VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Cоциально-правовая защита врачей как направление социальной политики в современной России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006310
Тема: Cоциально-правовая защита врачей как направление социальной политики в современной России
Содержание
ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы.  Тема исследования «Социально-правовая защита врачей в Российской Федерации» сегодня актуальна. Если в научной литературе говорится о социальной защите как система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей, то о правовой защите регламентируется как юридический процесс, специальные законы, нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе. Тем самым возникает вопрос: соблюдаются ли права и социальные потребности у врачей Российской Федерации в медицинской деятельности и доказывает актуальность выбранной темы.

Степень разработанности. Данную проблему изучали Андреева А.А., Афанасьева О.А., Мохова А.А., Сергеева Ю.Д., Файнштейна А.В., которые поднимают вопрос о юридической защите прав врачей.  Бармина Т.В., Бокитова А.Н., Гребенюк М.О., Кузнецов А.В., Петров В.И., Сергеева Н.В., уделяют внимание проблеме социальной защиты врачей.

В Российской Федерации в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 1993 года права пациента изложены в 18 статьях, и лишь одна статья защищает права врача [3]. Вместо данного документа вступает в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где в статье 72 регламентируются права медицинских работников [7]. 

В практике же можно наблюдать, что предпочтение уделяется больше социальной защите пациента, а врачам остается лишь доказывать свою невиновность в различных ситуациях. Порой злоупотребление правом со стороны недобросовестных пациентов, их необоснованное недовольство результатами лечения, частые жалобы — всё ведет к тому, что врачи вынуждены тратить силы, нервы на доказывание своей невиновности, что действительно может привести к медицинской ошибке. Кроме того, врач не всесилен и не может гарантировать стопроцентный положительный результат при лечении пациента, ведь каждый случай индивидуален. 

Для этого необходимо разработать такой документ на федеральном уровне, обеспечивающий социально-правовую защиту врачей в Российской Федерации. Врач выполняет свои обязанности вне зависимости от места и времени. Результаты работы врача имеют непосредственный социальный эффект, от которого во многом зависит не только жизнь конкретных людей, но и стабильность общества в целом. Все это позволяет говорить о том, что представители этой профессии имеют особую ценность для общества. Низкий уровень финансирования, не достаточная разработка юридических норм врачебной деятельности, негативное отношение СМИ – все это позволяет говорить о низком уровне социальной незащищенности врачей. Для того, чтобы поднять престиж деятельности врача в обществе, необходимо определить доступные способы и методы его социальной защиты и конкретные меры по ее реализации.

Цель исследования заключается в изучении социально-правовой защиты врачей в Российской Федерации и в разработке рекомендаций по ее осуществлению.

Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач: 

Рассмотреть теоретические основы исследования социально-правовой защиты в РФ.

Проанализировать юридическую, медицинскую литературу о социальной защищенности врачей. 

Изучить социальную защищенность врачей в случае врачебной ошибки.

Показать социально-правовую защиту врачей как направление социальной политики государства. 

5. Охарактеризовать социально-правовую защиту врачей в странах ШОС БРИКС.

6. Рассмотреть деятельность профсоюзных медицинских работников как социальных субъектов защиты их прав.

7. Указать пути повышения эффективности социально-правовой защиты врачей в РФ.

Объектом исследования являются врачи как незащищенная социальная группа.

Предмет исследования – социально-правовая защита врачей.

Нормативную базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, в том числе и правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. В работе использовались статические данные Министерства здравоохранения и социального развития РФ, информационные порталы «Медицинская наука», «Медицина и право», «Факультет медицинского права» и т.д.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов органами государственной власти в целях повышения социально-правовой защиты врачей в регионах Российской Федерации.

В исследовании был использован метод анализа научной, правовой, социальной и современной литературы по данной проблеме.

Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, содержит введение, заключение, список использованных источников и литературы.









1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ВРАЧЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



	1.1 Cоциально-правовая защита врачей как направление социальной политики в современной России

	

	Построение социального государства невозможно без научной базы его формирования, без раскрытия и анализа его основополагающих категорий. Между тем, в правовой науке понятие «социальная защита» пока еще не получило однозначной трактовки. Требует своего научного обоснования соотношение понятий «социальная защита», «правовая защита».

	Термин «социальная защита» в научных трудах и диссертациях трактуется по-разному, то есть  единая трактовка не определена, поэтому в таблице 1 рассмотрим определение данного термина у разных авторов.

	

	Таблица 1  - Трактовки термин  «социальная защита»

	№

	Определение термина «социальная защита»

	Научные труды авторов

	1

	Социальная защита — политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.

	Сулейманова Г.В. [34, с.244].

	2

	Социальная защита населения — система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры

	Лепихов М.И. [30, с.7].

	3

	Социальная защита — система принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий; мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и др.); комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.

	Тарент И.Г. [36, с.9].

	

	В законодательстве Российской Федерации определение термина «социальная защита» практически отсутствовало.  Ряд законов посвящен правовому регулированию отношений в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан. В их числе законы «О ветеранах», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и др. [4; 6; 7].

	Социальная защита является важнейшей функцией государства по обеспечению основных социальных прав человека на основе международных и национальных норм. Она представляет собой в широком смысле деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики по реализации законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав; в узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее незащищенных слоев общества либо лиц, работа (служба) которых связана с социальными рисками. 

	Наряду с термином «социальная защита» всегда используется термин «правовая защита». 

	Правовая защита - это деятельность компетентных органов государственной власти, органов управления и местного самоуправления по созданию и приведению в действие правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав, свобод и обязанностей, а также гарантий, компенсаций и льгот, вытекающих из особенностей службы.

	Правовая защита - это всегда юридический процесс, как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле правовая защита - это система взаимосвязанных правовых форм деятельности органов государства и общественных объединений. В узком смысле она есть система взаимосвязанных, специально упорядоченных, следующих друг за другом операций, подчиненных общей цели и приводящих с помощью соответствующих приемов и средств к конкретному результату. 

	Правовая защита охватывает деятельность тех же субъектов, что и социальная защита, но в процессе реализации норм процессуального права. Как и социальная защита, правовая защита — это совокупность правоотношений, которые возникают между органами государственной власти, управления и местного самоуправления, должностными лицами и сотрудниками. Она выступает как совокупность процедур соблюдения, использования и применения субъектами правоотношений юридических норм, направленных на реализацию прав и свобод сотрудников [26, с. 41].

	Посмотрим термин «врач». В законе «Об охране здоровья граждан» употребляется термин «лечащий врач». Согласно документу, лечащий врач - врач на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения.  Понятие «лечащий врач» входит в более общую категорию «медицинский работник», поэтому в исследовательской работе врач рассматривается как медицинский работник.

	Исходя из вышеизложенных понятий, можно сделать вывод о термине «социально-правовая защита врача». 

	Попробуем его сформулировать таким образом: социально-правовая защита  - это   комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки медицинского работника, работа которого связана с социальными рисками,  направленных на реализацию их прав и свобод. 

	Термин «социально-правовая защита врачей» в законодательстве Российской Федерации не закреплено. Сам механизм социально-правовой защиты врача  можно собрать крупицами из разных принятых нормативно-правовых актов. 

	Например, в Трудовом Кодексе РФ отведена статья 350, регулирующий продолжительность рабочего времени и отдыха врача. Данная статья предоставляет возможность конкретизации ряда особенностей регулирования труда и отдыха врача Правительству РФ [14].

	Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации. В настоящее время продолжительность рабочего времени медицинских работников установлена Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», в приложениях данного Постановления дается перечень должностей и организаций, претендуемых на 36, 33, 30 и 24-х  часовую работу в неделю [18].

	Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей. Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации. 

	В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

	 Дежурство на дому - пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме). При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период. Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения [14, ст. 350].

	Следующий нормативно-правовой документ, который касается социально-правовой защите врача – это Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [19].

	В этом документе излагается Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев [19].

Российским законодательством предусмотрены специальные льготные пенсии для медработников. Речь идет не о дополнительных выплатах, а о сокращении общего трудового стажа.  При обычной выработке гражданам начисляется год за один год, работникам сферы здравоохранения дополнительно прибавляется от трех до девяти месяцев. Льготная пенсия позволяет получать выплаты по выслуге лет лицам, накопившим такой стаж.

Пенсионное обеспечение врачей в России регулируется Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей в 2017 г.) установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста  лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста [12]. 

Таким образом, законом для врачей предусмотрено льготное право на досрочной выход на пенсию при условии, что они проработали на своей должности не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах [12].

На практике возникает много проблем с назначением пенсии медицинским работникам. Связано это с тем, что ранее для назначения пенсии за выслугу лет наименование должности, а также учреждения значения не имело. Поэтому записи в трудовых книжках зачастую не соответствовали утвержденным номенклатурам. В настоящее время многим работникам, имеющим достаточный стаж, отказано в назначении пенсии по формальным основаниям из-за неправильной или неточной записи в трудовой книжке, поэтому они вынуждены обращаться в суд с заявлениями об установлении права на досрочную трудовую пенсию.

	Защита любых интересов врачей тесно взаимосвязана с нормативным регулированием медицинской деятельности, отсюда и вытекает правовая защита врачей. 

	В своей лечебной деятельности врачи несут ответственность за жизнь и здоровье пациентов. Деятельность врача по оказанию медицинской помощи, в соответствии с действующими в РФ нормами права, может рассматриваться с точки зрения трудового, административного, гражданского, уголовного права и          специального законодательства.

	В практике не исключены случаи невнимательного, иногда       неквалифицированного отношения медицинского персонала к гражданам, нуждающимся в помощи. Это может привести, а порой, к сожалению, приводит к нежелательным результатам – ухудшению состояния здоровья граждан – и влечет юридическую ответственность.

	Следует выделить:

	– гражданско-правовую ответственность медицинских учреждений,

	– дисциплинарную ответственность сотрудника в рамках трудового законодательства,

	– для должностных лиц медицинских учреждений – административную ответственность [25, с. 15].

	В особых случаях за совершение преступлений медицинские        работники могут быть привлечены к уголовной ответственности. Деятельность врачей предполагает их частое общение с пациентами, но не всегда это общение проходит в спокойной обстановке. Часто пациенты проявляют агрессию, проявляют к медперсоналу неуважение. Именно эта сторона защиты врача не достаточно предусмотрена в российском законодательстве. Поэтому среди многочисленных законопроектов по охране здоровья населения, по оказанию скорой помощи, медицинской помощи не охватывается проблема защищенности врачей. 

	Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том,  что социально-правовая защита врачей должна быть среди основных направлений в социальной политике государства. 

	

	

	

	1.2 Становление подходов организации зашиты врачей в РФ



История становления подходов организации защиты врачей проходила весьма неоднозначно, а порой противоречиво. Тем не менее, если провести исторический экскурс, можно сказать, что наиболее полно впервые права и обязанности врачей были определены в Декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 01.12.1924 «О профессиональной работе и правах медицинских работников» [27, с. 34].

Последующие нормативные акты, принятые в рамках СССР, а также союзных республик, не только не отличались особым регулированием собственно правового положения работников медицины, но и в некоторых случаях усложняли его действительное определение [28, с. 12].

 Следует сказать, законы же о здравоохранении союзных республик нередко дословно воспроизводили текст союзного закона, а к 1988 г. действовало около 5000 ведомственных нормативных актов, утвержденных Министерством здравоохранения СССР, так или иначе касавшихся медицинской деятельности [28, с. 13]. 

Современные нормативные документы, в частности Основы законодательства 1993г., также регулируют статус врача весьма поверхностно. В  Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 1993 года регламентирует права медицинских работников и некоторые меры социальной поддержки [3].

В замен данного документа вступает в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где в статье 72 регламентируются права, а в 73 ст. – обязанности медицинских работников [11].

Для того, чтобы проанализировать какой из нормативно-правовых актов более подходит и можно использовать на практике, рассмотрим в сравнительной таблице 2.

Данные таблицы 2 показывают, что закон от 2011 года уделяет внимание врачам более шире. Согласно ст. 72 медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.

Следует сказать, что становлению подходов к социально-правовой защите врачей способствуют и ряд нормативно-правовых актов на федеральном уровне.



Таблица 2 Анализ нормативно-правовых актов, содержащих статьи о социально-правовой защите врача



Федеральный закон от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» [3]

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [11]

Статья 63. 

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;

Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Статья 72 гласит: Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством  Российской Федерации;

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;

5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;

6) создание профессиональных некоммерческих организаций;

7) страхование риска своей профессиональной ответственности.

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.



Множество других распорядительных документов посвящены тарифно-квалификационным требованиям. Так, медицинскому и фармацевтическому персоналу (в том числе руководителям учреждений здравоохранения, их заместителям и главным медицинским сестрам), имеющему квалификационную категорию, устанавливается надбавка к окладу в следующих размерах:

- по II квалификационной категории 20%;

- по I квалификационной категории - 30%;

- по высшей квалификационной категории - 40%.

Перечень выплат стимулирующего характера:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

	2) выплаты за качество выполняемых работ;

	3) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

	4) премиальные выплаты по итогам работы [18].

Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011   № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» медицинским и фармацевтическим работникам, таким медицинским и фармацевтическим работникам установлена в качестве меры социальной поддержки ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей [20].

Помимо этого, следует отметить, что специальными законами и нормативными актами предусмотрено обязательное страхование жизни и здоровья медицинских и иных работников, занятых на работах, связанных с угрозой их жизни и здоровью на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2006 № 191 «Об утверждении перечня должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников» [15].

Угроза жизни и здоровью врачам регулируют Закон РФ от 02.07.1992 №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральные законы от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» [2; 5; 8].

Таким образом, социально-правовая защита врача в Российской Федерации регламентируется в нормативно-правовых актах, которые годами расширяются и совершенствуются.











1.3 Принципы организации защиты врачей в странах ШОС и БРИКС



ШОС – Шанхайская организация сотрудничества, международное объединение появившиеся 15 лет тому назад. В ее состав входит такие страны как Киргизия, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, КНР.  В качестве основных задач организации заявлено укрепление взаимного доброго соседства между участниками, поддержка мирного сотрудничества, борьба с терроризмом. Основное внимание уделяется на региональное развитие в Восточном полушарии.

Следует отметить, что кроме КНР, все страны ШОС являются бывшими союзными республики. В них наблюдаются советская система здравоохранения. Так же как в России учреждения, оказывающие медицинскую помощь населению, делятся на государственную и частную.

Например, в Казахстане 80% медицинских учреждений находятся в государственной собственности. В Республике функционируют 998 больничных (из них 162 — специализированные) и 3332 амбулаторно-клинических медицинских организаций на 2016 год. Расширение сети больничных организаций произошло в 7 регионах республики. Количество коек на 2016 год — 119 000 [35]. 

В Казахстане наблюдается проблема незащищенности медицинских работников. В стране по-прежнему велик дефицит медицинских работников. Профессия врача не считается престижной. Каждый может оскорбить его в социальных сетях, причем беспочвенно и анонимно. 

Депутат Парламента Иван Клименко в своей встрече с группой медицинских работников одного из регионов заявил, что «…доктора у нас не защищены. В законодательстве отсутствует понятие врачебной ошибки, как искреннего заблуждения в стратегии и тактике ведения больного. Конечно, когда имеет место халатность, врач должен отвечать по всей строгости закона. Но и возможность врачебной ошибки должна быть законом предусмотрена» [35]. Депутат полагает, что в законодательство этот момент может быть внесен в 2018-2019 годах.

В Киргизии функционирует Кодекс профессиональной этики медицинского работника, который одобрен коллегией Министерства здравоохранения от 16.01.04 № 2-4 [32].

Кодекс является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной медико-профилактической помощи гражданам в Кыргызской Республике. Кодекс определяет отношения между медицинскими работниками, обществом и пациентом, и направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность медицинского работника перед обществом за свою деятельность [32].

В статье 5 данного Кодекса регламентируется о профессиональной независимости медицинских работников. 

«Право и долг медицинского работника - хранить свою профессиональную независимость. Во время войны и мира, оказывая медицинскую помощь новорожденным и старикам, военнослужащим и гражданским лицам, руководителям высшего ранга и лицам, содержащимся под стражей, медицинский работник принимает на себя всю полноту ответственности за профессиональное решение, а потому обязан отклонить любые попытки давления со стороны администрации, пациентов или иных лиц. Медицинский работник должен отказаться от сотрудничества с любым физическим или юридическим лицом, если оно требует от него действий противоречащих законодательству Кыргызской Республики, этическим принципам, профессиональному долгу [32]. 

В Узбекистане действует закон об охране здоровья граждан от 29.08.1996 г № 265-1 [21]. После его издания в документ внесены изменения, последние от 19.05.2010 № ЗРУ-246. Статьи 41-43 регламентируют о деятельности медицинских работников – об их праве занятия с медицинской и фармакологической деятельностью, о праве создания профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников. В статье 44 излагается текст присяги узбекского врача. Статья 45 регламентирует о врачебной тайне, в ст. 46 говорится о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан [21]. 

Таким образом, и узбекские врачи страдают с проблемой социально-правовой незащищенностью. В то же время в стране наблюдается крупные преступления с участием медицинских работников о осуществлению абортов, в лечении наркомании, в трансплантации человеческих органов. 

Республика Таджикистан имеет достаточно слабо развитую систему здравоохранения, где преобладает коррупция, неэффективность предпринимаемых действий и недовольство среди населения.
На сегодняшний день большинство попыток реформирования медицинской отрасли не принесло особых результатов:

- врачи и прочий медицинский персонал покидают страну в поисках более высокооплачиваемой работы, а приходящие на их место молодые специалисты не отвечают действительной необходимости в высококвалифицированных кадрах;

- низкая заработная плата медицинских работников зачастую толкает их на откровенное вымогательство с пациентов;

- большое количество существующих медицинских учреждений не отвечает европейским стандартам в оснащенности не только специалистами, но и современной аппаратурой; кроме того, в стране превышено необходимое количество койко-мест, что нерационально в случае с финансированием здравоохранения;

- в Республике Таджикистан не существует не только обязательного, но даже и добровольного медицинского страхования (в общепринятом понятии), что не может не отражаться на функционировании всей системы здравоохранения в целом. Частное страхование представлено лишь несколькими компаниями [29].

На сегодняшний день Таджикистаном сделаны первые шагу на пути к нормально функционирующей системе здравоохранения: было принято законодательство по пакету гарантированных услуг, дополнительных платежей, семейной медицине и финансировании на душу населения, а также принятия закона об обязательном государственном страховании. Однако в настоящий момент качество предоставляемых услуг вызывает серьезную озабоченность, не говоря о защите врачей Таджикистана.

Важный акт в области здравоохранения в Китайской народной республике – Закон КНР о дипломированных врачах [33]. Принят 26 июня и вступил в силу с 1 мая 1999 г. Закон определяет, что статус дипломированного врача и помощника дипломированного врача с правом на самостоятельную профессиональную деятельность предоставляется работнику, имеющему медицинскую специальность, по результатам соответствующих экзаменов, единые требования к которым устанавливает Министерство здравоохранения Госсовета. В случае успешной сдачи экзаменов, врач подает заявление на регистрацию в местные органы здравоохранения при народных правительствах от уездного уровня и выше и в 30-дневный срок получает свидетельство дипломированного врача с правом на самостоятельную профессиональную деятельность. 

Такой врач имеет право самостоятельно, без контроля со стороны более опытных специалистов, заниматься лечебной, профилактической и оздоровительной профессиональной деятельностью в учреждениях здравоохранения. Медицинские работники, получившие свидетельства помощника дипломированного врача с правом на самостоятельную профессиональную деятельность и зарегистрированные соответствующим образом, работают под непосредственным руководством дипломированного врача с правом на самостоятельную профессиональную деятельность. При необходимости помощники дипломированного врача с правом на самостоятельную профессиональную деятельность, работающие в учреж.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.