- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социальная работа с опекунскими семьями
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012026 |
Тема: | Социальная работа с опекунскими семьями |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет» (КГУ) Педагогический факультет Кафедра социологии и социальной работы Социальная работа с опекунскими семьями (на примере Отдела опеки и попечительства Управления социальной политики Администрации Целинного района Курганской области) КУРСОВАЯ РАБОТА Студент группы П-31615: Киров А.А. Направление - /39.03.02/ Социальная работа Руководитель: д.п.н., профессор: Еговцева Н.Н. Курган 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОПЕКУНСКИМИ СЕМЬЯМИ ........................................................................... 6 1.1. Социальные проблемы опекунских семей …………………..................... 6 1.2. Нормативно – правовые основы социальной работы с опекунскими семьями ………………………………………………………………………… 10 1.3. Этапы и методы социальной работы с опекунскими семьями …………. 15 ГЛАВА 2. ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОПЕКУНСКИМИ СЕМЬЯМИ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ЦЕЛИННОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ……………………………………………………. 24 2.1. Опыт социальной работы с опекунскими семьями ……………………… 24 2.2. Пути совершенствования социальной работы с опекунскими семьями………………………………………..……………………………….... 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………….…………………………………….…….. 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……... 38 ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования: В настоящее время в РФ реализуется такая стратегия семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как опекунская семья, которая является одним из путей развития эффективности института опеки и попечительства. Обратимся к данным статистики, исходя из которых сделаем последующий вывод. В 2017 году выявлено 49520 детей, из которых устроены под опеку (попечительство) 27846 детей (в том числе в Курганской области выявлено 478 детей, из которых устроены под опеку (попечительство) 194 ребенка)1. Для сравнения данные за 2016 год: количество детей, выявленных за этот год составляет 57290 детей и устроены под опеку (попечительство) 32382 ребенка (в том числе в Курганской области выявлено 933 ребенка и устроены под опеку (попечительство) 308 детей)2. Таким образом мы можем пронаблюдать динамику устройства детей под опеку и попечительство и сделать вывод о том, что снижается количество выявленных детей, а также происходит уменьшение числа детей, устроенных под такую форму семейного устройства, как опека и попечительство. В РФ Семейный кодекс является основным нормативно-правовым документом, который регулирует семейные отношения. В соответствии со ст. 123 СК РФ, приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является их устройство в семью. Основными формами, устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются: усыновление/удочерение, передача под опеку (попечительство) или в приемную семью. Социальная работа с опекунскими семьями включает в себя несколько технологий: социальная реабилитация, социальное консультирование, социальный патронаж, социальная диагностика, но в первую очередь с детьми проводятся мероприятия по их социальной адаптации, потому что у данной категории детей нарушены конструктивные связи с обществом и семьей. Проблема исследования: Роль семьи в обществе, по своей значимости, несравнима ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе. Ближайшим окружением для ребенка-сироты, переданного для дальнейшего воспитания под опеку, являются члены опекунской семьи. Следовательно, необходимо обратить внимание на проблемы жизнедеятельности опекунской семьи и вопросы, связанные с развитием социальной помощи им, которые не получили достаточного осмысления в научных исследованиях. Цель исследования: Изучение теоретических и практических основ социальной работы с опекунскими семьями. Задачи исследования: 1) Изучить социальные проблемы опекунских семей; 2) Усвоить нормативно – правовые основы социальной работы с опекунскими семьями; 3) Рассмотреть этапы и методы социальной работы с опекунскими семьями; 4) Дать характеристику деятельности органов опеки и попечительства Управления социальной политики Администрации Целинного района Курганской области по опыту социальной работы с опекунскими семьями; 5) Разработать пути совершенствования социальной работы с опекунскими семьями. Объект исследования: Опекунские семьи. Предмет исследования: Содержание технологий социальной работы с опекунскими семьями. Методы исследования: Традиционныйк анализ литературы; анализ нормативность-правовых документовед; экспертный опросить; анализ статистических данныхц; сравнительный анализ; метода обобщения. Указанные методы познания применяются во сочетании се логическими приемами синтезатор, индукции из аналогии. Теоретическая значимость курсовойк работы заключается в том, что изучение проблемы исследования позволит расширить наши представления по вопросам социальной работы с опекунскими семьями. Практическая значимостьэ курсовой работы состоит в том, что предложенные сведения могут быть использованы специалистами социальной сферы в профессиональной деятельности. Структурность курсовая работать состоит изо введения, двух глава, пяти параграфов, заключения, списка использованнойк литературы из приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОПЕКУНСКИМИ СЕМЬЯМИ 1.1. Социальные проблемы опекунских семей В любой семье всегда достаточно проблем, а в опекунских, где воспитывают внуков, племянников или приемных детей, число проблем увеличивается. Трудности начинаются со дня приема ребенка в семью, с адаптации в семье. Решение этого вопроса зависит как от ряда социокультурных проблем, так и от психологических характеристик опекуна и подопечного3. Общение с ребенком сложнее происходит у тех опекунов, которые взяли детей из детского дома, и у тех, которые берут под опеку подростков. Практика показала, что, если подростков из детского дома берет полная молодая семья, в которой есть еще дети, то успех адаптации обеспечен. Даже если в молодой полной семье нет своих детей, то при волевом начале опекунов (особенно мужа), подростки, как правило, адаптируются в ней4. В настоящее время в Курганской области есть школы приемных родителей, где, прежде чем взять ребенка под опеку, претенденты проходят подготовку, обучение. С ними работают специалисты, имеющие психологическое и педагогическое образование. Отсутствие или неадекватное сопровождение может привести к дезадаптации ребенка, самым плохим исходом которой может быть возвращение ребенка в детский дом. Опекунская семья сталкивается также с рядом других проблем, хотя является уже проверенной временем формой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Среди данных проблем выделяют: 1. Находясь под опекой, ребенок получает статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощутить свою неполную принадлежность к семье опекуна; 2. Поскольку опекунами являются в основном люди пожилого возраста. Поэтому эти опекунские семьи особо нуждаются как в индивидуальной психолого-педагогической поддержке, так и в социальной помощи. Большинство опекунских семей живут в стесненных условиях и испытывают материальные трудности; 3. Порой осуждающее отношение части общества к опекунам-родственникам: «Не смогли воспитать хорошо своих детей – теперь воспитывайте внуков», - вызывает беспокойство опекунов и влияет на их психическое здоровье; 4. Чаще всего возникают трудности во взаимодействии между опекунами и подопечными. Эти трудности возникают в связи с возрастным развитием ребенка, его поведением, а также адаптацией ребенка в семье и адаптацией родителей к новой ситуации5. Существует и другая классификация социальных проблем опекунских семей, которую выделяет Т.З. Козлова6: Первая группа проблем. Вхождение ребенка в семью, его адаптация зависят от условий, в которых он жил до этого, от его характера. Общение сложнее происходит у опекунов, которые взяли детей из детского дома. Некоторые, особенно детдомовские, настороженно относятся к своим будущим опекунам. Как складываются в настоящее время отношения в опекунских семьях? Как правило, хорошие, нормальные, не конфликтные. Только, в некоторой части опекунских семей отмечены «неблагополучные отношения». Причины в основном или из-за «материального недостатка», или из-за «жилищных условий». Иногда причиной конфликтных отношений в семье является опекаемый ребенок («родные дети не приняли его» или «опекаемый ребенок внес раздор в семью»). Вторая группа проблем связана с материальным обеспечением опекунских семей. Больше половины опекунских семей размер материальной помощи не устраивает. По мнению большинства, их устроил бы размер материальной выплаты в 15 тыс. рублей; опекуны, взявшие нездорового ребенка, гораздо больше не удовлетворены материальной помощью государства по сравнению с теми, у которых дети не имеют серьезных заболеваний; опекунские семьи считают, что нужно ввести шкалу выплат на детей разного возраста, затраты с возрастом ребенка увеличиваются. У половины опекунов нет денег также на лечение в случае серьезных заболеваний детей. Третья группа проблем - возраст опекунов. Среди них примерно 80% бабушек и дедушек. Порой опекунам не хватает для воспитания детей здоровья и времени. Здоровья не хватает опекунам потому, что многие из них являются бабушками опекаемых детей. Времени опекунам не хватает и по другим причинам: в старшем возрасте люди быстрее устают, нужно больше времени на отдых по сравнению с молодыми; некоторые имеют хронические заболевания и должны лечиться; другие из-за нехватки денег вынуждены и работать, и воспитывать внуков. Для решения данных проблем во многих регионах России специалисты по социальной работе разработали и приступили к апробации новой социальной технологии – решения конфликта неоправданных ожиданий в отношениях в замещающих семьях. Идея технологии заключается в организации на основе договора поэтапной комплексной, интенсивной психологической работы с замещающими семьями по решению основного конфликта неоправданных ожиданий. Цель технологии – профилактика повторного сиротства несовершеннолетних через выявление и решение конфликта неоправданных ожиданий в замещающих семьях7. В последнее время российский опыт организации семейного устройства детей демонстрирует об активации работы по пропаганде и укреплению важности и авторитета института замещающей семьи среди населения. Например, создаются специализированные сайты, выпускаются периодические издания («Детский дом», «Приемная семья», «Родные люди», «Защити меня» и др.), а также издаются и распространяются методические буклеты и пособия по актуальным вопросам воспитания детей в замещающих семьях8. Также в ряде субъектов Российской Федерации проводятся региональные конкурсы на лучшую опекунскую, приемную или патронатную семью. Несомненно, это способствуют как повышению престижа и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и выявлению, и поощрению лучших замещающих семей, и распространению их опыта9. Несмотря на все трудности и проблемы, с которыми сталкиваются опекуны и попечители, именно семья является наиболее благоприятной средой для развития здоровой личности, потому что обладает преимуществами в социализации индивида вследствие особой психологической атмосферы любви, уважения, а также поддержки и понимания10. Семья приобщает ребенка к моральным, культурным образцам и основным общечеловеческим ценностям. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, построению взаимоотношений, проявлению своих эмоций и чувств и, несомненно, приспособлению к окружающему миру. Исходя из вышесказанного отметим, что опекунская семья способна не только заменить ребенку утраченную кровную семью, но и сформировать новые привязанности и ценности. 1.2. Нормативно – правовые основы социальной работы с опекунскими семьями В последнее время в нашей стране с каждым днем увеличивается число детей, которые стали сиротами при живых родителях. Данной проблеме уделяется большое внимание, потому что дети – это будущее нашей страны и потому так важно, чтобы они росли, воспитывались и развивались в благоприятных для них условиях, а также были окружены родительской заботой и лаской. В связи с этим на международном и государственном уровне принимаются соответствующие законодательные документы. На международном уровне законодательство в сфере социальной работы с опекунскими семьями представлено всеобщей декларацией прав человека и конвенцией ООН о правах ребенка. На государственном уровне - это Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, а также ряд федеральных законов - «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996); «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998); «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001); и «Об опеке и попечительстве» (2008). Кроме того, процедуры семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России регламентируются Постановлениями Правительства Российской Федерации, а также Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, взять в приемную семью» (2013); «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (2009); «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» (2009); «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» (2012). Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. считается первым универсальным международным актом по его правам. Статьи данного документа содержат спектр основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. К данным правам и свободам относятся равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, право на труд, на социальное обеспечение, на отдых и многие другие. Закрепленные в данной декларации права и свободы распространяются на каждого члена общества, в том числе и на детей, оставшихся без попечения родителей11. Конвенция ООН о правах ребенка – это основной международно-правовой документ, который регламентирует индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода, жестокости и других форм злоупотреблений. Согласно 20-й статьи, «ребенок имеет право на защиту и помощь от государства, если он временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может оставаться в собственных интересах в этом окружении. Государство в соответствии с законами обязано обеспечить уход за таким ребенком»12. Согласно 2 статьи Конституции РФ, человек – это высшая ценность. Это значит, что государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина, в том числе, детей, оставшихся без попечения родителей. В 17-й статье установлено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения13. В Российской Федерации Семейный кодекс является основным нормативно-правовым документом, который регулирует семейные отношения. В соответствии со статьей 123 Семейного кодекса РФ, приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является их устройство в семью. Основными формами, устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются: усыновление/удочерение, передача под опеку (попечительство) или в приемную семью14. Самой первой формой замещающей семьи, возникшей еще в эпоху патриархальной семьи, и связанной с «заменой родительской власти», была опека. Она имеет большую историю по сравнению с другими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, хотя по своему существу почти не изменилась15. Под опекунской семьей понимается семья, в которой дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, которые не имеют статуса детей, оставшихся без попечения родителей, при временном отсутствии их родителей, воспитываются опекунами или попечителями16. Согласно Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве», опека (попечительство) осуществляется на основании договора, заключаемого между органом опеки и попечительства и опекуном. Согласно этому закону, стали действовать несколько новых норм в отношении назначения опеки: 1. Появилась «предварительная опека». Это возможность срочного установления опеки, без подготовки всех требуемых документов потенциальным опекуном. Она может назначаться на шесть месяцев, а в некоторых случаях может быть продлена ещё на два; 2. Единственный родитель вправе определить своему ребёнку опекуна на случай своей смерти, путём подачи соответствующего заявления; 3. Возможность добровольной передачи родителями ребёнка на опеку конкретному лицу (в данном случае ребёнок не будет числиться как оставшийся без попечения родителей, и средства на его содержание не будут выплачиваться); 4. По заявлению ребёнок старше 14 лет может назначить попечителя17. Исследователи отмечают, что опека и попечительство назначаются в целях содержания, воспитания и образования детей, а также для защиты их прав и законных интересов. Опекуны (попечители) становятся законными представителями ребенка, и наделяются определенными правами. С учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства опекуны (попечители) имеют полное право самостоятельно определять способы воспитания ребенка, при этом, не причиняя вреда физическому или психологическому здоровью подопечного18. Согласно статье 145 Семейного кодекса РФ, опека устанавливается над детьми, которые не достигли возраста 14 лет, а попечительство над подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Поскольку опекуны являются законными представителями детей-сирот, то с согласия органов опеки и попечительства могут совершать от имени и в интересах ребенка все необходимые сделки. К таким сделкам относятся сделки по распоряжению недвижимым имуществом, сделки по отчуждению имущества ребенка (купля-продажа, дарение, обмен), сдача имущества в аренду и т.д. Согласно 146 статьи СК РФ, опекунами (попечителями) детей могут быть назначены дееспособные граждане, достигшие 18 лет, кроме лиц, которые отстраненны от обязанностей опекуна (попечителя) либо лишены или ограниченны в родительских правах. В Постановлении Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, взять в приемную семью» установлены такие тяжелые заболевания как туберкулез, алкоголизм, наркомания, злокачественные онкологические заболевания и психические заболевания, которые препятствуют исполнению опекунских (попечительских) обязанностей19. Также государство материально поддерживает опекунскую семью, при оформлении опеки выплачивается единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, а в дальнейшем выплачивается ежемесячное пособие на его содержание. В статье 37 Гражданского кодекса РФ установлено, что денежные средства должны использоваться опекуном (попечителем) только в интересах подопечного и соответственно с соглашения органа опеки и попечительства20. Когда подопечному исполняется 14 лет, опека прекращается, а гражданин, который исполнял обязанности опекуна, становится попечителем. Согласно 27 статьи ГК РФ, попечительство прекращается при достижении подопечного совершеннолетия, вступления его в брак до достижения восемнадцати лет, а также в случае восстановления родительских прав и возвращения ребенка родителям. Согласно Федеральному закону от 16 апреля 2001 г. № 44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» гражданин, имеющий на руках необходимые документы, может обратиться к региональному или федеральному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Данный государственный банк данных о детях был создан, с целью: 1. Осуществления учета детей, оставшихся без попечения родителей и граждан, которые хотят принять детей на воспитание в свои семьи; 2. Способствования в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации21. Вместе с тем мы можем выделить ряд нормативно-правовых актов и положений, которые действуют на территории Курганской области и являются опорой для успешного устройства ребенка в семью. Это, например, такие как Закон Курганской области от 01. 12. 2008 г. № 415 «Об опеке и попечительстве на территории Курганской области»; Положение об Отделе опеки и попечительства Целинного района Курганской области и др. Все они оказывают большое влияние на устройство ребенка под опеку (попечительство). Все вышеперечисленные законы призваны защищать права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в опекунской семье. В правовых документах определяется порядок и размер пособий, начисляемых на каждого ребенка. Следует отметить, что нормативно-правовая база социальной работы с опекунскими семьями нуждается в дальнейшей полноценной разработке. Данная необходимость заключается в том, чтобы в полной мере обеспечить защиту прав ребенка, в целях адаптации его к новому окружению, а также с целью создания безопасной среды для полноценного развития подрастающего поколения. 1.3. Этапы и методы социальной работы с опекунскими семьями Социальная работа с семьями, где воспитываются опекаемые дети, представляет собой поэтапную систему, состояющую из следующих блоков: выявление; социальная диагностика; разработка индивидуальных программ; внедрение индивидуальных программ; анализ результатов. На первом этапе происходит выявление детей, нуждающихся в социальной защите, по причине нарушения статей 121 – 122 Семейного кодекса Российской Федерации. Информация об этом поступает из различных источников: 1) Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. 2) Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации22. Главная задача специалиста по социальной работе на этом этапе определить причины нарушения статей 121 – 122 Семейного кодекса РФ, например: смерть родителей, невыполнение адекватного воспитания ребенка родителями, неадекватное осуществление опеки или попечительства, нахождение родителя под следствием, потеря дееспособности родителей и др. Стоит обратить внимание на опыт норвежской государственной социальной службы по помощи и поддержке детей и подростков «Барневарн». Данная служба опеки остро реагирует на всевозможные нарушения прав детей и производит изъятие ребёнка из семьи на законных основаниях. На втором этапе выполняется социальная диагностика, которая позволяет выявить личностные нарушения у опекаемых детей, определить механизмы негативных воздействий на развитие личности ребенка23. Социальная диагностика состоит из следующих этапов: 1) Сбор информации; 2) Анализ информации; 3) Постановка социального диагноза. На этих этапах желательно проведение консилиума междисциплинарной команды, на котором специалисты уточняют социальный диагноз опекунской семьи, определяют тактику работы с ней, выбирают оптимальные направления, формы и методы работы с семьей, разрабатывают программу (план) комплексной работы с опекунской семьей, составляя при этом акт обследования жилищно-бытовых условий и т.д. Диагностику проводят специалисты социальной сферы по следующим направлениям: * диагностика межличностных отношений; * диагностика внутри личностных проблем ребенка; * диагностика реальных психологических возможностей ребенка; * диагностика стиля семейного воспитания в опекунских семьях; * диагностика эмоционального состояния ребенка в опекунской семье24. Можно выделить опыт работы органов опеки в Дании. В данной стране органы опеки держат на постоянном контроле опекаемых детей. Совместно с полицией проводят рейды по опекунским семьям. Последние же имеют право получать необходимую помощь от государства, начиная с обеспечением питанием детей и заканчивая платой за их кружки и секции. На третьем этапе в соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» ст.16 осуществляется комплексная разработка индивидуальных программ по адаптации, патронажу, реабилитации детей в опекунских семьях и консультированию как их самих, так и их родителей. В соответствии с этим же законом ст.19 данной категории граждан социальные услуги предоставляются в полустационарной форме25. Опекунским семьям предоставляются следующие социальные услуги из государственного26 и регионального27 стандартов: * Социально-бытовые услуги: содействие опекунским семьям, имеющим детей-инвалидов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд; социальную помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям; содействия в выделении денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций и др. * Социально-правовые услуги: содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства; участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработку памяток, информационных листовок и т.д.); участие в правовой защите личностных интересов детей и др. * Социально-медицинские услуги: обучение опекунов навыкам ухода за ребенком-инвалидом; организацию «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогического обследования) и др. * Социально-психологические услуги: психопрофилактику и психогигиену; психотерапевтическую помощь (индивидуальную, групповую, семейную); семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое); психосоциальное консультирование; психологический патронаж и др. * Социально-педагогические услуги: групповую работу по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей; содействие культурно-досуговой деятельности детей; обучение опекунов приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов и др. * Социально-трудовые услуги: организация для подростков, безработных мастерских и цехов при центрах; содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении образования детьми и др. * Срочные социальные услуги: срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи. В данных программах рассматривается система мер для конкретного выполнения вышеуказанных технологий социальной работы с опекунскими семьями28. Интересным представляется опыт работы органов опеки Швеции. В данной стране специалисты социальной сферы разрабатывают программы, которые нацелены прежде всего на профилактическую работу с опекунскими семьями. В Швеции вся работа сотрудников социальной службы направлена на предупреждение трудных ситуаций в опекунских семьях. Цель всего этого – недопущение отмены опеки (попечительства) в отношении ребенка и создание для него оптимальных условий в новой семье. На четвертом этапе проводится внедрение данных индивидуальных программ, т.е. их использование в реальных ситуациях. Данные программы рекомендуются для использования межведомственными специалистами. Для этого требуется привлечение специалистов из различных учреждений, фондов, центров и т.д. В процессе работы возможна её коррекция29. Программы позволяют помочь родителям осознать мотивы приема ребенка, овладеть спецификой воспитания и реабилитации детей и подготовиться к практической деятельности, а также помочь адаптации ребенка в новой семье и проведению социального патронажа30. Акцентируем внимание на деятельности органов опеки Австрии. Это государство очень внимательно относится к институту семьи и обычно лишних вопрос в сфере опеки и попечительства не возникает. Органами опеки этой страны эффективно реализуются всевозможные программы по адаптации и реабилитации детей в опекунских семьях. Стоит также отметить, что органами опеки Австрии составляются и внедряются как индивидуальные, так и коллективные программы работы с опекунскими семьями. Пятый завершающий этап представляет собой анализ результатов. В целях исполнения законодательных актов по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно разработанным и утвержденным индивидуальным программам работы с опекунскими семьями на данном этапе происходит обобщенный анализ результатов работы с опекунскими семьями31. На этом этапе решается либо дальнейшее социальное сопровождение опекунской семьи, либо изменение социального статуса семьи. Особо отметим опыт работы органов опеки Польши. Ввиду принятого в этой стране Закона «О поддержке семьи и системе опеки над детьми» деятельность органов опеки находится на контроле государства. Органы опеки Польши обязаны предоставлять отчетность о результатах работы с семьями, которые взяли ребенка под опеку. Также вышеупомянутый закон явился значительным шагом, направленным на полное реформирование системы опеки над детьми-сиротами в Польше, увеличение поддержки приемных семей, более активную профилактику проблемы социального сиротства, что говорит о том, что в данной стране уделяется большое внимание к проблеме опекунства детей. В своей работе с опекунскими семьями специалисты по социальной работе используют различные группы методов: социально-педагогические: беседы, лекции, доклады, дискуссии, демонстрации, иллюстрации, практикумы, родительские собрания, игры и др. социально-медицинские: консультирование, профилактика и др. медикосоциальные: санитарно-гигиеническое просвещение, пропаганда здорового образа жизни и др. социально-психологические: психотерапия, беседы, тесты, терапии, социально-психологические тренинги и др. психосоциальные: психологическое консультирование и др. социально-правовые: консультирование, оформление и анализ документов и др. социально-экономические: льготный метод, пособия, денежная и натуральная помощь и др. социально-бытовые: бытовая адаптация и др. социальные: индивидуальная помощь, работа с группой и др. организационные: контроль, проверка, посещение опекунских семей и др. социологические: наблюдение, анкетирование, интервью и др. Преобладает проблемно-ориентированная модель социальной работы с опекунскими семьями, так как требуется решение проблем данной категории семей, осуществление самой работы требует разработку индивидуальных программ помощи. Социальная работа с опекунскими семьями предполагает следующие уровни работы: * Индивидуальный: Данный уровень состоит из многообразных методов социальной работы с данной категорией. Например, это такие как социальное консультирование, социальный патронаж, социальная адаптация и т.п. * Групповой: Включает в себя использование таких методов как разработка целевых программ для данной категории семей, различные тренинги, практикумы, совместные досуговые мероприятия, спортивные мероприятия и т.п. * Общинный: Выпускается в больших количествах социальная реклама, содержащая информацию о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в форме различных плакатов, рекламе на билбордах, видеоматериалов и т.п. Проводятся разнообразные социальные акции с целью социальной поддержки опекунских семей, а также самих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На каждом из этапов применяются различные социальные технологии: диагностика, адаптация, реабилитация, консультирование, патронаж32. Технология социальной работы – совокупность методов, приемов, воздействий, применяемых социальными службами, отдельными социальными учреждениями, специалистами по социальной работе для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач при социальной защите населения. Социальная диагностика – оценка состояния социального объекта, распознавание и анализ его социальных патологий и проблем. Социальная адаптация – приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе системой норм и ценностей. Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, это программы и действия, направленные на восстановление личного и профессионального статуса человека для более полной интеграции в общество. Социальное консультирование – это технология оказания социальной помощи путём преимущественно психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм поведения и общения. Социальный патронаж – это форма вмешательства в конкретную ситуацию несовершеннолетнего (семьи), оказавшегося в трудной жизненной ситуации, которая предполагает восстановление нарушенных или утраченных связей с семьей, окружением. Главная задача специалистов по социальной работе – приложить все усилия для того, чтобы дети, нуждающиеся в защите и помощи со стороны государства, чувствовали себя комфортно в обществе и не....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: