- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социальная защита населения как важное направление деятельности муниципального управления
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004892 |
Тема: | Социальная защита населения как важное направление деятельности муниципального управления |
Содержание
58 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II» (МГУПС (МИИТ) Гуманитарный институт Кафедра «Психология, социология, государственное и муниципальное управление» ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ: Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Быков М.Ю. «______» _______________ 2017 г. БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА (направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление») на тему: «Социальная защита населения как важное направление деятельности муниципального управления» Обучающийся Заварская А.В., ГГУ-414 Руководитель бакалаврской работы профессор, д.фил.наук Ветошкин А.П. Москва 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы социальной защиты населения как направления деятельности муниципального управления 8 1.1 Социальная защита: понятие, принципы, механизмы оказания 8 1.2. Особенности социальной защиты населения муниципального образования 18 1.3. Роль и место муниципальной службы в организационном обеспечении управления системой социальной защиты населения региона 27 Глава 2. Анализ деятельности Отдела социальной защиты населения района Ярославский Северо-Восточного административного округа города Москвы и предложения по ее совершенствованию 38 2.1. Краткая характеристика Отдела социальной защиты населения района Ярославский Северо-Восточного административного округа города Москвы и анализ его деятельности 38 2.2. Предложения по совершенствованию системы муниципального управления социальной защитой населения 50 Заключение 57 Список использованной литературы 60 Приложения 68 Введение Актуальность темы исследования. В настоящее время в России острейшей проблемой социально-экономического развития выступает организация гибких и результативных механизмов управления системой местного самоуправления. В условиях проведения муниципальной реформы, которая обусловлена развитием рыночной экономики и необходимостью обеспечения прав и свобод в граждан, «центр тяжести» управления в государстве смещается на местный уровень. При этом всё чаще приходит понимание, что проводимые реформы в Российской Федерации должны не только реализовываться в экономической и политической сферах, но и согласовываться с целями и задачами социальной политики. Это подтверждают и российская, и зарубежная практика, которые показывают, что центральной задачей любой реформы выступает организация эффективных механизмов управления, позволяющих повысить социальную защищённость населения посредством создания условий для реализации его способностей к труду, повышения уровня образования и квалификации, обеспечения жильём и предоставления медицинского обслуживания, обеспечения одинаковых стартовых возможностей. Все перечисленные задачи решаются в процессе реализации механизма социальной политики. Особо отметим, что именно муниципальный уровень управления наиболее приближен к гражданам и поэтому более других ориентирован на решение важнейших социальных проблем. С этой целью в процессе реализации социальной политики в городах и сельских поселениях нашей страны особое внимание уделяется вопросам социальной защиты населения, разработке необходимых организационно-управленческих механизмов для их решения. Однако существует ряд препятствий данному процессу. В первую очередь, это недостаточная теоретическая проработанность современных проблем социальной защиты населения. Анализ современной литературы показывает, что в настоящее время не сформулировано общей концепции социальной защиты населения, не существует единого подхода к определению данного понятия. Наличие широкого круга нерешенных вопросов реформирования системы социальной защиты населения подтверждают актуальность темы исследования, разработку ее практических задач, ориентированных с позиций новых методических и методологических подходов. Степень разработанности проблемы. В последние десятилетия значительное внимание вопросам развития социальной сферы уделено в трудах отечественных и зарубежных экономистов: А.Бабича, Е.Егорова, А.Игудина, И.Молчанова, В.Самарухи, Л.Якобсона, М.Гаррингтона, Х.Мартинеса. Специфические проблемы повышения эффективности социальной защиты населения рассмотрены в трудах: В. Адамчука, В.Вазагов, Н.Волгина, А.Гранберга, Т.Заславской, И.Зайнышева, И.Зимней, Т.Злобина, О. Иншакова, М.Красильниковой, В.Литвинова, М. Можаева, О.Овчинникова, П.Павленко, В.Попова, А.Разумова, Н.Римашевской, И.Снежиковой, М.Смирнова, С.Слепакова, Н.Токаева, В.Тамбовцева, М.Фирсова, С.Шишкина. Тенденции развития социальной политики в современном обществе исследовались в трудах отечественных ученых: В.Гордина, С.Григорева, И.Григорьевой, В.Жукова, А.Козлова, С.Смирнова, Е.Холостовой и др. Формы и технологии социальной защиты представителей разных социальных групп обобщены в работах С.Дармодехина, В.Корняк, Л.Потоловой и др. Однако, несмотря на значительный охват общетеоретических, экономических и специфических проблем социальной защиты населения, остается потребность в исследовательской систематизации и совершенствовании методов ее управления, изучении и разработке соответствующих обоснований процесса эффективного формирования системы, что подтверждает относительную неразработанность проблем и их теоретико-методологическую актуальность, определившие выбор темы данного исследования, его цель и задачи. Цель работы заключается в изучении проблемы социальной защиты населения Ярославский Северо-Восточного административного округа города Москвы и определить пути их решения. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач: 1. Раскрыть теоретико-методологические основы исследования системы социальной защиты населения; 2. Выявить особенности социальной защиты населения муниципального образования; 3. Изучить роль и место муниципальной службы в организационном обеспечении управления системой социальной защиты населения региона; 4. Дать краткую характеристику Отдела социальной защиты населения района Ярославский Северо-Восточного административного округа города Москвы и анализ его деятельности; 5. Предложить систему мер, способствующих оптимизации социальной защиты населения с учетом региональных особенностей. Объектом исследования является деятельность муниципальных органов власти. Предметом исследования выступает система социальной защиты населения, формы и методы ее проявления. Теоретической основой исследования послужили концептуальные труды, идеи и суждения отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, внесших существенный вклад в разработку научных основ функционирования и развития системы социальной защиты населения. Методы исследования. В процессе обоснования основных положений и выводов работы использовались универсальные методы: научное абстрагирование, анализ и синтез, наблюдение и сравнение, количественные оценки. В исследовании темы использовался системный подход, на основе которого показаны взаимосвязи и взаимозависимости, наблюдаемые между элементами системы социальной защиты населения, методы сравнительного анализа, а также статистический и графический методы обработки данных. Информационно-эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные документы федерального и региональных уровней, Департамента труда и социального развития города Москвы по вопросам организации и развития социальной защиты населения. В работе использованы материалы, содержащиеся в публикациях российских и зарубежных экономистов, научно-практических конференций, Интернет-ресурсы по фундаментальным проблемам функционирования и развития системы социальной защиты населения. Нормативную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы в области социальной политики и социальной защиты населения; указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления в социальной сфере; нормативные акты по пенсионному обеспечению, по организации назначения пособий, компенсаций и доплат к государственным пенсиям; постановления и указы мэра г. Москвы; законы Москвы; документы и материалы Управления социальной защиты населения (УСЗН) района Ярославский Северо-Восточного административного округа города Москвы. База исследования: Отдел социальной защиты населения района Ярославский Северо-Восточного административного округа города Москвы. Период исследования. Исследование проводилось в 2016-2017 гг. Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании уровня сформированности системы социальной защиты населения с позиций решенности проблем экономической, и как следствие, социальной жизни. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по повышению эффективности социальной защиты населения России и ее регионов. Методические рекомендации по использованию приведенного в работе фактического материала, а также основные положения и выводы исследования окажут помощь в практической работе Пенсионного фонда, фондов социального и медицинского страхования, преподавателям и студентам экономических вузов. Структура работы отражает логику, порядок исследования и алгоритм решения поставленных задач. Работа состоит из введения, пяти параграфов, объединенных в две главы, заключения, приложений и списка использованной литературы. Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы социальной защиты населения как направления деятельности муниципального управления 1.1 Социальная защита: понятие, принципы, механизмы оказания Социальное государство – это демократическое государство, служащее интересам общества, обеспечивающее социальную ориентацию развития рыночной экономики, проводящее активную, сильную и эффективную социальную политику, направленную на реализацию принципов социальной справедливости, социальной защищенности, социального партнерства и социальной солидарности членов общества, на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и осуществление прав и свобод граждан, создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, поддержание неимущих и малоимущих социальных слоев, не предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т.д. Государство может считаться социальным, если в нем создана эффективная система социальной защиты граждан. В Российском энциклопедическом словаре социальной работы дано такое определение: социальная защита населения – это совокупность принципов, правил, методов, законодательно закрепленных экономических, правовых, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их осуществление по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных групп. В жизни каждого человека наступает такой период, когда в силу обстоятельств (возрастные ограничения или утрата способностей к труду), он не сможет самостоятельно удовлетворить свои жизненные потребности. Однако человек является членом общества, поэтому государство в определенной степени принимает на себя ответственность за его жизнь, здоровье и жилищно-коммунальное благополучие. Оно предоставляет минимальный уровень социальной защиты населения и обеспечивает необходимый комплекс социально-защитных мер для устойчивого развития общества. Общество, которое не в состоянии их обеспечить, находится в состоянии глубокого социально-экономического кризиса. В широком понимании социальная защита предполагает в качестве ее объектов все население страны. Это связано со следующими факторами: не все инвалиды способны самостоятельно защищать свои права и свободы, особенно в условиях рыночных отношений; в условиях частной собственности на средства производства и высокой динамики развития экономики нарастает риск безработицы; несоизмеримость получаемых работником вознаграждений и оплаты труда и уровня цен на товары и услуги снижает интерес к производительному труду; обесценивание доходов в связи с инфляцией лишает население возможности накопления и инвестирования личных средств; низкий общий уровень и неудовлетворительное качество жизни сдерживает индивидуальное развитие граждан; слабый социальный контроль над индивидами и организациями, реализующими собственный интерес в ущерб интересам других граждан и общества в целом, приводит к социальной дестабилизации. По мнению, Г.А. Ахинова определение социальной защиты, приведенное в законе Ленинградской области «О социальной защите населения Ленинградской области» является более точным: «социальная защита населения представляет собой комплекс мер в сфере денежного и натурального обеспечения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, создание условий для их самореализации и самообеспечения и осуществляемых за счет федерального, областного, районного, городского бюджетов, а также за счет фондов социальной поддержки населения, других источников сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения». Субъектами социальной защиты населения выступают органы государственной власти, негосударственные структуры, социальные группы и отдельные люди. Социальную защиту можно представить как особую систему деятельности, состоящую из субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций. Объектом социальной защиты служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Социальная защита осуществляется с помощью средств, необходимых для достижения цели. Социальная защита немыслима без управления. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решений, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор и расстановку кадров. Перечисленные компоненты (объект, субъект, содержание, средства, управление) составляют структуру социальной защиты. Обозначенный набор компонентов системы социальной защиты является необходимым. Исключение одного из них ведет к нарушению, ослаблению, а то и разрушению системы. Социальная защита населения в качестве основной цели преследует: избавление от нищеты (при условии среднедушевого совокупного дохода семьи ниже прожиточного минимума); оказание материальной поддержки в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики; практическую реализацию защитных мер с использованием различных источников финансирования. Основными принципами социальной защиты на современном этапе являются: адресность социальной помощи, предусматривающая предоставление ее конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей; гарантированность, предполагающая обязательное оказание помощи гражданам, обратившимся в местные органы социальной защиты; дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий; комплексность, предполагающая возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи: денежной, натуральной, в виде услуг или льгот; самостоятельность местных органов власти и социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями; социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума и т.д. В соответствии с названными принципами призваны строить свою деятельность учреждения и организации социальной защиты населения. Реализация социальной защиты населения осуществляется непосредственно социальными службами, которые представляют собой государственные (министерства, комитеты), муниципальные (управления, отделы социальной защиты населения) и негосударственные органы управления (благотворительные, общественные фонды, религиозные организации), структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу. Одним из блоков социальной защиты населения является социальное обеспечение, которое имеет более узкие параметры действия. Оно представляет собой совокупность общественных отношений по распределению вне-бюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию. Другими словами под социальным обеспечением следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления социальных рисков с целью выравнивания их социального положения по сравнению с другими членами общества. Составным элементом социальной защиты населения на современном этапе является оказание социальной помощи. Социальная помощь – это такой блок социального обеспечения, который охватывает предоставление денежных выплат, натуральных выдач и услуг гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума. Социальная помощь осуществляется с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий за счет средств федерального бюджета, местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки. Социальная поддержка – это социальное обслуживание, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи социальными службами, включая социальную адаптацию, гражданам, имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» трудной жизненной ситуацией является ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Для оказания социальной поддержки применяется организационный инструментарий: система денежной помощи, включающая в себя постоянные, временные, единовременные и целевые пособия; система натуральной помощи; система помощи в виде услуг, в том числе медицинских; организация социальных учреждений. Одной из форм оказания малоимущим гражданам государственной социальной помощи является социальное пособие, которое представляет собой безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы. Самостоятельным звеном в общей системе социальной защиты граждан выступает социальное обслуживание, которое представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание возникло, как естественная реакция государства помочь людям в связи с наступлением тяжелых жизненных обстоятельств, оказать им действия, способные положительно повлиять на преодоление этих обстоятельств, которые могут наступить у конкретного человека, группы людей, могут затронуть в случае глобальных социально-экономических потрясений большие по численности общности людей (беженцы, вынужденные переселенцы). Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими. Одним из направлений социальной защиты населения является социальная реабилитация, которая представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной адаптации лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма или социальными обстоятельствами. Целью социальной реабилитации является – восстановление социального статуса человека, утраченных общественных связей. Одной из составных частей государственной системы социальной за-щиты населения является социальное страхование, представляющее собой систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья, инвалидности, болезни, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения. Анализ вышеуказанных понятий позволяет выделить элементы, сближающие их. Все эти понятия в определенном смысле являются правовыми и экономическими категориями и служат инструментом для решения социальных проблем. Уровень социальной защиты, социального обеспечения и социального обслуживания показывает, насколько государство и общество заботятся о своих гражданах, кому оказываются услуги и помощь и на каком основании. Проявление социального обеспечения и социальной защиты во многом совпадает (выплата пенсий, пособий, социальные услуги, социальные льготы). И социальное обеспечение, и социальное обслуживание, и социальная защита осуществляются в определенных организационно-правовых формах (социальное страхование, программы социальной помощи и др.). Социальная защита населения – это динамично развивающая отрасль, которая напрямую зависит от государственной политики, проводимой в Российской Федерации и на территории Хабаровского края. Сущность социальной защиты населения реализуется в системе социального управления, которое обеспечивает регулирование социально значимых процессов, оказывающих влияние на жизненные ситуации личности и среды ее жизнедеятельности и проявляется в ее функциях. Функции социальной защиты населения реализуются в двух уровнях: федеральном и региональном. На федеральном уровне органами исполнительной и государственной власти реализуются: экономическая функция заключается в создании условий для обеспечения достойного уровня жизни различных категорий населения, оказании помощи малоимущим гражданам, частичном возмещении дополнительных расходов в экстремальной ситуации; политическая функция обеспечивает социальную стабильность в обществе через предоставление социальных гарантий; социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально-слабых групп населения, формирование доступной среды жизнедеятельности, создание условий для социальной, профессиональной, медицинской реабилитации, позволяющей ощущать полноценным членом общества; демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны; защитная функция – так как защита граждан в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.) является приоритетной в функционировании любого государства. По своему содержанию эти функции делятся на три группы: ориентированная система: прогнозирование, планирование, нормативное руководство; обеспечение системы: кадровое, материально-техническое, финансовое, организационно-структурное, информационное; оперативное управление системой: непосредственное регулирование деятельности, учет, контроль, оценка (всей работы, отдельных работников, выполнение конкретных заданий и т.д.) прежде всего, по таким направлениям деятельности, как оказание государственной социальной помощи; социальное обеспечение; организация социального обслуживания; организация социальной работы. Взаимодействие между федеральными и региональными органами социальной защиты населения в поддержании уровня жизни и социальной защиты осуществляется посредством следующих механизмов: - налоговый механизм – предоставление налоговых льгот и льгот по выплатам в социальные фонды по некоторым видам деятельности на территории муниципальных образований. В сфере занятости этот механизм используется для сохранения существующих и создание новых рабочих мест, вовлечения в трудовую деятельность наиболее уязвимых категорий населения, стимулирования профессионального обучения и переобучения. В сфере регулирования уровня жизни и социальной защиты – для стимулирования благотворительности; - бюджетный механизм – прямое финансирование программ содействия социальной защиты населения муниципальных образований из бюджетов и внебюджетных фондов и предоставление им субсидий, субвенций и дотаций; - административный механизм – обеспечение социальной защиты населения с помощью различного рода запретительных, разрешительных, ограничительных и других мер; - организационный механизм – создание при федеральных и региональных органах управления социальных фондов специальных организационных структур для реализации государственной и региональной социальной политики; - правовой механизм – разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих деятельность различных субъектов управления в сферу формирования уровня жизни и социальной защиты населения. С развитием рыночных отношений, появлением различных форм собственности оказался неэффективным механизм централизованного финансирования льгот, государственных дотаций. С 1 января 2005 года реализация получения мер социальной поддержки таким категориям граждан как труженики тыла, ветераны труда, реабилитированные граждане возложена на субъекты Российской Федерации. Наряду с этим определена экономическая целесообразность замены льгот их денежным эквивалентом. Происходящий в нашей стране процесс кардинального изменения основ политической и экономической жизни требует создания принципиально новой системы социальной защиты населения. Главная задача – не допустить дальнейшего обнищания наиболее уязвимых слоев общества в условиях перехода к рыночным отношениям. В связи с этим на первый план выдвигается необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения и социального обслуживания, предоставления мер социальной поддержки, выработки единой системы пособий и выплат. Таким образом, система социальной защиты в Российской Федерации, её основные принципы и механизмы опирается на систему законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств, мер, благодаря которым обеспечивается достойное и социально-приемлемое качество жизни населения. Она определяется и регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов российской Федерации, адресными программами, как федеральными, так и региональными. Существующие механизмы социальной защиты населения позволяют осуществлять социальную политику в отношении социально уязвимых групп населения. Социальная защита населения, как комплексное явление, имеет глубокие исторические корни общественной жизни. 1.2. Особенности социальной защиты населения муниципального образования Социальная политика муниципального образования включает в себя структурообразующие элементы: социальное обеспечение, социальную помощь, социальную поддержку, социальное обслуживание и социальную работу. Безусловно, центральное место в современных условиях занимает политика социальной защиты населения муниципального образования. Это обусловлено затяжным социально-экономическим кризисом, вызвавшим рост численности малообеспеченных и бедных индивидов, социально-демографическими изменениями, вызвавшими постарение общества, увеличение количества инвалидов в нем и т.д. Кроме того, изменение менталитета населения, постепенное укрепление гуманистических, демократических установок, вызывает усиление интереса к каждой личности, выдвигает высокие требования к ее социальному благополучию. Современные социологические теории рассматривают бедность как абсолютное и относительное понятие. Абсолютная бедность определяется минимальным уровнем доходов, необходимых для поддержания жизни; относительная - при сравнении различных групп населения. Следовательно, даже если индивид имеет доход, превышающий необходимый для поддержания жизни, но более низкий, чем доходы остальных членов общества, то он может рассматриваться как бедный. В этом случае при росте богатства общества растет и уровень, определяющий границу бедности. Социальная защита муниципального образования, как и социальная политика, распространяется на все категории населения, в том числе и на ее трудоспособную часть. Более широким понятием социальная защита является по той причине, что она носит (точнее, должны носить) преимущественно превентивный, профилактический характер, с целью оградить людей от трудных жизненных ситуаций, не допуская их возникновения. При этом по отношению к трудоспособным под социальной защитой муниципального образования понимается система законодательных, экономических, социально-психологических гарантий, предоставляющая им равные условия для повышения своего благополучия за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; вместе с тем по отношению к таким социально-демографическим группам, как дети, молодежь и женщины, государство обязано выработать и закрепить законодательную систему гарантий, обеспечивающих социальную справедливость к данной категории населения с учетом их социального положения и социально-психологических свойств. Социальная защита муниципального образования, как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы на муниципальном уровне, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты населения муниципального образования таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты населения муниципального образования осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита населения муниципального образования осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие ее формы, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью. Вместе с тем социальная защита населения муниципального образования, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, имеет свои специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан. Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, как с точки зрения организации системы правовых норм, так и с точки зрения административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института. В настоящее время институт социальной защиты каждого муниципального образования характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм. Виды социальной защиты населения муниципального образования представлены на рисунке 1.1. «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Химки» (МФЦ) будет обслуживать весь городской округ. Запланировано дальнейшее приближение оказания услуг населению, с этой целью в 2013 году откроются филиалы предприятия в микрорайоне Левобережный, в 2014 году в микрорайоне Планерная. Площадь микрорайона Левобережный — около 4500 га, население — около 30 тыс. человек. Работают 2 школы, 5 детских садов. Есть поликлиника, наркологический диспансер и психиатрическая больница. В Левобережном сконцентрирована значительная часть научно-образовательной сферы г. Химки. Количество студентов, обучающихся в его высших и средних специальных учебных заведениях, достигает 7,5 тыс. Здесь располагаются: Московский....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: