VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Система институтов Европейского Союза

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004576
Тема: Система институтов Европейского Союза
Содержание
Автор научно-исследовательской работы:

Гараева Айкун Мехман кызы



Тема исследования: 

Система институтов Европейского Союза: понятие, структура, компетенция. Европейский парламент. Европейская Комиссия. Суд Европейского Союза. Совет Европейского Союза. Европейский Совет.



Введение

Характерной чертой второй половины двадцатого века является активное развёртывание процессов региональной интеграции государств. В мире появляются оригинальные по своей природе и новые по своим качественным характеристикам образования, формируемые на стыке национального и международного права и способные оказывать всё большее воздействие на ход мировых событий и эволюцию права. К числу таких образований прежде всего относится Европейский Союз. Всё большее число государств под влиянием интеграционных тенденций в добровольном порядке соглашаются на ограничение собственного суверенитета, передачу суверенных прав в компетенцию наднациональных (надгосударственных) образований международного характера. Европейский Союз в настоящее время является одним из наиболее эффективных, авторитетных и динамичных негосударственных образований такого рода. За короткий по историческим меркам срок Союз превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического характера в интеграционную организацию универсальной компетенции, обладающую собственным аппаратом управления. 

Согласно  п.1 ст. 13 Договора о Европейском Союзе (ДЕС): "Союз располагает институциональным механизмом, призванным проводить в жизнь его ценности, осуществлять его цели, служить его интересам, интересам его граждан и государств-членов и обеспечивать последовательность, эффективность и преемственность его политики и его действий".

Институты Европейского Союза – это его руководящие органы, на которые возложена реализация компетенции ЕС, в том числе путем издания от имени Союза законодательных и других правовых актов. Институты ЕС одновременно выступают в качестве институтов каждого из Европейских сообществ. Понятия «институт Европейского Союза» и «институт Европейских сообществ», таким образом, являются синонимами.

Развитие европейской интеграции и расширение компетенции ЕС обусловливает постепенное усложнение институционального механизма ЕС, что проявляется, в частности, в возрастании количества его основных элементов (институтов). На данный момент по всем соглашениям, связывающим все страны-члены на общих основаниях, сформировались семь самых главных и руководящих органов ЕС.

В соответствии со ст. 13 ДЕС, закрепляющей базовые принципы устройства институционального механизма современного ЕС, институты располагаются в следующем официальном порядке, в соответствии с которым они будут рассмотрены далее в моей работе:

– первый институт – Европейский парламент;

– второй институт – Европейский совет;

– третий институт – Совет Европейского Союза (Совет министров);

– четвертый институт – Европейская комиссия (Комиссия);

– пятый институт – Суд Европейского Союза;

– шестой институт – Европейский центральный банк (ЕЦБ);

– наконец, седьмой и последний институт – Счетная палата.

Цель моей работы: охарактеризовать институты ЕС, структуру и основные направления их деятельности, а также организационный механизм их работы.



Основная часть

1.Европейский парламент.

Европейский парламент - представительный институт Союза. Он состоит «из представителей народов государств, объединенных в Сообщество». Все члены (депутаты) Европарламента избираются всеобщими прямыми выборами сроком на пять лет.

Общее число членов (депутатов) Европейского парламента после последних выборов 2009 г. достигло 736. Количество депутатов, избираемых на территории разных стран, определено квотами, которые установлены непосредственно в учредительных договорах: Германия - 99 депутатов, Великобритания, Италия, Франция - по 82 депутата, Мальта - 5 депутатов.

Лиссабонский договор 2007 г. о реформе Европейского Союза предусматривает некоторое увеличение численного состава Европарламента до 751 депутата. Чтобы оперативнее реагировать на изменения в численности населения разных государств-членов Союза, согласно Лиссабонскому договору, квоты разных стран будут фиксироваться не в самих учредительных договорах, а в специальном решении, не требующем последующей ратификации государствами-членами. При этом граждане Союза вправе избирать и быть избранными в Европейский парламент как в своем родном государстве, так и в любом другом государстве-члене, в котором они имеют свое место жительства.

Несмотря на неоднократные инициативы Европарламента, до сих пор не принят единый закон о выборах его депутатов. По этой причине европейские парламентарии в разных государствах-членах избираются согласно правилам, содержащимся в национальном законодательстве: Закон Бельгии «О выборах в Европейский парламент» 1989 г., британский «Акт о выборах в Европейский парламент» 1978 г. и т д.

Эти документы, однако, должны соответствовать общим принципам, которые закреплены в особом источнике первичного права Европейского Союза - Акте об избрании представителей в Европейский парламент 1976 г.(в редакции 2002 г.), согласно которому:

- во всех государствах-членах депутаты должны избираться на основании системы пропорционального представительства (система партийных списков или единого передаваемого голоса);

- выборы должны проводиться на основе всеобщего прямого избирательного права при свободном и тайном голосовании;

- государства-члены могут устанавливать заградительный пункт (т.е. минимальное количество голосов, которое должна получить партия, чтобы участвовать в распределении мандатов), но не свыше 5% поданных голосов;

- членам Европарламента запрещено одновременно являться депутатами национальных парламентов государств-членов. Установлены также другие условия несовместимости мандата европарламентария с членством в правительствах государств-членов или в Комиссии, в судах Союза, с должностью Европейского омбудсмана и т.д.;

- выборы депутатов в Европарламент во всех государствах-членах проводятся в течение одной недели месяца (на практике - июнь), с четверга по воскресенье. Подсчет голосов и оглашение результатов производятся только после завершения процесса голосования во всех странах Союза.

Лица, избранные в состав Европейского парламента, обладают свободным мандатом (т.е. не связаны наказами своих избирателей и не могут быть досрочно отозваны) и наделяются депутатским иммунитетом, который может быть снят самим Парламентом.

Решением Европарламента от 28 ноября 2005 г. принят Статут депутатов Европейского парламента. Документ закрепляет гарантии свободного и независимого осуществления мандата европейского парламентария, а также единые гарантии и компенсации депутатской деятельности, включая денежное вознаграждение (оклад депутатов Европарламента установлен в размере 38,5% жалованья судьи Суда Европейских сообществ).

Европарламент проводит ежегодные сессии, однако он может быть созван на чрезвычайную сессию по требованию большинства своих членов, Совета или Комиссии. Европарламент принимает решения абсолютным большинством поданных голосов.

На основании Ниццкого договора Европарламент приобрел право утверждать состав Еврокомиссии и ее Председателя. Кроме того, Европарламент обсуждает на открытом заседании ежегодный общий доклад, направленный ему Комиссией. Члены Комиссии могут присутствовать па всех заседаниях Европарламента и могут выступать от ее имени.

После каждых выборов Европарламент назначает Омбудсмена. Омбудсмен выполняет свои полномочия до следующих выборов Европарламента и может быть назначен повторно. Он независим при выполнении своих обязанностей и может быть освобожден от должности Судом ЕС по просьбе Европарламента, если он более не соответствует условиям, требуемым для исполнения его обязанностей или виновен в противоправном поведении. Омбудсмен правомочен принимать жалобы от любого гражданина Союза на плохую организацию деятельности институтов и органов ЕС (за исключением Суда ЕС). Если Омбудсмен устанавливает факт плохого управления, он направляет дело в заинтересованное учреждение, которое должно в течение трех месяцев сообщить ему свое мнение. После этого Омбудсмен направляет сообщение в Европейский парламент и заинтересованное учреждение. Лицо, подающее жалобу, информируется о результатах такого расследования.



2.Европейский совет. 

Начиная с 1974 г. главы государств и правительств стран Сообществ начали периодически встречаться для обсуждения важных вопросов. Эти саммиты получили неофициальное наименование — Европейский совет, который Единым европейским актом 1986 г. был признан органом Сообществ.

По Маастрихтскому договору Европейский совет стал и органом ЕС. В состав Европейского совета теперь входит также председатель Еврокомиссии.

Роль Европейского совета состоит в определении стратегических ориентиров ЕС. Европейский совет определяет приоритеты и осуществляет общее политическое руководство ЕС. Он не имеет законодательных функций и не принимает юридически обязательных документов.

Европейский совет собирается четыре раза в год. Решения принимаются методом консенсуса.

По Лиссабонскому договору Европейский совет получил статус одного из главных институтов ЕС. Состав его был оставлен прежним: главы государств или правительств государств-членов Союза и Председатель Еврокомиссии (без права решающего голоса).

Лиссабонским договором введен пост Постоянного председателя Европейского совета. Председатель должен избираться европейскими лидерами квалифицированным большинством голосов в 2/3 числа государств-членов, которые должны представлять не менее 3/5 населения Союза. Срок полномочий — два с половиной года с возможностью переизбрания на второй срок.

Председатель должен выполнять в основном административные функции. Он несет ответственность за координацию работы Европейского совета, организацию проведения его заседаний. Председатель должен отчитываться перед Европарламентом после каждого заседания Европейского совета. Кроме того, Председатель Европейского совета представляет Союз на внешней арене в рамках своих полномочий и по вопросам  Общей внешней политики и политики безопасности (не в ущерб роли Высокого представителя). 



3.Совет Европейского Союза.

Совет Европейского союза (Совет министров) – основной орган принятия решений в структуре ЕС. Он собирается на уровне министров национальных правительств и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов (Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д.).

 «Появление Совета в системе институтов Сообществ было продиктовано необходимостью обеспечить представительство интересов каждого государства-члена».

В системе институтов Европейского Союза Совет – носитель прежде всего законодательной власти, Принимает самостоятельно или совместно с Европейским Парламентом регламенты, директивы и другие правовые акты. Совет также располагает полномочиями в сфере исполнительной власти, в частности может в определённых случаях налагать штрафы на государства-члены.

Совет ЕС состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства). В настоящее время в Совете 28 национальных министров. Кроме них в заседании Совета традиционно участвуют представители Комиссий с правом совещательного голоса. 

С начала 1960-го гг. наряду с заседаниями «общего» Совета в составе министров иностранных дел всё чаще стали созываться «специальные» Советы, состоящие из министров экономики, финансов, сельского хозяйства и т.д. В настоящее время есть 9 различных составов Советов Министров:

По общим вопросам и международным отношениям.

По экономическим и финансовым отношениям.

По правосудию и внутренним делам.

По вопросам занятости, социальной политики, здравоохранению.

По вопросам конкуренции.

По транспорту, телекоммуникации и энергетике.

По вопросам сельского хозяйства и рыболовства.

По вопросам окружающей среды.

По вопросам образования, молодёжи и культуры.

Из всех институтов Сообществ и Союза в целом именно Совет обладает наиболее сложным устройством. В структуре Совета функционирует множество различных комитетов состоящих из должностных лиц государств-членов ЕС. Совет созывается на заседания его Председателем и работает на непостоянной основе.

Совет ЕС принимает решения по принципу квалифицированного большинства голосов его членов. Чем больше численность населения в государстве-члене, тем большее число голосов в Совете имеет его министр. Четыре крупнейших государства-члена (Великобритания, Германия, Италия, Франция) имеют в настоящее время по 10 голосов каждая. Наименьшее число голосов у представителя Люксембурга.

«Совет должен собираться в различном составе». Количество проводимых Советом заседаний в законе не фиксируется и не регламентируется, но их число весьма велико. В течении года в среднем проходит 100 сессий.

 Заседания Совета созываются Председателем по мере необходимости поступления нового законопроекта, возникновения кризиса или других проблем, требующих срочных внешнеполитических мер со стороны Союза, и т.д.

Работа Совета носит закрытый для общественности характер. Полномочиями представлять государство-член в целом была наделена исполнительная ветвь власти. Наиболее часто Совет собирается в составе министров иностранных дел, экономики, финансов. На эти три направления фактически приходится две трети всех Заседаний Совета ЕС.

Повестка дня (службы) заседаний определяется председательствующим в Совете. Надо отметить, что порядок председательствующих определяется по алфавиту и на основе названий государств-членов. Вопросы рассматриваемые на его заседании классифицируются на группы «А» и «Б». К первой группе «А» относятся вопросы согласованные и не требующие дискуссий, а к группе «Б»- те, по которым не было достаточного согласия, они в повестку дня не включаются. Достижение компромисса по несогласованным вопросам является обязанностью председательствующего Совета.



4.Комиссия Евросоюза.

Комиссия занимает особое место в системе управления делами Европейского Союза. Она является постоянно функционирующим институтом, сравнимым со структурами исполнительной власти в традиционной модели государства. 

Комиссия призвана решать задачи, связанные с функционированием сообществ, создавать предпосылки для их реализации, также добивается реализации права сообществ. Она распоряжается финансами сообществ, занимается проблемами реализации принятой политики, ведёт переговоры, готовит договора и соглашения в сфере внешней политики, наделена «правом распорядительства, принятия решений в установленных случаях». Её деятельность можно свести к трём главным направления - инициатива, контроль и претворение в жизнь принятых решений.

Когда создавалась единая Комиссия, в её составе было 13 членов. Это число возрастало по мере увеличения числа государств-членов сообществ. Как установлено в учредительных договорах, в Комиссии должен был присутствовать минимум один гражданин каждого государства-члена. Члены Комиссии, в том числе и её председатель, назначаются правительствами государств-членов на основе консенсуса на срок 5 лет с правом нового назначения на тот же срок. Члены Комиссии в полном составе должны уйти в отставку в том случае, если Европарламент в установленном порядке примет решение о вынесении вотума недоверия Комиссии. Член комиссии защищён во время исполнения своих обязанностей от возможности смещения выдвинувшим его правительством. 

С 1985 г. функции и полномочия Комиссии сформулированы в самых общих чертах. В центре её внимания были и остаются проблемы становления общего рынка. Комиссия формулирует рекомендации и высказывает мнение по проблемам, затрагиваемым учредительными договорами. Комиссия наделена правом принимать собственные решения и участвовать в принятии решения другими институтами. 

Первостепенную роль в деятельности Комиссии играет право законодательной инициативы. Как правило, Совет Европейского Союза, без предложений Комиссии не может принимать акты законодательного характера и не выступать с такой инициативой. Что касается Европарламента, то он ещё больше ограничен в принятии таких решений.

Правовые акты Комиссии носят подзаконный характер. Они должны соответствовать как учредительным договорам, так и решениям Совета. Правотворческая деятельность Комиссии основывается во многих случаях на полномочиях, переданных ей Советом. 

Свои решения Комиссия принимает большинством голосов при условии, что в рассмотрении вопроса участвовало не менее девяти членов. Члены Комиссии голосуют персонально, в том числе по два члена от каждой крупной страны. Коллегиальность подчёркивается и тем обстоятельством, что члены Комиссии несут коллективную ответственность за её решения.



5.Суд ЕС.

Суд Европейских сообществ (Суд) - институт судебной власти Европейского Союза.

Суд включает 15 судей, назначаемых правительствами государств-членов по общему согласию сроком на 6 лет (по одному судье от каждого государства). Членами Суда являются также генеральные адвокаты (всего их 8), которые проводят независимое расследование поступающих в Суд дел и представляют Суду по ним свое заключение.

Суд работает на постоянной основе. В целях более скорого разрешения дел в структуре Суда образуются палаты; наиболее сложные дела рассматривает пленум (собрание всех судей).

Юрисдикция Суда складывается из нескольких самостоятельных категорий дел. Главные среди них:

дела искового производства - иски к государствам-членам, институтам Союза и, реже, к юридическим и физическим лицам;

преюдициальные запросы, которые подаются национальными судами на предмет толкования учредительных договоров и нормативных актов ЕС или с целью проверки соответствия актов институтов учредительному договору Европейского сообщества.

Подавляющее большинство дел Суд рассматривает на основании Договора об учреждении Европейского сообщества (ЕС). В рамках второй “опоры” Европейского Союза (общая внешняя политика и политика безопасности) юрисдикция у Суда отсутствует, а в рамках третьей “опоры” (сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере) весьма ограничена.

В 1989 г. с целью сократить нагрузку на Суд Европейских сообществ  при нем был создан второй судебный орган - Суд (или Трибунал) первой инстанции, который формально не считается самостоятельным институтом.

Трибунал включает 15 судей (генеральных адвокатов здесь нет) и рассматривает по первой инстанции иски, подаваемые к институтам Союза физическими и юридическими лицами, а также служебные споры (споры с участием лиц, состоящих на гражданской службе у Европейских сообществ).

Решения Трибунала в кассационном порядке могут быть обжалованы в Суде.

Ниццкий договор 2001 г. в дополнение к двум существующим судам разрешил создавать судебные органы Европейского Союза специальной юрисдикции – «судебные палаты». Судебные палаты будут учреждаться Советом Европейского Союза. Количество судебных палат не ограничивается.

На решения судебных палат можно будет подавать кассационные жалобы в Трибунал.

Местонахождение всех судебных органов Европейского Союза - г.Люксембург. 

6. Европейский центральный банк .

ЕЦБ совместно с национальными центральными банками составляют Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ). ЕЦБ вместе с национальными центральными банками государств-членов, валютой которых является евро, проводят денежно-кредитную политику Союза.

Основная задача ЕСЦБ состоит в поддержании ценовой стабильности. Без ущерба для этой цели, ЕСЦБ оказывает поддержку общей экономической политике в рамках Союза для достижения 

поставленных целей. ЕСЦБ должна регулироваться решениями органов ЕЦБ.

Только ЕЦБ может разрешать вопросы в отношении евро. Он должен быть независимым в осуществлении своих полномочий и в области управления финансами. ЕЦБ самостоятельно принимает такие меры, которые необходимы для выполнения своих задач.

Согласно Лиссабонскому договору положения, касающиеся Европейского центрального банка (ЕЦБ), должны содержаться в Договоре о функционировании Европейского Союза.

Совет управляющих ЕЦБ состоит из членов Исполнительного совета ЕЦБ и управляющих национальных центральных банков государств-членов, валютой которых является евро.

Исполнительный совет состоит из президента, вице-президента и четырех других членов. Президент, вице-президент и другие члены Исполнительного совета назначаются Европейским советом, при голосовании квалифицированным большинством, из числа лиц, обладающих признанным авторитетом и профессиональным опытом в денежной или банковской сферах по рекомендации Совета после проведения консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих ЕЦБ. Срок их полномочий составляет восемь лет, и они не могут быть переизбраны. Только граждане государств — членов ЕС могут быть членами Исполнительного совета.

7. Счетная палата

Европейская счетная палата - самый «молодой» институт Европейских сообществ и Союза. Счетная палата (Палата аудиторов) была образована лишь на основании Договора о пересмотре бюджетных постановлений (1975 г.).

В настоящее время Счетная палата состоит из 28 членов (по одному от каждого государства-участника), назначаемых Советом на шесть лет на основе принципа единогласия. 

Основная функция Счетной палаты - контроль за исполнением “общего бюджета Европейского Союза” посредством аудиторских проверок, заключений и инспекций. Счетная палата осуществляет проверки  как по собственной инициативе, так и по запросам от других институтов Союза.

Счетная палата представляет Европейскому парламенту и Совету документ, подтверждающий правильное ведение счетов прибылей и убытков, а также законность и правильность проверяемых финансовых операций.

По Лиссабонскому договору полномочия и состав Палаты оставлены практически без изменений.

Местонахождение Счетной палаты - г. Люксембург.



Библиографический список

1 Договор о ЕС от 07.02.1992г. 

2. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник / Под ред. Л.М. Энтина. - 2-е изд., доп. - М.: Норма, 2008. С. 127-276. 

3.Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Право Европейского Союза. Вопросы истории и теории: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2010.; Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. - М.: Инфра-М, 2008. - 704 с. 

4.. Право Европейского Союза: учебник для вузов / Под ред. С.Ю. Кашки-на. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010.

5.Кашкин.С.Ю. Право Европейского Союза. – М.,2002г. С.56 

6.Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии. С.Ю.Ткашкин – М.: Инфра-М, 2002г. С – 125.

7.Крылова И.С. Европейский Парламент. – М., 1987. С. – 89........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%