VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль Нурсултана Назарбаева-Лидера Нации в обеспечении стратегической безопасности мира

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010543
Тема: Роль Нурсултана Назарбаева-Лидера Нации в обеспечении стратегической безопасности мира
Содержание
     Министерство образования и науки Республики Казахстан
     
     Евразийский национальный университет им Л.Н. Гумилева
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Максат Р.М.
     
     
     
     
     Роль Нурсултана Назарбаева-Лидера Нации в обеспечении стратегической безопасности мира
     
     
     
     ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
     
      Специальность 5В050200 – «Политология»
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Астана – 2017

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
     
     
     
     
     
     
     «Допущен к защите»
     «___»  _______ 2016 г.
     Зав. кафедрой политологии
     к.п.н., профессор
     _________ Е.Л.Нечаева 
     
     
     
     
     
     
     
     ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
     
     На тему: «Роль Нурсултана Назарбаева-Лидера Нации в обеспечении стратегической безопасности мира »
     
     по специальности 5В050200 – «Политология»
     
     Выполнила:                                         Р.М.Максат
     
     Научный руководитель 
     Доктор Ph.D                                         Л.Т.Аубакирова
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Астана  2017
Содержание.
Введение……………………………………………………………1-4
1. Теоретико-методологические подходы к изучению стратегической безопасности………………………………………………..5-38
1.1. Понятие и функции стратегической безопасности…………………………………………………5-15
1.2. Эволюция формирования стратегической … безопасности мира…………………………………………16-30
1.3. Акторы мировой стратегической безопасности на современном этапе…………………………………………………………………31-38
2. Деятельность Н. Назарбаева в формировании и сокращении угроз стратегической безопасности мира ………..39- 60
2.1.  Тренды и тенденции в стратегической безопасности мира ХХI века…………………………………………..39-50
2.2. Стратегические инициативы Главы государства в области ядерного разоружения ………..51-57
2.3. Феномен Первого Президента Лидера Нации – Нурсултана Назарбаева в стратегической безопасности мир………..58-60
Заключение…………………………………………………………61-63
Список использованной литературы…………………………..64-66























Введение
     В ХХI веке мир столкнулся с угрозами мирового терроризма и наркотрафика. Растущая глобализация сулит не только выгоды и преимущества, но и риски, угрозы. Архитектура мирового порядка меняется стремительно. Как отмечает Нурсултан Назарбаев в Стратегии «Казахстан-2050»: «Происходит ускорение исторического времени». Мир не стоит на месте. Развитие цифровых технологий наглядно подтверждает данный тезис. Мощности прежних компьютеров в миллионы раз превышают аналоги из 70-80-х гг., новая компьютерная или бытовая техника устаревает через 2-3 года.
     К 2017 году глобализация приобрела характер «эффекта бабочки»: от одного изменения на фондовом рынке Японии меняется финансовая архитектура других стран, не граничащих с Японией.
     Однако, есть один вопрос, который, несмотря на развитие технологий, остается нерешенным и по сей день: угроза ядерной войны. В 2017 году среднестатистический обыватель ощущает на себе угрозы ядерной войны также как в 1987 году, т.е. по прошествии 30 лет в мировой стратегической безопасности мало что изменилось.
     С 2014 года отношения между Россией и США многие эксперты характеризуют новым термином «Холодная война 2.0». У этих двух государств находится 93% мирового ядерного арсенала, поэтому обострение отношений ведущих ядерных держав беспокоит весь мир. 
     Постоянно на регулярной основе происходят стычки на 38-й параллели между Северной Кореей и Южной. Первая с 2006 года обзавелась собственным ядерным оружием. 
     В апреле 2017 года наблюдалась эскалация отношений между США и КНДР: многие эксперты строили самые негативные прогнозы в отношении американских авианосцев, движущихся к Северной Корее. Мир вплотную подошел к опасной черте ядерной войны. 
	С 2003 года Иран обвиняют в разработке собственного ядерного оружия. С 2015 года с Ирана были сняты санкции в обмен на доступ инспекторов МАГАТЭ к ядерным объектам Ирана. Однако напряженность в данной вопросе присутствует. 30 января 2017 года Иран провел испытания ракеты средней дальности. 
	С каждым годом чаша весов стратегической безопасности мира меняется с одного полюса на противоположный. Отношения между ядерными державами то улучшаются, то накаляются. В этой связи, растет уровень милитаризации ведущих экономик мира. Россия к 2020 году планирует модернизировать свою армию на 70%, Китай к 2020 году собирается построить новые атомные подводные лодки, Президент США Дональд Трамп объявил о намерении создать лучшие в мире ядерные силы. Очевидно, мировые игроки демонстрируют курс на милитаризацию, на больший акцент силового разрешения конфликтов, как например во время бомбардировки США сирийской авиабазы Шайрат. 
	В этой связи остальным странам не остается иного варианта, кроме как такой же милитаризации. В целом за 2006-2015 гг. в мире наблюдается увеличение военных расходов на 19%.
	Однако, есть страны, которые строят миролюбивую политику. Одним из таких государств является Казахстан. По инициативе Казахстана были созданы такие влиятельные международные организации как Шанхайская Организация Сотрудничества, СВМДА (Совещание по мерам довериях в Азии), Съезд мировых и традиционных религий. Центральная Азия была провозглашена безъядерной зоной. 
	Таким образом, существует проблема очередного витка гонки вооружений и угроза стратегической безопасности мира. Есть разрыв между странами, которые стремятся к безопасности и миру и проводят шаги в направлении разоружения и странами, которые увеличивают свои военные расходы, тем самым толкая другие страны на ответную милитаризацию. 
	Актуальность темы обусловлена тем, что мир движется в сторону новой милитаризации. Совершенствуются оружие массового поражения, конвенциональное вооружение, увеличиваются военные расходы, совершаются периодически кибератаки, политики ведут полемику с позиции силы. В этих непростых условиях, считаем нужным, воссоздать в памяти картину 1990-х гг., а именно безъядерный выбор Н. Назарбаева, так как в 1990-х гг. условия мировой стратегической безопасности были гораздо хуже сегодняшних, однако несмотря на все соблазны Казахстан смог отказаться от 4-го в мире ядерного арсенала. 
	Степень изученности темы достаточно высока, поэтому мы рассматриваем отдельный аспект: деятельность Нурсултана Назарбаева в области ядерного разоружения и обеспечения стратегической безопасности мира. 
	Так, например, зарубежный исследователь Гэддис Дж.Л. (J.L. Gaddis) в своей работе “Strategies of containment: a critical appraisal of American national security policy during the Cold War» (2005) намечает конкретные подходы к определению национальной безопасности Соединенных Штатов Америки в контексте Холодной войны (1946-1991). В его работе в хронологическом порядке, начиная с Джорджа Фроста Кеннана, идеолога «сдерживания» СССР, заканчивая Рональдом Рейганом, который сумел победить СССР в Холодной войне. 
     Другой классик национальной безопасности Катценштайн П.Дж. (P.J.Katzenstein) в своем фундаментальном труде «The Culture of National Security» (1996), представляя теорию государственно-центричного конструктивизма, в основе которой лежит тезис о роли государства в качестве «агента», размывает понятие национальной безопасности, ввиду того, что национальное государство не является сферой одного интереса, наоборот в основе государства лежат соперничающие между собой интересы. Тем самым можно продолжить его мысль и прийти к выводу, что распад СССР обусловили в большей степени внутренние факторы, а именно разные соперничающие интересы. 
	Достаточно подробный анализ состояния военной безопасности акторов мировой политики представил исследователь Сконс Е. в своем исследовании «Military expenditure» (E. Skons, E. Loose-Weintraub, W. Omitoogun, 2000). В своей работе исследователи дают исчерпывающий количественный и качественный анализ вооружений, военных расходов, милитаризации и трендов в военной безопасности.
	Весьма информативный анализ состояния ядерных сил США дает исследователь Смит Д.О. в своем исследовании «A Doctrine without Dogma: Rethinking US Nuclear Weapon Policy» (D.O. Smith, 2015). В этой работе приводятся данные о численности, личном составе, вооружениях ядерных сил США.
	Концептуальным подходом в отношении военной безопасности отличается российский исследователь Хрусталев Е.Ю., который в своей работе «Концептуальный подход к анализу процессов экономического обеспечения военной безопасности государства» (Хрусталев Е.Ю., 2010) расписывает подробно механизмы финансового обеспечения воинских образований на примере Российской Федерации.
	Тему ядерного оружия и его нераспространения является центральной осью в работах российских исследователей Тарасова К.С. «Теоретические подходы к проблеме распространения ядерного оружия» (Тарасов К.С., Вестник МГИМО, 2015), а также в исследовании Савельева А.Г. «Ядерное сдерживание в период конфронтации» (Савельев А.Г., 2015). Тарасов К.С. делает акцент на истории формирования ядерного оружия, А Савельев А.Г. – на современных вызовах и угрозах, связанных с ядерным оружием.
	Среди отечественных исследователей мы изучили работу Бакаева Л.К. «Военно-политическая безопасность Казахстана» (Бакаев Л.К., 1999). Понятие стратегической безопасности упоминает Президент РК в своих речах и посланиях. Также немаловажной работой в данном направлении является работа Н. Назарбаева «Эпицентр земли», которая описывает непростой процесс становления безъядерного Казахстана. 
	Предметом исследования являются аспекты ядерного разоружения Казахстана, мировые тренды и тенденции мировой стратегической безопасности, количественные и качественные характеристики военной безопасности мира, вклад Президента РК в обеспечение мировой стратегической стабильности. 
	Объектом исследования являются военная безопасность, национальная безопасность, ядерное оружие, национальная безопасность, терроризм, деятельность Нурсултана Назарбаева.
	Гипотеза, выдвигаемая в дипломной работе: Деятельность Нурсултана Назарбаева опережает мировые тренды в области ядерного разоружения.
	Целью данной работы является комплексное и всестороннее изучение вопроса ядерной безопасности мира, теоретико-методологическое исследование трендов и тенденций, а также изучение роли Главы государства в обеспечении стратегической безопасности мира.
	Исходя из цели, мы ставим следующие задачи:
* Изучить понятие стратегическая безопасность
* Подробно объяснить историю формирования мировой стратегической безопасности
* Выяснить современное состояние стратегической безопасности мира
* Изучить мировые тренды и тенденции в области ядерного оружия
* Исследовать вклад Президента РК в процесс ядерного разоружения 
* Изучить феномен Н. Назарбаева в контексте мировой стратегической безопасности
   Методологическая база исследования базируется на трудах зарубежных и отечественных исследователях, таких как Глэддис Дж.Л., Катценштайн П.Дж., Сконс Е., Смит Д.О., Хрусталев Е.Ю., Тарасов К.С., Бакаев Л.К.
   Методами исследования были выбраны исторический, диалектический, компаративный, социологический, системный методы. В работе использовались как количественные, так и качественные методы.
   Структура дипломной работы подчинена целям и задачам и состоит из введения, 2 глав, каждая из которых включает в себя 3 параграфа, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению стратегической безопасности
1.1. Понятие и функции стратегической безопасности


   Согласно пирамиде Маслоу, вторым приоритетом после физических потребностей человека является его безопасность: состояние защищенности его самого, семьи, имущества [1]. Человечество в ходе своего естественного развития удовлетворило насущную потребность индивида в собственной безопасности путем создания института государства. 
   Институт государства, выражая «волю общественного договора на ущемление своей личной свободы в обмен на гарантии безопасности» [2], в скором времени стал самостоятельным и самодостаточным инструментов реализации национальных интересов. 
   В античные времена, средневековье государства Европы, будучи католическими, подчинялись добровольно диктату Папства, тем самым выражая волю Церкви. Средневековое государство выражало в большей степени волю феодально-сословной системы и духовенства, нежели волю народа [3]. 
   Геополитический и идейный ландшафт Европы был коренным образом преображен после Тридцатилетней войны и Реформации, результатом которой явился Вестфальский мир, главные постулаты которого гласили: «верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории» [4]
   После 1648 года начинается и длится по сей день Эпоха национальных государств. Фундаментальное отличие национального государства от средневекового аналога заключается в том, что первое выражает волю народа на национальной территории и непосредственным образом служит удовлетворению потребностей и повышению благосостояния населения. 
   Важнейшей характеристикой национального государства является национальная безопасность. Национальная безопасность Республики Казахстан регулируется Законом «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 6 января 2012 года. Согласно закону, «национальная безопасность Республики Казахстан (далее - национальная безопасность) - состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз, обеспечивающее динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства» [5]. 
   Национальная безопасность – комплексное понятие, оно включает в себя целые подвиды безопасностей, входящих непосредственно в национальную безопасность: 1) общественная безопасность; 2) военная безопасность; 3) политическая безопасность; 4) экономическая безопасность; 5) информационная безопасность; 6) экологическая безопасность.
   Вторая декада ХХI века окончательно разрушила идеалы глобалистов, считавших, что с войнами и конкуренцией покончено. Утратил и свою силу тезис о размывании национального суверенитета в условиях глобализации. События в Ливии, Сирии, Афганистане, Украине наглядно продемонстрировали всему миру, что «рудименты» Холодной войны, такие как политика сдерживания, сохраняют свою актуальность по сей день.
   Казахстан во второй декаде XXI века столкнулся с вызовами геоэкономического и геополитического характера, чего прежде в таких масштабах Казахстан не испытывал. После того как в 2008-2009 гг. Президенту и Правительству удалось стабилизировать ситуацию в Казахстан путем создания «подушки безопасности» из Национального фонда, наступила вторая волна кризиса [6].
   Вторая волна кризиса, которая до сих пор оказывает существенное влияние на экономику и благосостояние граждан Казахстана, наступила после 2014 года в связи с эскалацией взаимоотношений США и РФ. Присоединение Крымского полуострова к России породило риски национальной безопасности и в Казахстане, прежде всего экономической безопасности. Резкое обесценивание российской валюты на фоне экономических санкций со стороны США и Еврозоны повлекли за собой «утечку» капитала в Российскую экономику. Гражданину Казахстана, который занимался перепродажей товаров в больших масштабах, было прибыльно завозить по низкой цене товары из России и продавать их в Казахстане по цене, ниже чем у конкурентов. Тем самым отечественные производители были загнаны в угол.
   Естественно, данная ситуация вела к увеличению протестного настроения среднего класса, который занимался торговлей на таком уровне. Эта ситуация породила риски национальной безопасности следующего характера:
1) Обесценивание российской валюты создавало ажиотаж вокруг дешевых и доступных российских товаров. Популярным среди населения Казахстана стало покупка автомобилей и пригон с России в Казахстан [7]. Данная ситуация породила риск утечки денег в Российский бюджет, отечественные производители «недосчитались» выручки, протестное настроение среднего класса – отечественных производителей усилилось. Национальному Банку и Правительству РК пришлось исходя из ситуации пойти на непопулярную меру девальвации казахстанской валюты с целью стабилизировать рынок и инфляцию. Таким образом, один сам факт обесценивания рубля в силу обострения американо-российских отношений привел к увеличению риском национальной безопасности Республики Казахстан
2) Ввиду экономических санкций Россия и страны ЕС приостановили поставки товарной продукции на свои рынки. В России была объявлена политика импортозамещения, а товарооборот Республики Казахстан со странами Европейского союза по самому короткому пути через Россию уменьшился. 
3) Самым большим риском национальной безопасности стало рекордное снижение цен на энергоносители. Бюджет Казахстана, заложенный под цифру 100 долларов за баррель нефти, пережил процедуру секвестра (урезания) [8]. Начались сокращения финансирования государственных программ, государственных служащих. В данном случае увеличилось протестное настроение всех слоев населения проводимой политикой. Однако необходимо учитывать, что данная политика скорее реакция на импульсы со стороны мировой конъюнктуры политики. Только в 2016-2017 гг. цены на нефть после договоренности членов-ОПЕК в Алжире о сокращении добычи нефти на 700 тысяч баррелей в день начали демонстрировать неуверенный, но ощутимый рост. Вероятно, падение цен на энергоносители явилось самым большим геоэкономическим вызовом экономической безопасности РК.
   Летом 2016 года Казахстан столкнулся с геополитическим ударом. В Актобе и Алматы были совершены два террористических акта, которые унесли жизни мирным жителям, сотрудникам правоохранительных органов [9]. 
Законодательные основы противодействия терроризму прописаны в Конституции РК и Законе «О противодействии терроризму». 
     Согласно Конституции РК «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований» [10].
     Закон «О противодействии терроризму» гласит:
 «На территории Республики Казахстан запрещается:
1) пропаганда терроризма;	
2) создание, регистрация и функционирование террористических организаций, а также незаконных военизированных формирований [11]
     В 2016 году Казахстан столкнулся с двумя терактами в городах Актобе и Алматы. Краткая хронология событий этих терактов выглядит следующим образом:
Теракт в Актобе 5 июня 2016 года. Краткая хронология событий.

Теракт в Алматы 18 июля 2016 года. Краткая хронология событий
     Особенность терроризма состоит в его непредсказуемости. Как говорит Нурсултан Назарбаев «Есть глубокие психологические обоснования терроризма. Иначе трудно объяснить массовые расстрелы школьниками своих сверстников в США, причем в однородной культурной и этнической среде благополучных городков, или расстрел парламентариев в мирной Швейцарии» [12]. Таким образом, террористический акт может произойти как в бедном и нестабильном Афганистане, так и благополучной Америке.
     Особенную актуальность в исследовании явлений терроризма добавляет тот факт: все террористические акты в разных странах нельзя назвать однородными. Все террористические акты имеют примерную единственную сущность, но в разных странах они имеют разные оттенки.
     Для наглядности оттенков возьмем к примеру 3 теракта в разных странах за 2016 год (США, Турция, Казахстан): Массовое убийство в Орландо, Теракт в Анкаре, Теракт в Актобе.

     У этих терактов одна сущность и цель, но разные «оттенки». Знание или незнание этих оттенков для правоохранительных органов является вопросом национальной безопасности.
     Согласно статье 10.1 Закона «О терроризме», - 
«1. Информационно-пропагандистское противодействие терроризму осуществляется в целях:
разъяснения опасности терроризма;
разоблачения форм, методов и приемов, с помощью которых террористы осуществляют пропаганду своих взглядов и идей;
формирования в обществе антитеррористического сознания;
объединения усилий государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, и институтов гражданского общества в профилактике терроризма;
сокращения социальной базы поддержки терроризма» [13].
     Информационная составляющая противодействия терроризму является одной из системообразующих функций созданного 5 апреля 2016 года Министерства Информации и Коммуникаций РК, в положении которого ясно говорится: 
«16. Функции центрального аппарата:
- осуществление противодействия терроризму в пределах установленной законодательством Республики Казахстан компетенции» [14].
   Как упомяналось выше, национальная безопасность включает в себя разные компоненты. Одной из стратегически важных компонент национальной безопасности является военная безопасность. 
   Закон РК «О национальной безопасности РК» следующим образом определяет понятие военной безопасности как «состояние защищенности жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с применением военной силы или намерением ее применения» [15].
   В развитии человеческой цивилизации национальная безопасность олицетворялась с военной, защитой страны от вооруженного вторжения извне. В данный момент эта составляющая национальной безопасности безусловно является немаловажной, особенно на фоне усиления террористической активности в мире в 2016-2017 гг. Касаемо военной безопасности, всегда учитываются следующие компоненты:
* Текущий статус-quo вооруженных сил государства и предполагаемых театров операций военного характера;
* Присутствие (или отсутствие) союзников в военном плане;
* Величина бюджета, выделяемого на оборону страны;
* научно-техническая, экономическая и демографическая составляющие, моральный дух граждан, живущих на этой территории.
   Важным направлением военной безопасности является военная политика.  Военная политика подразумевает организацию и применение средств вооруженного насилия для разрешения определенных политических задач.
     Задачи военной политики сводятся к следующим базовым элементам: 
1) обеспечение национальной безопасности и прежде всего целостности и неприкосновенности государственной территории;
2) защита граждан государства за пределами его территории в случае возникновения угрозы их личной безопасности.
     Данные институты являются необходимыми элементами для выполнения данных задач:
* армия;
* государственные органы, курирующие военную отрасль;
* оборонно-промышленный комплекс;
* специальные службы и т. д.
     Данные функции являются непосредственными производными от указанных свыше институтов:
а) Аппаратная функция, объектом воздействия которой являются разработка оборонной политики с необходимым научно-аналитическим сопровождением;
б) Научно-техническая функция, в непосредственные задачи которой входят организация комплекса мер по поддержке необходимой степени жизнеобеспечения армии новейшими средствами оборонно-промышленного комплекса, а организаций оборонно-промышленного комплекса современными технологиями;
в) Международная функция, в компетенции которой включены необходимость мировых связей военного назначения: деятельность в объединениях военного характера; создание условий для доверительного диалога в военной сфере; разрядка эскалации конфликтов в военной сфере миропорядка.
     Есть разные аспекты военной безопасности:
     во-первых, военная безопасность интерпретируется как комплекс обязательств для сохранения и поддержки национальной независимости, целостности территории, охраны национальных интересов;
     во-вторых, под военной безопасностью понимается ситуация и статус-quo в обществе и межгосударственных отношениях обязательного неприменения военной силы;
     в-третьих, военная безопасность рассматривается как обстановка в международных и внутриполитических оборонно-политических отношениях, обороноспособности государства, при которой происходит сдерживание агрессии, снижается угроза государственным интересам страны и возможность ее включения в военный конфликт, а в случае появления опасности национальным интересам государства, общества, личности, гарантируется их вооруженная защита.
     в-четвертых, военная безопасность ассоциируется с ситуацией внутриполитических и межгосударственных условий жизни, которые исключают вероятность причинения гражданину, социуму, стране, мировому сообществу ущерба военными средствами.
     Следует признать, что понятие «военная безопасность» не идентично понятиям «обороноспособность», «оборона».
     Под обороноспособностью принято понимать степень готовности армии, экономики и населения страны к защите от агрессии извне, обороне целостности государства и его суверенитета.
     Оборона — это комплекс оборонительных, экономических, политических, законных и общественных мер по организации вооруженной обороны и непосредственно вооруженную защиту, территориальной целостности и ее неприкосновенности. [16]
     Итак, оборона, обороноспособность направлены на симметричный ответ конкретным, настоящим и адресным военным угрозам. По этой причине «оборонная безопасность» является частью военной безопасности».
     Отметим факторы, от которых зависит обороноспособность страны:
•        описательные характеристики настоящих и возможных военных опасностей;
•        вовлечение страны в международные договоры и обязательства военного характера;
•        оборонного потенциала;
•        экономическое, научно-техническое развитие страны, ее возможности в материальном и духовном плане;
•        людской потенциал;
•        фактор единства общества;
•        готовность населения к защите своей Родины;
•        способность руководства принимать верные решения в судьбоносный момент.
     Военную безопасность можно трактовать как состояние жизнедеятельности социума, его структур и институтов, гарантирующее их качественную определенность в параметрах надежности существования и устойчивости развития посредством исключения военного насилия.
     Под военной опасностью понимается вполне осознаваемая, но не тотальная возможность нанесения вреда, ущерба, со стороны объектов (факторов), обладающих поражающими свойствами, исходящими от средств вооруженного насилия. Военной угрозой считается наиболее ясный, непосредственный и адресный вид опасности. [17]
     При следующих характеристиках неминуемо состояние военной опасности: 
-        претензии государств друг к другу, которые не регулируются дипломатией;
-        наличие у сторон боеспособных вооруженных сил, способных вести действия наступательного характера;
-        уверенность страны-агрессора в целесообразности применения вооруженных сил ввиду кажущейся или реальной возможности отсутствия адекватного отпора.
     В сущности, и военная опасность, и военная угроза являются четкими проявлениями действительно существующих военно-политических межгосударственных отношений. Указанные понятия являются показателями их конкретного состояния военно-политических отношений, свидетельствующими об уровне их напряженности. Различные ступени эскалации напряженности между государствами, соответствующие им практическими действиями (акции) по подготовке к войне обозначаются различными понятиями.
     Военной угрозе как более высокой ступени эскалации, чем военная опасность, присуща гораздо большая степень напряженности между отношениями государств. Угроза возникает непосредственно из военной опасности, является итогом ее развития, то есть обусловлена усилением военной опасности. Состояние военной угрозы характеризуется конфронтационным характером военно-политических отношений между государствами и их стремлением разрешить существующие противоречия военно-силовыми методами, что обусловливает гонку вооружений и их настойчивые попытки получить военное превосходство.
     Военная угроза — не абстрактное, отвлеченное понятие. Она возникает и существует применительно к какой-либо конкретной стране, группе стран или одновременно к большинству основных стран мира. В этом смысле необходимо различать разные уровни (масштабы) военной угрозы:
•        угроза отдельной стране (локальная угроза);
•        угроза группе стран (региональная угроза);
•        угроза всему человечеству (глобальная угроза = угроза мировой войны).
     После появления атомного оружия на мировой арене впервые возникла угроза всему человечеству сценарием взаимного ядерного уничтожения противников по всему земному шару. После первых испытаний ядерного оружия в военной безопасности впервые стали использоваться термины «стратегический», «стратегическая безопасность», «стратегическое назначение». Например, подводная лодка РФ, способная нести ядерные заряды называется «Ракетный подводный крейсер стратегического назначения».
     Понятие стратегический закрепилось за ядерным вооружением ввиду того, что в современном мире акт агрессивного нападения на другую страну посредством ядерного удара неминуемо влечет за собой гарантированный акт возмездия. Таким образом, принятие решения о нанесении ядерного удара не принимается только генштабом, в нем участвует непосредственно руководящая верхушка, тем самым осознавая стратегические последствия возможного нанесения ядерного удара.
     Не следует путать понятие «стратегическая безопасность» с понятиями «стратегия безопасности», «военная безопасность». 
Стратегическая безопасность, как было сказано выше является частью военной безопасности. Военная безопасность является частью национальной безопасности. 
     Военная безопасность характеризует степень защиты национальных интересов вооруженным путем. 
     Стратегия безопасности является комплексным документом, в котором проведены планирование, разработка и организация долгосрочных установок с целью обеспечения безопасности системы.
     Среди исследователей нет четкого и внятного определения стратегической безопасности, однако данное понятие довольно часто используется.
     Так, например, Логунов А.Б. характеризует понятие стратегической безопасности как «военно-стратегическую безопасность». Согласно его определению, военная-стратегическая безопасность тесно связана военной безопасностью,  однако упор делается на «эволюцию наступательных и оборонительных вооружений», а также на «сущность военно-технической революции». [18]
     Согласно Селиванову А.И. стратегическая безопасность связана с национальной безопасностью. В своей монографии он делает упор на «политико-правовые аспекты и механизмы обеспечения стратегической безопасности российского государства» [19]
     Нурсултан Назарбаев в своих выступлениях использует термин «стратегические ядерные вооружения» в контексте глобальной безопасности. [20] 
     Исходя из наших исследований, стратегическая безопасность – часть военной безопасности, отвечающая за сдерживание и неприменение оружия массового поражения, которое способно как в краткосрочной, так в долгосрочной перспективе нанести урон не только странам, обменявшимся взаимными ядерными ударами, но и всему миру. 
Изучение феномена стратегической безопасности тесно связано с процессом распространения Ядерного оружия, которому посвящена следующая глава.































1.2. Эволюция формирования стратегической безопасности мира


«Если мы хотим пользоваться миром, приходится сражаться»
Цицерон
     Человечество с начала своего зарождения использует институт войны для цели успешной борьбы в конкуренции наций. Если в природном мире пищевая цепь и иерархия животных строго закреплена, то в человеческом мире нет ничего более зыбкого в историческом плане как иерархия среди государств. Одни государства с гораздо более развитой экономикой, наукой и вооруженными силами диктовали условия государствами с менее развитыми в этом плане. 
     Наука, изучающая в более прикладном аспекте конкуренцию наций, именуется геополитикой. Именно геополитика позволяет объяснить исследователю феномен усиления одних и ослабления других государств. 
     Феномен существования войны многие исследователи склонны объяснять разными причинами, однако главная причина, которая лежит в основе второстепенных причин – конкуренция. Конкуренция порождает сомнения, недовольства, зависть, споры, дискуссии, и в конце концов ведет к конфликту и войне, но с другой стороны именно конкуренция наций позволяет устранять в мировом геополитическом поле государства, которые утратили свою эффективность и силу.
     Если рассмотреть историю мира в общественно-исторических формациях Маркса, то условно можно выявить, что в эпоху первобытнообщинного строя одно племенное образование прибегало к форме вооруженного насилия против иного с целью овладения земельными, людскими, минеральными ресурсами. В средневековье доминируют войны между феодалами, оседлыми и кочевниками, а в позднее средневековье происходят уже войны между централизованными государствами. В Новое время войны происходят между государствами за земли, колонии, рынки, минеральные и людские ресурсы. В новейшую историю война ведется уже за умы, ресурсы, идеологию, причем не всегда с помощью оружия.
     Оглядываясь назад в прошлые войны ХIX- первой половины ХХ вв., то можно прийти к выводу, что локальные войны, которые велись довольно часто в данную эпоху свой театр военных действий распространяли только на территорию стран, вовлеченных в вооруженный конфликт. Например, война на Дальнем Востоке России и Японии в 1904-1905 гг. не затрагивала прямых жизненных интересов государств Латинской Америки с точки зрения выживания государств. Научно-техническая революция и век «атома» изменили трактовку локальности вооруженного конфликта навсегда, вывели понятие войны между крупными ядерными государствами на более глобальный уровень. 
     ХХ век открыл для человечества электродвигатели и производство стали, между крупнейшими странами была начата гонка вооружений, усиленными темпами шла милитаризация ведущих экономик мира. Количество накопленного оружия, увеличивавшегося по экспоненте, привело к крупномасштабному военному конфликту, именуемому Первой мировой войной. Через 21 год после окончания Первой мировой войны с обстрела города Данцига произойдет вооруженный конфликт, масштабы которого потрясли миропорядок. Результаты Второй мировой войны, унесшей жизни 65 миллионов человек, составляют основу международного права с 1945 года [21]. 
     Примечательно то, что Вторая мировая война полностью изменила соотношение сил в Евразии. Начавшись как европейская война, она быстро переросла в мировую. Результатом стало смещение центров силы в сторону Западного и Восточног.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.