VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль школьного музея в сохранении историко-культурного наследия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012430
Тема: Роль школьного музея в сохранении историко-культурного наследия
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 

КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ факультет

Кафедра истории и культурологии

Направление история


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
на тему:
Роль школьного музея в сохранении историко-культурного наследия 

Выполнил студент группы ГИ-1-14
Айболотова Акак Айболотовна                                        ___________________
                
Руководитель 
К.и.н.д. Ставская Людмила Георгиевна
                                                                                              ___________________
         

Работа к защите допущена
Заведующий кафедрой 
Акад., д.и.н., профессор Плоских В.М.                            _____________






БИШКЕК 2018


Оглавление
Введение	2
Глава I. Роль школьного музея в сохранении историко-культурного наследия	6
1.1 Концепция сохранения историко-культурного наследия и его современные интерпретации	6
1.2. Исторический обзор формирования и функции школьного музея	18
1.3 Школьный музей в системе историко-культурного наследия	29
Глава II. Основные направления культурно-образовательной деятельности школьных музее в контексте сохранения историко-культурного наследия	40
2.1 Принципы создания экспозиций школьных музеев как культурно-информационных объектов	40
2.2 Культурно-образовательные мероприятия школьных музеев	57
Заключение	70
Список используемой литературы и источников:	72










Введение

	Актуальность. В настоящее время кардинально меняется отношение к исторической памяти и культурному наследию. Все дальше уходят от поколения память о ключевых вехах истории Кыргызстана: Восстание 1916 г., Октябрьская революция (переворот), Великая Отечественная война; из средневековой и древней истории: события на Великом шёлкового пути, принятие ислама в эпоху Караханидов, этногенез кыргызов, противостояние народов Центральной Азии Джунгарскому ханству и Цинской империи и т.д.
     Вышесказанные изменения в первую очередь связаны с глобальными социокультурными процессами, информатизацией общества, урбанизацией и развитием высоких технологий.  Под воздействием этих изменений все более острым становится вопрос сохранения и передачи историко-культурного наследия подрастающему поколению1. К счастью, в последние столетия человечество выработало определенные способы сохранения материального и духовного наследия и создан специальный институт – музей, в частности школьный музей, который приобрел в Советском Союзе массовый характер, каждая советская школа стала располагать собственными музеями. Деятельность школьных музеев позволяло формировать ценностное отношение учащихся к сохранению исторической памяти. Оно в ненавязчивой форме проецировало ребят в военно-историческое прошлое школы, города, страны, опирается на воспитательный потенциал историко-краеведческого материала2.
     С другой стороны, сегодня актуальной становится проблема определения места школьных музеев в XXI в. Чем они станут: хранителями историко-культурной памяти, некоммерческим учреждением или организацией которые в стремлении выжить игнорируют только музеям присущую деятельность и проводят мероприятия, не соответствующие его функциям? Не исследованным так же остается проблема специфичности школьных музеев Кыргызстана, ведь в сущности региональные особенности, кочевое прошлое, уникальность исторических и культурных памятников накладывает на процессы музейной коммеморации и в трансляции тех или иных сведений свой отпечаток3. 
     Историография. Историческую литературу по данной тематике можно разделить на два больших блока. Первый содержит исследования, касающиеся концептуализации дефиниции «культурное и материальное наследие» и «историческая память». Были учтены общефилософские подходы к понятию исторической памяти и музея, представленные в зарубежной литературе. В первую очередь, следует отметить работы общего характера, связанные с феноменом нематериальности, в частности, работу О. П. Флоренского, и М.С. Кагана, выделившего категорию процессуально-деятельностной модальности культуры, исследования взаимоотношений между материальным текстом и его смыслом Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского и других представителей московско-тартуской семиотической школы, работы Ж.-Ф. Лиотара.
      Второй блок посвящен трудам, связанным с изучением проблем взаимосвязи между практиками хранения культурного наследия и потенциала и роли музея в его сохранении и презентации, их общественным функциям, теориям и методикам музейного дела и на ее узкое направление исследований, собственно касающихся школьных музеев. Следует отметить, что история изучения взаимосвязи историко-культурного наследия и музея представляется нам намного шире и глубже. Изучение процессов, связанных с презентацией нематериального культурного наследия в музее, и даже самая постановка этой проблемы во многом обязана стремительному развитию теории музейной коммуникации (М.Б. Гнедовский, Д.Ф. Камерон (D.F. Cameron), C.B. Пшеничная) и теоретическому осмыслению музейной педагогики как одного из основных видов музейной практической деятельности4.
     Цель исследования. Целью данной выпускной квалификационной работы является системное и культурологическое исследование тенденций и направлений школьных музеев в сохранении историко-культурного наследия.
     Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи: осуществить историографический анализ концепций историко-культурного наследия, представленных в музеологическом дискурсе; проанализировать основные исторические этапы развития школьных музеев, выявить роль и основные направления культурно-образовательной деятельности школьных музеев.
     Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности, которые позволили рассмотреть все исторические факты, явления и события в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи. Принцип объективности ориентирован на всесторонний анализ исторической действительности, на привлечении к исследованию различных по происхождению и содержанию источников. В работе использовались сравнительно-исторический, хронологический, системно-структурный методы.
     Объект исследования. Объектом исследования является школьный музей
     Предмет исследования. Предметом исследования являются функция и практика школьного музея в сохранении историко-культурного наследия
     Структура и объем работы. Структура: работа состоит из двух глав, четырех параграфов, введения и заключения. В первой главе предпринимается попытка проанализировать такую концепцию как историко-культурное наследие в рамках школьного музея. Во второй главе рассматривается конкретно школьные музеи, ведется классификация и анализируется их педагогическая, коммеморативная, коммуникационная функция в школе.
























Глава I. Роль школьного музея в сохранении историко-культурного наследия
1.1 Концепция сохранения историко-культурного наследия и его современные интерпретации

     Современная литература все чаще акцентируется на теме историко-культурного наследия, т.е. важной становится деятельность, устремленная на сохранение и добавление памятников в современную культуру путём усиления социокультурной роли памятников и их интерпретации. 
     Проблема историко-культурного наследия стала широко обсуждаться в научной литературе с конца XX в.  Говоря о историко-культурном наследии, мы рассматриваем и музейную практику (школьную), так как именно в музеях находятся исчезающие или навсегда исчезнувшие из повседневности реалии традиционной культуры в виде предметов, технологий их изготовления и мировоззренческих интерпретаций, зафиксированные у самих носителей традиций. Все вышеперечисленное и составляет существенный пласт историко-культурного наследия в его материальной и нематериальной формах5. 
     Термин «культурное наследие» (историко-культурное наследие) сравнительно новый. Его появление связано с принятием 16 ноября 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Конвенции «Об охране всемирного культурного и природного наследия»6.
     В Западной Европе первые предметы культуры назывались артефактами или предметами древности, так как такого термина, как «культурное наследие» в современной интерпретации, еще не существовало. Первое упоминание о недвижимых объектах культуры относится к закону Государственного совета Швеции от 28 ноября 1666 г. В последующие века широкое распространение в международной нормативно-правовой документации получает понятие «культурные ценности». Позже  замена частного определения («культурная ценность») общим («культурное наследие») было  обусловлена стремлением к воссоединению культурных ценностей в единое культурное пространство ? культурное наследие ? и служило выражением процессов глобализации7.
      Историко-культурное наследие – комплексное многоаспектное понятие, обладающее рядом смысловых особенностей и не ограничивающаяся приведенной музейной энциклопедией объяснением, по которой историко-культурное наследие – это совокупность объектов истории, культуры и природы. Отображающий различные этапы развития человечества и природы и осознаваемых социумом как представления, традиции и ценности, которые необходимо актуализировать и сохранить. 8 Вариативность данного понятия вызвано продолжительным ходом его формирования, постижения и становления, а в конце концов спровоцировавшем большое число различных концепций по проблеме определения категории «историко-культурное наследие». В общем, все концепции можно разделить на четыре группы: 1) связанные с постижением общественного и естественного контекста культурного наследия; 2) связанные с механизмом передачи историко-культурного наследия; 3) связанные с функциональной организованностью культурного наследия; 4) связанные со близкими понятиями, выделяющими отдельные компоненты культурного наследия. К первой относятся понятия, соотнесение с которыми искомого позволяет выявить его сущностную специфику. В первую очередь необходимо сравнить понятия «наследие» и «наследство». При кажущемся тождестве двух категорий ? оба означают процесс трансляции итогов деятельности человечества, однако между ними имеются существенные различия9. 
     Следует вести речь о двух значениях термина «наследство». Во-первых, «наследство» в ограниченном значении относится к правовой сфере и означает под собой имущественные отношения, возникшие в последствии кончины собственника и передачи  его имущества наследникам.10 Во-вторых, в широком смысле «наследство» ? это культурный сосредоточение прошлого, передаваемый новому поколению. Наследие же представляет из себя итог осознанного процесса сохранения, коммеморации и трансляции обществом наиболее привлекательных культурных образцов истории для поддержания настоящего. Итак, «наследство» более широкое понятие, чем наследие. Наследие неизменно имеет определенную принадлежность, направленность и ценность. В дополнении, оно восходит к разновременным модальностям, т.е. ограничено во времени и территории и за пределами этих границ теряет свой смысл и ценность. Из чего следует, важнейшее различие здесь состоит в объеме понятий, определимости культурного наследия ценностными общества и, динамизме в пространственные и временные позиции. Вопрос о сущности наследия, о том, что можно относить к наследию, а что нет, до сих пор остается актуальным. Наследие может отчуждаться так и присваиваться социумом в зависимости идеологических концепций, а также от соответствия ценностями о важности тех или иных объектов для общества, что объясняет приоритетность актуализации предметов историко-культурного наследия в тот или иной период истории11.
     Не мало важно так же обратить внимание на критерии отбора историко-культурных ценностей и причисление их к понятиям. «наследие» и «памятник». Целесообразно этому критерием историко-культурного наследия является комплекс фактов и результатов исторического и духовного развития народов Кыргызстана, выраженных в тех или иных объектах. В свою очередь критерием «памятника» является совокупность свойств и элементов историко-культурного наследия, свидетельствующая об исторической и культурной ценности. 
     Сохранение историко-культурного наследия – специфическая сфера знания, носящая многопрофильный характер и обладающая определённой концептуальной направленностью. Теоретическая база сохранения историко-культурного наследия связана с такими науками и дисциплинами, как история, этнология, археология, филология и искусствознание. Данной темой занимается довольно ограниченный круг исследователей, практика, которых связана с работой социальных и государственных учреждений по охране памятников. Охрана культурного наследия – основное явление социального плана. Она не осуществима без научных исследований, энергичной работы музееведов и государственной заинтересованности.
     В исследовании сохранения историко-культурного наследия наблюдаются два течения: историческое и теоретико-методологическое. Первая охватывает историю обеспечения сохранности культурного наследия, второе – это теоретические работы в области семантики, условий расценивания памятников, а также характеристику сферы обеспечения сохранности памятников как разновидности междисциплинарного знания.
     Теоретические проблемы исследования историко-культурного и естественного наследия содержат создание способов выделения объектов наследия, методов их оценки, охраны и использования. Сформировалось двойственное положение, при которой необходимость теоретически осмыслить повышающуюся роль культурного и природного наследия в кризисный период всемирной и кыргызской истории, соседствует фактически лишь с отрывочно, не объединённых разработкой отдельных проблем этого профиля12. Скорейшая перспектива теоретических разработок в целях раскрытия наиболее актуальных вопросов историко-культурного наследия, историографии - консолидировать старания исследователей на междисциплинарной основе, осуществлять деятельность в рамках проблемных научных групп. Современная научная литература подтверждает появление в мире нового культурного явления – образования в области культурного и природного наследия. 
     Главные понятия объектов наследия: памятник, наследие, культурный ландшафт. Памятники - ориентиры формирования исторической памяти. Особенно велика их роль в создании и сохранении важных представлений о прошлом. В исторической социальной коммуникации памятник – символ, отсылающий субъекта к определенному явлению, имевшему место в истории, для воплощения акта наследования или актуализации общественно значимой информации; 2) в нормативно- правовой области – это статус, который присваивается объектам историко-культурного наследия, характеризующаяся особой ценностью для социума. 
     Охрана памятников – система правовых, организационных, финансовых, материально-технических и иных действий, которые направлены на сохранение культурно наследия. Делается в целях устранения естественной коррозии, повреждения или уничтожения памятника, изменения его облика и др. Содержит в себе: выявление, исследование и учёт памятников; обеспечение их сохранности (в т.ч. консервацию, реставрацию, приспособление для использования, научно-исследовательские, проектные и производственные работы); наблюдение за содержанием и использованием; контроль за соблюдением законодательства  реконструкции или рестоврации памятников (в исключительных случаях при особой значимости объекта). Охрана памятников осуществляется органами власти КР, местного самоуправления при пособничестве общественных и религиозных организаций; финансируется из бюджета государства.
     К историко-культурным ценностям относятся такие  объекты: памятники истории и культуры – сооружения, здания, материальные предметы исторической важности, связанные с ключевыми событиями прошлого, эволюций социума и государственных структур, революциями и коренными реформами, с Октябрьской революцией 1917 г., Великой Отечественной и гражданскими войнами 1917-1922 гг., реализацией коммунистических и социалистических программ, с научно-техническим прогрессом, трансформацией культурной среды и повседневной жизни народов, с биографиями известных государственных, культурных, политических, деятелей и др.. Памятники искусства – это итоги художественного, декоративно-прикладного, монументального и иных других искусства. Памятники архитектуры – это постройки культовой, промышленной, военной, гражданской, архитектуры, народного зодчества, исторические центры, кварталы, улицы, и застройки населённых пунктов. Памятники археологии – остатки древних курганов, укреплений, поселений, городищ, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, старинные предметы и др13. 
     К памятникам историко-культурного наследия в зависимости от определенных событий могут быть причислены и иные объекты, являющиеся научную, художественную, историческую, или иную культурную ценность. В практической сфере сложились определённые направления использования объектов: по первоначальному назначению; назначению, отличному от первоначального, но не наносящего ущерб объекту; в целях презентации и изучения. Объект культурного и природного наследия – единица наследия, устойчивая во времени и пространстве ценностная составляющая актуальной культуры, представленная в материальном (недвижимые и движимые объекты) и нематериальном выражениях. Культурный ландшафт – целостная и территориально-локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате объединения природных процессов и творческой, интеллектуальной, а также рутинной, жизнеобеспечивающей деятельности людей.
      Понятие «культурный ландшафт» введено в научный оборот Л. Бергом в начале XX века. Учение о культурном ландшафте начинается в рамках физической географии, понятие культурного ландшафта тождественно понятию антропогенного ландшафта. В дальнейшем культурный ландшафт рассматривался представителями географической науки как частный случай антропогенного ландшафта, а именно – комфортный, исторически адаптированный к природным условиям, целесообразно сформированный. В свою очередь антропогенный ландшафт – это изменённый под воздействием человеческой деятельности природно-территориальный комплекс. Одно из современных исчерпывающих определений культурного ландшафта появилось в 1980-1990 годы, когда среди специалистов возникает понимание в необходимости включения в структуру культурного ландшафта слоя нематериальной (духовной) культуры. Культурный ландшафт – освоенный этносом, сообществом людей природный комплекс14.
     Критерии ценностной характеристики наследия: хронологический, сакральный, мемориальный, эстетический, уникальность и общественная ценность. Хронологический критерий – это «возраст» объекта, определяемый длительностью временного интервала между датой создания и настоящим временем. Сакральный критерий – определяет не просто вотивную (культовую, религиозную) знаковость объектов, а «священность» с точки зрения роли объектов в восприятии общества: национальной самостийности, этнической уникальности, осознания личности как части социума, нерасшифрованной данности объектов охраны. Принцип сакральности применяется и при оценке исторических личностей (князей, королей, императоров, ученых, мыслителей, писателей и др.). Мемориальный – это выявление связи объекта с определенным лицом или историческим событием.
     Мемориальный критерий предполагает определение уникальности предмета с точки зрения конкретизации памятника, определения его реликварности, т.е. выявление тех особенностей, которые обладают высокой степенью эмоционального воздействия при осознании принадлежности объекта особо почитаемой личности, явлению, событию. Эстетический критерий – признак, на основании которого дается оценка, определение или классификация объекта. Проблемы эстетики в науке представляют большой интерес и далеки еще от своего решения. Подлинная эстетическая оценка требует подготовки, набора информации для сравнения, научных знаний. Уникальность и общественная ценность. Общественное признание объекта – это признание объекта значимо ценным объектом, в котором проявляются творческие силы природы или человека: историческая феноменальность или важное историческое свидетельство, иллюстрирующее определенный этап истории, исторически значимый для природы и общества процесс, событие или явление. Используется и понятие ассоциативная (опосредованная) ценность, отражающее связи с историческими событиями, выдающимися личностями, их творчеством, с общественными идеалами и культурными традициями. Уникальный памятник – сложное понятие, включающее в себя множество смыслов и имеющее множество определений. Современные исследования разрабатываются на основе новых методик в сохранении ИКН, которые соответствовали бы международному уровню. В перспективе кыргызстанской практике охраны наследия - сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования. Кыргызстанское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство.
     Сохранение историко-культурного наследия является обязательной функцией современного государства и составляет одно из направлений его политики в сфере культуры. Новая и новейшая история показывает, что роль государства в охране национальных памятников культуры закономерно возрастает, хотя и не является его исключительной привилегией. Мировой опыт в целом свидетельствует, что такая политика тяготеет к формам государственного и частного партнерства. Стремление к переходу на новый уровень взаимодействия государственных, общественных и частных интересов составляет основную тенденцию культурной политики в области сохранения культурно- исторического наследия в современном Кыргызстане. В этой ситуации осмысление исторического опыта сохранения памятников приобретает особую актуальность. Особенность данной проблемы заключается в том, что культурное наследие существует вместе с нормативно-законодательной базой, определяющей права использования и распоряжения, нормы финансирования и режим хранения данных объектов15. 
     Культурные памятники нагружены историей в двояком смысле: как носители исторической памяти и как носители истории их хранения. Принять новое государственное положение об их хранении, изменить режим или собственника невозможно без учета этих двух аспектов проблемы. Но этим сложность проблемы охраны памятников не ограничивается. Термин «культура» часто используется в политическом контексте, исполняя роль «политической риторики»: в обсуждении социальных вопросов, для того, чтобы повлиять на отношения людей, чтобы вдохновить народ на участие в каких-либо мероприятиях или же предупредить, предостеречь от участия или неучастия в чем-либо16. Таким образом, понятие «культура» оказывается связанным с политикой и может рассматриваться как инструмент власти. Превращение культуры в дискурс власти приводит к противоречию: с одной стороны, государство вынуждено декларировать, что оно возлагает на себя заботу об удовлетворении культурных потребностей народа, но, с другой стороны (по смыслу культуры), эта задача не по силам государству и его органам, поскольку культурные формы, которые существуют в. жизненном мире, не особенно нуждаются в поддержке, а те, которых нет, не могут быть искусственно созданы17. 
     В результате едва ли не единственной функцией культурной политики государства оказывается сохранение инструмента этой политики, т.е. самосохранение властных структур, осуществляющих эту политику. Такой подход приводит к окончательному разрыву между «внешней», или «официальной», культурой и реальными культурными процессами, происходящими в региональном социальном пространстве. Востребованность же этих структур сохраняется более по традиции (как необходимый элемент социальной поли тики), а не в силу потребностей самой культуры. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что материально- техническая база культуры развивалась во многом бессистемно, зачастую под влиянием субъективно-волюнтаристских решений, в атмосфере примата количественных показателей. Положительные тенденции в создании сети объектов культуры, данные статистической отчетности об их деятельности, которые свидетельствовали о значительном росте участия населения в культурной жизни, неуклонном возвышении его духовного мира, рассматривались некритически.
      Анализ культурной политики на территории показал, что культура сегодня формирует новые классовые идентификации, начинает играть все большую роль в воспроизводстве социальной культуры, принимает на себя роль структурирующего агента. Изменяется и содержание культуры. Культура дифференцируется на независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Бывшая «высокая культура» обретает субкультурный статус. Сфера влияния «официальной» культуры резко снижается. Такая трансформация социокультурного пространства требует пересмот ра основания региональной культурной политики. Государственные интересы (слабо и нечетко выраженные в настоящий момент) должны быть обозначены в социальном заказе.
     Отдельные элементы культурного наследия в связи со своей злободневностью и востребованностью преобразовались в автономно существующие понятия, хотя и не закрепленные в научной или нормативно-правовой терминологии, но тем не менее весьма удобные в использовании, когда нужно оттенить тот или иной аспект наследия.
     Так, Е.И. Карташева вводит два понятия. Во-первых, «музейное наследие» как определенный тип культурно-исторического и природного наследия. Во-вторых, в системе музейного наследия ? «потенциальное музейное наследие», которое представляет собой целостную совокупность предметов и коллекций, отражающих (документирующих) социокультурный объект деятельности музея. По мнению автора, названный тип наследия имеет локальный характер и определяет краеведческий или этнографический профиль музея, располагающего подобного рода наследием.
     Теоретическим основанием изучения историко-культурного наследия послужил разработанный в философии и культурологии системно-аксиологический подход к пониманию культуры М.С. Каган, Л.П. Буева, согласно которому культура представляет собой систему материальных и духовных ценностей, транслируемых из одного поколения к другому. Такое понимание хорошо согласуется с принципом единства культуры и истории. В связи с растущим интересом к изучению проблем культурного наследия требует уточнения понятийный аппарат. При анализе таких базовых категорий, как «культурные ценности», «культурное наследие», использовались теоретические положения исследователей. 18
     Онтологические границы понятия определены терминами «преемственность», «наследование», «наследническая деятельность» и «традиция». В теории наследия на основе функционального подхода разработаны такие его характеристики, как социальная значимость, информационный аспект, ноосферная, географическая, экономическая направленность, а также синергетическая обусловленность и проч. При этом важно подчеркнуть, что категория «историко-культурное наследие» постоянно находится в динамике, поэтому существует возможность расширения и дополнения предметного и смыслового поля наследия. В настоящее время особую актуальность в трактовке культурного наследия полу- чили музейная и этнографическая составляющие, что определило основную стратегию в практике сохранения наследия ? ревитализацию культуры народов на базе музея.













1.2. Исторический обзор формирования и функции школьного музея

     Школьный музей — понятие, знакомое почти каждому человеку. Однако не все могут довольно ясно понять, что же представляет собой это уникальное явление в кыргызской культуре. С другой стороны, о школьных музеях написано много работ научного содержания, периодически издавались учебно-методические пособия, нормативные акты. Все же даже музееведы до сих пор не пришли к единому мнению в понимании школьного музея, продолжаются дискусси о их статусе и месте в исполнении государственной культурной политики, о «положительных» и «отрицательных» качествах музея19.
     Если обратиться к научным справочникам, то ни в одном из них мы не найдем четкого определения школьного музея. Даже в музейной энциклопедии школьный музей объясняется как «разновидность музеев учебных заведений», т.е. через музейную типологию, а его суть как оригинального института истории и культуры остается актуальной20.
     Первые стремление сформировать определение термина школьный музей практиковались в нормативных документах. По «Положению о школьном музее», утвержденному в 1974 г. в СССР, «школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов — источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность». В этом термине школьный музей описываетя не в виде объекта, а как субъект, так как сам по себе является «формой работы», а — только видом работы какого-либо учреждения образования.
     Не отображает термин и такое ее основное качество, как социальное сущность школьного музея. Вместе с тем, этот термин содержит и логическое зерно, соединенное с развитием творческой активности школьников.
     В «Положении о школьном музее», школьный музей определяется как «тематическое систематизированное собрание подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами... Школьный музей работает на общественных началах». Это определение пусть и дифференцированное в положении на различные статьи, все же точно раскрывает характер и содержание понятия школьного музея. В других статьях положения отображается функция школьного музея в учебно-педагогическом процессе. Однако, в данном определении нет характеристики, отражающие функции школьного музея по исследованию истории природы и региона и др21.
     Таким образом, школьные музеи, бывшие в Кыргызстане с XX века, до сегодняшнего дня не обрели утвердившегося и точного научного определения. Сам термин «школьный музей» очень даже условен. Он формировался в советскую эпоху, когда основными и наиболее распространёнными учреждением образования были школы. Важным условием возникновения школьного музея было энергичное участие школьников. Позже, когда подобные музеи создавались не только в школах, но и в других образовательных учреждениях их тоже стали называть школьными музеями. По этой причине к категории школьный музеям стали определять музеи, создававшиеся на общественных началах с энергичным участием учащихся в начальных, неполных средних и средних школах, домах и во дворцах пионеров, в школах-интернатах, в детских домах, в пионерских лагерях, по месту жительства и т.п22. Существовали даже такие оригинальные формы  школьных музеев, как межшкольные музеи, т.е. сформированные силами  нескольких школ на базе одной из них или на базе внешкольного учреждения; школьно-заводские, школьно-колхозные музеи, создававшиеся школьниками на ресурсах того или иного предприятия, чаще всего посвященной прошлому предприятия.
     Поэтому, даже при своей условности, термин «школьный музей» отражал организационную и функциональную роль данного феномена образования и науки, т.е. социокультурное качество музея, энергичное участие учащихся в его формировании и работе, его образовательная и воспитательная деятельность. Именно образовательно-педагогический возможность школьных музеев стала основной существенным фактором, повлиявшим на ее распространение в педагогической практике23.
     Возникновение и дальнейшая работа любого общественного института, будь он официальной организацией или общественным объединением, вызвано необходимостью реализации каких-либо целей, стоящих перед народом. Музей как особый институт науки и культуры призван исполнить характерные только ему, общественные функции, которые понимаются как «общественное назначение музея, его роль по отношению к обществу, задачи музейной деятельности, определяемые изменяющимися общественными потребностями» 
     К исторически сложившимся с общественным обязанностям музея относят документирующую и образовательно-педагогическую функции. Некоторые музееведы делают акцент на иных социальных музейных функциях: научную, охранную, рекреационную, коммуникативную и другие. Упор на данных функциях, важно для познания полифункционального потенциала музея как многоаспектного общественного института науки, культуры и образования24. 
      Сущность функции документирования в том, что «целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных процессов и явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем и местом в музейной сети». Данная категория означает лишь смысловую сущность документирования в музее. Воплощение документирующей роли — процесс очень даже не простой в организационном, научном и других смыслах. Документирующая роль выполняется в трех видах: комплектование фондов, фондовая работа, создание экспозиций. Каждая из форм функций документирования осуществления обладает своими оригинальными особенностями и включает в себя несколько взаимозависимых этапов.
     На первом этапе пополнения делается выбор (определение) тех процедур, которые могут быть подвергнуты музейной документации с учетом профиля музея и его места в музейной сети. В таком духе определяется тема и объекты составления.
     Второй формой документирующей функции можно считать фондовую деятельность музея. Создание и комплектование систематических, тематических и других коллекций и фондов, научное описание музейных материалов, накопление знаний о них и тех процессах и явлениях, которые они отображают, представляет собой, по сути дела, формирование конкретных научных моделей определенных процедур и явлений в прошлом родного региона.
     Третья форма совершения функции документирования позволительно считать экспозиционную деятельность школьного музея. Формируя разделы неподвижной экспозиции или выставку, мы, по сути, стараемся документально верно реконструировать определенные исторические события из истории региона и др25.
     В ходе реализации документирующей функции осуществляются и другие музейные функции. Составление фондов, фондовая и экспозиционная деятельность в школьном музее реализуется с применением способов и методов различных научных дисциплин и каждый из видов данного труда представляет собой определенное исследование, чаще всего совокупного характера.
      Большое значение для раскрытия специфики школьного музея имеет образовательно-педагогическая функция. Если в музеях государства и в основных негосударственных музеях, работа  к.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44