- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности эмпатийных тенденций и синдром эмоционального выгорания у педагогов – трудоголиков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W010778 |
Тема: | Особенности эмпатийных тенденций и синдром эмоционального выгорания у педагогов – трудоголиков |
Содержание
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ Направление подготовки: 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование (профиль подготовки «Психология образования») ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Особенности эмпатийных тенденций и синдром эмоционального выгорания у педагогов – трудоголиков Работа завершена: "___"_________ 2018 г. З.М. Гимадиева ____________ (И.О. Фамилия) подпись Работа допущена к защите: Научный руководитель кандидат психологических наук "___"_________ 2018 г. Н.И. Исмаилова __________ (И.О. Фамилия) подпись Заведующий кафедрой кандидат психологических наук, доцент "___"________ 2018 г. Г.М. Льдокова __________ (И.О. Фамилия) подпись Елабуга – 2018 год СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1.1. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии 8 1.2. Значение эмпатийных тенденций в работе педагога 14 1.3. Теоретические представления и факторы развития эмоционального выгорания 18 1.4. Понятие, причины и признаки трудоголизма 26 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31 Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ – ТРУДОГОЛИКОВ 34 2.1. Организация выйти и методы исследования 34 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 37 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55 ПРИЛОЖЕНИЕ 62 ВВЕДЕНИЕ Профессиональная деятельность всегда являлась одной их самых значимых сфер жизни человека, позволяя не только обеспечить собственное существование, но и раскрыть свой потенциал и большинство своих способностей. Развитие личности в профессиональном плане зачастую подразумевает под собой уже некую накопленную ранее базу из опыта, знаний, умений и навыков. Именно социальная деятельность человека есть стержневая характеристика личности. Трудовая деятельность, формирует личность и накладывает свой отпечаток на многие ее особенности. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера – это достаточно актуальная проблема для современной психологии и практики работы с людьми. Одна из важнейших задач общества – это формирование гармонично развитой личности, не однобокого профессионала. Профессия педагога не является исключением в этом плане. Однако она имеет ряд специфичных свойств и характеристик личности, необходимых для успешной и продуктивной реализации деятельности. Последнее десятилетие демонстрирует ориентацию педагогов на результат, которая вступает в резонанс с ориентацией на развитие личности учащегося. Такие изменения отмечают в своих работах такие авторы, как А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский, Т.И. Шульга и другие. Наиболее серьезные затруднения отмечаются на уровне изменения профессионального отношения педагогов к учащимся, которое не всегда соотносится с гуманистическими установками, и достаточно сложно поддается изменению (И.А. Бучилова, Е.И. Медведская и др.). Отношение педагогов к учащимся выявляется лишь на стадии послевузовского развития, когда смысловые установки, лежащие в его основе, приобретают устойчивый характер и сложно поддаются изменению, в то время как начальный тип отношения к личности ученика закладывается на вузовской стадии профессионализации, наиболее благоприятной для формирования системы отношений студентов. Одним из личностно-профессиональных значимых свойств педагога, необходимого для успешного осуществления педагогического взаимодействия, является эмпатия. Выявление наличия и закономерностей развития эмпатийных свойств у студентов выступает как условие формирования профессиональной пригодности. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, С.Г. Шевченко, Л.Н. Блинова, И.И Мамайчук в своих исследованиях отмечают профессионально важные личностные особенности будущего педагога, такие как эмпатия, модель общения, индивидуальный стиль педагогической деятельности, индивидуальные свойства личности и их влияние на результативность учебно-воспитательного процесса. Тем не менее, необходимо отметить недостаток эмпирических исследований, посвященных влиянию индивидуально-психологических особенностей на эмпатийные тенденции будущих педагогов [22, c. 57 – 59]. Одной из таких особенностей является отношение к своей деятельности, в частности полное поглощение ею – трудоголизм. В настоящее время требования к преподавательскому составу общеобразовательных школ все больше возрастают. Зачастую эти требования накладывают значимый отпечаток на психологическом и физическом состоянии педагогов. Зачастую неоплачиваемое увеличение рабочего дня, частые переработки, как следствие увеличения объема работы, необходимость регулярно повышать и совершенствовать собственные знания в связи с новой организацией образовательной системы и появлением все новых технологий, изменение менталитета и отношения у учащихся – все это откладывает свой след на преподавателях. Однако, даже в этих условиях, зачастую можно встретить преподавателей, которые отдают себя работе без остатка, как в прямом, так и в переносном смысле этого выражения. Для многих учителей работа становится единственным смыслом жизни, перекрывая все остальные стороны, представляя из себя единственную ценность. Актуальность проблемы обусловила определение темы нашей работы: «Особенности эмпатийных тенденций и синдром эмоционального выгорания педагогов – трудоголиков». Цель исследования: выявить особенности эмпатийных тенденций и проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов – трудоголиков. Объект исследования: педагоги общеобразовательных школ с признаками трудоголизма. Предмет исследования: эмпатийные тенденции и синдром эмоционального выгорания. Гипотеза исследования выражается в следующих предположениях: * у педагогов – трудоголиков синдром эмоционального выгорания встречается чаще, чем у преподавателей без тенденции к трудоголизму; * на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества педагогов. Для достижения поставленной нами цели были поставлены и реализованы следующие задачи исследования: * Изучить литературу для анализа понятий «эмпатийные тенденции», «синдром эмоционального выгорания» и «трудоголизм»; * Рассмотреть значение эмпатийных тенденций для работы педагога; * Рассмотреть причины и признаки развития трудоголизма; * Сформировать репрезентативную выборку; * Подобрать комплекс методик для диагностики трудоголизма у педагогов, выявления сформированности синдрома эмоционального выгорания и исследования личностных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов; * Обработать и произвести анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования; * Подвести итоги проведенного эмпирического исследования. Подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. Методы и методики исследования: 1. Теоретические: анализ научной литературы. 2. Эмпирические: тестовые опросники (методика содержится В.В. Бойко “Исследованиетьей эмоционального выгорания”, многофакторный высшем личностный опросник феномену FPI – авторы эмоциональном И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная поначалу форма “B”), опросник Б. Киллинджера на выявление трудоголизма). 3. Методы обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования. Исследование проводилось на базе учебных заведений города Елабуга и города Набережные Челны, в нем приняли участие 65 педагогов различного возраста, различной квалификационной категории и с разным стажем работы. Этапы исследования: 1 этап: Подготовительный (анализ литературных источников по проблеме, формулировка основной идеи исследования, определение гипотезы, задач, методов, подбор диагностических методик) – сентябрь – октябрь 2017г. 2 этап: Основной (теоретическое и эмпирическое исследование, математическая и статистическая обработка полученных результатов) – ноябрь 2017г. – март 2018г. 3 этап: Заключительный (анализ результатов исследования и формулирование выводов по итогам проведенного исследования). 4 этап: Апробация результатов исследования. Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в том, чтобы исследовать факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов с выраженной тенденции к трудоголизму, что позволит более детально изучить данный вопрос и в дальнейшем использовать полученные данные для привлечения внимания к проблеме эмоционального выгорания и трудоголизма педагогов. Эти данные также могут быть использованы в целях прогнозирования, профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания преподавательского состава. Апробация результатов исследования: … . Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ ТРУДОГОЛИЗМА ПЕДАГОГА 1.1. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии Эмпатия говорят обозначает духовное группе единение личности, недостаток когда один считается человек настолько невротичность проникается переживаниями другой второго, что высокие временно отождествляется рвение с ним, как формирование бы растворяясь в нем. Такая представляется эмоциональная особенность причины индивида играет комплектом огромную роль чувства в общении людей, оказался в восприятии ими выделено друг друга, второй установлении взаимопонимания высокими между ними. Стоит работы отметить, что состояние выделение эмпатии причины в качестве специализированного тесном психологического феномена намного было долгим, представленные трудным и до настоящих страдания дней его оказанию понимание никак высокие не совпадает у всевозможных реактивная ученых и в разнообразных обучающемуся психологических школах. Предварительно специфики данный феномен резистенция обсуждался в рамках особенностей философии, в частности – этики сокращенные и эстетики [19, c. 258 – 259]. Поэтому показатели и обозначался он или большими этическим понятием «симпатия», него или эстетическим развитие понятием «вчувствование». А. Смит понижением понимал симпатию дает как способность высокие сочувствовать другому. Г. Спенсер этом характеризовал симпатию переживание как умение разным сочувствовать людям, выражать следующей интерес в их судьбе. Он защиты выделял два педагога вида эмпатии: инстинктивную (эмоциональное повышенная заражение) и интеллектуальную (сострадательную). Для энергетические А. Шопенгауэра симпатия – это составляет сострадание ко всем изменения созданиям, порождаемое эталон понимание общности групп их естества и генезиса. Для партнерами него сострадание третью представляется свойством форма самой жизни. В знанием процессе сострадания потери индивид забывает сообразно о различиях между представленные собой и прочими партнерами [11, c. 154 – 156]. Другое педагогическая направление в исследовании невротичностью эмпатии разрабатывал педагогов Т. Липпс. Для произвольный него вчувствование – это многофакторный специфичный разряд группа познания сущности двух объекта или факторы же предмета. Личность складывающийся познает себя данный и собственные переживания люди сквозь содержание истощение объекта или работы же предмета, проецируя дугалла в него собственное «Я». Вчувствование можем в другого человека фазе базируется на жажде требуют обнаружить в нем средние подобные переживания, подавляющее какие имеются устремляется у самого субъекта. Замечая этом мимику чужого целях лица, человек низкие интуитивно копирует третью ее, что выделялись инициирует соответствующую другом этой мимике фиктическое эмоцию. Таким реактивная образом, вчувствование механизм происходит путем стрессовых воспроизведения (имитация имеют экспрессии другого есть индивида) [43, c. 314 – 320]. З. Фрейд когнитивный считал, что среднего соучастие в эмоциональном количество состоянии другого синдрома осуществляется с поддержкой 2-ух системы механизмов - заражения преподавателя и подражания. Как механизм потеряв познания рассматривал развития симпатию (эмпатию) М. Шелер. Для показатели него симпатия – отнюдь преподавателей не элементарное разделение (соучастие) эмоций этим другого, а акт, аффективная направленный на постижение владеть личности другого когнитивный как верховного состоянии сокровища. Он акцентировал анализа внимание на том, учителей что уровни существенного симпатии – от низших условия к высшим, среди обоснованно которых понятие стрессовым означало состояние первой слияния с объектом эмоциональный симпатии, идентификация депрессивным с его переживанием, высшем в другом случае – участие преподаватели в переживании другого эмпатия человека при развивается сохранении автономии целью собственных переживаний [4, c. 6 – 10]. В более трудах специалистов принципу по психологии 19 века педагогическая симпатия рассматривается группа как свойство учителей животных и человека отношение и как первичная появляются эмоция. В соответствии важно с Т. Рибо, на низшем своем психофизиологическом уровне своеобразие становления Эмпатия оказанию выступает как исполнение синергия (подражание стажа двигательным стремлениям), сравнению а на более высоком - как начинает синестезия, то есть третью согласованность чувствований, третьей переживаний, вызывающих синдромом схожее поведение. Правда, исследования он обозначает, что китаев в ряде ситуаций затем люди устремляются респондентов освободить себя выработался от сопереживания страданиями высокий другого индивида. На разным высшем интеллектуальном педагога уровне симпатии фазы возникает согласованность оказывать чувств и действий, эмоциональную основанных на единстве многочисленные суждений и темперамента баллов с объектом симпатии [2, c. 24 – 25]. В. Штерн понижением также считал баллов симпатию первичной наиболее эмоцией, на базе поддержкой которой формируются синдромом социальные чувства. Он реактивная разграничивает чувства этом к другим (нежность, которое влюбленность) и чувства составляет с другими (сочувствие, сорадость). Первые невысокая являются предпосылкой данные зарождения вторых. Любовь нами к близким ведет наилучшие через подражание очередь и обучение к развитию профессионал способности реагировать симптом на страдания остальных синдромом людей, к формированию реактивная альтруистического поведения [19, c. 42 – 58]. Американский переживании психолог У. Мак-Дугалл выдвинул условия концепцию генезиса можно симпатии как невозможность стадного инстинкта педагогическая эмоционального реагирования уровню на эмоции других нашей животных, принципиального возможность для выживания эмоциональном стада. В тот отнюдь же момент, он акцентирует особенности внимание на том, составляет что эта себя демонстрация симпатии основном не идентична формам этой человеческой симпатии - сопереживанию ожиданий и состраданию. Для респонденты Мак - Дугалла симпатия - совершенно феномену аффективный процесс, этот воплощаемый по принципу средние заражения и индукции. С. Аш выделял связано два вида идентификации симпатии - сопереживание постоянное и сочувствие. Сопереживание - это диагностики переживание сходной большей эмоции с объектом. Оно таким ориентировано на себя есть и эгоистично по своей эвстресса натуре. За ним веру следует реакция реакции избегания, так большая как переживание эмоциональная негативных эмоций данный трудно для выборку индивида. При оказывающих сочувствии переживания обучающемуся субъекта и объекта полностью никак не идентичны [15, c. 29 – 31]. Понятие «эмпатия» в понимания первый раз наиболее использовал в психологии этот Э. Титченер, делая демонстрация упор на представление Липпса о определяется вчувствовании как почти перцептивном акте. В которое последующие годы, титченер войдя в европейские данного языки, это отнюдь слово заполучило трудных очень много эмоциональную лексических и психологических тесном значений, во многом бойко потеряв свою синдрома специфику. Таким синергия образом, внушительная генезиса часть американских групп работ по эмпатии симпатия отображает ее представление выживания как когнитивного исходя процесса, как эмпатии восприятия и понимания уточняет внутреннего мира группа другого индивида, отчаяние эмоционального содержания вероятным творения искусства, разница природы. Менее распространено работники представление эмпатии поддерживаются как вчувствования, правильного к тому же и тут выгорания есть немало этом интересных моментов. Сравнительно представлены не так давно наиболее и в большей степени низкие в постсоветской психологии низкие возникла тенденция данного исследовать эмпатию как относится целое образование, рассмотрим содержащее в себе проведено аффективный, когнитивный существовать и конативный (действенный) компонент. К проявлением примеру, Л. П. Стрелкова большей считает, что высокими полный эмпатийный процесс работы представляет из себя трехзвеньевую цепочку: педагога сопереживание, сочувствие педагогическая и внутреннее содействие, демонстрация которое имеет между возможность привести состоянии к реальной помощи. Сопереживание, дике основанием которого взаимосвязь выдвигается идентификация, третью считается эмоциональным всем ответом на переживания себе другого [47, c. 108 – 110]. Демонстрация исследования сочувствия подразумевает когнитивный когнитивный уклон дугалла в ситуации, которые, полном в свою очередь, группа актуализирует всевозможные который формы содействия, можно прежде всего приходится внутреннего, а впоследствии, более при определенных содержит условиях, и внешнего. Л.П. Выговская затяжного призывает исследовать эмпатию как педагогическая целостное явление, может в котором впору основном выделить 3 взаимодействующих первую компонента: когнитивный (мыслительные есть операции, фиктическое знание условия об объекте или анализа другом лице); автономии аффективный (эмоциональные можно реакции на некий согасен объект или коими фигуру, эмоции, эмпатию чувства, переживания); второй конативный (моторные трудных реакции, поведенческое относится желание человека преподаватели по отношению к фигуре если или же объекту относится отношения, действия, дике поведение). Она формирования обозначает, что когнитивный эмпатия может произвольного формироваться как причины в сторону асоциального кризисом поведения, так оказывающих и в сторону просоциального поведения. К. Роджерс застенчивость считает, что могут существовать в состоянии малой эмпатии - значит сравнению воспринимать внутренний эмпатия мир довольно человека ясно, но без году потери чувства «как могли будто». Это симптом значит, что оказании остается способность китаев в произвольный момент ассоциируют возвращаться в свой формирования мир переживаний. В этом случае если включенность данный оттенок «как данные будто» пропадает, складывается то речь идет эмпатия уже об идентификации высокой с эмоциональным состоянием составляет индивида, о заражении первую его эмоцией между и переживании ее в такой очередь же степени по – настоящему [6, c. 235 – 237]. При выгорания всем обилии дает нюансов, в определениях есть данного понятия влияющие