- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Роль системы государственных закупок в Российской Федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005002 |
Тема: | Роль системы государственных закупок в Российской Федерации |
Содержание
Введение Актуальность темы исследования. В настоящее время государственные закупки представляют собой значительную долю бюджетных расходов. По данным официального сайта единой информационной системы в сфере государственных закупок контрактная система охватывает около 260 тысяч заказчиков, объем закупок за 2016 г. составил свыше 5 трлн. руб. При этом стоит отметить, что государственные расходы представляют собой не только приобретение товаров, работ, услуг, необходимых для осуществления деятельности государственных учреждений, но также включают в себя так называемые инвестиционные товары. Поэтому, участвуя в распределении финансовых ресурсов в различные сферы экономики, государство, как крупнейший заказчик, выполняет важную роль в регулировании экономики. Эффективное функционирование системы государственных закупок закладывает основу социально-экономического развития за счет стимулирования российских производителей и поддержания необходимого соответствия между общественными потребностями и необходимыми финансовыми ресурсами для их удовлетворения. Действующее законодательство в сфере государственных закупок ставит во главу угла обеспечение максимальной прозрачности закупок на разных стадиях ее осуществления. При этом законодательно не определено как само определение эффективности, так и то, каким образом она может быть измерена. В то же время на сегодня не сложилась и практика оценки эффективности осуществления государственных закупок бюджетными учреждениями. В научной литературе представлены разработки методики оценки эффективности системы, однако на данный момент лишь носят теоретический характер. Актуальность темы диссертационного исследования, несомненно, связана со спецификой осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях. В соответствии с законодательством бюджетное учреждение - это некоммерческая организация, основанная государством для выполнения работ и оказания услуг для осуществления полномочий в различных социально-значимых сферах. При этом основным источником финансирования бюджетного учреждения выступает государственный бюджет: средства поступают учреждениям для выполнения основной цели своего существования - обеспечение населения социальным благами и услугами. Соответственно, предоставляя денежные средства учреждению, государство закладывает основы эффективного функционирования, а также основы стабильного экономического развития общества. В этой связи методология системы учета государственных закупок должна быть построена соответствующим образом, чтобы эффективно организовать деятельность, нацеленную на решение поставленных учреждению задач. Таким образом, в настоящее время вопросы по совершенствованию учета и анализа системы государственных закупок бюджетных учреждений представляют значительный теоретический и практический интерес, что предопределяет актуальность темы исследования. Степень разработанности проблемы. Повышение эффективности бюджетных расходов, направления их совершенствования, в том числе развитие системы государственных закупок, в последние годы вызывают повышенный интерес и исследуются многими учеными. Теоретическим и практическим разработкам по проблемам системы государственных закупок посвящены труды следующих отечественных ученых: Анчишкина О. В., Кирсановой И.А., Кузнецова К.В., Никифоровй Н.В., Нестерович Н. В., Смирнова В.И., Смотрицкой И.И., Черных С. И. и др. Среди зарубежных теоретиков и исследователей вопросов развития контрактных отношений можно упомянуть следующих: Вестринг Г., Джадун Г., Д. Норт, Л. Мизес, В. Нордхаус и Д. Киаге, С. Оньянго, П. Милгром, Г. Ростон, А. Скрипак, С. Волстен и др. Значительный вклад в изучение вопроса об оценке эффективности осуществления государственных закупок внесли такие российские ученые и экономисты, как Т.Г. Шешукова, И.И. Смотрицкая, Лапин А.Е., Батуева Б.И., Налбадян А.А., Хрущев Р.В. и др. Несмотря на наличие большого количества теоретических и методических подходов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и развитию системы государственных закупок, неопределенным остается ряд проблем. В частности, отсутствуют точные критерии оценки эффективности и методики учета осуществления государственных закупок бюджетными учреждениями. Поэтому, при всей значимости проведенных научных исследований, считаем необходимой дальнейшее усовершенствование теоретических подходов и практических рекомендаций по развитию системы государственных закупок в контексте совершенствования методики учета и анализа системы государственных закупок, что и обуславливает постановку целей и задач данного исследования. Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теории и методики учета и анализа системы государственных закупок как важного элемента повышения эффективности работы бюджетных учреждений. Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач: исследовать понятие системы государственных закупок; разработать мероприятия по совершенствованию системы учета государственных закупок; разработать методику оценки эффективности государственных закупок; разработать отчетные формы для анализа государственных закупок; создать регламент осуществления приемки товаров, работ, услуг. Предмет и объект исследования. Предметом исследования является совокупность теоретических и методических вопросов, связанных с развитием учета и анализа в системе государственных закупок бюджетных учреждений. Объектом диссертационного исследования является бюджетные учреждения, осуществляющие государственные закупки. Теоретико-методологическая основа исследования Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили труды российских и зарубежных ученых в сфере учета, контроля и анализа государственных закупок, нормативные акты Российской Федерации, аналитические и информационные материалы российской периодической печати, монографии. В качестве методов исследования использовались общенаучные методы познания: экстраполяция и логический анализ, наблюдение, конкретизация и абстрагирование, индукция и дедукция. В процессе исследования применялись системный и комплексный методы анализа, сравнение, метод группировки данных. Информационно-эмпирической база исследования послужили данные российского законодательства, официальные данные, размещенные на единой информационной системы в сфере закупок, на сайте Министерства финансов РФ, данные учета и финансовой отчетности, внутренние документы, а также материалы осуществления государственных закупок ФГБОУ ВО «ПГНИУ». Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании и решения комплекса методических вопросов, связанных с развитием методики учета и анализа системы государственных закупок. Научные результаты, содержащие новизну, полученные автором и вынесенные на защиту, конкретизируются в следующих положениях: уточнено понятие системы государственных закупок, которое наиболее точно отражает сущность и механизм осуществления государственных закупок; разработаны мероприятия по совершенствованию системы учета государственных закупок, включающие совершенствование как методики учета, так и внутреннего контроля; развита методика оценки эффективности государственных закупок с учетом особенностей деятельности бюджетных учреждений, которая основывается исключительно на общедоступной информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и, соответственно, не требует получение дополнительной информации из иных источников; разработаны отчетные формы для анализа государственных закупок в рамках полученной методики оценки эффективности, которые представляют собой интегрированные документы из отчетных форм по каждому этапу осуществления закупки. разработан регламент осуществления приемки товаров, работ, услуг, который при отсутствии точного алгоритма действии в законодательстве конкретизирует процесс приемки. Практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и положения диссертации развивают основы развития системы государственных закупок, определяют современные подходы к повышению эффективности бюджетных расходов, проведению оценки эффективности государственных закупок на основании разработанных критериев. Практическая значимость исследования заключается в том, что исследуемые в диссертации теоретические модели, практические рекомендации, методики, алгоритмы направлены на повышение эффективности самой системы государственных закупок, и могут быть рекомендованы к использованию соответствующими государственными органами, обладающими на это полномочиями. Апробация и реализация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались на региональной конференции молодых ученых и студентов «Учетно-контрольные и аналитические инструменты инновационной экономики» (г. Пермь, апрель 2017 г.), а также на II международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Учет, анализ и аудит: состояние и перспективы развития» (г. Луганск, май 2017 г.). Публикации. Основные результаты исследования изложены в четырех научных работах общим объемом 8 печатных листов. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст диссертации изложен на 105 страницах, содержит 41 таблицу и 6 рисунков. Во введении раскрыта актуальность выбранной темы диссертационного исследования, сформулирована цель и задачи исследования, дана характеристика объекта и предмета диссертации, обоснована научная новизна, теоретическая и практическая ценность результатов. В первой главе - «Теоретические аспекты рыночного механизма государственных закупок» - раскрывается экономическая роль и современное состояние системы государственных закупок в РФ, исследуется их организационно-правовая база. Уточнены основные критерии оценки эффективности государственных закупок в бюджетных учреждениях, рассмотрены существующие подходы к оценке эффективности, представленные отечественными и зарубежными авторами. Во второй главе - «Оценка механизма осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях» - раскрыта специфика деятельности бюджетных учреждений, в том числе обращено внимание на различие источников финансирования, и, соответственно, на различие механизма осуществления закупок. Также выявлено влияние государственных закупок на организацию учета и экономического анализа. Определены основные несовершенства системы учета, а также проблемы аналитического обеспечения государственных закупок. В третьей главе – «Разработка мероприятий по повышению эффективности осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях» - сформулированы рекомендации по совершенствованию государственных закупок. Для целей анализа разработана методики оценки эффективности государственных закупок, в том числе рекомендации по улучшению эффективности закупок учреждением, а также предложены отчетные форм для их оценки. В заключении диссертации представлены основные теоретические выводы и практические результаты исследования. 1. Теоретические аспекты механизма и оценки осуществления государственных закупок 1.1. Роль системы государственных закупок в Российской Федерации Бюджетная система является одним из важных элементов государственного регулирования экономики, основным инструментом которой выступает система государственных закупок или контрактная система, поскольку именно государственные закупки позволяют государству осуществлять свои функции и задачи, оказывая при этом влияние на экономические отношения и одновременно создавая необходимые условия для развития экономики. Определяющую роль государственных закупок в национальной экономике точно характеризуют статистические данные. Так по данным официального сайта единой информационной системы в сфере закупок на настоящий день участвуют порядка 280 тысяч заказчиков, объем закупок за 2016 г. составил свыше 5, 4 млн. руб. [56] В настоящее время государственные закупки представляют собой крупный сегмент бюджетных расходов. На протяжении последних лет в Российской Федерации ежегодно увеличиваются расходы бюджета, и, соответственно, доля средств, осваиваемых путем проведения государственных и муниципальных закупок, остается около 40 % (см. табл. 1) [52, 53, 54]. Таблица 1 Соотношение расходов федерального бюджета и объемов заключенных контрактов на закупку товаров,работ, услуг в РФ за 2011-2015 гг. Год Расходы федерального бюджета, трлн. руб. Объемы заключенных контрактов в рамках системы государственных закупок (в рамках 44-ФЗ), трлн. руб. Удельный вес государственных закупок к общей сумме расходов бюджета, % 2011 10,9 4,8 44,04 2012 12,9 6,1 47,29 2013 13,3 5,9 44,36 2014 14,8 5,5 37,16 2015 15,8 5,5 34,81 При этом стоит отметить, что государственные расходы представляют не только приобретение товаров, работ, услуг, необходимых для осуществления деятельности государственных заказчиков, но также включают в себя так называемые инвестиционные товары. Закупая продукцию для нужд образования, здравоохранения, армии, культуры, спорта, реализации целевых государственных программ развития, государство непосредственно воздействует на динамику и структуру рыночной экономики страны. Соответственно, непосредственно участвуя в распределении финансовых потоков в различные секторы экономики, государство как крупнейший заказчик выполняет важную роль в регулировании экономики. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок – в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и Федеральным законом № 223-ФЗ [1]. Федеральный закон № 44-ФЗ дает понятие закупки товаров, работ и услуг как совокупность последовательных действий с момента определения поставщика до исполнения обязательств, осуществляемых в установленном законодательством порядке заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд [11]. В научной литературе сложились различные трактовки определения понятия государственных закупок. Можно выделить следующие подходы к определению понятия с точки зрения разных областей знаний. Так современный экономический словарь дает определение государственных закупок как часть произведенных в стране или за рубежом товаров, работ и услуг, закупаемых государством за счет средств государственного бюджета [27]. Основываясь на мнении Л. Якобсона, можно предположить, что экономическая теория рассматривает осуществление государственных закупок как одно из направлений деятельности государства, нацеленное на определение и реализацию оптимального размещения собственных ресурсов, а также за счет доходов и расходов государственного бюджета [44]. С призмы макроэкономики интересен подход к определению Крисановой И.А., которой экономическая сущность государственных закупок трактуется 2 подходами: в широком и узком смыслах.В узком смысле государственные закупки представляют собой эффективный процесс организации поставки товаров, работ и услуг для выполнения государством своих функций. В широком понимании экономическая сущность механизма государственных закупок заключается в перераспределении денежных средств путем наделения общества определенными благами. Поступление средств в виде налоговых и иных отчислений от хозяйствующих субъектов формируется за счет возвращения населению и хозяйствующим субъектам товаров, работ, услуг, полученных от осуществления государственных закупок [19]. Шувалов С. С. считает, что государственные закупки - это механизм реализации общественных потребностей, который выступает как равноправный субъект координации государства [9]. Никифорова Л. В. раскрывает государственные закупки как обязательный элемент управления государственными финансами и другими ресурсами общественного сектора экономики, призванный обеспечивать как общественные потребности, так осуществлять регулирование экономикой, основываясь на расходах государственного сектора [39]. Иной подход к трактовке понятия рассматривается с юридической точки зрения, который в основу ставит Федеральный закон № 44-ФЗ. Так Е.А. Малыхина считает, что система государственных закупок представляет собой определенный механизм для регулирования отношений, возникающих при осуществлении закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд [21]. Данное определение соответствует Федеральному закону № 44-ФЗ, согласно которому состав контрактной системы образуют участники контрактной систем и, соответственно, действия, осуществляемые этими участниками в соответствии с законодательством для обеспечение государственных и муниципальных нужд. Несколько другой подход у Шмелевой М.В., которая рассматривает данное понятие сквозь призму объединения различных субъектов сфере закупок, которые должны осуществлять возложенные на них законодательно действия и функции, направленные на достижение поставленных целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. В основе взаимодействия участников положены механизмы партнерства государственного и частного сектора [42]. В составе контрактных правоотношений в сфере государственных и муниципальных закупок Шмелевой М.В. выделено две формы отношений: Обязательственные правоотношения: заключение государственного контракта между участником закупок и заказчиком. Организационно-правовые отношения, которые складываются при проведении закупок у участника или заказчика и возникают у организации при проведении и участия в процедурах. В подходах к определению понятия государственных закупок, которые наиболее полно отражают сам механизм государственных закупок, мнения авторов также неоднозначны. Так Чевтаева Е. И. обращает внимание на то, что государственные закупки выступают в роли механизма, который влияет на существенное повышение качества обеспечения государственных и муниципальных нужд [35]. На взгляд Снетковой А. В. государственные закупки – это приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд за счет средств бюджета не для дальнейшей перепродажи, при этом государство вступает в роли покупателя [29]. Л.В. Андреева под закупками предлагает понимать вид деятельности государства по приобретению товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования для осуществления функций и полномочий государственных заказчиков. Довольно детально изучает сущность государственных закупок Смотрицкая И. И., которая концентрирует внимание на сущности государственных закупок, отличии понятия государственных закупок от понятие государственного заказа [30]. Государственный заказ отражает общественные потребности через государственный спрос, а государственная закупка является обеспеченной государственной потребностью. Государственная закупка понимается как результат, заключительная стадия этапом процесса реализации государственного заказа (обеспечения общественных потребностей), и, одновременно, форма обеспечения общественных потребностей. Другое более точное определение дает Губарев Г. Ю., считая, что государственные закупки – это система отношений, в основе которой лежат контракт и которая связана с закупкой и поставкой товаров и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд за счет средств бюджета с целью их рационального использования [16]. Таким образом, изучив различные подходы к определению понятия государственных закупок, можно дать следующее определение: государственные закупки – это система правоотношений между заказчиком и поставщиком приобретаемых товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет средств государственного бюджета с целью эффективного их использования. Следующий момент, на который стоит обратить внимание, это основные принципы системы государственных закупок. Федеральный закон № 44-ФЗ выделяет следующие принципы: принцип открытости и прозрачности информации, принцип обеспечения конкуренции, принцип профессионализма заказчика, принцип стимулирования инноваций, принцип обеспечения единства контрактной системы в сфере закупок, принцип ответственности за результативность, эффективность осуществления закупок. Также в научной литературы выделяются другие принципы, кроме законодательно установленных. Так к основным принципам системы государственных закупок, которые соблюдаются при проведении конкурентных способов закупки, Нестерович Н. В. и Смирнов В.И, относят: гласность, справедливость, экономичность, эффективность, подотчетность [24]. Также в научных трудах ученых-экономистов акцентировано внимание на принципах грамотной законодательной и нормативно-правовой системы и недопущения злоупотреблений. В то же время в публикациях И. И. Смотрицкой и С. Черных выделяются следующие принципы [18]: - нормативно-правовая основа проведения государственных закупок; - условия для свободной конкуренции; - контроль независимых уполномоченных органов; - обоснованность расходов бюджетных средств; - объективность ко всем участникам закупок; - открытость и доступность. Что касается международного опыта, то, например, в Европейском союзе существует сложившаяся система базовых принципов, в которую входят: — прозрачность (transparency) — открытость и доступность информации; — недопущение дискриминации (non-discrimination); — справедливость (fairness) — равные возможности для всех участников закупок [59]. Таким образом, комплексный подход к осуществлению государственных закупок должен основываться на принципах законности, конкуренции, открытости, независимости, объективности, развития инноваций и эффективности. Система государственных закупок выполняет ряд важнейших функций, которые связаны между собой и нацелены на стимулирование экономики как региона, так и страны в целом. Прежде всего, государственные закупки выполняют воспроизводственную функцию, которая заключается в удовлетворении потребностей государства в товарах, работах, услугах для реализации государственных функций, обеспечивая при этом стабильные экономические связи [36]. В то же время государственные закупки, являясь инструментом экономической политики, осуществляют регулятивную функцию. Распределяя бюджетные средства на определенные виды товаров, работ, услуг, осуществляется регулирование расходов государства, определение неэффективного использования бюджетных денег. При этом, конкурентные процедуры позволяют удовлетворять нужды заказчиков в том объеме, что и без их проведения, но значительно дешевле, и, соответственно, сокращение государственных расходов не влечет за собой сокращение потребностей [37]. Немаловажной функцией выступает функция ценового регулирования, суть которой раскрывается в том, что посредством государственных закупок оказывается косвенное влияние на динамику цен определенных видов товаров, работ и услуг [36]. Стимулирующая функция государственных закупок служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей, уравнивает их шансы продавать свою продукцию такому крупному заказчику как государство и, таким образом, позитивно влияя не только на рынок государственных закупок, но и на отраслевую и региональную структуры экономики. Социальная функция способствует реализации социально-экономической политики государства, в том числе на участие социально уязвимых групп населения в трудовом процессе. Инновационная функция формирует экономические предпосылки для создания принципиально новых или с новыми потребительскими свойствами товаров, работ, услуг [20]. Функция оптимизации расходов бюджетных средств позволяет на основе анализа выявить возможности экономии, дать прогноз будущих расходов бюджета и обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов [37]. Таким образом, через рассмотрение функций подчеркивается важное значение государственных закупок для экономики страны. В процессе развития система государственных закупок России за относительно короткий срок преодолела несколько этапов: от установления принципа добровольности заключения контрактов между государственными заказчиками и поставщиками в начале 1990-х годов до создания многоуровневой контрактной системы, которая основана на единых подходах и принципах. За этот период были осуществлены следующие действия: • сформирована нормативно-правовая система регулирования сферы государственных закупок; • создана информационная прозрачность; • детализирован процесс осуществления закупок; • введена ответственность за нарушения; • установлен контроль за эффективностью расходования бюджетных средств; • введен регламент для доступа иностранных поставщиков к участию в закупках [13]. Современная система государственных закупок в России становится тем фактором, который закладывает основу к устойчивому и динамичному развитию как национальной экономики, так и к расширению и укреплению международного экономического сотрудничества. Основное направление развития системы государственных закупок России в целом отвечает общемировому значению и ориентировано на международный опыт и на использование лучших мировых практик: • широкое использование средств электронных коммуникаций; • поддержка субъектов малого предпринимательства; • противодействие коррупции; • снижение формальных требований к участникам; • разработка более гибкого нормативного правового регулирования [13]. На современном этапе государственные закупки становятся одним из значимых инструментов для стимулирования преобразований в связи с внедрением определенных преференций. Так, с помощью преференций поддерживаются в рамках международной торговли отечественные производители, а на внутреннем рынке, например, малый бизнес, некоторые общественные организации и т. д. В целом влияние государственных закупок на экономику раскрывается в следующем [26]. 1. Применение национального режима при осуществлении закупок. Законом о контрактной системе установлен национальный режим при осуществлении закупок к товарам, происходящим из иностранных государств. Такая система преференций для отечественных поставщиков в рамках государственных закупок - производителей стран-участников ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) определяет равный доступ на рынок всех участников соглашения. Применение национального режима в части ограничения допуска иностранной продукции предназначено для поддержания основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки отечественных производителей [56]. 2. Поддержка субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СМП и СОНКО). Государство через систему государственных закупок осуществляет экономическую поддержку малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, инвестируя средства из бюджета. При этом наблюдается устойчивый рост показателей, что приведено в табл.2. Таблица 2 Основные показатели по результатам проведения конкурентных процедур для СМП и СОНКО в 2015-2014 гг. Показатель Год Абсолютное изменение Относительное изменение 2015 2014 Количество опубликованных извещений, шт 1000 867,4 +132,6 +16 Стоимость опубликованных извещений, млрд. руб. 802,3 633,2 +169,1 +27 Средняя начальная (максимальная) цена контракта по извещениям, тыс. руб. 797,8 730 +67,8 +9,3 Средняя цена контракта, тыс.руб. 581,6 556,4 +25,2 +4,5 Экономия от проведения конкурентных процедур, млрд. руб. 92 75 +17 +22 Доля экономии к общей стоимости закупок, % 11,5 11,8 -0,3 -2,5 В 2016 году было размещено более 1 млн. извещений о закупках, участниками которых могли быть только СМП и СОНКО, на сумму около 802,3 млрд. рублей, что на 16 % и 27 % соответственно превышает аналогичные показатели 2015 года. При этом средняя цена извещения таких закупок составила 797,8 тыс. рублей, что на 9,3 % превышает аналогичный показатель 2015 года. По итогам осуществления закупок с преференциями СМП и СОНКО заключено более 1 млн. контрактов общим объемом 610,9 млрд. рублей, что на 18 % и 23,5 % соответственно превышает аналогичные показатели 2015 года. Средняя цена контракта, заключенного с СМП, СОНКО по итогам отчетного периода, увеличилась на 4,5% относительно показателя 2015 года и составила порядка 581,6 тыс. рублей. В отчетном периоде сохраняется устойчивый рост объема экономии денежных средств по результатам проведения конкурентных способов осуществления закупки среди СМП и СОНКО. Так, по результатам проведения в 2016 году таких процедур общий объем экономии составил около 92 млрд. рублей, что на 22% больше аналогичного показателя 2015 года. При этом доля экономии от общего объема закупок у СМП и СОНКО составила 11,5 % [52]. Таким образом, применение данных преференций в системе государственных закупок способствует реализации государственной политики: по поддержке малого предпринимательства социальной направленности; по повышению эффективности национальной экономики. 3. Формирование спроса на современную продукцию Повышая требования государственных заказчиков к продукции, совершенствуя правовое регулирование, государство способствует формированию спроса на современную продукцию [26]. Так, Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ вводит условия соблюдения требований энергетической эффективности закупаемых товаров, работ и услуг. Исходя из вышеперечисленного, государственные закупки создают экономическое пространство, открывающее возможности для эффективного развития национальной экономики. Таким образом, сформировались следующие ключевые моменты к определению роли государственных закупок в Российской Федерации: 1. Государственные закупки представляют собой крупный сегмент бюджетных расходов, осуществляющий регулирование экономики 2. Подходы к определению государственных закупок с экономической, макроэкономической, юридической точек зрения, а также со стороны области знаний, объектом исследования которой выступают сами государственные закупки, различны. 3. Государственные закупки – это система правоотношений между заказчиком и поставщиком закупаемых товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет средств государственного бюджета с целью эффективного их использования. 4. Подход к осуществлению государственных закупок должен основываться на принципах законности, конкуренции, открытости, независимости, объективности, развития инноваций и эффективности. 5. Система государственных закупок выполняет воспроизводственную, стимулирующую, регулятивную, социальную, инновационную функции, а также функции ценового регулирования и эффективного расходования бюджетных средств. 6. Система государственных закупок России, отвечая общемировым стандартам, закладывает основу к устойчивому и динамичному развитию экономики, так и к расширению и укреплению международного экономического сотрудничества. 7. Государственные закупки становятся одним из важных инструментов для стимулирования преобразований при действии определенных преференций, и, тем самым, открывают возможности для эффективного развития национальной экономики. 1.2. Организационно-правовые основы осуществления государственных закупок Основными документами, регламентирующими осуществление государственных закупок являются Федеральный закон № 44-ФЗ и Федеральный закон № 223-ФЗ. Поскольку распространенное и основополагающее влияние оказывает действие Федерального закона № 44-ФЗ, то рассмотрим его основные моменты наиболее подробно. Закон о контрактной системе, вступивший в силу с 1 января 2014 года, пришел на смену Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Предопределяющими направлениями для введения закона № 44-ФЗ стали: изменение механизма осуществления государственных закупок, повышение качества и эффективности достижение гласности и прозрачности сферы закупок усиление антикоррупционного контроля. Также особенно важно, что нормы закона №44-ФЗ возлагают ответственность на заказчика как за формальное соблюдение процедур осуществления закупки, так и за конечный результат закупки. Основные отличия закона № 44-ФЗ от закона № 94-ФЗ приведены в табл. 3. Таблица 3 Основные отличия действующего Закона № 44-ФЗ от Закона № 94-ФЗ. Предмет сравнения Закон № 94-ФЗ Закон № 44-ФЗ Планирование Отсутствие полноценного регулирования этапа планирования при подготовке бюджета; Установлено среднесрочное планирование путем составления планов закупок и планов графиков; Объект закупки требование обоснования только начальной максимальной цены контракта; требование обоснования не только начальной максимальной цены контракта, но еще и объекта закупки, процедуры размещения и требований к участникам заказа; Мониторинг отсутствие мониторинга после заключения государственного контракта; осуществление мониторинга на этапе контроля, в результате которого высока вероятность того, что такой контракт будет обжалован и рассмотрен в соответствующих контрольных органах. Нормирование отсутствие понятия нормирования внедрение понятия нормирования: установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам Общественное обсуждение закупок обязательное общественное обсуждение закупок с ценой контракта свыше 1 млрд. руб.; начиная с этапа планирования, государственные закупки должны обсуждаться общественностью; Способы осуществления закупок предусмотрено только 7 способов осуществления закупок; внедрение новых способов определения поставщиков: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, запрос предложений; Обоснование закупки отсутствует установление соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок Антидемпинговые меры отсутствие антидемпинговых мер; внедрение антидемпинговых мер; Контрактная служба отсутствие контрактных служб или контрактных управляющих; создание контрактных служб и контрактных управляющих; Экспертиза отсутствие требования обязательн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: