VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль и место энергетического фактора в обеспечении экономической безопасности России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013082
Тема: Роль и место энергетического фактора в обеспечении экономической безопасности России
Содержание

Федеральное государственное бюджетное образовательное 
учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


ИНСТИТУТ ПРАВА И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ФАКУЛЬТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Специальность: 38.05.01 Экономическая безопасность
Специализация: Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности.
Выпускающая кафедра: экономической безопасности.


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:
«Роль и место энергетического фактора в обеспечении экономической безопасности России»
	

Автор работы:
студент 5 курса, 
очной формы обучения,
Шевцов Александр Владимирович
Подпись__________________

Руководитель работы:
кандидат экономических наук, доцент,
Соколовский Александр Александрович
Подпись__________________

Заведующий выпускающей
кафедрой:
кандидат экономических наук, доцент,
Юшин Игорь Владимирович
Подпись__________________









Москва, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования энергетической безопасности      государства...............................................................................................................6
1.1.   Энергетическая безопасность государства: понятие, сущность..............6
1.2.  Цели и принципы обеспечения энергетической безопасности государства.............................................................................................................10
1.3.  Нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности государства.....................................................................................19
 Глава 2.  Анализ и оценка уровня энергетической безопасности России на примере Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»......28
 2.1. Основные критерии и показатели энергетической безопасности Российской Федерации на примере Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».................................................................................................28
 2.2.  Анализ уровня энергетической безопасности Российской Федерации на примере Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»......42
Глава 3.   Угрозы энергетической безопасности России и направления их нейтрализации........................................................................................................56
3.1.    Возможные (потенциальные) угрозы энергетической безопасности государства.............................................................................................................56
3.2.    Стратегические направления нейтрализации угроз энергетической безопасности государства.....................................................................................63
Заключение.............................................................................................................70
Библиографический список..................................................................................74
     
     
     
     
     
     Введение
     Одной из основных современных тенденций в мировой экономике является увеличение потребления энергетических ресурсов. Данная тенденция обусловлена тем, что обеспечение постоянного экономического роста в современных  условиях невозможно без  расширенного потребления энергоносителей. Рост потребления энергоресурсов во многом обусловлен увеличением потребностей развивающихся современных отраслей национальных экономик, увеличением потребления энергоносителей населением. При этом, с обеспеченностью потребностей национальной экономики в энергоресурсах, связано  не только повышение качества жизни граждан, не только перспективы поступательного развития экономики, но и само ее выживание. В этой связи представляется, что одним из основных аспектов  обеспечения национальной безопасности  является обеспечение безопасности в энергетической сфере.  С обеспечением энергетической безопасности прямо и непосредственно связаны важнейшие жизненные интересы любой страны и поэтому обеспечение безопасности в энергетической  сфере, является одной из важнейших и основных функций современного государства.
     Важнейшими инструментами обеспечения энергетической безопасности страны в современных условиях  являются: нормативно-правовые, налоговые, структурно-инвестиционные, ценовые, и другие инструменты. Их эффективное использование позволяет минимизировать возможные вызовы национальной экономике в области энергетической безопасности.
     Реализация комплекса мер в области обеспечения энергетической  безопасности призвана обеспечить эффективную защиту интересов экономических агентов функционирующих в национальной экономике.  Проблема обеспечения энергетической 	 безопасности всегда находилась и находится в центре внимания ученых-экономистов. Во многих публикациях появляющихся в последние годы в российских и зарубежных изданиях достаточно подробно рассматривались проблемы обеспечения энергетической  безопасности на микроэкономическом уровне. Однако проблемы обеспечения  энергетической  безопасности  на макро- и мезоэкономическом  уровнях, на наш взгляд, не получили должного освещения в экономической литературе. Это обстоятельство, определяет актуальность темы исследования проводимого в настоящей выпускной квалификационной работе
     Целью исследования настоящей выпускной квалификационной работы явились   теоретические и практические аспекты  обеспечения энергетической  безопасности  Российской Федерации в  целом, и одного из крупнейших хозяйствующих субъектов энергетической отрасли Госкорпорации «Росатом», в частности.
     Постановка означенной цели определила основные задачи, которые ставятся и решаются в выпускной квалификационной работе:
      - раскрыть сущность и охарактеризовать значение обеспечения энергетической  безопасности Российской Федерации;
     -  охарактеризовать основные цели и принципы обеспечения энергетической безопасности  Российской Федерации;
     - определить основные критерии и показатели обеспечения  энергетической безопасности Российской Федерации;
     -  проанализировать  аспекты обеспечения энергетической безопасности, на мезоэкономическом уровне, на примере крупнейшего предприятия энергетической отрасли Российской Федерации - Госкорпорации «Росатом»;
     -  оценить потенциальные угрозы энергетической безопасности возникающие на мезоэкономическом уровне;
      -  определить основные направления нейтрализации угроз энергетической безопасности на мезоэкономическом уровне;
     Объектом исследования в настоящей выпускной квалификационной работе явилась  экономическая безопасность страны.
     Предметом исследования в выпускной квалификационной  работе стали механизмы, инструменты и технологии обеспечения экономической  безопасности крупнейшего и уникального предприятия энергетической отрасли - Госкорпорация «Росатом, в целях обеспечения энергетической безопасности  страны.
     Информационный и методологический базой исследования предпринятого в настоящей выпускной квалификационной  работы стали труды ведущих ученых - экономистов в области энергетической и национальной безопасности, таких как:. Л.И. Абалкин, Г.Л. Азоев, В.И. Видяпин, Л.М. Бадалов, М. Гельвановский, Т.Ю. Горькова, Г.П. Журавлева, Г.Л. Игольников, В. Кушлин, О.Г. Макаренко, Т.Н. Макарова, Е.Г. Патрушев, Мунтиян, И.В. Плачков, А.В. Прокип, Е.М.Примаков ,С.М. Сендеров, и др., а также публикации в периодических изданиях, информация, размещенная в  сети Интернет и других источниках.
     Нормативно-правовой базой выпускной квалификационной работы явились:
     - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р Энергетическая стратегия России на период до 2030 года;
     - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды»;
         - Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации;
         -  Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности».
     
     
     
     
     
     
     1. Теоретические аспекты исследования энергетической безопасности государства
     1.1 Энергетическая безопасность государства: понятие, сущность
      Проблемы обеспечения  энергетической безопасности национальной экономики по нашему мнению следует рассматривать применительно к различным уровням ее функционирования. Исходным,  первым, низовым, однако не зависимо от этого, пожалуй, одним из важнейших  уровней обеспечения энергетической безопасности, является  ее локальный, микроэкономический уровень.  Под локальным уровнем обеспечения энергетической  безопасности следует понимать энергетическую безопасность экономических агентов первого и второго уровня, а именно предприятий и домохозяйств, выражающуюся в необходимости их постоянного и бесперебойного обеспечения энергоносителями в целях создания необходимых условий для  хозяйственной деятельности. 
     Следующим уровнем обеспечения энергетической безопасности, следует считать уровень крупных и крупнейших предприятий, а также регионов и это - мезоэкономический уровень обеспечения энергетической безопасности. Этот уровень обеспечения энергетической безопасности, предполагает создание необходимых условий для функционирования крупнейших экономических агентов национальной экономики, а кроме того,  оптимальное обеспечение энергоносителями, для  эффективного развития,  каждой отдельно взятой территории, каждой области, края, республики.
     Третьим уровнем обеспечения энергетической безопасности, по нашему мнению, является  макроэкономический уровень. Обеспечение энергетической безопасности на макроэкономической уровне, предполагает, создание всех возможных условий, для поступательного развития национальной экономики в целом, формирование эффективных инструментов для противодействия  различного рода внутренним и внешним угрозам в сфере энергетической безопасности.
     Двадцать первый век, это век  формирования  качественно новых мирохозяйственных  процессов, их транснационализации, век глобализации. В конце века двадцатого и в начале двадцать первого века возникают и расширяются проблемы связанные с необходимостью обеспечения глобальной энергетической безопасности. В этой связи, представляется целесообразным, выделить еще один уровень обеспечения энергетической безопасности, ее глобальный супер экономический уровень. Обеспечение глобальной энергетической безопасности, одна из важнейших проблем современности. Без ее решения, как показывает накопленный исторический опыт,  не возможно стабильное и поступательное движение  как мировой экономики в целом,  так и стабильное и поступательное развитие экономик региональных союзов, экономик  стран развитых и развивающихся. Формирование и развитие глобальных энергетических проблем может стать катализатором  мировых экономических кризисов, экономического подъема и спада, социальной нестабильности и так далее. Решение проблем глобальной энергетической безопасности в современных условиях не представляется возможным без формирования взаимопонимания,  без широкого взаимодействия различных участников мирохозяйственного процесса и в первую очередь, стран-лидеров мировой экономики, а также крупнейших поставщиков энергоресурсов
     В современной экономической литературе существуют различные подходы к определению содержания категории «энергетическая безопасность» государства. Большинство авторов, занимающихся изучением проблем энергетической безопасности, к которым следует отнести : С.М. Сендеров, В.И. Рабчук, Н.И. Пяткова, С.В. Воробьев, придерживается точки зрения, согласно которой государства мира, экспортёры и импортёры энергоресурсов, в также страны энергетического транзита, взаимозависимы в вопросах обеспечения национальной энергетической безопасности. Необходимо отметить, что серьёзная заслуга в обосновании этой точки зрения принадлежит российским специалистам. 
     В частности, академик Е.М. Примаков в   статье, опубликованной в 2014 году в Российской газете писал, Что под эконом безопасностью государства это, прежде всего, не односторонняя гарантия поставок энергоресурсов, а безопасность обеспечивающаяся "...тройственной гарантией: поставок со стороны стран-производителей; транспортировки со стороны стран, по территории которых она осуществляется; спроса со стороны стран-потребителей. Все они должны делить ответственность и риски за бесперебойное функционирование глобальной энергетики».1
     Наиболее распространенными, в современных условиях,   подходами к определению сущности энергетической безопасности,  следующие ее трактовки: 
     1) в работе «Энергосбережение и энергетический менеджмент» Андрижиевский А. А., определяет данную категорию, как состояние защищенности интересов (национальных, государственных, общественных) в энергетической сфере;2  
     2) в статье.  «Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков - состояние, проблемы и перспективы развития», ее автор, А.М.Мастепанов, характеризует категорию «энергетическая безопасность»  как состояние систем энергообеспечения (в частности ТЭК) в различных условиях;3
     3) другое определение категории «энергетическая безопасность», дает в работе «Экономика  электроэнергетических  систем»   ее автор  В.Н.Фомина, считающая, что «энергетическая безопасность», это непрерывная физическая доступность по цене, которая является приемлемой с точки зрения соблюдения экологии4.
     По мнению отдельных авторов, наиболее целесообразно трактовать сущность категории «энергетическая безопасность», как состояние защищенности национальной экономики, общества,  региона от существующих и потенциальных дестабилизирующих угроз и рисков энергетического характера, обеспечиваемое путем устойчивого функционирования энергетического комплекса, диверсификации источников энергоресурсов и внедрения инновационных технологий развития нетрадиционной энергетики.5
     И  это, наиболее полное и развернутое определение категории «энергетическая безопасность». Однако, не смотря на кажущуюся полноту определения сущности категории «энергетическая безопасность», представляется, что  это определение не включают  главного, а именно указания на необходимость обеспечения национального суверенитета в области энергобезопасности, постоянного контроля за использованием основных источников энергоресурсов.
     В современных условиях, энергетическая безопасность  начинает функционировать не только как важнейшая составляющая, но и как  относительно самостоятельных видов национальной безопасности. Подобное понимание сущности энергетической безопасности включает в себя не только способность топливно-энергетического комплекса (ТЭК) надежно обеспечивать энергетические потребности национальной экономики, по экономически приемлемым ценам, но и способность потребителей эффективно использовать потребляемые энергетические ресурсы.6
     Более того, категория «энергетическая безопасность», долгое время рассматриваемая, преимущественно, с экономической точки зрения, в современных условиях приобретает все большую политическую и экологическую значимость. Возникновение и развитие существенных диспропорций между важнейшими регионами-производителями и регионами-потребителями энергоресурсов привели к тому, что вопросы энергетической безопасности, уже давно стали занимать важное место в политической повестке дня между народным сообществом ,а также были включены в круг проблем, изучаемых наукой о международных отношениях. Такая взаимосвязь является непросто «географическим совпадением»,но заключает в себе необходимое, обязательное условие существования и дальнейшего развития того или иного государства.
     Подводя  итог  рассмотрению сущности энергетической безопасности представляется необходимым определить эту экономическую категорию следующим образом: под энергетической безопасностью необходимо понимать состояние того или иного эконом агента (домохозяйства, предприятия, национальная экономика) при котором он всесторонне защищен от всевозможных  рисков и угроз в энергетической сфере, что создает основы для его поступательного социально-экономического развития, стабильного экономического роста и повышения эффективности хозяйственного функционирования.
     
     1.2 Цели и принципы обеспечения энергетической безопасности государства
     Как  было выяснено в предыдущем параграфе, энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности любого государства и поэтому, обеспечение национальной безопасности – одна из основных задач энергетической политики государства. 
     В проекте Энергетической стратегии России  на период до 2035 года, особо отмечается, что целью Стратегии является переход энергетического сектора страны через структурную трансформацию на более высокий, качественно новый уровень, максимально содействующий динамичному социально-экономическому развитию Российской Федерации.7
           Представляется, что государство,  стремящееся сохранить свой суверенитет,  обязано решать вопросы  обеспечения национальной безопасности вообще и, энергетической безопасности, в частности. Обеспечение энергетической безопасности страны, в качестве  своей важнейшей цели, должно преследовать цель, достижения необходимой защищенности топливно-энергетическогокомплекса от внутренних и внешних угроз, способных дестабилизировать бесперебойное обеспечение ТЭР (топливно-энергетическими ресурсами) хозяйственного комплекса и населения региона. Обеспечение энергетической безопасности в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) требует решения взаимосвязанных задач на макроэкономическом, мезоэкономическом и микроэкономическом уровнях
     В топливно-энергетический комплекс (ТЭК)Российской Федерации не только обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в топливно-энергетических ресурсах, но и является основным источником, налоговые поступления от которого являются важным источником доходов государственного бюджета.
     В этой связи, важнейшими целями государственной политики в области обеспечения  энергетической безопасности страны является последовательное поступательное развитие для достижения:
     - способности ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости; 
     - способности потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на  энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса; 
     - устойчивости энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.8
     Кроме того, представляется, что одной из основных перспективных задач государства в области обеспечения энергетической безопасности должно стать формирование  необходимой  базы для создания автономных средств «малой» и «средней» энергетики. При этом, под  средствами «малой» и «средней» энергетики необходимо понимать создание компактных электростанций, использующих для выработки электроэнергии имеющиеся в наличии местные природные ресурсы: ветер, солнечный свет, геотермальная энергия, природный газ и др.
     Действительно, например, централизованный завоз энергоносителей в районы Крайнего Севера, в  жилые поселения расположенные в малонаселенных, горных  и отдалённых районах обходится очень дорого. Во многих случаях есть степень риска – оставить без тепла и электроэнергии не только жилые посёлки, но и  объекты, имеющие важное социальное значение: больницы, детские сады, школы и т.д.9
     Иными словами, нарушение поставок энергоносителей, помимо экономического ущерба несет за собой социальный ущерб. Нарушение теплоснабжения влечет за собой снижение  температуру воздуха в  жилых помещениях, это в свою очередь приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности людей, ухудшаются условия отдыха и труда населения, увеличивается число заболеваний. Прекращение подачи газа или электроэнергии понижает жизненный тонус людей, нарушает ритм жизни и питания, что также способствует заболеваниям и отрицательно воздействует на состояние организма человека.
     Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются:
     - гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера; 
     - восполняемость исчерпаемого ресурса (темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива должны согласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии); 
     - разнообразие используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя); 
     - учет требований экологической безопасности (развитие энергетики должно быть сбалансировано с возрастающими требованиями охраны окружающей среды); 
     - предотвращение энергорасточительства (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности); 10
     - создание экономических условий (прежде всего за счет налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равновыгодность поставок энергоресурсов на внутренний и внешние рынки и рационализацию структуры экспорта; 
     - максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования11. 
     Исследования проблемы обеспечения энергетической безопасности России проводятся в рамках сценарных исследований развития ТЭК и включают следующие задачи:
     – формирование временных сценариев возмущений для различных комбинаций угроз, применимых к различным территориям и их группам;
     – оценка состояний ТЭК после реализации сформированных сценариев возмущений, выявление складывающихся «узких мест» в топливо и энергоснабжении потребителей;
     – формирование мероприятий по устранению выявленных «узких мест», оценка эффективности мероприятий;
     – отбор неизменных и наиболее эффективных мероприятий по обеспечению энергетической безопасности территорий.12
     Данные исследования характеризуются следующими принципами:
     – формирование и анализ всех логически возможных состояний ТЭК для заданных сценариев развития с целью совместного рассмотрения угроз ЭБ при получении максимально возможного числа отвечающих требованию ЭБ состояний ТЭК;
     – моделирование этих состояний с помощью квазидинамических линейных балансовых моделей ТЭК, имитирующих взаимосвязанную работу отраслевых систем энергетики;13
     – организация распределенных расчетов состояний ТЭК, информационная поддержка анализа (предварительного и экспертного) рассчитанных состояний;
     – организация предварительного анализа состояний для выделения обозримого для экспертного анализа числа допустимых с позиций ЭБ состояний ТЭК;
     – поддержка гибкого поиска рациональных с позиций ЭБ состояний или направлений развития ТЭК в рамках экспертного анализа отвечающих требованиям ЭБ состояний;
     – многокритериальность проводимого анализа, направленная на учет различных аспектов ЭБ (с помощью отдельных индикаторов или их групп) и на оценку кризисности состояний по другим важнейшим факторам исследований (с помощью важнейших модельных характеристик).14
     Главное требование к средствам «малой» энергетики - это надежность в эксплуатации, возможность их быстрого монтажа и демонтажа (при кочевом характере хозяйственной деятельности), адаптация к природным и климатическим условиям , к характеру поселения, опора на местные ресурсы. В этом случае запасы энергоносителей в районах Крайнего Севера и отдалённых  горных поселений будут иметь сугубо страховочный характер. 
     Например, в районах Крайнего Севера РФ такими средствами «малой» энергетики могут быть ветряные электростанции (ЭС), «мини-ГЭС», «дровяные ЭС», а ещё лучше их сочетание в одном агрегате. Конечно, должны быть и запасы углеводородных энергоносителей для работы транспорта, и пр., но зато возрастёт энергетическая независимость индивидуальных энергопотребителей, уменьшится нагрузка на ранимую экосистему. 
     Например, в  отдалённых горных районах, особенно с большим числом солнечных дней, можно эффективно использовать солнечные батареи на кровле домов, склонах гор и холмов, открытых с большей продолжительностью воздействия солнечных лучей в течение суток. Варианты использования средств «малой» энергетики достаточно разнообразны. Научно-технический прогресс позволяет успешно реализовать такую возможность.
     Конечно, поначалу не многие индивидуальные энергопотребители смогут приобрести средства «малой энергетики». Поэтому на первых порах государство должно максимально облегчить условия приобретения таких средств, строже спрашивать с производителей за качество подобной продукции. Это направление имеет очень неплохие перспективы в будущем.
     Комплекс целей ЭБ стран-экспортеров нефти и газа нельзя однозначно считать бесспорными, какими бы актуальными они ни являлись на определенный исторический момент, поскольку они подвергаются трансформациям, исходя из меняющихся внешнеэкономических подходов, международной политической обстановки, активных колебаний ценообразования на энергоносители, уровня адекватности взаимодействия между всеми участниками энергетического рынка в разные временные отрезки. 15
     В то же время ученые предполагают возможность общих типологических ориентиров, следование которым через принятие и реализацию «дорожных карт» способно обеспечивать национальную безопасность страны и трансформировать энергетические капиталы в ее долгосрочный актив.
     Типологическими и принципиальными особенностями обеспечения ЭБ развитых государств являются, во-первых, соблюдение баланса между ростом ВВП на душу населения, стимулирующего непрерывное потребление энергии и энергоресурсов и рисками, включая геополитические, утраты доступа к каналам обеспечения энергетическими ресурсами и, соответственно, попадания в прямую зависимость от международной рыночной конъюнктуры, турбулентности ценообразования на углеводородное сырье, необходимости наращивания объемов инвестирования в соответствующую инфраструктуру создания стратегических нефтегазовых резервов в интересах дальнейшего развития экономики. 16
     Кроме того, выдвигается задача обозначения собственных позиций в энергетической дипломатии, наличия собственной стратегии в этой сфере, поскольку от их продвижения полностью зависит обеспечение­ гарантий собственных национальных интересов.
     Предложенные экспертом Е.Ф.?Черненко следующие концептуальные позиции отличаются наибольшей «жизнеспособностью» и отвечают интересам Российской Федерации в качестве принципов энергетической безопасности:
     – энергетический суверенитет;
     ––создание стабильного и долговременного источника формирования доходной части государственных бюджетов различных уровней;
     ––содействие экономическому развитию страны за счет активного использования отечественного производственно-технического потенциала;
     ––минимизация ущерба, наносимого окружающей среде в результате эксплуатации углеводородного потенциала;17
     ––поддержание эффективной производственно-технологической структуры в рамках нефтегазового сектора экономики;
     ––использование финансово-экономического потенциала добычи невоспроизводимых ресурсов углеводородного сырья для создания современной экономики, основанной на передовых технологиях и воспроизводимых производственно-технологических и природных ресурсах.
     Управление изменениями на государственном уровне, выстраивание геоэкономической композиции, исходя из внутренних и внешних интересов страны, отраслевых промышленных кластеров, траекториями инновационного развития через реализацию национальных стратегий и программ компаний, ресурсами и капиталами позволяет странам непрерывно развиваться. 
     Следование такому сценарию позволяет крупным государствам находиться в максимально выгодном положении и даже при реализации предсказуемых на международной арене сценариев оставаться непредсказуемыми и недосягаемыми для фокуса геополитического прицеливания других держав-соперников.18
     Успешность реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 г. во многом определяется развитием газораспределительного комплекса. Наиболее серьезной проблемой предприятий топливно-энергетического комплекса на современном этапе является износ основного технологического оборудования распределения горючего. Износ распределительных газопроводов и газоперекачивающих агрегатов составляет около 60 % и 30 % соответственно. 19
     Таким образом, для обеспечения необходимого уровня энергетической безопасности необходимы дополнительные инвестиции как со стороны государства, так и со стороны предприятий топливно-энергетического комплекса, направленные в первую очередь на внедрение инновационных технологий в добычу и производство, и во-вторых, на производство машин, механизмов, технологий по программе импортозамещения.
     В целом можно сделать вывод, что энергобезопасность в России в настоящее время не обеспечивается из-за высокого уровня износа основных фондов топливно-энергетического комплекса, снижения экономической доступности топливно-энергетических ресурсов.20
     В целях координации всей работы по проблемам обеспечения энергетической безопасности необходимо принятие закона РФ «Об энергетической безопасности», где будут закреплены нормативно-правовые вопросы обеспечения энергетической безопасности.
     В общем, все это закладывает прочный фундамент для воплощения «энергетики будущего» в жизнь, обеспечения стратегического развития российского ТЭК во взаимосвязи с мировой экономикой, что в свою очередь позволяет позитивно смотреть на долгосрочные перспективы развития российской энергетики и обоснованно рассчитывать на сохранение ее лидерских позиций в обеспечении вместе с общемировым ТЭК растущих энергетических потребностей населения Земли.
     Таким образом, формирование и контроль над ходом реализации «энергетической политики» относится к сфере компетенции высшей политической власти страны. При этом «государственное управление» топливно-энергетическим комплексом является зоной ответственности исполнительной власти, возглавляемой одним из высших «политических государственных должностных» лиц страны. 21
     С теоретической точки зрения «государственное управление» энергетической сферой, политические институты, задействованные в формировании «энергетической политики», а так же процессы и технологии, используемые при ее реализации, являются областью исследования политической науки. Хотелось бы отметить необходимость более глубокого изучения методов государственного регулирования сферы энергетической системы.
     
     1.3 Нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности государства
     
     Для более полного и детального исследования, проводимого в выпускной квалификационной работе, необходимо охарактеризовать существующую нормативно-правовую базу обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации.
     Пересмотр и обновление Энергетической стратегии России в соответствии с действующим законодательством должны происходить не реже одного раза в течение пяти лет. В настоящее время Министерством энергетики РФ разработан проект корректировки Энергетической стратегии на период до 2030 года с ее пролонгацией до 2035 года, направленный на энергоэффективность экономики страны. Перечислим проблемы нормативно-правового обеспечения исполнения Энергетической стратегии России.
     Впервые разработка Энергетической стратегии была начата в 1990 году Министерством топлива и энергетики Российской Федерации. Создание Энергетической стратегии стало наиважнейшей задачей российской государственности, которая решалась в условиях глобальных политических изменений и одновременного перехода к рыночной экономике22. На данном этапе Правительство страны столкнулось с проблемой отсутствия единой государственной программы, единых принципов управления и развития в энергетическом секторе.
     Изначально Правительством РФ была утверждена Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях от 10.09.1992 (Протокол № 26). В 1993-1994 годах на базе данной Концепции была разработана первая Энергетическая стратегия России на период до 2010 года.
     В 2003 году Правительством РФ была утверждена новая Энергетическая стратегия на период до 2020 года, которая конкретизировала цели, задачи и основные направления долгосрочной государственной политики в сфере энергетики с учетом складывающихся внутренних и внешних ситуаций в данном секторе, а также макроэкономического, политического и научно-технологического развития страны.
     Последняя Энергетическая стратегия представлена Министерством энергетики России на период до 2030 года с проекцией на 2035 год (далее – ЭС-2035).
     Все вышеперечисленные стратегии строятся на трех основных принципах23.
     В Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации и в Энергетической стратегии России на период до 2020 года принята общая трактовка энергетической безопасности, под которой понимается состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства, экономики от угрозы дефицита в обеспечении их обоснованных потребностей в энергии экономически доступными топливно- энергетическими ресурсами приемлемого качества, а также защищенности от нарушений стабильности, бесперебойности топливо- и энергоснабжения24.
     Таким образом, энергетическая безопасность является одной из главных составляющих национальной безопасности страны и подразумевает защищенность жизненно важных интересов личности (права и свободы), общества (духовных и материальных ценностей) и государства (конституционный строй, территориальная целостность и суверенитет) от внутренних и внешних угроз25. Впервые тема энергетической безопасности была обозначена Россией как одной из наиболее актуальных при формулировке повестки для Саммита лидеров стран «Группы восьми», который состоялся в г. Санкт-Петербурге в 2006 году26 Обязательным условием обеспечения энергетической безопасности страны является достаточность энергетических ресурсов, которые должны быть технологически допустимы и экономически доступны27;  эффективное использование природных ресурсов, энергетического потенциала и национального богатства для экономического развития страны и достижения достойного и качественного уровня жизни граждан; организация процесса обновления топливно-энергетического комплекса (ТЭК), а также всего российского сектора промышленности.
     Проект Энергетической стратегии-2035 конкретизирует цели и задачи, а также приоритеты развития российского энергетического сектора. Главная цель стратегии – максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций28.
     Ра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%