- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие ловкости у старших школьников посредством игры в волейбол
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008513 |
Тема: | Развитие ловкости у старших школьников посредством игры в волейбол |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ Зав. кафедрой спортивных дисциплин _________к.б.н., доцент К.М.Жомин ___________2017 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ БАКАЛАВРСКАЯ Развитие ловкости у старших школьников посредством игры в волейбол Выполнил студент группы 03-ФК13 Андрей Сергеевич Жуков Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование Профиль: Физическая культура Форма обучения: заочная Руководитель: доцент кафедры спортивных дисциплин Ирина Владимировна Молдованова_________________________ 20__ г. Новосибирск 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ……………..3 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………….…………………………………..6 1.1 Физическая подготовка юных волейболистов.…………………………………...6 Характеристика возрастных особенностей старшеклассников……………………..8 Особенности организации и проведения учебного-тренировочного процесса у юношей и девушек старших классов………………………………………………………..11 Характеристика физического качества ловкости и ее структура………………….13 Методика развития ловкости…………………………………………………………19 Развитие ловкости у старшеклассников посредством игр и физических упражнений……………………………………………………………………………………21 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………..28 2.1. Контингент и метды исследования…………………………………………….28 2.2.Педагогическое тестирование…………………………………………………...28 2.3Физические упражнения, подвижные игры и эстафеты, способствующие развитию ловкости у юных волейболистов…………………………………………………32 ГЛАВА 3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………….38 ЗКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..47 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………48 ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ Обмен веществ – это совокупность всех химических реакций, которые происходят в организме. Ловкость — способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Нервная система — комплекс анатомических структур, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к внешней среде и регуляцию деятельности отдельных органов и тканей. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) - это наибольший объём воздуха, который человек может вобрать в лёгкие после максимального выдоха. Дыхательная система человека — совокупность органов, обеспечивающих функцию внешнего дыхания человека (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и циркулирующей по малому кругу кровообращения кровью). ВВЕДЕНИЕ В процессе обучения учащейся молодёжи в спортивных играх, а конкретно в игре в волейбол, как правило, формирование технических действий доводится до автоматизма, без учёта накопления фонда различных двигательных навыков и умений из других видов спорта, выполняемых в вероятностных, а часто, неожиданных и даже экстремальных ситуациях. Актуальность. В настоящее время современные правила игры в волейбол привлекли повышенные требования к подготовленности игроков, особенно к проявлению ими высокого уровня развития ловкости, что в свою очередь, требует разработки новых подходов к учебно-тренировочному процессу. При изучении рассматриваемой проблемы можно выделить следующие противоречия: - между повышенными требованиями в подготовке спортивных резервов и устоявшейся технологией обучения; - проблемы физического воспитания рассматриваются с позиций двигательной деятельности в обычных условиях без учёта влияния условий деятельности и сбивающих факторов, в которых развивается ловкость, и формируются навыки и умения волейболистов. Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, какие педагогические условия наиболее благоприятные для развития ловкости в процессе учебно-тренировочной деятельности, эффективно влияют на формирование технических действий юных волейболистов? Решение этой проблемы и составляет цель исследования. Цель исследования: обоснование влияния специальных упражнений и подвижных игр на развитие ловкости, у старших школьников. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать специальную методическую и научную литературу. 2. Изучить возрастную динамику развития ловкости у старших школьников. 3. Подобрать и апробировать комплексы специальные упражнений и подвижных игр, развивающих ловкость. Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по волейболу у старшеклассников. Предмет исследования – специальные средства и методы для развития ловкости у старших школьников занимающихся волейболом. Гипотеза исследования: развитие ловкости будет способствовать повышению физической и технической подготовленности волейболистов Теоретические основы исследования базируются на структурно-деятельном подходе; на концепции развития функций в онтогенезе человека; на взаимосвязях физического и психического развития; на основах модульного обучения; на теории физической культуры. Основные положения, выносимые на рассмотрение: 1. Модульное обучение организации учебно-тренировочного процесса представляет собой функциональную систему, в которой вся двигательная деятельность может быть условно разделена на различные подсистемы, где в концентрированном виде представлена целостная совокупность элементов системы (проявлений- ловкости) и позволяет эффективно совершенствовать техническое мастерство юных волейболисток с учётом уровня развития психофизических качеств, индивидуальных особенностей ведения игры. 2. Целенаправленное развитие ловкости, как комплекса психических и двигательных способностей в условиях модульной организации занятий, эффективно влияет на реализацию двигательного потенциала юных волейболистов в учебно-тренировочном и соревновательном процессе. 3. Педагогическими условиями развития ловкости у юных волейболистов являются: - модульное обучение при организации учебно-тренировочного процесса с преимущественным развитием ловкости, - включение модульного обучения развития ловкости во всех этапах годичного тренировочного цикла, - личностно-ориентированный подход с учётом уровня развития физических качеств и индивидуальных особенностей ведения игры. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Физическая подготовка юных волейболистов. что физическая подготовленность является одним из от которого зависит командных, групповых и технико-тактических действий. бы техничным не был волейболист, он ни не добьется успеха, не хорошей и разносторонней подготовленностью. Во-первых, что в каждом игровом несколько волейболистов решают определенную Для этого они должны согласованные по скорости, и времени игровые Во-вторых, потому что в каждый волейболист быстро и точно игровую ситуацию, точные решения и реализовать их. Технико-тактическая волейболистов, у которых развита быстрота на движущийся объект партнер, соперник) или выбора, будет низкая. В-третьих, что волейбол становиться все атлетичной игрой, активной борьбой на множеством прыжков, и т.д., поэтому скоростно-силовая подготовленность – это неотъемлемое качество волейболиста.[5,99с.] В-четвертых, что средние показатели ительности матча из 5 :у юношей 115 мин (из них 15-18% активные фазы в что составляет 17 – 20,5 Сохранить высокую движений в течение матча, уметь высокую скорость и оптимальную высоту от начала и до конца может только хорошо подготовленный В основе выполнения технических (нападающий удар, мяча с падением и лежат координационные (ловкость). От них зависит игроков, особенно волейболистов. Не может профессионального волейболиста без развитых координационных Все эти качества, вместе и составляют физическую волейболистов. Цели и задачи подготовки юных Известно, что физическая – это длительный процесс, которого – достижение высокого уровня подготовленности. Этот физической подготовленности соответствовать требованиям Например, если для игровой деятельности должен выполнять технических приёмов и взаимодействий с максимальной то уровни развития физических качеств позволять делать ему это в игре. Задачи, в процессе физической многообразны, и конкретная каждой из них зависит от пола, подготовленности волейболистов, периода и т.д. Отметим что одним из основных ус высокой эффективности си физической подготовки волейболистов в учете возрастных роста отдельных качеств, характерных для этапов развития волейболиста. 1.2 Характеристика возрастных особенностей учащихся старших классов. Формирование скелета заканчивается в основном к 17—18 годам. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16—18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 16—17 лет особое внимание преподавателя физического воспитания должно быть обращено на формирование правильной осанки и развитие стопы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутренних органов и организма в целом. Вес мышечной массы к весу тела у подростков 15 лет составляет 32,6%, а у юношей 17—18 лет— 44,2%. Для укрепления сердечнососудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физических нагрузок, систематичность занятий физическими упражнениями. После нескольких лет бурного, противоречий переходного периода подросток вступает в новую полосу жизни. Начинается период юности. Это годы расцвета как физических, так и духовных сил. Заканчивается анатомическое развитие большинства органов и систем, однако в функциональном отношении они не достигают еще уровня развития, свойственного взрослому человеку. Нервная система. Продолжается умственное развитие, совершенствуется интеллект, совершенствуется кругозор. Анализаторная функция нервной системы достигает своего полного развития. Высокоразвито стремление достичь наилучшего результата в любом виде деятельности, в том числе в занятиях физкультурой и спортом, бороться за успехи своего коллектива, например за его спортивную честь. Костная и мышечная системы. Темпы увеличения роста в длину замедляются по сравнению с подростковым возрастом. Отмечается большее увеличение размеров тела в ширину, чем в длину. Завершается окостенений основных костей скелета, за исключением крупных трубчатых (продолжается до 23-25). Скелет становится более прочным, менее податливым кразличного рода искривлениям. Мышечная масса достигается к 16-17 годам 43-45% массы тела и приобретает новые качества. Например, увеличивается сила мышц. Сердечно – сосудистая система. Наряду с общим ростом массы сердца и улучшением его деятельности (что связанно с совершенствованием нервной регуляции) у юношей иногда наблюдается увеличением левого желудочка сердца, которое в медицине называется «юношеской гипертрофией сердца». Оно не вызывает отклонений в работе сердца. Приспособляемость сердца становиться более совершенной. Частота сердечных сокращений (пульса) уменьшается до 70-75 ударов в 1 минуту, высота артериального давления приближается к 115 миллиметров ртутного столба. Нервная и гуморальная регуляция сердца и сосудов становится более совершенной, что обуславливает большую устойчивость кразличного рода физическим и нервным нагрузкам. Дыхательная система. Завершается развитие дыхательного аппарата, жизненная емкость легким достигает 3-3.5 литров. Нервная регуляция дыхания становится более совершенной. Обмен веществ. Он характеризуется большей интенсивностью, чем у взрослых, но с возрастом она постепенно снижается. Половое созревание. Железы внутренней секреции, в том числе половое, заканчивают свое формирование (с этим связано появление новых черт во взаимоотношениях юноши и девушки), и юноша или девушка своим обликом во многом походит на взрослого, функциональное развитие продолжается и в последующие годы. Важнейшую роль в половом воспитании играют занятия физической культурой и спортом, воспитание гигиенических навыков, закаливание, эстетическое воспитание. Развитие движений. Укрепление нервной, сердечно – сосудистой и других систем организма, улучшение физического развития в юношеском возрасте создает благоприятный фон для занятий физической культурой и спортом. Успешно развиваются способности к выполнению физических действий, требующих силы, быстроты, ловкости. Однако в применении физических нагрузок, связанных с проявлением значительной силы и тем более выносливости, необходима большая осторожность. 1.3. Особенности организации и проведения учебно-тренировочного процесса у юношей старших классов. Спортивная тренировка - это систематический круглогодичный, многолетний педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов. На организацию учебно-воспитательного процесса в старших классах существенное влияние оказывают анатомо-физиологические и психологические особенности учащихся. Для регулирования процесса тренировки следует, учитывать объем, интенсивность нагрузки и меры, способствующие восстановлению организма. В целом у юношей старшего школьного возраста уже сформирована способность понимать структуру двигательных действий и выполнять их только по словесным описаниям. Способность старшеклассников анализировать причины и неудачи при выполнении двигательных действий служит предпосылкой того, чтобы предоставлять им как можно больше самостоятельности на уроках. Психологическая нагрузка в тренировке волейболистов характеризуется волевым напряжением, эмоциональностью тренировочных заданий, сенсорной напряженностью. Успешно реализовать достигнутый уровень физической, технической, тактической подготовленности спортсмена сможет только при мобилизации важных психофизиологических функций организма. При физической подготовке, а также при технико-тактическом совершенствовании для определения интенсивности можно использовать и показатели частоты пульса. Интенсивность и объем тренировочных нагрузок не могу быть раздельно. При выполнении упражнения проявляются две его взаимосвязанные стороны: количество и качество, продолжительность и интенсивность. Чем выше интенсивность нагрузок, тем меньше объем, и наоборот. Изменения объема и интенсивности тренировочных нагрузок можно целенаправленно влиять на тренировочный эффект используемых упражнений. Важной характеристикой тренировочной нагрузки являются меры, способствующие восстановлению организма спортсмена между выполнением упражнений, между тренировочными занятиями, между микроциклами. В практике волейбола для этих целей применяются педагогические, психологические, медицинские средства восстановления и различные формы активного и пассивного отдыха. Юноши-старшеклассники постоянно стремятся к осознанному освоению физических упражнений. Ими движет желание научиться сложным, зачастую рискованным упражнениям, которые требуют проявления не только силы, ловкости, выносливости, но и мужества. Напротив, девушки такого возраста нередко боятся оказаться в неловком положении, пасуют перед необходимостью длительной подготовки к овладению сложными двигательными действиями. Среди различных средств физического воспитания учащихся определённое место занимают спортивные игры. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества. Одним из таких видов спортивных игр является волейбол. 1.4 Характеристика физического качества ловкости и ее структура. Анализ литературных источников показывает, что проблема развития ловкости нуждается в глубокой теоретической и экспериментальной разработке с целью обоснования эффективных средств, методов и форм развития этой способности у спортсменов различных специализаций. Ловкость и ее противоположность, имея в быту ряд обозначений: сноровка, юркость, неуклюжесть, неповоротливость - до сих пор не имеет общепризнанного определения среди ученых. В одном случае, она не признается как самостоятельное двигательное качество и отождествляется с координированностью, в другом - вообще не рассматривается среди двигательных качеств или представляется в качестве образовательной стороны педагогического процесса. В - третьем случае, ее признают самостоятельным двигательным качеством, стоящим по своей структуре выше координированности [15]. Большинство отечественных и зарубежных авторов рассматривают ловкость либо как комплексное двигательное (физическое, психофизическое) качество, либо как совокупность определенных способностей. Однозначные целостные определения ловкости в литературе встречаются редко. В различных учебниках и монографиях ловкость рассматривается, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Это представление о сущности ловкости, сформулированное в литературе А.П. Матвеевым и В.М. Зациорским разделяют многие отечественные исследователи этой проблемы: В.М. Дьячков; Н.Г. Озолин; В.Н. Платонов; В.И. Филиппович; В.П. Филин и др. Некоторые авторы, давая определение понятию ловкость, выделяют 6-8, а иногда и большее число ее специфических проявлений. Так, С.В. Янанис к показателям ловкости относит мышечное чувство, пластичность нервных процессов, быстроту реакции, ориентировку в пространстве и во времени, чувство равновесия, прыгучесть, скорость выполнения отдельных движений и действий, богатство двигательных навыков и умений, успешность действий в переменных условиях. Д. Харре под ловкостью понимает способность овладевать сложными двигательными координациями, спортивными движениями и совершенствование их, целесообразно использовать двигательные навыки и умения и в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки и рационально их перестраивать.[3]. По H.A. Бернштейну, ловкость - это способность найти оптимальное решение двигательной задачи. Он рассматривает ее как двигательную приспособленность к внешним условиям среды, большую слаженность, быстроту, находчивость, точность движений.[5]. В.М. Зациорский определяет ловкость как способность быстро овладевать новыми движениями (т.е. обучаться), а также как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки [15]. Л.П. Матвеев отмечает, что в основе ловкости лежат двигательно-координационные способности, подразумевая под этим: во-первых, способность целесообразно координировать действия (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; во-вторых, способность перестраивать координацию движений, при необходимости изменять параметры освоенного действия или переключаться на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий. [23]. Е.П. Ильин под этим качеством понимает совокупность координационных способностей. Одной из них является быстрота овладения новыми движениями, другой - быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации. Далее он отмечает, что этими двумя способностями содержание ловкости не исчерпывается и что особенности[3]. двигательной деятельности, группируемые под названием «ловкость», до настоящего времени изучены недостаточно. Некоторые зарубежные авторы рассматривают координацию как отдельное качество, которое в зависимости от содержания двигательной деятельности проявляется на двух уровнях. Первый охватывает взаимосогласованность движений при выполнении одного конкретного технического элемента (например, ведение мяча в баскетболе). Второй отражает взаимосогласованность нескольких элементов, выполняемых одновременно (например, дриблинг, укрывание мяча, финты и т.д.). И.М. Туревский определяет ловкость как комплекс определенных психических и моторных способностей, которые в своей совокупности (взаимодействии) обуславливают особенности двигательной активности человека в условиях, требующих проявления находчивости, быстроты (или своевременности) действий, пространственной точности движений и их биомеханической рациональности [28]. В.Б. Коренберг считает, что если термином «ловкость» обозначить некоторую системную совокупность общих координационных возможностей, способность быстро реагировать, целевую силу, быстроту и гибкость, особенности телосложения и наличие специальных навыков, то нельзя утверждать, что ловкость - физическое качество[17]. Болгарский ученый В. Гаврийски вообще поставил вопрос о том, чем является ловкость - двигательным качеством или двигательным навыком? Во-первых, правильное определение ловкости должно возможно лучше «вязаться» с общепринятым его пониманием, утвердившимся в языке. Во-вторых, оно должно предоставлять возможность точно и без колебаний опознать ловкость и отличить ее от всего того, что ловкостью не является. Стремление повысить объективность представлений о структуре ловкости закономерно привело исследователей к применению в своих изысканиях математических методов и, в частности, факторного анализа. Первыми осуществили факторный анализ структуры моторики человека, включая и координационные способности, американские ученые (они отождествляют координационные способности с понятием «ловкость»). В результате этих исследований в структуре ловкости был идентифицирован ряд частных факторов. Из числа идентифицированных факторов наиболее важным для понимания природы ловкости, являются следующие: - координация движений с участием больших мышечных групп всего тела; - координация движений различных частей тела; - быстрота перестройки двигательной деятельности; - пространственная ориентация; - двигательная память; - равновесие: общее - всего тела; - статистическое и динамическое с контролем и без контроля зрения; - равновесие на предмете; - уравновешивание предметов; - способность к обучению новым двигательным действиям; - общая спортивная тренированность; Несколько позднее применили факторный анализ в целях изучения структуры ловкости И.М. Туревский, В.И. Лях[4]. В.И. Лях обнаружил в структуре ловкости шесть факторов: 1— ловкость при перемещении предметов в пространстве; 2— точность баллистических движений (метания в цель); 3— ловкость в условиях внезапного изменения обстановки; 4—физическое развитие и физическая подготовленность; 5— интеллектуальный фактор; 6— фактор общей моторной одаренности или «общей ловкости». Таким образом, существуют различные взгляды на исследуемое качество. При этом у некоторых ученых имеется явное сходство в определении сути ловкости, у других представления о данном качестве существенно расходятся. Это вызвано, по-видимому, недостаточной изученностью данного двигательно- координационного качества, отсутствием классификации, отражающей наиболее распространенные ее разновидности. Определенное значение имеет отсутствие единого взгляда на содержание и структуру таких достаточно изученных качеств, как точность, гибкость и равновесие, которые находятся в определенной взаимосвязи с ловкостью. Каждое из двигательно-координационных качеств отражает те или иные особенности деятельности человека при выполнении физических упражнений. Ловкость же, помимо всего прочего, синхронизирует включение двигательных и вегетативных функций на оптимальном уровне. Она имеет более сложные психофизиологические механизмы, чем другие качества, в частности гибкость, равновесие, в основе которых также лежат принципы рефлекторной деятельности. Физиологические механизмы ловкости определяются в большей степени вышележащими отделами коры больших полушарий, в основе работы которых лежит принцип условно-рефлекторной деятельности [24]. Понятие «ловкость» включает в себя большое количество различных проявлений двигательных качеств: человек не может быть ловким при низких показателях силы, выносливости, быстроты. Мерой ловкости могут служить координационная сложность, высокая точность и строго определенное время выполнения двигательной задачи. Чем лучше пространственные, временные и силовые характеристики, тем экономичнее действия, и чем меньше времени занимающимся на их усвоение, тем, следовательно, выше уровень его ловкости. В понятие «ловкость» входит также умение приспосабливаться к изменяющимся погодными условиям: сильный ветер, дождь, низкая или высокая температура и т.д. В проявлении ловкости значительна роль информации, получаемой от зрительных, кинестетических, тактильных и слуховых анализаторов, свидетельствующих о характере и степени точности выполняемого движения. Без определенного уровня развития ловкости невозможно управлять пространственно-временными и силовыми характеристиками движения, своими ощущениями, восприятиями, эмоциями, а также проявлять волевые усилия для выполнения сложно-координационных упражнений. Содержание ловкости предусматривает также способность к дифференцированию временных, силовых и пространственных параметров двигательного действия. Эти способности присуще высоко квалифицированным спортсменам и позволяет, например, игрокам правильно определить скорость полета мяча, рационально распределить пространственно-силовые характеристики движения и найти момент финального действия. Надо отметить, что большинство авторов вообще не дают определения ловкости, ограничиваясь либо ее проявлениями, либо критериями измерения. Методика развития ловкости. Под физическим качеством ловкость подразумевается совокупность координационных способностей. Одной стороной из этих способностей является быстрота овладения новыми движениями, другой - быстрое изменение двигательной деятельности изменившейся ситуации. Конечно, этими двумя способностями суть содержание ловкости не заканчивается, и в настоящего времени изучены недостаточно. Психофизиологические механизмы ловкости разнообразны. Быстрота образования навыка может зависеть от двигательной памяти, а последняя - от инертности нервных процессов. Быстрота же переделки навыка, наоборот, может определяться подвижностью нервных процессов. Поэтому виды ловкости должны быть разнообразными. Выбор измерителей ловкости представляет большие трудности. Координационная сложность двигательных действий является первым мерилом ловкости. Неважно, какое по сложности действие, главное как быстро учащийся освоил это действие. Вторым мерилом ловкости является точность этого движения по силовым временным и пространственным параметрам. Для развития ловкости могут быть использованы разнообразные упражнения, нов них должны присутствовать новые элементы. Также должно быть увеличение координационной трудности упражнений, которая должна определяться повышением требований к высокой точности движений, их взаимной согласованности, соответствия с неожиданно изменяющейся ситуацией. Третим мерилом является нерациональное мышечное напряжение, поэтому проявление ловкости зависит от расслобления мышц в необходимый момент. Люди с разными психофизиологическими особенностями обладают разной способностью к расслаблению мышц. Существует группа к которой относятся напряженные учащиеся, которые выполняя двигательное действие являются скованными, даже при интенсивной и длительной тренировке расслабление дается им с трудом. Способность поддерживать равновесие тела, является развитием координированности человека. Развития этой способности осуществляется двумя способами: 1) упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре; 2) упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями. При развитии ловкости нужно учитывать возрастные особенности учащихся. В младшем школьном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Школьники младшего возраста очень легко охватывают технику сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация. В младшем и среднем школьном возрасте сравнительно быстро развивается способность поддерживать равновесие тела, развивается точность движений В дальнейшем в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество.[13]. 1.6 Развитие ловкости у старшеклассников посредством игр и физических упражнений. Волейбол выдвигает большие требования к функциональным способностям волейболистов. Волейбол представляет внезапные и скоростные движения, прыжки, падения и другие действия. Поэтому игрок должен обладать быстрой реакцией, большой скоростью передвижения на площадке, максимальной скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в постоянном их сочетании. Постоянное развитие физических качеств способствует быстрому овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике игры в волейбол, и их совершенствование, физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, общей выносливости, ловкости. В современных условиях сильно увеличился объем деятельности, осуществляемой в неопределенно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, способности к концентрации, быстрому переключению внимания, пространственно-временной точности движений. Все эти способности связаны с понятием «ловкость». Поэтому ловкость характеризуется как сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого опирается на многие факторы. В современное время методика развития ловкости является меньше всего разработанной - отсутствует четкое понимание природы ловкости, разнообразны сведения о возрастных особенностях ее проявления, нет точных научно-обоснованных критерий оценки развития ловкости в современном спорте. Физические упражнения, подвижные игры и эстафеты, используемые для развития ловкости, подразделяются на три группы: упражнения, в которых нет стереотипных движений и имеется элемент неожиданности (например, подвижные и спортивные игры, бокс, фехтование); упражнения, которые выдвигают большие требования координации и точности движений (например, жонглирование мячом, метание в цель, прыжки в воду, акробатические упражнения на гимнастических снарядах и т.д.); специальные задачи, в которых по специальному звуку необходимо быстро менять направление движений. При развитии ловкости необходимо пользоваться следующими методическими рекомендациями: 1) разнообразить занятия, постоянно вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания. 2) изменять нагрузку на организм по основным признакам ухудшения точности движений; 3) контролировать применяемые усилия и условия, способствующие занятиям; 4) определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий по показателям восстановления пульса. Для развития ловкости необходимо использовать игры, способствующие проявлению точной координации движений и быстрого слаженности своих действий с товарищами по команде, обладания определенной физической сноровкой. По самой своей природе игра побуждает ее игроков Больше и точнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с партнёрами по команде, развивает внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других важных и полезных качеств. Поэтому подбираемые к занятиям физической культуры подвижные игры должны способствовать овладению или закреплению необходимых знаний, умений и навыков. Для постоянного повышения всей результативности проводимых занятий рекомендуемые игры составлены так, что их практическое проведение реализуется преимущественно так, когда одновременно играют все занимающиеся. А сама суть игры, может без затруднений и легко изменяться– усложняться или упрощаться по усмотрению преподавателя, исходя из получающейся учебной ситуации. Характерная особенность подвижных игр и эстафет – это добровольность и эмоциональность. Относительная свобода, самостоятельность действий в игре с принятием обязанности сохранять условные требования.. Игровая деятельность характерна тем, что она тесно связана с некоторыми функциональными изменениями в организме. Нужно понимать, что высшие нервные проявления всегда в некоторой мере обусловлены функциями подкорковых отделов головного мозга и могут при определенных условиях переплетаться с инстинктивными реакциями. Особенно это проявляется в эмоциональных действиях занимающихся. Определенный замысел игры должен определять достижение определенных целей в условиях изменения ситуаций (постоянных или случайных). Суть может быть создан, исходя из точных задач физического воздействия. Наиболее существенной особенностью подвижных игр и эстафет необходимо считать отражение в них двух характерных и важных видов взаимоотношений между участвующих : соревновательной борьбы; сотрудничества. Элементы соревновательной борьбы присущи всем подвижным играми эстафетам, и они занимают постоянное место в практическом содержании всех игровых действиях. Взаимосвязь между играющими осуществляется в большинстве подвижных играх. Весьма важно, что сотрудничество в подвижных играх, как правило, обусловлено конкретными условиями и задачами развивающихся в них соревновательной борьбы. В подвижных играх конкретные действия реализуются в условиях совместной деятельности определенного коллектива играющих. При этом каждому участнику приходится взаимодействовать с другими играющими. Главным замыслом подвижных игр и эстафет является то, чт....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: