VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Смысл создания романа-эпопеи, изучение его особенностей, исследование «народной мысли».

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012262
Тема: Смысл создания романа-эпопеи, изучение его особенностей, исследование «народной мысли».
Содержание
Содержание

	

	Введение…………………

	

	Глава 1.…………………..

	1.1. …………………………………………

	1.2. …………

	1.3. ………………………………

	

	Глава 2.………………………………………

	2.1. …………………………………

	2.2.	…………..

	

	Глава 3. ………………………….

	3.1. …………………..

	3.2. ……………………….

	Заключение…………………………………………

	Список литературы……………………………………………





















Введение

Сегодня можно сказать, что роман-эпопея «Война и мир» - одно извеличайших произведений мировой литературы, раскрывшее читателям необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту человеческих душ, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. Далеко не многие произведения знаменитых писателей могли бы сравниться с богатством содержания этого романа. 

В современном обществе, где царит нравственное опустение очень важно обращаться к жизненным примерам, представленным в русской классике. Роман-эпопея «Война и мир» передает нам незаменимые ценности, которых современному человеку, возможно, не хватает. На страницах этого произведения возвышаются такие идеалы, как благородство, семейное единство, послушание, уважение, истина, и, конечно, любовь.Эти принципы вносят значительный вклад в духовное и нравственное развитие. 

Актуальность выбранной темы проявляется в возможности применения некоторых аспектов, раскрытых в произведении, на практике в современной жизни.

Целью работы является понимание смысла создания романа-эпопеи, изучение его особенностей, исследование «народной мысли».

Представленные задачи:

1. Определить идею романа;

2. Рассмотреть проблематику, образность и жанровые особенности романа;

3. Исследовать «народную мысль» и формы ее воплощения.

При создании данной работы были использованы материалы различных исследователей творчества Л.Н. Толстого, которые рассматривали роман-эпопею «Война и мир» с различных сторон. В работах различных авторов были изучены нравственный идеал героев, стиль произведения, давались характеристики основных событий и их значения. Также при подготовке работы были изучены материалы переписки и сочинений писателей, критические очерки российских и зарубежных современников. Все это в совокупности позволило представить полную картину произведения, его место в мировой литературе, значение для современников и потомков.

Глава 1. История создания романа-эпопеи

Идея и замысел произведения

Роману «Война и мир»Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда.О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю создания величайшего романа.

Предполагается, что Л. Н. Толстой начал работу над романом в 1863 году.Замысел же«Войны и мира» возник еще раньше, когда в 1856 году Толстой начал писать роман о декабристе, возвращающемся из сибирской ссылки в Россию. Изначально произведение задумывалось в качестве повести, а позже романа «Декабристы», над которым он работал в 1860–1861 годах. Во время работы автор понимает, что не удовлетворен событиями только 1825 года и решает, что необходимо раскрыть в произведении более ранние исторические события, которые сформировали волну патриотического движения и пробудили гражданское сознание в России. Но и на этом автор не останавливается.Понимая неразрывную связь событий 1812 года с их истоками, которые берут свое начало с 1805 года, он включает в роман уже три поры истории.

Таким образом, идея творческого воссоздания художественной и исторической действительности планируется автором в полувековую масштабную картину, отражающую события с 1805 по 1850-е годы.

Свой замысел – запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны – Толстой назвал «Три поры». 

Первая пора – это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая пора – это 20-е годы с их главным событием - восстанием 14 декабря 1825 года. Третья же пора – 50-е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России.

Однако в процессе работы писатель сжал рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись второй поры лишь в эпилоге романа. Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от автора напряжения всех его сил. В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. «Война и мир», по утверждению Л.Н. Толстого, - не роман, не поэма и не историческая хроника, это - роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

На протяжении первого года работы Л. Н. Толстой трудился не покладая рук над началом книги. Сам писатель признавал, что множество раз он начинал и бросал писать свой роман, то теряя надежду высказать в нем все то, что задумано, то обретая ее вновь. У романа было пятнадцать разных начал, написанных автором. В то время как кипела работа над созданием романа, вокруг той эпохи закипал накал страстей – главным – был вопрос о роли народа в истории своей страны, о судьбах народа.

Для правдивого описания Отечественной войны 1812 года, автор тщательно изучает множество материалов: то были некие исторические документы, книги, воспоминания о той войне, письма. «Когда я пишу историческое, – указывал Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир», – я люблю быть до малейших подробностей быть верным действительности». Отвергнув все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров, Толстой поставил себе цель правдиво осветить события той эпохи. И если русские и иностранные историки делятся на два лагеря, где один восхваляет Александра I, считая, что он победил Наполеона, а другие возвеличивали Наполеона, считая его непобедимым, Толстой показал войну освободительную, войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Однако автор все же позаимствовал из книг тех самых историков некоторые подлинные документы – это были приказы, планы сражений, письма, распоряжения и т. д.  Так он внес в текст романа письма Александра I и Наполеона, которыми русский и французский императоры обменялись перед началом войны1812 года; диспозицию Аустерлицкого сражения, разработанную генералом Вейротером, а также диспозицию Бородинского сражения, составленную Наполеоном. В главы произведения включены также письма Кутузова, которые служат подтверждением характеристики, данной фельдмаршалу автором.

Материалы для сцен Москвы в дни войны автор взял из «Записок о 1812 годе Сергея Глинки, первого ратника Московского ополчения». В основу партизанских сцен легли «Сочинения Дениса Васильевича Давыдова», а о действиях русских войск во время их заграничных походов 1805-1806 годов писатель нашел важные сведения в «Записках Алексея Петровича Ермолова». Много ценных сведений Толстой обнаружил и в записях В.А. Перовского о его пребывании в плену у французов, и в дневнике С. Жихарева «Записки современника с 1805 по 1819 год», на основе которых в романе описана московская жизнь той поры.

Работая над своим произведением, Толстой использовал материалы газет и журналов эпохи 1812 года. Проводил много времени в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства, где внимательно и тщательно изучал неопубликованные документы(приказы и распоряжения, донесения и доклады, масонские рукописи и письма исторических лиц). 

Также для создания сцены Бородинской битвы, Толстой провел несколько дней в Бородине. Объехал дважды поле боя, о чем позже написал жене в письме: «Я очень доволен, очень, – своей поездкой... Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». Между рукописями романа «Война и мир» сохранился листок с заметками, сделанными Толстым в то время, когда он находился на Бородинском поле. «Даль видна на 25 верст», – записал он, зарисовав при этом линию горизонта и отметив, где расположены деревни Бородино, Горки, Псарево, Семеновское, Татариново. На этом листе он также отметил движение солнца во время сражения. Работая над произведением, эти краткие заметки Толстой развернул в неповторимые картины Бородинского боя, полные движения, красок и звуков.

Написание «Войны и мира» потребовало от автора семь лет напряженного и почти непрерывного труда. В это время Толстого не покидали душевный подъем и творческий азарт. Возможно, именно поэтому роман не утратил своего значения до настоящего времени.



1.2. Рождение романа-эпопеи

«Война и мир» - величайшее эпическое полотно, которое сам автор сравнил с «Илиадой» Гомера, охватывающее всю широкую панораму России начала XIX века. Однако, несмотря на эпоху Отечественной войны 1812 года, «Война и мир» обращен к проблемам современной писателю жизни 1860-х гг., которые поднимают важнейшие нравственно-философские вопросы. 

	Роман поражает своими размерами. В нем более пятисот героев, множественное количество событий, которые затрагивают как судьбы отдельных людей, так и целых народов. Толстой сумел сделать то, чего никто из писателей еще не делал – он собрал воедино то, что обычно изображается в произведениях различных жанров. В одном романе сумела уместиться жизнь всей страны. Именно к этому и стремился Л. Н. Толстой. Толстой показывает, что жизнь людей едина и протекает по общим законам в любой сфере, будь то сфера семейная или государственная, частная или историческая. 

Эпопея – это самый крупный повествовательный жанр литературы, монументальная форма эпоса, которая изображает события, решающие судьбы нации, народа и страны. Эпопея отражает быт всех слоев общества, их мысли и желания. Возникает эпопея в фольклоре как героический эпос, опирающийся на предания о жизни народа (например, «Илиада», «Одиссея», «Калевала»).

Роман – один из самых распространенных жанров эпической, повествовательной литературы. Крупное произведение, отражающее сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, которые показаны в их развитии. Для романа характерны такие свойства как: разветвленный сюжет, система разнозначных персонажей и временная протяженность. Различают несколько видов романа, такие как семейно-бытовые, социально-психологические, исторические, любовные, авантюрные и т. д. Однако есть особая жанровая разновидность, которая встречается в литературе весьма редко. Она получила название роман-эпопея. В ней сочетаются такие черты как изображение объективных исторических событий, которые связаны с судьбой целого народа в переломный момент, масштабность, многогеройность, разветвленность сюжета. 

Для «Войны и мира» как романа-эпопеи характерны следующие черты эпопеи: 1) изображение эпического события национально-исторического значения (война 1812 года, которая завершается разгромом Наполеона); 2) ощущение эпической дистанции (историческая отдаленность событий 1805 и 1812 гг.); 3) отсутствие единого героя (здесь – это вся нация) 4) эпическая монументальность, статичность образов Наполеона и Кутузова. 

	В романе-эпопее «Война и мир» выделяются следующие черты романа: 1) изображение личной судьбы отдельных героев, которые продолжают жизненные искания в послевоенную эпоху; 2) постановка проблем, характерных для 60-х годов XIX века, когда создавался роман (проблема объединения нации, роли в этом дворянства и т.д.); 3) внимание к нескольким центральным персонажам (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова), истории которых составляют отдельные сюжетные линии; 4) изменчивость, «текучесть», неожиданность «героев пути». 

Автор всячески помогает понять своеобразие его художественного замысла и построения произведения. «Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, - пишет Толстой, - есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету». Этому «самобытному нравственному отношению» автор дает название – «мысль народная». Именно эти слова определяют идейно-композиционный центр произведения. Кроме того, «мысль народная» - это понятие, определяющее основные черты нации как единого целого, особенности русского характера.

	Повествование в романе ведется не от первого лица, но присутствие автора ощутимо в каждой сцене: он пытается оценить ситуацию, показать свое отношение к поступкам героя через их описание, через внутренний монолог героя или же через авторское отступление-рассуждение. Иногда писатель все же дает читателю право самому разобраться в происходящем, показывая одно и то же событие с разных точек. К примеру, в сцене описания Бородинского сражения: сначала автор дает подробную историческую справку о расстановке сил, о готовности к бою обеих сторон, рассказывает о точках зрения историков; а затем показывает сражение глазами непрофессионала в военном деле – Пьера Безухова (чувственное восприятие, взамен логики).













Глава 2. Идейно-тематическое своеобразие романа-эпопеи

2.1. Характеры главных героев и их эволюция

Понятие «мысль народная» определяет основу идейно-тематического содержания романа и раскрывается на самых разных тематических уровнях. Оно неразрывно связано и с исторической темой и с темами, которые относятся к частной жизни человека. «Мысль семейная» становится, при этом, одной из составляющих «мысли народной». На уровне философии она проецируется в «закон текучести», определяющий жизни и нации в целом, и отдельного человека. «Жизнь – тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью», - считал Толстой, и эта идея положена в основу его романа-эпопеи.

Среди многообразия тем и проблем, облачаемых «мыслью народной», первостепенной является тема войны и связанные с ней проблемы национального характера, истинного и ложного патриотизма, подвига, проблема исторической оценки событий эпохи наполеоновских войн и роли в них исторических деятелей. Пройдя войну на Кавказе, оборону Севастополя, будучи офицером действующей армии, был пацифистом, то есть человеком полностью отрицавшем войну. Толстой считал, что война противостоит гуманистическим идеалам и христианским заповедям любви и братства. Толстой выступает принципиально против войны, подчеркивая ее бессмысленность и безнравственность, что, прежде всего, сказывается на изображении военных событий 1805-1807 годов. Он стремится реалистически показать войну не с праздной стороны, «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, … войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти».

Но при этом автор выделяет войну 1812 года как народную, освободительную и справедливую, что не противоречит гуманистической сущности русского народа. Не зря народная война представлена в двух противоположных образах, двух типах русского человека, двух взаимосвязанных воплощениях национального характера – «хищном» и «смирном». Это Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Тихон Щербатый – «человек войны», он воплощает в себе всю ее жестокую сущность, необходимую для победы над врагом. У Толстого эта сущность получает название – «дубина народной войны». Народную войну определяет, прежде всего, чувство, охватывающее всю нацию – «скрытая теплота патриотизма», как назвал ее Толстой. Победа на такой войне обеспечивается не количеством боевых единиц, не военным искусством, а силой духа. Примером тому является Бородинская битва как высшее проявление героизма народа, выражение его активной, сокрушающей противника силы. Здесь патриотическое чувство народа достигло своего апогея и объединило всех – от аристократов Андрея Болконского и Пьера Безухова до простых русских солдат.Это всеобщее народное патриотическое чувство выражается в словах: «Всем народом навалиться хотят». При всей реалистичности описания сражения, народ предстает как эпический герой-богатырь. Солнце, бьющее в глаза французам, как бы олицетворяет сочувствие и помощь природы русским воинам, защищающим Москву, защищающим страну. «Чудесный, бесподобный народ!» — с восхищением говорит о русском солдате Кутузов.

Но, при этом, Толстой видит в народной войне и другое отличительное качество, в определенной мере согласующееся с идеями пацифизма: гуманное отношение к поверженному врагу (в эпизоде с французскими пленниками Рамбалем и Морелем, которых накормили и пустили погреться к костру русские солдаты; Кутузов, в своей речи перед войсками в Красном призывающий быть милосердными к пленным). Душевная чистота и христианская нравственность, доброта, отзывчивость и сострадание присущи национальному характеру на этой войне. Эта черта русского характера представлена в образе Платона Каратаева, человека «мира», воплощения всего русского, всего доброго. 

Сравнивая тип «хищного» и «смирного» русского человека, Толстой, безусловно, отдает свои симпатии второму типу. Не зря именно Платон подталкивает «любимого» героя автора к правильному пути, к «своей дороге». Создавая образ Платона Каратаева, Толстой стремился показать общую картину нравственного состояния всего русского народа. Даже смерть Платона не разрушает обретенную гармонию, он является носителем всех тех всеобщих истин, которые не принадлежат ему одному, а потому и не могут быть утрачены с его гибелью. 

Обобщил Толстой и образ Кутузова. Он не гонится за славой, ему важно сделать все, чтобы освободить страну от захватчиков. Кутузов больше прислушивается к той «скрытой теплоте патриотизма», которая присуща ему, как любому истинно русскому человеку. Только это чувство может указать верный путь к победе. Именно поэтому Толстой считает его поистине великим человеком, в противовес Наполеону, воплощающему разрушительное начало жизни. Наполеон в изображении Толстого мелочен, тщеславен и эгоистичен. Он бросает свою армию на растерзание и убегает от наступающего противника. Но самое главное, как считает Толстой, что Наполеон ничего не может сделать, так как в отличие от Кутузова. Не способен услышать потаенный голос истории. Эта позиция писателя в корне противоречила исторической науке той эпохи, но отражала историко-философские взгляды писателя.



2.2. Роман «Война и мир» и его герои в оценках литературной критики

	«Искусство – явление историческое, следственно, содержание его общественное, форма же берется из форм природы».

Поистине изумительное стилистическое и речевое мастерство произведений Толстого вызывало глубокое восхищение Некрасова, Чернышевского, Тургенева, Островского и других выдающихся современников великого писателя.

В. Стасов писал Толстому, что читает его произведения, «смакуя их слово за словом». А. Чехов высоко ценил правильность и народный дух языка Толстого-художника. А. М. Горький называл язык произведений Толстого «языком реалиста». Считая Толстого литератором «непревзойденного мастерства», Горький призывал учиться у автора «Войны и мира» тайнам «речевой техники», «пластике слова», «технике словесного творчества».

Выдающиеся советские писатели А. Фадеев, К. Федин в качестве примера и для себя и для литературной молодежи не раз обращались к изучению работы Толстого над словом, к стилистическому мастерству великого писателя.

Гениальность Толстого проявлялась во многих жанрах. Он был автором популярной и в наши дни севастопольской солдатской песни, непревзойденным мастером новеллы, прозаической басни, рассказов и сказок для детей, гениальным драматургом и т. д. Но основным в художественном мастерстве Толстого было искусство романиста. Сам Толстой, оценивая свои драматургические опыты, признавался, что ему, «старому романисту», присущи все особенности писателя именно этого жанра - романа.

Хотя в каждом из избранных им жанров Толстой проявлял непревзойденное мастерство, наиболее ярко его гений художественного слова воплотился в широком эпическом полотне «Войны и мира».

Всякая извращенная вычурность, усложненность стиля вызывала у Толстого резко критическое отношение. Он утверждал важнейшим признаком подлинно художественного творчества простоту и непосредственность. Со всей взыскательностью и строгостью применял Толстой это требование к себе. Его произведения - изумительный сплав правды жизни и мудрой простоты ее художественного выражения.

Уже после завершения публикации романа, к началу 70-х годов появились неоднозначные отклики и статьи. Критики становились все более строгими, особенно много возражений вызвали у исследователей 4-й, «бородинский» том и философские главы эпилога. Но, тем не менее, успех и масштаб романа-эпопеи становились все очевиднее - они проявлялись даже через несогласие или отрицание.

Высказывания Ф. М. Достоевского о романе обрывисты. Он согласился со статьями Страхова, при этом, отрицая только две строки. По просьбе критика эти две строки названы и прокомментированы: «Две строчки о Толстом, с которыми я не соглашаюсь вполне, это когда вы говорите, что Л. Толстой равен всему, что есть в нашей литературе великого. Это решительно невозможно сказать! Пушкин, Ломоносов – гении. Явиться с «Арапом Петра Великого» и с «Белкиным» значит решительно появиться с гениальным новым словом, которого до тех пор совершенно не было нигде и никогда сказано. Явиться же с «Войной и миром» значит явиться после этого нового слова, уже высказанного Пушкиным, и это все, во всяком случае, как бы далеко и высоко ни пошел Толстой в развитии уже сказанного в первый раз гением, нового слова».В конце десятилетия, во время работы над «Подростком», Достоевский еще раз вспоминает о «Войне и мире». Но это осталось в черновиках, больше о развернутых отзывах Ф. М. Достоевского ничего неизвестно.

Еще меньше известно о читательской реакции М. Е. Салтыкова-Щедрина. В Т. А. Кузьминской передана его реплика: «Эти военные сцены – одна ложь и суета. Багратион и Кутузов - кукольные генералы. А вообще, - болтовня нянюшек и мамушек. А вот наше, так называемое «высшее общество» граф лихо прохватил».







Глава 3. «Мысль народная» в романе-эпопее «Война и мир»

3.1. Проблематика, образы, жанр

Сложность и проблематику жанровой природы романа «Война и Мир» отметили еще современники писателя. Н. Страхов увидел в этом произведении семейную хронику. И. Тургенев подчеркивал, что в нем соединились черты эпопеи, исторического романа и очерка нравов. «Войну и мир» сравнивали то с «Пармской обителью» Стендаля, то с «Отверженными» В. Гюго, то с романами В. Скотта. Но произведение Толстого превосходило любое из них по масштабности охвата действительности.

Более ста лет критики подвергают сомнению историческую правду романа. А. П. Чехов, например, писал А. С. Суворину 25 октября 1891 года: «Каждую ночь просыпаюсь и читаю «Войну и Мир». Читаешь с таким любопытством и с таким наивным удивлением, как будто раньше не читал. Замечательно хорошо. Только не люблю тех мест, где Наполеон. Как Наполеон, так сейчас и натяжки и всякие фокусы, чтобы доказать, что он глупее, чем был на самом деле». Однако у самого писателя на этот счет было совершенно другое мнение. Толстой был убежден, что является абсолютно объективным, характеризуя Наполеона. Художественную правду романа в данном случае можно связать со словами Толстого о мысли народной.

Эти слова уже давно стали хрестоматийными и каждый исследователь или критик обязательно о них упоминает. Однако настоящий смысл этих слов намного глубже, чем кажется на первый взгляд. В романе великое множество самых разнообразных форм художественного воплощения «народной мысли».

Что касается жанра романа, то сам Толстой изначально отказывался его определить и возражал против названия его романом. Он называл его просто книгой, как Библия. В книгах А. А. Сабурова ««Война и Мир» Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика»(1959) и А. В. Чичерина «Возникновение романа-эпопеи»(1958) было найдено подходящее определение – роман-эпопея. Но последующие работы авторских исследователей предложили новое определение – роман-поток (Е. Н. Купреянов, Н. К. Гей). В некоторых случаях сам Толстой сравнивал свое произведение с древнегреческим эпосом – «Илиадой» и «Одиссеем». По воспоминанию М. Горького, он говорил: «Без ложной скромности, это – как «Илиада». 

Толстой четко изобразил в романе особенности народной психологии, совмещенные с изображением личных особенностей отдельных персонажей, это придало особенную структуру произведению, которое является отображением сложной и противоречивой эпохи.

Персонажи романа делятся не на положительных и отрицательных, не на хороших и плохих, а на изменяющихся и застывших. В «Войне и мире»писатель критикует придворную и светскую среду, описывая их как неспособными к переменам, озабоченными призраками жизни, а не самой жизнью. Толстой не только показывает читателям характерные признаки типа, но и мимолетные движения человеческой души – князь Василий перестает владеть собой, и рыдает при кончине старого графа Безухова; маленькая княгиня испытывает огромный страх перед тяжелыми родами; маршал Даву на миг забывает свои обязанности и готов рассмотреть в арестованном Пьере человека-брата. 

К застывшим персонажам Толстой относит Элен, с ее «ясной, красивой», но порочной улыбкой, князя Василия Курагина, который всегда способен на «одинаковое волнение», старую княжну, так и не полюбившую Пьера, которая смотрит на него «тускло и неподвижно» и др. 

Толстой дает нравственную оценку всем персонажам своего романа, определяя тем самым в каждом из них естественную силу жизни. 

Любимые герои Толстого –Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей и Марья Болконских. Но и их писатель подвергает тяжелым, и потому очистительным испытаниям. Все положительные герои привлекательны по-своему, в меру своих способностей к духовным изменениям и нравственному росту. Но и у них на протяжении романа периодически бывают моменты душевного успокоения, душевного холода, что характеризует только краткие периоды их нравственной болезни. Особое место в романе занимает персонаж Наташи Ростовой. Характеризуя многообразие персонажей «Войны и мира», Толстой указывал, что наряду с историческими деятелями его интересовали «и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени». В этой среде и жили его любимые герои. «Там есть славные люди. Я их очень люблю», - признавался писатель. И эту свою любовь к Андрею Болконскому и Пьеру Безухову, к Наташе и Пете Ростовым Толстой передает читателям романа. «Не было Наташи Ростовой, - говорит А. С. Серафимович, - явился Толстой и создал ее в «Войне и мире». И она пришла к нам, прелестная, обаятельная, с чудесным голосом, живая, словно ртуть, удивительно цельная, богатая внутренне. И ею можно увлекаться, ее можно любить, как живую. Ее, как живую, не вытравишь из памяти, как не вытравишь памяти живого, близкого человека в семье или близкого друга». Увидев в Наташе «поэтическую, переполненную жизнью, прелестную девушку», князь Андрей особенно радовался тому, что в ее характере не было «общего светского отпечатка» - ни малейшей искусственности, манерности, притворства. Она способна на высокие чувства, самоотверженные поступки, но иногда и на дурные поступки, но и то и другое полностью содействует ее нравственному росту, и в этом сила ее характера. Сущность ее души - любовь, которая выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвращает к жизни убитую горем - после гибели Пети - мать. Многие литературные критики не раз отмечали тот факт, что прообразом Наташи в романе в какой-то мере стало движение «эмансипации женщин», которое было весьма характерно для 60-х годов 19 века.

«Поиски смысла «настоящей жизни» и даже пусть немного временное приобщение к ее вечным истинам - привилегия далеко не всех героев романа. Вечность открывается только некоторым из них в переломные моменты их жизни. Характерно, что вечность в романе является через образ неба. Небо в данном случае - это средоточие лучших, высоких и чистых устремлений персонажей и источник вечных жизненных истин.

Из всех исторических лиц, показанных в «Войне и мире», одного Кутузова Толстой называет истинно великим человеком. А Наполеону он отказывает даже в «отрицательном» величии. По Толстому, роль «палача народов» он выполняет не потому, что обладает какой-то исключительной силой, а потому, что она была ему «предназначена Провидением» и он подходил для такой роли. Неправы были критики, укорявшие Толстого в том, что он не увидел в Наполеоне способностей военачальника. Характернейшей чертой Наполеона писатель считал «яркие умственные способности», но находил, что они были затемнены «безумием самообожания». Он был человеком, который «не мог понимать... ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков».

Притязания Наполеона на создание военными средствами всемирной империи под его верховной властью не могли не кончиться крахом. Эпическое повествование об наполеоновских войнах Толстой создавал в бурную эпоху 60-х годов, когда в России только что пало крепостное право, и перед мыслящими людьми во весь рост стоял вопрос о будущем страны. Для Толстого это был вместе с тем и вопрос о будущем всего человечества.

«Народы - истинные герои этого романа», - говорит Ромен Роллан, подчеркивая эпический размах «Войны и мира».

«Война и Мир» определяет важные вопросы бытия: о добре и зле, о свободе, о красоте и о правде. В романе поставлены глубокие нравственные и философские вопросы о смысле жизни, о назначении человека в этой жизни. Ответы на эти поставленные вопросы персонажи романа ищут остро и сильно, со всем напряжением внутренних сил. Например, Андрей и Пьер рассуждают о том, что справедливо и что несправедливо, существует ли добро, каково предназначение всего человечества и одного человека в частности. Счастье достигается ценою жизненных разочарований, долгих поисков и открытий, опыта в жизни. Смысл жизни по роману – жить, исполняя высокое назначение человека, жить в единении с другими людьми, постоянно внутренне обновляясь.



3.2. «Мысль народная» и формы ее воплощения

Декабристская идея отразила на раннем этапе сюжет задуманного монументального произведения о полувековой истории русского общества. Историческая подготовка движения декабристов нашла отражение и в завершенном этапе романа, хотя эта тема и не заняла главного места в нем. В сближении с народом Толстой искал и нашел выход из идейного кризиса, который тяготил его в конце 50-х годов. Но выводы, к которым пришел Толстой в результате этого нового, продолжительного и близкого с народом общения, далеко выходили за пределы личного опыта индивидуальных настроений и умозаключений. В них отразилась эпоха первого демократического подъема в России.

В начале 60-х годов в мировоззрении Толстого происходят очень важные и значительные сдвиги в сторону демократизма. Прежде всего, это выразилось в признании за народом решающей роли в историческом процессе. В таком представлении о роли народа в движении истории Толстой оказался близок взглядам революционеров-демократов и решительно разошелся с «прогрессистами»-либералами, спор с которыми начал в повести «Декабристы» и продолжил на страницах «Войны и Мира». Раскрыть «характер русского народа и войска» - одна из главных художественных задач. Отечественная война 1812 года, когда усилия всей русской нации, всего, что было живого и здорового в ней, были напряжены для отпора наполеоновскому нашествию, представила благодарный материал для произведения. Глубокий, хотя и своеобразный демократизм мировоззрения автора обусловил необходимый для эпопеи угол зрения в оценке лиц и событий. Эпоха демократического подъема 60-х годов, когда перед русской общественной мыслью со всей остротой встал вопрос о роли народных масс и роли отдельной личности в историческом развитии нации, определила историко-литературную зависимость создания романа именно в это время. 

Важнейшая задача автора - исследовать характер русского народа во время мирной жизни в больших исторических событиях, во время поражений и во время славы. Если сравнивать деятельность Толстого, которая предшествовала данному роману, то «Война и Мир» - это своеобразный итог, синтез и огромный шаг вперед. Путь идейного и нравственного роста направляет положительных героев к сближению с народом. Если опираться на мировоззрения 60-х годов Толстого, то в романе он еще не требует от своих героев разрыва с дворянским классом, к которому они принадлежат с рождения, но абсолютное духовное единение с народом уже является каноном человеческого поведения в романе. Толстой всех своих героев испытал войной. Он, как бы пропустил их характеры через призму войны, чтобы, в итоге, плохое ушло, оставив только хорошее. Весь народ объединен общей идеей свержения врага. Скрытый огонь патриотического чувства пылает в душах Андрея Болконского и его сестры, Пьера Безухова и Наташи Ростовой. Это и отчаянный крик дворника Ферапонтова, это и стенания старого князя Болконского, и тягостный вздох Кутузова: «До чего довели», а затем его дрожащий голос, произносящий: «Спасена Россия». Пьер Безухов видит жизнь этого целого, особенного и единого народа именно в крестьянской России. Жизнь каждого из персонажей проверяется мыслью народной. Наступает тот момент в романе, когда Пьер являет миру свои лучшие качества - простота, отсутствие эгоизма, сила, бескорыстие. Побыв на Бородинском поле, Пьер понимает всю ничтожность своих умственных построений. Прозвище «наш князь», которым наделили солдаты полка Андрея Болконского, было наивысшей для него похвалой. Для Наташи Ростовой этот момент настает, когда она сбрасывает с подвод семейное добро и подбирает раненых. Здесь же и Марья Болконская, отказавшаяся покориться завоевателям и остаться во власти Наполеона. 

Не остаются без «проверки» и исторические лица романа. Умные предположения Сперанского отвергаются на том основании, что они неприложимы к народной жизни и не отвечают ее интересам. Показывается вся жестокость Ростопчина, который не знает, чем дышит народ, хотя пытается им управлять. Наполеон - «палач народа»; Кутузов - полководец, умеющий подчинять свои мысли и поступки народной пользе. «Мысль народная» слышна и в благословении освободительной войны, и в протесте против захватнических войн. До романа «Война и Мир», настолько эпического, в русской литературе не было столь масштабных произведений, в которых бы воплотилась вся психология народа. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что народное является в романе как всеобщее, национальное. Все герои романа проходят тяжкие испытания, когда всеобщими силами поднимаются на защиту Родины. Толстой всех героев, и главных, и второстепенных, исторических и вымышленных, проверяет - а присуще ли им всенародное чувство, готовы ли они на подвиг, на самопожертвование и самоотвержение. С.П. Бычков писал: «Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера велико.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44