VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль социальной работы в комплексной реабилитации детей с врожденными пороками развития на примере НПЦ «Бонум»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003967
Тема: Роль социальной работы в комплексной реабилитации детей с врожденными пороками развития на примере НПЦ «Бонум»
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт социальных и политических наук
Департамент политологии и социологии
Кафедра социальной работы


Роль социальной работы в комплексной реабилитации детей с врожденными пороками развития на примере НПЦ «Бонум»




Допустить к защите:

Зав. кафедрой
социальной работы
доктор социологических наук, 
профессор,
Старшинова А. В.


Выпускная квалификационная работа
студентки IV курса
Хакимова Э.С.
Нормоконтроль:

Научный руководитель:
доктор социологических наук, 
профессор,
Старшинова А. В.



Екатеринбург
2017
Оглавление

Введение 03
Глава 1. Теоретические аспекты изучения комплексной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями здоровья07
1.1.  Особенности социализации детей с тяжелыми нарушениями здоровья012
1.2.  Комплексная реабилитация детей с тяжелыми нарушениями здоровья (понятие, принципы, организация)013
Глава 2. Социальная работа в комплексной реабилитации детей с челюстно-лицевой патологией в условиях НПЦ «Бонум»04
2.1. Особенности развития детей с ЧЛП05
2.2. Социальная работа в Центре медико-социальной реабилитации детей с ЧЛП06
Заключение03
Список литературы04
Приложение № 105
Приложение № 205


ВВЕДЕНИЕ

     Выпускная квалификационная работа посвящена изучению роли социальной работы в комплексной реабилитации детей с врожденными пороками развития на примере научного-практического центра «Бонум».
     В центре «Бонум» на протяжении многих лет осуществляется целенаправленная деятельность по включению социальной работы в качестве полноправной технологии в комплексную систему реабилитации детей с врожденной челюстно-лицевой патологией и тяжелыми нарушениями речи. Социальная работа с семьями детей, имеющих врожденные или приобретенные пороки развития, проводится на протяжении многих лет, практически с момента создания центра в начале 1990-х годов.  
     Детская клиническая больница восстановительного лечения «Бонум» – одно из немногих медицинских учреждений, в структуре которого социальная работа выступает необходимым элементом деятельности, который во многом дополняет медицинское обслуживание в процессе комплексной реабилитации детей с врожденными пороками развития. Особая роль среди них принадлежит детским центрам медико-социальной реабилитации. Дети с врожденными пороками развития получают не только медицинскую, психологическую, педагогическую, правовую и иную помощь, но и его семья приобретает навыки работы с ним. Поэтому реабилитационные технологии медицинского и социального характера, дополняя друг друга в процессе комплексного воздействия на ребенка и его семью, позволяют нейтрализовать негативные последствия, вызванные фактом рождения ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья. 
     Рождение ребенка с пороком развития создает экстремальную ситуацию в семье, в связи с чем она переживает кризис, появляются трудности психологического, нравственного и материального характера. Положение такой семьи снижается, так как она нуждается в социальной поддержке, испытывает серьезные затруднения, в силу чего семьи детей с врожденной патологией становятся объектами социальной работы. Деятельность социального работника в первую очередь направлена на предупреждение кризиса и мобилизацию внутренних ресурсов семьи для его преодоления. В случае, когда патология была диагностирована до его рождения и, несмотря на это, родители приняли решение о рождении ребенка, задача социального работника заключается в разъяснении им последствий и возможностей восстановительного лечения. Необходимость социальной работы в учреждениях здравоохранения очевидна, поскольку деятельность специалистов социальной работы обеспечивает наиболее полную реабилитацию ребенка с пороком развития и его семьи. Социальные работники, в отличие от медицинских коллег, которые оказывают конкретный вид помощи больным, выполняют функции информирования, консультирования, посредничества, контроля, регулирования и другие, выступают на данном этапе как организаторы, консультанты, психологи, специалисты по обучению навыкам ухода за больным ребенком, координаторы действий разных профессионалов, как организаторы межведомственного подхода в решении проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. 
     Восстановительное лечение и реабилитация ребенка с врожденной патологией занимает длительный процесс, требующий значительных усилий, как физических, так и психологически-эмоциональных. Успешность реабилитации ребенка с врожденным пороком развития больше зависит от поддержки, которую может предоставить его социальное окружение, прежде всего семья, а также родственники, соседи, воспитатели, педагоги и другие лица. 
     Объектом выпускной квалификационной работы – дети с врожденными пороками развития.
     Предметом выпускной квалификационной работы является социальная работа в комплексной реабилитации детей с врожденными пороками развития. 
     Цель работы – определить роль социальной работы в комплексной реабилитации детей с врожденными пороками развития. 
     На основании сформулированной цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности социализации детей с тяжелыми нарушениями здоровья.
2. Рассмотреть комплексную реабилитацию детей с врожденными пороками развития.
3. Определить особенности развития детей с челюстно-лицевой патологией в условиях научно-практического центра «Бонум».
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение социальной работы в Центре медико-социальной реабилитации детей с ЧЛП.
     Методы исследования: анализ и синтез статей по выбранной тематике, отчетов деятельности научно-практического центра «Бонум», материалов социологических исследований, документов федеральных законов.
     Степень научной разработанности темы.
     Анализ литературы по теме исследования говорит, что социальная работа в комплексной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями здоровья находится во всеобщем внимании научно-практического центра «Бонум». В работах, доктора социологических наук, А.В. Старшиновой1 представлен подробный анализ учреждения и содержания процесса социально-медицинской реабилитации детей и семей в НПЦ «Бонум». Методической базой исследования данной работы составили труды, доктора медицинских наук, С.И. Блохиной2 под общей редакцией А.В. Старшиновой. В работе рассмотрены психологические особенности ребенка с раннего возраста с нарушением здоровья, методики работы с ребенком и его семьей. В качестве материалов были использованы следующие труды авторов таких, как Л.И. Солнцева3, Т.О. Куликова4, Е.С. Долматова5, Л.А. Казакова6.
     Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы, ключевых слов и приложений. Работа изложена на __ страницах. 
     Во введении представлена краткая характеристика выпускной квалификационной работы: актуальность работы, объект, предметная область, цель, задачи, методы исследования, степень разработанности и структуры.
     В первой главе раскрываются теоретические аспекты социализации и комплексной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями здоровья, понятия, принципы реабилитации, особенности детей с врожденными пороками развития. 
     Вторая глава посвящена социальной работе в комплексной реабилитации детей с челюстно-лицевой патологией в условиях реабилитационного учреждения «Бонум», выявлению особенностей у детей челюстно-лицевой области; представлены результаты исследования. 
     
     

     Глава 1. Теоретические аспекты изучения комплексной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями здоровья
1.1. Особенности социализации детей с тяжелыми           нарушениями здоровья

     Понятие «социализация» было введено впервые социологом, проживающим в Америке в 19 веке Ф. Гиддингсом и французским психологом Г. Тардом. Они определили термин «социализация» как процесс социального развития человека, и формирования его как личности под влиянием социального окружения. Наиболее общее понятие этого процесса означает взаимодействие отдельного индивидуума с обществом на основе установленных этим обществом правил и норм.
     Социализация подразумевает под собой процесс усвоения индивидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения, их корректировка при освоении различных форм социального взаимодействия; осуществляется на протяжении всей жизни7. 
     Этот процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого общественные нормы становятся внутренними мотивами поведения и деятельности личности. Социализация связана с выполнением социальных ролей личности, с этой точки зрения рассматривается как способ формирования социальных умений и социальных установок личности, позволяющих ребенку взаимодействовать с другими людьми и обеспечивать сохранность общества. 
     Обратимся к рассмотрению основных групп факторов социализации для того, чтобы понять, как действует влияние внешних условий на формирование личности ребенка в процессе взаимодействия с социальной средой.
     
     Одним из существенных факторов в процессе социализации играют довольную значимую роль глобальные изменения – мегафакторы. 
     Социализация ребенка протекает под воздействием мирового давления. Ряд проблем, касающихся решения экологических, социально-демографических, экономических и военно-политических вопросов на прямую влияют на социализацию людей от младенчества до старости. Промышленная деятельность, ведущая к загрязнению окружающего мира; международные политические дискуссии, затрагивающие распределение валового национального продукта между сферами обороны, производства, социальных вложений; миграция населения с континента на континент оказывают значительные изменения в восприятии жизни ребенка, подростка, взрослого. Следствием этих тенденций привело к тому, что развитие и формирование личности зависит от общего состояния дел на планете, которые затрагивают вопросы мировой экономики и политики. В связи с этим, дети опираются не только на свое непосредственное окружение, но и копируют нормы и ценности жителей другой части планеты. Подростки и юноши ориентируются не на жизненные перспективы, а на удовлетворение своих интересов, потребностей, желаний и стремлений. 
     Можно сделать вывод, что социализация жителей планеты проходит в тесном взаимодействии, сотрудничестве, что открыто влияет на их сознание, воспитание, поведение детей, и накладывает некий след на становление личности.  
     Следующим фактором являются макрофакторы, которые отличаются немаловажными особенностями и ролью в процессе социализации ребенка. Эту группу факторов образует страна, государство и общество, они тесно переплетаются межу собой и оказывают прямое воздействие на формирование внутренних качеств, прививание этических норм и правил поведения, усвоение ценностей. 
     Расположение и климатические условия страны могут повлиять на плотность и рождаемость населения, а также на состояние здоровья и их жизнедеятельность. Общество характеризуется совокупностью социальных отношений между людьми, сложившихся в стране, структуру которых составляет семья, возрастные, профессиональные группы, сословия. Представляет собой совокупность социальных слоев (страт), которые имеют существенные различия по положению, интересам, потребностям – это люди разного социального происхождения, образовательного уровня, с различным уровнем дохода, иные условия проживания. Государство же характеризуется совокупностью взаимосвязанных учреждений и организаций, которые осуществляют управление и контроль обществом, создает определенные условия для жизни, регламентирует порядок. 
     Таким образом, на социализацию детей, подростков, взрослых могут влиять многие внешние факторы, в частности, государство через создание специальной системы воспитательных институтов, общество через социальные группы, которые несут в себе специфические ценностные ориентации, стиль жизни, интересы, своеобразные эталоны и установки, и страна с особым географическим положением, к которой принадлежит индивид. 
     Сейчас рассмотрим мезофакторы, которые имеют более обобщенное влияние на ребенка, они формирует его обширный кругозор знаний и понимание происходящего. К этим факторам относятся региональные условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, а также средства массовой коммуникации (телевизор, интернет, газеты, новости).
     На социализацию ребенка огромное влияние оказывает духовный склад этноса, его менталитет, который является основой исторического развития народа и формируется человеком с раннего детства. Происходит в процессе усвоения ребенком родного языка, отражающий историю народа, жизнедеятельность, восприятие мира, мировоззрение, культуру. Именно в детстве и в юности начинается осознание человеком совокупности своих этнических связей и ценностей. Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер. Природно-климатические особенности региона могут влиять на здоровье человека любого возраста неоднократно. А также особенности исторического развития региона, национальный состав его жителей могут сказаться на качествах их характера. 
     Социализация в средних и крупных городах осуществляется в условиях городского образа жизни, которого можно охарактеризовать следующими особенностями, присущими для горожан. Во-первых, это наличие анонимных, деловых, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, отчасти отсутствие эмоциональных привязанностей; во-вторых, снижение значимости территориальных общностей, неразвитость соседских связей; в-третьих, уменьшение социального значения семьи, утрачиваются семейные традиции, обычаи и ценности; в-четвертых, разнообразие культурных стратификаций, ценностных ориентаций и стилей жизни; в-пятых, неустойчивость социального статуса, положения, т.е. это может повлиять на повышение или снижение его социальной мобильности; в-шестых, ослабление влияния традиций в регулировании поведения человека, слабый социальный контроль. 
     В сельских поселениях преобладают национально-социальные семьи, которые играют в жизни своих членов большую роль, чем городские. Социализация сельских жителей связана со спецификой сельского труда, здесь наблюдается неравномерность трудовой занятости в течение года, тяжелые условия труда, физический объем работы, так же она связана и со спецификой социально-психологических факторов в сельском обществе. Для села характерны открытый тип общения, отсутствие анонимности, близкие отношения с многочисленными контактами, что делает общение селян тесным и охватывающим все стороны жизни, однако у них меньше возможностей для получения качественного образования, так как досуг беден и далек от образцов городской жизни. Горожане более мобильны, широкий спектр в выборе профессии, получении образовании, проведения свободного времени, но они часто чувствуют себя одинокими, ненужными окружающим людям.
     Рассматривая, средства массовой коммуникации как мезофактор социализации, то в современном мире они играют огромную роль для человека с раннего детства. Большой поток информации влияет на сознание и поведение ребенка, при этом электронные средства отрицательно сказываются на развитии творческих способностей индивидуальности и социальной активности личности. В процессе развития личности формируется национальное самосознание, основы которого закладываются в детстве на неосознаваемом человеком уровне.
     Таким образом, человек с раннего детства социализируется в общество в соответствии с национальной идентификацией, т.е. осознанием своей принадлежности к определенной этнической группе, формированием представления о типичных чертах своей этнической общности, культуры, в зависимости от того, где он будет проживать будь то в городской или сельской местности, установки на ценности будут различными, отсюда на формирование национального характера влияет тип поселения, условия региона и массовая коммуникация.  
     Следующим фактором социализации являются микрофакторы, которые оказывают непосредственное влияние на процесс социализации личности с самого рождения. Агентами социализации в области микрофакторов являются семья, детский сад, образовательные учреждения, родственники, сверстники, друзья, т.е. то социальное окружение, с которым он сталкивается каждый день. По мере взросления связи с общественностью будут расширятся, чем старше ребенок, тем больше агентов на него влияют.
     Семья – самый ранний институт социализации, значение которого сохраняется для человека на всю жизнь. Ее роль уникальна и незаменима, особенно в раннем и дошкольном детстве, в пору «первичной социализации».
В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, стиль его жизни, родители дают ребенку почувствовать и осознать всю любовь, тепло и заботу. В период младенчества основной формой деятельности является общение. Основными агентами социализации в этот период служат семья и ближайшие родственники, с которыми взаимодействует ребенок. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мама. Она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.
     На этапе детства основными формами, посредством которых происходит социализация, выступают такие виды деятельности, как общение, игра, обучение и воспитание. Они очень важны для развития ребенка, так как формирует инициативу, творчество. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности, познавательную деятельность: волю, память, мышление. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации – дошкольное образовательное учреждение.
     В период подросткового этапа происходит несколько значительных перемен, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется вид деятельности: вместо игры появляется учеба, которая становится основным источником познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) микрофактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, самоопределение, выбор профессии, поиск себя – вопросы, которые накладывают особую печать на процесс социализации подростка. 
     Таким образом, процесс социализации у детей протекает в трех видах механизмов. Один из них межличностный, который проявляется во взаимодействии со значимыми лицами, а именно, с учителями, друзьями, сверстниками и другими. Дети в ходе межличностного механизма осваивают многие социальные ценности, нормы, формируют свои поведенческие навыки, дисциплину и ответственность. Традиционный механизм свойствен в тесной взаимосвязи с семьей и ближайшем окружением ребенка. Ребенок приобретает опыт, необходимый для выполнения определенных функций, таких как освоение социальных ролей, культуры, усваивает свод правил поведения, ценностей, взглядов и убеждений. Особое место принадлежит рефлексивным механизмам. Осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором индивид анализирует, оценивает, принимает или отвергает предлагаемые социальной средой нормы, ценности, образцы, стандарты, правила, развивает свои интересы и способности.
     Опираясь на вышесказанное, в процессе жизни, на социализацию личности ребенка оказывают влияние множество разных агентов. Они помогают усваивать ребенку социальные нормы и ценности, образцы поведения, формируют качества, т.е. способность мыслить, общаться, обучаться, осуществлять выбор, самоутверждаться, самореализовываться. Это зависит от того, на каком этапе социализации находится индивид в данный момент.
     Под термином «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) в научной литературе понимают таких детей, которые имеют какие-либо ограничения в повседневной жизнедеятельности, непосредственно связанные с физическими, психическими или иными дефектами8. 
     В педагогической классификации выделяют следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья9: 
1. дети с нарушениями восприятия (слуха и зрения); 
2. дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 
3. дети с задержкой психического развития(ЗПР); 
4. дети с нарушениями речи; 
5. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 
6. дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 
7. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений). 
     Дети с различными нарушениями здоровья образуют особую социальную группу среди других детей. Их объединяют общие интересы, потребности и запросы, осуществление которых позволяет им наиболее в полной мере социализироваться в общественную жизнь. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. 
     Согласно Конституции России вне зависимости от развития социального потенциала или от того, в каком состоянии находится ребенок, будь то в физическом, эмоциональном, материальном или социальном гарантированы всем детям равные права, возможности реализации этих прав у детей с тяжелыми нарушениями здоровья различны и зависят от социального статуса родителей.
     Согласно федеральному закону от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид – это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»10. 
     Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».11
     Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств, усилий, принятия и уважения.
     Одной из причин социальной дезадаптации является отсутствие желания у взрослых (родителей, педагогов, медицинских работников и психологов) целенаправленно формировать социальные навыки, использовать их в повседневной жизни и создавать ситуации взаимодействия на основе актуальных для ребенка, позже подростка, сфер жизнедеятельности. В этом случае социальное становление из-за ограничения контактов будет проходить своеобразно, и в результате сформируется личность, не знающая окружающего мира: людей, их взаимоотношений, правил поведения, традиций и ритуалов12. 
     В связи с этим, ребенок с тяжелыми нарушениями будет испытывать трудности в понимании человеческих отношений, так как он не сможет самостоятельно познать их теми способами, которыми пользуется здоровый ребенок. Необходимо решать вопросы, которые заключаются в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и в получении элементарного образования. Эти проблемы являются не только следствием субъективного фактора, но и результатом сложившегося общественного сознания, которые утверждают существование недоступной среды, общественного транспорта, социальных служб. 
     Государство стремится обеспечить детей с тяжелыми нарушениями здоровья положительными изменениями в развитии их личности, предоставляет доступ к услугам образования, медицинского обслуживания, профессиональной подготовки, к средствам отдыха и помощь в трудовой деятельности независимо от состояния здоровья, духовного развития и национальности. Очень важно, чтобы дети с тяжелыми нарушениями здоровья чувствовали себя, полноценными людьми, могли участвовать в бытовой, повседневной и социальной жизни, достичь тех успехов, когда сможет принять за себя ответственность. Одним из важнейших результатов социализации ребенка инвалида является принятие ответственности. Это сложный процесс, который зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т.е. от воздействия социальной среды.
     Вхождение ребенка в социальную среду представляет собой процесс его социальной интеграции в систему общественных взаимодействий, связей, отношений и видов деятельности, приобретения тех или иных социальных статусов и выполнения соответствующих социальных ролей. 
     Под социальной интеграцией ребенка, имеющего заболевание, обусловливающее его инвалидность, понимается его оптимальное включение в общественную жизнь13. Включение ребенка в социум по мере своего взросления и освоения социальных функций выступает необходимым условием их полноценной жизни. Оптимизация социальной интеграции предполагает одновременно адаптацию ребенка-инвалида к социальным условиям его жизнедеятельности, а также целенаправленное приспособление элементов социального окружения, социальной среды к удовлетворению его потребностей и запросов. 
     Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями предполагает принятие, усвоение, воспроизводство им правил поведения, норм, ценностей, установок, характерных для современного общества здоровых. Адаптация происходит с помощью навыков, полученных в ходе социализации ребенка, т.е. усвоения и формирования системы норм, ценностных ориентаций, образцов, и развиваемых у него в процессе социального взаимодействия и социальной коммуникации с другими людьми. Здесь важно, чтобы адаптация ребенка протекала в активном взаимодействии с социальным окружением, так как зачастую детям сложно усвоить нормы и правила поведения из-за наличия нарушений в закрытых условиях, отсутствия примеров со стороны взрослых, невозможности совместного общения в реальных ситуациях, поэтому стоит расширить и разнообразить среду взаимодействия, показать механизм использования социальных ролей и сформировать индивидуальные качества ребенка.
     Необходимо отметить значимость компетенции семьи в процессе социализации ребенка, поскольку она является важным фактором в формировании определенных качеств личности ребенка, осуществляет воспитание, дает ребенку стержень и силу. 
     Обратимся к социологическим исследованиям, в которых отражена типология семейной активности в отношении здоровья ребенка-инвалида. Под активностью семьи понимается использование всех имеющихся у нее средств для повышения уровня здоровья ребенка, активное взаимодействие с учреждениями здравоохранения для решения этой задачи14. 
     Первый тип семей – с высокой активностью – 35%. Это полные семьи, в которых родители имеют высшее или среднее специальное образование, проживают в средних и малых городах. Они постоянно проявляют заботу о здоровье ребенка, ищут информацию, которая позволит им получить более полноценную медицинскую и социальную помощь, активно изучают законодательство о правах детей-инвалидов, вступают в родительские ассоциации, выполняют все рекомендации специалистов.
     Второй тип семей – со средней активностью – 55%. Это семьи, в которых родители также имеют высшее или среднее специальное образование, но среди них встречаются как полные, так и не полные семьи. Они не всегда обладают необходимыми знаниями о формах реабилитации ребенка, что препятствует реализации потребностей в восстановлении его здоровья. Сталкиваясь с определенными трудностями в получении доступа к необходимым услугам, могут отказаться от их получения.
     Третий тип семей – с низкой активностью – 10%, связанной с деятельностью, направленной на оздоровление ребенка-инвалида. Это преимущественно малообеспеченные семьи, в которых родители имеют начальное профессиональное или полное среднее образование, проживают как в сельской местности, так и в крупных населенных пунктах. Для них характерны плохие жилищные условия, склонность к вредным привычкам (употребление алкоголя). Такие семьи редко обращаются за квалифицированной медицинской помощью даже в случае необходимости оказания ребенку-инвалиду экстренной помощи, не имеют возможности пользоваться платными медицинскими услугами. Здоровье ребенка для данного типа семей не является ведущей ценностью.
     Таким образом, мы видим, насколько семьи, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями здоровья, заинтересованы здоровьем собственного ребенка. Родители должны занимать активную позицию и всячески поддерживать своих детей, помогать преодолевать существующие ограничения на пути к услугам медицинской помощи, получению образования, профессии, к средствам отдыха и т.п.  
     Эксперты ЮНЕСКО на собрании обсуждали вопросы по специальному образованию и пришли к тому, что необходимо содействовать максимальной социализации инвалидов в общество, так как формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизнедеятельности общества могли бы способствовать дальнейшему развитию страны и её стабильному функционированию. 
     Рассмотрим содержание особенностей социализации детей с тяжелыми нарушениями здоровья, которые отражены в научных трудах авторов: И.П. Помещикова, А.И Клименко, Шипицына Л.И., Б.И. Пинский, И.Г. Еременко, Е.И. Разуван.
     Для начала обратимся к работам И.П. Помещикова и А.И Клименко. Они отмечают, что особенности в развитии и физиологии детей могут привести к снижению способности к адаптации, таким образом усложняя возможности социализации и жизни в обществе.  Личностное развитие индивида изначально не соответствует стандартам, установленным в обществе. По этим причинам многие дети с ограниченными возможностями здоровья приспосабливаются к особой среде, что препятствует их социальной интеграции в сфере образования, общественной жизни в целом. 
     Шипицына Л.И. определяет социализацию как «становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть ребенок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей», то есть воздействие социума на формирующуюся личность ребенка и участие в процессе интеграции может подготовить к самостоятельной жизни, учебе и будущей работе. Для успешной социализации в общество необходимы специальные мероприятия, направленные на психолого-педагогическое сопровождение в процессе обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями здоровья, так как могут столкнуться как с психологическими, так и с физическими трудностями.
     В своих научных исследованиях Б.И. Пинский указывает, что у детей с ограниченными возможностями выражена неадекватность самооценки, неспособность к целеустремленности, необдуманность действий, зачастую это зависит от мнения и оценки окружающей среды, так же у них может постоянно меняться желания и отсутствовать мотивация к долгосрочным целям. 
     И.Г. Еременко в своих работах изучал особенности взаимоотношений между детьми с тяжелыми нарушениями здоровья. Автор отмечает, что недостаточная мотивация, равнодушное, безразличное отношение к своему положению в группе, неустойчивость во взаимоотношениях обусловлено низким уровнем самосознания, трудностью формирования черт характера и недоразвитием общественной направленности.
     В научных трудах Е.И. Разуван подчеркивает, что дети с нарушениями испытывают большие психологические трудности при коммуникации с окружающими, в особенности со сверстниками. Автор отмечает, что дети не проявляют активности в общении, у них не развита инициатива, это вызывает большие проблемы при знакомстве с новыми людьми, им легче вступить в диалог с близким окружением. Ограниченный круг интересов, отношений, связей может являться фактором прекращения общения. 
     Таким образом, социализация детей с тяжелыми нарушениями здоровья в настоящее время остается одним из приоритетных направлений социальной работы, педагогики и психологии.
     В ходе социализации на каждом возрастном этапе ребенок с ограниченными возможностями здоровья решает следующие задачи:
     Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и полового развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных социокультурных условиях. Формирование у детей с нарушениями здоровья представлений о строении организма здорового человека мужского и женского пола, а так же физическое развитие двигательной активности, координации движений, силовых способностей детей, обучение детей навыкам здорового образа жизни (своевременное использование лекарственных средств, медицинских препаратов, выполнение физических упражнений, соблюдение режима труда и отдыха).
     Социально-культурные задачи — это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые присущи для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом так и ближайшим окружением человека. Социально-культурные задачи детьми и подростками с ограниченными возможностями решаются как самостоятельно, так и при взаимодействии с родителями, педагогами, сверстниками. Морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи решаются для формирования жизненной позиции в условиях существования современного общества.
     Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения. Важно, чтобы у ребенка с ограниченными возможностями самосознание было сформировано, а самооценка повышена, то есть осознание себя самодостаточной и самоценной личностью, способной к изменениям. Развитие и самосознание происходит во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий.
     По мнению А.В. Мудрика, если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делают его неполным. Для формирования независимой, решительной, жизнестойкой личности, обладающей лидерскими качествами и активно поддерживающей связь с людьми независимо от роста, пола, социального положения и состояния здоровья, должна проводиться целенаправленная деятельность родителями, сверстниками, специалистами при активном участии и положительном настроении самого ребенка с ограничениями жизнедеятельности. 
     Таким образом, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека в деятельности, в общении и самосознании и представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы. Успешность социализации ребенка будет зави.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44