VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Инструменты внешнеторговой политики государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005904
Тема: Инструменты внешнеторговой политики государства
Содержание
Оглавление

	Введение	3

	Глава 1. Концептуальные основы внешнеторговой политики государства	5

	1.1. Понятие и виды внешнеторговой политики государства	5

	1.2. Инструменты внешнеторговой политики государства	9

	Глава 2. Сравнительный анализ внешнеторговой политики стран мировой экономики	13

	2.1. Внешнеторговая политика развитых стран	13

	2.2. Внешнеторговая политика развивающихся стран	24

	Глава 3. Направления изменения внешнеторговой политики страны в условиях обостренной торговой и политической неопределенности	34

	Заключение	41

	Список использованной литературы	44








Введение



Проблемы эффективного регулирования внешней торговли традиционно относятся к числу наиболее сложных и актуальных для нашей страны. Особую значимость они приобрели в связи с вступлением России в ВТО. Изменения, происходившие в регулировании внешней торговли России, отражали противоречия, а иногда и определенную непоследовательность в подходах к экономической политике в стране в целом и к политике во внешнеэкономической сфере, в частности. На эти изменения оказывали свое воздействие как внутренние, так и внешние факторы социально-экономического развития (в том числе и связанные с процессом глобализации), а также и факторы внутриполитического и внешнеполитического характера.

В целом в данный период проявилась общая тенденция к либерализации внешнеторговой деятельности. Однако современная международная практика показывает, что процесс либерализации внешней торговли вовсе не носит «линейного» характера, а сопровождается использованием в той или иной степени элементов политики протекционизма. Более того, в условиях глобализации экономики протекционизм приобретает новые черты и особенности. В некоторых случаях это связано с активной функцией протекционизма, когда инструменты регулирования внешней торговли и внешнеторговой политики в своем использовании выходят за рамки национальных экономик («протекционизм, обращенный вовне»), при этом используются и инструменты так называемого «коллективного протекционизма». Сфера внешнеторгового регулирования существенно расширяется, в неё включаются все новые области, нередко прямо не связанные с торговлей, и, соответственно, новые инструменты внешнеторгового регулирования.

Для Российской Федерации отмеченные обстоятельства имеют существенное значение. С начала 1990-х годов внешняя торговля страны постоянно играет значительную роль в развитии экономики страны в целом. Однако за этими благоприятными показателями скрывается весьма противоречивая картина современного состояния экономики страны и её внешней торговли. 

В значительной мере решение проблем связано с повышением международной конкурентоспособности отечественной товарной продукции и услуг на базе реализации факторов инновационного развития экономики. Существенную роль в решении указанных проблем должна сыграть и эффективная система регулирования внешней торговли страны, использующая в максимальной степени весь арсенал имеющихся в настоящее время в мировой практике мер и инструментов. 

В связи с этим исследование внешнеторговой политики приобретает весьма существенное научное и практическое значение и особую актуальность.

Целью данной работы является исследование понятия, сущности и основных типов внешнеторговой политики.

Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:

- изучить концептуальные основы внешнеторговой политики государства;

- провести сравнительный анализ внешнеторговой политики стран мировой экономики;

- выявить направления изменения внешнеторговой политики страны в условиях обостренной торговой и политической неопределенности.












Глава 1. Концептуальные основы внешнеторговой политики государства

1.1. Понятие и виды внешнеторговой политики государства



Международная торговля, учитывая ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику, подвергается значительному воздействию со стороны государства. Внешнеторговая политика - это деятельность государства, направленная на регулирование торговых отношений с другими государствами.

Международная координация в этой сфере предполагает выработку договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договаривающиеся стороны. В сфере торгового обмена эти нормы и правила вырабатываются, прежде всего, в рамках Всемирной торговой организации.

Основными целями внешнеэкономической и внешнеторговой политики являются: обеспечение экономического роста; выравнивание структуры платежного баланса; обеспечение стабильности национальной валюты; изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение труда; сохранение политической и экономической независимости страны; сохранение экономического и военного превосходства перед другими странами.

Во внешнеторговой политике переплетаются интересы различных субъектов международных отношений: государств, интеграционных объединений, монополий, финансовых, торговых, профессиональных и других групп. Поэтому современная внешнеторговая политика-это сложная система, формирующаяся под влиянием национальных, экономических и политических факторов. Она подвергается воздействию процессов, происходящих во всей системе международных экономических отношений и, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств. Интернационализация экономики породила интеграционные процессы, оказывающие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности интеграционных группировок происходит формирование единой для них системы регулирования внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекционизма. Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли при одновременном проведении согласованной единой протекционистской политики. В формировании внешнеторговой политики активное участие принимает государство, монополистические группировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве стран существуют крупные объединения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеторговой политики страны.

Современная внешнеторговая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеторговые связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет вывоз капитала.

В сложном комплексе торгово-политических методов в последние годы просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и административные рычаги используются все более широко в целях регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и дочерние фирмы транснациональных компаний (ТНК), крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и «не возводят торгово-политических барьеров», упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеторговой политики, получил название ограничительной практики монополий.

Внешнеторговая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Основными видами внешнеторговой политики являются: меркантилизм, протекционизм и свободная торговля.

Меркантилизм - это политика, направленная на стимулирование экспорта для превышения его над импортом с целью привлечения денег в страну. Он, как правило, приводит к снижению экономической активности, падению жизненных стандартов внутри страны, ограничению импорта. В современной внешнеторговой практике этот вид политики практически не используется.

Основными видами современной внешнеторговой политики являются протекционизм и свободная торговля.

Под протекционизмом следует понимать экономическую политику государства, направленную на поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин на те товары, которые внутри страны производятся в достаточном количестве. Основными целями протекционизма являются: защита от иностранной конкуренции отраслей отечественной экономики, имеющих стратегическое значение; временная защита недавно созданных отраслей отечественной экономики; расширение внешнего рынка.

Барьеры, используемые государством для защиты национальной экономики, делят на экономические и неэкономические.

К экономическим барьерам относят: таможенные пошлины, предназначенные для защиты местных производителей от иностранной конкуренции; импортные квоты, устанавливающие максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то период времени; экспортные ограничения (аналогично импортным квотам), когда фирмы ограничивают свой экспорт в отдельные страны.

К неэкономическим барьерам относят: бюрократические запреты в таможенных процедурах; систему лицензирования, с помощью которой ограничивается импорт товаров; введение неоправданных стандартов качества продукции; субсидирование таких видов деятельности, экономическая неэффективность которых признана.

Свободная торговля - это вид внешнеторговой политики, предполагающей отсутствие установленных государством ограничений в виде искусственных барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. Юридические и физические лица свободны в принятии и реализации решений по ведению внешней торговли.

В пользу свободной торговли выдвигаются следующие аргументы:

- беспрепятственно осуществляемая торговля способствует
взаимовыгодному международному разделению труда;

- в большой степени увеличивает реальный национальный
продукт всех стран;

- создает возможность повышения уровня жизни на всем земном шаре.

Основой школы свободной торговли является теория сравнительных конкурентных преимуществ стран, сформулированная Рикардо. Суть этой теории состоит в том, что если страны специализируются на товарах, в которых они имеют наибольшее конкурентное преимущество, продавая излишки в обмен на товары других стран, совокупное богатство экономических субъектов увеличивается.

Следует заметить, что в «чистом виде» вышеперечисленные виды торговой политики практически никогда не используются.



1.2. Инструменты внешнеторговой политики государства



Государственное регулирование внешней торговли основывается на тарифных и нетарифных методах.

Тарифные методы предполагают использование таможенных тарифов.

Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из страны товары. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определенным признакам и против каждого из товаров указывается одна или несколько ставок таможенных пошлин.

Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.

Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин. Он часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, и предоставлять льготы другим государствам, развивая с ними более тесное экономическое сотрудничество. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенционные и преференциальные ставки. Автономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти, являются наиболее высокими и применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, с которыми не заключены торговые договора и соглашения. Конвенционные ставки имеют более низкую ставку тарифа, чем автономные. Они определяются на базе двухстороннего или многостороннего соглашения, и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора. Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися странами.

Поскольку таможенные пошлины связаны с товарами, пересекающими границу, то их подразделяют, прежде всего, на импортные, экспортные и транзитные.

Импортными пошлинами облагаются ввозимые в страну товары. Они выполняют главным образом фискальную функцию, обеспечивая значительную часть налоговых поступлений в бюджет.

Экспортные пошлины - это налоги, взимаемые с товаров, вывозимых за пределы страны. Они призваны ограничить экспорт тех товаров, которые необходимы внутреннему рынку (например, нефть), а также пополнить доходную часть бюджета.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, которые пересекают территорию государства транзитом. В мировой практике они применяются редко, так как сдерживают товарные потоки.

По форме обложения различают пошлины: адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара (например 10% от цены автомобиля); специфические, взимаемые в виде определенной денежной суммы с объема, веса или штуки товара (например, 15 долл. США с каждой тонны металла); смешанные, при которых товар может облагаться одновременно и адвалорной, и специфической пошлинами.

К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам ниже внутренних, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям.

Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции.

Картельные пошлины применяются против товаров, ввозимых из тех стран, которые осуществляют в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.

Под нетарифными методами регулирования торгового оборота понимают административные количественные ограничения объемов импорта и экспорта.

Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. К ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики, ибо: они, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами; более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике; позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока; не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

При классификации нетарифных методов используют методику, разработанную Секретариатом ВТО, в соответствии с которой они подразделяются на пять основных групп: количественные ограничения импорта и экспорта; таможенные и административные импортно-экспортные формальности; стандарты и требования к качеству товаров; ограничения, заложенные в механизме платежей; участие государства во внешнеторговых операциях.








Глава 2. Сравнительный анализ внешнеторговой политики стран мировой экономики

2.1. Внешнеторговая политика развитых стран



Последнее десятилетие характеризуется повышением неопределенности в мировой экономике. В международной торговле это приводит к тому, что продолжающаяся либерализация, основанная на снижении ставок тарифов и увеличении числа преференциальных торговых соглашений, особенно в периоды кризисов, сопровождается всплесками протекционизма.

Договоренности последнего успешного Уругвайского раунда многосторонних переговоров привели к учреждению Всемирной торговой организации (ВТО), снижению тарифов развитых стран на 40% на промышленные товары (с 6,3% до 3,8%). Объем торговли промышленным товарами, на которые развитые страны применяют нулевые ставки ввозных таможенных пошлин, увеличился с 22 до 44%. Количество ставок, превышающих 15%, снизилось в развитых странах с 7 до 5%, в развивающихся - с 9 до 5%. Развитые страны повысили количество «связанных» тарифных линий с 78 до 99%, развивающиеся - с 21 до 73%. Импортные ограничения и квоты на более чем 30% торговли сельскохозяйственной продукцией были заменены на эквивалентные тарифные ограничения. В целом именно по итогам Уругвайского раунда была сформирована современная многосторонняя торговая система.

Состав членства ВТО после Уругвайского раунда продолжил расширяться - в 1995 г. насчитывалось 112 членов, к 2014 г. их число возросло до 160. Однако по мере укрепления роли в мире развивающихся стран и роста противоречий между ними и развитыми странами, Доха раунд до настоящего времени является неудачным, особенно на фоне масштаба достигнутых договоренностей Уругвайского раунда. Даже после одобрения отдельных элементов, вошедших в «Балийский пакет» в 2013 г., путь к завершению Доха раунда все еще не определен. Основными движущими процессами либерализации торговли в этих условиях стали одностороннее снижение тарифов и преференциальные торговые соглашения.

Многосторонняя либерализация торговли прослеживается вместе с движением уровня тарифов: постепенное снижение с резкими разнонаправленными изменениями в период мирового кризиса 1997-1998 гг. и повышением в кризис 2008 года (см. среднеарифметические значения РНБ тарифов по регионам мира на рисунке 1).



Рисунок 1. Значения РНБ тарифов в различных регионах мира 
(1994 - 2013 гг.)



Наибольшие колебания тарифов наблюдаются в странах Южной Азии, где они сглаживаются лишь со второй половины 2000-х гг.

Относительно низкие тарифы США и ЕС постепенно снижались. В частности, заметно снижение уровня РНБ тарифов с 1997 г., после подписания Соглашения по информационным технологиям. Китай осуществлял последовательное снижение тарифов с начала 1990-х гг. (с уровня более 30%) и продолжил снижение после своего вступления в ВТО в 2001 г. Россия, наряду с Индией и Бразилией, характеризуется достаточно динамичными всплесками уровня тарифной защиты, особенно в качестве реакции на кризисы 1998 и 2008 гг.

В развивающихся странах уровень тарифной защиты значительно выше по сравнению с развитыми странами, при этом за последние десятилетия их доля в мировом импорте существенно выросла: с 27% в 1999 г. до более 40% в 2013 г., в мировом экспорте - с менее чем 30% сразу после окончания Уругвайского раунда до 45% в 2013 г.

Сравнение фактических тарифов с уровнем связывания (обязательствами при присоединении к ВТО) показывает, что развивающиеся страны, как правило, имеют средние ставки тарифов на сельскохозяйственные и промышленные товары ниже уровня связывания (см. таблицу 1). 

У некоторых стран разрыв между связанным и применяемым значением тарифов на сельскохозяйственные товары составляет более 30 п.п. (Египет, Индия, Индонезия, Малайзия и Южная Африка; еще одна группа стран (Аргентина, Бразилия, Мексика, Турция, Филиппины и Чили) применяют тарифы на 20 п.п. ниже, чем уровень связывания.

У стран, которые присоединились к ВТО относительно недавно (Вьетнам, Китайский Тайбэй, Китай и Украина), связывающие уровни тарифов ниже, чем у остальных стран, и действующий тариф лишь немного ниже связанного. Аналогичная ситуация наблюдается и в уровнях тарифной защиты для промышленных товаров. В соответствии с официальными данным ВТО Россия является исключением из этого правила, - действующий тариф на обе категории товаров превышает средние значения связанных тарифов.

В целом за последнее десятилетие сокращение среднего уровня тарифов в мире произошло, в первую очередь, благодаря снижению уровня РНБ тарифов. 

Таблица 1

Связанный и действующий РНБ тарифы на сельскохозяйственные и промышленные товары в развивающихся странах-членах ВТО и России

Вид товара

Сельскохозяйственные

товары

Промышленные товары

Присоединение к ВТО

Тариф

Связанный

Действующий РНБ (2013)

Связанный

Действующий РНБ (2013)



Аргентина

32.55

10.09

31.84

13.94

1 января 1995

Бразилия

35.39

10.15

30.75

14.11

1 января 1995

Вьетнам

19.07

16.16

10.36

8.35

11 января 2007

Гонконг

0.00

0.00

0.00

0.00

1 января 1995

Египет

98.93

66.65

27.49

9.31

30 июня 1995

Индия

113.50

33.46

34.62

10.21

1 января 1995

Индонезия

47.04

7.54

35.57

6.74

1 января 1995

Китай

15.77

15.57

9.14

8.99

11 декабря 2001

Малайзия

66.44

8.88

14.85

5.53

1 января 1995

Мексика

45.06

19.73

34.84

5.91

1 января 1995

ОАЭ

25.59

5.45

12.71

4.59

10 апреля 1996

Перу

30.86

3.97

29.33

3.26

1 января 1995

Россия

11.10

12.18

7.23

9.26

22 августа 2012

Саудовская

Аравия

16.12

5.96

10.47

4.59

11 декабря 2005

Сингапур

24.88

1.38

6.46

0.00

1 января 1995

Таиланд

38.90

29.93

25.43

8.28

1 января 1995

Турция

61.01

42.38

17.00

5.51

26 марта 1995

Украина

10.93

9.20

5.02

3.78

16 мая 2008

Филиппины

35.11

9.91

23.42

5.73

1 января 1995

Чили

26.05

6.00

24.99

5.98

1 января 1995

Южная

Африка

40.42

8.41

15.65

7.46

1 января 1995

Южная

Корея

56.04

52.71

10.20

6.77

1 января 1995

Источник: https://www.wto.org 



По состоянию на 1 января 2015 г. в ВТО было нотифицировано 604 соглашения (покрывающих товары, услуги и присоединения), в том числе 398 действующих. С учетом двойной нотификации (по методологии ВТО) преференциальных торговых соглашений, покрывающих товары и услуги, это означает наличие примерно 450 (250 действующих) физических соглашений. Это количество вырастет в ближайшие годы, так как целый ряд соглашений находится на этапе переговоров и планируется к подписанию в ближайшие 5 лет.

Важно отметить, что, несмотря на стремительный рост числа преференциальных соглашений, доля торговли, охваченная данными соглашениями в период с 2003 по 2013 гг., выросла незначительно - с 40 до 47%. Основная причина заключается в том, что большинство соглашений было подписано второстепенными игроками в мировой торговле. Страны, взаимная торговля которых составляет значительную часть мировой торговли, только рассматривают возможность начала переговоров (ЕС-Китай), либо находятся в стадии переговоров (США-ЕС в рамках Трансатлантического партнерства, США-Япония и другие страны АТР в рамках Транстихоокеанского партнерства, АСЕАН+6 в рамках Всеобъемлющего регионального экономического партнерства).

При продолжающемся снижении тарифов в регулировании международной торговли повышается роль нетарифных мер. Индекс ограничений доступа на рынки показывает, что нетарифные меры ограничивают доступ гораздо больше, чем тарифы. Так, к примеру, тарифные ограничения, с которыми сталкивается экспорт сельскохозяйственных товаров из стран с низким уровнем дохода, составляют около 5% (с учетом всех схем преференций, применяющихся в развитых странах). Для сельскохозяйственной продукции с учетом нетарифных ограничений тарифные эквиваленты ограничений доходят до 27%.

С 2008 года целый ряд международных организаций проводит мониторинг протекционистских мер. Согласно GTA, за период с ноября 2008 г. в мире было введено 5784 меры, из которых 436 мер однозначно ограничивали торговлю и еще 3390, вероятнее всего, ухудшали условия ведения бизнеса для иностранных агентов. Количество мер, способствующих либерализации и увеличению прозрачности, за тот же период составило 1308 мер.

В целом в мире можно наблюдать колебания в уровне протекционизма, - относительное ослабление в 2010-2012 гг. по сравнению с 2009 г. на фоне позитивных ожиданий относительно продолжающегося восстановления мировой экономики, и резкий рост в 2013 г. (количество новых введенных мер превысило аналогичный показатель для 2009 г.).

Страны Группы-20 ответственны за наибольшее количество (68%) введенных с 2008 года в мире мер. С 2013 г., когда страны Группы-20 на саммите в Санкт- Петербурге в очередной раз подтвердили свою приверженность к воздержанию от введения протекционистских мер (standstill commitment) и устранению уже введенных мер (rollback), ими было введено 76% от всех новых мер.

По сравнению с базой данных ВТО (с учетом основных различий в методологии), в GTA зарегистрировано на 44% больше мер. Согласно ВТО, страны Группы-20 ввели 1244 меры с 2008 г., из которых 282 были устранены. В ВТО также отмечается рост протекционизма в 2013 г. по сравнению с предыдущими периодами. Всего за период с октября 2008 г. доля мирового импорта, покрываемого протекционистскими мерами, составляет около 4,1%, а доля импорта стран Группы-20 - около 5,3% (757 млрд долл. США).

Среди наиболее распространенных инструментов как в докладах GTA, так и докладах ВТО выделяются меры защиты рынка (антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные). Согласно ВТО, они составляют около 50% всех введенных Группой-20 мер и покрывают около 0,8% стоимости импорта Группы-20 и около 0,6% мирового импорта (около 118 млрд долл. США).

GTA, учитывающее больший круг мер, идентифицирует использование защитных мер лишь в 27% случаев; еще 12% составляют тарифные меры. По данным GTA прочие меры, такие как требования местного компонента, антикризисные меры поддержки, экспортные и инвестиционные меры, ограничения государственных закупок и др., составляют большинство ограничительных мер, используемых в мире с 2008 г. (см. рисунок 2).





Рисунок 2. Виды протекционистских мер, используемые в мире с октября 2008 г.

По цели применения мер наиболее часто протекционистские меры применяются против Китая. Согласно GTA, против Китая было направлено 1595 однозначно дискриминационных мер и еще 210 мер, которые вероятнее всего ущемляют его коммерческие интересы (47% всех введенных в мире мер). За Китаем следуют Европейский союз и США, далее идут индивидуальные страны ЕС - Германия, Франция, Италия и Великобритания, затем - Республика Корея и Япония. Сам Китай также выделяется достаточно высоким уровнем протекционизма.

По стране введения мер наибольшее количество мер с октября 2008 г. было введено ЕС. Далее за ЕС следуют Индия, Россия, Аргентина и США. По количеству тарифных линий, покрываемых протекционистскими мерами, лидирует Вьетнам (см. таблицу 2).

Таблица 2

Страны и группировки, лидирующие по различным показателям протекционизма в мире (на январь 2015 г.)



По количеству введенных мер

По количеству тарифных линий

По количеству секторов

По количеству затронутым партнеров

1

ЕС-27 (510)

Вьетнам (946)

ЕС-27 (69)

Индия (202)

2

Индия (354)

Венесуэла (807)

Аргентина (69)

ЕС-27 (201)

3

Россия (338)

Казахстан (741)

Италия (69)

Китай (194)

4

Аргентина (278)

Китай (729)

Россия (60)

Италия (194)

5

США (206)

ЕС-27 (714)

Германия (59)

Индонезия (177)

6

Бразилия (186)

Индия (707)

Алжир (58)

Таиланд (168)

7

Беларусь(174)

Индонезия (634)

Гана (56)

Германия (167)

8

Германия (148)

Нигерия (603)

США (56)

Нидерланды (164)

9

Великобритания

(134)

США (528)

Китай (54)

Великобритания (164)

10

Италия (134)

Аргентина (520)

Бразилия (52)

Польша (163)



Политика России в отношении либерализации внешней торговли и применения протекционистских мер в целом отражает основные элементы сложившейся общемировой практики: постепенная либерализация торговли (присоединение к ВТО и развитие системы преференциальных соглашений) с всплесками протекционизма, особенно в периоды экономических кризисов.

Для России характерны отличия, указывающие на отставание в формировании и применении механизмов регулирования внешней торговли, использовании выгод от либерализации. Эти отличия во многом основаны на структуре российской экономики и внешней торговли, но они имеют, в том числе, и исторические причины. В начале 1990-х гг., когда стороны ГАТТ договаривались о введении общих принципов регулирования в различных областях торговли, которые впоследствии легли в основу формирования ВТО, в России использование механизмов импортного регулирования находилось под воздействием актуальных задач экономической политики. Структура импорта объяснялась главным образом необходимостью преодоления дефицита, сложная экономическая ситуация вынуждала уделять внимание проведению внутренних реформ.

Следствием целого ряда обстоятельств стало и позднее присоединение к ВТО, и принятые при этом обязательства. Наложение кризисных ситуаций и поиск приоритетов национальной отраслевой политики приводили к значительным колебаниям в уровне тарифной защиты (мясная и лесная отрасли, автомобильное производство), влияли на результаты и темп переговоров. Собственно переговоры по тарифам проходили до того, как стали очевидны проблемы в рамках Доха раунда, а значит, в их результатах заложена ожидавшаяся тогда будущая либерализация доступа на рынки других стран в результате завершения раунда.

К моменту присоединения России к ВТО, страны-члены успели значительно снизить собственные уровни тарифной защиты по сравнению с уровнями связывания, что ужесточило требования к российским обязательствам. Кроме того, Россия вела переговоры как развитая, а не развивающаяся страна, что также требовало определенного уровня соответствия принимаемых обязательств. В итоге либерализация российской внешней торговли отстает от стран-партнеров, но жестко регламентирована в обязательствах по присоединению к ВТО. Соблюдение этих обязательств будет сопровождаться реализацией выгод от либерализации для потребителей (повышение благосостояния) и производителей (рост конкурентоспособности и расширение экспорта).

В части введения протекционистских мер по данным GTA, Россия является одним из лидеров (3-е место) по введению мер, ограничивающих торговлю. При этом количество тарифных линий и торговых партнёров, затронутых мерами, невелико в сравнении с другими странами, может говорить об узкоцелевой направленности таких мер. Наиболее часто применяющимися инструментами (с октября 2008 г.) являются меры государственной поддержки и экстренного финансирования (157), тарифные меры (57) и экспортные ограничения (21). С начала 2010-х происходила передача компетенций в сфере торговой политики на уровень Евразийской экономической комиссии, что ограничило гибкость применения инструментов в рассматриваемый период. Россия предпочитает защиту отдельных секторов закрытию рынка, что также указывает на приверженность открытости экономики, но неготовность к этому всех производств.

В 2014 г. часть политических противоречий России и западных стран была перенесена в плоскость торгово-экономических отношений, что резко ухудшило показатели протекционистского профиля России. В качестве «ответных мер» на санкции со стороны западных стран Россия применяет запреты на импорт, в частности, ограничение импорта продовольственных товаров из ряда стран. Санкции имеют политическое происхождение, при этом, несмотря на нежелание ВТО рассматривать подобные прецеденты при наличии отсылки к исключениям по соображениям безопасности, санкции (и с одной, и с другой стороны) очевидным образом отталкивают Россию от общепринятых правил международной торговли, легитимизируют нарушения этих правил, сдерживают экономическое развитие партнеров.

В мире растет число преференциальных соглашений, включая кроссрегиональные ПТС, формируется обширная повестка соглашений, включающая вопросы формата ВТО+ и ВТО-Х. Активно продвигается интеграционная повестка Европейского союза (ЕС (28 стран) заключил соглашения о ЗСТ (ЗСТ+) почти с 50 странами); с начала 2000-х гг. активизировался процесс заключения РТС с участием США (до начала 21 века США имели всего 2 РТС - с Израилем (вступило в силу в 1985 г., затем продлевалось), Канадой и Мексикой - НАФТА (Североатлантическая ассоциация свободной торговли, 1994 г.) С 2000-х гг. США подписали соглашения о ЗСТ+ с Иорданией (2000 г.), Чили (2004), Сингапуром (2004), Марокко (2004 г.) За последние 10 лет США подписали РТС еще с 12 странами); Китай выстраивает последовательную интеграционную стратегию в азиатском регионе и за его пределами. На сегодняшний день Китаем подписаны и вступили в силу 11 соглашений о ЗСТ, 6 находятся на стадии переговоров, 1 на стадии рассмотрения. Китай также ведет переговоры с ЕС о соглашении в области инвестиций.

Развивающиеся страны также активно заключают ПТС с развитыми странами и между собой (в частности, лидерами по количеству соглашений являются Чили, Перу, Турция, страны АСЕАН). Во главе с ведущими экономиками мира - США, ЕС и Китаем - происходит формирование так называемых мега-блоков (Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерства, Всеобъемлющего регионального экономического партнерства), способных привести к формированию новых правил глобального регулирования мировой торговли и инвестиций, дающих преимущества для национальных компаний.

Активное участие России в этих процессах означает не только укрепление (расширение состава и дальнейшее снятие барьеров) собственного интеграционного ядра на базе Евразийского экономического союза. Продвижение российских компаний на международные рынки (помимо выделения собственно интересов) требует сокращения дистанции с ведущими экономиками мира по получению и использованию преференций в торговле с партнерами, активизации переговоров по ЗСТ. Противоречия в отношениях с развитыми партнерами подталкивают Россию к более активному взаимодействию с развивающимися странами, в первую очередь, Китаем и Индией, а также странами А.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.