- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Cоциальная защита неполных семей в россии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000195 |
Тема: | Cоциальная защита неполных семей в россии |
Содержание
РОССИЙСКИЙ ГОСУРАСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИОЛОГИИ Кафедра социологии социальной сферы ДИПЛОМНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ студента 6 курса заочного отделения Пуминовой Маргариты Алексеевны Тема: «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В РОССИИ» Научный руководитель: Матвеева Наталья Юрьевна Кандидат социологических наук, доцент Рецензент: Носкова Антонина Вячеславовна Доктор социологических наук, профессор Допустить к защите: Заведующий кафедрой_______________ (фамилия, имя, отчество, подпись) Москва 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В РОССИИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 7 1.1. Социальная поддержка российской семьи: реальное состояние и перспективы развития 7 1.2. Особенности социальной защиты неполной семьи 16 Выводы по главе 28 ГЛАВА 2. ПОТРЕБНОСТИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ: МНЕНИЯ И ОЦЕНКИ 30 2.1. Социальная защита и проблемы неполной семьи 30 2.2. Эффективность социальной поддержки неполной семьи 37 2.3. Рекомендации по оптимизации социальной поддержки неполных семей 43 Выводы по главе 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49 БИБЛИОГРАФИЯ 51 ПРИЛОЖЕНИЕ 60 ВВЕДЕНИЕ Положение семьи в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, неполных семей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Неполная семья – это семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Различают отцовскую и материнскую семьи. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей, т.к. одному родителю приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи, восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение этих задач весьма затруднительно, поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения, благосостояние и доходы семей. Важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи. В Конституции РФ сказано, что «в Российской Федерации…обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст.7). Это полностью согласуется со ст.23 Международного пакта «О гражданских и политических правах», где говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства1. Социологическое изучение проблем социальной работы с неполными семьями является актуальным в наше время, так как помощь, оказываемая социальными службами данной категории семей, должна быть грамотно спланирована и организована в соответствии с выводами ученых и специалистов. Объект исследования - неполная семья. Предмет исследования - социальная поддержка неполной семьи в России. Цель работы – проанализировать эффективность мер по поддержке неполной семьи. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач. 1. На основе данных, имеющихся в социологической литературе, рассмотреть реальное состояние и перспективы развития социальной поддержки российской семьи. 2. Выявить особенности социальной защиты неполной семьи. 3. На основе проведения эмпирического исследования определить нынешнее положение в сфере социальной защиты неполных семей. 4. Выявить проблемы семей, требующие помощи социальных служб или общественных организаций. 5. Определить степень эффективности социальной поддержки неполной семьи. 6. Определить трудности и проблемы, возникающие при проведении мер по поддержке неполной семьи. Степень научной разработанности проблемы. Проблемы семьи в современном мире получили освещение в трудах отечественных и зарубежных специалистов, таких как Жуков В.И., Дубровская Т.А., Брянцева М.В., Харчева А.Г., Мацковский М.С., Антонов А.И., Гурко Т.А., Зайнышева И.Г., Голод С.И., Иванова В.А., Кононова Л.И., Топчий Л.В., И.С. Коршунова, Соловьева М.Я., Павленок П.Д., Шеляг Т.В., Шапиро Б.Ю., Дж.Г. Барнз, С. Шадлоу, В.Л. Ружже, М. Доэл, и др. Проблемам семьи, в том числе и неполной, посвящены работы: Алексеевой Л.С., Дементьевой И.Ф., Коваленко И., Сусловой Т.Ф., Торохтия В.С., Целуйко В. М. Технологии социальной работы с семьей представлены в трудах: Холостовой Е.И., Савинова Л.И., Кузнецовой Е.В. Зубковой Т.С., Саленко Н.О. Социология семьи представлена в работах Харчева А.Г. Антонова А.М. и Медкова В.Д., Черняк Е. М. Работа учреждений социального обслуживания семьи и детей представлена в исследованиях: Зубковой Т.С., Тимошиной Н.В., Романиной Л.А., Першиковой В.В. Современный уровень жизни неполных семей описан в работе Луняковой Л.Г. Проблемы социальной и семейной политики раскрыты в трудах Климантовой Г.И, Дармодехина С.В. и др. Тем не менее, в постоянно меняющемся социуме анализ эффективности социальной защиты неполных семей нуждается в уточнении и дополнении данными новых исследований, чему и посвящена данная работа. Гипотезой исследования является предположение о том, что эффективность социальной поддержки неполных семей в России напрямую зависит от внедрения новых форм и методов социальной помощи неполной семье, таких как социальный патронат, участковая социальная служба, семейные гостиные, социальный ассистент и других. Теоретико-методологической основой исследования является социологическая концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека, а также гуманистический подход в социологии (К.Роджерс, А. Маслоу и др.). Информационной базой дипломной работы послужили статистические материалы, нормативно-законодательные акты, научная литература, государственные программы помощи неполной семье. Эмпирической базой исследования являются данные официальной статистики, а также информация, полученная на основе вторичного анализа социологических исследований других авторов. Анализу специфики жизнедеятельности неполной семьи и проблемы социализации посвящены работы М.Ю. Арутюнян, И.Ф. Дементьевой, А.М. Демидова, О.М. Здравомысловой, Башкировой, Харчева, Медкова и А.И. Антонова. Методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по изучаемой проблеме; эмпирические - опросные методы, такие как: анкетирование, анализ визуальной информации. Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в том, что выводы, сделанные в ходе его проведения, могут быть полезны комплексным центрам социального обслуживания в работе с неполными семьями. Также материалы дипломной работы могут быть использованы в ходе проведения учебных занятий со студентами по дисциплинам «социология социальной работы», «социальная работа» и т.п. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. В первой главе «Социальная поддержка неполной семьи в России как предмет социологического анализа», состоящей из двух параграфов, представлены особенности социальной поддержки российской семьи и социальной защиты неполной семьи. Во второй главе «Потребности неполной семьи в социальной поддержке и их реализация: мнения и оценки», состоящей из трех параграфов, представлены проблемы неполных семей, аспекты эффективности социальной поддержки неполной семьи и проблемы проведения мер по социальной поддержке неполной семьи. ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В РОССИИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 1.1. Социальная поддержка российской семьи: реальное состояние и перспективы развития Происходящие в российском общества трансформационные процессы непосредственно затрагивают институт семьи и определяют так называемую демографическую модернизацию, для которой характерно, что "все помыслы человека сосредоточены на самореализации, свободе выбора, личном развитии и индивидуальном стиле жизни, эмансипации, и это находит отражение в формировании семьи, установках в отношении регулирования рождений и мотивах родительства"2. Такая ситуация негативно воздействует на семейные ценности, вследствие чего растет число разведенных родителей, а также женщин, рожающих детей без мужа. Из этих категорий и формируются неполные семьи, вся тяжесть заботы о детей в которых ложится на единственного родителя. В конце 90-х гг. ХХ в. – начале XXI в. быстрыми темпами стали появляться такие формы семьи, которые не совсем типичны для многих стран и народов, в том числе и для России. Речь идёт о неполных семьях. Интересен факт рассмотрения самого понятия «неполная семья». Существуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только один родитель (мать или отец). Дементьева И.Ф. утверждает, что для ребенка абсолютно безразлично, кто и сколько человек его воспитывает3. Викторов О.Н. считает, что факт воспитания ребенка в семье одним родителем является плохим примером, как для окружающих людей, так и для самого воспитуемого4. Николаева Я.Г. доказывает, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. Нельзя сказать, что любая полная семья может являться нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи. Отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью5. Главными отличительными особенностями неполной семьи являются наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей (или одного ребенка). Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают неполные семьи: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую семью – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки). Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами. Соответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными, среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки. Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений: изменение моральных норм в области взаимоотношений полов; распространение добрачных связей; изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины; неподготовленность молодежи к браку; завышенные требования по отношению к брачному партнеру; алкоголизм и наркомания. Наиболее массовый причиной формирования неполных семей является распад семьи вследствие развода супругов. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.). Таким образом, в определение понятия «неполная семья» ложится количественная характеристика, которая заключается в следующем: неполными считаются семьи, в которых одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него (них) основную ответственность6. Например, известный советский педагог А.С.Макаренко понимал под неполной семьёй семью, которая не имеет отца или матери. За рубежом термин «неполная семья» практически не используют, заменяя его выражением «материнская семья», подчеркивая ее особенность, но вместе с тем социальное и психологическое равноправие7. Социальная политика большинства европейских стран предусматривает оказание одиноким родителям значительной помощи со стороны государства; такие шаги со стороны государства показывают правовое, социально-психологическое, материальное вспоможение неполным семьям, решая их определенные проблемы (опыт США, Франции, Швеции и других стран). Зарубежный и российский опыт работы с семьями, где один родитель воспитывает детей, показывает, что в понятие «неполная семья» необходимо вкладывать не только количественную, но и качественную характеристику. В основе индикативных показателей качественной стороны неполных семей ложится комплекс проблемных вопросов материального, жилищного, психологического, социального и др. аспектов. Кратко рассмотрим эти аспекты. Материальная проблема неполных семей сегодня является одной из актуальных. Задача местных социальных служб – определение действительной потребности каждой конкретной неполной семьи в финансовой поддержке. Важной поддержкой одиноким родителям является содействие в поиске работы. Эту помощь социальные службы оказывают путем взаимодействия с территориальными службами занятости и самостоятельно – выясняя каким предприятиям требуются работники той профессии, которую имеют одинокие мать или отец, помогая в случае необходимости в обучении или переобучении. Одним из важнейших направлений помощи может быть обеспечение работой в режиме неполной занятости. Многие одинокие родители не имеют нормальных жилищных условий. Малообеспеченные слои населения не имеют невозможности приобретать или самостоятельно строить жилье. По данным социологического опроса, 20 % неполных семей живут в общежитии или снимают жилье. И даже при условии повышения доходов неполная семья не в состоянии улучшить свои жилищные условия. Банки, выдающие различного рода кредиты и ссуды для приобретения жилья, неполным семьям практически их не выделяют8. Следующая проблема неполной семьи заключается в здоровье детей. Доказано, что дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей, подвержены острым и хроническим заболеваниям. Неблагополучные показатели здоровья детей связаны с низкой медицинской активностью матери (отца). Конечно, не все неполные семьи можно отнести к категории материально нуждающихся. Среди них есть и материально благополучные, но в таких семьях, где мать (отец) практически все время отдает работе, будут возникать другие проблемы, в частности проблема безнадзорности ребенка. Исследование И.Е. Калабихиной9 свидетельствует о том, что несовершеннолетние правонарушители и преступники чаще всего воспитывались в неполных семьях. Типичными проблемами одинокого родителя являются бытовые трудности и недостаток времени на ведение домашнего хозяйства. Преодоление этих трудностей мешают как материальная необеспеченность неполных семей, так и неналаженная и дорогостоящая работа системы служб бытового обслуживания10. Одинокие родители сталкиваются и с юридическими проблемами: установление отцовства, невыплата пособий на ребенка или пенсии по утрате кормильца, оформление наследства, прописка или выписка после развода, смена фамилии ребенка и другие вопросы, с которыми мать (отец) не всегда знают к кому обратиться в связи с материальными, временными, бытовыми и другими затратами. Характерны для неполной семьи и личностные проблемы: адаптация к новому образу жизни после развода, психологические проблемы вдов (вдовцов), предвзятое и недоброжелательное отношение окружающих к одиноким матерям, имеющим внебрачного ребенка Важными факторами, облегчающими восстановление семьи после стресса, считаются открытость семейного общения, эмоциональная поддержка друг друга, общение с людьми, пережившими те же проблемы. Все вышеперечисленные проблемы в комплексе часто вызывают у одиноких родителей состояние стресса, который может оказать негативное влияние на здоровье матери (отца) и ребенка, на выполнение воспитательных и других функций, а также на построение определенной модели семьи. Имея комплексную и своевременную поддержку социального работника, психолога, педагога, объективно или субъективно созданная неполная семья сможет войти (или заново адаптироваться) в социальное общество с минимальными стрессами. Подводя итог, можно сказать, что более полное определение понятия «неполная семья» включает в себя количественные и качественные показатели, которые нельзя рассматривать отдельно без взаимодействия и взаимовлияния друг на друга. Таким образом, неполная семья – это социальный объект института семьи, состоящий из одного родителя с одним или нескольким детьми и имеющий комплекс проблем, которые необходимо решать адресно, конкретно, индивидуально и своевременно с целью социализации семьи в современных условиях. Важнейшее место в обеспечении жизнедеятельности семей занимает государственная экономическая и социальная политика, так как именно от нее зависят занятость населения и меры социальной поддержки, а следовательно, благосостояние и доходы семей. В настоящее время наиболее распространенными стали четыре формы государственной помощи семьям, имеющим детей: * денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); * трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; * бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.); * социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической; юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.). Все большее число семей России нуждаются в государственной поддержке. Наблюдаемые в последние годы тенденции к увеличению числа неполных семей, расширению масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании грозят стране тяжелыми демографическими и социальными последствиями. В этой связи важнейшими задачами органов социальной защиты являются: * реализация установленных законом социальных гарантий гражданам, прежде всего, в сфере социального обслуживания и материальной поддержки семей с детьми и др.; * адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников; * совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя; * широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.). Огромное значение в данном вопросе имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"11, "О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организации"12, "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров"13, "О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц"14, "О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав"15 и др. В целях решения задачи регулирования межпоколенных отношений и адресной социальной поддержке семьи более широкое распространение получил программно/целевой метод. В рамках данного подхода была разработана федеральная программа "Дети России", включающая в себя шесть целевых программ: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Дети Севера", "Развитие индустрии детского питания", "Планирование семьи", все они, в настоящее время, приняты к исполнению. Многие субъекты Российской Федерации могут похвастаться и своими собственными программами социальной помощи семьям. Так, в Пермском крае имеющие детей малоимущие сельские семьи включаются в следующие целевые программы адресной помощи "От пособия к зарплате" и "Развитие личного подсобного хозяйства", что способствует преодолению бедности и стимулирует их трудовой и имущественный потенциал. Одной основных задач семейной политики является обеспечение условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение уровня жизни семей. Это отражается в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 г. №1270/р, где говорится о всестороннем укреплении института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, закрепляется обязанность государства по оказанию адресной социальной помощи семе и создания предпосылок для повышения рождаемости. Анализ ряда источников по вопросам семьи показывает, что разные государства устанавливают различные цели семейной политики. Например, во Франции, основная цель - повышение рождаемости, в странах Северной Европы основной упор делается на вопросы гендерного равенства, в то время как южноевропейские страны занимаются, в основном, поддержкой молодых семей16. А вот правительства США и Великобритании вообще не включают социальную защиту семей в сферу своей ответственности. В мае 1996 г. указом президента РФ были утверждены "основные направления государственной семейной политики". В этом документе дается определение государственной семейной политики, являющейся составной частью государственной политики и представляющей собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленную на улучшение условий и качества жизни семей. В настоящее время социальная поддержка семьи это разноплановая деятельность, дифференцированная с учетом тех групп населения, на которые направляется и подведомственная разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Нынешние социально-экономические условия требуют изменения, методов и форм социальной помощи неполной семье. Таким образом, проблема заключается в том, что традиционная патерналистская политика в отношении семей сегодня уже не может быть эффективной. Возможно, выход заключается в создании синтеза патерналистской, мобилизирующей и саморегулирующейся моделей при сочетании принципов деловой активности и самообеспечения, а также разумной социальной поддержки со стороны государства. Сегодня общество как никогда нуждается в благоприятной среде. В конечном счете, именно позитивная социальная среда может стать гарантом правильной, благоприятной социализации детей и подростков. Можно сказать, что формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы. 1.2. Особенности социальной защиты неполной семьи Социальное обслуживание - это комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, который способствует сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, развитию самообеспечения и взаимопомощи17. Основными видами социального обслуживания неполных семей являются: – материальная помощь; – социальный патронаж; – социальное обслуживание в стационарах; – предоставление временного приюта; – организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания семей; – консультативная помощь; – реабилитационные услуги18. В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирование, их можно классифицировать следующим образом: государственные социальные службы; смешанные службы; коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях. Преобладающая модель государственной службы - территориальные центры социальной помощи семье и детям, которые, в отличие от других учреждений социального обслуживания, имеют разнообразные направления деятельности, предоставляют широкий спектр социальных услуг, могут решать своими силами проблемы семьи, оказывать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни. Перечислим государственные службы, которые помогают неполной семье в решении ее проблем19: – Территориальные органы социальной защиты населения помогают в оформлении пенсий, пособий на детей, а также предоставляют информацию о льготах; – Комитет по социальной защите при местном органе власти- с помощью инспектора по охране детства помогает разведенным родителям принять решение о характере участия в воспитании детей неживущего совместно с ними родителя, участвует в подготовке дел и лишении родительских прав и выходит с исками в суд, разрабатывает предложение о том, с кем необходимо оставить ребенка при оформлении развода; – Суд - рассматривает дела об установлении отцовства, о лишении родительских прав, разводе, передаче ребенка на воспитание одному из родителей, разделе имущества; оказывает помощь по взысканию алиментов с отца (матери) ребенка; – Территориальные правоохранительные органы- готовят документы о лишении родительских прав, выявляют и работают с семьями, которым присущи отклонения от правовых норм, насилие над детьми и т.д.; – Службы занятости - пытаются найти для одиноких родителей подходящее место работы, в том числе с особым графиком; – службы нянь, различные формы кооперации одиноких матерей по уходу за детьми; – службы психологической помощи населению – предоставляют консультационные и психотерапевтические услуги одиноким родителям в решении их личностных и педагогических проблем. Большую помощь неполным семьям может оказать организация различных форм работы со школьниками по месту жительства, включая территориальные центры досуга для подростков (они могут работать для определенных граждан на льготных условиях); существуют и службы временного пребывания. Важное значение в оказании комплексной помощи неполной семье для решения разного рода проблем имеют учреждения социального обслуживания. Развитая система учреждений социального обслуживания позволяет решить часть проблем неполных семей путем предоставления психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и других услуг. Деятельность социальных служб регламентируется Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г. Из всех видов учреждений социального обслуживания основным механизмом регулирования семейно-брачных отношений являются Центры помощи семьи и детям. Основными задачами являются профилактика семейно-брачных отношений, предотвращение разводов, помощь в воспитании детей и др. Чаще всего за помощью обращаются женщины, имеющие самые разнообразные проблемы в отношениях с супругом или с детьми, а также матери-одиночки. Деятельность таких социальных служб является важным инструментом профилактики внутрисемейных конфликтов, образования неполных семей, способствует стабилизации внутрисемейных отношений, существованию успешной семьи, а также позволяет решить разнообразные проблемы неполных семей20. Экстренную социальную поддержку членам неполной семьи оказывают социальные приюты, в которых предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, в первую очередь для женщин и детей. Социальные учреждения такого типа проводят не только медицинскую, но и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, а также оказывают помощь в последующем жизнеустройстве. В последние годы в нашей стране стали создаваться Центры планирования семьи как самостоятельные учреждения или на базе действующих лечебно-профилактических учреждений. Важное значение в расширении сети служб планирования семьи, безусловно, имело принятие федеральной целевой программы «Планирование семьи». Основными направлениями данной программы являются: организация служб планирования семьи; обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения посредством создания теле- и радиопрограмм по проблемам семьи, издания специальной литературы для различных групп населения; закупка и разработка средств контрацепции. Проведение этих мероприятий, безусловно, способствует профилактике возникновения неполных семей и роста численности внебрачной рождаемости. В рамках президентской программы «Дети России» осуществляется программа «Безопасное материнство», основными направлениями которой являются: меры государственной поддержки безопасного материнства - предусматривается увеличение льгот и размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин (пособий, продолжительности отпуска по беременности и родам); совершенствование качества акушерско-гинекологической помощи, обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин. Свой вклад в решение проблем неполных семей вносят также территориальные центры социальной помощи семье и детям, предоставляющие целый комплекс социальных услуг. Так, в отделении социально-экономической помощи нуждающимся семьям оказываются услуги социально-экономического характера: содействие в получении льгот, пособий и других выплат, материальной и натуральной помощи, алиментов; проведение благотворительных аукционов для малообеспеченных семей, содействие в решении вопросов занятости. В отделении медико-социальной помощи проводится индивидуальная работа с подростками и молодежью по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка, консультирование по вопросам планирования семьи. Отделение психолого-педагогической помощи оказывает помощь родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок, семейных конфликтов. Данное отделение имеет особо важное значение, как в профилактике образования неполных семей, так и в решении проблем уже существующей неполной семьи, поскольку зачастую мать-одиночка не знает, как поступить в той или иной ситуации при общении с ребенком, или же разводящиеся супруги часто конфликтуют по поводу воспитания ребенка. Безусловно, все вышеперечисленные социальные учреждения, предоставляющие различного рода социальные услуги, имеют немаловажное значение в решении разносторонних проблем неполных семей. Однако приоритетным направлением в деятельности таких учреждений, а также государственной семейной политики в целом, должна быть профилактика21. Профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, и в то же время на предотвращение возможных проблем. Так, в целях профилактики внутрисемейных конфликтов, а значит, возникновения неполных семей, рождения внебрачных детей, роста числа матерей-одиночек необходимо расширить систему подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни, развивать систему социально-психологических служб помощи семье, систему служб подготовки к семейной жизни22. Технология (от греч. «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — учение) – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта23. Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов24. Технология социальной работы — это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации25. Семейная система, как правило, состоит из следующих подсистем: брачная подсистема - взаимоотношения супругов как родителей ребенка (детей); подсистема «родители- дети»- взаимоотношения между поколениями, при изучении которых особый интерес для социального работника представляет определение границ власти и ответственности; подсистема «братья- сестры». С точки зрения системно- структурного подхода становится особенно заметной «ущербность» неполной семьи: она имеет «урезанные» брачную, родительскую и родительско-детскую подсистемы26. Важный для специалиста по социальной работе аспект анализа неполной семьи - это ее сплоченность, которая порождает чувство «мы - одна семья» и создает благоприятный эмоциональный фон, существенный для самочувствия и психологического комфорта всех ее членов, в первую очередь детей. В семейных отношениях присутствуют как привязанность членов семьи друг к другу, так и рознь, отчуждение, что необходимо учитывать социальному работнику. Семейные правила и нормы являются средством сплочения семьи. Выявление того, что дозволяется в семье взрослым и детям и при каких обстоятельствах, помогает социальному работнику установить взаимосвязи членов семьи. В семье часто имеются противоречивые ожидания, которые необходимо выявлять, так же как и влияния, которое оказывает на семью предрассудки и ее дискриминация вследствии какого-то отличия от окружающей среды. Важно знать характер и степень влияние на семью таких систем как церковь, школа, экология и другие объективные и субъективные факторы. Для лучшего понимания неполной семьи специалист по социальной работе должен иметь представление значительные события, повлекшие за собой серьезные изменения внутри семейной системы, ее адаптацию к изменившимся обстоятельствам. Практика социальной работы с неполной семьей показывает, что важно рассмотреть типы индивидуальных клиентов в первую очередь родителей: кто просит помощи для себя; просит помощи для другого человека или группы лиц; не ищет помощи, но тем или иным способом препятствует нормальному функционированию другого человека (члена семьи); ищет или использует помощь как средство достижения со....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: