- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Содержание элективного курса «Занимательные задачи» для учащихся 6 класса с использованием новых информационных технологий
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000371 |
Тема: | Содержание элективного курса «Занимательные задачи» для учащихся 6 класса с использованием новых информационных технологий |
Содержание
Введение Образование – это процесс воспитания и обучения в интересах общества и государства с целью достижения обучающего установленных государственных образовательных стандартов. Школа в этом процессе является важнейшим фактором в формировании личности и гуманизации общественно – экономических отношений. Развивающее общество нуждается в образованных, предприимчивых и нравственных людях. Они должны уметь самостоятельно принимать решения, прогнозировать последствия, быть мобильными, иметь чувство ответственности за судьбу страны. Важнейшим фактором национальной безопасности и благосостояния страны является неразрывная связь образования с наукой. Образование должно обеспечить устойчивое динамическое развитие российского общества с высоким уровнем жизни. У молодых людей должен быть равный доступ к качественному образованию с учетом их интересов и склонностей. Поэтому главной задачей образования является выявление и поддержке более одаренных, талантливых детей и молодежи. Для поддержки интереса учащихся в получении образования перед учителями стоит проблема в поиске новых методов обучения. Не маловажную роль в развитии познавательных процессов у школьников играет использование новых информационных технологий. Полное усвоение школьного материала не возможно без воображения. Непроизвольное внимание очень развито у детей, которое становится особенно устойчиво, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью и вызывает у ребенка эмоциональный всплеск. «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету» - писал К.Д. Ушинский. Новые информационные технологии дают нам большие возможности использовать это правило в процессе образования, с учетом психологических особенностей восприятия. С целью выявления у учащихся определенных склонностей к предмету, школа должна предложить ряд различных курсов по выбору, что бы у ребенка был выбор, и он мог получить углубленные знания по своим приоритетам. Каждая программа должна быть рассчитана на разные режимы по времени и формы проведения учебных занятий. Главной задачей обучения математики в школе является прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни. Но в настоящее время содержание школьного курса математики для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану, не соответствует требованиям, возникшим в современных условиях. Объем знаний, необходимый человеку, резко возрастает. Одним из средств реализации новых требований и решения имеющихся проблем является переход школы на введение элективных курсов. Особая роль при организации обучения отводится элективным курсам, которые связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Их введение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором существенно расширяются возможности построения учащимися индивидуальных образовательных программ. Поскольку элективные курсы в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Мотивами для выбора элективного курса у учеников могут быть: - подготовка к выпускным и вступительным экзаменам; - поддержка изучения базового курса математики; - заинтересованность математикой; - профессиональная ориентация. Актуальность темы заключается в том, что математика является важнейшей наукой и именно с ней каждый человек встречается в своей жизни ежедневно. Поэтому перед учителем встает вопрос, как научить ребенка большему, чем он может дать на уроке, как достичь лучших результатов на разнообразных олимпиадах, как развить у ребенка любовь к математике. Для этого разработан элективный курс «Занимательные задачи» для учащихся 6 класса. Именно через занимательные задачи учитель пробуждает интерес у учащихся к математике. Но использование занимательных задач на уроке не достаточно, учителю необходимо максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся через применения новых информационных технологий на занятиях. Могут ли занимательные задачи и использование новых информационных технологий на уроках математики, являться эффективным средством в побуждении у обучающихся 6 класса интереса к математике? В этом и заключается проблема данного исследования. Исходя из проблемы, можно определить цель исследования – обосновать эффективность использования занимательных задач и новых информационных технологий на уроках математики для получения углубленных математических знаний шестиклассников. Объект исследования – процесс повышения уровня математического развития учащихся 6 класс, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности. Предмет исследования - организация углубленного получения математических знаний при проведении элективного курса «Занимательные задачи» для учащихся 6 класса с использованием новых информационных технологий. Цель данного курса - разработать содержание элективного курса «Занимательные задачи» для учащихся 6 класса с использованием новых информационных технологий. В соответствии с целями исследования перед нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать программу 6 класса для общеобразовательных учреждений основной школы; 2. Проанализировать имеющиеся учебные пособия, содержащие элективного курса, образовательной области «Математика»; 3. Разработать содержание элективного курса «Новые информационные технологии в преподавании элективного курса «Занимательные задачи» для учащихся 6 класса. Практическая значимость нашей дипломной работы состоит в разработке содержания элективного курса «Занимательные задачи» для учащихся 6 класса, который может быть использован для получения углубленных знаний учащихся 6 класса. Дипломная работа состоит: из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Введение содержит в себе постановку проблемы исследования, цели исследования, объекта и предмета исследования, задачи исследования. Первая глава содержит теоретические основы использования занимательных задач в процессе обучения математике, изучение психологических особенностей возрастного периода исследуемого класса и эффективности использования новых информационных технологи на уроках математики. Вторая глава состоит из программы элективного курса, план – конспектов нескольких уроков, и анализ проведенной апробации Заключение содержит общие выводы данной исследовательской работы. В данной работе показывается важность использования новых информационных технологий в педагогическом процессе на примере использования занимательных задач в преподавании элективного курса в 6 классе. Место проведения исследовательской работы: МБОУ «Серебропольская СОШ». Глава 1. Психолого-педагогические основы предпрофильного обучения 1.1. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки В некоторых школах предпрофильная подготовка начинается уже со среднего звена, что позволяет учащимся уже к основной школе сделать выбор своего профиля. Целью в концепции профильного и предпрофильного обучения, является «расширение возможности социализации учащихся». Именно к окончанию девятого класса ребенок должен сделать выбор, по какому профилю он пойдет учиться в десятом и одиннадцатом классе. Задачи курсов по выбору в предпрофильной подготовки заключаются не в углублнии знаний предметов, а знакомство с ключевыми приемами работы, отличительными тем либо другим сферам человеческой работы. Умение делать выбор формируется в среднем звене образования. Поэтому ситуация в которой оказывается школьник девятого класса, впервые влечет за собой серьезные последствия для его будущего. Школа создает такие условия на протяжении всего образования, что бы к девятому классу учащийся мог сделать правильный выбор своего профильного обучения. Не заменимым условием предпрофильной подготовки должно быть психолого-педагогическое сопровождение учеников: организация рефлексии обстоятельств его удачливости или же не удачливости в курсах по выбору, его склонностей и возможностей для самореализации в выбранных видах деятельности [35,C.25]. Выделим следующие задачи предпрофильной подготовки: 1. Ученик должен иметь возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области. 2. Создаются условия для развития индивидуальной траектории развития профессиональных увлечений учащихся. 3. Уточняется готовность и способность учащегося усваивать выбранный предмет на профильном уровне. 4. Создаются условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору. 5. Формируются умения и навыки, и способы деятельности для решения практически значимых задач. 6. Поддерживается мотивация учащегося, содействуя внутри профильной специализации. При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки следует с самого начала иметь в виду следующее: 1. Количество курсов по выбору должно быть достаточным, для того что бы ученик имел возможность реального выбора. Этот набор курсов ученик должен знать уже в среднем звене образования. И к концу восьмого класса на основе соответствующего анкетирования, опросов и собеседований с учащимися, они должны будет сделать свой выбор. 2. Следует создать такие условия в организации учебного процесса, которые позволяли бы ребенку изменять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год. 3. Содержание курсов предпрофильной подготовки должно содержать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам. И знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для благополучного освоения программы того или иного профиля. 4. В целях создания интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов, деятельности, содержание курсов предпрофильной подготовки может включать своеобразный материал, выходящий за рамки школьной программы. Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на следующие два основных вида: 1. Предметно ориентированные (пробные). Задачи курсов данного типа: * дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету; * уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; * создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования. 2. Межпредметные (ориентационные) курсы. Задачи курсов данного типа: * Создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий. Познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям. * Поддержать мотивацию ученика, способствуя тем самым, внутри профильной специализации. Предпрофильная подготовка базируется на объединение предметов определенной направленности и на элективные курсы, давая школьникам возможность попробовать свои силы и соразмерить свои интересы и потребности с определенными областями знаний. Элективный курс напрвляют учащихся предпрофильной школы на выбор профиля в средней школе. Элективные курсы на стадии предпрофильной подготовки дают возможность учитывать эти отличия между учениками. Именно учащиеся делают выбор того или иного элективного курса. Элективные курсы по математике Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся. В первую очередь - это занятия, позволяющие учащимся развить заинтересованность к тому или иному предмету и найти свои профессиональные пристрастия [36,С.5]. Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющие содержание профиля, что позволяет удовлетворять многообразные познавательные интересы учеников. Элективные курсы могут относиться к любой тематики. Как размещающейся в пределах общеобразовательной программы, так и вне нее. Элективные курсы это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый школьник может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Выделяют три типа элективных курсов: 1. Одни из них могут дополнять содержание профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным. А школа (класс), в котором он изучается, превращается в школу с углубленным изучением отдельных учебных предметов. 2. Другой тип элективных курсов может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ГИА и ЕГЭ по этому предмету на предпрофильном и профильном уровне. 3. Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу «Основы предпринимательства», а школьник из класса математического направления расширит свои знания в области искусства [44, С.20]. Элективные курсы – это подготовка к профильному обучению. Учитель глубже, чем на обычных уроках, раскрывает отдельные темы, подбирает интересные материалы, учит и организует исследовательскую деятельность обучающихся. По окончании обучения ребята выполняют задание – группой или индивидуально. Цели элективного курса по математике Цель элективных курсов – раскрыть потенциал каждого ребенка, помочь ему определиться с выбором будущей профессии. Ученики углубленно изучают интересующий их предмет или область деятельности. Длительность курсов может быть разной [9,С.14]. Реформирование всей системы образования предусматривает не только возможность для любого учащегося получить базовые знания, но и возможность уделять внимание тем направлениям обучения, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям, интересам и способностям. Это стало возможным благодаря введению в процесс обучения элективных курсов, которые являются согласно нормативным документам обязательным компонентом предпрофильного и профильного обучения. Анализ педагогической деятельности позволил выявить основные направления работы по профильной подготовке. Уже сегодня можно сказать, что работа проходит небезрезультатно. Ребята учатся грамотно анализировать происходящие события, перерабатывать полученную информацию. Понятие «элективные курсы» для Российской школы достаточно новое, поэтому не разработаны комплексы средств обучения, необходимые для их эффективного преподавания. Поэтому перед школами встала задача разработать содержание программ курсов и всю методическую систему обучения этим курсам. Задачи элективного курса по математике Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач: * способствовать самоопределению ученика или выбору дальнейшей профессиональной деятельности; * создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле; * познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности; * активизировать познавательную деятельность школьников; * повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся [20,С,54]. Элективные курсы направлены Элективные курсы направлены: * на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением практических задач по математике; * получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих полученные знания в единую научную картину мира; * приобретение образовательных результатов, востребованных на рынке труда; * подготовку выпускников к принятию решения профессиональной подготовке, а также к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, к конкурсным экзаменам в вузы. Типы элективных курсов В научно-методической литературе условно выделяют три типа элективных курсов: I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы. В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп. * Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. * Элективные курсы, в которых глубоко изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. * Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета. * Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике. Развитие интереса учащихся к современной технике и производству. * Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. * Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.). * Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента [20,С.16]. II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Набор элективных курсов на основе учебного плана определяется самой школой. Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. Следует отметить, что к основным мотивам выбора элективных курсов в 9-11 классе, которые необходимо учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся: * подготовка к ГИА и ЕГЭ по профильным предметам; * приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного образования; * возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда; * любопытство; * поддержка изучения базовых курсов; * профессиональная ориентация; * интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира. То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. В связи с этим основными принципами обучения должны являться: * индивидуальность, * доступность, * преемственность, * результативность. 1.2. Психологические особенности учащихся 6-го класса В нашей работе рассматривается процесс обучения математике в средней школе у учащихся 6 класса. Это дети 11 – 12 лет. Каждый психолог по-разному описывал возраст 11-12 лет. Возраст существует одновременно как календарный возраст, время жизни от рождения и как условный возраст этап в процессе физического и психологического развития. Рассмотрим некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека в возрасте 11-12 лет. Л.С.Выгодский выделял возраст 7-11/12 лет как школьный возраст. Он считает, что состояние умственное развитие ребенка определяется, по меньшей мере, с помощью выяснения двух его уровней – уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Поясним например, что значит зона ближайшего развития. Выготский предлагает рассмотреть двух детей одного возраста. В этом возрасте они самостоятельно решают задачи той степени трудности, которая соответствует их возрасту. С помощью особых приемов испытывает этих детей, насколько они способны к решению задач. Ребенку показываем, как нужно решать задачу, или начинаем, решать, и предоставляем ребенку возможность закончить ее. Он решает в том или ином виде сотрудничества задачи, выходящие за рамки его умственного возраста, и определяем, насколько далеко простирается такая возможность интеллектуального развития для данного ребенка и насколько далеко она выходит за пределы его умственного возраста. В результате выясняется, что у одного ребенка зона ближайшего развития опережает его умственный возраст на 4 года вперед. А у другого зона ближайшего развития охватывает всего лишь год. Практическое значение этой диагностики связанно с проблемой обучения. Л.С. Выгодский выделял следующие основные особенности этого возраста: школьники отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны, но дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Периодизация Д. Б. Эльконина выделяет периоды 7-11/12 лет как младший школьный возраст. Он считал, что все обучение школьника надо ориентировать на личностное развитие ребенка. В этом возрасте ребенку приходится полностью перестраиваться к новому распорядку дня. Дети часто испытывают трудность с тем, что им приходится учиться самостоятельно, приобретать знания. Учителя должны организовать свою работу так, чтобы дети могли овладеть средствами общения и мышления. У детей должна формироваться учебная деятельность, имеющая свои задачи и способы, формироваться мотивация учения. Эрик Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. Он создал развертывающий «план личности», который наследуется генетически. Кроме того, согласно Э. Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Стадия с 6-12 лет считается латентной. Это стадия трудолюбие – неполноценность. В этой стадии ребенок должен обучиться дальнейшим умениям, необходимым для выживания. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести – это кооперация, взаимозависимость, здоровое чувство соревнования, коллективной игре, последовательным занятиям. Согласно Э. Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Термин «трудолюбие» отражает в себе основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего полу чается и как оно действует. Для Э. Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности– уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе, это может отбить у них охоту учиться дальше. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире. Нужно отметить, что шестиклассники могут отнестись и к следующей стадии развития по Эриксону, так как в шестом классе обучаются дети 12 лет. А по Э. Эриксону период 12-20 лет считается подростковой стадией. Это стадия идентичность – ролевой беспорядок, считается очень важной в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. В этом возрасте они переживают внутреннюю физиологическую революцию, пытаются укрепить свои социальные роли, легко увлекаются разного рода деятельностью. В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята возрастная периодизация, в которой дети 8-12 лет относятся ко второму периоду детства. Эта система периодизации отражает скорее систему детских учреждений, чем возрастные особенности ребенка. И надо учесть, что не всегда календарный возраст соответствует биологической зрелости, возможны и задержки биологического развития, и его ускорение. По принятой периодизации в нашей стране учащиеся 5-6 классов относятся к младшим школьникам. В этом возрасте основная роль в обучении отводится творческому мышлению, так как впервые годы жизни у человека доминирует правое полушарие, отвечающее за творческие процессы. В десяти летнем возрасте начинает более интенсивно работать левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление, и именно в этот момент возможно наступление кризиса, здесь необходима помощь педагога для возможности самореализации, для выражения собственного «Я». Младший подростковый возраст – это время для овладения самостоятельных форм работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности школьников, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Это фундамент всего образования, что повышает ответственность учителей за формирование знаний, умений, навыков, и такого качества как творческая активность, в младшем подростковом возрасте. От того, как проходит этот этап обучения, во многом будет зависеть и успешность перехода младших подростков к качественно новой учебной мотивации, направленной не только на получение новых сведений, новых разнообразных знаний, но и на поиски общих закономерностей, а главное, на освоение самостоятельных способов добывания этих знаний[32]. У каждого возраста есть свои преимущества. Большим достоинством младшего подростка является его готовность ко всем видам учения, учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы работы на уроке, возможность самостоятельно учиться, мыслить, думать, узнавать что-то новое. Младшего подростка больше привлекает содержание, которое требует интеллектуальной активности, самостоятельных действий, расширяет кругозор. Каждый новый предмет, курс, большой раздел всегда вызывает интерес у подростков. Сохранить этот интерес, укрепить его, развивать дальше – важнейшая задача учителей, и родителей. С пятого класса учащиеся приступают к изучению и усвоению основ наук. Материал, который необходимо школьнику усвоить достаточно сложен, требуется высокий уровень учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а также направлен на их развитие. Учащиеся знакомятся с системой научных понятий, знаков которые необходимы в курсах математики и физики (умение рассуждать, теоретически мыслить и т. д.). Общая картина интеллектуального развития учащихся, достигших младшего подросткового возраста, представляется следующим образом: достигается определенный уровень развития операции мышления – возможности оперирования по представлению, владение операциями анализа и синтеза, навыки конкретного мышления, начало перехода к формальным операциям. Начинает развиваться все виды мышления: абстрактное, гипотетическое (мыслить предположениями), рефлексивное[30]. Возрастает объем информации, с которой ребенок может работать и быстро обрабатывать. Возникает способность удерживать внимание на логически организованном материале, стремление к самостоятельности, стремление к общему. У младших школьников продолжает формироваться стремление иметь свою точку зрения, появляется суждение о собственной социальной значимости, завершает развиваться самосознание личности. Дети переходят от наглядно-образного рассуждению к словесно-логическому, а как следствие изменяется содержания мышления, оно становится более конкретным, внимание обращается на внутренние наиболее существенные свойства явлений и предметов и соотношения между ними. Возникает способность коррекции мышления со стороны логики и теоретических знаний о мире[31]. Ребенок, младшего подросткового возраста имеет склонность к задаванию вопросов о причинах явлений, быстро включаться в беседу. Им интересно приходить к выводам и обобщениям, любят практические занятия, лабораторные. В эти года способность хранить, извлекать информацию из памяти, развивается метапамять. От класса к классу растет владение приемами запоминания. Подводя итог, можно сказать, что школьники младшего подросткового возраста 10-12 лет могут усваивать абстрактные понятия, следовательно, наступает благоприятный период для интенсивного формирования теоретического мышления. 1.3. Теоретические основы применения занимательных задач на уроках Вначале хотелось рассмотреть понятие «занимательность». Что же это такое. Разные авторы говорят о занимательность по-разному. Одни определяют ее через способность восприятия обучаемыми материала. Другие считают, что занимательность может проявляться через определенные формы обучения или специфические средства. Некоторые объясняют занимательность на примере работы с конкретным средством [26]. Очень часто бывает, что один и тот же материал разные дети воспринимают по-разному. Одни активно работают, у них появляется интерес, дают оригинальные ответы, другие так и остались равнодушными, безразличными, им не интересно слушать. У учителя возникает вопрос, в чем тут дело? Кордемский Б.А. в книге «Математическая смекалка» писал, что учебный материал в занимательной форме должен быть знаком ученикам. У них должна быть основа, на которую можно опираться и осознавать суть занимательного материала[27, с 62]. Существует много различных форм обучения, где можно реализовать занимательность. Например, это урок – путешествия, урок – сказка, урок – викторина и т. д. Применяя такие формы обучения, дети не замечают, что учатся, они считают, что они просто играют. Они любят играть и им это интересно. Они учатся считать, складывать, высчитать и даже решать логические задачи. А в дальнейшем можно переходить и к более сложным занимательным задачам. К.Д. Ушинский считал, что все обучения через занимательность принять делить на «внешнюю» и «внутреннюю». «Внешняя» занимательность – это занимательность не связанная с содержанием урока. Поэтому «внутренняя» занимательность предпочтительней, и она должна все время увеличиваться. Общие материалы занимательного характера принято разбивать на три группы: материалы занимательные по содержанию; по форме; и по форме и по содержанию одновременно. И еще основы занимательного материала должны составлять задания, обязательно связанные с материалом урока. Особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Напитанная задачами, головоломками, вопросами, она привлекает учащихся к активному сотрудничеству с учителем, пробуждает любознательность и подталкивает к самостоятельным открытиям [28, с 45]. Из разнообразно методической литературы мы слышим: «занимательный материал», «занимательная игра», «занимательная задача», скорее всего под этим понимается увлекательное, интересное, нетрадиционное. Отметим признаки занимательных задач: задача должна быть развивающей; в задаче должна быть нестандартной по форме и способу предоставления данных; достижение цели достигать через вымышленных или реальных персонажей; решение задачи основывается на рассуждении без применения математических выкладок; в задаче присутствует особо поставленный вопрос. В учебном процессе используются различные классификации и типы задач. Они различаются: по способу подачи информации (текстовые, графические, задачи-рисунки); по способу решения (арифметические, алгебраические, геометрические, графические); по содержанию (количественные и качественные); по функциональным возможностям обучения и так далее. И.В. Егорченко [29] делил задачи на следующие типы: стандартные прикладные; нестандартные прикладные; нестандартные задачи, не являющиеся прикладными; материалы, не являющиеся задачами. Именно «нестандартные» он считал занимательными. Количество занимательных задач достаточно велико. В основном выделяют четыре типа задач: задачи – рисунки, логические мини – задачи, задачи – шутки, и задачи с неполным условием. Задачи – рисунки представлены в виде рисунка или схемы, при решении такой задачи задается вопрос, «Что вы видите на рисунке?», «С какой стороны изображен предмет?». Ученики не всегда могут правильно ответить, поэтому их надо направить через ряд наводящих вопросов или они сами могут задавать такие вопросы. Логические мини – задачи это короткие по формулировке задачи. В основном состоящие из одного предложения, в которых ключевые данные уводят в сторону от правильного ответа. К третьему типу задач относятся задачи, в которых некорректно поставлен вопрос. Для ответа на такие вопросы требуется дополнительная информация, или в вопросе присутствует шутка. При решение задач – шуток ответ может быть так же шутливого характера без конкретного ответа. Нужно учесть, что такие ответы должны быть корректными, нужно что бы и ученики и учитель не переходили грань дозволенного. Дидактические игры, то же относятся к третьему типу задач. В игре всегда присутствует неожиданность и необычность, решается какая – либо проблема. Дидактические игры на уроках играют ту же роль, что и занимательные задачи. Выделяют два типа таких игр: игровая ситуация, ученика увлекает форма задания; математическая игра, ученика увлекает содержание задачи. Дидактическая игра в форме игровой ситуации привлекает внимание ребенка своей необычной формой задания или неожиданным выполнением задания. Нередко присутствует элемент соревнования. В качестве примера рассмотрим следующие задачи. Задумай число. Ученикам предлагается задумать число, дальше учитель дает указания, какие действия надо произвести. Детям интересно как учитель угадывает задуманное ими число. В этом задание и состоит задача, угадать задуманное число. Таких примеров задач привести можно еще много (назови формулу, математическое лото и т. д.). Целью таких занимательных задач развить у ребенка познавательную активность, стимулируют на создания нового. Главная характеристика занимательных задач в том, что они должны быть необычными. Детская мыслительная деятельность имеет следующие общие направления: необычный подход к рассмотрению вопроса; поиск ассоциаций; перенос идеи из другой области знаний; «игра» с объектами и идеями [30,с.43]. Рассмотрим некоторые приемы составления занимательных задач. В материал занимательного характера необходимо проложить два свойства – это связь с учебным материалом и обязательное воздействие на мыслительную деятельность учащихся. Весь материал необходимо разбить следующим образом: - организационная занимательность; - информационная занимательность; - внеучебные задачи занимательного характера; - учебные занимательные задания. Организационная занимательность подразумевает занимательность, связанную с организацией урока и не связан....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: