- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
СНС как инструменты макроэкономического анализа
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006962 |
Тема: | СНС как инструменты макроэкономического анализа |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ» Факультет базовой подготовки Кафедра экономической теории КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Экономическая теория «СНС как инструменты макроэкономического анализа» Наименование направления: финансы и кредит Ф.И.О студента: Матюхова А.А. Номер группы: Э51 Номер зачетной книжки: 152256 Дата регистрации курсовой работы кафедрой: Проверил: Усольцева Л.А. Оценочное заключение: Новосибирск 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Теоретические аспекты СНС 6 1.1. Сущность структура и задачи системы национальных счетов 6 1.2. Система макроэкономических показателей СНС 11 1.3. ВВП как главный макроэкономический показатель в СНС 15 2. Анализ показателей СНС для российской экономики 19 2.1. Динамика ВВП и его компонентов 19 2.2. Отрицательные последствия мирового кризиса и их влияние на состояние экономики РФ 28 2.3. Прогноз динамики ВВП 32 Заключение 43 Список использованных источников: 45 Введение Актуальность темы исследования. Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики. Для характеристики и оценки экономического развития страны существует целая система показателей, которая позволяет измерить общие (совокупные) результаты хозяйственной деятельности всех участников экономических отношений. СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП); чистый национальный (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД) Реальный сектор экономики является неотъемлемой частью современных экономических систем, играя ключевую роль в достижении устойчивого развития и роста экономики, инновационно-технологического прогресса, а также социального благополучия государства. На современном этапе реальный сектор играет ведущую роль в экономике многих промышленно развитых стран. Так, на долю реального сектора приходится 54,5% ВВП в Великобритании, 57,1% - в Японии, 40% - в США; 68% - в Китае и, соответственно, обеспечивается рабочими местами 58% трудоспособного населения в Японии, 51,6% - в Великобритании, 54% - в США, 62% - в Китае. В России в реальном секторе производится 41% ВВП и занято 44,9% трудоспособного населения. Глобальный финансовый кризис 2008г. и последовавшая за ним депрессия мировой хозяйственной системы с начала 2009г. обусловили кризисные процессы в реальном секторе экономики во многих странах мира, проявившихся в уменьшении промышленного производства, падении совокупного выпуска, снижении цен на критически значимые продовольственные и потребительские товары, росте безработицы и сокращении доходов наемных работников. В результате мирового экономического кризиса положение большинства стран, в том числе отличавшихся высоким темпом экономического роста, оказалось неустойчивым. Экономический кризис и следовавшая за ним депрессия вызвала необходимость антикризисного государственного регулирования реального сектора экономики, от эффективности которого зависела глубина спада и восстановление всей экономики. Кризис в реальном секторе России обнажил неразрешенные экономические проблемы сектора, а также некомплексность и непоследовательность в реализации государственной стратегии его развития. Повышение эффективности антикризисного государственного регулирования в условиях продолжающихся кризисных процессов в экономике и повторяющихся циклических колебаниях мировой конъюнктуры на основе анализа зарубежного опыта является одним из направлений по обеспечению развития реального сектора России, что и определяет актуальность исследования. Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты исследуемой темы нашли свое отражение в работах Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Габидулина М.Х., Кондратьева В.Б., Латова Ю., Сафиуллина А.Р. и др. Целью данной курсовой работы является исследование системы национальных счетов (СНС) как инструмента макроэкономического анализа. В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи: - рассмотреть сущность, структуры и задачи системы национальных счетов; - рассмотреть систему основных макроэкономических показателей СНС; - исследовать сущность и принципы расчета валового внутреннего продукта; - провести анализ динамики ВВП и его компонентов; - рассмотреть прогноз динамики ВВП России. Теоретико-методологические основы исследования. В процессе подготовки курсовой работы были использованы методы сравнения, обобщения, прогнозирования. Эмпирические основы исследования: данные Министерства финансов РФ, данные Росстата. Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы. 1. Теоретические аспекты СНС 1.1. Сущность, структура и задачи системы национальных счетов Для правильного понимания показателей и особенностей отражения их взаимосвязей, остановимся на следующих структурных характеристиках СHС: границы производства, разграничение между «внутренней» и «национальной» экономикой; группировка хозяйствующих объектов и экономических операций. Итак, производственная деятельность включает: а) рыночную деятельность; б) нерыночную деятельность (производство продуктов в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги госучреждений). В этом понятии не охватывается: а) теневая экономика; б) бесплатные услуги в домашних хозяйствах. Теневая экономика, в принципе, должна учитываться в СHС, так как этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие в экономическом обороте. Большинство стран делает поправки к данным, собранным с помощью налоговых деклараций, с учетом сокрытия части доходов. Hо в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются как производственная деятельность (типа наркобизнеса). Во многих странах производят оценки стоимости домашних услуг, о показывают их отдельно от основных счетов. Они составляют от 25 до 51% ВВП, причем эта величина в значительной мере зависит от используемого метода оценки: метода выпуска (по рыночной цене на аналогичные услуги) или метода затрат (исходя из оценки затрат времени). Для разграничения категорий «внутренняя» и «национальная» экономика вводятся понятия «экономическая территория», «резидент» и «центр экономического интереса». Понятие «экономической территории» отнюдь не совпадает с административно-территориальным делением страны. Это не только территория, административно управляемая правительством, но это также и воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т. д. К экономической территории также относятся и т. н. территориальные анклавы за рубежом, т. е. зоны в других странах, используемые правительством (на основе аренды или частной собственности) для дипломатических, военных, научных или других целей. Соответственно территориальные анклавы зарубежных государств в данной стране не включаются в общую экономическую территорию. Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и пр. Также исключаются работники дипломатических представительств и военнослужащие других стран. Резиденты - предприятия данной страны - это экономические единицы, занятые хозяйственной деятельностью на экономической территории данной страны, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы зарубежных фирм и др. Строительные бригады данной страны, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, где расположены строительные предприятия, с которых они были откомандированы. Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения. Понятие «внутренняя экономика» учитывает деятельность на территории (административное понятие) как резидентов, так и нерезидентов. Группировки хозяйствующих субъектов и экономических операций долгое время ограничивались делением хозяйства на отрасли. Сейчас же нужно брать на вооружение и принцип группировки единиц по секторам. Это совсем не значит, что нам стоит вовсе отказаться от отраслевого деления, но крен должен быть в сторону его альтернативы. Группировка экономики по секторам - центральная в статистической модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институционной единице. Последняя представляет собой такую хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом. Если хозяйственная единица не обладает обеими характеристиками институционной единицы, то для идентификации применяют дополнительные критерии: а) домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются институциональными единицами; б) единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие полного набора счетов (не имеющие самостоятельного баланса), относятся к тем институциональными единицам, куда их счета входят составной частью; в) единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институционным единицам, которые их контролируют. В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы объединяются в более укрупненные структуры - секторы: а) нефинансовые предприятия или предприятия по производству товаров; б) финансовые учреждения; в) общегосударственное управление; г) негосударственные некоммерческие организации (общественные организации), обслуживающие домашние хозяйства; д) домашние хозяйства; е) «остальной мир» (этот сектор охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны). В отличие от группировки хозяйствующих субъектов группировка экономических операций производится на основе единого критерия, т. е. они группируются одинаково и по отраслям и по секторам. Экономические операции агрегируются на три основные группы: а) операции с продуктами и услугами; б) распределительные операции; в) финансовые операции. Внедряемая в статистическую практику СHС базируется на международных стандартах по национальному счетоводству ООH (СHС ООH) и ЕЭС. Европейская система интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС) основывается на тех же теоретических и методологических принципах, что и СHС ООH, однако в ряде аспектов можно найти и разницу. Прежде всего это сама форма изложения материала. Все понятия и определения в ЕСИЭС сформулированы более четко. После определения каждого показателя перечисляются его составные элементы, которые в него входят, но в отношении которых у показателя могут возникнуть сомнения. В СHС ООH и ЕСИЭС группировки по отраслям производятся на основе разных методик. При группировке по секторам финансовые учреждения в ЕСИЭС делятся на два сектора: «Кредитные учреждения» и «Страховые организации», в то время как в СHС ООH они объединены в один сектор «Финансовые учреждения». Схема взаимосвязей важнейших показателей СHС дается для макроуровня и каждого сектора макроэкономики. В этой схеме отсутствует счет продуктов и услуг, так как он не является «сквозным», т. е. Не составляется одновременно для национальной экономики в целом и ее отдельных секторов. Сальдо конечного финансового результата экономической деятельности (чистые кредиты и чистые долги) в принципе должно равняться сальдо изменения финансовых активов и пассивов - балансирующему показателю финансового счета, который характеризует изменение финансовых активов и пассивов по их видам и позволяет проанализировать структурные изменения в финансовом состоянии страны или секторе национальной экономики. Рассмотрим вышеперечисленные основные сводные счета, применяемые в СHС: а) счет продуктов и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг за счет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление, экспорт; б) в счете производства отражаются операции, относящиеся к процессу производства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность предприятий, организаций и отдельных лиц как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг; в) в счете образования доходов отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства, которые приводят к формированию первичных доходов его участников: оплаты труда, чистых налогов на производство, валовой прибыли предприятий и смешанных доходов населения; г) в счете распределения расходов отражается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов. В новой СHС ООH этот счет разделен на два счета: присвоения первичных доходов и вторичного распределения дохода; д) в счете использования располагаемого дохода отражаются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и негосударственных некоммерческих (общественных) организаций, и оставшаяся часть располагаемого дохода, представляющая собой валовое сбережение; е) в счете капитальных затрат показываются формирование ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных средств, приобретение земли и нематериальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеризует конечный финансовый результат экономической деятельности в данном периоде. Товары и услуги в СНС оцениваются в рыночных ценах, т. е. в ценах, в которых осуществляются экономические операции: это цены / производителей и цены покупателей. Валовой внутренний продукт п продукты отдельных отраслей оцениваются в ценах конечного покупателя, а показатели валового выпуска - в ценах производителей. Продукты и услуги, не принимающие товарно-денежной формы, оцениваются по рыночным ценам на аналогичные товары и платные услуги, реализованные на рынке, или же по себестоимости, если рыночная цена отсутствует. 1.2. Система макроэкономических показателей СНС Система макроэкономических показателей включает в себя индикаторы национального объема производства. Комплексными показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). ВВП — это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров, работ, услуг), произведенной на территории государства за определенный период времени, как правило за год. ВВП применяется для международных сопоставлений степени развития экономики страны, определения производительности труда, измерения благосостоянии граждан страны (ВВП на душу населения). ВНП — это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции, произведеннойнациональной экономикой за определенный период времени (за год). Разница между ВВП и ВНП заключается в том, что первый учитывает деятельность как резидентов (граждан, фирм, зарегистрированных в данной стране), так и нерезидентов, т.е. иностранных компаний, представительств и граждан, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства, а второй показатель — только резидентов, работающих как в стране, так и за ее пределами, но производящими отчисления от своей деятельности в бюджет национальной экономики, например, уплачивающих налоги с дохода или на принадлежащее им имущество. Иногда ВНП называют показателем экономической активности. Валовый внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие было предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом. Выделяют номинальный и реальный ВВП (англ. nominal and real GDP). Номинальный (абсолютный) ВВП выражен в текущих ценах данного года. Реальный (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен. Отношение номинального ВВП к реальному называется дефлятором ВВП. Фактический ВВП — это ВВП при неполной занятости, который отражает реализованные возможности экономики. Потенциальный ВВП — это ВВП при полной занятости, он отражает потенциальные возможности экономики. Последние могут быть намного выше реальных. Разница между фактическим и потенциальным ВВП называется разрывом ВВП. ВВП страны может быть выражен как в национальной валюте, и при необходимости справочно пересчитан по биржевому курсу в иностранную валюту, так и может быть представлен по паритету покупательной способности (ППС) (для более точных международных сравнений). Сегодня так называемая «рыночная стоимость» не может считаться определённой или стабильной величиной, следовательно ВВП и прочие подобные понятия и категории являются просто некой общепринятой абстракцией. Наиболее содержательной номинальной оценкой величины суммарного объема производства является валовой национальный продукт. ВНП – это стоимость товаров и услуг, созданных в данной стране, скорректированная на сальдо факторных доходов, полученных из-за границы и переданных за границу. Для исчисления ВНП используются три метода: производственный (суммирующий произведенные хозяйствующим субъектом добавочные стоимости); по конечному использованию или расходам (конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление капитала и сальдо экспорта и импорта); распределительный или по доходам (включающий заработную плату наемных работников, валовую прибыль, валовые смешанные доходы и чистые налоги на производство и импорт). Методика расчета по добавленной стоимости строится вертикально, снизу вверх. В отчетах фирм показаны их обороты и источники доходов. Ежегодную добавленную стоимость фирмы составляет разница между общей суммой продаж и суммой платежей «на сторону» — поставщикам сырья, энергии, полуфабрикатов, оборудования и др. Таким образом, из общей суммы оборота исключаются расходы на покупку необходимых для производства материальных благ и услуг у других фирм. Эти ценности будут учтены в добавленной стоимости соответствующих фирм-изготовителей. Остается, таким образом, подлинная величина стоимости, добавленной на конкретном предприятии. Для исчисления ВНП эти добавленные стоимости фирм суммируются, причем включены и производители промежуточных товаров. Общая сумма добавленных стоимостей должна равняться факторным доходам — зарплате, прибыли и ренте (до уплаты прямых и косвенных налогов). Сегодня, когда Россия активно двигается по направлению к системе рыночной экономики, необходимо не только кардинально изменить экономическую систему как основу реформирования, но и нормы права, представляющие собой правовую оболочку этих процессов. Вследствие необходимости нового осмысления рынка перед нами встает задача: внимательно и профессионально построить почти новую систему экономических взаимосвязей, и это должно быть сделано как можно быстрее. Один из институтов, который необходимо совершенствовать, представлен институтом государственной регистрации юридических лиц. Он является сравнительно новым правовым комплексом в России, введенным в действие в 2002 г. согласно Федеральному закону Этот институт имеет большое значение. Основное правовое (или юридическое) значение государственной регистрации юридических лиц – это предоставление юридическому лицу правоспособности (п. 3 ст. 49 ГК РФ), что дает возможность обладать гражданскими правами, соответствующими целям деятельности, о которых говорится в его учредительных документах, и нести вытекающие из этой деятельности обязанности [1]. Другие значения правового характера исходят из правоспособности: они могут быть представлены различными правомочиями, обязанностями юридических лиц, наличием ответственности за осуществление неправомерной деятельности и т.д. На современность и насущную необходимость исследования выбранной темы во многом оказывает влияние развитие в России экономики рыночного типа, при которой, безусловно, предполагается главные участники гражданского оборота. Именно ими производится большая часть товаров и услуг, они – это главные налогоплательщики. В нынешнее время не только нет четко выработанного понятия реорганизации юридических лиц, но даже единое направление для определения этого понятия не существует. Предмет исследования представлен нормами гражданского законодательства Российской Федерации, которые регулируют создание, реорганизацию и ликвидацию юридических лиц, практикой арбитражных судов Российской Федерации, разработками ученых-цивилистов, касающихся темы исследования. Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении основных видов юридических лиц, теоретико-правовых проблем, возникающих при создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, основываясь на анализе теории исследование эволюции правовых процессов создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, основываясь на анализе российского законодательства, которое действует ныне, а также нормативных правовых актов, которые уже утратили свою силу; исследование правовой природы, сущности создания, ликвидации и реорганизации юридических лиц; рассмотрение правового содержания некоторых способов реорганизации юридического лица; оценка достаточности зафиксированных законодательством правовых механизмов; попытка выработки предложения, направленного на совершенствование действующего законодательства, которое касается создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Что касается методологической основы выпускной квалификационной работы, то в настоящем исследовании мы воспользовались следующими методами научного познания: диалектическим, комплексным, историко-правовым, сравнительно-правовым, системным анализом, формально-логическим, социологическим и др. Нормативная база исследования представлена Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения по реорганизации юридических лиц. Основные положения выпускной квалификационной работы базируются на научных трудах, созданных известными дореволюционными и советскими учёными: М.М. Агарковым, Ю.С. Гамбаровым, Д.М. Генкиным, О.С. Иоффе, И.Б. Новицким, В.А. Рясенцевым, Б.Б. Черепахиным, Г.Ф. Шершеневичем, и др. В ходе исследования были использованы также труды таких российских ученых-цивилистов, как: М.И. Брагинский, A.B. Бенедиктов, A.B. Гуляев, В.П. Грибанов, Д.В. Коровайко, O.A. Красавчиков, A.B. Ломакин, Б.И. Путинский, Ю.К. Толстой, К.Т. Трофимов, Д.С. Шапкин и некоторые другие. Гипотеза выпускной квалификационной работы – проведение системного анализа правовой природы создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, изучение ее сущности и значения, выделение формы реорганизации юридических лиц. Структурно работа[1] включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. 1. Теоретические основы создания юридических лиц 1.1. Юридические лица: сущность и классификация Административное право довольно долго не содержало понятия «юридическое лицо». Более традиционными терминами для него были «коллективный субъект», «предприятие», «учреждение», «организация». Административное право пользуется термином «юридическое лицо» в большей мере в качестве собирательного понятия, применяемого для обозначения всех субъектов административной ответственности, которых можно назвать «организациями» или «коллективными субъектами», вне зависимости от того, имеются ли у них правомочия юридического лица. Вопрос, затрагивающий сущность, юридическую природу, понятие и происхождение такого субъекта предпринимательской деятельности как юридическое лицо, всегда представлял сложность в юриспруденции и до сих пор вызывает много споров [43, C. 33]. Юридическое лицо является объективным правовым феноменом, логически проявляющимся при развитии общественных отношений, касающихся обмена, распределения материальных благ. Наряду с этим его существование напрямую имеет отношение к законодательному закреплению. Оно является правовым институтом и «живым», «актуальным» правом, а оформление его структуры и принципов деятельности представляет собой государственное и общественное правотворчество. Вследствие определенной дезорганизации экономики, сопутствующей периоду реформ в России, не получилось конструирование целостной законодательной концепции юридического лица. Законодательство имело некоторые противоречия, несогласованность в своем содержании. Единая концепция юридического лица в российском законодательстве не существовала, но на практике появилось много представлений о природе такого рода субъекта права, повлиявших на развитие этого института. Формирование конструкции юридического лица происходило постепенно, с учетом изменяющихся условий. Впервые юридические лица были упомянуты в законодательстве России в XVII веке. В общем, институт юридического лица в российском законодательстве представляет собой результат развития обязательственного права, договора товарищества (простого товарищества), о чем говорило расположение норм, касающихся товарищества, в разделе обязательственного права, а также и само общее обозначение юридических лиц как «товарищества». В ходе выработки акционерной формы можно было заметить не столько преемственность с европейскими акционерными компаниями, сколько то, как влияют сложившиеся экономические, политические и иные условия страны. Прообразы акционерных компаний были представлены торговыми компаниями, товариществами по участкам, паевыми товариществами и т.п. Мы можем утверждать, что появление акционерной компании вызвано объективными причинами, и её можно называть неким воплощением правового идеала на практике. Основываясь на концепциях юридического лица, которые сложились в российской и европейской цивилистике до начала ХХ века, можно рассмотреть, как из-за различия в понимании сущности юридических лиц делались различные практические выводы, что предопределяло принципиальное отношение к ключевым вопросам этой сферы. В зависимости от того, какую концепцию юридического лица положили в основу взглядов законодателя, законодательство и правоприменение отражали важнейшие вопросы, касающиеся его возникновения и прекращения, правоспособности и дееспособности, внутренней организации, ответственности за деликты и многого другого. В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса РФ, под юридическим лицом следует понимать организацию, которая располагает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам, касающимся этого имущества, может от своего имени покупать и реализовывать права имущественного и личного неимущественного характера, нести обязанности, выступать как истец и ответчик в суде. Из этого определения традиционно выделяют квалифицирующие признаки юридического лица (в частности, Е.А. Суханов, М.И. Брагинский, И.В. Матанцев, Д. А. Медведев и др.), которые представлены: а) организационным единством (организация, в соответствии с этим критерием, должна являться единым целым); б) имущественной обособленностью (означает, что у организации есть г)[16] выступлением в гражданских отношениях от своего имени (у организации есть право приобретения и осуществления от своего имени прав, несения обязанностей, выступления в качестве истца и ответчика в суде). Законодательные акты других государств также содержат некоторые из вышеуказанных признаков, но в них закреплены еще другие признаки, которые не упомянуты в статье 48 ГК РФ. Как правило, указывают следующие признаки юридических лиц: 1) независимость существования юридического лица от находящихся в его составе участников; 2) самостоятельную волю, не совпадающую с волей отдельных лиц, которые входят в него; 3) владение юридического лица имуществом, обособленным от имущества его участников; 4) самостоятельную ответственность юридического лица по своим долгам имеющимся у него имуществом; 5) возможность совершения юридическим лицом сделок от своего имени, которые дозволяются законом; 6) право юридического лица подавать иски и отвечать в суде, исходя от своего имени. М.И. Кулагиным в связи с названными признаками указывается устойчивая тенденция понимания законодателем юридического лица как коллективного образования [47, C. 18]. Важным квалифицирующим признаком юридического лица, выводимым из легального определения, является его обособленное имущество, которым оно владеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.[14] Этот момент также наталкивается на принципиальные возражения. Сложность состоит не только в том, что[16] законодатель овеществляетсубъект права как субъект воли и[16] превращает его в коллективно-имущественный субстрат исходя из того, что гражданское право направлено на регулирование имущественных отношений [40, C. 432]. Но она заключается и в том, что конструкцию юридического лица уже длительное время используют также в иных отраслях права. Иным отраслям права, не обладая соответствующей общеправовой конструкцией, приходится переделывать её под себя. Да и само гражданское право сталкивается с множеством проблем, касающихся использования этой конструкции. Во-первых, вписание государства, муниципальных образований в эту конструкцию не совсем получается, и законодателю приходится либо не рассматривать их как юридические лица, либо искать пути, позволяющие разрешить возникающие в этой связи противоречия. Во-вторых, происходит изменение самого предмета гражданско-правового регулирования, гражданское право осуществляет регулирование не только имущественных, но и значительной части неимущественных отношений (происходит все большая дематериализация гражданско-правовой сферы). В-третьих, субъекты гражданского права представлены не только коммерческими организациями, но и некоммерческими организациями, для которых вышеуказанный «имущественный» критерий вовсе не важен. В результате всего этого, гражданское право, пытаясь выстроить на старой основе конструкцию юридического лица, сталкивается с реальной угрозой разрушения всей этой конструкции вследствие слабости её оснований. Мы считаем, что если рассматривать юридическое лицо в качестве общеправового понятия, то не следует объяснять существование этого субъекта права через владение им имуществом. Имущественный критерий юридического лица является одним из давних стереотипов гражданского права, корни которого исходят из римского частного права, предполагавшего отношение к правовым субъектам через имущественный интерес. Субъект права здесь[16] оценивают не сам по себе, а в[16] качестве владельца имущества, собственника, арендатора, дарителя. Но возможно существование юридического лица, не обремененного имуществом. Для него имущество является лишь внешним условием существования (иногда - необходимым, иногда - нет), но совсем не сущностным, не квалифицирующим моментом, без которого он не может выступать как субъект права. Владение юридического лица имуществом не оказывает принципиального влияния на его правовую личность. Оно важно только тогда, когда необходимо определить возможность уже имеющейся юридической личности заниматься тем или иным видом деятельности. Без наличия такого имущества организация, в соответствии с правом, не может заниматься конкретным видом деятельности. И ещё, включение самого условия о владении организацией имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления,[16]по нашему мнению, предопределяет способ, по которому строится конструкция юридического лица. Если рассмотреть основные положения главы 4 ГК РФ, то можно выявить, что почти каждая статья вынуждает законодателя, при рассмотрении юридического лица вообще учитывать частные формы (коммерческие и некоммерческие организации, производственные кооперативы, религиозные организации и т.д.). Если бы даже он хотел создания общей модели, не касающейся лишь отдельных видов организации, то содержащиеся в его определении юридического лица посылки, при имеющемся подходе к юридическому лицу как коллективно-имущественному образованию, делали бы это невозможным. Закрепленная в статье 48 ГК легальная дефиниция вовсе не исчерпывает нормативную конструкцию юридического лица. По существу, данная статья не обладает прямым действиям, она отсылает к нормам, осуществляющим регулирование отдельных организационно-правовых форм. Когда законодатель ведет речь о том, что в качестве юридического лица следует признавать организацию, то он говорит не о всякой организации, а об установленной законом конкретной организационно-правовой форме. Этот же смысл вложен и в положение, касающееся имущества организаций. Третий признак юридического лица, представленный самостоятельной имущественной ответственностью, исходит из предыдущего. По его поводу также возникают принципиальные возражения. Почему, когда речь идет о юридических лицах, как необходимый признак выделяют лишь имущественную ответственность? Почему не закреплено положение, рассматривающее самостоятельную юридическую ответственность лица вообще? Сам Гражданский содержащимся в самом распространенном в гражданско-правовой науке определении юридической ответственности в качестве формы государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм права, которое заключается в применении по отношению к ним предусмотренных законом (в[16] нашем случае, ГК РФ) санкций,[16] приводящих к дополнительным неблагоприятным последствиям [55, C. 32]. Основание применения этой меры представлено нарушением нормы права (ГК РФ), сама мера представляет собой предусмотренную Кодексом санкцию за правонарушение, она подразумевает государственно-принудительное воздействие на нарушителя; приводит к неблагоприятным для него последствиям организационного характера. Это наиболее радикальная, крайняя мера воздействия государства на нарушителя, которая означает «правовую смерть» юридического лица. Согласно всем перечисленным выше критериям, её следует считать мерой юридической ответственности, предусмотренной гражданским законодательством в отношении юридических лиц. Гражданское законода....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: