VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Соблюдение и Охрана Конституции

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009551
Тема: Соблюдение и Охрана Конституции
Содержание
     Курсовая работа на тему: Соблюдение и Охрана Конституции
     
     
     ОГЛАВЛЕНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ
3
1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ
5
1.1. Становление механизмов Охраны Конституции в России
5
1.2. Соблюдение Конституции РФ
7
1.3. Охрана Конституции Российской Федерации
10
2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ - ОСНОВНОЙ ОРГАН ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РФ
17
2.1. Порядок формирования и организация конституционного суда РФ
17
2.2. Компетенция Конституционного суда РФ
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
27
     


     ВВЕДЕНИЕ
     
     В Конституции Российской Федерации провозглашены общегражданские, общечеловеческие ценности и идеалы, прежде всего, права и свободы человека и гражданина в их сочетании с обязанностями и ответственностью. Но конституционные цели и идеалы - это еще не сама реальность. Ценность конституции тем выше, чем полнее, упорнее и последовательнее идет реализация Конституции Российской Федерации, всех ее положений и установок, чем полнее используется ее демократический и нравственно-правовой потенциал.
     Существенное повышение роли и значения Конституции РФ в правовой системе Российской Федерации, в общественно-политической и государственной жизни, последовательная реализация конституционных установлений - есть объективная потребность, тенденция и условие социально-правового прогресса, суть конституционно-правовой политики в современной России. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин справедливо отмечает: «Общество, которое не умеет и не хочет жить по действующей Конституции, не сможет жить и по любой другой». Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод об актуальности темы охраны и соблюдения Конституции.
     Практическая значимость работы курсовой работы заключается в том, что соблюдение положений конституции является основой государственности, законности и правопорядка.
     Научная новизна заключается в обобщении современного положения дел по исследуемой проблематике.
     Объект исследования – Конституция Российской Федерации, а предмет – механизмы контроля ее соблюдения и охраны.
     Целью курсовой работы является исследование соблюдения и охраны российской Конституции. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
     - рассмотреть становление механизмов охраны конституции в России
     -исследовать особенности охраны Конституции Российской Федерации;
     - проанализировать порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ;
     - изучить компетенцию Конституционного Суда РФ.
     В настоящее время в российской юридической науке достаточно активно рассматриваются проблемы реализации Конституции Российской Федерации и конституционного законодательства. Отдельные механизмы обеспечения осуществления конституционных норм (такие как, судебный конституционный контроль, конституционный надзор и конституционная ответственность) были предметом исследования многих отечественных ученых - конституционалистов.
     Вопросы охраны Конституции в научной литературе рассматривались в работах следующих авторов: М.В. Баглая, СВ. Боботова, Н.С. Бондаря, О.В. Брежнева, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Г.А Жилина, В.И. За-диоры, В.Д. Зорькина, А.Н. Кокотова, И.А. Кравца, В.А. Кряжкова, Л.В. Лазарева, В.В. Маклакова, М.А. Митюкова, М.А. Нуделя, Ж.И. Овсепян, В.А. Ржевского, Б.А. Страшуна, О.И. Тиунова, Б.Н. Топорнина, Н.М. Чепурно-вой, В.Е. Чиркина, Ю.А. Юдина и другие.
     Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный, метод комплексного подхода и другие.


     
     1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ
     
1.1. Становление механизмов Охраны Конституции в России


     Судьба конституционного контроля в России была непростой. До 1918 г. вопрос о конституционном контроле даже не поднимался, поскольку как таковой Конституции не было. Интерес к проблеме конституционного контроля возник после образования СССР, когда потребовалось привести к единому знаменателю законодательство союзных республик, входивших в Союз. Органом, на который Конституцией СССР 1924 г. была возложена функция контроля за соблюдением норм Конституции, стал Верховный Суд СССР. В этих целях указанный Суд тщательно изучал все правовые акты союзного уровня, копии которых ему в обязательном порядке посылались. За первые пять лет его сотрудниками было изучено 24 тыс. актов. Но с начала 30-х гг. активность Верховного Суда в связи с изменением политической обстановки, а также вследствие субъективных причин в области конституционного контроля значительно упала, а затем и полностью погасла. Только начиная с конца 60-х гг., в советском правоведении начала обсуждаться идея независимого органа конституционного контроля, но воплотилась в реальность лишь в период «горбачевской перестройки».
     К середине 1989 г. стали предприниматься конкретные шаги по возрождению контроля за соблюдением Конституции СССР. В результате был создан Комитет конституционного надзора Союза ССР —судебный орган, неразрывно связанный с парламентом. В декабре 1989 г. был принят общесоюзный Закон «О конституционном надзоре в СССР»2, на основании которого был избран сроком на 10 лет первый состав Комитета конституционного надзора в составе председателя и 25 членов, в том числе по одному от каждой союзной республики. Комитет функционировал менее двух лет. Его решения в области конституционной защиты прав человека были впоследствии высоко оценены юристами и общественностью. Комитет конституционного надзора:
     - прекратил практику издания секретных нормативных правовых актов, влияющих на права граждан;
     - постановил, что прописка ограничивает право на свободу передвижений граждан;
     - признал, что принудительное лечение лиц от алкоголизма и наркомании нарушает фундаментальные нормы и др.
     Однако многие решения Комитета так и оставались невыполненными до конца 1991 г., когда он прекратил свое существование.
     Образование Комитета конституционного надзора стимулировало создание самостоятельного органа по защите Конституции в России. 5 декабря 1990 г. в Конституцию РСФСР были включены положения о создании Конституционного Суда, затем был принят достаточно подробный (89 статей) Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Сначала были избраны 13 из 15 судей Конституционного Суда РФ, а остальных не могли выбрать в течение двух последующих лет, что не помешало Конституционному Суду начать свою работу. За два года (с ноября 1991 г. по октябрь 1993 г.) он принял ряд решений, имевших большое общественное значение. Среди них: о конституционности Указа Президента РФ о прекращении деятельности КПСС; о защите прав работников прокуратуры, вкладчиков Сбербанка, нанимателей жилых помещений и др. В то же время несудебная деятельность некоторых судей Конституционного Суда получила неоднозначную оценку в обществе. В этот период времени в условиях острой конфронтации между законодательной и исполнительной ветвями власти Конституционный Суд оказался вовлеченным в водоворот политических страстей (например, рассмотрение телевизионного обращения Президента России к народу 20 марта 1993 г.). Результатом этого явилось приостановление его деятельности в октябре 1993 г.
     После принятия на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, а затем и нового закона о Конституционном Суде РФ, количественный состав и полномочия Конституционного Суда претерпели значительные изменения. Вместо имеющихся 13 в его состав вошли уже 19 судей.
     Таким образом, вопросы конституционного контроля впервые начали подниматься после образования СССР. В тот период потребовалось привести к единому знаменателю законодательство союзных республик, входивших в Союз. Функция контроля за соблюдением норм Конституции была возложена на Верховный Суд СССР. В конце 80-х был создан Комитет конституционного надзора Союза ССР. В настоящее время основным органом конституционного контроля является Конституционный суд.
     
     1.2. Соблюдение Конституции РФ
     
     Согласно ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 15 Конституции РФ4 Конституция Российской Федерации имеет верховенство, высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Конституция РФ непререкаема, составляет правовую основу всей системы законодательства, судебной и иной правоприменительной практики.
     Верховенство Конституции РФ, ее высшая юридическая сила обусловлена прежде всего тем особым местом, которое занимает Конституция в жизни общества. Будучи его главным политическим и правовым документом, она закрепляет важнейшие институты социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Ее действие распространяется на всю систему общественных отношения, она составляет юридическую базу для всего законодательства, являясь ядром всей правовой системы. Принцип верховенства Конституции определяет ее статус в обществе, в политической системе, и прежде всего позицию по отношению к ее основным элементам, в особенности к государству.
     Высшая юридическая сила Конституции закрепляет ее место в иерархии правовых актов. Особый оттенок этот принцип приобретает в федеративном государстве. Он характеризует место Конституции России не только в общефедеральной правовой системе, но и в правовых системах субъектов Федерации.
     Конституционные установления являются общеобязательными для всех субъектов права. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
     В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Законы и подзаконные нормативные акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, либо признанные таковыми Конституционным Судом Российской Федерации, не должны применяться судами и другими право-примирителями.
     Непосредственное действие Конституции РФ, прежде всего, относится к конституционным положениям, определяющим права и свободы человека и гражданина. В ст. 18 Конституции Российской Федерации закреплено: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной им исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием».
     На прямое действие Конституции Российской Федерации в судебной практике обращает внимание Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. по делу о толковании отдельных положений ст.ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, если суды приходят к выводу о не конституционности закона, для официального подтверждения его не конституционности суды обязаны обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации. Однако такое обращение не ограничивает непосредственное применение ими Конституции Российской Федерации, которое призвано обеспечивать реализацию конституционных норм прежде всего при отсутствии их законодательной конкретизации. Если же закон, который должен был бы быть применен в конкретном деле, по мнению суда, не соответствует Конституции Российской Федерации и тем самым препятствует реализации ее положений, то для обеспечения непосредственного действия Конституции Российской Федерации во всех случаях, в том числе и когда дело разрешено судом на основании конкретной конституционной нормы, требуется лишение такого закона юридической силы в предусмотренном ст. 125 Конституции Российской Федерации порядке конституционного судопроизводства.
     Таким образом, Конституция РФ составляет правовую основу всей системы законодательства, судебной и иной правоприменительной практики. Будучи его главным политическим и правовым документом, она закрепляет важнейшие институты социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Конституционные установления являются общеобязательными для всех субъектов права. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
     
     1.3. Охрана Конституции Российской Федерации
     
     К охране Конституции РФ привлечены практически все ветви и все виды органов государственной власти. Режим правовой охраны установлен непосредственно в Конституции. Согласно ст. 80 ее гарантом является Президент РФ, который, вступая в должность, обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ. Положения об обязанности Президента РФ защищать Конституцию РФ, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу содержатся в тексте присяги главы государства, которую он приносит при вступлении в должность (ч. 1 ст. 82 Конституции).
     В Конституции РФ имеются нормы, развивающие и наполняющие реальным содержанием институт президентства, в том числе нормы, определяющие статус Президента РФ как гаранта Конституции РФ.
     Президент РФ наделен неограниченным правом законодательной инициативы, позволяющим ему в конкретной правовой форме ставить вопросы о реализации в законах конституционных положений, приведении законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ.
     Президент РФ, согласно Конституции РФ, вправе использовать право вето на стадии подписания федеральных законов (ч. 3 ст. 107), в том числе как гарантию обеспечения их конституционности; при противоречии постановлений и распоряжений Правительства РФ Конституции РФ, федеральным законам и указам Президент РФ вправе отменять указанные акты (ч. 3 ст. 115); приостанавливать, обеспечивая единство исполнительной власти в государстве, действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в первую очередь в случае противоречия этих актов Конституции РФ (ч. 2 ст. 85), а также предписывать соответствующим органам и должностным лицам необходимость строго следовать Конституции РФ.
     Контроль за исполнением и соблюдением Конституции в субъектах РФ осуществляет полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе, обеспечивающий реализацию конституционных полномочий главы государства. Полномочный представитель вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ.
     Из статуса Президента РФ как гаранта Конституции вытекает его обязанность обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений Конституции посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П).
     Президент РФ вправе направлять в Конституционный Суд РФ запросы о конституционности федеральных законов, нормативных актов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам толкования Конституции. Глава государства на практике активно использует эти полномочия, предоставленные ему Конституцией и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее – Закон о Конституционном Суде РФ).
     Особую роль в правовой охране Конституции РФ играет Конституционный Суд РФ. Согласно ч. 2 ст. 125 Конституции РФ Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ могут обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ иных видов нормативных правовых актов.
     В соответствии со ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ рассматриваются дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов; нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ.
     Среди актов федерального уровня, конституционность которых Конституционный Суд РФ правомочен проверять, важное значение имеет контроль за законами, к которым относятся федеральные конституционные законы; обычные федеральные законы; не утратившие силу законы СССР и РСФСР; законы о конституционных поправках до их передачи на одобрение органам законодательной власти субъектов Федерации и вступления в силу. Как показывает современная практика, подавляющее число дел о конституционности посвящено контролю Конституционного Суда РФ за обычными федеральными законами, что адекватно реальным потребностям правовой охраны российской Конституции РФ.
     Наряду с федеральными законами Конституционный Суд РФ правомочен разрешать дела о конституционности любых нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ независимо от их формы и наименования. В настоящее время Конституционный Суд РФ активно использует данное полномочие.
     В Конституционном Суде РФ проверяется конституционность широкого круга нормативных правовых актов субъектов Федерации. В первую очередь объектом конституционного контроля выступают конституции республик и уставы других субъектов РФ. Кроме того, Конституционный Суд РФ проверяет на соответствие Конституции РФ законы и иные нормативные акты субъектов Федерации, которые изданы по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов. Под нормативным актом субъекта Федерации подразумевается нормативный правовой акт, принимаемый органом законодательной или исполнительной власти субъекта Федерации.
     К правомочиям Конституционного Суда РФ относится также проверка договоров, заключаемых между органами государственной власти РФ и ее субъектов, между органами государственной власти двух и более субъектов РФ. К таким договорам в сфере конституционно-правовых отношений относятся, например, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.
     По всем перечисленным выше нормативным правовым актам Конституционный Суд РФ осуществляет последующий конституционный контроль, т.е. контроль за вступившими в силу актами, за исключением законов о конституционных поправках.
     В то же время Конституционный Суд РФ обладает полномочиями осуществлять предварительный конституционный контроль, связанный с разрешением дел о конституционности не вступивших в силу международных договоров РФ.
     Под юрисдикцию Конституционного Суда РФ подпадают все договоры с иностранными государствами (государством) или международной организацией, независимо от того, заключаются ли они от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства РФ (межправительственные договоры) или федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). По виду и наименованию это может быть договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.
     В соответствии с ч. 3 ст. 125 Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, к которым, в частности, относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, федеральные суды, федеральные министерства, федеральные службы и иные ведомства, Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ и др.); между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. Рассматривая такие споры, Конституционный Суд РФ обеспечивает осуществление органами государственной власти компетенции исключительно с точки зрения соответствия нормам Конституции РФ.
     Для правовой охраны Конституции РФ важное значение имеет полномочие Конституционного Суда РФ проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.
     Правом на обращение с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Защита основных прав и свобод человека и гражданина стала одним из главных направлений в деятельности Конституционного Суда РФ в современный период.
     Особое положение Конституционного Суда РФ в системе государственной власти в целом и в системе судебной власти в частности проявляется не только в его полномочиях, но и в юридической силе его решений, а также в правовых последствиях их принятия. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ может признать нормативный акт или договор либо отдельные их положения соответствующими или не соответствующими Конституции, а по спорам о компетенции – подтвердить или, наоборот, не признать полномочие соответствующего органа, послужившее при чиной спора о компетенции. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ).
     Решения судов или иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Кроме того, подлежат отмене в установленном порядке положения других нормативных актов, основанных на нормативном акте (договоре), признанном неконституционным, воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, то применяется непосредственно Конституция РФ.
     В соответствие со ст. 79 Закона о Конституционном Суде РФ решения Конституционного Суда РФ окончательны, обжалованию не подлежат и вступают в силу немедленно после их провозглашения; они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.
      Таким образом, правовая охрана конституции характеризуется как деятельность и юридические средства, с помощью которых обеспечивается верховенство конституции в обществе и правовой системе, ее неукоснительное соблюдение. Одним из важнейших условий эффективности обеспечения самоохраны Конституции РФ является закрепление особого порядка ее принятия, изменения, дополнения. В настоящее время в России установлена трехзвенная система верховного конституционного контроля — парламент, Конституционный Суд, Президент РФ. Президент России является гарантом Конституции. Конституция предусматривает назначение Госдумой Уполномоченного по правам человека. Конституционный суд рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов.
     


     2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ - ОСНОВНОЙ ОРГАН ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РФ
     
     
     Российской Федерацией избрана австрийская (европейская) модель конституционного контроля, в соответствии с которой ведущее место в системе мер правовой охраны Конституции принадлежит специализированному судебному органу — Конституционному Суду РФ (до 1990 г. в России на конституционном уровне закреплялась модель парламентского (несудебного) конституционного контроля).
     Президент, будучи гарантом Конституции, больше всех остальных органов государственной власти озабочен вопросами реализации и обеспечения конституционности в системе государственной власти. Именно совместная с Конституционным Судом Российской Федерации деятельность главы государства позволяет ему эффективно обеспечивать правовую охрану Конституции, при этом не выходя за рамки своих функций и полномочий. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин отметил: «Есть Президент - гарант Конституции, и Конституционный суд - ее хранитель»14.
     
     2.1. Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ
     Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. 125 Конституции РФ, основным же актом в этом вопросе является Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Это первый в истории России федеральный конституционный закон, принятый на основе Конституции РФ 1993 г. Закон является кодифицированным актом в сфере конституционного судопроизводства, он содержит как материальные, так и процессуальные нормы. Статус Конституционного Суда, закрепленный действующим законодательством, по многим параметрам существенно изменился по сравнению со статусом Конституционного Суда РФ, учрежденного в 1990 г.
     В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Президенту РФ могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, высшими судебными органами (Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, самим Конституционным Судом РФ), федеральными юридическими ведомствами (в частности, Министерством юстиции РФ), всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (в действующем составе Конституционного Суда РФ большинство судей — известные ученые-юристы).
     Для назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ кандидат должен отвечать следующим требованиям: гражданство РФ; возрастной ценз — не менее 40 лет; наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет; безупречная репутация; признанная высокая квалификация в области права.
     Судья Конституционного Суда РФ может быть назначен на должность однократно на срок 15 лет. Предельный возраст судьи — 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ обладает достаточно высоким статусом, многие составляющие которого усилены по сравнению с общими положениями статуса судьи в Российской Федерации. Так, для судей Конституционного Суда РФ установлены более сложный порядок привлечения к юридической ответственности, отличающиеся набор оснований и порядок досрочного прекращения полномочий, более высокие материальные и социальные гарантии, более жесткие требования к содержанию принципа несовместимости и т.п.
     Конституционный Суд РФ состоит из двух палат составом десять и девять судей соответственно, при этом решение любой из палат является решением Конституционного Суда. Сложная структура специализированных судебных органов конституционного контроля имеет место в большинстве государств, где к полномочиям этих органов отнесено рассмотрение конституционных жалоб. Персональный состав палат определяется не Советом Федерации при назначении судей, а путем жеребьевки, при этом состав палат не является неизменным — он должен изменяться не реже чем каждые три года. Для руководства деятельностью Конституционного Суда сами судьи из своего состава на пленарном заседании сроком на три года избирают Председателя, заместителя Председателя и судью — секретаря Конституционного Суда (ограничений по количеству переизбраний в пределах общего срока полномочий судьи для данных должностных лиц нет). Полномочия этих должностных лиц Конституционного Суда РФ можно обозначить как организационно-управленческие: в заседаниях Суда при рассмотрении конкретных дел они обладают теми же процессуальными правами, что и другие судьи. В палатах Конституционного Суда РФ постоянных председателей нет - обязанности председательствующего на заседаниях палаты исполняют судьи, входящие в состав соответствующей палаты, поочередно. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной палаты.
     Таким образом, Конституционный Суд РФ состоит из двух палат составом десять и девять судей соответственно. Судьи назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Для руководства деятельностью Конституционного Суда сами судьи из своего состава на пленарном заседании сроком на три года избирают Председателя, заместителя Председателя и судью — секретаря Конституционного Суда.
     
     
     
     2.2. Компетенция Конституционного Суда РФ
     
     В компетенции Конституционного Суда РФ можно выделить следующие группы полномочий:
     1) проверка конституционности правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля (норм контроля);
     2) проверка конституционности законов в порядке конкретного конституционного контроля;
     3) разрешение споров о компетенции;
     4) официальное толкование Конституции РФ;
     5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
     6) иные полномочия.
     Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Конституционный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.
     В первой группе полномочий важным является вопрос о предмете и пределах конституционного контроля. Конституционный Суд проверяет конституционность следующих правовых актов:
     1. Акты федерального уровня — федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ.
     2. Акты регионального уровня — конституции, уставы, законы и иные (в том числе и подзаконные) нормативные правовые акты субъектов РФ.
     3. Внутри федеративные договоры, т.е. договоры между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти.
     4. Не вступившие в силу международные договоры РФ.
     Все указанные акты проверяются Конституционным Судом РФ исключительно на соответствие Конституции РФ — проверка этих актов на соответствие, в частности федеральным конституционным законам и федеральным законам, относится к юрисдикции общих и арбитражных судов. Проверка конституционности данных актов может быть осуществлена в порядке абстрактного конституционного контроля, т.е. вне связи с применением оспариваемого акта в конкретном деле.
     Основанием для проверки Конституционным Судом РФ правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля является запрос, правом на который обладают: Президент РФ; Совет Федерации; Государственная Дума; группа численностью 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; Правительство РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ; органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, в Постановлении от 18.07.2003 № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Гражданского процессуального кодекса РФ и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»17 Конституционный Суд РФ сделал вывод о возможности обращения в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ в порядке абстрактного нормоконтроля Генерального прокурора РФ.
     В отличие от абстрактного конкретный конституционный контроль связан с проверкой Конституционным Судом оспариваемого акта только в связи с его применением в конкретном деле (равно как и в том случае, если оспариваемый акт, по мнению заявителя, подлежит применению в конкретном деле). Предметом такого контроля Конституция РФ и Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» называют только закон (как федерального, так и регионального уровней). Однако, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 № 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Гражданского процессуального кодекса РФ18 изложена правовая позиция, в соответствии с которой если имеет место прямая нормативная связь постановления Правительства РФ с федеральным законом и если эти акты применены или подлежат применению в конкретном деле в неразрывном единстве, то Конституционный Суд может признать допустимым как запрос суда в связи с рассматриваемым им конкретным делом, так и жалобу гражданина на нарушение конституционных прав и свобод, в которых оспаривается конституционность как федерального закона, так и нормативного акта Правительства РФ.
     Основанием рассмотрения Конституционным Судом РФ дела в порядке конкретного конституционного контроля может быть конституционная жалоба либо запрос суда. Жалоба может быть как индивидуальной, так и коллективной, т.е. поданной группой граждан, объединениями граждан (включая юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации). Кроме того, с жалобой в Конституционный Суд РФ могут обратиться иные органы и лица, которым федеральное законодательство предоставляет право обращаться в суд в интересах граждан (в частности, органы прокуратуры). Обязательным условием допустимости жалобы является то, что оспариваемый акт должен затрагивать конституционные права и свободы, т.е. права и свободы, предусмотренные непосредственно в Конституции РФ, а не права, предусмотренные исключительно отраслевым или корпоративным законодательством. С запросом в Конституционный Суд РФ в рассматриваемом аспекте может обратиться суд (судья) любого уровня системы общих и арбитражных судов. При этом обращение в Конституционный Суд РФ (с приостановкой производства по делу) в случае сомнения в конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, является не правом, а обязанностью соответствующего суда.
     Конституционный Суд РФ — единственный в стране орган, наделенный полномочием по официальному толкованию Конституции РФ (аутентичное толкование Основного Закона практически невозможно в силу того, что Конституция РФ принята гражданами России путем всенародного голосования). Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании обладают: Президент РФ; Совет Федерации; Государственная Дума; Правительство РФ; органы законодательной власти субъектов РФ........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44