- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социальная дезадаптация среди старших школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013092 |
Тема: | Социальная дезадаптация среди старших школьников |
Содержание
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР) Кафедра философии и социологии (ФиС) К ЗАЩИТЕ ДОПУСТИТЬ Заведующий кафедрой ФиС д.филос.н., профессор Т.И. Суслова «» 2018г. Социальная дезадаптация среди старших школьников (профилактика и методы выявления) Бакалаврская работа по направлению 39.03.03 «Организация работы с молодежью» Студент гр.624-2 К.Д. Волков Руководитель Заведующий кафедрой ФиС д.филос.н., профессор Т.И. Суслова Томск 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……….……………………………………………...…………………3 1.ШКОЛЬНАЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………......6 1.1 Характеристика возрастных особенностей старшеклассника....................6 1.2Роль семьи и преподавателя в дезадаптационных процессах подростка…………………………………………………………………….....19 1.3 Одаренность подростка как фактор дезадаптации ……………………...27 2.МЕТОДОЛГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ………………................................31 2.1Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» и результаты экспериментальных исследований ………………………………………………………….........................................31 3. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТРАШЕГО ШКОЛЬНИКА…………………………………………………………………..36 4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….…….………………...52 5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...…..54 Приложение А……………………………………………………………....…..56 ВВЕДЕНИЕ Термин «Школьная дезадаптация» используется в последние годы для описания различных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются подростки в связи с обучением в школе.Сэтимпонятиемсвязываютотклонения или девиациивучебнойдеятельности–затруднениевучебе,плохая взаимосвязь содноклассникамиит. д.Этиотклонениямогутбытьупсихическиздоровыхподростковилиуподростковсразличнымипсихоневрологическимирасстройствами,укоторыхинвалидностьвобучениивызванаумственнойотсталостью,органическиминарушениями,физическиминедостатками.Школьнаядезадаптация-этообразованиенеадекватныхмеханизмоввприспособленииподросткакшколе,вформенарушенийповедения,конфликтныхотношений,психогенныхзаболеванийиреакций, а так же повышенногоуровнятревожности,искаженийвличностномразвитии. Восновеэтихпроблемлежитсложноевзаимодействиеиндивидуальныхисоциальныхфакторов,неблагоприятныхдлягармоничногоразвития. Механизмомформированиясамихпроблемвподавляющембольшинствеслучаевявляетсянесоответствиепедагогическихтребований,предъявляемыхкподросткуиеговозможностям.Средифакторов,негативновлияющихнаразвитиеподростка,относятследующие: - несоответствиешкольногорежимасанитарно-гигиеническимусловиямобучения,ориентированнымнасредниевозрастныенормы,психофизиологическиеособенностиумственноифизическиослабленныхподростков; -несоответствиеэтихособенностейскоростиобучениявразнородномклассе; -обширныетренировочныенагрузки; -преобладаниеотрицательнойоценочнойситуациии,возникающиенаэтойпочве"смысловыебарьеры"вотношенияхподросткаиучителя; -повышениеуровняуваженияродителейксвоемуребенку,неспособностьребенкаоправдатьсвоиожиданияинадеждыи,всвязисэтим,возникновениестрессовойситуациивсемье. Несоблюдениетребований,предъявляемыхкребенку,еговозможностям,являетсяразрушительнойсилойдлярастущегочеловека. Выводымногихизвестныхученых ипсихологов,результатысовременныхисследованийсвидетельствуютотом,чтоистокамидеянийиправонарушенийподростковявляютсяотклонениявповедении,игровой,воспитательнойидругойдеятельности,которыенаблюдаютсявдошкольномимладшемшкольномвозрасте.Этамодельотклоняющегосяповедениячастоберет свое начало враннемдетствеивнеблагоприятныхобстоятельствахвконечномитогеприводиткпостоянномуотсутствиюдисциплиныиразным формамантисоциальногоповедениявподростковомвозрасте. Важноеформированиеличностипроисходит вподростковомвозрасте. Проявлениенезаметных,ноопасныхпсихологическихновообразований,искажение некоторыхчерт,создаютвподростковомпериодежизнипредпосылкидлядеформацииличности.Возникнувкакспособответаребенкананеблагоприятныесоциальныевоздействия,этипсихологическиеновообразованияпостепенно становятся новообразованиями с собственным логическим развитием.Крометого,самаличностьначинаетсоздаватьсреду,которая поможет ей способствоватьдоминированиюотрицательныхкачестввличностнойсистеме,такая среда может привести кдальнейшемуискажению"формыличности". Цель данной работы:рассмотреть различные психологическиеаспекты, которые предшествуют появлению дезадаптации у подростка в последние года обучения в школе, а так же изучить методы профилактики и коррекции школьнойдезадаптации. Объектомисследованияявляетсяобразовательнаядеятельностьстаршеклассников(10-11класс). Предметомисследованияявляетсядезадаптацияподростка. Методисследования: -Наблюдение; - АнкетированиеподростковспомощьюопросникаГ.Айзенка,которыйвключаетописаниеразличныхпсихических и внутреннихсостояний,наличиекоторыхусебяреспондент долженподтвердитьилиопровергнуть. Анкетадаетвозможностьопределитьуровеньтревожности,фрустрации,агрессиииригидности. -Общениесостаршеклассниками,родителями,учителями; 1 ШКОЛЬНАЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1Характеристикавозрастныхособенностейстаршеклассника Впсихологии,возрастстаршегошкольника(10-11классов,15-17лет)обычноприписываетсяраннемуподростковомувозрасту.Подростковыйвозрастнастадииразвитияличностиопределяется,преждевсего,социальнымиусловиями.Именноэти условияопределяютположениеи статус подростка вобществе,объемзнаний,которымиондолженовладеть,итакдалее. Втакомвозрастесоциальныйстатусстановитсяважнымдляличности подростка, который завершает обучение в школе.Соднойстороны,онипродолжаютпереживать проблемы, которые были унаследованныотподростковойстадии,оправенанезависимость состороныстарших,сегодняшнихпроблемахотношенийит.д.Спротивоположнойстороны,онисталкиваютсясзадачамижизненногосамосознания,определения.Такимобразом,подростковый этап является отличительной чертой междудетствомивзрослойжизнью Л.И.Божович1имногиедругиеисследователиэтоговозраста(И.С.Кон,В.А.Круцкий,Е.А.Шумилин)связываютпереходотдетского краннемуподростковомупериодусрезкимизменениемвнутреннегоположения.Изменение внутреннейпозицииподростка заключаетсявтом,чтостремлениекбудущемустановитсяосновной цельюличности.Проблемавыборабудущейпрофессии,дальнейшийжизненныйпутьнаходитсявцентревнимания,плановмолодогочеловека. Наиболее главным моментомвовнутреннемположениистаршеклассникаявляетсяновыйхарактерпотребностей, они имеют более глубокие цели и интересы.Вконцеконцов,подростковый возраст характеризуетсястремлениемкбудущему.Если жизнь подростканеизмениласьрадикально,ионосталсявшколе,то выход к более взрослой и самостоятельной жизни будет отодвинут.Поэтому,взаключительные года обучения в школе необходимосформулировать такойпланжизни,которыйбудет включатьв себя вопросыотом,кем подростокбудет(профессиональноесамоопределение)ичто с нимбудет(личноеилиморальноесамоопределение).Этотпланжизниужедолженво многом различаться оттого,которыйбылпредставленв9классе. Поиск смысла жизни является наиболее важным условием психическогоразвитиявподростковом возрастеиможетиметьнескольковариантов2: 1. Развитиеимеетбурныйхарактерпоискаисомнения.Происходят новыепотребностиумственного исоциальногопорядка,обычно их удовлетворение крайне затрудненно. Несмотрянато,чтотакойвариантразвитияимеетоструюформу,движение потакому путиможет помочь сформироватьнезависимостьиндивидуума,гибкостьмышления,творческийподходк различным ситуациям и проблемам.Такое развитиепозволяетподростку приниматьсамостоятельныерешениявнепростых ситуацияхвбудущем. 2. Плавное развитие,старшеклассникпостепеннопереходиткповоротнойточкесвоейжизни,азатемдовольно легкопримыкаеткновойсистемеотношений.Такиестаршеклассникиявляютсяконформными,т.е.ориентированныминаобщепризнанныеценности,оценкуиуважения другихлюдей,ониобычноимеютхороший контактсродителямииучителями.Притаком, довольноуспешномкурсеподростковоговозрастаимеютсянекоторыенедостаткив развитии личности:подросткименееавтономны,пассивны,иногдаповерхностны и примитивнывсвоихпривязанностяхиувлечениях. 3.Быстрое,судорожноеразвитие.Школьники с таким развитием относительно раноопределяютсвоижизненныецелииупорно стремятсяких достижению и реализации.Ониимеютвысокийуровеньсаморегуляции,которыйвситуацияхнеудачипозволяетчеловекубыстроадаптироватьсябезвнезапныхэмоциональныхсбоев.Однакосвысокимпроизволомисамодисциплинойтакойчеловекимеетболееслабоеразвитиерефлексиииэмоциональнойсферы. 4.Импульсивное,заторможенноеразвитие.Такиеподростки неуверенывсебеинеправильнопонимаютсебя,уних в недостаточной степени развитоотражение своего будущегоиесть место низкойсаморегуляции.Такие подростки в более взрослой жизни имеют качество оставаться незамеченными. ПомнениюА.В.Мудрика3,наиболеесущественнымвпсихологическомразвитииучащихсясреднейшколы,впериодраннегоподростковоговозраста,являетсяпотребностьвобщении,потребностьво взаимосвязи.Из-заэтогоранниенеудачивобщенииостроощущаются.Подростки начинают проявлятьповышенныйинтерескповедениюихарактернымчертам взрослых,пытаясьпонять,какиекачества людей привлекаютилиотталкиваютих,ожидаяоценкисобственной личности отродителей,учителей, сверстников. Также,наповедениестаршеклассниковвлияетвозникающая«системаотношений»4, имеющаяособенностивзаимоотношенийстаршеклассниковсучителями, положениювклассе, кихбудущему,жизненнымцелям. Основныехарактеристикиобщениявраннемподростковомвозрасте: 1.Общениесовзрослыми.Привсемсвоем большомстремлениикнезависимости,подростки остронуждаютсявполучении жизненногоопытаипомощи со стороны своих родителей. Прихорошем взаимоотношении с семьей,в подростковомвозрасте,эмоциональныеконтактысродителямивосстанавливаютсянаболеевысокомсознательномуровне:родители обсуждают со своими детьми жизненные перспективы, преодоление трудностей в обучении, испособыдостижения жизненных целей. Происходит постоянныйпоискидеальныхкачествувзрослых,которыедляличностистаршеклассникаявляютсястандартамивразличныхсферах-вобластичеловеческихотношений,нравственныхнорм,вразныхвидахдеятельности. Несмотрянато,чтоподростки начинают больше доверять своим родителям,онисохраняютопределеннуюдистанцию, прибегая к помощи взрослых только тогда,когдасаминевсостояниипринятьрешение. 2. Контактсосверстникамиостаетсяинтимно-личностным.Остаетсянеизменнымиобщениесдрузьями,приходитновыйопыт,разочарования,происходитанализотношенийсвзрослымиисверстникамиисобъектамивозлюбленностиилисимпатии.Потребностьвинтимностивэтовремяпочтиненасыщена,ееоченьсложноудовлетворить-ученикистаршихклассовсчитают,чтоистиннаядружбасредисверстниковвстречаетсяредко. 3.Общениесобъектомлюбви.Подростковый возраст - возраст первой настоящей любви.Функциизнакомствавподростковомвозрасте: 1)Развлечения–возможность хорошо провести время и завести новые знакомства. 2)Социализация-возможностьпознакомиться с представителями противоположногополаиразработатьподходящиеспособывзаимодействия. 3)Статус-возможностьповыситьсобственныйстатусвокружении сверстников,появляясьсрединих в качестведостойного«бойфренда»илижелаемой«подруги». 5)Дружескиеотношения-возможностьприобрестидругапротивоположногопола,скоторымвозможно хорошее общение или общие интересы. 6)Интимность-возможностьустановитьтесные,плотные отношениясчеловекомпротивоположногопола. Б.Г.Ананьев5подчеркивал,что,какправило,сприбавлением иобобщениемопытаобщения, возрастает уровень саморегуляции поведения, а так же общественного или социального восприятия,поскольку«общаякартинаформированияхарактера-этоформированиеотражающихсвойствличностинаосновыкоммуникативных». СогласноИ.С.Кону6иА.В.Мудрику,отличительными чертами личностистаршеклассникаявляетсястремлениекчему-то новому,оригинальному. Присутствует стремление понять,добиться,утверждать,пытатьсяисправить системупринятых норм и оценок, которые существуют в его ближайшей среде. Самосознание-этоцелостныйвзгляднасамогосебя,эмоциональноеотношениексебе,самооценкавнешнеговида,умственные,моральные,волевыекачества,осознаниесобственныхсильныхислабыхсторон,наосновекоторыхвозникаютвозможностидляцеленаправленностисамосовершенствования,самообразования; Подросток имеетсобственноемировоззрение, которое представляет собойцелостнуюсистемувзглядов,знаний,убеждений, опирающуюсянаранееприобретенный опытиформируетспособностьабстрагироватьтеоретическоемышление,безкоторогоразрозненныезнаниянеобразуютединойсистемы.Стремлениесамоутвердиться и кардинально переосмыслить окружающий мир, получить полную независимость иоригинальность,создатьсвоюсобственнуютеориюсмыслажизни,любви,счастья,политикиит.д. является неотъемлемой характерной чертой подростка. Возрастмолодежи-это«третиймир»,который существуетмежду переходом из детского возраста во взрослую жизнь,посколькузавершаетсябиологическое,физиологическоеиполовоесозревание,новсоциальномсмысле, подросток не являетсясамостоятельнойвзрослойличностью.Молодежьвыступаетвкачествеэтапа когда принимаютсяответственныерешения,определяющиевсюбудущуюжизньчеловека:выбор будущейпрофессииисвоего меставжизни,развитиемировоззренияижизненногоположения,выборпартнера,созданиесобственнойсемьи. Одним из главных процессов в психологииподростковоговозрастаявляетсяформированиесамосознанияиустойчивыйобразсобственнойличности. Самосознание формируется внесколькихнаправлениях: 1.Происходит открытиесвоего внутреннегомира–подросток начинаетвосприниматьсвоиэмоциинекакрезультат внешнихсобытий,акаксостояниесвоей личности,ощущениесвоейособенности,различияотдругих,аиногдаичувстваодиночества; 2.Существуетпонимание необратимостивремени,конечностиегосуществования. 3.Плавноформируетсяжизненныйплан.Планжизнипоглощает всюсферуличногосамоопределения:выбор профессии и место в жизни, образжизни, моральную форму,уровеньстремления.Понимание целей,жизненныхстремлений,бурное развитиепланана жизнь являетсянаиболее главным элементомсамосознания. 4.Существуетпонимание иформируетсяотношениеквозникающейсексуальнойчувственности. Главныехарактеристикиличностивподростковомвозрасте7: 1.Повышеннаяэмоциональнаявозбудимость,реактивность.Этопроявляетсявдисбалансе,раздражительности,всплескаххорошегоилиплохогонастроения.Причинамиэтого,помнениюбольшинствапсихологов,являетсянесоответствиеуровняпритязанийисамооценки,противоречивойприроды«Я»,природывнутреннегомира: подростокпроявляетмаксимумэмоциональныхреакций(включаябеспокойство)поотношениюксвоимсверстникам,родственникам,друзьями,покрайнеймере,поотношениюкаутсайдерамиучителям. Возраст17-18летимеетглавное значениедляпоявления психических отклонений и девиаций.Крометого,вподростковомвозрастеособеннохарактернынекоторыечертыхарактера(повышеннаяактивность,возбудимость, педантичность,изоляция),которыемогутбытьисправленыиувеличиваютвероятностьпсихическихтравмиотклонений. Следует учесть, чтоформированиемеханизмоввнутреннегоэмоциональноготорможенияиспособностьреагировать с умомнавнешниевоздействиязаканчиваетсявподростковомвозрасте.Достаточно низкий уровеньэмоциональногоответа(раздражительность,повышеннаятревожность,нестабильность,неадекватнаяэмоциональнаяреакция)являетсяпсихологическинеблагоприятнымпризнаком в подростковой стадии. 2.Формированиеустойчивогосамосознанияистабильногообразаличности.Такое формированиесвязаносувеличениемличногоконтроля,автономией,новымпериодомвразвитииразума.Изменениесамосознаниявключаетвсебя: 1)Тенденциюподчеркнутьсвоюиндивидуальность; 2)Несходствосдругими; 3)Открытиесвоеговнутреннегомира; 4)Осознаниечувстваодиночестваистрахаодиночества; 5)Осознаниеконцажизни; Изменениеизображениявнутреннего«Я»: 1)Некоторыеизсобственныхкачествреализуютсяпроще,четче,иначе; 2)Уровеньикритериисамооценкименяются; 3)Степеньсложностипредставленийособственныхизменениях; 4)Целостностьистабильностьиндивидуальногоувлечения; 5)Уровеньсамооценкиувеличивается; 6)Снижениечувствительностикхарактеристикамсвоеготела(соблюдениеидеальныхстандартов); 7)Умственныеспособности,волевыеиморальныекачествапостепенновыходятнапервыйплан. Опасностьэтогоэтапа,помнениюЭ.Эриксона8,заключаетсявсмешениироли,диффузии(путанице) собственной личности,идентификации.Эточасто связаноспервоначальнойнеопределенностьювсексуальнойидентичности,ночаще всегосневозможностьюрешатьпроблемыпрофессиональнойидентичности. Появление системы ценностных ориентаций - заключительныйэтапсозреванияиформированияличности,которыйнаиболееполнораскрываетценностно-ориентационнуюдеятельностьстаршеклассника. В самоопределениевходит формированиеследующихличностныхкомпонентов: 1.Новоепонимание времени-подросток соотносит прошлоеибудущее,воспринимаетнастоящеесточкизрениябудущего.Чтокасаемоличностногоразвития,этоозначаетплавноеустановлениесвязимеждупериодом детского и взрослого становления. 2. Стабилизациясамооценки.Острые изменения самооценкииуровнятревоги,связанныпрежде всего спониманиемответственностизавыбранныйжизненныйпуть.В дальнейшем такие колебанияначинают приобретать стабильность. 3. Саморегулирование.Повышенныйконтрольнадповедением,проявлениеэмоций.Настроениестановитсяболеестабильнымисознательным.Подросткив16-17лет,независимооттемперамента,выглядятболеесдержанными,сбалансированными,чемввозрастеот11до15лет. 4. Моральнаяустойчивостьличности.Вееповеденииучениксреднейшколывсебольшеруководствуетсясвоимивзглядами,убеждениями,которыеформируютсянаосновеприобретенныхзнанийиеесобственногожизненногоопыта. 5.Мировоззрениеличности.Мировоззрение-системастабильных взглядовнамириего значениевнем.Несмотрянато,чтомировоззренческиепозицииличностивпоследствииизменяются,авовзрослойжизникорректируютсявзависимостиотпроблем ижизненныхситуаций,молодежнаяперспективаявляетсяосновой,которая необходимадляпсихическогоздоровьячеловека.Отсутствиевыбора мировоззрениявподростковомвозрасте,пословамЭ.Эриксона, означает то, что человеку сложно найтисвоеместовмиречеловеческихотношений. 6.Сознательноеотношениекосновнойдеятельности-учебаилиработа.Изучениепредметовначинаетсчитатьсянеобходимойосновойдлядальнейшегообучения.Старшиешкольникиснованачинаютбеспокоитьсяобуспеваемости,нотеперь,восновном,потемпредметам,которыепонадобятсявбудущем. Уученикаестьспециальнаяформаобразовательнойдеятельности.Онавключаетэлементыанализа,исследования,вконтекстеужереализованногоиливоспринимаемогокакнеобходимостьпрофессиональнойориентации,личногосамоопределения.Наиболеесущественнымпсихологическимновообразованиемподростковоговозрастаявляетсяспособностьшкольникасоставлятьжизненныецели,искатьсредствадляихуспешной реализации.Д.И.Фельдштейн9определяетспецификусодержанияобразовательнойдеятельностистаршеклассника. 1.Обучениестановитсясредствомреализациижизненныхцелей,всебольшеотодвигаясьотпозицииведущейдеятельности. 2.Еслидляподросткасуществует баланс между авторитетомучителяиродителей,авторитетомсверстников,то для него полномочия отдельного учителя дифференцируютсяотавторитеташколы. 3.Авторитетродителей возрастает,они участвуютвличномсамоопределении своего ребенка. 4. Старшеклассниквключаетсявновыйтипведущейдеятельности-образовательнуюипрофессиональную,успешнаяорганизациякоторойвзначительнойстепениопределяетегостановление каксубъектапоследующейтрудовойдеятельности,егоотношениек будущей профессии, специальности. Впериод ранней юности происходит развитие мировоззрения. Подросток плавно переходит на этап осмысления жизни, ее принципов и норм, поэтомудляданноговозраста,максимализмвоценках,упрямствоистрасть,характерныдлязащитыихточкизрения.Собратной стороны,этопериодстановления первых жизненных планов,целей,стратегийбудущего. Главными новообразованиямиподросткового периодастановитсяличностное и профессиональноесамоопределение. Проблемы юношескоговозрастанапоминаюткризисыодногогода(регуляция речевого поведения)исемилет(нормативнаярегуляция).В17летпроисходитценностно-смысловаясаморегуляцияповедения. Уподростка происходитфилософскоеизменение сознания,онначинает погружаться всомнения,размышления, которыемешаютегоактивнойдеятельнойпозиции. Д.ИФельдштейн10выделяетшестьгруппподростков: Перваягруппаподростков.Онивсегдаадаптированныкшкольномурежиму,всегдаисполняюттребования,предъявляемыешколойиучебнымпроцессом.Процессобучениявосновномсвязансположительнымиэмоциями.Подросткиэтойгруппыхарактеризуютсявысокойсоциальнойзрелостьюдляданноговозраста.Онилегкосправляютсясновойсоциальнойролью-рольюученика,учатсяруководствоватьсясвоимповедениемидеятельностьюпоправиламшкольнойжизни.Онипонимаютсоциальноеположениеучителя,уважаютего,уважаютформуповедения,принятуювшколе.Могутлегкосопоставитьсвоеповедениесповедениемсверстников,прочувствоватьситуациювусловияхсовместнойдеятельности,всегдаоткрытыдляобщенияивзаимодействия.Синтересомисознательноотносятсякобучению,стремятсяксвоимучебнымдостижениям,ихулучшению.Такиеподросткиобладаютвысокойинтеллектуальнойдеятельностью.Унихмноговопросов,онивсегдаимеютзаинтересованностьвчемто.Еслионипроявляютинтерескчтению,точитаютмногоиохотно.Приобретаютзнания,жизненныйопытиактивноучаствуютвуроках.Имеютактивный,«жадный»интерескпознавательнойдеятельности,чтопозволяетэтимдетямдостичьвысокойипостояннойконцентрациивнимания.Интеллектуальныепроцессыхарактеризуютсягибкостью,мобильностью.Сформированныевмладшихклассахнавыкиявляютсяхорошейосновойдляовладениязнаниямиинавыкамиобучения.Процессобученияидетуспешно. Втораягруппаподростков.Характерадаптацииуподростковэтойгруппывцеломтакжеможноназватьвполнеудовлетворительным.Жалоботродителейнет.Некоторыетрудностимогутвозникатьустаршеклассниковвлюбойобластиихновойжизни:могутбытьтрудностивсоциальныхконтактах,могуттакжевозникатьпроблемы,связанныесреализациейправилповедения(онимогутотвлекатьсянауроках,конфликтоватьсосверстниками),возможныидругиетрудностиадаптации.Однакосовременем,какправило,этипроблемысглаживаются.Хорошаяподготовка,желаниеучиться,высокоечувствоответственностипозволяютподросткуучаствоватьвобразовательнойдеятельности,соответствоватьтребованиямшколы,успешноиспользоватьучебныематериалы. Третьягруппаподростков.Эффективностьподростковэтойгруппынельзяназватьнизкой,нооназаметнопадаеткконцушкольногодня,недели.Естьпризнакипереутомления,концентрациявниманиянарушена,появляетсянедомогание.Заметноенапряжениевызываюттрудностивучебе.Настроениезависитотситуацииинапрямуювлияетнапродуктивностьдеятельности.Подросткиэтойгруппыхарактеризуютсялибонизким,относительносбалансированнымразвитиемвсехкомпонентовпсихики,либопреимущественнымразвитиемотдельныхаспектовличностинафонезаметногоотставанияотдругих. Когнитивныйинтересзначительнойчастиподростковэтойгруппыещенедостаточноразвит.Дляпреодолениятрудностейвобучениитакимподросткамнужнаэмоциональнаяподдержка,стимуляция.Ониимеютнекоторыеуспехивучебе.Уровеньподготовкивмладшихклассахварьируется.Небольшаячастьподростковэтойгруппы,которыеопираютсянасильныесторонысвоегоразвития,достигаютсвоихуспехов.Этимподросткамзаметнонехватаетвременидляосвоенияшкольныхпрограмм.Почтивсеонитакжеконфликтуютсродителями. Четвертаягруппаподростков.Уподростковэтойгруппыестьдовольноопределенныетрудностивадаптациикшколе.Работоспособностьснижена.Требования,предъявляемыешкольнымрежимом,вызываютсерьезнуюнагрузкунавсесистемыифункцииорганизма.Усталостьнакапливаетсябыстро,проявляетсяневнимательность.Вэмоциональнойсферезаметныколебаниянастроения,неопределенность,беспокойство.Очевидно,естьпроблемывобщении.Этидетиизбегаютпрямогоконтактасучителями,застенчивы,резкореагируютнакакиелиботребования.Онинеполучаютнормальногообщенияивзаимодействиясосверстниками,постояннообижаются. Характеризуяподростковэтойгруппы,учителяотмечают,чтовихсознанииещенепроизошелквантовыйскачок«доуровняученика».Этиподросткиещенесформироваликогнитивногоотношениякреальности,чтоявляетсянепременнымусловиемуспешноговключениявобразовательныемероприятия.Онинемогутсосредоточиться,имтрудноукрепитьсвоевнимание.Вотпочемувбольшинствеслучаевпроизводительностькогнитивнойдеятельностидетейвэтойгруппеоченьнизкая. Индивидуальноеизучениеэтихдетейпоказываетинтереснуюдеталь:еслиинтеллектуальныезадачипринимаютсядетьми«вдвижении»,ониуспешносправляютсясними,раскрываяполнуюспособностьквысшимформамумственнойдеятельности.Ноеслизадача«вдвижении»нерешена,тоонаневыполняетсявообще.Отсутствиеинтереса,неспособностькволевымусилиямнепозволяютэтимподросткамактивизироваться,полностьюиспользоватьсвоипознавательныеспособности.Частьэтихдетейиз-заповышенноговниманияучителейиродителей,систематическиедополнительныедомашниезадания,по-прежнемуимеютсреднийуровеньакадемическихуспехов,большинствоизнихимеютнизкуюуспеваемость. Пятаягруппаподростков.Трудностиадаптациитакихподростковкшколечетковыражены.Неотвечаюттребованиям,предъявляемымусловиямиобучения.Ихтрудоемкостьнизкая,усталостьпроисходиточеньбыстро.Уребенкаощущаетсяочевидныйдискомфортвклассе. Учителячастохарактеризуюттакихподростковкакраздражительные,капризные,легковозбудимые.Особеннояркоэтиособенностиповеденияпроявляются,когдаподросткисталкиваютсяструдностями.Поведениевтакихслучаяхнеконтролируетсясознанием.Онможетвосстатьпротивэлементарныхтребований,выразитьпротествгрубых,суровыхформахиливмолчаливомупрямстве.Вситуациях,несвязанныхснапряженностью,строгимитребованиями,онимогутбытьпослушными,ласковыми,жизнерадостными,приветливыми. Совсемииндивидуальнымиособенностямиповеденияэтихдетейтакжевыделяютсянекоторыехарактерныечерты.Чаще,чемудругих,утакихподростковестьсвоеобразноеребячество,инфантилизм,социально-психологическаянезрелость.Ониведутсебяраскованно.Онинеосознаютсвоюсоциальнуюрольученика,незнают,каксоотноситьсвоеповедениесповедениемдругихдетей,справиламишкольнойжизни,онинечувствуютморальногорасстояниямеждусобойиучителем.Нереагируютнато,чтопедагогделаетзамечания,выражаетупрек.Нетникакогоинтересакобучению,наурокахэтидетиприсутствуютчистоформально,онибезразличныксвоимуспехаминеудачам.Внекоторыхслучаяхнаблюдаетсярезкоенарушениеобщенияивзаимопониманиясодноклассниками.Все чаще происходят конфликты и недопонимания с учителями и родителями. Такиеподросткизлобны,онипостоянноявляютсяисточникомконфликтов,онинеспособныксотрудничеству,ониагрессивны. Характерныеповеденческиехарактеристикиуподростковэтойгруппывбольшинствеслучаевсочетаютсясплохойподготовкойкшколе.Регулярнымследствиемвобучениитакихдетейвусловияхобычногоклассаявляютсяпостоянныетрудностивобучении,отставание. Шестаягруппаподростков.Подросткиэтойгруппыстоят насамойнизкойстадииразвития.Дляразвитияхарактерно,чтониодинизегокомпонентовнепозволяет«вытащить»ребенканауровеньуспешногоученика.Слабостьэмоциональноволевыхинтеллектуальныхкомпонентовпознавательнойдеятельностидополняетсянезрелостьюсоциальныхкачествребенка,внемнеформируетсяпсихологияученика,чтоявнопроявляетсянетольковкогнитивнойдеятельности,ноивовсемповеденииребенка. Независимоотиндивидуальнойидентичности,всеподросткиэтойгруппыиспытываютсамыебольшиеисамыенепреодолимыетрудностиадаптации. Вместевсеподросткичетвертой,пятойишестойиндивидуально-типологическихгруппвразнойстепени(низкий,средний,высокий)находятсявситуациипедагогическогориска-рискашкольнойисоциальнойдезадаптации. 1.2Рольсемьиипреподавателявдезадаптационныхпроцессахподростка Большое количествоотклоненийвповеденииподростков:распущенность,правонарушения,употреблениезапрещенныхвеществлежатвактивеодногоисточника-социальнойдезадаптации,корникоторойисходятиздезадаптированнойсемьи.Социальнонесовершенныйребенок,подросток,находящийсявтруднойжизненнойситуации,являетсяжертвой,чьиправанаполноценноеразвитиегрубонарушаются.Согласнопринятомуопределению,социальнаядезадаптацияозначаетнарушениевзаимодействиячеловекасокружающейсредой,характеризующеесяневозможностьюегореализациивконкретныхмикросоциальныхусловияхегоположительнойсоциальнойроли,соответствующейеговозможностям. Говоряосоциальнойнеадекватностиподростков,мыдолжныучитывать,чтодетствоиюношество-этопериодинтенсивногофизического,умственногоисоциальногоразвития.Невозможностьреализациипозитивнойсоциальнойролизаставляетподросткаискатьобъездныепутидляудовлетворенияегопотребностейвобластиразвития.Врезультате-уходизсемьиилиизшколы,гденевозможнореализоватьвнутренниересурсы.Другимспособомуходаявляетсяэкспериментснаркотикамиидругимипсихоактивнымивеществами.И,наконец,совершениепреступления. Выделяютсяследующиеосновныепричинысоциальнойдезадаптации подростков: -дисфункциональностьсемьи; -личныехарактеристики(возраст,характерит.д.); -школьнаядезадаптация; -влияниеасоциальнойнеформальнойсреды; -причинысоциально-экономическогоидемографическогохарактера. Семьяявляетсяглавной основой,вкоторойпроисходитсоциализацияребенка.Извсехнедостатковсоциализацииличностинаиболееопаснысемейныенедостатки.Процесссоциализациивсемьевключаетассимиляциюподросткапообразцамнормативного,социальноодобренногоповеденияродителей. Поведение членов семьи доопределенноговозрастастановитсямодельюподражания.Знаниеродительскихнорм-моделейиповеденияпозволяетподросткунеискатьновыерешениявстандартныхситуациях,авестисебятак,какеслибыонибылиавтоматически,всоответствииспринятымивданнойсредеиперсональнымиобразцами.Семейныеритуалы(свадьба,похороны ит. д.)наиболеетесносвязанысостандартнымиобразцами,посколькустепеньстандартизации,частотаситуацийповседневнойсемейнойжизничрезвычайновысока.Всемьезаложенаосновадлябыстрогопереходаот«своего»к«чужому»инаоборот. Вкачествеосновнойгруппысемьяимеетследующиехарактеристики: 1.Семьяотносительноблизка,происходитсамоограничение. 2.Семья-этоассоциация,котораявоспроизводитсебя. 3.Семьяудовлетворяетжизненныепотребностилюдей(ноневсех),втомчислетех,которыене могутудовлетворитьвторостепеннуюгруппу. 4.Семьяформируетчеловекавцелом. 5.Влияниесемьиначеловекаявляетсяпервичнымкаквовремени,такипосодержанию. 6.Членысемьинаходятсявпостояннойвзаимосвязи,поэтомулюбоеизменениевповеденииодногоизнихвлечетзасобойизменениявповедениидругихчленовсемьи. Нарушенияопределенныхфункцийвлекутзасобойдеформациюсемейныхотношений.Широкийспектрфакторовможетспособствоватьнарушениям:характеристикамличностейихчленовиотношенияммеждуними,определеннымусловиямсемейнойжизни.Например,отсутствиенадлежащихзнанийинавыков(конфликтыродителей,вмешательстводругихчленовсемьи)могутпривестикнарушениямобразовательнойфункциисемьи11.Такимобразом,нарушениесемейныхфункцийделаетсемьюдисфункциональной,создаваяусловиядлядезадаптацииребенка. Процесссоциализациивподростковомвозрастеособенноострый.Родительскиетребованияидисциплинарноевоздействиесильновлияютнасоциализациюребенка.И,во-первых,этопроявляетсявстремленииребенкаизбавитьсяотродительскойзаботывподростковомвозрасте.Избавлениеотродительскойзаботы-универсальнаяцельподростковоговозраста.Взападнойпсихологии12отмечается,чтоэмансипацияосуществляетсяпутемпоследовательнойзаменыролиродителейвпроцессесоциализациигруппойсверстников.Семьяпостепеннотеряетсвоюпривлекательностьпосравнениюсгруппойсверстников,котораяотнынеявляетсяносителемсистемыценностей,нормповеденияиисточникаопределенногостатуса Семьи,которыехарактеризуютсяглубочайшиминедостаткамисоциализации,добровольноилиневольнопровоцируютдетейнараннееиспользованиепсихоактивныхвеществисовершениепреступлений.Криминалистывыделяютследующиетипыдисфункциональных,неблагополучныхсемей: 1.Псевдо-семья,использующаяневерныеметодыобучения. 2.Неполноесемейство,характеризующеесядефектамиструктуры. 3.Проблемнаясемья,характеризующаясяпостояннойконфликтнойатмосферой. 4.Безнравственнаясемья,характеризующаясяалкогольной,аморальнойисексуальнойдеморализацией. 5.Криминогеннаясемья.13 Псевдо-семья.Псевдосемействоотличаетсявыраженнымдеспотическимхарактером,безоговорочнымдоминированиемодногоизродителей,полнымподчинениемостальнымчленамсемьи,наличиемжестокихотношений(чтобыдержатьвсехв«ежовыхрукавицах»),использованиемфизическихнаказанийвкачествеосновногосредстваобразования. Особыйвредразвитиюличностиребенкаиособенноподросткавызванчастымфизическимнаказанием.Психологическиэтотвредзаключаетсявследующем: 1.Родители(отец,мать,опекун,куратор),систематическинаказываяребенка,действуютдлянегокаканти-идеал.Онникогданебудетуважатьтакогородителя,братьснегопример.Врезультате,ребенок,подросток,задерживается,формируясвойвнутренниймир. 2.Частыефизическиенаказанияпричиняютребенку,подростку,состояниеразочарования.Накопленныеобиды,раздражительность,злоба,удаляютсяналюдей,доступныхему,особеннонасверстников.Врезультатеонразвиваетагрессивноеповедениевовсехнеприятныхситуациях. 3.Частыефизическиенаказаниянаносятущербсамооценкеличностиподростка,врезультатекоторогоонразвиваетболезненночувствительноесамосознание,легкоуязвимуюсамооценку. Систематическо-физическоенаказаниевраннемдетствеможетпривестикпотереотзывчивости,умениюсочувствоватьисопереживатьдругимлюдям.Вотношенииродителейчасторазвиваетсянегативизм,которыйстановитсявраждебным. Такимобразом,неблагополучнаясемьяотражаетсявовсехсферахжизниребенка:успеваемостьвшколеснижается,уличнаякомпаниязаменяетродительскиеполномочия,вкоторыхребенокполучаетпризнание.Всеэтоприводитксоциальномуипедагогическомупренебрежениюребенком,иногдакзадержкамвумственномразвитииипсихическимрасстройствам,следствиемчегоявляетсяиспользованиепсихоактивныхвеществисовершениеправонарушений Неполнаясемья.Дефектывструктуреродительскойсемьивсовременныхусловияхмогутнеблагоприятновлиятьнаформированиеличностиребенка,подростка,атакжеспособствоватьегодезадаптации.Однимизнегативныхфакторовнеполнойсемьиявляетсяэмоциональныйдискомфорт,испытываемыйребенком,подросткомвтакойсемье.Онхарактеризуетсякомплексомпсихологическихреакцийипереживаний:чувствонеполноценности,дефектности,зависти,эмоциональногоголодаит.д.Этаситуациявызываетповышенныйинтерескдетямиподросткамсихпренебрежениемкпереживаниямвзрослых,безразличным,аиногдаагрессивнымотношениемкотцуилиматери,которыепокинулисемью. Наибольшийэмоциональныйстрессиспытываютмальчики,которыхвоспитываютбезотцов.Подростокнуждаетсявотцекаквмоделидляподражания,чтобысформироватьмужскуюрольповедения.Именновотцеподростоквидиттакиекачества,какмудрость,мужество,решительность,благородство,уважениекженщине.Всемьяхбезотцарастетопасностьфеминизациимальчиков,которыебессознательнобоятсяэтогоиначинаютдемонстративнопроявлятьмужественностьвповедении:онисклонныкагрессии,тягостности,грубости. Родителямоченьбольноподниматьразвод.Дляподросткаразводродителейдействуетсильнее,чемудетейвсехвозрастов.Однакоследуетотметить,чтофактроспускасемейныхсвязейневсегдаозначаетвред.Ребенкуненужныжестокие,грубые,алкогольныеродители,деспотическиеотцы.Поэтомучастоосвобождениеотжестокой,безнравственнойличностиприноситоблегчениеребенку,авзрослому,отдыхинормальныеусловиядлявоспитания. Разводпредшествуетобщемуухудшениюсемейныхотношений.Подросток против своей воли становитсясвидетелемскандалов и выяснения отношениймеждуродителями,видитгрубость,унижение, а иногда и жестокость.Вэтихусловияхончувствуетсебяотчужденнымвсемьеипытаетсякакможнобольшевременипровестивнедома.Существуетнеконтролируемаякриминогеннаяопаснаяситуация,посколькурольвоспитателяберетнасебяулица. Проблемнаясемья.Проблемнаясемья-своегородадисфункциональнаясемья.Онахарактеризуетсясоперничествоммеждуродителямизадоминирующееположениевсемье,отсутствиемкакого-либосотрудничествамеждучленамисемьи,происходитизоляциямеждуродителямиидетьми.Доминирующаяконфликтнаяситуациявсемьесоздаетпостояннуюатмосферунапряженности,котораяневыносимадлядетейиподростков,иони,какправило,остаютсякакможноменьшедома,«ускользают»подлюбымпредлогомнаулицу,гдеонипроводятб....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: