VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Система персонажей в романе Ясновидец. История удивительной любви

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011354
Тема: Система персонажей в романе Ясновидец. История удивительной любви
Содержание
3



Введение

Карл Юхан Вальгрен является одним из крупнейших современных писателей, музыкантов и рок исполнителей Швеции. Он – рассказчик, который демонстрирует читателю многогранный и глубокий мир, с его откровенными переживаниями и насыщенной палитрой эмоций, мир, которому не чужда сверхъестественность, мистичность, тайна. 

Успех пришел к автору после публикации романа «Ясновидец. История удивительной любви» (2002). Произведение было удостоено премии имени Августа Стриндберга и переведено на двадцать пять языков мира.В романе изображена сильная, исключительная личность, имеющая отвратительные уродства, но способная бороться за свою жизнь и за жизнь любимой, и даже в период тяжелых испытаний сберечь свой внутренний мир и любовь к самой жизни. Роман приглашает нас окунуться в судьбы героев и исследовать их души.

В данной научно-исследовательской работе мы обращаемся к образной системе персонажей – действующим лицам и их отношениям, – что является одной из композиционных частей. Интерес к системе образов не случаен, ведь она представляет собой очень важную и сложную составляющую в художественном произведении, наиболее трудную для понимания всего произведения.Стиль автора, стиль определенной эпохи, мировоззрение и настроение автора отражается в системе образов, что представляет собой огромную значимость для литературоведения. 

Объектом исследования является роман Карла Юхана Вальгрена «Ясновидец. История удивительной любви» (2002). 

Предмет исследования составляет особенность системныхсвязей, существующих между персонажами и их взаимодействие. 

Цель работы – определить, описать и проанализировать систему персонажей в романе «Ясновидец. История удивительной любви».

Обозначенная цель диктует следующие задачи:

определить сущность понятия «образная система»;

выявить терминологическое обозначение образа человека в литературном произведении;

изучить важные основы дефиниций «персонаж», «герой», «характер» и «тип»;

построить классификацию действующих лиц в романе.

Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались описательно-аналитический метод и мотивный анализ.

Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что на сегодняшний день активно возрастает интерес к демонологическим персонажам и «вечной» теме – противостояние человека силам тьмы.

Научная новизна данной работы заключается в том, что обращение к системе персонажей на материале шведского романа Карла Юхана Вальгрена «Ясновидец. История удивительной любви» произведено впервые.

Теоретической основой исследования являются работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых: М.М. Бахтина, Б.В. Томашевского, Л.Я. Гинзбург, В.Е. Хализева, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа.

Структура данной выпускной квалификационной работы определена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Во введении поставлена цель и задачи исследования, рассматривается актуальность темы иновизна работы.

Первая глава представляет собой 

Вторая глава посвящена













Глава I.

Образная система персонажей

Совокупность литературных героев, то, как они взаимодействуют между собой, какую роль они играют в сюжете художественного произведенияи то, как они помогают более полно и широко раскрыть замысел автора в литературоведении называют системой образов персонажей.

Под системой, как правило, понимают некое единство, упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Помимо взаимосвязанности и целостности, система обладает и иерархичностью. 

Согласно концепции Н.Д. Тамарченко система персонажей представляет собой «художественно целенаправленную соотнесенность всех «ведущих» героев и всех так называемых «второстепенных» действующих лиц в литературном произведении. Через систему персонажей выражается единое авторское представление о человеке в его взаимоотношениях с природой, обществом и историей, а также о типах человека…». Посредством системы персонажей читатель понимает авторское отношение к окружающему миру. Под «ведущими» героями ученый подразумевает главных, под «второстепенными» – остальных персонажей в произведениях. В нашей исследовательской работе мы будем опираться на данное определение термину «система персонажей».Вся система направлена на выполнение одной, обозначенной автором цели. В основе системы образов может лежать проблематика произведения, она является тем фундаментом, на котором стоит вся образная система.

Центральным системообразующим элементом в иерархи действующих лиц является образ главного героя. Обычно читатель узнает о нем в начале повествования. Если исключить главного героя из художественного произведения, то образная система распадется, перестанет существовать. Главный герой обладает запоминающейся внешностью, изображен выразительно и многогранно. Количество главных героев в центре может быть разным. 

Помимо главного героя в художественном произведении есть и другие действующие лица, занимающие второстепенное положение. Но несмотря на то, что они находятся не в центре повествования, такие персонажи влияют на развитие сюжета, судьбу главного героя, могут подталкивать его на те поступки и действия, которые являются ключевыми и значимыми в тексте, раскрывают его характер с разных сторон, играют важную роль для понимания мировоззрения героя. 

Традиционно все персонажи играют неодинаковую роль в сюжете произведения, поэтому мы можем выделить несколько групп: центральные (главные), основные и второстепенные персонажи.  Как правило, именно они помогают раскрыть тему и мотив произведения. Центральные персонажи являются основными участниками сюжета, их судьбы, характер изображается ярче и подробнее. О характере главных персонажей мы можем узнать более подробно через основных персонажей. Их описание менее детализировано, роль в сюжете произведения ограничивается участием в небольшом количестве событий и сцен, однако, через их взаимоотношения раскрывается литературный герой.Второстепенные персонажи служат в основном для создания фона и обстановки действия. Также они могут не иметь характера, ибо появляются в каком-то эпизоде и выполняют служебную функцию.

В «Краткой литературной энциклопедии» Е.П. Барышников полагает, что для того, чтобы ориентироваться в системе персонажей, «необходимо условно делить литературных героев на отрицательных и положительных». 

Четкое разделение героев на положительных и отрицательных господствовало в эпоху классицизма. Образ положительного героя можно определить наличием таких качеств как: великодушие, сострадание, сопереживание, целеустремленность, нравственность, жажда знаний. Положительный герой несет в художественном представлении воспитательное значение, это образ, на который стоит равняться. 

Художественный образ человека может быть и отрицательным, это проявляется в поведении, поступках, в отношении к другим действующим лицам. Автор-творец наделяет отрицательного героя враждебными читателю взглядами, вызывающими гнев и отвращение. Через призму отрицательного образа читатель видит, что осуждает писатель и тем самым, что он считает нравственным в жизни. 

В литературе реалистического направления в положительных героях стали появляться отрицательные черты, а в отрицательных – положительные. Таким образом, писатели достигали правдоподобия в изображении человека в художественном произведении. В литературном мире, как и в жизни, происходит постепенное становление личности. Герой развивается, преодолевает преграды, принимает важныерешения. Читатель наблюдает переплетение положительных и отрицательных черт героя. Изначально в художественном произведении встречаются разнообразные характеры, которые в итоге можно отнести к положительным и отрицательным образам. 

В системе персонажей могут присутствовать герой-антиподы, герои-антагонисты и герой-двойники. Герои-антиподы характеризуются полной противоположностью характера, образа мыслей, обладающие совершенно разным мировоззрением, но в то же время они не вступают в открытый конфликт друг с другом. Герои-антагонисты также абсолютно отличаются друг от друга, занимают противоположныепозиции, но их противостояние выливается в конфликт. Герои-двойники – персонажи сходные по сюжетной роли, они могут имеют какую-то общность: некоторое сходство судеб, внутреннего или внешнего облика. 

Иногда система персонажей в одном произведении может варьироваться, например, в части, главе или действии, так как участниками событий становятся другие лица, между которыми возникают различные отношения. Таким образом, возможна смена соотношений главных героев, основных и второстепенных персонажей. Одни перестают участвовать в действии, другие, наоборот, появляются, становятся активными участниками событий.

Из вышесказанного следует, что система персонажей – одна из важнейших сторон художественного произведения, раскрывающая взаимосвязи между действующими лицами и обладающая строгой иерархичной структурой. 





В современном литературоведении существует целый ряд терминов, которые обозначают человека в художественном произведении. Этот факт обуславливается тем, что ученые филологи еще не пришли к единству в терминах для определения действующих лиц в произведениях. Исходя из этого, возникает вопрос: являются ли такие дефиниции, как «персонаж» и «герой», «характер» и «тип» взаимозаменяемыми. К данному вопросу обращались многие литературоведы, но он остается актуальным и на сегодняшний день. Для того, чтобы мы смогли дать на него ответ нам необходимо: показать историю возникновения и развития терминов в диахроническом аспекте и уточнить смысловые границы между схожими понятиями.

Такие теоретические основы помогут нам проанализировать систему персонажей в шведском романе Карла Юхана Вальгрена «Ясновидец. История удивительной любви».

В литературоведении существуют различные терминологические понятия для обозначения образа человека в произведении. Одно из таких понятий –литературный герой. 

Многие литературоведы отмечают, что данный термин несет в себе дополнительный смысловой оттенок. По их мнению, в нем присутствует ориентация на идеализацию, на героическое начало в человеке, хотя в действительности, героизм в литературном герое может отсутствовать. Со временем термин «литературный герой» утратил героический оттенок и постепенно «стал прилагаться к любому действующему лицу безотносительно к его достоинствам». 

Б.В. Томашевский в своей работе «Теория литературы» определяет литературного героя как «персонажа, получающего наиболее острую и яркую эмоциональную окраску». Ученый считает, что герой художественного произведения способен вызвать к себе различное, как правило, позитивное эмоциональное отношение у читателя: сопереживание, сочувствие, радость. Читатель с наибольшим внимание следит за перипетиями литературного героя и становлением его личности, при этом отождествляя себя с ним. 

В труде «Эпос и роман» М.М. Бахтин говорит о том, что герой не должен быть ««героичным» ни в эпическом, ни в трагическом смысле этого слова». Это значит, что герой должен объединять в себе как положительные, так и отрицательные качества, должен быть как смешным, так и серьезным. Также, образ героя романа должен изменяться на протяжении всего произведения, он должен воспитываться жизнью. 

Роман, по М.М. Бахтину, находится в категории незнания, в связи с чем возникают формы «авторского избытка» (это то, чего герой не знает и не видит). Герой эпической и трагической традиции не может быть чем-то вне своей судьбы и вне своего сюжета, его судьба не может быть иной. «Эпический и трагический герой – герой, гибнущий по природе своей».

Из «Литературно-энциклопедического словаря» следует, что литературный герой – «одно из обозначений целостного существования человека в искусстве слова». Термин имеет двойное значение: во-первых, он делает акцент на преобладающем положении действующего лица в художественном произведении, указывая, что герой «несет основную проблемно-тематическую нагрузку». В.И. Масловский, автор словарной статьи, также отмечает, что в некоторых случаях данный термин употребляется для обозначения всех действующих лиц в произведении, а во-вторых, под термином «литературный герой» исследователи понимают целостный образ человека, соединяющий внутреннее содержание – мысли, характер – и внешнюю форму – портрет, поведение, поступки. 

Терминологический вопрос обозначения образа человека в литературе подробно представлен на страницах «Краткой литературной энциклопедии». В ней упоминается, что «литературный герой» – это образ человека в литературе. Нередко данный термин наряду с понятием «действующее лицо» и «персонаж» употребляются как тождественные. Иногда их дифференцируют, называя литературного героя действующим лицом (персонажем), нарисованным более многогранно и более значимо для воплощения идеи произведения. Некоторые исследователи термин «литературный герой» относят лишь к действующим лицам, близким к авторскому идеалу человека. Е.П. Барышников отмечает важную для нас мысль о семантическом равенстве этих понятий, указывая, что их постепенное отождествление – это некая тенденция в литературном процессе, которая делает «литературных героев» и «простых смертных» равноправными в рамках произведения.

Другая важная для нас работа, затрагивающая вопрос о литературном герое, – предисловие к «Энциклопедии литературных героев». С.В. Стахорский использует термины «литературный герой» и «персонаж» как взаимозаменяемые понятия, однако ученый проводит некоторые границы между ними. Термин «герой» не включает в себя всех персонажей произведения, а относится только к главным персонажам, которые имеют индивидуальные особенности характера. Согласно его концепции, литературный герой должен нести свою судьбу, которая выпала на его долю. Жизни действующих лиц очень многообразны, они зависят от воли случая, но в то же самое время неслучайны. Судьба каждого героя индивидуальна. 

Согласно концепции исследователя, литературному герою предназначена определенная судьба. Жизнь изображенных лиц в литературе подобны жизням людей в реальном мире: они могут быть многообразны и зависеть от воли случая, но в то же самое время быть неслучайными. Судьба каждого литературного героя, как и человека, индивидуальна. Она зарождается в художественном произведении, где с ним происходит нечто захватывающее и непредсказуемое, возникают неразрешимые обстоятельства, которые непременно приводят к конфликту. Конфликт, в свою очередь, имеет свою неизбежную развязку в финале произведения. 

В литературоведении прослеживается разграничение понятий «главный» и «второстепенный» герои. Словосочетание «главный герой» широко распространено в литературоведении. Нередко имя главного героя выводится в заглавие произведения, например, «Фауст» И.В. Гете, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Под второстепенными героями исследователи понимают остальных персонажей произведения. В этом случае понятия «второстепенный герой» и «персонаж» взаимозаменяемые. 

Рассмотрим еще один термин, который относится к обозначению художественного образа человека: персонаж. Этот термин заимствован из французского языка и имеет латинское происхождение и дает отсылку к античному искусству. Этим словом называли маску, которую актер надевал в театре. 

В своем труде «Теория литературы: Поэтика» известный литературовед Б.В. Томашевский пишет о важной функции персонажа: с персонажем литературного произведения связаны сюжет, мотивы и мифы. Если автор использует определенный мотив, то ему необходимо ввести характерного персонажа, который будет играть ключевую роль, тем самым развивая тот или иной мотив. Необходимо отметить, что об этом Б.В. Томашевский пишет в главе «Герой», где у автора прослеживается нечеткое разграничение между терминами «персонаж» и «герой». 

В «Краткой литературной энциклопедии» термин «персонаж» объясняется как «литературный герой». По мнению автора статьи, под персонажем следует понимать действующее лицо, но при этом необходимо различать два толкования. Согласно первому определению, персонажем является «лицо, представленное и характеризующееся в действии, а не в описаниях». Тогда данному понятию более всего подходят герои драматургических произведений. Второе значение термина «персонаж – любое действующее лицо, субъект действия». Таким образом, термин включает в себя незначительные второстепенные лица произведения. Автор статьи обращает наше внимание на то, что под персонажем следует понимать только второстепенное лицо. В связи с этим сложилось устойчивое выражение «эпизодический персонаж». 

В «Словаре литературоведческих терминов» А. Чернышев дает следующее определение термину «персонаж»: «Это действующее лицо драмы, романа, повести и других художественных произведений». В данном случае этот термин применим к второстепенным действующим лицам. 

В работе М.М. Бахтина «Эпос и роман» автор тоже указывает нам на тот факт, что персонаж является второстепенным действующим лицом в романе. 

Каждый из представленных нами исследователей обращает внимание, что «персонаж» - это, прежде всего, действующее лицо. Данное словосочетание подчеркивает действие, участие в каких-либо событиях, поступки. 

Обычно в качестве литературного персонажа выступает человек. Стиль и точность его описания могут быть многовариантны и зависят от рода и жанра произведения, от места персонажа в системе действующих лиц. Принцип изображения является замыслом автора и воплощается индивидуальным творческим методом писателя. 

Наряду с людьми в произведении могут так же действовать животные, растения, предметы, природные явления, которые в свою очередь наделены физическими и эмоциональными человеческими качествами. В отдельных литературных жанрах, таких как баллада, сказка, басня, подобные персонажи являются обязательными. 

В труде «Теория литературы» В.Е. Хализев раскрывает двоякую природу персонажа: во-первых, он является субъектом изображаемого действия, стимулом развертывания событий, составляющих сюжет». Во-вторых, персонаж имеет в составе произведения «значимость самостоятельную, независимую от сюжета: он выступает как носитель стабильных и устойчивых свойств, черт, качеств».

Отечественный исследователь Н.Д. Тамарченко в книге «Теория литературы» признает: «Любой герой в литературном произведении является персонажем, но не всякого персонажа признают «героем»». По словам М.М. Бахтина, именно герой является «носителем основного события в произведении». Таким образом, персонажа отличают от литературного героя по значимости участия в происходящем в произведении действии. 

Среди ряда понятий, изображающих человека, встречается термин «характер». Впервые его упоминает ученик Платона Аристотель в «Поэтике». Один из распространенных определений термина в литературе: характер – «некий комплекс существенных черт, отличающий данный персонаж от других, а иногда и одна преобладающая черта».

Согласно «Краткой литературной энциклопедии», литературный характер – образ человека, который отражает реальный человеческий тип в произведении, зачастую свойственный определенному историческому времени и общественному сознанию. Характер раскрывается посредством внешней формы и внутреннего содержания персонажа: через портрет, поступок, поведение, речевую деятельность, рефлексии и настроение, местом и ролью персонажа в развитии сюжета.

Вопрос о характере ранее затрагивал Б.В. Томашевский в труде «Теория литературы. Поэтика». Автор указывает, что под «характеристикой» следует понимать систему мотивов, напрямую связанную с персонажем. Как полагает ученый, в «узком смысле под характеристикой подразумевают мотивы, определяющие внутреннюю сторону персонажа».

Ученый дифференцирует прямую характеристику героя, то есть о его характере читатель узнает от автора или со слов других персонажей, или непосредственно от самого героя. В художественном произведении распространена косвенная характеристика, когда характер создается по его мимике и жестам. 

Также, в своей работе Б.В. Томашевский вводит важное понятие «прием масок», являющийся частным случаем наводящей характеристики, то есть это конкретный мотив, который гармонирует с психологией персонажа. Примером использования приема масок в художественном произведении является описание внешности героя, одежды, места, где он живет. Имена героев, включающих в себя характеристику, также входят в понятие маски. 

Изучая приемы характеристики персонажей, следует обратить внимание на два основных варианта: характер может быть неизменным и оставаться в повествовании статичным на протяжении всего произведения, а может быть изменяющимся, развивающимся в сюжетной действительности. В то же время не всякий персонаж обладает характером, а если и имеет его, то н может быть невыразительным, проявляющимся лишь в некоторых деталях. Такие действующие лица несут определенную функцию и важны для развития сюжета в целом. 

В учебнике «Теория Литературы» Н.Д. Тамарченко обращает внимание на «характер» в современном литературоведении. Как отмечает автор, характер – уникальная индивидуальность персонажа, его внутренний облик, неповторимость, которая отличает его от других действующих лиц. Ученый выделяет простой и сложный характеры. Для простого характера свойственна «цельность и статичность», из чего ученый выводит тезис о том, что герой является либо положительным, либо отрицательным. Сложным характером обладает ищущий себя герой, развивающийся на протяжении сюжетного действия, герой, переживающий духовную эволюцию. Такой характер мы не можем классифицировать как положительный или отрицательный, ибо в нем главенствует противоречивость. 

Понятие «литературный тип» впервые встречается в труде Гегеля «Эстетика». Зачастую термины «тип» и «характер» соотносят как синонимичные и взаимозаменяемые, однако их следует разграничивать. В характере преобладают индивидуальные черты личности, ее психологические свойства, а тип подчеркивает обобщенность образов человеческой индивидуальности или характер социальных явлений в определённое время. В типе соединяются две стороны – индивидуальное и общее. 

В «Краткой литературной энциклопедии» термин тип определяется как некий определенный стандарт поведения человека в разных ситуациях и обстоятельствах. Социальное положение предопределяет поведение литературного героя или персонажа, которое выстраивается по определенному типу. 

Зачастую типическое значение приобретает и имя героя, иногда становясь нарицательным, например, Обломов, Дон Жуан. Однако не все персонажи художественных произведений подходят под понятие «литературный тип», а лишь обладающие «огромной обобщающей силой, широтой жизненных применений, бесконечной изменчивостью содержания, которое можно под них подвести». 

Автор также вводит важную для нашего исследования мысль, что помимо типических образов, в литературных произведениях встречаются «символические образы и образы-портреты». К ним относятся изображение отдельных определенных лиц, например, исторические лица, т.е. прототипы при создании персонажа. Здесь исследователь оговаривается, что чаще всего такие портретные изображения являются пародийными, обобщающая сила в них или совсем отсутствует, или очень невелика. Автор добавляет, что в действительности, подыскать жизненные соответствия можно почти всем типическим образам.

Д.Д. Благой в своей статье говорит о том, что художественные типы могут быт разделены на три группы: местные, национальные и общечеловеческие. К местным типам относятся образы, тесно связанные с определенными условиями времени, места, положением. К национальным типам можно отнести «лишнего человека» И.С. Тургенева. Некоторые типические литературные образы со временем начинают нести не только национальное, но еще и мировое, общечеловеческое значение: Гамлет, Дон Жуан и другие. Такие типы теряют со временем свою конкретность, но приобретают символическое значение. 

Проведенное исследование терминологического вопроса позволило сделать следующие выводы: термины «литературный герой» и «литературный персонаж» не тождественны. Под литературным героем следует понимать действующее лицо, значимое для развития сюжета и изображенное многогранно и выразительно в художественном произведении. Герой преодолевает различного рода препятствия. Персонаж – любое действующее лицо, находящееся на втором плане повествования по отношению к герою. Также следует различать термины «характер» и «тип». Характер – индивидуальность персонажа, его внутренний облик, неповторимость, то, что отличает его от других действующих лиц. Тип – готовая форма личности, подчеркивающая обобщенность образов человеческой индивидуальности.  















Глава II

2.1. 

Шведский прозаик Карл Юхан Вальгренявляется известной фигурой в литературе. Достаточно долгое время автор путешествовал по всему миру, жил в Германии, Индии, Дании, по этой причине его произведениях можно увидеть влияние других литератур, что повлекло за собой холодное восприятие критиками его работ. Однако автор получил признание после публикации «тератологического» романа Den vidunderliga k?rlekens historia (2002 год), который в русском переводе звучит как «Ясновидец». Он был признан бестселлером, переведен на двадцать пять языков и получил премию имени Августа Стриндберга. 

Переводом романов Карла Юхана Вальгрена на русский язык занимается талантливый человек Сергей Викторович Штерн. Благодаря его работе российские читатели могут познакомиться с творчеством шведского писателя, удивительные сюжеты которого покоряют своими перипетиями и невозможностью предугадать дальнейшие события до самого финала. 

НеВ своем романе автор стремится показать то, что движет человеком: любовь и ненависть в человеке, добро и зло, веру и ее отсутствие, свободу физическую и духовную. Высокое и низкое в романе постоянно переплетаются, образуя единство или, напротив, резко контрастируют друг с другом.

С того момента как главный герой вышел за пределы дома мадам Шалль, он остро ощутил на себе жестокость мира, который совершенно не терпит разного рода отклонения. Над душевнобольными в доме призрения, где Эркюль провел семь мучительных лет, изощренно издевались, отбирали еду, одежду, пытали; к детям, которые по жестокой насмешке судьбы были рождены в этом доме, относились с таким же призрением; женщина, обещавшая помочь нашему герою найти возлюбленную, обманывает его и бросает. В связи с этим он ощущает в себе непреодолимое чувство ненависти, жажда мести заставляла его бороться с трудностями, но в то же время и любовь, чувство столь же сильное. И именно любовь побудит в нем силу остановиться и отказаться от мести, когда, казалось бы, уже поздно. Ненависть отступает перед силой любви, ибо «любовь вмещает в себя все – потому что любовь больше, чем жизнь». К нему приходит понимание того, что ненависть бессмысленна, она ничего не может дать, а, наоборот, лишь только требует. 

Размышления о религии в произведении полны разочарования.  В католических монастырях предпринимаются попытки насильно навязать идею о Боге. Инакомыслящих же преследуют инквизиторы, чья вера больше похожа на фанатизм. Они устраивают показательные казни, пытки, людей, кто хоть чем-то отличается от остальных, признают дьявольским отродьем. Людям очень трудно признавать невидимого Бога, они больше склонны верить и ждать чуда. Однако не только обычные люди сомневаются и становятся инакомыслящими, множество постриженных покидают монастыри.  Наш герой всячески пытается обрести Бога, но все попытки остаются тщетными. Он никогда не дает о себе знать и в те минуты, когда он действительно необходим не показывает своего присутствия в жизни Эркюля «твой Бог ни разу не пришел мне на помощь, хотя я ох как в ней нуждался, и не один раз…».

Идейный центр романа можно сформулировать так: душа героя жаждет свободы, но из-за ненависти к людям, желания отомстить за унижения он никак не может ее ощутить, и только любовь дает возможность освободиться от злобы и ненависти и обрести то долгожданное чувство свободы.



2.2. 

Все действующие лица в романе «Ясновидец» взаимосвязаны и представляют собой четко организованную иерархическую структуру.

Центральное место в повествовании занимает Эркюль Барфусс который является главным и единственным литературным героем произведения, объектом читательского внимания. Вся система персонажей романа выстраивается вокруг него. 

Особое внимание необходимо уделить названию романа, в котором заключена суть произведения. В переводе на русский язык именно необычайный дар главного героя выведен в заглавие романа, из чего читатель сразу может понять, что главный герой явно отличается от окружающих его людей своей способностью читать мысли окружающих и манипулировать ими.

Эркюль Барфусс изображен ярко, выразительно и многогранно. В экспозиции романа мы прослеживаем жизнь героя с момента его рождения. Эркюль предстает перед нами глухонемым уродливым карликом, с огромной головой, «расщепленным черепом, <…>уродливыми отростками вместо рук, <…> спина была покрыта густыми черными волосами, даже шерстью». На том месте, где у людей находится нос, у мальчика «<…> зияло темно-красное углубление в форме чаши» (38), а язык в волчьей пасти был раздвоен и походил на змеиный. Ушных раковин не было вовсе, а слуховые проходы были закрыты складками кожи. Он больше походил на животное, чем на человека.  Все пророчили раннюю смерть герою, ведь из-за неправильно расположенных органов лихорадка, температура под сорок градусов, гнойные нарывы не прекращались с первого его дня. Но его непреодолимая воля к жизни помогла ему справиться, «некоторые люди рождаются с такой могучей волей к жизни, что она может побеждать законы природы» (52). 

Следует обратить внимание на имя героя: так его назвали при крещении, в честь Геркулеса, героя античных мифов, только на французский манер – Эркюль. Фамилию же подобрали в соответствии с тем, что в дальнейшем ему все придется делать ногами – Барфусс, Бэйрфут (Barfub, нем.;Barefoot, англ.) – босоногий (54). 

Главный герой принадлежит к литературному типу «лишнего человека», человека, для которого в окружающем его обществе нет места. В доме терпимости мадам Шалль, где он воспитывался, девушек не пугали уродства мальчика, но когда он впервые вышел за пределы этого заведения, то остро ощутил на себе нетерпимость окружающего мира к отклонениям. Несмотря на это наш герой стремится к духовному росту: читал книги, учился языку жестов, постепенно научился читать и писать на немецком и французском языках,даже играть на органе. Если ему необходимо было сообщить кому-либо что-то, то он писал это на бумаге пальчиками ног. Также Эркюль неравнодушен к окружающим людям, он тонко чувствует боль и всегда стремится помочь, утешить. Это вызывает только положительное отношение у читателя, вместе с чувством сострадания.  

Таким образом, Эркюль Барфусс – носитель прямой характеристики, т.к. характер главного героя создается непосредственно со слов других персонажей, или из рефлексий самого героя. 

У Эркюля есть необычный дар, которым он наделен с рождения, которым научился управлять и, что не мало важно, скрывать от посторонних людей, ведь это могло повлечь за собой опасность. Впервые он заговорил в сознании Магдалены Хольт, женщины, которая ухаживала за ним, пока ему не исполнилось двенадцать. Она услышала очень ясный, загробный голос у себя в голове, после чего также мысленно задала ему вопрос, на который вновь получила ответ в себе. В этот момент она поняла, что ребенок может прочесть все ее мысли, вернуть к самым сокровенным и, казалось бы, давно забытым воспоминаниям. Некоторые жительницы дома тоже ощутили на себе этот дар, но боялись признаться в этом даже самим себе, поэтому интерпретироваликак галлюцинации на почве усталости. Возможно, это связано с тем, что люди боялись подобных явлений, так как неспособны были объяснить их рационально.

Персонажей в романе условно можно разделить на несколько групп: на центральных, основных и второстепенных. 

Центральное место среди персонажей занимает Генриетта Фогель – возлюбленная главного героя, которая появляется на протяжении романа также на первом плане, но второстепенном положении по отношению к Эркюлю Барфуссу. Девушка рождается в соседней комнате, в ту же ночь, что и наш герой. Их встреча является роковой, ведь с этого момента они навсегда были связаны друг с другом. 

Образ красавицы изображен выразительно и детально. Девочка, в отличие от главного героя, была хорошенькая, с большими карими глазами, прекрасно сложенная и достаточно высокая. Дети растут и их непреодолимо влечет друг к другу. Все свободное время они старались проводить вместе: он расчесывал девочке волосы, заплетал ей косы, убаюкивал перед сном, а если она плакала, то обнимал и успокаивал. Генриетте никогда ни о чем не нужно было просить Эркюля, ведь был готов ради нее на все и без слов. Нежная забота о возлюбленной характеризует героя как человека доброго, внимательного, тонко чувствующего человека, способного на любой поступок ради счастья дорогого ему человека. 

Генриетта, в свою очередь, не только не замечала его уродства, а напротив была им очарована. Девочка всегда вставала на его защиту, даже если Эркюль нарушал правила проживания в доме мадам Шалль, а в моменты, когда его запирали в кладовке, чтобы он не пугал своим внешним видом посетителей, она просила, чтобы ее запирали вместе с ним, потому что «никто не в состоянии победить любовь, граничащую с фанатизмом» (73). 

Однако счастье их было недолгим. Профессия в те времена переходила из поколения в поколение, поэтому было решено продать Генриетту на аукционе. Покупателем был человек, который ранее чуть не зарезал одну из девушек дома терпимости. Эркюлю удалось убедить мадам Шалль не продавать возлюбленную этому человеку, но последствия были трагичны, ведь он оказался юридическим советником в суде, что позволило ему принять решение о закрытии борделя. Генриетте с матерью удалось бежать, а Эркюля ждали долгие годы скитаний, но самое главное – страданий и унижений. 

После их расставания центральный персонаж открыто появляется на страницах романа еще один раз. Однакодо этого момента читатель продолжает чувствовать присутствие Генриетты рядом с главным героем, ведь она всегда в его мыслях, он ни на минуту не забывает о ней. Найти возлюбленную становится целью его жизни. В самые трагические ее моменты Эркюль вспоминает девушку, это и помогает ему цепляться за жизнь, бороться и идти вперед, а значит, Генриетта не оставляет нашего героя, незаметно следуя за ним.

Разлука Эркюля Барфусса со своей возлюбленной является отправной точкой для развития романа, так как именно она толкает героя на скитания в поисках Генриетты, впоследствии чего встречает других персонажей и переживает всевозможные события и удары судьбы. 

Карл Юхан Вальгрен, выстраивая систему персонажей, глубже и объемнее раскрывает характер своего главного героя через основных персонажей. Их главное предназначение – не проявление собственных черт характера или чувств, а подчеркивание отдельных качеств Эркюля Барфусса. В системе персо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44