должны не только реализовываться в экономической и политической сферах, но и согласовываться с целями и задачами социальной политики. Это подтверждают и российская, и зарубежная практика, которые показывают, что центральной задачей любой реформы выступает организация эффективных механизмов управления, позволяющих повысить социальную защищённость населения посредством создания условий для реализации его способностей к труду, повышения уровня образования и квалификации, обеспечения жильём и предоставления медицинского обслуживания, обеспечения одинаковых стартовых возможностей. Все перечисленные задачи решаются в процессе реализации механизма социальной политики.

Особо отметим, что именно муниципальный уровень управления наиболее приближен к гражданам и поэтому более других ориентирован на решение важнейших социальных проблем. С этой целью в процессе реализации социальной политики в городах и сельских поселениях нашей страны особое внимание уделяется вопросам социальной защиты населения, разработке необходимых организационно-управленческих механизмов для их решения.

Однако существует ряд препятствий данному процессу. В первую очередь, это недостаточная теоретическая проработанность современных проблем социальной защиты населения. Анализ современной литературы показывает, что в настоящее время не сформулировано общей концепции социальной защиты населения, не существует единого подхода к определению данного понятия.

Наличие широкого круга нерешенных вопросов реформирования системы социальной защиты населения подтверждают актуальность темы исследования, разработку ее практических задач, ориентированных с позиций новых методических и методологических подходов.

Степень разработанности проблемы. В последние десятилетия значительное внимание вопросам развития социальной сферы уделено в трудах отечественных и зарубежных экономистов: А.Бабича, Е.Егорова, А.Игудина, И.Молчанова, В.Самарухи, Л.Якобсона, М.Гаррингтона, Х.Мартинеса. 

Специфические проблемы повышения эффективности социальной защиты населения рассмотрены в трудах: В. Адамчука, В.Вазагов, Н.Волгина, А.Гранберга, Т.Заславской, И.Зайнышева, И.Зимней, Т.Злобина, О. Иншакова, М.Красильниковой, В.Литвинова, М. Можаева, О.Овчинникова, П.Павленко, В.Попова, А.Разумова, Н.Римашевской, И.Снежиковой, М.Смирнова, С.Слепакова, Н.Токаева, В.Тамбовцева, М.Фирсова, С.Шишкина.

Тенденции развития социальной политики в современном обществе исследовались в трудах отечественных ученых: В.Гордина, С.Григорева, И.Григорьевой, В.Жукова, А.Козлова, С.Смирнова, Е.Холостовой и др. 

Формы и технологии социальной защиты представителей разных социальных групп обобщены в работах С.Дармодехина, В.Корняк, Л.Потоловой и др.

Однако, несмотря на значительный охват общетеоретических, экономических и специфических проблем социальной защиты населения, остается потребность в исследовательской систематизации и совершенствовании методов ее управления, изучении и разработке соответствующих обоснований процесса эффективного формирования системы, что подтверждает относительную неразработанность проблем и их теоретико-методологическую актуальность, определившие выбор темы данного исследования, его цель и задачи.

Цель работы заключается в изучении проблемы социальной защиты населения Ярославский Северо-Восточного административного округа города Москвы и определить пути их решения.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

1. Раскрыть теоретико-методологические основы исследования системы социальной защиты населения;

2. Выявить особенности социальной защиты населения муниципального образования;

3. Изучить роль и место муниципальной службы в организационном обеспечении управления системой социальной защиты населения региона;

4. Дать краткую характеристику Отдела социальной защиты населения района Ярославский Северо-Восточного административного округа города Москвы и анализ его деятельности;

5. Предложить систему мер, способствующих оптимизации социальной защиты населения с учетом региональных особенностей.

Объектом исследования является деятельность муниципальных органов власти.

Предметом исследования выступает система социальной защиты населения, формы и методы ее проявления.

Теоретической основой исследования послужили концептуальные труды, идеи и суждения отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, внесших существенный вклад в разработку научных основ функционирования и развития системы социальной защиты населения. 

Методы исследования. В процессе обоснования основных положений и выводов работы использовались универсальные методы: научное абстрагирование, анализ и синтез, наблюдение и сравнение, количественные оценки. В исследовании темы использовался системный подход, на основе которого показаны взаимосвязи и взаимозависимости, наблюдаемые между элементами системы социальной защиты населения, методы сравнительного анализа, а также статистический и графический методы обработки данных.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные документы федерального и региональных уровней, Департамента труда и социального развития города Москвы по вопросам организации и развития социальной защиты населения. В работе использованы материалы, содержащиеся в публикациях российских и зарубежных экономистов, научно-практических конференций, Интернет-ресурсы по фундаментальным проблемам функционирования и развития системы социальной защиты населения.

Нормативную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы в области социальной политики и социальной защиты населения; указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления в социальной сфере; нормативные акты по пенсионному обеспечению, по организации назначения пособий, компенсаций и доплат к государственным пенсиям; постановления и указы мэра г. Москвы; законы Москвы; документы и материалы Управления социальной защиты населения (УСЗН) района Ярославский Северо-Восточного административного округа города Москвы.

База исследования: Отдел социальной защиты населения района Ярославский Северо-Восточного административного округа города Москвы.

Период исследования. Исследование проводилось в 2016-2017 гг.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании уровня сформированности системы социальной защиты населения с позиций решенности проблем экономической, и как следствие, социальной жизни. 

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по повышению эффективности социальной защиты населения России и ее регионов. Методические рекомендации по использованию приведенного в работе фактического материала, а также основные положения и выводы исследования окажут помощь в практической работе Пенсионного фонда, фондов социального и медицинского страхования, преподавателям и студентам экономических вузов.

Структура работы отражает логику, порядок исследования и алгоритм решения поставленных задач. Работа состоит из введения, пяти параграфов, объединенных в две главы, заключения, приложений и списка использованной литературы.



Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы социальной защиты населения как направления деятельности муниципального управления





1.1 Социальная защита: понятие, принципы, механизмы оказания 



Социальное государство – это демократическое государство, служащее интересам общества, обеспечивающее социальную ориентацию развития рыночной экономики, проводящее активную, сильную и эффективную социальную политику, направленную на реализацию принципов социальной справедливости, социальной защищенности, социального партнерства и социальной солидарности членов общества, на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и осуществление прав и свобод граждан, создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, поддержание неимущих и малоимущих социальных слоев, не предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т.д. Государство может считаться социальным, если в нем создана эффективная система социальной защиты граждан. 

В Российском энциклопедическом словаре социальной работы дано такое определение: социальная защита населения – это совокупность принципов, правил, методов, законодательно закрепленных экономических, правовых, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их осуществление по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных групп. 

В жизни каждого человека наступает такой период, когда в силу обстоятельств (возрастные ограничения или утрата способностей к труду), он не сможет самостоятельно удовлетворить свои жизненные потребности. Однако человек является членом общества, поэтому государство в определенной степени принимает на себя ответственность за его жизнь, здоровье и жилищно-коммунальное благополучие. Оно предоставляет минимальный уровень социальной защиты населения и обеспечивает необходимый комплекс социально-защитных мер для устойчивого развития общества. Общество, которое не в состоянии их обеспечить, находится в состоянии глубокого социально-экономического кризиса.

В широком понимании социальная защита предполагает в качестве ее объектов все население страны. Это связано со следующими факторами: не все инвалиды способны самостоятельно защищать свои права и свободы, особенно в условиях рыночных отношений; в условиях частной собственности на средства производства и высокой динамики развития экономики нарастает риск безработицы; несоизмеримость получаемых работником вознаграждений и оплаты труда и уровня цен на товары и услуги снижает интерес к производительному труду; обесценивание доходов в связи с инфляцией лишает население возможности накопления и инвестирования личных средств; низкий общий уровень и неудовлетворительное качество жизни сдерживает индивидуальное развитие граждан; слабый социальный контроль над индивидами и организациями, реализующими собственный интерес в ущерб интересам других граждан и общества в целом, приводит к социальной дестабилизации.

По мнению, Г.А. Ахинова  определение социальной защиты, приведенное в законе Ленинградской области «О социальной защите населения Ленинградской области» является более точным: «социальная защита населения представляет собой комплекс мер в сфере денежного и натурального обеспечения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, создание условий для их самореализации и самообеспечения и осуществляемых за счет федерального, областного, районного, городского бюджетов, а также за счет фондов социальной поддержки населения, других источников сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения».

Субъектами социальной защиты населения выступают органы государственной власти, негосударственные структуры, социальные группы и отдельные люди. Социальную защиту можно представить как особую систему деятельности, состоящую из субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций.

Объектом социальной защиты служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Социальная защита осуществляется с помощью средств, необходимых для достижения цели. Социальная защита немыслима без управления. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решений, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор и расстановку кадров.

Перечисленные компоненты (объект, субъект, содержание, средства, управление) составляют структуру социальной защиты. Обозначенный набор компонентов системы социальной защиты является необходимым. Исключение одного из них ведет к нарушению, ослаблению, а то и разрушению системы.

Социальная защита населения в качестве основной цели преследует: избавление от нищеты (при условии среднедушевого совокупного дохода семьи ниже прожиточного минимума); оказание материальной поддержки в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики; практическую реализацию защитных мер с использованием различных источников финансирования.

Основными принципами социальной защиты на современном этапе являются: адресность социальной помощи, предусматривающая предоставление ее конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей; гарантированность, предполагающая обязательное оказание помощи гражданам, обратившимся в местные органы социальной защиты; дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий; комплексность, предполагающая возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи: денежной, натуральной, в виде услуг или льгот; самостоятельность местных органов власти и социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями; социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума и т.д.

В соответствии с названными принципами призваны строить свою деятельность учреждения и организации социальной защиты населения. Реализация социальной защиты населения осуществляется непосредственно социальными службами, которые представляют собой государственные (министерства, комитеты), муниципальные (управления, отделы социальной защиты населения) и негосударственные органы управления (благотворительные, общественные фонды, религиозные организации), структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу.

Одним из блоков социальной защиты населения является социальное обеспечение, которое имеет более узкие параметры действия. Оно представляет собой совокупность общественных отношений по распределению вне-бюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию. 

Другими словами под социальным обеспечением следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления социальных рисков с целью выравнивания их социального положения по сравнению с другими членами общества. 

Составным элементом социальной защиты населения на современном этапе является оказание социальной помощи. Социальная помощь – это такой блок социального обеспечения, который охватывает предоставление денежных выплат, натуральных выдач и услуг гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума. Социальная помощь осуществляется с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий за счет средств федерального бюджета, местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки.

Социальная поддержка – это социальное обслуживание, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи социальными службами, включая социальную адаптацию, гражданам, имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. 

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» трудной жизненной ситуацией является ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Для оказания социальной поддержки применяется организационный инструментарий: система денежной помощи, включающая в себя постоянные, временные, единовременные и целевые пособия; система натуральной помощи; система помощи в виде услуг, в том числе медицинских; организация социальных учреждений. Одной из форм оказания малоимущим гражданам государственной социальной помощи является социальное пособие, которое представляет собой безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы. 

Самостоятельным звеном в общей системе социальной защиты граждан выступает социальное обслуживание, которое представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание возникло, как естественная реакция государства помочь людям в связи с наступлением тяжелых жизненных обстоятельств, оказать им действия, способные положительно повлиять на преодоление этих обстоятельств, которые могут наступить у конкретного человека, группы людей, могут затронуть в случае глобальных социально-экономических потрясений большие по численности общности людей (беженцы, вынужденные переселенцы). Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Одним из направлений социальной защиты населения является социальная реабилитация, которая представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной адаптации лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма или социальными обстоятельствами. Целью социальной реабилитации является – восстановление социального статуса человека, утраченных общественных связей.

Одной из составных частей государственной системы социальной за-щиты населения является социальное страхование, представляющее собой систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья, инвалидности, болезни, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения. 

Анализ вышеуказанных понятий позволяет выделить элементы, сближающие их. Все эти понятия в определенном смысле являются правовыми и экономическими категориями и служат инструментом для решения социальных проблем. Уровень социальной защиты, социального обеспечения и социального обслуживания показывает, насколько государство и общество заботятся о своих гражданах, кому оказываются услуги и помощь и на каком основании. Проявление социального обеспечения и социальной защиты во многом совпадает (выплата пенсий, пособий, социальные услуги, социальные льготы). И социальное обеспечение, и социальное обслуживание, и социальная защита осуществляются в определенных организационно-правовых формах (социальное страхование, программы социальной помощи и др.).

Социальная защита населения – это динамично развивающая отрасль, которая напрямую зависит от государственной политики, проводимой в Российской Федерации и на территории Хабаровского края. Сущность социальной защиты населения реализуется в системе социального управления, которое обеспечивает регулирование социально значимых процессов, оказывающих влияние на жизненные ситуации личности и среды ее жизнедеятельности и проявляется в ее функциях. Функции социальной защиты населения реализуются в двух уровнях: федеральном и региональном.

На федеральном уровне органами исполнительной и государственной власти реализуются: экономическая функция заключается в создании условий для обеспечения достойного уровня жизни различных категорий населения, оказании помощи малоимущим гражданам, частичном возмещении дополнительных расходов в экстремальной ситуации; политическая функция обеспечивает социальную стабильность в обществе через предоставление социальных гарантий; социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально-слабых групп населения, формирование доступной среды жизнедеятельности, создание условий для социальной, профессиональной, медицинской реабилитации, позволяющей ощущать полноценным членом общества; демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны; защитная функция – так как защита граждан в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.) является приоритетной в функционировании любого государства.

По своему содержанию эти функции делятся на три группы: ориентированная система: прогнозирование, планирование, нормативное руководство; обеспечение системы: кадровое, материально-техническое, финансовое, организационно-структурное, информационное; оперативное управление системой: непосредственное регулирование деятельности, учет, контроль, оценка (всей работы, отдельных работников, выполнение конкретных заданий и т.д.) прежде всего, по таким направлениям деятельности, как оказание государственной социальной помощи; социальное обеспечение; организация социального обслуживания; организация социальной работы.

Взаимодействие между федеральными и региональными органами социальной защиты населения в поддержании уровня жизни и социальной защиты осуществляется посредством следующих механизмов:

- налоговый механизм – предоставление налоговых льгот и льгот по выплатам в социальные фонды по некоторым видам деятельности на территории муниципальных образований. В сфере занятости этот механизм используется для сохранения существующих и создание новых рабочих мест, вовлечения в трудовую деятельность наиболее уязвимых категорий населения, стимулирования профессионального обучения и переобучения. В сфере регулирования уровня жизни и социальной защиты – для стимулирования благотворительности;

- бюджетный механизм – прямое финансирование программ содействия социальной защиты населения муниципальных образований из бюджетов и внебюджетных фондов и предоставление им субсидий, субвенций и дотаций;

- административный механизм – обеспечение социальной защиты населения с помощью различного рода запретительных, разрешительных, ограничительных и других мер;

- организационный механизм – создание при федеральных и региональных органах управления социальных фондов специальных организационных структур для реализации государственной и региональной социальной политики;

- правовой механизм – разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих деятельность различных субъектов управления в сферу формирования уровня жизни и социальной защиты населения. 

С развитием рыночных отношений, появлением различных форм собственности оказался неэффективным механизм централизованного финансирования льгот, государственных дотаций. С 1 января 2005 года реализация получения мер социальной поддержки таким категориям граждан как труженики тыла, ветераны труда, реабилитированные граждане возложена на субъекты Российской Федерации. Наряду с этим определена экономическая целесообразность замены льгот их денежным эквивалентом.

