- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Роль устного народного творчества в речевом развитии дошкольников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001432 |
Тема: | Роль устного народного творчества в речевом развитии дошкольников |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БИРСКИЙ ФИЛИАЛ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА ФИО УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Выполнила Студентка 5(курса) заочной формы обучения Направление подготовки (специальность)____________________ Направленность (профиль)____________ Допущено к защите в ГЭК и проверено на объем заимствования: Заведующий кафедрой д.п.н., профессор (ученая степень, ученое звание) ./________ (подпись) (И.О. Фамилия) «_____» ___________________ 2017 г. Руководитель к.п.н., доцент (ученая степень, ученое звание) ./________ (подпись) (И.О. Фамилия) БИРСК -2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………………...2 1. Теоретические аспекты проблемы развития речи детей среднего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования ………...5 1.1 Закономерности развития речи детей в среднем дошкольном возрасте………………………………………………………………………………5 1.2 Роль устного народного творчества в речевом развитии дошкольников………………………………………………………………………8 1.3 Вопросы речевого развития посредством устного народного творчества в методической литературе………………………………………………………….17 2.Технология речевого развития детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………23 2.1 Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста……………………………………………….……………………………..23 2.2 Содержание педагогической технологии по речевому развитию детей 4-5 лет посредствам устного народного творчества.…………………………………36 2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы ………………………………42 Заключение………………………………………………………………………….47 Список используемых источников и литературы…………………………….….53 Приложение № 1.…………….……………………………………………………50 Приложение № 2. …….……………………………………………………………58 Приложения № 3. …………………………………………………………………61 Приложения № 4. ………………………………………………………………….64 Приложения № 5. ………………………………………………………………….66 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Русское народное творчество восхищает и удивляет своей совершенной формой и глубоким содержанием. Оно продолжает всесторонне изучаться, к нему обращены взоры многих историков, педагогов, психологов. Великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он отмечал, что литература, с которой впервые встречаются дети, должна вводить их «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». К литературным жанрам, приобщающим детей к духовной жизни своего народа, в первую очередь относятся произведения устного народного творчества. Именно произведения устного народного творчества своей формой и содержанием наилучшим образом отвечают задачам развития и воспитания детей дошкольного возраста. Постепенно и незаметно они вводят малышей в стихию народного слова, раскрывают его красоту и богатство. Произведения устного народного творчества являются образцом речи. Так К.Д. Ушинский в частности отмечал, что «народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании». В наше время проблема развития речи детей становится с каждым днем все более актуальной. Нехватка или отсутствие времени у родителей на развивающее общение с детьми, отсутствие должного внимания к содержанию речи своего малыша, а также полное отсутствие её активизации со стороны взрослых– приводит к серьезным проблемам в развитии детской речи. Психолого-педагогические концепции развития речи детей представлены в работах Л.А. Вагнер, Я.С. Выготского, В.И. Яшиной, О.С. Ушаковой и др. Изучение влияния устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста представлено в исследованиях Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной и др. Педагоги детских садов обладают большими возможностями для воспитания детей в духе родной культуры. При этом жизнь в русле народной культуры не должна навязываться детям, она должна быть интересной, познавательной и восприниматься детьми как неотъемлемой составной части. Цель исследования: изучение процесса речевого развития детей 4-5 лет посредством устного народного творчества. Объект исследования: развитие речи детей дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс речевого развития детей 4-5 лет посредством устного народного творчества. Гипотеза исследования: мы полагаем, что использование устного народного творчества позволит повысить уровень развития речи детей среднего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования; 2) диагностика уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста; 3) разработать и экспериментально апробировать педагогические условия по использованию устного народного творчества как средства развития речи детей 4-5 лет; 4)провести экспериментальное изучение влияния устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста; Методы исследования: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов. Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Вагнер, Я.С. Выготский, В.И. Яшина, О.С. Ушакова и др.), а также теория об особенностях психического развития дошкольников (Д.Б. Эльконин, А.М. Леушина, Л.С. Выготский, О.М. Дъяченко, А.В. Запорожец, Л.А. Вагнер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков). Практическая значимость: систематизирована литература по проблеме исследования, подобрать диагностический материал для детей среднего возраста, уточнено содержание пед. технологии по речевому развитию детей 4-5 лет по средствам устного народного творчества. результаты исследования могу быть использованы воспитателями ДОУ. Добавить: Апробация исследования. На основании проведенного исследования была разработана и реализована технология развития речи дошкольников средствами устного народного творчества, кроме этого было подготовлено и реализовано выступление на родительском собрании на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников». База исследования: МБДОУ Детский сад «Елочка» г. Дюртюли Республики Башкортостан. В исследовании принимали участие 20 детей среднего дошкольного возраста, 10 детей составили экспериментальную группу и 10 контрольную. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1Особенности развития речи детей в среднем дошкольном возрасте В среднем дошкольном возрасте речь ребенка характеризуется рядом специфических особенностей. Мотивом активного овладения родным языком в этом возрасте являются растущие потребности дошкольника в узнавании, рассказывании и воздействии на себя и других людей. Речь в среднем дошкольном возрасте включается во все виды деятельности ребенка. Изменение поставленных перед дошкольниками задач, возникновение качественно новых видов деятельности, усложнение процесса общения со сверстниками и взрослыми, расширение круга отношений и жизненных связей, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи: словарного запаса, грамматического строя, звуковой культуры. При этом происходит активное развитие форм (объяснительной и контекстной) и функций (коммуникативной, обобщающей, регулирующей, знаковой, планирующей) речи. Сравнивая речь средних и младших дошкольников, А.В. Запорожец, отмечал, что по своему строению и содержанию речь детей среднего дошкольного возраста гораздо сложнее. Ребенок в 4-5 лет существенно расширяет сферу своего общения, он может уже рассказать не только о непосредственно воспринимаемых обстоятельствах, но и о том, что было раньше сказано или воспринято. В этом возрасте дети начинают активно использовать определения. Изменяется само строение речи, что связано с появлением логического, рассуждающего, мышления. При этом в речи ребенка пятого года жизни еще сохраняются черты предыдущего этапа развития: при рассказывании ребенок достаточно часто использует указательные местоимения «этот», «там»; встречаются и разнообразные ошибки при звуковом оформлении высказываний. С одной стороны у детей пятого года жизни отмечается особая чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны несовершенство произношения многих звуков1. Развитие всех сторон речи ребенка невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая является основополагающей при овладении языком. Звуковая культура речи позволяет ориентироваться дошкольникам в сложных соотношениях грамматических форм, а также обеспечивает освоение морфологической системы языка. В развитие звуковой стороны речи детей среднего дошкольного возраста выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Основным на данном этапе считается различение дошкольником заданных звуков от звуков им произносимых. В среднем дошкольном возрасте продолжается процесс фонематического развития. В этот период нормально развивающиеся дети правильно слышат звуки и правильно их произносят. Они уже не узнают неправильно произнесенные слова. У них складываются тонкие дифференцированные звуковые образы отдельных звуков и слов. Именно в 4-5 лет у детей совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для правильного оформления высказываний: дикция, темп, интонационная выразительность и сила голоса. Обогащается в 4-5 лет и лексика ребенка, а также формы ее использования. Если в процессе рассматривания и наблюдений объектов обращать внимание ребенка на отдельные детали, то в этом возрасте он начинает овладевать соответствующим словарем и способами характеристики. Хотя пока в основном ребенок говорит о размере и цвете объекта, но при этом практически третья часть от всех даваемых им определений уже развернутые, т.е. содержат перечисления двух-трех характерных признаков, с элементами объяснения и сравнения. В 4-5 лет дети, как правило, используют слова, которые содержат итог предыдущих рассуждений и обобщений, таким образом обобщения детей остаются конкретными и наглядными. Поэтому в речи дошкольников преобладают слова, которые обозначают конкретные объекты, в максимальной степени приближенные к самому ребенку. Дошкольники стараются понять не только значение новых слов, но и объяснить смысл уже известных. На пятом году жизни ребенка несколько изменяется и морфологический состав фраз и предложений за счет достаточно частого использования прилагательных, глаголов, наречий. Это благоприятствует появлению в речи дошкольников простых распространенных и сложных предложений Согласно исследований Г.А. Урунтаевой на пятом году у ребенка, как правило, происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе сопоставления созвучности слов, что приводит их к ошибочным сближениям (трава-отравить, горы-город, деревья-деревня). Таким образом, смысловое истолкование слов происходит вслед за звуковым. Звуковой комплекс в этот период освобождается от значений и является для ребенка материальной основой. Д.Б. Эльконин отмечает, что у детей в 4-5 лет у детей проявляется «проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью»2. Первые попытки словотворчества возникают у детей в 1-2 года, но стремительно возраста заложены грамматические стереотипы, в частности значения приставок и суффиксов. Новые слова, придуманные малышом, как правило, не противоречат существующим правилам грамматики, но и не учитывают исключения из этих правил. В возрасте 4-5 лет наблюдается переход у детей от ситуативной речи к контекстной (С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин). Контекстная речь при этом сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличается связностью в том случае, когда содержание высказывания непосредственно раскрывается в самом контексте. Ее единицей становится уже не слово, а целое предложение. Появление контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. При этом ситуативная речь не является чисто возрастной особенностью. Она достаточно часто встречается в общении со сверстниками или взрослыми, когда дошкольники выполняют совместную деятельность. В среднем дошкольном возрасте ситуативная речь присутствует у детей во время рассказов на темы быта, а также при рассказе по картинкам. При этом в 4 года ситуативность речи при пересказе без использования картинок выражена в меньшей степени. Важно отметить, что степень связанности речи ребенка в основном определяется обучением ребенка. При этом решающее значение имеет словарный образец взрослых. В возрасте 4-5 лет усложняются взаимосвязи речи и мышления. Появляется интеллектуальная функция речи, при которой речь является орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, при этом происходит его закрепление в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит свой уже имеющийся опыт, он сопоставляет факты, рассуждает, делает выводы, открывает в предмете скрытые закономерности и связи3. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности4. Развитие понимания речи в этом возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями. Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, описании, сложном сюжете. Он может пересказать не только содержание услышанного, но и выделить основную идею произведения. В процессе пересказа ребенок использует выразительные средства характерные для данного литературного произведения. Таким образом, у детей среднего дошкольного возраста постепенно появляется сознательное отношение к своей речи. К 5 годам она становится самостоятельным произвольным процессом. Детям в данном возрасте чрезвычайно важно передать в речевом общении содержание для того, чтобы его смог точно понять собеседник. Как особый вид речевой деятельности у детей можно выделить беседу, слушание, рассуждения, составление сказок и рассказов. Уже в среднем дошкольном возрасте речь имеет свои цели и мотивы и может развиваться только в процессе специально организованного обучения в том случае, если взрослые предъявляют к речи ребенка определенные требования и учат его, как их необходимо выполнять. Пятый год жизни является периодом высокой речевой активности ребенка, интенсивного развития всех его сторон речи. Речь в данный период становится умственной интеллектуальной деятельностью. 1.2 Роль устного народного творчества в речевом развитии дошкольников Роль устного народного творчества в воспитании и развитии детей дошкольного возраста трудно переоценить. Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс,оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности5. Создавшийся веками поэтический материал малых фольклорных форм в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное, обогащает речь ребёнка. Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина считает, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку6. Загадки, пословицы, писали они, образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений. Поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, сравнения, гиперболу. Обратимся к рассмотрению основных жанров устного народного творчества, которые можно широко использовать для развития речи дошкольников. Одним из таких эффективных средств считается пословица. Пословица представляет собой краткое народное изречение назидательного содержания, народный афоризм. 1. Пословицы. Пословицы создаются всем народом, поэтому выражают коллективное мнение данного народа. В пословицах заключена народная жизненная оценка, наблюдение народного ума. В любой пословице обязательно присутствует «педагогический момент», ее назидательность. Таким образом, под пословицей принято понимать меткое образное изречение назидательного характера, которое типизирует самые разнообразные явления жизни и имеет форму законченного предложения7. Народные пословицы обладают формой, которая легко запоминается. Запоминание пословиц облегчается игрой слов, различными созвучиями, рифмами и ритмикой. Они прочно откладываются в памяти. Конечной целью всех пословиц является воспитание, они с давних времен выступали в качестве действенных педагогических средств. С одной стороны пословицы содержат педагогические идеи, с другой – оказывают непосредственное воспитательное воздействие, несут разнообразные образовательные функции: рассказывают о существующих средствах и методах воспитательного влияния, которые соответствуют представлениям народа, дают оценку личности – положительную и отрицательную, определяя тем самым цели формирования личности, содержат призывы к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают тех взрослых, которые пренебрегают педагогическими обязанностями т.д. Я.А. Коменский так говорил о пословицах: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В.И. Баймурзина, говоря о пословицах, отмечает, что «в них, как в капле воды, сконцентрировалась народная мудрость». У всех народов пословицы направлены на налаживание добрых отношений между людьми. В них заключена вся имеющаяся мудрость у народа: выводы из наблюдений, нравственная оценка поступков и деяний, поощрение добра и отрицание зла. Пословицы и поговорки разных народов являются очень близкими по содержанию. Говоря о методах и средствах воспитания, В.И. Баймурзина выделяет пословицы, которые направлены на формирование нравственного облика подрастающего поколения. Она отмечает, что само название пословиц в башкирском языке ассоциируется с представлениями о поучениях и нравоучениях. Пословицы считаются эффективными средствами формирования нравственных представлений, а также выработки норм морали и поведения. Например: «красота – для глаз, характер – для души», «дома – петух, на улице – цыпленок», «порядочность – в прямоте, красота – в воспитании», «доброе имя лучше богатства», «красота – для глаз, честь не продашь и не купишь». В большинстве башкирских, татарских и русских пословиц проводится также глубокая мысль о том, что основа жизни – человечность и высшая нравственность – измеряется трудом. Башкирские народные традиции трудового воспитания благословляют творческий труд и осуждают лень. Многие пословицы, которые можно найти в различных сборниках, содержат в себе глубокий смысл воспитания трудом. Например: «было бы желание – силы найдутся», «у кого есть работа, у того есть и сила», «если в руках работа, то некогда скучать», «без труда не появится еда», «меньше говори, больше делай»8. Всем известно, что многие дети испытывают определенные затруднения в понимании и интерпретации значения существующих пословиц. Данное обстоятельство подчеркивает в своих работах Н. Гавриш. Большинство детей могут лишь пояснить то, о чем идет речь, т.е. умеют воспроизводить наглядный единичный образ, который соответствует данной конкретной ситуации. Сама же сущность пословиц и поговорок в большинстве случаев остается для детей закрытой и непонятной. В результате у них возникают отдельные ассоциации, часто касающиеся не содержания всей пословицы, а только какого-то отдельного слова в ней. Данное обстоятельство существенно мешает оторваться от данной ситуации и перейти к обобщенному образцу9. Однако, согласно представлениям Т. Клименко, при систематической и последовательной работе с пословицами дети становятся способными не только понимать скрытой народной мудрости, но и, основываясь на них, делать логические выводы. В связи с этим в воспитательной работе пословицы должны занимать достойное место. 2. Песни. Одним из важнейших жанров устного народного творчества считается песня. Песня представляет собой стихотворное, музыкальное произведение для его использования с помощью голоса или голосов10. В песнях отражены вековые ожидания людей, их чаяния и самые откровенные мечты. Песни сопровождают многих всю их жизнь – от самого рождения до момента смерти – и в труде, и в быту, и на праздниках. Исследователи так классифицируют все многообразие песен: * согласно возрасту – колыбельные, детские и молодежные; * согласно содержанию – обрядовые, лирические, героические, эпические и сатирические; * согласно принадлежности к разным видам деятельности – хороводные песни, трудовые песни (которые помогают в труде), игровые песенки, а также ритуальные песнопения. Песни несут в себе различные воспитательные функции. Самыми природосообразными являются колыбельные песни. Колыбельная песня представляет собой самобытный жанр фольклора, ее назначение заключается в убаюкивание и усыпление маленьких детей. Колыбельные песни у различных народов несколько разнятся по содержанию, но темы у них все же общие – пожелание маленькому ребенку вырасти добрым молодцем, красавицей-искусницей, жить в труде и семейном счастье11. Основными творцами всего разнообразия колыбельных песен. Как правило, являются матери и бабушки. Расул Гамзатов писал, что «песня матери – главная песня в мире, начало всех человеческих песен. Если бы не было колыбельной, не было бы на свете других песен». В колыбельных песнях матери и бабушки повествуют об окружающей действительности, вслух размышляют о целях и смысле жизни, рассказывают о своих заботах, радостях и печали. Поэтизация окружающей природы делает укачиваемого ребенка неразрывной ее частью. В колыбельных песнях часто повторяются такие строки: «Ой, дитя мое, дитятко, ой, дитя мое, дитятко…» Однотонное, ласковое их повторение действует на ребенка успокаивающе, хорошо усыпляет маленьких детей12. У горцев про никчемного человека принято говорить: «Наверно, мать не пела над его колыбелью». В тоже время чуваши про злых людей говорят: «Он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань». Современные психологи считают, что бесспорным является факт существования памяти своего детства. Психологический портрет личности данного человека складывается в детском возрасте до пяти лет. В связи с этим в высшей мере необходимо стараться, чтобы с первых своих дней ребенок слушал хорошую поэзию и позитивную музыку. Не имея абсолютно никаких представлений ни о существовании памяти своего детства, ни о психологическом портрете личности, многие тысячелетия матери отдают своим детям самые лучшие порывы души, всю свою материнскую нежность в поэзии и мелодиях. Слова К.Д. Ушинского о существовании педагогического гения народа, которые были им высказаны относительно оценки сказок, могут быть вполне применимы и к характеристике колыбельных песен, педагогическая гениальность которых является бесспорной. 3. Загадки. В народной педагогике огромное значение отводится развитию наблюдательности, а также накоплению знаний о природе и человеке, развитию его мышления и ума. Для этого поколениями придумывались различного рода загадки, отличающиеся степенью сложности. Загадки представляет собой изображение либо выражение, которое требует разгадки или истолковании. Загадка является одной из основных малых форм устного народного творчества, в ней предельно лаконично в образной форме переданы наиболее существенные, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание различных загадок развивает у детей способность анализировать, обобщать, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета либо явления. Основной целью загадок является умственное воспитание личности. Они способны эффективно развивать мышление детей, приучают их проводить анализ предметов и явлений из самых разных областей окружающей среды, сопоставлять их основные характеристики и качества. При этом наличие достаточно большого количества загадок, касающихся одного и того же предмета, позволяет давать разноплановую характеристику данного предмета либо явления. Например: «Самого не видно, а говорит» и «В коробке человек, говорит да поет» (Радио). Однако значение загадок в умственном воспитании детей не исчерпывается только развитием мышления, они также существенно обогащают ум важными сведениями об окружающей природе, а также основополагающими знаниями из различных сфер жизни человека. В формировании личности можно выделить несколько основных функций загадок, к которым можно отнести: 1) умственное воспитание личности ребенка; 2) развитие у детей внимательности, наблюдательности, логического мышления; 3) изучение и познание родного языка. Умение загадывать и разгадывать загадки является показателем мудрости и развитости ума. Высоконравственный человек всегда должен хорошо подумать, основательно взвешивать каждый свой шаг и каждое сказанное слово: прежде чем что-то сказать, необходимо подумать. Поэтому не случайно, что во многих сказках герои должны отгадывать различные загадки для того, чтобы достигнуть намеченной цели. Отгадывание и придумывание различных загадок является эффективным средством всестороннего развития речи детей. Загадки существенно обогащают словарь детей за счет многозначности употребляемых слов. Они помогают усвоить особенности звукового и грамматического строя родного языка, заставляя сосредоточиться на языковом своеобразии и проанализировать его, этот факт подтверждается в исследованиях проведенных Ф.А. Сохиным. Исследователями были выявлены некоторые основные причины ошибок при отгадывании загадок детьми, которые уже обладают определенны запасом знаний и интеллектуальными способностями. Такие дети зачастую невнимательно слушают текст загадки; не стараются полностью запомнить полностью содержание загадки; полностью либо частично не понимают текст загадки; при отгадывании и сравнении используют не все признаки, которые имеются в загадке; не имеют достаточных знаний о загаданном объекте; не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, которые заданы в загадке. Однако при целенаправленной последовательной работе дети способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными13. Особое место в процессе воспитания детей отводится диагностической функция загадок. Загадки позволяют педагогам без каких-либо дополнительных специальных тестов или анкет определить уровень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также степень творческого мышления каждого ребенка. 4. Сказки. К одному из важнейших элементов национальной культуры относится сказка. Сказка является повествовательным, обычно народно-поэтическим произведением о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Сказки считается своеобразным идейно-эстетическим и этическим кодексом народа, в котором воплощены его нравственные и этические понятия и идеалы. В.А. Сухомлинский по этому поводу писал: «…Сказка – это свежий ветер детской мысли речи». Сказки являются действенным средством всестороннего воспитания личности ребенка. Чрезвычайно высоко оценивал народные сказки К.Д. Ушинский, считая их рассказывание великолепным способом воздействия на каждого ребенка. «Это первые и блестящие попытки русского народного педагога, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа», – так писал К.Д. Ушинский. Сказки относятся к важнейшим воспитательным средствам, в течение веков выработанным и тщательно проверенным народом. Сказки отражают самые лучшие черты человека: его трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничную преданность народу и своей родине. Сказка как основополагающий элемент духовной культуры содержит в себе важнейшие нравственные ценности, которые дают каждому индивиду моральные ориентиры в поведении. Сказки всегда являются поучительными и назидательными. Большинство народных сказок внушают уверенность в торжестве правды, в непременной победе добра над злом. Во всех народных сказках страдания положительных героев и его друзей являются временными, за ними всегда приходит время радости, при этом эта радость является результатом борьбы и результатом совместных усилий. Оптимизм, заложенный в народных сказках, особенно нравится детям и усиливает их воспитательное значение14. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают каждую сказку эффективным педагогическим средством воспитания и обучения. Образность относится к важнейшей особенности сказки, которая облегчает ее восприятие детьми, которые еще не способны к абстрактному мышлению. В герое сказки всегда ярко показываются те основные черты характера, которые роднят его с национальным характером: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Образность существенным образом дополняется забавность сказкам. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народных сказках содержатся не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. Дидактизм является одной из важнейших особенностей народных сказок, однако при этом ничуть не снижается их художественность. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но есть и такие сказки, которые целиком посвящены той либо иной моральной проблеме. Среди башкирских сказок можно выделить назидательные сказки. Например, «Старая мать», «Как старик своих сыновей испытал» и др. В них показана одна из нравственных ценностей – любовь и почтительное отношение к отцу и матери. Высоко воспитательное значение сказок, которые посвящены труду. В сказках народ высмеивает того человека, который ищет легкую работу. Особенно негативное отношение вызывают так называемые «белоручки». Такие сказки рассказывались только вечерами, после тяжелого трудового дня. Это являлось эффективным приемом. Хороший сказитель, сказочник выполнял функцию народного педагога. Его специально приглашали в каждую семью. Встреча с таким прекрасным рассказчиком была поощрением за хорошую работу. Сказка давала правильную нравственную ориентацию, прививала любовь к труду и уважение к людям труда. Волшебные сказки Дети очень любят любые сказки. Одними из самых древних являются волшебные сказки, которые выросли из первобытной мифологии. В данных сказках различные волшебные предметы помогают героям в совершении их подвигов: шапка-невидимка; топор-саморуб; вода, дающая и отнимающая силу; целебная трава и т.д. В волшебных сказках при всем их сюжетно-тематическом разнообразии прослеживается единая основная тема: человек торжествует над враждебной силой, при этом добро всегда побеждает зло15. Сказки о животных Вместе с волшебными сказками появились сказки о животных, в которых в иносказательной форме повествуется о человеческих взаимоотношениях. Бытовые сказки возникли позже всех остальных жанров. В социально-бытовых сказках характерные национальные черты проявляются в самом сюжете, его деталях, связанных с особенностями быта и труда. В данных сказках отражаются существующие народные обычаи, нравственные принципы и традиции народа. Дети и сказка неразделимы. Сказки должны занимать достойное место в воспитательно-образовательном процессе школы и семьи. В теории педагогики изучению роли народных сказок в воспитании детей и, особенно в развитии речи, посвящено множество работ. Все исследователи отмечают роль сказок в развитии словесного творчества детей, в формировании самостоятельной речевой деятельности. При системной целенаправленной работе у детей появляется интерес к фольклору, возникает потребность слушать сказки. Одновременно углубляется и обогащается словарный запас ребенка, развивается образная речь, воспитываются высшие нравственные качества личности. Таким образом, различные виды устного народного творчества являются важнейшим средством развития речи и всех сторон личности детей дошкольного возраста. При этом эффективность их использования существенно зависит не только от того – понимает ли воспитатель роль фольклора, но и от того насколько хорошо он владеет средствами, методами и приемаминародной педагоги. 1.3 Вопросы речевого развития посредством устного народного творчества в методической литературе В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие является современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста. К основным задачам образовательной области «Речевое развитие» относятся: — владение речью как средством культуры и общения; — обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; — развитие речевого творчества; развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха; — знакомство с книжной культурой, детской литературой, понима....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: