VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение использования нетрадиционных технологий обучения при формировании каллиграфических навыков у учащихся 1 класса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000626
Тема: Изучение использования нетрадиционных технологий обучения при формировании каллиграфических навыков у учащихся 1 класса
Содержание
     Тема: «Изучение использования нетрадиционных технологий обучения при формировании каллиграфических навыков у учащихся 1 класса»
     
     
     
     
     
     
     
     
Титульный лист
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА	6
1.1. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников	6
1.2. Методические основы формирования каллиграфических навыков у младших школьников  с применением нетрадиционных технологий обучения	8
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ  У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА	12
2.1. Методика констатирующего эксперимента	12
2.2. Проект педагогической технологии формирования каллиграфических навыков у младших школьников  с применением элементов нетрадиционных технологий обучения……………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	27
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................
     
     
     
     
     
     
     
     
     
введение

     Актуальность темы исследования. Проблема техники письма исследовалась с давних пор и остаётся актуальной и в наши дни. Этим вопросом занимались Безруких М.М., Хохлова Т.Е., Аксенова Л.А., Алгазина Н.Н., Булохов В.Я., Буслаев Ф.И. и др. Согласно Ф.И.Буслаеву термин «каллиграфия» понимается, как умение писать чётким, удобочитаемым и устойчивым почерком, который по мере выработки скорости и связности письма приобретает индивидуальные черты. 
     Письмо является важной составляющей письменной речи, позволяющей выражать с помощью графических знаков содержание речи и мысли человека. Владение письменной речью, а, значит, и графическим навыком, является одним из важных качеств образованного, культурного человека. 
     Согласно ФГОС второго поколения обучение младших школьников письму начинается с формирования у них навыков графо-моторной деятельности, обеспечивающей, во-первых, правильность и скорость письма, во-вторых, его соответствие эстетическим требованиям, что позволяет без затруднений читать написанный текст.
     Обучение каллиграфии начинается для учителя с постановки целей, учебных и коррекционных задач. Цель — развитие умений управлять движениями кисти и пальцев, контролировать и корригировать эти движения.
     Успешность формирования графического навыка и каллиграфического письма также зависит от создания благоприятной психологической атмосферы. Для этого необходимо включить детей в ситуацию игры, новизны и поиска. В процессе общения учителя с учениками должно возникать сотрудничество, взаимопонимание, уважение и взаимопомощь, а, значит дифференцированный подход к каждому из учеников. Всё это должно способствовать снятию у детей психологического барьера и страха перед новым, трудоёмким видом деятельности – письмом. Существует много традиционных методов обучения каллиграфии, однако, в последнее время всё большую популярность приобретают нетрадиционные технологии обучения каллиграфии, среди которых выделяются известные методисты Н.Г.Агаркова и В.А.Илюхина.
     В связи с вышесказанным мы определили следующую цель нашей работы – на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии формирования каллиграфических навыков у младших школьников  с применением элементов нетрадиционных технологий обучения.
     Объект работы – процесс формирования каллиграфических навыков.
     Предмет работы – процесс формирования каллиграфических навыков с применением нетрадиционных технологий обучения.
     В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
     1. Проанализировать состояние проблемы по формированию  каллиграфических навыков у учащихся 1 класса с применением нетрадиционных технологий обучения.
     2. Определить критерии, показатели, уровни сформированности каллиграфического навыка у учащихся 1 класса.
     3. Разработать проект педагогической технологии формирования каллиграфических навыков у младших школьников  с применением элементов нетрадиционных технологий обучения.
    Для решения поставленных исследовательских задач используются следующие научные методы:
    - теоретические (анализ педагогической, психологической, лингвистической литературы) и эмперические (педагогический эксперимент (констатирующий этап). 
    Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный проект педагогической технологии формирования каллиграфических навыков у младших школьников  с применением элементов нетрадиционных технологий обучения может быть использован в практике учителей начальных классов.
     Нами был определён формирующий экспенримент.
     По структуре работа представляет собой исследование, состоящее из введения, двух глав, заключения и списка литературы.



























     
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
     
1.1. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников
       Каллиграфия  –  это  искусство  писать  четким,   красивым   почерком. Заглядывая в тетради  учеников,  мы  с  каждым  днем  все  больше  и  больше убеждается в том, что у большинства из них, как  и  у  большинства  из  нас, далеко не каллиграфический почерк.
       Что случилось с почерком, почему так  много  ошибок,  почему  обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе  –  эти  вопросы все больше и больше  волнуют  учителей  и  родителей.   Количество   детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма,   действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим  подсчетам  составляет  25-30% причем это  дети,  имеющие  непреходящие  трудности  обучения.  Исследование методов  Безруких М.М. и Хохлова  Т.Е.  показали,  что  многие  трудности  не заканчиваются  в  начальной  школе,  а  лишь  модифицируются  и  сохраняются зачатую  вплоть  до  окончания  школы.  Причины   для   возникновения   этих трудностей  предостаточно:  и  чисто   педагогические   и   медицинские, и физиологические, а системы коррекции нет. Учитель часто просто  «не  видит», как  и  когда   начинаются   многие   трудности,  еще чаще   –   пытается скорректировать не причину, а  результат,  и  нередко,  затратив  много  сил (своих и ученика), не добивается желаемого результата.  Еще  чаще  жесткость требований, недостаточное знание и учет возможностей  ученика,  неправильная тактика  педагогической  работы  и  работы   дома   приводят   к   серьезным отклонениям в состоянии здоровья ребенка.
       Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей  обучения  письму  и понять,  как  помочь  ученику,  необходимо  знать,  что  представляет  собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном  навыке  от  письма на разных этапах его формирования, какое влияние может  оказать  на  процесс формирования навыка письма развитие  ребенка,  его  возрастные  особенности, состояние здоровья, методика обучения, тактика учителя и другие факторы  [9,с.10].
     В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек  может овладеть и вне обучения (конечно, до  определенного  уровня),  писать  нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой. 
      Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что  «процесс  письма с полным основанием  относится  психологией  к  наиболее  сложным,  осознанным формам речевой деятельности» [49, с.5].
      Для того, чтобы правильно обучать учащихся чистописанию,  надо  знать, как у учащихся  формируются  графические  навыки  письма,  как  складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков. Они вырабатываются в процессе длительных упражнений.
     На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая  и  каллиграфическая стороны его не осознаются  или  очень  мало  осознаются.  Основное  внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не  значит,  что на  высшем  уровне  владения  письменной  речью  невозможно  проследить   за движением ручки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки  в процессе  письма  вполне  возможно  (даже  если  у  человека  уже  выработан почерк), но обычно следить за движениями руки в процессе письма нет  никакой необходимости. Сам процесс написания слов  осуществляется  легко  и  быстро, как ходьба физически здорового человека.
     Почерк – это очень устойчивое индивидуальное образование. По  почерку, как известно, возможна идентификация личности человека.
     Эта  устойчивость  почерка  человека   с   точки   зрения   физиологии объясняются  как   выработка   стереотипных   условно-рефлекторных   связей, динамических стереотипов (по И.П. Павлову). 
     Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев  и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно  в  течении  всего дошкольного  периода.  Если  захватывание  предметов  –  шарика,  кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то держание карандаша  в  руке, ложки при еде требует более сложных координаций. Так,  Т.С.  Кмарова  пишет, «что, хотя движения руки ребенка  к  трем  годам  уже  значительно  развиты, орудийными действиями с карандашом  и  кистью  дети,  как  правило,  еще  не владеют». Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет  не  владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сжимают его. Развитие пальцев  и кисти   достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении  навыками письма.
         Методистом Е.Н. Соколовой исследовались движения пальцев у  детей  4-7 лет в  связи  с  изучением  возможности  подготовки  к  формированию  навыка письма. Обнаружилось, что детям этого возраста  легче  осуществлять  сгибание и разгибание большого и  указательного  пальцев  и  труднее  –   вращательные движения этих пальцев. При этом движения пальцев, особенно  вращательные, в большинстве случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движениями  губ  и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений  на  высшем  уровне корковой регуляции,  видимо,  еще недостаточно дифференцирована: движения пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связаны.   
 
        В развитии навыка письма  у  учащихся  ежедневно  по  мере  упражнения происходят какие-то изменения. Нельзя сказать, что  первоначальный  период кончается тогда, когда  учащиеся  напишут  последнюю  букву  в  прописях:  с окончанием  букварного  периода  еще  не  приобретается  ни   беглость,   ни уверенность в письме.
         В процессе обучения дети знакомятся как с орфографическими приемами, так и с приемами графических навыков письма.
        Графические  навыки  письма  достаточно  сложны  и   складываются   из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма.
        Процесс письма осуществляется при помощи  инструмента  письма  (ручка, карандаш,  мел),   который   человек   соответственно   передвигает   рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения  и  двигательным  контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом  человек  пользуется (ручка перьевая, шариковая,  карандаш,  мел),  он  осуществляет  движения  и приемы. Представим приемы в виде такой схемы.
         Приемы, необходимые для письма:
     1) владение инструментом письма;
      2) соблюдение правильного положения  тетради  и  продвижение  ее  при
         письме;
      3) соблюдение правильной позы, посадки при письме;
      4) движение руки вдоль строки во время письма.

      Приемы письма:
      1) умение сравнивать образец с результатом письма;
      2) приемы перевода звука  в  письменную  букву  и  печатной  буквы  в
         письменную;
      3)  приемы  написания  букв  (начало,  куда  вести   перо,   поворот,
         соединения);
      4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так
         далее);
      5) приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты
         букв на строке;
      6) письмо букв между линиями строки и на линии;
      7) начало письмо. Запоминание строки;
      8) приемы правильного наклонения письма. 
         
       Для того, чтобы процесс письма был целенаправленным, требуется, как уже было сказано выше, выполнение всех условий письма. Но процесс письма не может осуществляться без педагогических принципов обучения.
      Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и относятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой [66, с.200].
      Например, доктор педагогических наук, профессор П.И. Пидкасистый, выделяет следующую систему принципов обучения в современной общеобразовательной школе
 -         принцип развивающего и воспитывающего характера О2;

 -         принцип научности содержания и методов учебного процесса;

 -         принцип систематичности и последовательности;

 -         принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности;

 -         принцип наглядности;

 -         принцип доступности обучения;

 -         принцип связи обучения с жизнью;
          
        Помимо общедидактических принципов, перечисленных выше, при обучении письму используются и принципы, вытекающие из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и так далее) на основе психофизиологических особенностей детей.
   
         При формировании каллиграфических навыков у младших школьников наблюдается использование всех принципов, но методисты (Т.П. Сальникова, Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова и другие) большее внимание уделяют таким принципам, как:
 -         принцип наглядности;

-         принцип сознательности;

-         принцип повторности;

-         принцип посильности;

-         принцип учета индивидуальных особенностей;

        Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы [5]. Целью занятий чистописания является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. Достижение этой цели зависят от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму. Сначала необходимы ознакомления с правилами посадки и владение инструментами, ориентировка на станице прописей, тетрадей, первоначальное ознакомление с начертаниями букв, буквосочетаний письмом слогов, слов, предложений. Затем закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановки слов на строке.

1.2. Основные требования к обучению каллиграфии
     
     Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребёнка в 1 класс. Письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобочитаемым, четким и красивым. В этом проявляется культура пишущего и уважение к тому, кто будет читать написанное.
     Цель чистописания - формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма [6, c. 27-29].
     Выработать у учащихся чёткое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок, так как навык письма формируется медленно.
     Формирование навыка письма основывается на определённых принципах обучения. Общедидактические принципы, как сознательность в обучении, доступность, постепенность, переход от простого к сложному, повторность, наглядность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
     Так, принцип наглядности обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей, таблиц и других пособий.
     Подражание почерку учителя - один из основных путей формирования чёткого письма, красивого почерка.
     Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны с самого начала знать, как, в каком порядке, зачем пишем те или иные упражнения.
     Для автоматизации навыки письма большое значение имеет соблюдение принципа повторности, которые осуществляются в упражнениях.
     Формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Приучая школьников аккуратному письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает у них трудолюбие, старательное отношение к выполнению любой работы, а также уважительное отношение к людям, к их труду [9, c. 24-27].
     Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека.
     Почерк - это устойчивое индивидуальное образование. По почерку возможна идентификация личности человека. Эта устойчивость почерка, с точки зрения психологии, объясняется как выработка стереотипных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов.
     В своей работе я использую классические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма.
     1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений. Это есть основной приём обучения каллиграфии. Показ осуществляется на классной доске или индивидуально в тетради ученика и сопровождается объяснением учителя.
     2. Другим приёмом при обучении чистописанию является списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Здесь учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.
     3. Копировальный способ использую редко, так как обведение образца осуществляется без достаточного осознания процесса письма.
     4. Воображаемое письмо или письмо в воздухе. Очень часто оно используется в 1 классе в I полугодии. В воображаемом обведении ученик видит букву, пишет реально, но в воздухе это помогает ему усваивать движение и правильную форму буквы.
     5. Анализ формы букв. Учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения.
     6. Введение в обучение правил, которые учащиеся должны знать.
     Правила:
     1 класс:
     1. Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном.
     2. Буквы в словах надо писать на одинаковом расстоянии друг от друга.
     3. Писать надо красиво.
     2 класс:
     1. Буквы следует писать одинаковой высоты.
     2. Слог пишется безотрывно.
     3. Писать надо быстро и красиво.
     7. Важным приёмом является письмо под счёт. Оно способствует выработке плавного ритмичного письма. Применяется этот приём при записи букв, слогов, иногда слов.
     8. Одним из приёмов можно считать приём показа ошибочного написания. Используется во 2 и 3 классах. Дети сами находят ошибку.
     Стремясь выработать у учащихся качество письма, нужно работать в следующих направлениях:
     1. Постоянно, с первых уроков обучения письму, надо совершенствовать форму букв в письме учащихся.
     2. Работать над правильностью соединений букв.
     3. Отработать правильный наклон.
     4. Работать над одинаковой высотой букв на строке.
     5. Отработать плавность и ритмичность письма.
     Главный залог успеха - в нравственной основе работы над навыком письма, в воспитании у детей стремления научиться писать грамотно, красиво.
     Показ образца написания буквы, соединения, слова, предложения обязателен для учителя, чтобы дети видели рождение буквы, слова. Такой показ обычно сопровождается комментариями. В работе можно использовать традиционные приёмы письма «в воздухе», «под счёт».
     Большое значение имеет прописывание образцов в тетрадях учащихся. У них формируется умения сличать написанное с образцом и следовать образцу. Особое внимание обращаю на развитие зоркости, глазомера. Для этого прошу найти похожую на образец букву и писать такие же буквы.
     Каллиграфически грамотное, красивое письмо достигается путём создания условий в классе:
     а) оформление класса
     б) мебель
     в) внешний вид учителя и учащихся
     г) доброжелательная обстановка в классе
     д) взаимосвязь учителя, учащихся и родителей.
     Можно научить детей писать красиво, применяя традиционные приёмы, учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей и работу по чистописанию проводить в системе. Однако в последнее время применяются и нетрадиционные технологии обучения каллиграфии, к рассмотрению которых мы приступим в следующей главе нашей работы.
      
      
      
      
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ  У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
     
2.1. Методика констатирующего эксперимента
     Исключительно велико значение умения пользоваться письменной речью для каждого человека. При этом письмо становится подлинным средством общения, если будет правильным, чётким и грамотным.
     Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. 
     Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П. Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.
     Связь каллиграфических навыков с грамотностьюписьма.
     Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания [12].
     Само понятие письма делится на три составляющие:
     Алфавит и каллиграфия;
     Графика (правила обозначения звуков буквами);
     Орфография (система действий по выбору правильного написания буквы в слове).
     Основы правописания закладываются в начальных классах, где система обучения имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями детей и уровнем владения знаниями.
     Обучение правописанию ведётся по трём направлениям:
     Соотнесение фонемы и буквы на основе развития фонематического слуха.
     Запоминание буквенного и морфемного состава слов, активизация словаря учащихся.
     Решение грамматико-орфографических задач, через которые осуществляется связь всех сторон языка: фонетики, лексики, графики, словообразования, грамматики, семантики.
     Процесс овладения младшими школьниками правописания имеет обширную структуру. Каждый из её элементов ставит перед учителем ряд задач, которые решаются на протяжении всех 4 лет обучения в начальной школе:
     Формирование мотивации орфографической работы у учащихся;
     Формирование орфографических умений по ступеням;
     Развитие речевого (фонематического) слуха, или «языковой интуиции»;
     Формирование орфографической зоркости, которая является основой самоконтроля при письме;
     Формирование осознанности письма;
     Развитие связной речи, умения пользоваться пунктуационными знаками при письме;
     Формирование каллиграфических навыков.
     Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах. Прежде, чем думать, как написать букву, как рационально соединить её с другими буквами, ученик должен сначала решить, какую именно букву выбрать. Чем меньше будет затрачено времени на решение орфографической задачи, тем больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма. И наоборот: чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения [10, c. 16-24].
     Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:
     При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;
     Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства. Погрешности в методике формирования каллиграфических навыков в 1 классе также вызывают стойкие ошибки. Так, требование безотрывного письма ведёт за собой недописывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв [10, c. 16-24].
     Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма (в начале каждого года обучения), а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика [15, c. 23-27].
     Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма у младших школьников.
     Графические навыки относятся к сенсомоторным (сюда же входят и такие действия, как вырезание, вязание и т.п.), но включаются они не в трудовую деятельность, а в письменную речь человека и формируются совместно с чтением, орфографией, развитием речи.
     Конечно, в первую очередь, формирование письменной речи связано с деятельностью коры головного мозга:
      - височные области левого полушария отвечают за слуховой анализ процесса письма (письмо на слух);
      - заднецентральные области левого полушария управляют речедвижениями (артикуляцией), кинестетическими ощущениями;
      - затылочно-теменная область осуществляет зрительную организацию процесса письма (пространственные ориентиры);
      - премоторная область коры – соблюдение чередования и последовательности букв. Моторный образ слова;
      - левые лобные доли отвечают за сохранность замысла при письме [15, c. 23-27].
     К началу школьного обучения у детей не до конца сформированы многие участки коры головного мозга, особенно лобные доли.
     Двигательные умения и навыки, необходимые для осуществления процесса письма (сгибание и вращение пальцев и кисти, движения предплечья), развиваются в течение всего дошкольного возраста в условиях правильно организованного развития мелкой моторики. К 7 годам ещё не заканчивается окостенение фаланг пальцев и только начинает появляться зрительный контроль действий руки при рисовании.
     Установлено, что у детей 4-5 лет дрожат пальцы при письме некоторых элементов (линии с закруглениями, петли, овалы). К 6-7 годам у некоторых детей ещё сохраняется тремор руки, который в норме исчезает в ходе специальных упражнений на укрепление мускулатуры руки и зрительного контроля.
     На начальном этапе обучения характерны признаки адаптации нервной и опорно-двигательной систем ребёнка к новому виду деятельности – письму. 
     Наблюдается неадекватная затрата энергии при письме, напряжение мышц кисти, лица, тела, трудности в зрительном и двигательном контроле, непрочность усвоенных приёмов письма букв и соединений, неритмичность движений, остановки во время написания буквы («дробное письмо»).
     Основные трудности при письме вызываются недостаточным распределением внимания между различными сторонами письма. Они устраняются в ходе специальных упражнений на отработку навыков.
     Целью проведения эксперимента является:
     – выявление уровня сформированности каллиграфических навыков учащихся начальной школы;
     – проведение цикла упражнений, способствующих формированию каллиграфически правильного почерка;
     – выявление уровня сформированности каллиграфических умений после специального внедрения различных видов упражнений.
     Исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Все эти этапы представляли собой неразрывную последовательность.
     Констатирующий этап ориентирует на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных параметров.
     Главная цель — зафиксировать реалии, которые были исходными для формирующего этапа, целью которого являлось создать и проверить эффективность разработанной системы упражнений, направленной на формирование каллиграфических навыков младших школьников, которые, по нашему мнению, должны были повысить достигнутый уровень. 
     В ходе эксперимента необходимо было отследить уровень сформированности у учащихся каллиграфических навыков, установить наиболее часто встречающиеся каллиграфические ошибки и предложить систему упражнений, помогающих эти ошибки устранить.
     Эксперимент проводится на базе средней школы №.....г.....с учащимися 1 "А" класса (экспериментальная группа) и учащимися 1 "Б" класса (контрольная группа).
     Методы исследования:
     Блок 1.
     Проверяется умение учащихся каллиграфически правильно и четко записывать предложения. Показателем обученности является умение каллиграфическим почерком написать предложение.
     1. Легко на сердце от песни веселой.
     2. Звенит звонок, звенит звонок, детей сзывает на урок.
     3. Тихая теплая заря поднималась над землей.
     4. Матрешка — это деревянная кукла.
     5. Настоящую песню скворца надо слушать ранним утром.Работа считается выполненной, если ученик записал предложение каллиграфически правильно.
     Блок 2. Анализ тетрадей учащихся на наличие каллиграфических ошибок. Выявление основных ошибок, их классификация с учетом написания основных элементов букв.
     Далее представим полученные результаты в ходе констатирующего эксперимента. 
     Констатирующий этап показал, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают при написании сложных элементов, таких, как: прямая линия с петлей, овал и малая петля (См. таблицу 1).
     Таблица 1. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
Умения и навыки
Экспериментальная группа
Контрольная группа

Количество учащихся
%
Количество учащихся
%
1. короткая линия
13
43,3
7
23,3
2. длинная линия
10
33,3
9
30
3. линия с закруглением внизу
18
60
15
50
4. прямая с петлей
24
80
16
53,3
5. овал
25
83,3
20
66,7
6. полуовал
14
46,7
5
13,3
7. линия с закруглением с двух сторон
11
36,7
6
16,7
8. малая петля
26
86,7
25
80
     
     С целью формирования каллиграфических навыков у младших школьников  был организован формирующий эксперимент с применением элементов нетрадиционных технологий обучения каллиграфии. Работа осуществлялась учащимися 1 "А" класса (экспериментального).

2.2. Проект педагогической технологии формирования каллиграфических навыков у младших школьников  с применением элементов нетрадиционных технологий обучения
     
     Целью формирующего этапа было внедрить систему упражнений, направленных на коррекцию уже сформировавшихся каллиграфических навыков, т.е. проверить ее эффективность. За основу была принята система обучения  письму, разработанная Е.Н. Потаповой [47].  
     Работа по формированию каллиграфических навыков занимала на уроках русского языка около 5 минут.
     Материал мы распределили следующим образом.
     Блок I.
     Целью данного блока было развитие мускульной памяти младших школьников. Здесь нами были использованы упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев и кисти руки. Основное место в такой работе занимала штриховка, которая укрепляла не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но и развивала внутреннюю и внешнюю речь ребенка, его логическое мышление. Работа состояла из нескольких этапов.
     1 этап: Учащиеся накладывают на лист альбома трафарет (на первых этапах – трафарет с геометрическими фигурами, на последующих –  трафареты с изображениями предметов и фигур животных) и простым карандашом обводят знакомые фигуры.
     2 этап: Учащиеся убирают трафарет и полученную фигуру делят на
     параллельные отрезки (штрихи). Здесь в первую очередь отрабатывались штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо.
     Расстояние  между  отрезками  (штрихами)  должно   составлять  ширину строчной буквы.
     3 этап: Штриховка фигур, включающая элементы букв. На этом
     этапе штриховка осуществляется фломастерами и фигуры представляют
     собой сложные конструкции.
     Блок II.
     При реализации этого блока мы преследовали следующую цель — развитие тактильной памяти, т.е. создание в памяти ребенка образа заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений. Кроме тактильной информации учащиеся получали как зрительную, так и слуховую информацию, у детей развивалось чувство языка и орфографическая зоркость. Учащиеся были оснащены 33 карточками с буквами (заглавной: 60x70 мм и строчной: 35x30 мм), вырезанными из наждачной бумаги и наклеенными на карточку. Работа включала следующие этапы:
     1 этап: Дети указательным пальцем правой руки (в последующем
     всеми пальцами) ощупывают букву в направлении письма. Двигая пальцем по букве, ребенок как бы ощупывает ее контур, запоминает образец буквы, ее отличие от других букв, элементы буквы, направление письма. 
     2 этап: Учащиеся контролируют свое "хождение" по букве, а также соседа, что помогает увидеть ошибки не только свои, но и товарища и избежать их.
     Показателем обученности считается безошибочное обведение буквы с учетом последовательного написания всех ее элементов.
      Блок III.
     Цель этого блока заключается в закреплении полученных сведений. Во время работы по этому блоку учащиеся закрепляли навыки, отработанные на первых двух блоках. Здесь нами контролировался правильный наклон букв и закреплялись приобретенные навыки: направление письма, написание буквы, ее элементов.
     Работа считалась выполненной, если учащиеся могли безошибочно и каллиграфически правильно написать букву.
     На контрольном этапе исследования мы провели контрольный срез, по результатам которого мы могли бы судить об эффективности реализованной системы каллиграфических упражнений. Основное внимание, как и на первом этапе исследования, уделялось правильному написанию учащимися восьми основных элементов букв. Были составлены следующие задания контрольного этапа.
     Блок I.
     Проанализировать умения учащихся записывать упражнения каллиграфически правильно. Показателем правильного написания является четкое и каллиграфически правильное письмо.
     Природа щедро одарила землю цветами.
     Зал восхищался фигуристами.
     Над рекой в морозной дымке вьется маленькая пичуга.
     Русская семья любит посидеть у самовара.
     Непроглядная метель глубоко упрятала под снегом тропинку.
     Работа считается выполненной, если учащийся записал предложения четким и красивым почерком.
      Блок II.
      Анализ тетрадей учащихся на наличие и отсутствие каллиграфических ошибок при письме. Классификация ошибок в соответствии с составленной таблицей, основой которой является правильное написание основных элементов букв. Анализ результат.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44