- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Содержание и методику организации слушания музыки обеспечивающих условия формирования музыкального восприятия младших школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010195 |
Тема: | Содержание и методику организации слушания музыки обеспечивающих условия формирования музыкального восприятия младших школьников |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Проблема развития музыкального восприятия у подрастающего поколения за последние годы приобрела особую актуальность и остроту. Это обусловлено низким уровнем слушательской и исполнительской культуры современных школьников, их неумением глубоко воспринимать образносмысловое содержание музыки на основе усвоенных знаний о различных музыкальных стилях, жанрах, формах, давать эстетическую оценку исполненным и прослушанным произведениям. Научно-технический и информационный прогресс обрушивает на современных школьников бессистемную, хаотичную, поверхностную не вполне достоверную, в том числе и музыкальную информацию. На фоне невероятного множества предлагаемых для слушателя-школьника продуктов современной музыкальной культуры, музыки разных направлений, жанров, наблюдается очевидное отдаление классической, серьезной музыки от слушателя в виду сложности ее языка. Жанровое однообразие, низкое качество музыкального материала, отсутствие упорядоченности художественных впечатлений отрицательно сказываются на развитии музыкальных способностей учащихся, на формировании их художественных и музыкальных предпочтений, интересов, вкуса и потребностей. Выше сказанное актуализирует идею изучения разнообразных аспектов музыкального восприятия с целью совершенствования методов познания музыки человеком, в том числе, формирование восприятия у младших школьников как средства развития их музыкальной культуры. Основы формирования сферы музыкального восприятия должны закладываются в дошкольном и далее в младшем школьном возрасте, когда ребенок на психофизиологическом уровне податлив, любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий. С учетом возрастной специфики учителю следует выстраивать так называемое воспитывающее и развивающее обучение, которое, согласно известному дидактическому постулату, должно вести за собой психическое развитие ребенка, играть ведущую роль в этом процессе, определяя его основные направления, в том числе связанные с восприятием музыки. Теоретики и практики музыкального образования постоянно обращаются в своих исследованиях к поиску ответа на вопрос: Какую роль выполняет восприятие музыки в процессе музыкального обучения? Анализ различных исторических периодов становления и развития музыкальной педагогики и музыкальной психологии, исследующих закономерности восприятия музыки массовым слушателем, в том числе и учащимися, позволяет сделать вывод о том, что наиболее точно и многогранно определил значение восприятия музыки в своей музыкально-педагогической концепции композитор Д.Б.Кабалевский. По его мнению:- «...музыкальное восприятие и его развитие - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы» Известный музыкант-психолого Е.В.Назайкинский музыкальным восприятием называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. Важно, по его мнению формировать именно музыкальное восприятие — восприятие «адекватное музыке, её художественному смыслу», т.е. научить учащихся владеть «аппаратом» восприятия -ресурсами памяти и внимания, возможностями слуха и интеллекта, эмоциональными переживаниями, помочь учащимся накопить «личный запас ассоциаций и образов, -своеобразный словарь - тезаурус», комплекс знаний, необходимый для оценивания музыки, осмысливания её содержания. В музыкальной психологии сложилось несколько направлений, изучающих процессы музыкального восприятия. Проблема восприятия музыкальной интонации как смысловой основы музыки разрабатывалась А. Андреевым, Б. В. Асафьевым, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Леонтьевым, В. В. Медушевским, В. П. Морозовым, Е. В. Назайкинским, О. В. Овчинниковой, Б. А. Яворским, и др. Механизмы перехода между уровнями иерархии музыкальной формы и их восприятие были подробно описаны Б. Асафьевым. Восприятие музыкального произведения как целостного художественного образа в рамках психологии музыкального восприятия изучалось В. В. Медушевским, Е. В. Назайкинским, В. Г. Ражновым, Т. И. Суминой и др. Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого. Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского. В середине XX века большой интерес был проявлен к изучению систем, организующих процессы художественного и музыкального восприятия в работах В. Валькова, P. X. Зарипова, М. Михайлова, А. Моль, Е. В. Назайкинского, Е. А. Ручьевской и др. На основании актуальности темы «Формирование музыкального восприятия младших школьников в музыкальной деятельности(слушание музыки)» нами определены: Цель исследования - рассмотреть содержание и методику организации слушания музыки обеспечивающих условия формирования музыкального восприятия младших школьников. Объект исследования - процесс развития музыкального восприятия младших школьников. Предмет исследования - содержание и методика организации слушания музыки в начальной школе. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. 2. Раскрыть научную сущность понятия музыкальное восприятие, его типы и стадии. 3. Определить социально-психологические факторы формирования музыкального восприятия. 4. Рассмотреть возрастные особенности и музыкальные уровни развития младших школьников. 5. Изучить методику организации слушание музыки как деятельности способствующей развитию музыкального восприятия. Методами исследования работы стали: изучение литературы по теме исследования, анализ, систематизация и обобщение изученного материала. Методологической основой работы явились научные труды: Петрушина В. И. (Музыкальная психология), Д. К. Кирнарской (Психология музыкальной деятельности), Апраксиной О. А. Сергеевой Г. П. Дмитриевой Л. Г. Абдуллина Э.Б., Алиева Ю.Б. (Теория и методика музыкального воспитания в школе). 1. Сущность понятия музыкального восприятия. Типы музыкального восприятия Сущность музыкального восприятия как объект исследования изучается психологами, музыковедами, теоретиками-музыкантами не так давно. Какие психологические механизмы являются инструментом, фундаментом музыкального восприятия? Как происходит истолкование психического отпечатка услышанной музыки, своего рода соединение звука и смысла, слияние звукового и эстетического начал музыкального искусства? Исследования музыкального восприятия ищет ответы на эти вопросы, оно направлено на изучение тех способов и операций, которыми пользуется сознание в ходе многостороннего и сложного процесса превращения совокупности слуховых раздражителей в явление музыкальной культуры. Очень емкую трактовку понятия «восприятие» применительно к музыкальной педагогике дал известный венгерский композитор Ференц Лист: «Восприятие музыки -это познание самого себя». Психологическими механизмами восприятия являются эмоциональная отзывчивость на музыку, развитый музыкальный слух, память, музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия, а так же сформированность способности к творчеству. Музыкальному восприятию свойственны эмоциональность и образность, а так же целостность, осмысленность, ассоциативность, избирательность, вариативность и другие качества. По мнению Б.Асафьева процесс восприятия музыки есть становление в сознании слушателя музыкального образа[18]. Ю.Б. Алиев считает:-"С точки зрения психолого-педагогической, восприятие можно определить как отражение и становление музыкального образа в эстетическом сознании ребенка; процесс эмоционально-оценочного переживания музыкального произведения, восприятия его нравственноэстетического содержания" [3]. Роль восприятия музыки в музыкальной культуре многогранна и всеобъемлюща: во - первых, это конечная цель музицирования, на которую направленно творчество композитора и исполнителя; во- вторых, это средство отбора и закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий- то, что принято воспринимающим сознанием публики, становится частью музыкальной культуры, приживается в ней; и наконец, музыкальное восприятие - это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем[15]. Музыкальное восприятие множественно и многолико, так же как множественна и многолика музыкальная культура. Для каждого стиля, каждого вида и жанра музыки характерен тот или иной способ восприятия: различны психологические установки, фокус внимания и манера поведения слушателей рок - концертов и любителей оперы, посетителей джаз- клубов и вечеров симфонической музыки. Такие различия можно назвать объективными, поскольку они обусловлены различной социальнокультурной направленностью и внутренней структурой различных типов музыки - каждый из них предполагает у своего «идеального слушателя» разные слуховые навыки. Известный музыкант -психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие -в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности как эстетический художественный феномен». В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, «как нечто слышимое и действующее на орган слуха» Важно формировать именно музыкальное восприятие, «адекватное музыке. Её художественному смыслу». Музыкантами - психологами доказан факт неоднозначности музыкального восприятия: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения. У каждого человека образуется «личный запас ассоциаций и образов -своеобразный словарь-тезаурус». Под тезаурусом Е.В.Назайкинский подразумевает своеобразный словарь - набор закрепившихся в памяти у того или иного человека следов от прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей и отношений, которые могут снова оживать под воздействием художественного произведения. Музыкальное восприятие - это также активный, творческий процесс. Эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях. Проводя параллели между музыкальной и словесной речью, Б.В.Асафьев указывал, что в речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания - гнев, ласка, привет, ужас. Он называл эту способность речи и музыки «речью чувства». «Состояние тонового напряжения, -писал Б.В.Асафьев, -объединяет музыкальную и речевую интонацию». Невозможно мыслить музыку как средство художественного общения и не пытаться при этом увидеть «направленность музыкальной формы на восприятие», а значит и те методы, которыми пользуется сознание для постижения музыкальной формы. Эта психологическая тенденция, присутствующая в трудах Б. Яворского, Б. Асафьева, JI. Мазеля естественно привела к стимулированию обобщению сложившихся в недрах классического музыкознания представлений о восприятии музыки. Таким образом, понятие стало «адекватное восприятие»- термин, предложенный В. Медушевским. Адекватное восприятие - это прочтение текста в свете музыкальноязыковых, жанровых, стилистических и духовно- ценностных принципов культуры. Чем полнее личность вбирает в себя опыт музыкальной и общей культуры, тем адекватней ( при прочих равных условиях) оказывается свойственное ей восприятие. Подобно тому, как в относительных истинах просвечивает абсолютная, в конкретных актах восприятия реализуется та или иная степень адекватности. Адекватное восприятие - это идеал, эталон совершенного восприятия данного произведения, основывающийся на опыте всей художественной культуры. В соответствии восприятия этому опыту заключается критерий адекватности. Уровень культуры реального восприятия есть мера его адекватности». В отличие от эталонности, абстрактности, а, следовательно, своеобразной единичности адекватного восприятия, реальное восприятие не обладает эталонностью, оно конкретно и не повторимо и отсюда множественно. И если музыкознанию вполне под силу самостоятельно выработать культурную норму для восприятия каждого стиля и жанра музыки в соответствии с особенностями его структуры и социально- культурного функционирования, то изучение реального восприятия невозможно вне союза с педагогикой и психологией. В настоящее время можно считать установленным, что психические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр сознания- от простейших ощущений до сложнейших операций музыкального интеллекта. Сюда включаются память, внимание, эмоциональные переживания, апперцепция и синестезия. Выстроить иерархию всех этих множественных психических процессов, выяснить функции каждого в процессе восприятия является достаточно сложной проблемой. Здесь могут возникнуть новые категории, моделирующие процесс именно музыкального восприятия как особой художественной деятельности. Музыкальное восприятие у ребенка и взрослого неодинаково в силу различного музыкального и жизненного опыта. В раннем детстве преобладает непроизвольный, эмоциональный характер музыкального восприятия. С приобретением опыта, по мере овладения речью появляется более осмысленное восприятие, рождающее более разнообразные впечатления. Музыкальное восприятие взрослого более богато жизненными ассоциациями, чувствами. Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие, отличающееся поверхностностью, может быть и у взрослого. Для качества восприятия имеет значение и тип нервной системы человека, наличие способности длительного сосредоточения, развитость музыкальных вкусов и интересов. На развитость музыкального восприятия оказывает влияние среда, в которой рос тот или иной человек. Восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Это дало повод американскому психологу Дж. Брунеру определить восприятие как «процесс категоризации, в ходе которого осуществляет логический вывод, отнеся сигналы к определенной категории» (33. С. 23 ). «В конечном итоге, - как указывает Дж. Брунер, - восприятие сводится к усвоению определенных формальных схем, которые можно использовать или приспособить с целью организации доходящей до субъекта информации» (33. С. 214). На основе формальных признаков темпа и лада музыкального произведения можно выявлять, как это будет показано в разделе об эмоциях, конкретное настроение, передаваемое данным произведением. Однако процесс восприятия художественного произведения и его познание не есть чисто логический акт, а скорее эмоциональное чувствование в его содржание, и поэтому законы логического восприятия при всей их важности имеют подчиненное значение непосредственному движению души [14]. Восприятие музыки неотъемлемо принадлежит духовному миру слушающего ее человека. Однако полноценно выполнять высокую миссию социализации, нравственного и психологического развития личности, свои познавательно-коммуникативные функции оно может лишь при том условии, что становится восприятием художественно-эстетическим. «В мир искусства... можно войти только как в художественный мир», но путь в художественный мир недоступен для эстетически неразвитого человека. Эстетическо-художественное восприятие это способность целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства. Музыкальное восприятие ставит перед человеком множество взаимосвязанных задач: в соответствии с канонами адекватного восприятия он должен обладать музыкально- языковой компетентностью - владеть разнообразными музыкальными грамматиками, в соответствии с которыми высоко- ритмические отношения предстают слуху как организованные; он должен уметь следить за тематическим развитием, отличая экспозиционные разделы от развивающих и заключительных; отмечая тематические сходства и различия и направленность совершающихся в музыке изменений, он должен сформировать в своем сознании образ послушной музыки в соответствии с ее стиле- жанровыми закономерностями. Эта деятельность сознания по осмыслению слуховой информации совершается на полностью, даже самые поверхностные наблюдения обнаруживают существенные различия между группами слушателей и отдельными индивидами. Английский психолог Вернон Ли пишет: «Отклик на музыку людей бывает двух видов: «слушатели» (слушательская деятельность высшего порядка духовная и интеллектуальная) и «слышатели» ( слышащие непреднамеренно, невольно - склонность грезить, уноситься далеко от музыки). Типология слушателей, принятая в трудах по музыкальной эстетике, также в основном совпадает с приведенной выше. Выделяют два ведущих способа общения с музыкой, две стратегии сознания по отношению к ней — интрамузыкальную, нацеленную; на постижение музыкально-структурных закономерностей во всей их целостности, и экстрамузыкальную, опирающуюся на различные внемузыкальные ассоциации и неясные ощущения. Первый из них тяготеет к структурно-аналитической стратегии восприятия, направленной на постижение всей совокупности музыкальнокомпозиционных связей внутри произведения: получаемые от музыки художественные впечатления связаны прежде всего с внутримузыкальными процессами. Второй тип тяготеет к образно-ассоциативной, или «рассеянномедитативной», стратегии восприятия, когда слуховой образ музыки носит нерасчлененно-целостный, диффузный характер: художественное впечатление связано здесь главным образом с экстрамузыкальными ассоциациями и эмоциональными состояниями, в которые погружается слушатель под воздействием музыкального произведения. Чтобы лучше представить психологические корни тех или иных качеств и свойств музыкального восприятия у взрослых, понять, из наших составляющих и каким образом эти качества появляются, естественно обратиться к онтогенетической эволюции способности музыкального восприятия. В этой эволюции намечается определенная стадиальность: каждой стадии детского развития свойственны разные особенности и разная направленность восприятия. Характеристики основных этапов детского развития совпадают у многих авторов и сводятся к постепенному становлению у ребенка зрелого понятийного мышления. Именно этот процесс лежит в основе абсолютно всех изменений, совершающихся в детской психике, касается ли это свойств детской речи, детского восприятия или детского творчества в любой области. Таким образом, музыкальное восприятие это важная категория, в основе которой лежат психологические процессы (ощущения, эмоции, память, мышление) связанная с постижением музыкальных образов, являющаяся важной основой для формирования музыкальной культуры человека. Музыкальное восприятие различно у детей и взрослых, находится в зависимости от жизненного опыта. Уровень, и качество его развития зависит от индивидуальности человека, и среды в которой рос человек. Выделяют два типа слушателей, нацеленных на постижение музыкально-структурных закономерностей музыки во всей их целостности(интромузыкальный отклик), и опирающихся на различные внемузыкальные ассоциации и неясные ощущения(экстрамузыкальный отклик). 2. Социально - психологические факторы музыкального восприятия Современная культурная реальность отличается невероятной множественностью продуктов культуры, которые предлагаются читателю, зрителю и слушателю. Эта множественность особенно заметна в музыке, где за внимание слушателя соперничают не просто разнообразные жанры и стили музыки, но и разные ее виды: классика, джаз, эстрадная и рок-музыка. Каждый из этих видов обладает своей инфраструктурой с исполнительскими коллективами, прессой, радиостанциями, концертными залами; каждый из этих видов музыки обращен к своей аудитории, и, как правило, эти аудитории не смешиваются. Положение классической музыки в конкурентной борьбе за внимание аудитории весьма непросто, хотя сама мысль об этой конкуренции представляется ученому-музыковеду едва ли не кощунственной. С одной стороны, на стороне музыкальной классики многовековая история и чрезвычайно высокий социальный престиж, сливающийся в сознании общества с такими понятиями, как «непреходящие культурные ценности», «высокая духовность» и «интеллектуализм». С другой стороны, восприятие музыкальной классики представляет особую трудность для слушателя: язык классической музыки высокодифференцирован и детализирован, ее формы пространны и насыщены интенсивным развитием, ее стили и жанры постоянно эволюционируют. Благодаря высокой сложности классической музыки как таковой, ее восприятие требует особой сосредоточенности, которой современный ритм городской жизни вовсе не способствует[15]. Тот факт, что классическая музыка уступает по популярности другим видам музыкального искусства, принимается музыкантами и музыковедами как неизбежность. Тем более что высокое искусство на протяжении столетий функционировало преимущественно в кругу культурной элиты. Однако в отличие от XX века на протяжении столетий (и значение этого явления трудно преувеличить) так называемая «легкая» музыка пользовалась, по сути дела, тем же музыкальным языком и тем же инструментарием, что и серьезные жанры. Большим подспорьем, формирующим слух для восприятия высокой классической музыки, было домашнее музицирование — пение романсов, исполнение инструментальных ансамблей, хоровое пение и т.д. Кроме того, существование классической музыки, поддерживаемое то церковью, то аристократией, то достаточным количеством высокообразованной публики, было вполне автономно в социальном отношении: оно не зависело от вкусов толпы[15]. Сегодня ситуация изменилась — и концертные организации, фирмы звукозаписи, и оперные театры нуждаются в поддержке массовой аудитории. Как свидетельствуют многие импресарио работающие в сфере музыкальной классики, а также музыканты исполнители, классическая музыка сможет дальше развивать только в том случае, если ее аудитория значительно расширится поддержка государства и спонсорская помощь здесь явно недостаточны. Поэтому проблема «общительности» классической музыки, ее способности захватывать и привлекать к себе людей становится особенно актуальной. Для того чтобы решить эту проблему, наука должна предложить практике определенные подходы и методы помощи воспринимающему сознанию, которое сталкивается в классической музыке с весьма сложным материалом. Понятно, что если речь идет о сознании невоспитанном, не обладающем достаточной музыкальной и общей культурой, то вопрос: как найти наиболее оптимальный способ общения со слушателем, как облегчить ему нелегкий путь вхождения в мир высокой музыки? — становится достаточно острыми. [15] Основной путь развития музыкального восприятия - это повышение тонкости звуковысотного слуха и его производных, а также расширение круга знаний слушателя о музыкальных стилях, жанрах, формах. Однако на характер музыкального восприятия и оценку музыкального произведения влияет не только наличие необходимых музыкальных способностей, но и принадлежность слушателя к конкретному социально- демографическому слою., возраст, уровень образования, место жительства влияют на характер музыкальных предпочтений не менее сильно, чем наличие или отсутствие музыкальных способностей. В исследовании музыкальных интересов школьников, проведенных автором данных строк, изучалось отношение учащихся из разных типов учебных заведений - обычных общеобразовательных школ, специализированных на углубленном изучении, какого- либо предмета и профессионально- технических училищ. Выборка составила 750 старшеклассников Москвы. В анкете, содержащей 292 вопроса, изучался широкий спектр ценностных ориентаций, в том числе и отношение к музыкальной классике, русской народной песне, авторской самодеятельной песне, тяжелому року и диско - музыке. Музыкальные предпочтения школьников оказались связанными с социальным статусом их семей, который определялся уровнем образования их родителей и родом их занятий. Дети из семей с высоким статусом чаще получали образование в школах с углублением, какого- либо предмета и отношения их к объектам культуры было наиболее зрелым и общественно ценным. Эти же школьники любили заниматься общественной работой. Интересно, что они в полтора раза чаще указывали на положительные эмоции при восприятии классической музыки по сравнению с теми, кто такой работой не хотел заниматься. Здесь можно сделать предложение, как о нормативном потреблении культуры, так и о более высоком духовном развитии ребят, занимающихся общественной работой, среди последних, в частности, 25,1 % играют на фортепиано [14]. В отношении к тяжелому року негативные оценки учащихся из семей с высоким социальным статусом оказывается в два раза больше по сравнению с учащимися из семей с низким социальным статусом( 25,7 % у детей из семей с высоким социальным против 11,5 % у учащихся с низким социальным статусом). Восприятие музыки оказалось связанно и с успеваемостью. Восторг и уверенность в себе при восприятии тяжелого рока испытывают 16,7 % отличников, 25,8 % «хорошистов» и 66,7 % неуспевающих. Никто из неуспевающих школьников не испытывает от произведений этого жанра отрицательных эмоций. Но такие переживания отметили у себя 20 % отличников и 24 % «хорошистов». Можно предположить наличие в этом жанре особой компенсаторной функции, актуализирующей при переживании жизненных трудностей или неудач [14]. Отличники и «хорошисты» дают в два раза больше положительных оценок русской народной песне, чем те, кто числится среди неуспевающих. Если отношение к диско- музыке в целом у всех опрошенных однородно и положительно, то в отношении к авторской самодеятельной песне наибольшее количество положительных откликов можно отметить у ребят, которые активно участвуют в общественной жизни школы. Оценка музыкальных жанров оказалась зависимой и от пола. Среди девушек классика положительно оценивается примерно в полтора раза чаще, чем среди юношей( 46,4 % у девушек, 31,1 % у юношей). Обратная картина наблюдается при оценки тяжелого рока. Здесь положительные оценки юношей в два раза превышают аналогичные оценки девушек. В исследовании удалось установить, что положительные оценки самодеятельной авторской песни и классической музыки положительно коррелируют с наличием у старшеклассника общественной направленности содержания ценностных ориентаций. Положительная оценка рок- музыки и существенное ее предпочтение в структуре музыкальных интересов может говорить о преобладании защитных реакций, связанных с компенсацией положительных эмоций, недополучаемых в контакте с окружающей действительностью [14]. Оценка музыкального произведения оказывается связанной и с принадлежностью к определённой неформальной группировки. Потребность в общении, удовлетворяемая нередко на почве музыкальных интересов, часто приводит к тому, что школьники, входящие в одну и ту же неформальную группу, имеют одинаковые музыкальные интересы. Потребность быть принятым в группу сверстников, нежелание остаться в изоляции обуславливает сильнейшее давление на все свободные проявления молодого человека, в том числе и на его музыкальные интересы. Тот, кто не разделяет мнение данной молодёжной группы по какому-либо вопросу, начинает рассматриваться ею как «чужой», по отношению к которому могут быть применены меры «воспитания». По этому во многих молодёжных группировках наблюдается узаконенное нивелировка музыкальных интересов. При этом не сам школьник выбирает ту или иную музыку, а та группа, к которой он хочет принадлежать, и далеко не всегда эта музыка может оказаться полноценной в художественном отношении. Высокая оценка и признание классической музыки как важного элемента своего духовного багажа возникаю у человека как результат определённой зрелости его просоциапьных установок, выбранного стиля жизни, обусловленного системой ценностных ориентации личности, образующих своей совокупности то, что психологи называют «Я- концепцией », которая есть представление о самом себе как общественном человеке. Анализ вышеприведённых данных заставляет нас прийти к выводу, что учащиеся из специальных школ по сравнению с учащимися ПТУ обладают более зрелой в социальном плане Я - концепцией, и именно этот факт лежит в основе того, что они дают наиболее высокие оценки классической музыке. Но часто это является не столько заслугой общеобразовательной школы, сколько семьи, где родители имеют высокий образовательный и культурный уровень. Отказ от низкопробного искусства и, в частности, от малохудожественных образцов рок- музыки как разновидности психоэмоционального допинга может произойти не только при усилении позиций музыкального образования, что, безусловно, необходимо, но и при создании всех тех условий, которые приводят к высокой самооценки личности и формированию позитивной Я- концепцией. Изучая музыкальные предпочтения школьной молодёжи и зная их связь с содержанием ценностных ориентаций личности, можно с некоторой долей вероятности составить представление об уровне её социального развития. Музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовной культуры, и в этом звене как в зеркале может отразиться с большей или меньшей полнотой вся личность с характерными для неё ценностными ориентациями [14]. Таким образом, к социально-психологическим факторам музыкального восприятия относятся: количество и качество продуктов музыкальной культуры предлагаемых слушателю, возрастные, социальнодемографические, факторы, уровень образованности, социальный статус семьи школьников, их социальное окружение (радио, телевидение, посещение концертов), принадлежность к неформальным группировкам, уровень зрелой «Я» концепции, музыкальные вкусы и интересы, предпочтения. 3. Стадии музыкального восприятия, характерные для формирования слушательской культуры младших школьников Формирование слушательской культуры школьников важная задача музыкального образования. Под слушательской культурой понимается - накопление опыта общения с высоко художественными образцами современной отечественной и зарубежной музыки, умение эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки на основе усвоенных знаний о различных музыкальных стилях, жанрах, формах, потребность в слушательской деятельности. Любой человек, обладающий простым физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где - просто шум, производимый музыка рискует быть непонятной. Но отрицательный эффект может быть и в том случае, если музыкальный опыт очень богат, человек слышит ходульные примитивные мелодии и гармонии, или же лишенное оригинальности исполнение знакомой вещи. Первая ситуация возникает, когда поклонник примитивной поп- музыки пытается понять произведение серьезной классики, вторая - когда музыкант с серьезным академическим образованием слушает произведение популярных жанров. Учеными-психологами выделяют несколько стадий развития способности к восприятию музыки. «Восприятие произведений искусства,- пишет психолог П. М. Якобсон,- как и вообще восприятие различных предметов окружающей действительности, может пройти несколько ступеней - от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств произведения до постижения сущности и смысла его, раскрывающийся во всей его глубине[18]. В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Движение от «поверхности» к смыслу в музыкальном восприятии имеет свою специфику — это путь от целостного восприятия (улавливание общего характера музыки, отдельных ярких деталей) к дифференцированном у (выделение доминирующих средств музыкальной выразительности, создающих образ) и вновь кцелостному (более глубоко прочувствованное и осмысленное восприятие). Если человек обладает развитым восприятием, он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. | В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Различение нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми обладает (движение, слово, игра и т. Д.)[ 17]. Осмысленность, дифференцированность музыкального восприятия проявляются в умении прослеживать смену музыкальных интонаций (настроений, образов) и улавливать их соотнесенность, соподчиненность. Можно провести аналогию с восприятием литературного произведения (также разворачивающегося во времени), его драматургией. В литературном произведении каждый образ очерчен словом, в музыкальном — интонацией. Драматургия литературных и музыкальных произведений во многом сходна: это наличие кульминаций, развязки (финала, итога В пособии Сергеевой Г. П. (Практикум по методике музыкального воспитания) приведено описание стадий восприятия, наиболее характерных для формирования слушательской культуры школьников. Первая стадия музыкального восприятия при первом, а часто и последующих прослушиваниях музыкального произведения отличается смутностью, нерасчлененностью. Воспринимая произведение в первый раз, малоподготовленный слушатель, в том числе и младший школьник, получает лишь общее представление о музыкальном образе. Действительно, у школьников младших классов при первом знакомстве с новым музыкальным произведением возникает непосредственный интерес к восприятию нового, наиболее ярко проявляется обычный эмоциональный отклик на музыку, чаще всего положительный. Задача учителя на этом этапе восприятия - помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, приветствовать пусть даже несхожие варианты « слышания» новой музыки. Вторая стадия музыкального восприятия связана с повторными прослушиваниями музыкального сочинения целиком или отрывках. При этом происходит процесс углубления в содержание произведения, всеобразное « рассматривании», «ощупывание» его слухом и мыслью, выделение в нем наиболее ярких особенностей, осознание отдельных средств музыкальной выразительности. Повторное обращение к произведению может вызвать у слушателей- школьников « привыкание» к нему, изменить отношение к услышанному в положительную сторону, выявить гедонистическое (любование красотой) чувство. Целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному, аналитическому, осмысленному. На....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: