VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие, признаки и свойства Конституции РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001194
Тема: Понятие, признаки и свойства Конституции РФ
Содержание
     СОДЕРЖАНИЕ
     
     Введение……………………………………………………………………….3
     Глава 1. Общая характеристика правовой охраны Конституции РФ……6
     1.1. Понятие, признаки и свойства Конституции РФ……………………….6
     1.2. Понятие, сущность и значение правовой охраны Конституции РФ……………………………………………………………………………………15
     Глава 2. Субъекты правовой охраны Конституции РФ…………………..22
     2.1. Значение института президентства в правовой охране Конституции РФ……………………………………………………………………………………22
     2.2. Органы исполнительной власти в правовой охране Конституции РФ……………………………………………………………………………………31
     2.3. Роль судебной системы в правовой охране Конституции РФ……….36
     2.4. Правовое положение органов прокуратуры в системе правовой охраны Конституции РФ………………………………………………………….45
     Глава 3. Проблемы правовой охраны Конституции РФ и пути их преодоления………………………………………………………………………...54
     3.1. Проблемы взаимодействия органов государственной власти в вопросе правовой охраны Конституции РФ……………………………………………….54
     3.2. Проблемы применения мер конституционно-правовой ответственности как способа правовой охраны Конституции РФ……………..63
     Заключение…………………………………………………………………...70
     Список использованной литературы………………………………………74
     Приложение…………………………………………………………………85
     
Введение
     
     Актуальность темы исследования. В последнее время среди исследователей активизировались научные дискуссии относительно проблемы соблюдения и охраны Конституции РФ. Обеспечение гарантированности Конституции РФ является актуальным и значимым, поскольку это напрямую связано с реализацией конституционных норм, закрепленных в Конституции РФ.
     Провозглашение современного государства правовым и демократическим означает построение в государстве отношений, в основе регулирования которых выступает закон, где не только закрепляются, но и соблюдаются права и обязанности человека и гражданина, в котором обеспечивается идеологическое и политическое многообразие, органы государственной власти построены на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и т.д. Правовым и демократическим государством сегодня является и Российская Федерация, что закреплено в действующей Конституции РФ1.
     Сущность общедемократических конституций заключается в выражении интересов всего общества, провозглашении в государстве основных прав и свобод человека и гражданина, закреплении принципа разделения властей на исполнительную власть; законодательную власть; судебную власть. Положения Конституции направлены на регулирование наиболее важных и значимых общественных отношений и сторон жизнедеятельности общества, существования самого государства. Кроме того, Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой в стране.
     Конституция РФ не просто закрепляет основополагающие личные, политические, экономические, социальные и другие права и свободы человека и гражданина, но и гарантирует их практическую реализацию и защиту. Важную роль в обеспечении положений Конституции РФ и её сохранению возложено на Президента РФ, который проводит инициативу стратегического целеполагания государственного и общественного развития, является гарантом целостности государства и гарантом Конституции РФ. Это, естественно, предполагает особые формы и способы осуществления полномочий Президента РФ в общей системе субъектов государственной власти и институтов гражданского общества. При этом, сегодня Президент осуществляет многие полномочия, прямо не закрепленные в основном законе страны. Поэтому можно говорить о неопределенности конституционного статуса Президента РФ действующим законодательством. Наряду с Президентом РФ важную роль в охране Конституции РФ играет Конституционный Суд РФ, иные органы судебной, законодательной и исполнительной власти.
     Объектом дипломной работы выступают общественные отношения, возникающие в связи с охраной Конституции РФ.
     Предметом дипломной работы являются нормы российского законодательства, которые регламентируют основы построения, функционирования и деятельности органов государственной власти по охране Конституции РФ.
     Цель данной дипломной работы заключается в рассмотрении имеющихся теоретических положений об институте охраны Конституции РФ, тщательном анализе проблем, а также разработке рекомендаций, направленных на совершенствование действующего законодательства.
     Реализация поставленной цели предполагает решение следующих наиболее важных взаимосвязанных и взаимообусловленных частных задач:
     1) изучить понятие, признаки и свойства Конституции РФ;
     2) определить понятие, сущность и значение правовой охраны Конституции РФ;
     3) исследовать значение института президентства в правовой охране Конституции РФ;
     4) рассмотреть органы исполнительной власти в правовой охране Конституции РФ;
     5) охарактеризовать роль судебной системы в правовой охране Конституции РФ;
     6) отметить правовое положение органов прокуратуры в системе правовой охраны Конституции РФ;
     7) выявить проблемы взаимодействия органов государственной власти в вопросе правовой охраны Конституции РФ;
     8) сформулировать проблемы применения мер конституционно-правовой ответственности как способа правовой охраны Конституции РФ.
     Основу методологического подхода в данном исследовании составили исторический метод, методы системно-структурного и комплексного анализа, приемы и способы толкования различных юридических понятий и явлений, логические способы изучения и лексические приемы.
     Для написания настоящей работы были использованы научные труды таких ученых, как С.А. Авакьян, Д.Н. Бахрах, Н.В. Витрук, Н.А. Власенко,    И.В. Гранкин, А.В. Гринева, В.Д. Зорькин, К.А. Ишеков, М.А. Краснов,         Л.В. Лазарев, Ю.Н. Старилов и многих других.
     Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
     
Глава 1. Общая характеристика правовой охраны Конституции РФ
     1.1. Понятие, признаки и свойства Конституции РФ
     
     Право возникло одновременно с государством. Государство может быть и не правовым, однако это не означает, что в нем не действуют нормы права, поскольку без правового регулирования общественных отношений не может быть самого государства. Другое дело, что в не правовом государстве в основу регулирования правоотношений положены методы запретов и принуждений, права личности ограничиваются или не соблюдаются, отсутствует всякая иная идеология, противная идеалам правящей власти и т.д. Такое государство может существовать, но оно не может эффективно развиваться, в обществе отсутствует социальная справедливость, государство подвержено различным внутренним конфликтам и противоречиям.
     Конституция в правовой системе каждого демократического государства занимает особое, основополагающее место, поскольку нормы конституции регулируют наиболее важные общественные отношения. Кроме того, конституция обладает наивысшей юридической силой в стране2.
     В теории конституционного права существует несколько подходов к определению сущности конституции, среди которых следует выделить следующие:
     1. Теория общественного договора, согласно которой члены общества заключили договор, нашедший свое воплощение в конституции.
     2. Теологическая концепция, исходящая из принципа божественного «дарования» конституции, содержащей установленные религией божественные предписания.
     3. Естественная школа права, представители которой полагают, что сущность конституции воплощает в себе многовековой опыт и традиции определенного народа.
     4. Теория ограничения государственной власти, согласно которой конституция принимается в целях ограничения государственной власти и недопущения её произвола путем установления в конституциях определенных запретов и ограничений осуществления государственной власти.
     5. Марксистско-ленинская теория, в основе которой лежит принцип выражения конституцией воли только определенной части общества – господствующего класса.
     С.И. Некрасов определяет Конституцию как «основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти»3.
     По мнению Н.С. Бондарь, ценностная значимость Конституции выражается не только в ее формально-юридических характеристиках как правового акта особого рода, но и в материальном содержании закрепленных в Основном Законе целей, принципов и норм, которые выступают по своей природе не только нормоположениями регулятивного характера, но и отражением фактически сложившихся в обществе представлений о социальных приоритетах и наиболее оптимальных моделях обустройства соответствующих областей общественной и государственной жизни, т.е., иными словами, нормативно оформленными общественными интересами, связанными с достижением сбалансированной индивидуальной, общественной и государственной полезности4.
     Итак, сущность Конституции заключается в проявлении её основных юридических свойств, которые характеризуют особенность данного правового акта:
     1) конституция является основным законом в государстве;
     2) обладает высшей юридической силой по сравнению со всеми иными нормативно-правовыми актами, принятыми и действующими в государстве;
     3) имеет непосредственное и прямое действие;
     4) является основой всей правовой системы;
     5) конституции присущ признак стабильности.
     На основании изложенных квалификационных признаков можно дать следующее определение понятия «конституция» - это единый нормативно-правовой акт, принимаемый народом государства, которому присущи особые юридические свойства, учреждающий основополагающие принципы устройства государства и общества, определяющий механизм осуществления государственной власти, устанавливающий охраняемые государством права и свободы человека и гражданина, а также его обязанности.
     Конституция РФ представляет собой юридическую базу развития всего гражданского процессуального законодательства, которое, в свою очередь, осуществляет конкретизацию закрепленных соответствующих конституционных положений. Важность Конституции РФ в регулировании гражданских процессуальных отношений Г.А. Жилин видит в том, что «диапазон регулирующего воздействия Конституции РФ на гражданские процессуальные отношения довольно широк и некоторые сформулированные в ней правовые нормы непосредственно определяют поведение отдельных участников судопроизводства, наделяя их конкретными процессуальными правами и обязанностями»5. Процессуалисты насчитывают в Конституции около 30 норм, прямо регламентирующих ряд принципиальных положений гражданского судопроизводства.
     Конституция РФ устанавливает основы всей судебной системы страны, закрепляет основополагающие принципы осуществления правосудия, а также гарантии судебной защиты нарушенных прав. Статья 71 Конституции РФ указывает, что гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Данное положение означает, что источником гражданского процессуального права являются только нормативно-правовые акты, принимаемые на федеральном уровне.
     Глава 7 Конституции РФ полностью посвящена вопросам установления начал функционирования и осуществления деятельности судебной власти, устанавливает основополагающие принципы осуществления правосудия и структуру судебной системы.
     Конституция РФ выступает источником финансового и гражданского права, закрепляя в ст. 8 положение о том, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 Конституции РФ закрепляет важное для нашей страны положение, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
     Основы всего трудового права заложены Конституцией РФ и соответственно являются предметом рассмотрения конституционного права. В частности статья 37 Конституции РФ декларирует принцип свободы и запрещения принудительного труда. В Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
     Часть 4 статьи 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
     Как источник административно права Конституция РФ в соответствующих конституционных нормам закрепляет основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. 22, 24-25, 27, 30-35), разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. 71-73), структуру органов исполнительной власти, порядок их формирования и т.д. Пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ административное право относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
     Если Конституция РФ является основополагающим источником права в России, поскольку она устанавливает основы правового регулирования практически всех общественных отношений, то значение законов заключается в конкретизации конституционных положений. По сфере действия все законы в Российской Федерации подразделяются на:
     1) федеральные законы;
     2) законы субъектов Российской Федерации, что обуславливается федеративным устройством нашего государства.
     По мнению Н.Е. Егоровой, «особая роль федерального закона заключается в реализации положений Конституции РФ, являющейся основой всей правовой системы Российской Федерации»6. Федеральный конституционный закон, являясь разновидностью закона в Российской федерации, является важным источником российского конституционного права, поскольку дополняет и развивает положения действующей Конституции. Федеральный конституционный закон принимается в особом порядке, по вопросам, которые изложены в Конституции, и обладает наивысшей юридической силой после Конституции РФ. Данные законы согласно конституции принимаются квалифицированным большинством голосов - не менее чем 3/4 от общего числа депутатов Совета Федерации и не менее чем 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
     Конституционные законы согласно Конституции должны приниматься по самым важнейшим вопросам, которые затрагивают права и свободы человека и гражданина, правомочия государства и т.д.
     Среди принятых федеральных конституционных законов можно назвать Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»7, Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»8, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»9, Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»10, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»11 и другие.
     Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29 июня 2004 г. № 13-П указал, что «в Конституции РФ термин «федеральный закон» используется для обозначения всех законов, которые принимаются федеральным законодателем, - как федеральных законов, принимаемых в обычном порядке, так и федеральных конституционных законов…, а также в более узком смысле - для обозначения федеральных законов в отличие от федеральных конституционных законов»12.
     Следует отметить, что федеральные законы сегодня являются основным, главенствующим источником права в России, регулируя практически все общественные отношения.
     Правомочие по принятию конституций и уставов отнесено к исключительным предметам ведения субъекта федерации. В тоже время, наделение субъектов федерации полномочиями по принятию собственных основных законов субъектов не означает провозглашение абсолютной самостоятельности по данному вопросу. Конституционные принципы Российской Федерации исходят из положения о приоритете Конституции страны над всеми иными нормативно-правовыми актами. Субъекты федерации вправе устанавливать в своих конституциях (уставах) положения, отнесенные к предмету ведения субъектов или совместного ведения, содержать иные положения, но они не должны противоречить тексту основного закона страны.
     Нормы о необходимости обеспечения принципа соответствия конституций (уставов) субъектов федерации Конституции РФ, о верховенстве Конституции России имеются во многих конституциях (уставах) субъектов.
     Как и любой нормативно-правовой акт, конституции республик должны отвечать принципам легитимности. И.А. Умнова, А.С. Степаненко полагают, что легитимность - это правомерность и законность, рассматриваемые в единстве13. С учетом такого понимания можно было бы выделить следующие основные требования легитимности правового акта:
     1) соответствие общим принципам естественного права (права справедливости); 
     2) соответствие правовым актам более высокой юридической силы;
     3) принятие в установленном порядке и с учетом требований, предъявляемых к данному виду акта;
     4) подтверждение законности акта в установленной процедуре в случае возникновения спора. В современном праве основные идеи естественного права отражены в общепризнанных принципах и нормах международного права, широко инкорпорируемых в национальное законодательство. Среди актов национального права особое социально-политическое значение имеет конституция, легитимность которой в естественно-правовом смысле подразумевает следование общепризнанным принципам и нормам международного права, определяющим основы государственности и демократии, права и свободы. Теория легитимности конституции в отечественной науке разрабатывается преимущественно на основе анализа Конституции Российской Федерации и практически не рассматривается в контексте принятия и действия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Немногие исследования, посвященные этому вопросу, рассматривают легитимность конституции, устава субъекта Российской Федерации лишь с точки зрения порядка их принятия. К примеру, Н.А. Михалева отмечает, что легитимность региональных основных законов проявляется в том, что они принимаются либо:
     а) законно избранным парламентом;
     б) путем референдума;
     в) специально создаваемым органом публичной власти (конституционным собранием)14. Представляется, что, во-первых, данными свойствами легитимность конституции субъекта Российской Федерации не ограничивается. Во-вторых, на данном уровне законотворчества имеются свои особенности и проблемы легитимации основ государственности и правопорядка, выходящие за рамки традиционно рассматриваемых свойств легитимности общенациональных конституций.
     Гарантиями соблюдения соответствия Конституции Российской Федерации конституций (уставов) субъектов выступают:
     1) закрепленное в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ положение о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
     2) установленный ч. 1 ст. 15 Конституции РФ принцип о наделении её высшей юридической силой, указании о её прямом действии и применении на всей территории страны;
     3) органы государственной власти субъектов федерации формируются в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, что установлено в ч. 1 ст. 77 Конституции;
     4) возможность проведения конституционной проверки конституций (уставов) субъектов федерации на их соответствие положениям Конституции РФ. Нормы конституций (уставов), которые будут признаны не соответствующими положениям основного закона страны, согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ утрачивают силу. Дела о проверки конституционности положений конституций (уставов) субъектов федерации рассматривает Конституционный Суд Российской Федерации.
     Большинство субъектов Федерации обновило к середине 1990-х годов свои конституции (уставы), в то же время многие из них, в том числе по причине затягивания с принятием федерального закона об общих принципах государственной власти в субъектах Федерации, не смогли сориентироваться в пределах конституционного (уставного) регулирования и осуществить его в рамках прав, отведенных им Конституцией Российской Федерации. Превышение пределов подтвердилось рядом решений Конституционного Суда, в частности, Постановлениями о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Алтайского края (от 18 января 1996 г.), Устава - Основного Закона Читинской области (от 1 февраля 1996 г.); положений статей 74 (ч. 1) и 90 Конституции Республики Хакасия (от 24 июня 1997 г.). Наиболее серьезным превышением полномочий явилось закрепление республиками в своих конституциях государственного суверенитета. Конституционный Суд в Постановлении от 7 июня 2000 года № 10-П15 разъяснил неправомерность закрепления республиками своего суверенитета и указал, что по смыслу преамбулы, статей 3 - 5, части 1 статьи 15, части 1 статьи 65, статьи 66 и пункта «б» статьи 71 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи республики как субъекты Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным. Чуть позже эта позиция была подтверждена Определением Конституционного Суда от 27 июня 2000 года № 92-О16. Во исполнение данных решений Конституционного Суда большинство республик внесло изменения в свои конституции. Вместе с тем проблема не снята полностью. В частности, сохраняется вопрос о легитимности конституций республик, содержащих положение об их суверенитете. 
     
     1.2. Понятие, сущность и значение правовой охраны Конституции РФ
     
     Конституция Российской Федерации - это Основной Закон государства, обладающий верховенством и высшей юридической силой в национальном правовом поле. Для обеспечения верховенства Конституции на всей территории России необходим особый механизм ее правовой охраны.
     Конституция РФ подвергается особой правовой охране. За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ других нормативных актов отвечают Президент РФ, Конституционный Суд РФ, другие органы государственной власти.
     В юридической литературе меры (средства) охраны Конституции именуются по-разному: «правовая охрана», «самоохрана конституции», «охрана конституции», «защита конституции» и др.
     Понятие правовой охраны Конституции РФ в самой Конституции и других законодательных актах не употребляется, вместе с тем этот термин нередко встречается в юридической науке. Среди исследователей нет единого мнения по поводу трактовки понятия «правовая охрана Конституции». Н.А. Михалева рассматривает правовую охрану Конституции как совокупность приемов и средств, посредством которых достигается исполнение всех ее норм, а также соблюдение режима конституционной законности17. По мнению А.В. Безрукова, правовая охрана Конституции - создание условий для обеспечения прямого действия ее норм18. И.Ю. Остапович понимает под правовой охраной Основного Закона систему юридических приемов, обеспечивающих воплощение в Конституции воли всего народа19.
     По мнению А.Ю. Гулягина, правовая охрана Конституции представляет собой «совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие Конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также отдельных норм»20.
     М.В. Баглай в институт охраны Конституции включает совокупность специальных средств и способов, направленных на достижение строгого соблюдения режима конституционной законности, соответствие конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами, соблюдение принципа неприятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельных норм21.
     Д.С. Коровинских понятие «правовая охрана» Конституции рассматривает в качестве совокупности юридических средств, имеющих своей целью предупреждение и пресечение нарушений конституционных норм, а также способствующих их восстановлению в случае нарушения22.
     Интересной представляется позиция Ю.Л. Шульженко, который определяет правовую охрану Конституции РФ как деятельность по обеспечению верховенства Основного Закона в гражданском обществе23.
     По мнению некоторых исследователей, термины «охрана» и «защита» конституции не являются идентичными. В частности, Н.В. Витрук полагает, что охрана конституции осуществляется посредством закрепления в самой Конституции, иных правовых актах специальных мер, направленных на профилактику и выявление конституционных нарушений, и их пресечение, средств защиты и мер конституционной и иной ответственности в целях восстановления нарушенных конституционных установлений и наказания виновных за конституционные нарушения. Защита Конституции предполагает осуществление активных действий непосредственно самим потерпевших от конституционных нарушений по использованию средств защиты, так и специально уполномоченных органов власти по применению в отношении правонарушителей мер юридической ответственности24.
     Многие авторы считают тождественными термины «охрана» и «правовая охрана конституции», которые представляют собой особый вид деятельности и набор юридических средств, позволяющих обеспечивать принцип верховенства и стабильности Конституции РФ и ее неукоснительное соблюдение25.
     Однако, другие авторы придерживаются мнения о недопустимости отождествления данных понятий, обосновывая свою точку зрения тем, что термин «охрана конституции» является более широким, включающим в себя такую категорию как «правовая охрана конституции». Охрана Конституции, по их мнению, обеспечивается как правовыми, так и неправовыми мерами, к которым относятся экономические, политические, социальные, идеологические, культурные и иные факторы. Среди самостоятельных правовых средств охраны Конституции они выделяют:
     1) обладание Конституцией особыми свойствами, обеспечивающими ее самоохрану;
     2) толкование Конституции;
     3) правовое воспитание и формирование правовой культуры в обществе;
     4) применение мер юридической ответственности и т.д. Поскольку наиболее пристальное внимание уделяется именно правовым средствам, охрана основного Конституции РФ традиционно рассматривается в качестве правовой охраны26.
     Как правило, исследователи в перечень элементов правовой охраны конституции включают конституционный контроль и надзор, и, прежде всего, конституционный контроль, в общем виде представляющий собой проверку соответствия законов конституции.
     Ответственность за соблюдение и охрану Конституции РФ лежит на всех органах публичной власти и должностных лицах. В конституционно-правовой практике РФ можно выделить такие способы охраны Основного Закона, как охрана Конституции Президентом РФ, охрана Конституции Конституционным Судом РФ, охрана Конституции иными государственными органами.
     Охрана Конституции РФ осуществляется посредством закрепления ее стабильности. В тоже время согласимся с высказыванием Н.А. Бобровой, что «задача замораживания текста Конституции России в неизменном виде ради стабилизации общества и государства исчерпала себя и превратилась в тормоз общественного развития»27.
     Любой конституции присущ признак её стабильности, а внесение изменений в конституцию или тем более принятие новой конституции оказывает существенное влияние не только на общественные процессы в обществе, но и на модель развития самого государства. В связи с изложенным, в конституциях большинства стран содержится конституционное закрепление положений о порядке внесения изменений в конституции и её пересмотре.
     Упрощенный порядок изменения конституции является фактором неустойчивости Конституции, поскольку в любой момент та или иная «неугодная» норма конституции может быть отменена, что не соответствует демократическим принципах и началам функционирования государства.
     Статья 134 Конституции РФ устанавливает перечень субъектов, наделенных правом инициирования процесса по пересмотру Конституции и внесения в нее поправок. К таким субъектам отнесены Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
     Условия пересмотра Конституции определены в статье 135, согласно которой положения главы 1 «Основы конституционного строя», главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» и главы 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это положение основывается на том принципе, что конституционно-правовые нормы этих глав конституции затрагивают основополагающие принципы государственного устройства и затрагивают интересы каждого гражданина российского государства, правом изменения которых наделена не «обычная» законодательная власть, а специальная учредительная власть.
     В соответствии со статьей 135 Конституции РФ пересмотр положений глав 1, 2 и 9 может быть возможен только в случае поддержки его тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы и дальнейшем созыве Конституционного Собрания, наделенное Конституцией учредительными полномочиями.
     Внесение поправок в Конституцию Российской Федерации допускается только в главы 3-8 и требует одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Дополнительным необходимым условием вступления поправок в силу является условие об их одобрении органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Алгоритм внесения изменений и пересмотра Конституции РФ представлен в виде схемы в Приложении 1.
     В заключение первой главы настоящего исследования отметим, что Конституция РФ устанавливает основополагающие принципы правового регулирования в Российской Федерации, выступает правовой основой всего российского законодательства, обладает высшей юридической силой на всей территории страны и имеет прямое действие. Иные принятые в Российской Федерации нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции страны.
     Значение конституции в развитии любого государства и общества заключается в особом месте, которое конституция занимает в правовой системе, что является основанием для тщательного изучения данного института. В силу перечисленных обстоятельств положения принимаемых республиками РФ конституций должны противоречить Конституции РФ.
     Обеспечение стабильности и верховенства Конституции РФ требует закрепления и специальных мер по ее охране. В юридической литературе отсутствует единообразное понимание сущности и правовой природы понятия охраны Конституции, что во многом обуславливается его многогранностью и многоаспектностью, отсутствием в Конституции РФ и других законодательных актов легального определения данного понятия. Анализ юридической литературе по данное проблеме позволил выработать собственное определение понятия «правовая охрана Конституции РФ». Правовая охрана Конституции РФ - это комплекс специальных правовых средств, применяемых в деятельности органов государственной власти по обеспечению неукоснительного исполнения ее норм, а также верховенства и высшей юридической силы Конституции на всей территории Российской Федерации.
     
Глава 2. Субъекты правовой охраны Конституции РФ
     2.1. Значение института президентства в правовой охране Конституции РФ
     
     Гарантом конституции следует признать субъекта (президента), который обеспечивает надлежащее практическое применение и реализацию положений Конституции РФ, а также осуществляет её защиту вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. По утверждению многих авторов, конституционное положение о том, что Президент является гарантом конституции, определяет общую направленность деятельности Президента. Обеспечение гарантированности Конституции РФ Президентом России является актуальным и значимым, поскольку это напрямую связано с реализацией конституционных норм, закрепленных в Конституции28.
     Президент РФ является не просто формальным главой государства, но и активным участником в управлении государства, наделенными значительными полномочиями, что позволяет ему выступать как формальным хранителем и носителем Конституции и ее положений, так и ее гарантом.
     При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
     Практическую реализацию компетенции Президента по гарантированию конституционных прав и свобод можно наблюдать посредством осуществления Президентом РФ воздействия на государственные органы различных уровней, определения основных направлений государственной политики, участия в законотворческом процессе и т.д. Для реализации данных функций гарантирования прав и свобод Президент России в силу положений Конституции РФ наделен обширными полномочиями, позволяющими ему обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту РФ как главе государства принадлежит главенствующее место во всей системе власти, а Конституция РФ позволяет ему реализовывать это свое положение. Так, существенное место в законотворческой деятельности главы государства занимает взаимодействие Президента РФ с Парламентом.
     Роль и место Президента РФ в общей системе орг.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44