VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Служебные части речи, образованные лексико-грамматическим способом, и их изучение в школе на этапе основного общего образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002801
Тема: Служебные части речи, образованные лексико-грамматическим способом, и их изучение в школе на этапе основного общего образования
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Набережночелнинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

Филологический факультет

Кафедра русского языка и литературы




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Служебные части речи, образованные лексико-грамматическим способом, и их изучение в школе на этапе основного общего образования

      44.03.01 Педагогическое образование
Профиль – Русский язык



Заведующий кафедрой
канд.филол.наук






_________________________
(подпись, дата)





Окишева К.А.


«Допустить к защите»
«____» ___________ 20__г.


Руководитель
канд.филол.наук,доцент


__________________________
(подпись, дата)


Закиров Р.А


Обучающийся

______________________
(подпись, дата)



Адылева А.Ю.
 Группа 1232

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
Набережные Челны,2017

Содержание 

Введение...……………………………………………………………………………3
Глава 1 Производные служебные части речи в современном русском языке…...5
1.1 Служебные части речи и их отличия от знаменательных частей речи………5
1.1.1 Предлоги…………….………………………………………..…………….......7
1.1.2 Союзы………….....……………………………………………………….......10
1.1.3 Частицы…………..….………………………………………………………..12
1.2 Переход самостоятельных слов в служебные части речи ……...…………...15
Глава 2 Некоторые вопросы изучения служебных слов в школе……………….19
2.1. Служебные части речи на этапе основного общего образования………..…19
2.2 Формирование коммуникативных умений обучающихся при изучении служебных частей речи…………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...42
Приложение 1 Технологическая карта урока в 7 классе по теме «Частица как часть речи»………………………………………………………………………….43










Введение 

     Актуальность темы нашей выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что многие служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) образованы лексико-граммматическим способом от знаменательных частей речи и обучающиеся часто затрудняются при определении частеречной принадлежности омонимичных слов типа благодаря, что, точно, путем, пускай, это и т.д. Вопросы разграничивания таких слов в процессе школьного изучения курса русского языка, насколько  нам известно, специально не исследованы. Поэтому целью нашей выпускной квалификационной работы является выявление критериев разграничения производных предлогов, союзов и частиц от омонимичных им слов знаменательных частей речи в процессе школьного изучения дисциплины «русский язык». Данная цель достигается путем решения следующих задач:
             1)изучение теоретической и методической литературы по теме исследования;
             2)выявление производных служебных слов в школьных учебниках русского языка и особенностей их подачи;
             3)разработка приемов, содействующих лучшему различению обучающимися производных предлогов, союзов и частиц от омонимичных знаменательных слов.
     Объектом работы являются производные служебные части речи в современном русском языке, предметом – критерии разграничения омонимичных служебных и знаменательных слов в основной общеобразовательной школе.
     Материалом исследования послужили учебники русского языка 5-8 классов по разным УМК.
     Общетеоретической базой работы послужили труды известных языковедов В.В. Виноградова, Г.Г. Инфатовой, Д.А. Салимовой, лингвометодистов Т.А. Ладыженской, С.И. Львовой, Е.И. Никитиной и др.
     При выполнении работы в основном использованы описательный и статистический методы лингвистического исследования. 
     Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
     В первой главе «Служебные части речи в современном русском языке»,
опираясь на материалы вузовских учебников по морфологии современного русского языка и академической русской грамматики 1980 года, даются сведения о производных предлогах, союзах, частицах, их разрядах по значению и по соотношению со знаменательными частями речи. 
     Во второй главе рассматриваются вопросы изучения служебных частей речи в школе и формирования коммуникативных умений обучающихся при изучении служебных частей речи. В качестве приложения представлена технологическая карта урока по изучению частиц в 7 классе.
     Глава1 Производные служебные части речи в современном русском языке 

1.1 Служебные части речи и их отличия от знаменательных частей речи
     Все слова русского языка делятся на знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи. Это разграничение наметилось в первых русских грамматиках и не вызвало недоверия у более поздних исследователей русского языка.
     Служебные слова  – это неизменяемые слова, расчитанные для выражения отношений между словами, частями предложений и предложениями, не являющиеся членами предложения и пополняющиеся за счет других частей речи. К служебным словам относятся предлоги, союзы, частицы.
     Служебные слова многозначны и весьма распространены в русском языке. Они занимают особое место в системе частей речи, отличаются от самостоятельных (полнозначных) слов: 
     а) лексико-грамматическим значением;
     б) морфологическими признаками; 
     в) синтаксической функцией;
     г) фонетически.	
     Данные отличия настолько велики, что В. В. Виноградов называл служебные слова не частями речи, а "частицами речи" [3, с.663]. Но данный термин не очень удобен, так как совпадает с термином "частица", как отдельной незнаменательной части речи.
     Знаменательные (самостоятельные) слова обладают номинативной функцией, т.е. служат для называния реального предмета (имя существительное), признака (имя прилагательное), действия (глагол) и т.д. Служебные слова не обладают номинативной функцией и служат для выражения различного рода отношений между предметами, действиями, признаками. Ср.: Картина висит перед (над, под, за) полкой.
     Служебные слова используются в речи только в соединении со знаменательными словами.
     Не обладая номинативной функцией, служебные слова не являются членами предложения, а употребляются как формально-грамматические средства языка: предлоги выступают в подчинительных словосочетаниях, союзы ? при однородных членах и в сложных предложениях, частицы ? при отдельных словах и в вопросительных и восклицательных предложениях.
     Со стороны фонетической структуры служебные слова также выделяются от слов знаменательных. Ударение, являющееся характерным признаком знаменательного слова, обычно отсутствует у слов служебных. Ср.: Что (местоимение) день грядущий мне готовит? (Пушкин); Я надеюсь, что (союз) вы не откажетесь отобедать у меня (Пушкин).
     Многие служебные слова образовались из знаменательных слов. Например, предлоги под и перед соотносятся с существительными под (выстилка внутри печи), перед (ср. «заколоченный перед дома»); союзы: хотя ? с деепричастием хотя (от хотеть) и если ? с сочетанием есть ли.
     Служебные слова неизменяемы, морфологически нечленимы.
     Соответственно, все служебные слова делятся на первообразные, непроизводные и производные, образованные лексико-грамматическим  способом от знаменательных слов. Только такие производные служебные слова являются объектом нашей выпускной квалификационной работы. Отдельно рассмотрим производные предлоги, союзы и частицы. 
     	
     
1.1.1 Предлоги
     Предлоги – это служебные слова, которые, употребляясь в сочетании с существительными и местоимениями, выражают разного рода отношения предметов к действиям, состояниям или качествам [26, с.236].
     Предлоги, как и другие слова, могут быть однозначным и многозначными. Однозначными чаще всего фигурируют производные, обычно «молодые» предлоги. Так, предлог вследствие (единственное значение ? «по причине») в русском языке появился в середине XVIII первом десятилетии     XIX в. Слово благодаря как предлог известно лишь с 70-80-х годов XVIII в., означает «вследствие, по причине, при помощи (о причинах, выражающих желательный результат)»: Только благодаря вмешательству милиции прекращен был этот скандал. 
     Разнообразные значения отношения, выражаемые производными предлогами, составляют обширную и сложную систему. Перечислим лишь основные типы отношений: 
     1) пространственные (локальные) отношения: вдоль, возле, мимо, около, внутри, сбоку;
     2) временные (темпоральные) отношения: после, в течение, накануне, через;
     3) объектные отношения : насчет, относительно; 
     4) причинные отношения: со зла, в силу, по случаю, благодаря;
     5) отношения сравнения: наподобие, как, подобно тому как, словно, будто;
      6)отношения лишения, удаления: за исключением, кроме, вместо, сверх, вопреки, в отличие от.
     По образованию и строению предлоги не составляют однородной группы. Ядро системы предлогов образуют непроизводные (первообразные) предлоги без (безо), в (во), для, до, за, из (изо), к(ко), между (меж), на, над (надо), о (об, обо), от (ото), перед (передо), пред (предо), по, под (подо), при, про, ради, с (со), у, через (чрез). Сюда же можно отнести: близ, вместо, вне, вопреки, кроме, среди, сквозь, которые обычно рассматриваются в составе так называемых наречных предлогов, хотя в современном русском языке нет омонимичных им наречий. Слова: из-за, из-под также следует рассматривать как непроизводные. Их значения не складываются из семантики двух предлогов из + за, из + под. Они выступают как немотивированные слова [5, с.328].
     Среди производных предлогов принято выделять наречные, отыменные и отглагольные. Наречные предлоги: вблизи, вдоль, внутри, внутрь, возле, вокруг, впереди, вслед, изнутри, кругом, мимо, навстречу, наискось, накануне, наперекор, напротив, около, поверх, позади, подле, после, поперек, посреди, посредине, прежде, против, сбоку, сверх, сверху, сзади, сквозь, снизу, подобно, относительно, согласно, сообразно, соответственно, соразмерно. Все эти предлоги сформировались на базе наречий и не утратили с ними живых смысловых связей. Ср.: Все находились внутри (наречие). ? Хорошо бы побывать внутри (предлог) этой пещеры. (М. Пришвин). Я сбоку смотрел на его овальное, бледное лицо (Горький). ?  Задремавший Ленька лежал калачиком сбоку (предлог) деда (Горький). На базе наречий времени формируются предлоги с временными значениями, на базе наречий места ? предлоги с пространственными значениями и т.д. 
     Отыменные предлоги: ввиду, в виде, в деле, в период, во время, в заключение, в продолжение, в течение, в ходе, в кругу, в меру, в области, в отношении, в лице, в начале, в рамках, в силу, вследствие, в свете, в целях, за исключением, за неимением, за счет, по части, с помощью, по причине, на путях, по пути, по линии, по мере, по поводу, со стороны, наподобие, на протяжении, по случаю, посредством, путем, на предмет, с течением, на деле, во избежание, в центре, во имя и др, в большинстве своем возникли из сочетаний непроизводных предлогов: в, на, за, по, с, с именами существительными. Примеры: Все казаки были веселые, за исключением Степана Астахова (Шолохов). Свет разлагает углекислоту в силу своей яркости (Тимирязев). Выражаемые отыменными предлогами грамматические отношения (причинные, целевые, временные, пространственные и т. п.), как правило, зависят от лексической семантики производящих имен существительных. Ср.: цель и в целях, время и вовремя, линия и по линии, сила и в силу, область и в области и др. [26, с.244].
     Отглагольные предлоги все возникли из неспрягаемых деепричастных форм глагола, поэтому их называют еще деепричастными: благодаря, включая, выключая, исключая, не считая, начиная, кончая, спустя и др. Особенностью таких предлогов является сохранение системы глагольного управления: благодаря (чему?) включая (что?). В предлоги обычно переходят лишь деепричастия несовершенного вида (исключение составляет только спустя), которые не имеют ярких выразителей залоговых и видовых значений (постфикса -ся, суффиксов -ыва, -ну- приставок и т.д.). Переходу  деепричастий в предлоги способствует то, что они не имеют форм словоизменения, морфологически не выражают значения времени, выступают в синтаксической функции, близкой к обстоятельственной. Примеры: Проток между озерами образовался благодаря большому лесистому острову (Мамин-Сибиряк). Я всеми чувствами, исключая осязания, наслаждался природой (Л. Толстой).
     К сложным типам предложных сочетаний относятся новые типы отыменных, наречных и отглагольных предлогов, которые активно формируются в современном русском языке. В основном они состоят из форм косвенных падежей существительного (часто с предлогом), наречия, деепричастия с последующим первичным предлогом: вдали от, в зависимости от, независимо от, вместе, в направлении к, в ответ на, в отличие от, вплоть до, в связи с, вслед за, следом за, в соответствии с, в сторону от, наравне с, наряду с, незадолго до, одновременно с, по вопросу о, применительно к, исходя из, начиная от, не говоря о, невзирая на, несмотря на, смотря по, судя по, глядя по и др. Примеры: Машук по крайней мере вдвое выше колокольни Ивана Великого; но в сравнении с Эльбрусом он ? горка (Белинский). Шли по направлению к фабрике (Мамин-Сибиряк). Степан Аркадьевич был человек правдивый в отношении к самому себе (Л.Толстой). Компоненты таких сочетаний лишают основные или все категориальные значения и свойства, связывавшие их с именами существительными, наречиями, деепричастиями, и на базе значения отношения соединяются в одно смысловое и грамматическое целое. В структуре предложения сочетание выступает как предлог, обслуживая падежную систему имен. Предложные сочетания в большинстве своем являются однозначными, употребляются только с одним каким-либо падежом. Выражаемые ими временные, пространственные, причинные, целевые, сравнительные и другие отношения вытекают из лексических значений соответствующих существительных, наречий, деепричастий [34, с.710-711].
     
     
1.1.2 Союзы
     Союзы ? это служебные слова, выражающие синтаксические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями [34, с.713]. Союзы занимают строго определенное место в предложении, но не являются членами предложения. Как и предлоги, они выражают разнообразные синтаксические отношеня. Будучи неизменяемыми словами, союзы не имеют специальных морфологических показателей для выражения синтаксических отношений и не используются в морфологии. При этом в отличие от предлогов, писал В. В. Виноградов, союзы «непосредственно не влияют на форму отдельных слов» и, «в сущности, запредельны морфологии [3, с.795].
     В современном русском языке пополнение союзов за счет других частей речи является живым и активным процессом. Как отмечает В В. Виноградов, «большая часть производных союзов еще не достигла той степени абстрактного значения, которая резко отделяла бы их от системы знаменательных частей речи. Генетическая связь многих из этих союзов с именами существительными (в силу того что, до тех пор пока, в то время как, по мере того как, правда и др.), с местоименными словами и особенно с наречиями (даром что, затем что, пока, покамест, прежде чем и т. д.) непосредственно очевидна» [3, 553]. 
      В связи с этим «в русском языке расширяются и умножаются разряды гибридных или переходных слов и выражений, совмещающих значения союзов со значениями других грамматических категорий» [3, с.565].
      Так, своеобразно совмещают значения модальных слов и союзов напротив, правда, тем не менее, будто, точно, вместе с тем и т. п., значения наречий и союзов потом, зато, едва, покамест и т. п. Не всегда легко провести здесь границы полисемии и омонимии, об этом свидетельствуют материалы толковых словарей. Наконец, союзы могут переходить в другие части речи. Например, союз но, обозначая «возражение, препятствие», употребляется в функции несклоняемого существительного:  Есть маленькое но. Никаких но ? выполняйте приказ. В функции союзов употребляются многие самостоятельные слова, относящиеся к различным частям речи (союзные, относительные слова): кто, что, сколько, какой, который, чей, где, /сюда, когда, почему, откуда и др. Выполняя, как и союзы, функцию связи компонентов сложноподчиненных предложений, они, в отличие от союзов, одновременно являются и членами предложений, имеют  основное ударение. Например: Я не вижу, что (местоимение-дополнение) ты читаешь. Я не знал, что (союз) он уже уехал.
     По происхождению союзы также бывают непроизводными (первообразными) и производными. Непроизводных союзов не очень много: а, и, за, но, или, либо, ли…
     Производные союзы возникают в результате лексической десемантизации полнозначной словоформы, например хотя, или в результате сложения            [2, с.484]. По структуре они делятся на простые: что, чтобы, как, будто, словно, точно, если, хотя, однако, едва и составные: потому что, так как, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, с тех пор как, после того как, перед тем как, подобно тому как, по мере того как и др.
     Как видно из примеров простые производные предлоги переходят следующие знаменательные части речи:
     ? местоимения: что, как, когда... 
     ? наречия: точно, едва, напротив…
     ? имена существительные: правда…
     ? глаголы: хотя…	
     ? частицы: же.
     
     
     
     1.1.3 Частицы
     Частицы ? это служебные слова, которые сообщают разнообразные смысловые, модальные и эмоционально-экспрессивные значения словам, частям предложения и всему высказыванию [37, с.252].
     Частицы тоже делятся на непроизводные (не, ни, же, бы, во) и производные.
     Производные частицы очень разнообразны по семантике. Принято выделять: 
     1)частицы, имеющие смысловые значения (указательные, определительные, выделительно-ограничительные); 
     2)эмоционально-экспрессивные частицы; 	
     3) модальные частицы. 
     Частицы, имеющие смысловые значения 1. Указательные частицы: вот, вон, это, оно, во. Частица вот употребляется, когда необходимо указать на  что-либо находящееся вблизи: (Алеша) направился в школу. Вот школьный забор. Вот парадный подъезд (Горбатов). При указании на что-нибудь находящееся вдали употребляется частица вон: Вон вдали огни, где жгут уголь, вон огонь от пожара (Чехов). Указательное значение частицы вот нередко осложняется дополнительными смысловыми или эмоционально-экспрессивными элементами. Например, в повествовании частица вот указывает на смену явлений, происходящую как бы перед глазами: Вот окраина. Вот Заводская улица. Вот домик под толевой крышей (Горбатов). Частица вот употребляется также при вручении, передаче чего-либо: Возьмите стулья. Петр Иванович, вот вам стул (Гоголь). Сочетаясь с указательными и относительными местоимениями и наречиями, вот выражает уточнение: Вот кто меня выручил. В сочетании с и частица вот обозначает итог чего-либо, эмоционально окрашивая это значение: Глупый ты  ? вот тебе и сказ весь(Салтыков-Щедрин).                 
               Частица это употребляется: 1) при выделении того или иного члена предложения: ? А если кто для меня неприятен, так это бабушка графиня Анна Федотовна (Пушкин); 2) как указательное слово на стыке предложений, где второе разъясняет первое: В окнах мезонина блеснул яркий свет, потом покойный зеленый ? это лампу накрыли абажуром (Чехов); 3) для усиления выразительности всего высказывания или его части: ? Сейчас она мне это пирогов напекет (Куприн). ? Вы куда это? Воротитесь (Гладков). 
     Частица оно совмещает значения указания и усиления: Оно, конечно, странно... что, видя вас в первый раз, я начинаю с вами очень важный разговор (А. Островский). 
     2.Определительно уточняющие частицы: точно, именно, ровно, как раз, подлинно, почти, приблизительно, чуть не и др. При помощи этих частиц уточняется, определяется смысл слов или словосочетаний в предложении: Подготовку к выпуску начинать гораздо ранее, приблизительно в феврале ? марте (Макаренко) 
     3.Выделительно-ограничительные частицы: лишь, только, только лишь, разве лишь, все, исключительно, единственно, всего, всего-навсего, хоть, хоть бы, хотя бы и др. Они логически выделяют слова или словосочетания или сообщают им ограничительное значение: Как бы ветер не разыгрался!                  ?  выражает опасение матушка (Салтыков-Щедрин). Вещь по-настоящему, со всей силой, начинает жить в сознании писателя только во время работы над ней (Паустовский). По его словам, больные доверяли исключительно ему, фельдшеру (Панова). 
     К этой группе примыкают усилительные частицы, которые также могут выступать в функции выделения: даже, даже и,  ведь, уже (уж), ну,  еще, то, просто, прямо, положительно, определенно, решительно и др.:  ? Освободить свою родину! ? промолвила она. ? Эти слова даже выговорить страшно, так они велики (Тургенев).Ты  Мишку не видал?  ? Какого еще Мишку? Никакого Мишку не знаю! (Горький). Вот там-то прямо рай!(Крылов).
     4.Эмоционально-экспрессивные частицы усиливают выразительность, эмоциональность высказывания: что за, как, вот так, куда, где там, куда там, куда как, то-то, вот, ну и, о и др. Примеры: Я что это за жизнь была! (Гарин). Где тебе тягаться со мною, Со мною, с самим Балдою? (Пушкин).
     Модальные частицы выражают отношение к достоверности фактов, явлений, сообщаемых в высказывании: возможность, необходимость, сомнение, подтверждение, наличие и отсутствие чего-либо. Соответственно, модальные частицы сами подразделяются на следующие границы:
     1.Утвердительные: да, так, точно, определенно, как же, ага, угу и др. В лице Анатолия было выражение душевной силы, да, именно силы (Фадеев).      ?  Комбайн работал?  ?  спросил на-конец Семен. ? А как же (С. Антонов).       ? Бы... из этих будете? ? Определенно. Чем могу служить? (Вересаев). 
     2. Отрицательные: нет, вовсе не, отнюдь не, отнюдь нет и др. Никак не можем помириться с тем, Что люди умирают не в постели, Что гибнут вдруг, не дописав поэм, Не долечив, не долетев до цели (К. Симонов). Скала, у который мы стали на якорь, защищает нас только от северных, но отнюдь не от южных ветров (И. Гончаров). 
     3. Вопросительные: неужели, ужели, что, а, что ли и др. Рашель: Неужели вы воспользуетесь моим положением? Не верю! (Горький). Досужее: Отчего ж ты пешком? Лошадей, что ли, у вас нет? (А. Островский). Небось я уже надоел вам, а? (Чехов).
      4.Сравнительные: как, как бы, словно, будто, как будто, будто бы, точно, вроде и др. Значение сравнения в них органически слито со значением модальности. Примеры: Мария подошла ко мне, взяла за руку, волосы поправила, и сразу мне вроде легче стало (Б. Полевой). 
     Где-то вдали от опушки будто бы слышно: ку-ку (Фет). 
     5. Частицы, указывающие на чужую речь: ? дескать, мол, якобы. Частицы этого разряда могут выражать сомнение в истинности чужих высказываний, несогласие говорящего с содержанием этих высказываний: Говорили, что вот-де какой молодой, а как себя хорошо держит (Гайдар). Раз... к ней пришли и сказали, что князь, мол, убит на дуэли (Апухтин).
     Производные частицы могут быть еще формообразующими: давай поговорим, пусть сядет, пускай договорит. 
     Производные частицы образуются морфолого ? синтаксическим путем на базе наречий, местоимений, союзов, междометий и других частей речи, по отношению к которым они выступают обычно как омонимы, не утратившие смысловой связи со своими производящими. Среди них значительное место занимают составные слова (как раз, только, лишь, разве лишь, хоть бы, даже и, что за, вот так, куда там, как же, отнюдь нет, вовсе не, что ли, ну а и др.). 
     По происхождению однословные производные частицы и компоненты составных частиц соотносятся со следующими частями речи:
               1)Наречия: просто, прямо, вон, вот, то-то, только, еще, исключительно,ровно,точно,подлинно,уже,действительно, совершенно, единственно, просто, просто-напросто, прямо, лучше, больше, более.
              2)Глаголы: давай, дай, пускай, пусть, почти, хотя (бы)
              3)Местоимения: как, что, это, то, оно, куда, где, там, куда, так, так и, туда же, всё.
             4)Имена существительные: чай.
             5)Междометия:ага,угу,как а, ага, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, гей, ей-ей, и, их, на, но, ну, о, ого, ой, ох,тю, тьфу, у, увы, уф, ух, фи, фрр, фу, ха, хи, хо, цыц, э, эй, эх, эхм.
            6)Союзы: да, и, хоть, благо, будто, ведь, вот и, всё, всё-таки         [26, с.264]. 
     
     
1.2 Переход самостоятельных слов в служебные части речи
     Обобщая материал предыдущих разделов, можно сказать, что переход знаменательных слов и словоформ в служебные слова происходит тогда, когда слова или их отдельные словоформы, функционально преобразуясь, приобретают различные служебные функции: становятся выразителями грамматических отношений, средсвами связи или начинают выражать различные модально-эмоциональные оттенки [33, с.56].
     Д.А.Салимова указывает следующие виды перехода знаменательных слов в служебные части речи:
     1.Препозиционализация (переход слов в предлоги) идет в основном за счет имен существительных. Таким путем мы далеко не пойдем ( где путем – существительное). Лишь путем кропотливых переговоров было достигнуто долгожданное согласие (где путем – предлог, синонимичный лругим предлогам – благодаря, с помощью и др). В силу свою, в возможности свои он перестал верить именно после этого случая.В силу своих материальных возможностей он не смог закончить строительство дома. Во втором предложении в силу – предлог со значением «по причине» , «из-за чего-то» и т.п. Несколько проще с примерами, где дифференциация  частей речи  отражена и в орфографии. В следствии принимал участие специалист из Москвы (где следствии – форма предложного падежа существительного) и Вследствие затяжных дождей сроки уборки были сорваны (где вследствие – предлог, «застывший» в форме винительного падежа того же существительного).
     В предлоги переходят и отдельные наречия. «Хорошо, мы зайдем после» ? сказали они (где после – наречие времени) и После каникул сразу началась педагогическая практика (после – предлог). Они живут напротив (наречие) и Они живут напротив (чего?) института, где это слово выступает в роли предлога [33, с.56-57].
     2.Конъюнкционализация, или переход других слов в союзы, идет за счет многих частей речи: существительных, наречий, частиц и т.д. Правда глаза колет (правда  – существительное). Первые шаги сына, правда еще очень несмелые, сильно обрадовали родителей, почти потерявших надежду на выздоровление их ребенка (правда – союз, в значении «хотя»).Девушка едва сдержала язвительную улыбку (едва – наречие) и Едва он ушел, Маша громко рассмеялась (едва – подчинительный союз времени). Задачу он решил быстро и точно (точно – наречие) и Она вздрогнула, точно ее неожиданно кто-то толкнул (точно – сравнительный союз). Ты же сам мне об этом сказал и Встреча действительно состоялась, он же таки не пришел, где частица же выступает в роли противительного союза и т.д.
     3.Партикуляция, переход других слов в частицы, распространена в языке очень хорошо, причем партикулируются тоже в основном наречия, глаголы. Маличики шли прямо и прямо (прямо – наречие) и Прямо не знаю, что с этим ребенком сделать! (прямо – эмоциональная частица). Точно так же ведет себя слово «просто»: просто умница и решается просто и т.п. «Не пускай его одного на улицу», – попросила мать. Пускай погуляет один, он уже взрослый мальчик (где пускай – глагол в повелительном наклонении и в роли эмоционально-волевой частицы). «Такое с вами бывало? – переспросил врач и Бывало, зайдет, распросит всех о делах, добрые слова скажет.
     В языке происходит постоянный переход знаменательных слов в междометия: существительных (Почетный караул и Караул грабят!), глаголов (Подумаешь еще раз и скажешь окончательный ответ и Подумаешь, начальник выискался!), наречий ( И вышел вон – «вон» в роли наречия. В роли междометия – Вон отсюда!). Чаще всего наблюдается переход в междометия устойчивых словосочетаний (боже мой, черт возьми, скажи милость)          [33, с.57-58].
     Как справедливо отмечает Д.А.Салимова, явление переходности частей речи нельзя смешивать с грамматической омонимией служебных слов. Например, так называемая «союз-частица» : Хочу, чтобы всем было хорошо (союз). Чтобы я здесь вас больше не видел (частица). Мал, да золот (да – союз в значении «но»), Лишь ветер да я (да – союз в значении «и»). Да, я говорю именно о вас (где «да» – утвердительная частица). Да не хочу я никаких сюрпризов, оставьте меня в покое (да – частица) и др. [33, с.58]. Функции и значения таких слов, сюда относятся также, вроде, именно, и т.п., столь разнообразны естественны и активно употребительны, что трудно здесь подчеркнуть доминирующую роль какого-то одного слова, то есть отдать предпочтение принадлежности к конкретному разряду. В этих случаях принято говорить о грамматической омонимии служебных частей речи, что в свою очередь есть явление шире и объемнее, чем явление перехода слов из одной части речи в другую [33, с.58].
     Таким образом, из явлений перехода самостоятельных частей речи в служебные в русском языке самое распространенное – препозиционализация. Знаменательные слова или их отдельные формы, функционально преобразуясь, становятся выразителями граммматических отношений, средствами связи или начинают выражать различные модально-эмоциональные оттенки                    [33, с.56 ? 62]. В разряд предлогов переходят наречия, имена существительные и деепричастные формы глаголов. Конъюкционализации подвергаются те же части речи, а также местоимения и частицы. Разряды частиц обогащаются тоже за счет этих частей речи, а также междометий.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


     

Глава 2 Некоторые вопросы изучения служебных слов в школе

     2.1 Служебные части речи на этапе основного общего образования
      Несмотря на разнообразие образовательных программ, все они  содержат изучение понятия «части речи». Программы русского языка построены концентрически, ступенчато для того, чтобы содержание для обучающихся было доступным, чтобы знания по языку были обширными, а навыки устойчивыми. В начальных и средних классах сначала обучающихся знакомят со всеми частями речи, а после переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Это позволяет сравнить части речи на всех этапах их изучения и тем самым более четко выделить основные стороны формируемых понятий.
     Части речи в курсе русского языка изучаются как морфологический и синтаксический материал, параллельно друг другу. Не будем подробно разбирать содержание программ по русскому языку для начальной и средней школы. Нам необходимо рассмотреть только те положения программы, которые имеют отношение к теме «Служебные части речи» и установить уровень программных требований в отношении знаний у обучающихся по данной теме и определить критерии осуществления их обучающимися основной общеобразовательной школы. Кроме того, в условиях существования вариативных программ по русскому языку для учителя трудность состоит в том, что сложно сориентироваться и правильно выбрать необходимое содержание.
     Уже в первом классе вводятся грамматические понятия о частях речи, которые носят подготовительный, пропедевтический характер при изучении грамматики.
     Второй класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Изучение служебных слов во втором классе предполагает различение предлога и приставки; наблюдение за сочинительными союзами; составление словосочетаний с союзами и предлогами по заданной схеме. Обучающиеся должны знать предлоги, союзы, и различать самостоятельные и служебные части речи и производить их разбор в пределах программного материала.
     Основной методический принцип, используемый во втором классе: изучение частей речи на синтаксической основе, т.е. в строе словосочетаний и предложения. Изучение частей речи постоянно связывается с работой по анализу и составлению словосочетаний и предложений, по введению в речь детей предложений различных конструкций.
     В третьем и четвертом классе повторяются и углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи; о связи между однородными членами предложения и сложном предложении с помощью союзов.
     Предлоги изучаются в третьем классе при изучении темы «склонение имен существительных и личных местоимений», а также при различении и противопоставлении приставок и предлогов. В разграничении, в различении частей речи учащиеся могут руководствоваться следующими критериями:
     1) лексическое значение слова;
     2) роль в предложении, синтаксическая функция;
     3) наличие тех или иных категориальных признаков (сочинительные или подчинительные);
     4) неизменяемость (союзы, предлоги, частицы ? неизменяемы)                      [35, с.237 ? 238]. Обучающиеся изучают союзы в сложных предложениях факультативно (без терминологии).
     Следует отметить, что программы для начальных классов по русскому языку не предусматривают специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на группы. Например, обучающиеся узнают, что имя существительное, глагол, наречие, имя прилагательное, местоимения, всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог, частица и союз членами предложения не являются.
     Специфика изучения служебных частей речи в пятом классе заключается в том, что часть материала является повторением изученного в начальной школе. Такое положение обязывает учителя к строжайшему соблюдению преемственности в обучении.
     В пятом классе дается уже понятие о самостоятельных и служебных частях речи. Включено в содержание программы изучение сочинительных и подчинительных отношений между словами в словосочетании и средства их выражения; сочинительные и подчинительные отношения между частями предложения и роль союзов в выражении сочинительных и подчинительных отношений между частями сложного предложения. 
     Уже в шестом классе, при повторении изученного материала, углубляются знания о морфолого-синтаксических признаках союза и предлога; о связи между частями сложного предложения и средствах их выражения с помощью сочинительных и подчинительных союзов.
     Задачей изучения предлогов в пятом классе является обобщение и закрепление ранее пройденного, т.е. правил о раздельном написании предлогов с другими частями речи, о различении омонимичных предлогов и приставок, о правильном употреблении предлогов в речи. 
     В порядке углубления сведений о предлогах в шестом классе более обстоятельно освещается вопрос о значениях предлогов и употреблении их с существительными в разных падежах. Это прежде всего предлоги в, на (употребляются с винительным и предложным падежами: в клубе, на стол), с (употребляется с родительным, винительным и творительным падежами: с крыши, с крышу и с крышей), за (с винительным и творительным падежами: за дерево и за деревом) и др.
     .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%