Происходящий в нашей стране процесс кардинального изменения основ политической и экономической жизни требует создания принципиально новой системы социальной защиты населения. Главная задача – не допустить дальнейшего обнищания наиболее уязвимых слоев общества в условиях перехода к рыночным отношениям. В связи с этим на первый план выдвигается необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения и социального обслуживания, предоставления мер социальной поддержки, выработки единой системы пособий и выплат.

Таким образом, система социальной защиты в Российской Федерации, её основные принципы и механизмы опирается на систему законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств, мер, благодаря которым обеспечивается достойное и социально-приемлемое качество жизни населения. Она определяется и регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов российской Федерации, адресными программами, как федеральными, так и региональными. Существующие механизмы социальной защиты населения позволяют осуществлять социальную политику в отношении социально уязвимых групп населения. Социальная защита населения, как комплексное явление, имеет глубокие исторические корни общественной жизни.



1.2. Особенности социальной защиты населения муниципального образования



Социальная политика муниципального образования включает в себя структурообразующие элементы: социальное обеспечение, социальную помощь, социальную поддержку, социальное обслуживание и социальную работу.

Безусловно, центральное место в современных условиях занимает политика социальной защиты населения муниципального образования.

Это обусловлено затяжным социально-экономическим кризисом, вызвавшим рост численности малообеспеченных и бедных индивидов, социально-демографическими изменениями, вызвавшими постарение общества, увеличение количества инвалидов в нем и т.д. Кроме того, изменение менталитета населения, постепенное укрепление гуманистических, демократических установок, вызывает усиление интереса к каждой личности, выдвигает высокие требования к ее социальному благополучию.

Современные социологические теории рассматривают бедность как абсолютное и относительное понятие. Абсолютная бедность определяется минимальным уровнем доходов, необходимых для поддержания жизни; относительная - при сравнении различных групп населения. Следовательно, даже если индивид имеет доход, превышающий необходимый для поддержания жизни, но более низкий, чем доходы остальных членов общества, то он может рассматриваться как бедный. В этом случае при росте богатства общества растет и уровень, определяющий границу бедности.

Социальная защита муниципального образования, как и социальная политика, распространяется на все категории населения, в том числе и на ее трудоспособную часть.

Более широким понятием социальная защита является по той причине, что она носит (точнее, должны носить) преимущественно превентивный, профилактический характер, с целью оградить людей от трудных жизненных ситуаций, не допуская их возникновения.

При этом по отношению к трудоспособным под социальной защитой муниципального образования понимается система законодательных, экономических, социально-психологических гарантий, предоставляющая им равные условия для повышения своего благополучия за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; вместе с тем по отношению к таким социально-демографическим группам, как дети, молодежь и женщины, государство обязано выработать и закрепить законодательную систему гарантий, обеспечивающих социальную справедливость к данной категории населения с учетом их социального положения и социально-психологических свойств.

Социальная защита муниципального образования, как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы на муниципальном уровне, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты населения муниципального образования таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме, а также в форме различного рода услуг.

Кроме того, системы социальной защиты населения муниципального образования осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита населения муниципального образования осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие ее формы, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

Вместе с тем социальная защита населения муниципального образования, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, имеет свои специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг.

Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, как с точки зрения организации системы правовых норм, так и с точки зрения административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

В настоящее время институт социальной защиты каждого муниципального образования характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм.

Виды социальной защиты населения муниципального образования представлены на рисунке 1.1.



 «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Химки» (МФЦ) будет обслуживать весь городской округ. Запланировано дальнейшее приближение оказания услуг населению, с этой целью в 2013 году откроются филиалы предприятия в микрорайоне Левобережный, в 2014 году в микрорайоне Планерная.

Площадь микрорайона Левобережный — около 4500 га, население — около 30 тыс. человек. Работают 2 школы, 5 детских садов. Есть поликлиника, наркологический диспансер и психиатрическая больница.

В Левобережном сконцентрирована значительная часть научно-образовательной сферы г. Химки. Количество студентов, обучающихся в его высших и средних специальных учебных заведениях, достигает 7,5 тыс. Здесь располагаются: Московский.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44