VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль применения средств информационных технологий в образовательном процессе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002497
Тема: Роль применения средств информационных технологий в образовательном процессе
Содержание

Введение
     
     Актуальность выбранной темы исследования связана с тем, что начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования.
     В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
     Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
     Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую различными средствами и рекламой. Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.
     Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся
     Проблема заключается в том, что не все учителя полностью владеют компьютерными технологиями и имеют его в домашних условиях. И поэтому, зная о важности не только применения, но и использования ИКТ на уроках, многие преподаватели попросту отказываются от применения информационных технологий при организации внеклассной работы в начальной школе из – за незнания элементарных способов работы с компьютером. 
     Возникает противоречие между двумя взаимодействующими сторонами учителем и его воспитанниками: в использовании ИКТ и отсутствия их на внеклассных мероприятиях. 
     Для разрешения выявленного противоречия была сформулирована следующая гипотеза: использование ИКТ на уроках литературы в средней школе позволит повысить уровень знаний и будет способствовать повышению интереса школьников к предмету.
     Объектом исследования является образовательный процесс, способствующий формированию и развитию познавательного интереса и мотивации к изучению литературы c помощью ИКТ.
     Предметом исследования является использование ИКТ при обучении учащихся литературе. 
     Цель исследования – обоснование эффективности использования информационных технологий на уроках литературы в средней школе.
     Достижение цели потребовало решения следующих задач:
     1. Определить роль применения средств информационных технологий в образовательном процессе.
     2. Провести анализ средств информационных технологий при обучении литературе.
     3. Проанализировать передовой педагогический опыт использования информационных технологий на уроках литературы.
     4. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса школьников на уроках литературы посредством ИКТ технологий.
     Методы исследования: в работе использовались теоретические методы исследования: анализ научно-методической литературы, сопоставление, сравнение, классификация данных.
     Эмпирические методы: подтверждение теоретических положений исследования примерами из практики работы с детьми во внеклассной воспитательной работе с младшими школьниками по изучению истории родного края с использованием информационных технологий.
     Теоретическая значимость. В работе выделены возможности и особенности использования ИКТ на уроках литературы.
     Практическая значимость. Разработаны методические рекомендации могут быть использованы при преподавании литературы.
     Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 
Глава 1. Теоретические аспекты использования информационных технологий в образовательном процессе
     
 1.1. Роль применения средств информационных технологий в образовательном процессе
     
     В условиях динамично меняющегося мира, усложнения технологий и непрерывного совершенствования информатизация сферы образования приобретает большое значение. Современный этап развития общества ставит перед системой образования ряд принципиально новых проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества образования и его доступности, создание оптимальных образовательных систем и усиление связи между различными уровнями образования. Одним из результативных способов решения этих проблем является применение информационных технологий.
     Появление информационных технологий дало возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития и модернизации системы образования. Информационные технологии имеют ключевое значение на всех ступенях образовательной системы. На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и во всех отраслях знаний информационные технологии выполняют функции, как инструментов, так и объектов познания. Таким образом, инновации информационных технологий обеспечивают революционное развитие образовательного процесса. 
     Информационные технологии относятся к классу инновационных технологий, которые обеспечивают быстрое накопление интеллектуального потенциала, гарантирующего устойчивое развитие общества.
     Передовая система образования опиралась и опирается на последние достижения в области науки и технологий. Трудно утверждать о результативности образовательного процесса, если использовать устаревшую научно-образовательную информацию, методы организации обучения и технологий. Объем информации с каждым годом увеличивается, информация становится важным фактором, влияющим на развитие образования, науки и культуры. В настоящее время переход на электронные формы представления, хранения, передачи и обработки научно-образовательной информации стал объективной реальностью. Использование баз данных на различных носителях или онлайновый доступ через интернет в тысячи раз повышает эффективность работы.
     Эффективность использования информационных технологий в образовательном процессе, особенно иллюстрированных средств обучения, реализация их дидактических возможностей, несомненно, является важнейшим требованием. Применение форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и выступают носителями информации, должно способствовать повышению мыслительной активности обучающихся.
     Таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальные средства и т.д. являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и играют существенную роль в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности обучающихся.
     Целесообразность применения информационных технологий в образовательном процессе определяется тем, что с их помощью эффективно реализуется такие дидактические принципы как доступность, наглядность, сознательность, активность и т.д.
     Информационные технологии предоставляют следующие возможности для образовательного процесса:
     - рационально организовывать познавательную деятельность в образовательном процессе;
     - вовлечь в процесс активного обучения категории обучающихся, которые отличаются способностями и стилем обучения;
     - сделать образовательный процесс более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия обучающихся;
     - обретения и закрепления профессиональных навыков;
     - повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности;
     - обеспечить обучающегося большим количеством знаний;
     - развить интеллектуальные, творческие способности;
     - работать с различными источниками информации;
     - реализовать мировые тенденции в образовании;
     - получить доступ в единое мировое информационное пространство.
     Благодаря использованию информационных технологий появляется возможность построения открытой системы образования. Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многих рутинных процессов, ее реакция на изменения в окружающем мире ускоряется. Современные методы организации учебного материала повышают эффективность его использования, а внедрение информационных технологий дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации образовательного процесса, повышается оперативность и адекватность механизмов управления системой образования.
     Информационные технологии открывают возможность преподавателям отказываться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождая от изложения значительной части учебного материала. Использование новых технологий дает возможность обучающемуся не только лучше выучить предмет, и научится владеть полученными навыками.
     В рамках использования информационных технологий в образовательном процессе существуют две тенденции - персонализация процесса обучения и его технологизация.
     Персонализация предполагает обратную связь, с использованием техники контакт обучающегося с преподавателем. Вторая - значительное расширение аудитории обучающихся. Если в контексте персонализации обучения обучающийся выступает активным участником информационного обмена, при включении в масштабные электронные образовательные проекты его роль ограничена потреблением и усвоением информации. Оба этих подхода встречаются и при очной форме обучения, однако лишь в сочетании с компьютерными технологиями они переходят в другое качество, обретают «вторую жизнь».
     Так, лекционный материал можно прослушать не только в аудитории, но и в любом другом месте при наличии соответствующих устройств и каналов цифровой связи. При этом на смену обычной подаче учебного курса приходит электронная система изложения материала, в рамках которого основное содержание текста может дополняться заметками и статьями по заданной теме. Кроме этого существуют другие дистанционные формы общения, все более популярные в наше время: полемики, интеллектуальные и ролевые игры, совместное проектирование, творчество, беседы на форумах образовательных учреждений.
     Колоссальное развитие информационных технологий привело к тому, что деление «преподаватель-студент» сместился ощутимо в сторону последнего. Человек, желающий восполнить пробелы в образовании или пополнить личную копилку знаний, в настоящее время практически неограничен в выборе имеющихся в информационной сфере курсов обучения и программ. Он волен найти доступную и удобную для него форму и методику занятий, планировать собственное время и учитывать возможности. Роль преподавателя, в данном случае, сводится к направлению «подопечного» в нужное информационное русло, диагностике возникающих проблем по усвоению материала.
     Однако сколько бы пользы не приносили инновации, нельзя забывать об их минусах:
     - внедрение информационных технологий возможно только при соответствующем технологическом оснащении;
     - излишняя автоматизация обезличивает образовательный процесс, отчуждая друг от друга его участников, использование информационных технологий приводит к свертыванию социального взаимодействия и общения;
     - образовательный процесс на базе информационных технологий не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучающегося на электронную шпаргалку;
     - развивается психологическая зависимость от работы на компьютере.
     Определенные сложности и негативные моменты возникают в результате применения современных поисково-навигационных систем. Это, в первую очередь, связано со свободой, которой не так просто управлять. Нелинейная архитектура найденной информации подвергает обучающегося следовать по предлагаемым ссылкам, что может очень отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Ещё одна причина – излишек информации, так называемый «информационный мусор», который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет.
     Использование информационных технологий в образовательном процессе свертывает живое общение участников образовательного процесса. Активный в речевом плане обучающиеся, надолго замолкает при работе со средствами информационных технологий, что особенно характерно для дистанционных форм обучения. В течение всего срока обучения обучающийся занимается, в основном, тем, что молча, потребляет информацию. Обучающийся не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.
     Наконец, нельзя также забывать о том, что чрезмерное использование информационных технологий негативно отражается на здоровье человека.
     Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
     - ?средства информационных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения;
     ??- процесс обучения не может строиться исключительно на информационно-коммуникационных технологиях.
     - информационные технологии требуют хорошей материально-технической базы и своевременного обновления оборудования;
     - применение информационно-коммуникационных технологий может иметь негативные последствия;
     Итак, каковы же последствия применения информационных технологий в образовательном процессе? Мнения будут весьма противоречивыми. Кто-то категорически ответит «против» и, наверное, по-своему будет прав, если учитывать перечисленные выше негативные последствия применения информационных технологий. Однако, не стоит впадать в крайности: быть чересчур консервативным или, наоборот, кардинальным в этом вопросе. Не стоит забывать, что человек XXI века живет в эпоху высоких технологий, невероятных объемов информации и методов ее получения. И вопрос «за» или «против» использования информационных технологий имеет две стороны.
     Понятно одно, на современном этапе развития общества, в эпоху глобальной информатизации, игнорировать информационные технологии, намеренно преуменьшать их значение в системе образования не возможно. Главное помнить, что информационные технологии - это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого педагога. Ведь только мастерство преподавателя способно найти золотую середину в использовании информационных технологий на занятии, чтобы полюсы не превратились в минусы.
     
      1.2. Анализ средств информационных технологий при обучении литературе
     
     Концепция образования, предполагает гармоничное сочетание интересов личности и общества в процессе обучения.
     Личностно ориентированное обучение лежит в основе этой идеи и предполагает приобщение каждого учащегося к русской культуре как к части общезначимой культуры человечества. 
     С помощью информационной среды обеспечивается взаимодействие участников образовательного процесса, становятся доступными информационные источники и инструменты. 
     Компьютеры прочно вошли в стиль жизни современных молодых людей, поэтому преподаватели получают уникальную возможность с помощью информационно-коммуникационных технологий активизировать познавательную деятельность и мотивировать к обучению учеников.
     Информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать процесс получения знаний учениками школы максимально индивидуализированным и предоставляют возможность преподавателям адекватно контролировать этот процесс. С помощью ИКТ легко используются различные изображения в процессе преподавания, что стимулирует способности памяти не только учеников, но и преподавателей; более четко и лаконично излагаются сложные инструкции; осуществляется возможность создания интерактивных классов, где занятия проходят интереснее, что улучшает успеваемость учеников.
     Информационно-коммуникационная технология - это понятие общее, однако используется в реальной предметной, технической, программной среде.
     ИКТ как инструмент применяют пользователи с различным уровнем компетентности: как разработчики новых ИКТ, так и дилетанты. Виды информации, которые используют в различных учебных предметах пользователи разного уровня, также имеют разноплановый характер.
     Информационные технологии традиционно реализуются с помощью аппаратного и программного обеспечения, а новые информационные технологии - с помощью программно-аппаратных средств и устройств, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио, видеотехники и т.п., обеспечивающих операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.
     Несмотря на то, что средств информационных технологий очень много, темпы появления новых методических разработок в сфере электронных образовательных средств оставляют желать лучшего. Дело в том, что для создания таких средств необходимы дополнительные знания во многих областях: педагогике, психологии, математике, информатике и других, что снижает уровень использования реальных возможностей информационных технологий в образовании.
     Между тем сейчас разработано некоторое количество компьютерных программ, позволяющих применять их в преподавании литературы учащихся. Среди программного обеспечения есть как платные ресурсы, так и свободно распространяемые в сети Интернет
     Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в практику работы учителя осуществляется по следующим направлениям:
     1. Создание презентаций к урокам.
     2. Работа с ресурсами Интернета, включая онлайн-сервисы, форумы и т.д.
     3. Использование готовых обучающих программ.
     4. Разработка и использование собственных авторских программ.
      Трудно представить себе современный урок без использования информационных технологий.
      ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
     1. Для обозначения темы урока.
     2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
     3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты)
     4. Для контроля учащихся.
     Критерии эффективности:
     наглядность – особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
     возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты, кроссворды);
     экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
     компактность (возможность накапливать информации на дискете, исключая накопление папок с информационным материалом);
     возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через различные интернет-сервисы.
      Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю литературы организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающие возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а так же средство доставки и хранения информации [4, С. 557].
     На уроках литературы следует вести работу с мультимедиа сообщениями (включающими текст, рисунки, аудио- и видеофрагменты, ссылки), анализировать содержание, языковые особенности и структуру данных сообщений, определять роль и место иллюстративного ряда в тексте. Дети должны научиться конструировать небольшие сообщения – тексты (рассказ, отзыв, аннотация), добавлять к ним рисунки, схемы, видео- и аудиофрагменты, оценивать собственные сообщения с точки зрения достоверности информации, овладеть навыками ведения диалога в различных учебных и бытовых ситуациях общения, включая компьютерные способы коммуникации, должны научиться соблюдать правила речевого этикета, создавать информационные объекты как иллюстрации к прочитанным художественным текстам (это могут быть рисунки, фотографии, видеосюжеты, мультипликация, компьютерная анимация с собственным озвучиванием), с помощью взрослых они могут приготовить презентации (письменные и устные) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере, подобрать информацию для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете [1], [3].
     Уроки литературы будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других [2]. Использование различных аудио-фрагментов позволяет сформировать фонетический слух у ребенка. А внедрение в школьную практику аудирование, как обязательного элемента экзамена говорит о необходимости проведения данного вида деятельности.
     Возможности современного учителя настолько многогранны, что в его арсенале создание интегрированного урока литературы и музыки (искусства), в котором будет рассказано о роли и влиянии литературных произведений писателя на искусство в виде оперы, балетов и т.д. И здесь уже не обойтись без ИКТ.
     Использование на уроках литературы телецикла «Мой Живой журнал», который построен в виде дневников великих писателей и ученых, стилизованных под современные Интернет-блоги, будет интересен современным школьникам, позволит больше узнать о детстве и юности наших великих соотечественников. Иван Бунин, Антон Чехов, Константин Паустовский, Николай Гоголь и другие станут ближе и понятнее новому поколению. Герои программы, жившие в прошлых столетиях, выступают в качестве современных блогеров [16].
      Использование интерактивных пазлов на уроках литературного чтения позволяет учащимся вспомнить и закрепить изученные произведения в игровой форме. На уроках литературы аудио и видео средства можно использовать при подготовке к пересказу по картинкам. Музыка перенесёт детей в мир творчества, обогатит их новыми выразительными средствами. Применение ИКТ не зачеркивает уже имеющиеся методы, а лишь успешно дополняет их, делая более эффективными [2].
     Такж можно использовать сервисы, который помогают создать интерактивные презентации онлайн. Это социальный сервис Prezi, который позволяют создавать презентации нового вида с нелинейной структурой. Всю презентацию в Prezi можно свернуть в одну картинку, и напротив, каждый элемент презентации может быть увеличен (акцентирован) для более детального изучения и привлечения внимания. Также эта презентация поддерживает гиперссылки, что является порой просто не заменимым подспорьем в работе [7]. А видеоскрайбинг (на примере, Video Scribing [9]) – это технология создания анимационных видеороликов, в которых рисованное изображение создается прямо на глазах зрителя. В последние годы данная технология становится все более популярной, ее используют при создании рекламных роликов, видеопрезентаций. Данную технологию очень удачно можно применять при создании учебных материалов для электронного обучения и обучения с использованием дистанционных технологий. Облачный сервис Powtoon [5], позволяет создавать анимированные презентации и видео.
     Лента времени, созданная в веб-приложении «WhenInTime» [13] может стать как результат проектной деятельности или сопроводительным источником (материалом) в мир биографии писателя или описания исторических событий в литературных произведениях. Веб-приложение позволяет переходить по гиперссылкам, а пользователям создавать, просматривать, изучать, делиться и внести свой вклад в интерактивные цифровые даты на тему по своему выбору.
     Создание литературных коллажей в таких программах как Picasa 3 [21] и Adobe Photoshop позволяют развить воображение и эстетический вкус, а также развить творческие способности учащихся.
     Чтобы разнообразить урок, говоря о биографии писателя можно использовать программы «виртуальные экскурсии» или совершить виртуальное путешествие по любимым улицах писателей в Google Maps.
     С приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей LearningApps [20] становится возможным объяснение нового материала, проверка знаний учащихся, благодаря возможности изменять или создавать в оперативном режиме различные задания для учащихся. 
     В работе учителя литературы также можно использовать конструкторы тестов, опросов, кроссвордов в режиме онлайн на различные темы в таких программах как «Online Test Pad» [18], «Webanketa» [14], «Adtester» [12], «Simpoll» [15], «Twiddla» [10]. «Фабрика кроссвордов» [17] внесен разнообразие в проверку знаний учащихся. Так как сервис позволяет использовать готовые кроссворды или создать свой. Использование в работе Интеллект-карты, которая позволяет хранить и структурировать большие объемы информации, показывая иерархии, взаимосвязи между отдельными темами и дает возможность увидеть «большую картину» на первый взгляд. Эти возможности также делают ум карты идеальным инструментом для представления сложной информации для других. Учитель литературы может использовать в своей работе «MindMeister» [11], «mindomo» [6], «mind42» [19], Cacoo [8].
     Урок литературы может стать незабываем с использование современных средств ИКТ, а на сколько он будет эффективным зависит от учителя.
     
      1.3. Анализ передового педагогического опыта использования информационных технологий на уроках литературы
     
     Информатизация, затрагивающая сегодня все виды профессиональной деятельности, формирует социальный заказ на специалистов, обладающих соответствующими компетенциями. Одной из актуальных и сложных задач, стоящих сегодня перед дошкольным образованием, является подготовка педагогов, чьи знания в области ИКТ-технологий позволяют им использовать в своей работе инновационные материалы и информационные ресурсы. Формирование ИКТ-компетентности становится одним из ключевых условий реализации образовательных целей.
     Компетенция, согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова, есть круг вопросов и явлений, в которых то или иное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом» [1, с. 236]. Академик А.В. Хуторской призывает во избежание путаницы разделять понятия «компетенция» и «компетентность», имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучающегося, а под компетентностью – уже состоявшееся личностное качество [2].
     Изучению проблематики использования информационно-компьютерных технологий и их внедрению в обучение посвящены научные исследования В.Н. Глушкова, В.И. Загвязинского, Б.С. Гершунского, Т.Г. Везирова, Ю.И. Машбица и многих других. В своих работах они доказывают эффективность применения в педагогическом процессе современных ИКТ-ресурсов, под которыми мы сегодня понимаем Интернет, компьютерную технику и программы мультимедиа.
     Для выявления реального проблемного поля было проведено пилотажное эмпирическое исследование, основой которого послужил письменный опрос педагогов образовательных организаций.
     66,7% из них оценили свой уровень владения компьютером как средний, 33,3% – как высокий, хотя ответы на дополнительные вопросы позволяют говорить о несоответствии субъективной оценки реальным навыкам. 86,6% признались, что нуждаются в дополнительном обучении. Главными препятствиями респонденты назвали отсутствие материально-технической базы, дорогостоящие компьютерные курсы и недостаток свободного времени.
     Таким образом, были выявлены противоречия: между необходимостью обучения педагогов и нехваткой материально-технических средств, между низким уровнем базовых навыков сотрудников (в первую очередь, в возрасте 45–60 лет) и предъявляемыми требованиями, между социальным запросом на специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, и отсутствием образовательной модели, позволяющей такие компетенции сформировать. Это позволяет говорить о наличии основополагающей проблемы: требования ФГОС к ИКТ-компетенциям для многих работников дошкольных образовательных организаций являются чрезмерными.
     Низкий пользовательский уровень педагогов в возрасте 45–50 лет, возникающие психологические барьеры, трудности с обеспечением доступа к Интернету, нехватку компьютерной техники Т.Г. Везиров назвал субъективными возможностями, а несоответствие между ними и объективными требованиями активного применения электронных ресурсов – ключевым противоречием [3]. Разрешить данное противоречие могло бы создание образовательной модели, основанной на постепенном и бесплатном обучении компьютерной грамотности, и поэтому особую актуальность сегодня приобретает вопрос о деятельности институтов повышения квалификации [3].
     В защиту специалистов, отвергающих инновации, можно сказать, что любое изменение привычной деятельности всегда встречает отпор. В.И. Загвязинский и Т.А. Строкова считают, что масштаб и сила сопротивления прямо пропорциональны силе и скорости ломки устоявшихся традиций, особенно это показательно сейчас, когда в педагогическом сообществе наблюдается принуждение к новшествам, которое они назвали «утомлением инновациями» [4]. Также до сих пор не определён понятийный аппарат: на практике не видят различий между компетентностью и компетенциями, сводя последние только к набору умений.
     Н.Г. Каратаева предлагает формировать ценностные установки педагогов с помощью трёхэтапной модели изменений К. Левина, широко известной как «Разморозь. Измени. Заморозь» [5]. Механизм перехода инноваций во внутренний план личности обязан быть постепенным, логичным и должен пройти несколько стадий – от положительного восприятия предлагаемых новшеств и вплоть до момента, когда принятые человеком ценности начнут определять его поведение, сформируют новый образ и стиль профессиональной деятельности [6, с. 154].
     Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Внедрение информационно-компьютерных технологий способно вывести дошкольное образование на качественно новый уровень в построении процесса обучения, освоении инновационного опыта и проектной деятельности. Но достижение этих целей невозможно при отсутствии у педагогов позитивной мотивации к получению глубоких знаний и навыков – компетенций, определяющих их профессиональную культуру.
     Информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, делают уроки нетрадиционными, развивают творческий потенциал учащихся, позволяют организовать групповую и самостоятельную работу, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают объективность оценки знаний учащихся, повышают качество образования, включают учащихся и педагогов в современное информационное пространство, способствуют саморазвитию личности ребенка.
     Работа современного учителя в условиях ФГОС требует постоянного поиска новых форм и способов подачи информации. Применение информационно-телекоммуникационных технологий в образовательном процессе стало не только веянием времени, но и едва ли не обязательным условием успешной работы в современных реалиях.
     Одной из наиболее популярных форм современной подачи материала, которая активно используется педагогическим сообществом, является подготовка презентационных материалов в электронном виде. Презентация позволяет соединить различные формы подачи материала: текстовую информацию, графические изображения, электронные таблицы и диаграммы и т. д. Иными словами, презентация в образовании является своеобразной «упаковкой», которая представляет тематический разнородный контент в виде привлекательного мультимедийного продукта.
     В настоящее время ситуация сложилась таким образом, что для подготовки электронных презентаций подавляющее большинство педагогов использует программу Power Point, входящую в состав популярного офисного пакета Microsoft Office. Фактически презентация стала ассоциироваться с Power Point как наиболее популярным и достаточно мощным инструментом для ее создания.
     Вместе с тем следует отметить, что Power Point является не единственным программным продуктом для изготовления презентаций. В последнее время все большую популярность приобретают так называемые 3D-презентации, которые открывают новые грани визуальной коммуникации. С недавнего времени мы начали внедрять в повседневную практику 3D презентации, созданные с помощью специального ресурса prezi.com
     Этот сайт позволяет создавать 3D презентации как на основе множества готовых шаблонов, разработанных профессиональными дизайнерами, так и с чистого листа. По сравнению с традиционной презентацией 3D презентация имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ:
     1. Позволяет рассказать цельную историю, находясь в едином визуальном пространстве
     2. Более интерактивна (позволяет вставлять ссылки на видео из YouTube, помещая их в визуальный контекст)
     3. Более визуально привлекательна (быстрее привлекает внимание учащихся и удерживает интерес)
     4. Поддерживает возможность удаленной презентации через Интернет.
     К настоящему моменту учителя активно используют данный инструмент во внеурочной деятельности и на уроках литературы. Так, например, презентация, посвященная «Ночи перед Рождеством» Гоголя, послужила элементом одноименной театральной постановки, созданной силами участников театральной студии «Литературная гостиная», работающей в МАОУ «СОШ №2 с УИОП» под нашим руководством. Эта презентация может прекрасно использоваться на уроках литературы, посвященных произведениям Гоголя, в качестве иллюстративного материала.
     Еще один пример применения 3d-презентаций из нашей практики – профилактика здорового образа жизни. Здесь сошлись воедино внеурочная деятельность и уроки литературы. После поездки с классом в СОК «Орленок» мы предложили учащимся придумать подписи в виде слоганов о пользе спорта к фотографиям и картинкам. Результаты оформили в виде презентации. Таким образом, учащиеся проявили свои творческие способности, обменялись впечатлениями о прошедших событиях и приобщились к спорту и ак.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44