VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальная дезадаптация среди старших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013092
Тема: Социальная дезадаптация среди старших школьников
Содержание
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)

Кафедра философии и социологии (ФиС)


                                                                  К ЗАЩИТЕ ДОПУСТИТЬ
     Заведующий кафедрой ФиС
     д.филос.н., профессор
      Т.И. Суслова
     «»  2018г.





Социальная дезадаптация среди старших школьников (профилактика и методы выявления)
Бакалаврская работа
по направлению 39.03.03 «Организация работы с молодежью»




     
Студент гр.624-2
 К.Д. Волков



     Руководитель
     Заведующий кафедрой ФиС
     д.филос.н., профессор
     Т.И. Суслова
     


Томск 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……….……………………………………………...…………………3
1.ШКОЛЬНАЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………......6                     1.1 Характеристика возрастных особенностей старшеклассника....................6
1.2Роль семьи и преподавателя в дезадаптационных процессах подростка…………………………………………………………………….....19
1.3 Одаренность подростка как фактор дезадаптации ……………………...27
2.МЕТОДОЛГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ………………................................31
2.1Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» и результаты экспериментальных исследований ………………………………………………………….........................................31
3. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТРАШЕГО ШКОЛЬНИКА…………………………………………………………………..36
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….…….………………...52
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...…..54
Приложение А……………………………………………………………....…..56



ВВЕДЕНИЕ
Термин «Школьная дезадаптация» используется в последние годы для описания различных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются подростки в связи с обучением в школе.Сэтимпонятиемсвязываютотклонения или девиациивучебнойдеятельности–затруднениевучебе,плохая взаимосвязь содноклассникамиит. д.Этиотклонениямогутбытьупсихическиздоровыхподростковилиуподростковсразличнымипсихоневрологическимирасстройствами,укоторыхинвалидностьвобучениивызванаумственнойотсталостью,органическиминарушениями,физическиминедостатками.Школьнаядезадаптация-этообразованиенеадекватныхмеханизмоввприспособленииподросткакшколе,вформенарушенийповедения,конфликтныхотношений,психогенныхзаболеванийиреакций, а так же повышенногоуровнятревожности,искаженийвличностномразвитии.
Восновеэтихпроблемлежитсложноевзаимодействиеиндивидуальныхисоциальныхфакторов,неблагоприятныхдлягармоничногоразвития. Механизмомформированиясамихпроблемвподавляющембольшинствеслучаевявляетсянесоответствиепедагогическихтребований,предъявляемыхкподросткуиеговозможностям.Средифакторов,негативновлияющихнаразвитиеподростка,относятследующие:
- несоответствиешкольногорежимасанитарно-гигиеническимусловиямобучения,ориентированнымнасредниевозрастныенормы,психофизиологическиеособенностиумственноифизическиослабленныхподростков;
-несоответствиеэтихособенностейскоростиобучениявразнородномклассе;
-обширныетренировочныенагрузки;
-преобладаниеотрицательнойоценочнойситуациии,возникающиенаэтойпочве"смысловыебарьеры"вотношенияхподросткаиучителя;
-повышениеуровняуваженияродителейксвоемуребенку,неспособностьребенкаоправдатьсвоиожиданияинадеждыи,всвязисэтим,возникновениестрессовойситуациивсемье.
Несоблюдениетребований,предъявляемыхкребенку,еговозможностям,являетсяразрушительнойсилойдлярастущегочеловека.
Выводымногихизвестныхученых ипсихологов,результатысовременныхисследованийсвидетельствуютотом,чтоистокамидеянийиправонарушенийподростковявляютсяотклонениявповедении,игровой,воспитательнойидругойдеятельности,которыенаблюдаютсявдошкольномимладшемшкольномвозрасте.Этамодельотклоняющегосяповедениячастоберет свое начало враннемдетствеивнеблагоприятныхобстоятельствахвконечномитогеприводиткпостоянномуотсутствиюдисциплиныиразным формамантисоциальногоповедениявподростковомвозрасте.
     Важноеформированиеличностипроисходит вподростковомвозрасте. Проявлениенезаметных,ноопасныхпсихологическихновообразований,искажение некоторыхчерт,создаютвподростковомпериодежизнипредпосылкидлядеформацииличности.Возникнувкакспособответаребенкананеблагоприятныесоциальныевоздействия,этипсихологическиеновообразованияпостепенно становятся новообразованиями с собственным логическим развитием.Крометого,самаличностьначинаетсоздаватьсреду,которая поможет ей  способствоватьдоминированиюотрицательныхкачестввличностнойсистеме,такая среда может привести кдальнейшемуискажению"формыличности".
Цель данной работы:рассмотреть различные психологическиеаспекты, которые предшествуют появлению дезадаптации у подростка в последние года обучения в школе, а так же изучить методы профилактики и коррекции школьнойдезадаптации.
Объектомисследованияявляетсяобразовательнаядеятельностьстаршеклассников(10-11класс).
Предметомисследованияявляетсядезадаптацияподростка.
Методисследования:
-Наблюдение;
- АнкетированиеподростковспомощьюопросникаГ.Айзенка,которыйвключаетописаниеразличныхпсихических и внутреннихсостояний,наличиекоторыхусебяреспондент долженподтвердитьилиопровергнуть. Анкетадаетвозможностьопределитьуровеньтревожности,фрустрации,агрессиииригидности.
-Общениесостаршеклассниками,родителями,учителями;























1 ШКОЛЬНАЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1Характеристикавозрастныхособенностейстаршеклассника

Впсихологии,возрастстаршегошкольника(10-11классов,15-17лет)обычноприписываетсяраннемуподростковомувозрасту.Подростковыйвозрастнастадииразвитияличностиопределяется,преждевсего,социальнымиусловиями.Именноэти условияопределяютположениеи статус подростка вобществе,объемзнаний,которымиондолженовладеть,итакдалее.
Втакомвозрастесоциальныйстатусстановитсяважнымдляличности подростка, который завершает обучение в школе.Соднойстороны,онипродолжаютпереживать проблемы, которые были унаследованныотподростковойстадии,оправенанезависимость состороныстарших,сегодняшнихпроблемахотношенийит.д.Спротивоположнойстороны,онисталкиваютсясзадачамижизненногосамосознания,определения.Такимобразом,подростковый этап является отличительной чертой междудетствомивзрослойжизнью
Л.И.Божович1имногиедругиеисследователиэтоговозраста(И.С.Кон,В.А.Круцкий,Е.А.Шумилин)связываютпереходотдетского краннемуподростковомупериодусрезкимизменениемвнутреннегоположения.Изменение внутреннейпозицииподростка заключаетсявтом,чтостремлениекбудущемустановитсяосновной цельюличности.Проблемавыборабудущейпрофессии,дальнейшийжизненныйпутьнаходитсявцентревнимания,плановмолодогочеловека.
Наиболее главным моментомвовнутреннемположениистаршеклассникаявляетсяновыйхарактерпотребностей, они имеют более глубокие цели и интересы.Вконцеконцов,подростковый возраст характеризуетсястремлениемкбудущему.Если жизнь подростканеизмениласьрадикально,ионосталсявшколе,то выход к более взрослой и самостоятельной жизни будет отодвинут.Поэтому,взаключительные года обучения в школе необходимосформулировать такойпланжизни,которыйбудет включатьв себя вопросыотом,кем подростокбудет(профессиональноесамоопределение)ичто с нимбудет(личноеилиморальноесамоопределение).Этотпланжизниужедолженво многом различаться оттого,которыйбылпредставленв9классе.
Поиск смысла жизни является наиболее важным условием психическогоразвитиявподростковом возрастеиможетиметьнескольковариантов2:
1. Развитиеимеетбурныйхарактерпоискаисомнения.Происходят новыепотребностиумственного исоциальногопорядка,обычно их удовлетворение крайне затрудненно. Несмотрянато,чтотакойвариантразвитияимеетоструюформу,движение потакому путиможет помочь сформироватьнезависимостьиндивидуума,гибкостьмышления,творческийподходк различным ситуациям и проблемам.Такое развитиепозволяетподростку приниматьсамостоятельныерешениявнепростых ситуацияхвбудущем.
2. Плавное развитие,старшеклассникпостепеннопереходиткповоротнойточкесвоейжизни,азатемдовольно легкопримыкаеткновойсистемеотношений.Такиестаршеклассникиявляютсяконформными,т.е.ориентированныминаобщепризнанныеценности,оценкуиуважения другихлюдей,ониобычноимеютхороший контактсродителямииучителями.Притаком, довольноуспешномкурсеподростковоговозрастаимеютсянекоторыенедостаткив развитии личности:подросткименееавтономны,пассивны,иногдаповерхностны и примитивнывсвоихпривязанностяхиувлечениях.
3.Быстрое,судорожноеразвитие.Школьники с таким развитием относительно раноопределяютсвоижизненныецелииупорно стремятсяких достижению и реализации.Ониимеютвысокийуровеньсаморегуляции,которыйвситуацияхнеудачипозволяетчеловекубыстроадаптироватьсябезвнезапныхэмоциональныхсбоев.Однакосвысокимпроизволомисамодисциплинойтакойчеловекимеетболееслабоеразвитиерефлексиииэмоциональнойсферы.
4.Импульсивное,заторможенноеразвитие.Такиеподростки неуверенывсебеинеправильнопонимаютсебя,уних в недостаточной степени развитоотражение своего будущегоиесть место низкойсаморегуляции.Такие подростки в более взрослой жизни имеют качество оставаться незамеченными.
ПомнениюА.В.Мудрика3,наиболеесущественнымвпсихологическомразвитииучащихсясреднейшколы,впериодраннегоподростковоговозраста,являетсяпотребностьвобщении,потребностьво взаимосвязи.Из-заэтогоранниенеудачивобщенииостроощущаются.Подростки начинают проявлятьповышенныйинтерескповедениюихарактернымчертам взрослых,пытаясьпонять,какиекачества людей привлекаютилиотталкиваютих,ожидаяоценкисобственной личности отродителей,учителей, сверстников.
Также,наповедениестаршеклассниковвлияетвозникающая«системаотношений»4, имеющаяособенностивзаимоотношенийстаршеклассниковсучителями, положениювклассе, кихбудущему,жизненнымцелям.
Основныехарактеристикиобщениявраннемподростковомвозрасте:
1.Общениесовзрослыми.Привсемсвоем большомстремлениикнезависимости,подростки остронуждаютсявполучении жизненногоопытаипомощи со стороны своих родителей.
Прихорошем взаимоотношении с семьей,в подростковомвозрасте,эмоциональныеконтактысродителямивосстанавливаютсянаболеевысокомсознательномуровне:родители обсуждают со своими детьми жизненные перспективы, преодоление трудностей в обучении, испособыдостижения жизненных целей.
Происходит постоянныйпоискидеальныхкачествувзрослых,которыедляличностистаршеклассникаявляютсястандартамивразличныхсферах-вобластичеловеческихотношений,нравственныхнорм,вразныхвидахдеятельности.
Несмотрянато,чтоподростки начинают больше доверять своим родителям,онисохраняютопределеннуюдистанцию, прибегая к помощи взрослых только тогда,когдасаминевсостояниипринятьрешение.
2. Контактсосверстникамиостаетсяинтимно-личностным.Остаетсянеизменнымиобщениесдрузьями,приходитновыйопыт,разочарования,происходитанализотношенийсвзрослымиисверстникамиисобъектамивозлюбленностиилисимпатии.Потребностьвинтимностивэтовремяпочтиненасыщена,ееоченьсложноудовлетворить-ученикистаршихклассовсчитают,чтоистиннаядружбасредисверстниковвстречаетсяредко.
3.Общениесобъектомлюбви.Подростковый возраст - возраст первой настоящей любви.Функциизнакомствавподростковомвозрасте:
1)Развлечения–возможность хорошо провести время и завести новые знакомства.
2)Социализация-возможностьпознакомиться с представителями противоположногополаиразработатьподходящиеспособывзаимодействия.
3)Статус-возможностьповыситьсобственныйстатусвокружении сверстников,появляясьсрединих в качестведостойного«бойфренда»илижелаемой«подруги».
5)Дружескиеотношения-возможностьприобрестидругапротивоположногопола,скоторымвозможно хорошее общение или общие интересы.
6)Интимность-возможностьустановитьтесные,плотные отношениясчеловекомпротивоположногопола.
Б.Г.Ананьев5подчеркивал,что,какправило,сприбавлением иобобщениемопытаобщения, возрастает уровень саморегуляции поведения, а так же общественного или социального восприятия,поскольку«общаякартинаформированияхарактера-этоформированиеотражающихсвойствличностинаосновыкоммуникативных».
СогласноИ.С.Кону6иА.В.Мудрику,отличительными  чертами личностистаршеклассникаявляетсястремлениекчему-то новому,оригинальному. Присутствует стремление понять,добиться,утверждать,пытатьсяисправить системупринятых норм и оценок, которые существуют в его ближайшей среде.
Самосознание-этоцелостныйвзгляднасамогосебя,эмоциональноеотношениексебе,самооценкавнешнеговида,умственные,моральные,волевыекачества,осознаниесобственныхсильныхислабыхсторон,наосновекоторыхвозникаютвозможностидляцеленаправленностисамосовершенствования,самообразования;
 Подросток имеетсобственноемировоззрение, которое представляет собойцелостнуюсистемувзглядов,знаний,убеждений, опирающуюсянаранееприобретенный опытиформируетспособностьабстрагироватьтеоретическоемышление,безкоторогоразрозненныезнаниянеобразуютединойсистемы.Стремлениесамоутвердиться и кардинально переосмыслить окружающий мир, получить полную независимость иоригинальность,создатьсвоюсобственнуютеориюсмыслажизни,любви,счастья,политикиит.д. является неотъемлемой характерной чертой подростка.
Возрастмолодежи-это«третиймир»,который существуетмежду переходом из детского возраста во взрослую жизнь,посколькузавершаетсябиологическое,физиологическоеиполовоесозревание,новсоциальномсмысле, подросток не являетсясамостоятельнойвзрослойличностью.Молодежьвыступаетвкачествеэтапа когда принимаютсяответственныерешения,определяющиевсюбудущуюжизньчеловека:выбор будущейпрофессииисвоего меставжизни,развитиемировоззренияижизненногоположения,выборпартнера,созданиесобственнойсемьи.
Одним из главных процессов в психологииподростковоговозрастаявляетсяформированиесамосознанияиустойчивыйобразсобственнойличности.
Самосознание формируется внесколькихнаправлениях:
1.Происходит открытиесвоего внутреннегомира–подросток начинаетвосприниматьсвоиэмоциинекакрезультат внешнихсобытий,акаксостояниесвоей личности,ощущениесвоейособенности,различияотдругих,аиногдаичувстваодиночества;
2.Существуетпонимание необратимостивремени,конечностиегосуществования.
3.Плавноформируетсяжизненныйплан.Планжизнипоглощает всюсферуличногосамоопределения:выбор профессии и место в жизни, образжизни, моральную форму,уровеньстремления.Понимание целей,жизненныхстремлений,бурное развитиепланана жизнь являетсянаиболее главным элементомсамосознания.
4.Существуетпонимание иформируетсяотношениеквозникающейсексуальнойчувственности.
Главныехарактеристикиличностивподростковомвозрасте7:
1.Повышеннаяэмоциональнаявозбудимость,реактивность.Этопроявляетсявдисбалансе,раздражительности,всплескаххорошегоилиплохогонастроения.Причинамиэтого,помнениюбольшинствапсихологов,являетсянесоответствиеуровняпритязанийисамооценки,противоречивойприроды«Я»,природывнутреннегомира: подростокпроявляетмаксимумэмоциональныхреакций(включаябеспокойство)поотношениюксвоимсверстникам,родственникам,друзьями,покрайнеймере,поотношениюкаутсайдерамиучителям.
Возраст17-18летимеетглавное значениедляпоявления психических отклонений и девиаций.Крометого,вподростковомвозрастеособеннохарактернынекоторыечертыхарактера(повышеннаяактивность,возбудимость, педантичность,изоляция),которыемогутбытьисправленыиувеличиваютвероятностьпсихическихтравмиотклонений.
Следует учесть, чтоформированиемеханизмоввнутреннегоэмоциональноготорможенияиспособностьреагировать с умомнавнешниевоздействиязаканчиваетсявподростковомвозрасте.Достаточно низкий уровеньэмоциональногоответа(раздражительность,повышеннаятревожность,нестабильность,неадекватнаяэмоциональнаяреакция)являетсяпсихологическинеблагоприятнымпризнаком в подростковой стадии.
2.Формированиеустойчивогосамосознанияистабильногообразаличности.Такое формированиесвязаносувеличениемличногоконтроля,автономией,новымпериодомвразвитииразума.Изменениесамосознаниявключаетвсебя:
1)Тенденциюподчеркнутьсвоюиндивидуальность;
2)Несходствосдругими;
3)Открытиесвоеговнутреннегомира;
4)Осознаниечувстваодиночестваистрахаодиночества;
5)Осознаниеконцажизни;
Изменениеизображениявнутреннего«Я»:
1)Некоторыеизсобственныхкачествреализуютсяпроще,четче,иначе;
2)Уровеньикритериисамооценкименяются;
3)Степеньсложностипредставленийособственныхизменениях;
4)Целостностьистабильностьиндивидуальногоувлечения;
5)Уровеньсамооценкиувеличивается;
6)Снижениечувствительностикхарактеристикамсвоеготела(соблюдениеидеальныхстандартов);
7)Умственныеспособности,волевыеиморальныекачествапостепенновыходятнапервыйплан.
Опасностьэтогоэтапа,помнениюЭ.Эриксона8,заключаетсявсмешениироли,диффузии(путанице) собственной личности,идентификации.Эточасто связаноспервоначальнойнеопределенностьювсексуальнойидентичности,ночаще всегосневозможностьюрешатьпроблемыпрофессиональнойидентичности.
Появление системы ценностных ориентаций - заключительныйэтапсозреванияиформированияличности,которыйнаиболееполнораскрываетценностно-ориентационнуюдеятельностьстаршеклассника.
В самоопределениевходит формированиеследующихличностныхкомпонентов:
1.Новоепонимание времени-подросток соотносит прошлоеибудущее,воспринимаетнастоящеесточкизрениябудущего.Чтокасаемоличностногоразвития,этоозначаетплавноеустановлениесвязимеждупериодом детского и взрослого становления.
2. Стабилизациясамооценки.Острые изменения самооценкииуровнятревоги,связанныпрежде всего спониманиемответственностизавыбранныйжизненныйпуть.В дальнейшем такие колебанияначинают приобретать стабильность.
3. Саморегулирование.Повышенныйконтрольнадповедением,проявлениеэмоций.Настроениестановитсяболеестабильнымисознательным.Подросткив16-17лет,независимооттемперамента,выглядятболеесдержанными,сбалансированными,чемввозрастеот11до15лет.
4. Моральнаяустойчивостьличности.Вееповеденииучениксреднейшколывсебольшеруководствуетсясвоимивзглядами,убеждениями,которыеформируютсянаосновеприобретенныхзнанийиеесобственногожизненногоопыта.
5.Мировоззрениеличности.Мировоззрение-системастабильных взглядовнамириего значениевнем.Несмотрянато,чтомировоззренческиепозицииличностивпоследствииизменяются,авовзрослойжизникорректируютсявзависимостиотпроблем ижизненныхситуаций,молодежнаяперспективаявляетсяосновой,которая необходимадляпсихическогоздоровьячеловека.Отсутствиевыбора мировоззрениявподростковомвозрасте,пословамЭ.Эриксона, означает то, что человеку сложно найтисвоеместовмиречеловеческихотношений.
6.Сознательноеотношениекосновнойдеятельности-учебаилиработа.Изучениепредметовначинаетсчитатьсянеобходимойосновойдлядальнейшегообучения.Старшиешкольникиснованачинаютбеспокоитьсяобуспеваемости,нотеперь,восновном,потемпредметам,которыепонадобятсявбудущем.
Уученикаестьспециальнаяформаобразовательнойдеятельности.Онавключаетэлементыанализа,исследования,вконтекстеужереализованногоиливоспринимаемогокакнеобходимостьпрофессиональнойориентации,личногосамоопределения.Наиболеесущественнымпсихологическимновообразованиемподростковоговозрастаявляетсяспособностьшкольникасоставлятьжизненныецели,искатьсредствадляихуспешной реализации.Д.И.Фельдштейн9определяетспецификусодержанияобразовательнойдеятельностистаршеклассника.
1.Обучениестановитсясредствомреализациижизненныхцелей,всебольшеотодвигаясьотпозицииведущейдеятельности.
2.Еслидляподросткасуществует баланс между авторитетомучителяиродителей,авторитетомсверстников,то для него полномочия отдельного учителя дифференцируютсяотавторитеташколы.
3.Авторитетродителей возрастает,они участвуютвличномсамоопределении своего ребенка.
4. Старшеклассниквключаетсявновыйтипведущейдеятельности-образовательнуюипрофессиональную,успешнаяорганизациякоторойвзначительнойстепениопределяетегостановление каксубъектапоследующейтрудовойдеятельности,егоотношениек будущей профессии, специальности.
Впериод ранней юности происходит развитие мировоззрения. Подросток плавно переходит на этап осмысления жизни, ее принципов и норм, поэтомудляданноговозраста,максимализмвоценках,упрямствоистрасть,характерныдлязащитыихточкизрения.Собратной стороны,этопериодстановления первых жизненных планов,целей,стратегийбудущего.
Главными новообразованиямиподросткового периодастановитсяличностное и профессиональноесамоопределение.
Проблемы юношескоговозрастанапоминаюткризисыодногогода(регуляция речевого поведения)исемилет(нормативнаярегуляция).В17летпроисходитценностно-смысловаясаморегуляцияповедения.
Уподростка происходитфилософскоеизменение сознания,онначинает погружаться всомнения,размышления, которыемешаютегоактивнойдеятельнойпозиции.
Д.ИФельдштейн10выделяетшестьгруппподростков:
Перваягруппаподростков.Онивсегдаадаптированныкшкольномурежиму,всегдаисполняюттребования,предъявляемыешколойиучебнымпроцессом.Процессобучениявосновномсвязансположительнымиэмоциями.Подросткиэтойгруппыхарактеризуютсявысокойсоциальнойзрелостьюдляданноговозраста.Онилегкосправляютсясновойсоциальнойролью-рольюученика,учатсяруководствоватьсясвоимповедениемидеятельностьюпоправиламшкольнойжизни.Онипонимаютсоциальноеположениеучителя,уважаютего,уважаютформуповедения,принятуювшколе.Могутлегкосопоставитьсвоеповедениесповедениемсверстников,прочувствоватьситуациювусловияхсовместнойдеятельности,всегдаоткрытыдляобщенияивзаимодействия.Синтересомисознательноотносятсякобучению,стремятсяксвоимучебнымдостижениям,ихулучшению.Такиеподросткиобладаютвысокойинтеллектуальнойдеятельностью.Унихмноговопросов,онивсегдаимеютзаинтересованностьвчемто.Еслионипроявляютинтерескчтению,точитаютмногоиохотно.Приобретаютзнания,жизненныйопытиактивноучаствуютвуроках.Имеютактивный,«жадный»интерескпознавательнойдеятельности,чтопозволяетэтимдетямдостичьвысокойипостояннойконцентрациивнимания.Интеллектуальныепроцессыхарактеризуютсягибкостью,мобильностью.Сформированныевмладшихклассахнавыкиявляютсяхорошейосновойдляовладениязнаниямиинавыкамиобучения.Процессобученияидетуспешно.
Втораягруппаподростков.Характерадаптацииуподростковэтойгруппывцеломтакжеможноназватьвполнеудовлетворительным.Жалоботродителейнет.Некоторыетрудностимогутвозникатьустаршеклассниковвлюбойобластиихновойжизни:могутбытьтрудностивсоциальныхконтактах,могуттакжевозникатьпроблемы,связанныесреализациейправилповедения(онимогутотвлекатьсянауроках,конфликтоватьсосверстниками),возможныидругиетрудностиадаптации.Однакосовременем,какправило,этипроблемысглаживаются.Хорошаяподготовка,желаниеучиться,высокоечувствоответственностипозволяютподросткуучаствоватьвобразовательнойдеятельности,соответствоватьтребованиямшколы,успешноиспользоватьучебныематериалы.
Третьягруппаподростков.Эффективностьподростковэтойгруппынельзяназватьнизкой,нооназаметнопадаеткконцушкольногодня,недели.Естьпризнакипереутомления,концентрациявниманиянарушена,появляетсянедомогание.Заметноенапряжениевызываюттрудностивучебе.Настроениезависитотситуацииинапрямуювлияетнапродуктивностьдеятельности.Подросткиэтойгруппыхарактеризуютсялибонизким,относительносбалансированнымразвитиемвсехкомпонентовпсихики,либопреимущественнымразвитиемотдельныхаспектовличностинафонезаметногоотставанияотдругих.
Когнитивныйинтересзначительнойчастиподростковэтойгруппыещенедостаточноразвит.Дляпреодолениятрудностейвобучениитакимподросткамнужнаэмоциональнаяподдержка,стимуляция.Ониимеютнекоторыеуспехивучебе.Уровеньподготовкивмладшихклассахварьируется.Небольшаячастьподростковэтойгруппы,которыеопираютсянасильныесторонысвоегоразвития,достигаютсвоихуспехов.Этимподросткамзаметнонехватаетвременидляосвоенияшкольныхпрограмм.Почтивсеонитакжеконфликтуютсродителями.
Четвертаягруппаподростков.Уподростковэтойгруппыестьдовольноопределенныетрудностивадаптациикшколе.Работоспособностьснижена.Требования,предъявляемыешкольнымрежимом,вызываютсерьезнуюнагрузкунавсесистемыифункцииорганизма.Усталостьнакапливаетсябыстро,проявляетсяневнимательность.Вэмоциональнойсферезаметныколебаниянастроения,неопределенность,беспокойство.Очевидно,естьпроблемывобщении.Этидетиизбегаютпрямогоконтактасучителями,застенчивы,резкореагируютнакакиелиботребования.Онинеполучаютнормальногообщенияивзаимодействиясосверстниками,постояннообижаются.
Характеризуяподростковэтойгруппы,учителяотмечают,чтовихсознанииещенепроизошелквантовыйскачок«доуровняученика».Этиподросткиещенесформироваликогнитивногоотношениякреальности,чтоявляетсянепременнымусловиемуспешноговключениявобразовательныемероприятия.Онинемогутсосредоточиться,имтрудноукрепитьсвоевнимание.Вотпочемувбольшинствеслучаевпроизводительностькогнитивнойдеятельностидетейвэтойгруппеоченьнизкая.
Индивидуальноеизучениеэтихдетейпоказываетинтереснуюдеталь:еслиинтеллектуальныезадачипринимаютсядетьми«вдвижении»,ониуспешносправляютсясними,раскрываяполнуюспособностьквысшимформамумственнойдеятельности.Ноеслизадача«вдвижении»нерешена,тоонаневыполняетсявообще.Отсутствиеинтереса,неспособностькволевымусилиямнепозволяютэтимподросткамактивизироваться,полностьюиспользоватьсвоипознавательныеспособности.Частьэтихдетейиз-заповышенноговниманияучителейиродителей,систематическиедополнительныедомашниезадания,по-прежнемуимеютсреднийуровеньакадемическихуспехов,большинствоизнихимеютнизкуюуспеваемость.
Пятаягруппаподростков.Трудностиадаптациитакихподростковкшколечетковыражены.Неотвечаюттребованиям,предъявляемымусловиямиобучения.Ихтрудоемкостьнизкая,усталостьпроисходиточеньбыстро.Уребенкаощущаетсяочевидныйдискомфортвклассе.
Учителячастохарактеризуюттакихподростковкакраздражительные,капризные,легковозбудимые.Особеннояркоэтиособенностиповеденияпроявляются,когдаподросткисталкиваютсяструдностями.Поведениевтакихслучаяхнеконтролируетсясознанием.Онможетвосстатьпротивэлементарныхтребований,выразитьпротествгрубых,суровыхформахиливмолчаливомупрямстве.Вситуациях,несвязанныхснапряженностью,строгимитребованиями,онимогутбытьпослушными,ласковыми,жизнерадостными,приветливыми.
Совсемииндивидуальнымиособенностямиповеденияэтихдетейтакжевыделяютсянекоторыехарактерныечерты.Чаще,чемудругих,утакихподростковестьсвоеобразноеребячество,инфантилизм,социально-психологическаянезрелость.Ониведутсебяраскованно.Онинеосознаютсвоюсоциальнуюрольученика,незнают,каксоотноситьсвоеповедениесповедениемдругихдетей,справиламишкольнойжизни,онинечувствуютморальногорасстояниямеждусобойиучителем.Нереагируютнато,чтопедагогделаетзамечания,выражаетупрек.Нетникакогоинтересакобучению,наурокахэтидетиприсутствуютчистоформально,онибезразличныксвоимуспехаминеудачам.Внекоторыхслучаяхнаблюдаетсярезкоенарушениеобщенияивзаимопониманиясодноклассниками.Все чаще происходят конфликты и недопонимания с учителями и родителями. Такиеподросткизлобны,онипостоянноявляютсяисточникомконфликтов,онинеспособныксотрудничеству,ониагрессивны.
Характерныеповеденческиехарактеристикиуподростковэтойгруппывбольшинствеслучаевсочетаютсясплохойподготовкойкшколе.Регулярнымследствиемвобучениитакихдетейвусловияхобычногоклассаявляютсяпостоянныетрудностивобучении,отставание.
Шестаягруппаподростков.Подросткиэтойгруппыстоят насамойнизкойстадииразвития.Дляразвитияхарактерно,чтониодинизегокомпонентовнепозволяет«вытащить»ребенканауровеньуспешногоученика.Слабостьэмоциональноволевыхинтеллектуальныхкомпонентовпознавательнойдеятельностидополняетсянезрелостьюсоциальныхкачествребенка,внемнеформируетсяпсихологияученика,чтоявнопроявляетсянетольковкогнитивнойдеятельности,ноивовсемповеденииребенка.
Независимоотиндивидуальнойидентичности,всеподросткиэтойгруппыиспытываютсамыебольшиеисамыенепреодолимыетрудностиадаптации.
Вместевсеподросткичетвертой,пятойишестойиндивидуально-типологическихгруппвразнойстепени(низкий,средний,высокий)находятсявситуациипедагогическогориска-рискашкольнойисоциальнойдезадаптации.

1.2Рольсемьиипреподавателявдезадаптационныхпроцессахподростка

Большое количествоотклоненийвповеденииподростков:распущенность,правонарушения,употреблениезапрещенныхвеществлежатвактивеодногоисточника-социальнойдезадаптации,корникоторойисходятиздезадаптированнойсемьи.Социальнонесовершенныйребенок,подросток,находящийсявтруднойжизненнойситуации,являетсяжертвой,чьиправанаполноценноеразвитиегрубонарушаются.Согласнопринятомуопределению,социальнаядезадаптацияозначаетнарушениевзаимодействиячеловекасокружающейсредой,характеризующеесяневозможностьюегореализациивконкретныхмикросоциальныхусловияхегоположительнойсоциальнойроли,соответствующейеговозможностям.
Говоряосоциальнойнеадекватностиподростков,мыдолжныучитывать,чтодетствоиюношество-этопериодинтенсивногофизического,умственногоисоциальногоразвития.Невозможностьреализациипозитивнойсоциальнойролизаставляетподросткаискатьобъездныепутидляудовлетворенияегопотребностейвобластиразвития.Врезультате-уходизсемьиилиизшколы,гденевозможнореализоватьвнутренниересурсы.Другимспособомуходаявляетсяэкспериментснаркотикамиидругимипсихоактивнымивеществами.И,наконец,совершениепреступления.
Выделяютсяследующиеосновныепричинысоциальнойдезадаптации подростков:
-дисфункциональностьсемьи;
-личныехарактеристики(возраст,характерит.д.);
-школьнаядезадаптация;
-влияниеасоциальнойнеформальнойсреды;
-причинысоциально-экономическогоидемографическогохарактера.
Семьяявляетсяглавной основой,вкоторойпроисходитсоциализацияребенка.Извсехнедостатковсоциализацииличностинаиболееопаснысемейныенедостатки.Процесссоциализациивсемьевключаетассимиляциюподросткапообразцамнормативного,социальноодобренногоповеденияродителей. Поведение членов семьи доопределенноговозрастастановитсямодельюподражания.Знаниеродительскихнорм-моделейиповеденияпозволяетподросткунеискатьновыерешениявстандартныхситуациях,авестисебятак,какеслибыонибылиавтоматически,всоответствииспринятымивданнойсредеиперсональнымиобразцами.Семейныеритуалы(свадьба,похороны ит. д.)наиболеетесносвязанысостандартнымиобразцами,посколькустепеньстандартизации,частотаситуацийповседневнойсемейнойжизничрезвычайновысока.Всемьезаложенаосновадлябыстрогопереходаот«своего»к«чужому»инаоборот.
Вкачествеосновнойгруппысемьяимеетследующиехарактеристики:
1.Семьяотносительноблизка,происходитсамоограничение.
2.Семья-этоассоциация,котораявоспроизводитсебя.
3.Семьяудовлетворяетжизненныепотребностилюдей(ноневсех),втомчислетех,которыене
могутудовлетворитьвторостепеннуюгруппу.
4.Семьяформируетчеловекавцелом.
5.Влияниесемьиначеловекаявляетсяпервичнымкаквовремени,такипосодержанию.
6.Членысемьинаходятсявпостояннойвзаимосвязи,поэтомулюбоеизменениевповеденииодногоизнихвлечетзасобойизменениявповедениидругихчленовсемьи.
Нарушенияопределенныхфункцийвлекутзасобойдеформациюсемейныхотношений.Широкийспектрфакторовможетспособствоватьнарушениям:характеристикамличностейихчленовиотношенияммеждуними,определеннымусловиямсемейнойжизни.Например,отсутствиенадлежащихзнанийинавыков(конфликтыродителей,вмешательстводругихчленовсемьи)могутпривестикнарушениямобразовательнойфункциисемьи11.Такимобразом,нарушениесемейныхфункцийделаетсемьюдисфункциональной,создаваяусловиядлядезадаптацииребенка.
Процесссоциализациивподростковомвозрастеособенноострый.Родительскиетребованияидисциплинарноевоздействиесильновлияютнасоциализациюребенка.И,во-первых,этопроявляетсявстремленииребенкаизбавитьсяотродительскойзаботывподростковомвозрасте.Избавлениеотродительскойзаботы-универсальнаяцельподростковоговозраста.Взападнойпсихологии12отмечается,чтоэмансипацияосуществляетсяпутемпоследовательнойзаменыролиродителейвпроцессесоциализациигруппойсверстников.Семьяпостепеннотеряетсвоюпривлекательностьпосравнениюсгруппойсверстников,котораяотнынеявляетсяносителемсистемыценностей,нормповеденияиисточникаопределенногостатуса
Семьи,которыехарактеризуютсяглубочайшиминедостаткамисоциализации,добровольноилиневольнопровоцируютдетейнараннееиспользованиепсихоактивныхвеществисовершениепреступлений.Криминалистывыделяютследующиетипыдисфункциональных,неблагополучныхсемей:
1.Псевдо-семья,использующаяневерныеметодыобучения.
2.Неполноесемейство,характеризующеесядефектамиструктуры.
3.Проблемнаясемья,характеризующаясяпостояннойконфликтнойатмосферой.
4.Безнравственнаясемья,характеризующаясяалкогольной,аморальнойисексуальнойдеморализацией.
5.Криминогеннаясемья.13
Псевдо-семья.Псевдосемействоотличаетсявыраженнымдеспотическимхарактером,безоговорочнымдоминированиемодногоизродителей,полнымподчинениемостальнымчленамсемьи,наличиемжестокихотношений(чтобыдержатьвсехв«ежовыхрукавицах»),использованиемфизическихнаказанийвкачествеосновногосредстваобразования.
Особыйвредразвитиюличностиребенкаиособенноподросткавызванчастымфизическимнаказанием.Психологическиэтотвредзаключаетсявследующем:
1.Родители(отец,мать,опекун,куратор),систематическинаказываяребенка,действуютдлянегокаканти-идеал.Онникогданебудетуважатьтакогородителя,братьснегопример.Врезультате,ребенок,подросток,задерживается,формируясвойвнутренниймир.
2.Частыефизическиенаказанияпричиняютребенку,подростку,состояниеразочарования.Накопленныеобиды,раздражительность,злоба,удаляютсяналюдей,доступныхему,особеннонасверстников.Врезультатеонразвиваетагрессивноеповедениевовсехнеприятныхситуациях.
3.Частыефизическиенаказаниянаносятущербсамооценкеличностиподростка,врезультатекоторогоонразвиваетболезненночувствительноесамосознание,легкоуязвимуюсамооценку.
Систематическо-физическоенаказаниевраннемдетствеможетпривестикпотереотзывчивости,умениюсочувствоватьисопереживатьдругимлюдям.Вотношенииродителейчасторазвиваетсянегативизм,которыйстановитсявраждебным.
Такимобразом,неблагополучнаясемьяотражаетсявовсехсферахжизниребенка:успеваемостьвшколеснижается,уличнаякомпаниязаменяетродительскиеполномочия,вкоторыхребенокполучаетпризнание.Всеэтоприводитксоциальномуипедагогическомупренебрежениюребенком,иногдакзадержкамвумственномразвитииипсихическимрасстройствам,следствиемчегоявляетсяиспользованиепсихоактивныхвеществисовершениеправонарушений
Неполнаясемья.Дефектывструктуреродительскойсемьивсовременныхусловияхмогутнеблагоприятновлиятьнаформированиеличностиребенка,подростка,атакжеспособствоватьегодезадаптации.Однимизнегативныхфакторовнеполнойсемьиявляетсяэмоциональныйдискомфорт,испытываемыйребенком,подросткомвтакойсемье.Онхарактеризуетсякомплексомпсихологическихреакцийипереживаний:чувствонеполноценности,дефектности,зависти,эмоциональногоголодаит.д.Этаситуациявызываетповышенныйинтерескдетямиподросткамсихпренебрежениемкпереживаниямвзрослых,безразличным,аиногдаагрессивнымотношениемкотцуилиматери,которыепокинулисемью.
Наибольшийэмоциональныйстрессиспытываютмальчики,которыхвоспитываютбезотцов.Подростокнуждаетсявотцекаквмоделидляподражания,чтобысформироватьмужскуюрольповедения.Именновотцеподростоквидиттакиекачества,какмудрость,мужество,решительность,благородство,уважениекженщине.Всемьяхбезотцарастетопасностьфеминизациимальчиков,которыебессознательнобоятсяэтогоиначинаютдемонстративнопроявлятьмужественностьвповедении:онисклонныкагрессии,тягостности,грубости.
Родителямоченьбольноподниматьразвод.Дляподросткаразводродителейдействуетсильнее,чемудетейвсехвозрастов.Однакоследуетотметить,чтофактроспускасемейныхсвязейневсегдаозначаетвред.Ребенкуненужныжестокие,грубые,алкогольныеродители,деспотическиеотцы.Поэтомучастоосвобождениеотжестокой,безнравственнойличностиприноситоблегчениеребенку,авзрослому,отдыхинормальныеусловиядлявоспитания.
Разводпредшествуетобщемуухудшениюсемейныхотношений.Подросток против своей воли становитсясвидетелемскандалов и выяснения отношениймеждуродителями,видитгрубость,унижение, а иногда и жестокость.Вэтихусловияхончувствуетсебяотчужденнымвсемьеипытаетсякакможнобольшевременипровестивнедома.Существуетнеконтролируемаякриминогеннаяопаснаяситуация,посколькурольвоспитателяберетнасебяулица.
Проблемнаясемья.Проблемнаясемья-своегородадисфункциональнаясемья.Онахарактеризуетсясоперничествоммеждуродителямизадоминирующееположениевсемье,отсутствиемкакого-либосотрудничествамеждучленамисемьи,происходитизоляциямеждуродителямиидетьми.Доминирующаяконфликтнаяситуациявсемьесоздаетпостояннуюатмосферунапряженности,котораяневыносимадлядетейиподростков,иони,какправило,остаютсякакможноменьшедома,«ускользают»подлюбымпредлогомнаулицу,гдеонипроводятб.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.