сочетаются, как анализа правило, три осуществляется аспекта эмпатии: слово четкое представление критерия чувств, мыслей, эмоциональная потребностей партнеров относится в соответствии с общением, которые нравственно-эстетическое (или определенных же шире - ценностное) «вчувствование» в время происходящие вокруг полном действия и крепкая включенность аффективная сопереживающая составляет связь с другими более людьми. В отечественной собственные науке на наличие анализа эволюционных предпосылок эмоциональное этически окрашенного осуществляется поведения людей, использующие в том числе эмпатию сочувственную помощь, педагогическая еще сто фрейд лет назад условия сосредоточил внимание нашей большой социальный педагога мыслитель П.А. Кропоткин: «Естественно, человек что... среди значение очень многих такому человекоподобных видов, абсолютно с коими личность мбоу находилась в борьбе ожиданий за жизнь, выжил случае тот вид, может в котором было есть сильнее выработано страдания чувство взаимной проецируя поддержки, тот, наиболее где чувство выраженность общественного самосохранения разработки принимало верх зачастую над чувством состоянии самосохранения личного, резистенция которое могло количество время от времени сочувственную влиять в ущерб ценестезия роду или последствием же племени» [5, c. появляются 27]. Из отношение российских экспертов работе нынешнего поколения намного вопрос о наличии использующие у высших животных «протоэтических» эмоций, данным включая сожаление, достижение определил В.П. Эфроимсон высокой в знаменитом труде «Родословная графике альтруизма», а также таким в последующей монографии «Генетика влияют этики и эстетики». По причины его теории, бойко в абсолютно разных личностные ветвях эволюционного разница дерева независимо содержит друг от друга имеет формировались почти синдрома все будущие "человеческие" характеристики, пониманием включая эмоции, выборку которыми сопровождается оказывающих общение [16, личности c. 167]. В структуре большими понятия «эмпатия» можно этой заметить несколько этом элементов: сопереживание, между сочувствие, симпатия, зависимость проницательность, эмоциональная познания отзывчивость, эстетическое этой наслаждение, отзывчивость разным на переживания другого, труде эмоциональный отклик, сорадование, сильный идентичность чувств, формируется помощь ближнему, имеются альтруистические мотивы - все близкие эти части семейное наполняются собственным поначалу содержанием, дополняя этой при этом эмпатию с разнообразных затруднение сторон. Так, условия можно предположить, истощение что эмпатия, лишь как образование педагогическая индивида, может сторону быть качественно абсолютно разной у людей частоту и этим оказывать животных специфичное влияние включая на профессиональную активность, города мотивировать ее выбор. Таким организации образом, анализ только психологической литературы когнитивный выявляет значимый работы интерес ученых второй к феномену эмпатии общительность и дает возможность группа сформулировать определение составляет эмпатии как чувства качества личности, фазы выражающегося в сочувствии, личность сопереживании, соучастии, животных основывающихся на генном особенности уровне обусловленных демонстрация способностях вчувствования, упадническое эмоциональном отклике синдрома другим [12, последний c. 54]. Эмпатия как механизм важная составная среднего часть личности выделяет имеет гендерные выгорания характерные черты, стресса обладает как сочувственную биологической, так есть и социокультурной детерминацией симптом и перспективой формирования. Эмпатия введен способствует формированию единстве межличностных отношений инициируется и 1стабилизирует их, поддерживаются дает возможность различиях оказывать поддержку себя партнеру не исключительно обоснованно в обыденных, но и в трудных уточняет экстремальных условиях, защиты когда он еще составляет больше в ней средние нуждается. В особенности факторы эти качества исследователи соотносятся с требованиями данного профессиональной и личностной чувство компетенции профессий другой сферы «человек-человек», котором к которым относится формирования профессия педагога [49, c. 22 – 25]. 1.2. Значение эмпатийных тенденций в работе педагога Педагогическая эмпатия приводит рассматривается нами зависимость в качестве вида люди эмоциональных взаимоотношений выделялись преподавателя к обучающемуся. Сфера школа преподавательского труда, собой безусловно, относится когнитивный к такому виду преподавателя профессиональной деятельности, третью в котором ключевое приходится место занимает частично процесс общения. Собственно преподавателей через общение эмоциональная реализуются задачи анализа обучения и воспитания, решения и также в нем этот содержится сильный переживании резерв повышения данные профессионального мастерства очередь преподавателя и улучшения организации кризисом педагогической деятельности. Впрочем, третью в случае если данные содержание и методические переживание аспекты педагогического целях процесса на сегодняшний отрицательном день в значительной распознавании степени исследованы, наиболее то социально-психологический срез бобровой обучения и воспитания стабилизируя в деятельности преподавателя, человека по мнению В.А.Кан-Калика и Г.А.Ковалева, высокие отнюдь не приобрели сочувствие в соответствующей мере составляет ни теоретического, ни практического собственно осмысления. «Изучение эмоциональной социально-психологических феноменов данным педагогического процесса выделяет в системе «учитель - ученик», - сообщают зарг авторы, - представляется показана в настоящее время тесном особенно актуальным» [34, c. 30 – 33]. Первые фазы работы, приуроченные разница к данной теме, себе вышли из печати средние в середине 70-х. Изыскателями реактивная было выделено 8 типов время общения, среди первую которых высшим демонстрация был признан разным диалогический тип города как располагающий таким наибольшим развивающим этой и воспитывающим творческим большая потенциалом. А.А.Леонтьев акцентирует двух внимание на том, синдрома что собственно относятся такой тип средние общения «создает пониманием наилучшие условия веру для развития преподавателю мотивации учащихся феноменов и творческого характера только учебной деятельности, обучающемуся для правильного третьей формирования личности этом и позволяет максимально только использовать в учебном можно процессе личностные дике особенности учителя» [24, c. 157 – 158]. В ведет соответствии с теорией фрейд Д.В. Белых, постоянное эмпатия как согасен отношение содержит развитие в себе три объекта элемента. 1. Когнитивный диструкции элемент, который составляет выражается в восприятии могут эмоций и эмоциональных химическими состояний учащихся, группе их распознавании и оценке данные их педагогического смысла. 2. Эмоциональный испытуемые элемент, который могут состоит в сопереживании анализу преподавателем учащемуся личностный на основании эмоциональной оказывающих идентификации с ним. 3. Поведенческий социальные элемент, отражающийся правильного в оказании действенной изменения помощи ученику, преподавателей попавшему в затруднение отрицательное путем оказания начинает психологической помощи, формирование воздействия напрямую есть на его эмоциональное состояние выводы или же путем актуализирует оказания помощи оказался в преодолении трудной общительность ситуации [7, средние с. 110 - 114]. Степень ожиданий формирования этих частей определяет работники уровень развития педагогической эмпатии поддержкой в целом. При штерн этом формирование личностных каждого элемента самовосприятие характеризуется специфичным свойственные комплектом критериев. Формирование изучение когнитивного элемента уппе определяется следующими регресс аспектами: * знанием показатели основных эмоций педагога и эмоциональных состояний инициируется индивида и способность пониманию идентифицировать по их внешним мыслитель проявлениям; * знанием можем механизмов эмоциональной связано регуляции поведения объекта и деятельности; * пониманием труде педагогического значения разница эмоций и эмоциональных синдромом состояний. Формирование эмоционального можем элемента определяется эмоциональном следующими аспектами: * общей застенчивость эмоциональной возбудимостью (чувствительностью данный и эмоциональной отзывчивостью); * эмоциональной особенностей аутентичностью, то есть переживании способностью чувствовать собой и проявлять подлинные когнитивный переживания; * способностью проведено к эмоциональной идентификации, высокими то есть способностью автономии поставить себя эталон на место учащегося, истощение прежде всего, низкие про себя настоящему прочувствовать физическую (мышечную) картину открытость эмоций, для эмоциональной того чтобы представляется прочувствовать, понять последствием их содержание и силу данного [3, с.57]. Формирование можем поведенческого элемента мере определяется следующими индивидуальные аспектами: * психологической быть готовностью к оказанию симпатия эффективной помощи; * владением эмоциональная приемами воздействия целом на эмоциональное состояние выделялись учащихся, к примеру, симптом эмпатическим слушанием; * умение такому показывать принятие первой обучающихся и их чувств, направленность пользоваться "Я – высказываниями". Исходя эмоциональную из вышесказанного, можно идентификации сформулировать следующее обоснованно определение педагогической эмпатии. Педагогическая эмпатия - это более эмоциональное отношение менее преподавателя к ученику, рвение которое складывается личностные из восприятия, распознавания аспекты и оценке эмоциональных работников переживаний и состояний эмпатия ученика, сопереживания вполне и оказании эффективной сорадование помощи ему третью в преодолении появившихся понятие проблем и негативных срез переживаний [28, c. 32 – 34]. При этом группа различные уровни человека формирования педагогической эмпатии истощения характеризуются следующим различиях образом. Низкий преподаватели уровень развития - преподаватель заключение не концентрирует свое разница внимание на эмоциональное вчувствование состояние и переживания последствия ученика, работает работы с эгоцентрических позиций, переживание принимая во внимание маскулинизм только собственные истощения мотивы, цели другой и переживания. Средний развитие уровень - преподаватель системы воспринимает и старается свою учитывать эмоциональные выделено состояния и переживания ощущении ученика, однако выборку не понимает их смысла сильный для педагогического происхождение процесса, старается самосохраняясь осознать их, личности исходя из своего анализу здравого смысла. Высокий представляется уровень - преподаватель постоянное выражает высокую выйти чувствительность к эмоциональному приходится состоянию обучающегося, полном понимает законы зависимость эмоциональной регуляции срез поведения и деятельности. Он анализируя разбирается в смысле причины переживаемых учениками азывают эмоций для застенчивость осуществляемого педагогического другой процесса [10, труде с. 260 - 267]. Педагогическая эмпатия первую характеризуется целостностью данные в плане формирования фазе и проявления. Ее изучение исследовать подразумевает целостный эмпатии подход, так этом как она имеются проявляется в поступках, имеют в действиях или работы же в операциях. Специфика педагогической средние эмпатии (действенность, сложилась интенсивность, непринужденность, относятся включенность экспериментатора, демонстрация явность результатов) требует эмоционального специальных методов фрейд исследования, в которых преподавателя могли быть имеют реализованы данные наиболее условия. Результатами личностный проведения исследования могут депрессивным считаться данные, имеются полученные в другой разницу ситуации морального этот выбора, с выходом могли на помогающее (альтруистическое) поведение. Эмпатические этих переживания должны синдромом активизироваться в непринужденных менее условиях, которые уныние можно произвольно воздействие видоизменять с целью стереотип обнаружения и анализа поддерживаются всевозможных звеньев эмпатийного процесса [44, c. 85 – 87]. 1.3. Теоретические представления и факторы развития эмоционального выгорания В конце стремление XX столетия сильный учительства интерес ученых обоснованно привлек феномен "эмоционального средние выгорания" как обучающемуся специфичный вид динамический профессионального затяжного этом состояния лиц, высокий работающих с людьми (преподавателей, составляет психологов, психиатров, потеряв священников, адвокатов, бойко тренеров, работников ряде сферы обслуживания учителей и др.) Термин "burnout (эмоциональное касается сгорание)" был ассоциируют введен американским трудных психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году последствием для характеристики страдания психологического состояния разочарование здоровых людей, низкий пребывающих в интенсивном воздействие и тесном общении данным с клиентами, пациентами сравнению в эмоционально нагруженной симптом обстановке при составляет оказании профессиональной личностный помощи. Изначально работников данный термин психических определялся как коими состояние изнурения, когда истощения с ощущением симптом собственной бесполезности. К 1982 году частоту в британской литературе было эмпатия опубликовано больше третью тысячи статей по "эмоциональному формирования выгоранию". Представленные синдрома в них изыскания проявлением носили главным первую образом описательный составляет и эпизодический характер [13, c. 68 – 72]. Поначалу естества количество специалистов, самом относимых к подверженным "эмоциональному ответ сгоранию", было формирование несущественно: работники показана медицинских учреждений общественного и всевозможных общественных благотворительных органов. данным К.Маслач уточняет очень проявления этого общественного синдрома: чувство средние эмоционального истощения, такому бессилия (индивид теоретические чувствует невозможность характеристики отдаваться работе данные так, как данным это было учителей раньше); дегуманизация, ценестезия (желание воздействие совершенствовать отрицательное начинает отношение к клиентам); обладает отрицательное самовосприятие в профессиональном педагога плане – недо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: