VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль Банка России в обеспечении стабильности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005601
Тема: Роль Банка России в обеспечении стабильности
Содержание
Автономная некоммерческая организация высшего образования 

«Российский новый университет»

Факультет Экономики, управления и финансов

Кафедра Финансы и банковское дело





БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА



на тему Роль Банка России в обеспечении стабильности 

денежной системы

 



Студентки  5  курса

  заочной формы обучения

направления подготовки: «Экономика»

профиль: «Финансы и кредит»

                                                                               Шах-Гильдян Марии Петровны



                                                            Руководитель:

                                                            к.э.н., доц. Дьякова Галина Станиславовна

                                                            Консультант: 



Допущен к защите

заведующий кафедрой

______________ к.э.н., доц. Кувшинова Ю.А.



«_____»__________________20__г.



Москва

2017

Содержание



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..……..3

ГЛАВА 1. Общая характеристика деятельности Центрального банка, его сущность и функции ……………………………………………………..…...…..7

1.1.	История Банка России …………………….…..………..………………….7

1.2.	Правовой статус Центрального Банка РФ.…………..…………..….......10

1.3.	Функции Центрального Банка РФ …………………………..……….….11

ГЛАВА 2. Банк России как мегарегулятор финансового рынка страны.…....24

2.1. История и причины создания мегарегулятора финансового рынка России …………………………………………………………………………....24

2.2. Цели и функции банка России как мегарегулятора финансового рынка ………………………………………………………..……………………31

2.3. Правовые основы деятельности Банка России как мегарегулятора финансового рынка………………………………………………...……………35

ГЛАВА 3. Анализ денежно-кредитной политики Банка России…....….....….42

3.1. Условия реализации и основные методы денежно-кредитной политики в 2016 году…..……………………….………………………..…….......................42

3.2. Анализ инструментов денежно-кредитной политики в 2016 году и на ближайшую перспективу …….…………………..………….…………..……...48

3.3. Сценарии макроэкономического развития и денежно-кредитная политика в 2017-2019 годах ………………………...………………….…….……………53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………58

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………....……….…………63

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….………………66











Введение

На нынешнем этапе развития экономики России, в условиях ее продолжающейся трансформации, а также становления финансового рынка, основную роль играет эффективная работа как российского Центрального банка, так и в целом банковской системы, обеспечивающей финансовыми ресурсами организации, предприятия, малый бизнес, составляющей базу каждой развитой рыночной экономики любого государства. Независимость центральных банков воплотилась в реальность в XX столетии. Данный принцип - основополагающее и общепризнанное условие конституционного развития любой экономики, поскольку как раз независимость центральных банков дает возможность обеспечивать надлежащую охрану экономических прав населения, в т. ч. будущих поколений, которые упоминаются в преамбуле Конституции РФ. Осознав неотделимость принципа независимости центрального банка, политики и юристы развивающихся государств, подошедших к данному времени к утверждению обновленных конституций «третьего поколения», приняли меры для его включения в конституционные тексты. Россия не стала исключением.

Понятие «независимость Банка России» - итог серьезного обсуждения в 1993 году на Конституционном совещании. Важно заметить: наше государство имеет много исторических причин для крайне внимательного отношения к независимости Центробанка, так как сталкивалось непосредственно с проблемами воздействия исполнительной власти на него.

Основным компонентом финансовой системы каждого развитого государства на сегодня выступает Центральный банк, являющийся официальным проводником кредитно - денежной политики. Денежно – кредитная политика, в свою очередь, вместе с бюджетной, составляет базу всего государственного урегулирования экономики. Поэтому продуктивная деятельность Центробанка считается одним из важных условий результативного функционирования рыночной экономики. Центральные банки наделены достаточно широкими и разнообразными полномочиями в областях:

контроля и регулирования деятельности банков на рынках ценных бумаг;

информатизации банковской работы;

валютного контроля;

экономической статистики и анализа;

обеспечения защиты и безопасности информации, анализа и т.д.

Актуальность темы подтверждена тем, что трудно переоценить значение Центрального Банка для экономики России, особенно в наши дни, в период кризиса, когда особо необходима спланированная кредитно-денежная политика: строгое регулирование курса валют, поддержание отечественных производителей с помощью их кредитования и, в итоге, предотвращение обнищания больших слоев населения.

Российский Центральный Банк является крупнейшим центром кредитной системы нашего государства. Роль его очень велика, а в условиях сегодняшней экономики она продолжает расти. Достаточно сказать, что Российский Банк выступает регулирующим центром при решении вопросов налично-денежного обращения. Список его задач и функций огромен, однако самыми важными задачами из всех прочих выступает обеспечение стабильности национальной валюты, уменьшение темпов инфляции, кроме того, разработка единой общегосударственной кредитно-денежной политики.

На сегодняшний день работа российского Центробанка приобретает большое значение, поскольку от эффективного его функционирования и точно выбранных методов, с помощью которых он проводит свою деятельность, зависит дальнейший рост и стабильность экономического потенциала государства, отдельных сфер экономики, а также упрочнение позиций на мировом рынке. 

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы выступает Центральный банк РФ. 

Предмет исследования - работа Центрального банка РФ.

Целью квалификационной выпускной работы выступает исследование деятельности Центробанка РФ в качестве регулятора экономических преобразований в финансовой сфере, его обязанностей в развитии банковского дела на нынешнем этапе. 

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

рассмотреть главные функции российского Центрального банка и роль его в российской рыночной экономике;

провести исследование деятельности российского Центрального Банка из-за преобразования Банка России в мегарегулятор на финансовом рынке;

изучить кредитно-денежную политику Центрального банка России.

В качестве основы для написания квалификационной выпускной работы взяты труды зарубежных и отечественных ученых - экономистов, изучающих данную проблематику, таких как Г.Г. Фетисов, Е.А. Звонова, О.И. Лаврушин, Г.Г. Коробова, Т.Э. Рождественская и др.

В процессе постановки и решения главных задач исследования были использованы: работающая нормативно-правовая база, информация, приведенная в проекте российского Банка «Основные направления общей государственной кредитно-денежной политики на 2017 г. и период с 2018 г. по 2019 г.» от 28 октября 2016 года. В бакалаврской работе применялись методы статистического и системного анализа.

Данная бакалаврская работа состоит из трех глав.

В первой главе изучаются история появления и правовой статус Российского Банка, дается общая характеристика его работы, раскрывается суть его и выполняемые функции.

	В главе 2 дается детальное описание истории возникновения в России мегарегулятора на финансовом рынке и правовое урегулирование этого процесса, кроме того, исследование правовых основ указанных выше изменений и причин, сделавших обязательным создание мегарегулятора для финансового рынка на основании Банка России. 

В главе 3 анализируется и оценивается денежно-кредитная политика Банка России. Описываются инструменты кредитно-денежной политики в 2016 г., а также на ближайшую перспективу. Приводятся сценарии денежно-кредитной политики и макроэкономического развития РФ на период с 2017 г. по 2019 г.

Следует заметить, что на сегодняшний день продолжается создание правовой базы с целью глобального преобразования системы надзора и регулирования на денежном рынке России на основании Банка России для повышения устойчивости денежной системы.























Глава 1. Общая характеристика деятельности Центрального банка, его сущность и функции

История Банка России



Государственный банк в России был создан в системе Минфина на основании Устава, высочайше утвержденного 31.05.1860 года, после денежной реформы в 1895 - 1897 годах. Действовал Государственный банк под руководством министра финансов, являющегося, согласно уставу банка главным его начальником. Фактически первым действием, при этом, в пределах реформы Витте С.Ю. стала реорганизация Государственного банка, после чего он превратился в эмиссионный центр страны. Одновременно главной задачей его было определено регулирование финансового обращения.

Российский Центральный банк (Банк России) был создан 13.07.90 года, основой стал Российский республиканский банк Госбанк СССР. 02.12.90 года Верховный Совет РСФСР принял Закон касательно Центрального банка РСФСР (Банка России), по которому Банк России выступал юридическим лицом, основным банком в РСФСР и являлся подотчетным Верховному Совету РСФСР. 

В ноябре 1991 года из-за образования Содружества Независимых Государств и ликвидации союзных структур Верховного Совета Центральный банк РСФСР был объявлен единственным по всей территории РСФСР органом государственного валютного и денежно-кредитного регулирования экономики в республике. На него были возложены функции Госбанка СССР касательно эмиссии и установления курса рубля. Центробанку РСФСР предписывалось до 01.01.92 г. принять в полное свое управление и хозяйственное ведение материально-техническую базу и прочие ресурсы Государственного Банка СССР, его сеть учреждений, организаций и предприятий.

Государственный банк СССР был ликвидирован 20.12.91 года, а все его пассивы и активы, кроме того, имущество в РСФСР были отданы Банку России (Центральному банку РСФСР). Через несколько месяцев банк сменил название на Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В1992 году с декабря начался процесс по передаче Банком России обязанностей кассового выполнения государственного бюджета созданному вновь Федеральному Казначейству.

В период с 1992 по 1995 гг. для порядка поддержания устойчивости банковской системы Банком России была создана система инспектирования и надзора за коммерческими банками, а также система валютного контроля и валютного регулирования. В роли агента Министерства финансов Банком России был организован рынок ценных государственных бумаг (ГКО), он стал участвовать в функционировании.

Для преодоления всех последствий финансового кризиса Банком России проводилась политика реструктуризации банковской системы, направленная на улучшение деятельности коммерческих банков и рост их ликвидности. В рамках, установленных законодательством, с рынка банковских услуг вывели несостоятельные банки. Большую роль для восстановления банковской работы в послекризисный период также сыграло создание Агентства для реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета помощи становлению банковского дела в России (МКК). В итоге эффективных действий Банка России, МКК и АРКО банковская сфера экономики к середине 2001 года в основном преодолела последствия кризиса.

В 2003 году Банк России начал реализацию проекта по совершенствованию банковского надзора, а также по внедрению международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Благодаря расширению перечня кредитных организаций, предоставляющих ипотечные кредиты гражданам, в 2003 году Банк России издал Указание «О выполнении единовременного обследования касательно ипотечного кредитования», в котором определялся порядок сбора и предоставления сведений об ипотечных жилищных кредитах, предоставленных кредитными организациями.

После принятия Федерального закона «О ценных ипотечных бумагах» кредитные организации, которые обеспечивают соблюдение требований о защите интересов инвесторов, были наделены законодательно закрепленной возможностью рефинансирования своих требований по ипотечным кредитам с помощью выпуска таких ценных бумаг.

В 2004 году, руководствуясь Федеральным Законом «Об ипотечных ценных бумагах», а также Федеральным Законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», Банк России выпустил Инструкцию «Об обязательных правилах кредитных организаций, выполняющих выпуск облигаций, имеющих ипотечное покрытие», в которой определил специфику расчета и показаний обязательных нормативов, размер и методику установления обязательных дополнительных нормативов кредитных организаций, производящих выпуск облигаций, имеющих ипотечное покрытие.

В декабре 2003 года приняли Федеральный Закон «О страховании вкладов физлиц в российских банках». В нем определяются правовые, организационные и финансовые основы деятельности системы по обязательному страхованию вкладов физических лиц в российских банках, а также компетенции, порядок создания и работы организации, выполняющей функции обязательного страхования вкладов, порядок выплат возмещений по вкладам.

На сегодняшний день в системе по страхованию вкладов принимает участие подавляющее большинство российских банков. 

	1.2. Правовой статус Центрального Банка РФ



На основании ст. 75 российской Конституции у Центрального банка РФ установлен особенный конституционно-правовой статус, определено исключительное его право на выполнение денежной эмиссии (ч. 1), а в качестве главной функции – обеспечение устойчивости и защита рубля (ч. 2). Цели деятельности, статус, полномочия и функции Центрального банка РФ также определяются Федеральным законом «О российском Центральном банке (Банке России)» и прочими федеральными законами.

На основании статьи 3 Федерального закона «О российском Центральном банке (Банке России)», целями работы Банка России считаются: обеспечение устойчивости и защита рубля; развитие и стабилизация банковской системы в Российской Федерации, гарантия бесперебойного и эффективного функционирования всей платежной системы.

Нормотворческие полномочия у Банка России предопределяют его исключительные права на издание нормативных актов, относящихся к его ведению Федеральным законом «О российском Центральном банке (Банке России)» и прочими федеральными законами. Выполнение нормативных документов ЦБ является обязательным для федеральных организаций государственной власти, для органов госвласти субъектов Федерации, организаций местного управления, всех физических и юридических лиц. 

Банк России - юридическое лицом. Уставный капитал и прочее имущество Банка России - это федеральная собственность, Банк России при этом наделен финансовой и имущественной самостоятельностью. Полномочия касательно владения, пользования и распоряжения имуществом Банка России, куда включены и золотовалютные резервы российского Банка, осуществляются собственно Банком России на основании целей и в порядке, установленном ФЗ «О российском Центральном банке (Банке России)». 

Финансовая независимость Банка России выражена в том, что свои расходы он осуществляет за счет своих доходов. У Банка России есть право защищать свои интересы в судебном порядке, в т.ч. в международных судах, судах других государств и в третейских судах.

По обязательствам Банка России государство не несет ответственности, так же, как Банк России не отвечает по обязательствам государства, когда они не принимали на себя подобные обязательства либо, когда иное не предусматривается федеральными законами. Руководствуясь предложениями, которые выдвинул Национальный банковский совет Банка России, Государственной Думой могу быть приняты решения о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной работы Банка России, структурных его учреждений и подразделений. Кроме этого, Государственная дума осуществляет парламентские слушания касательно деятельности Банка России при участии его представителей, кроме того, выслушивает доклады Председателя Банка России касательно деятельности Банка России с представлением годового отчета и главных направлений общей государственной кредитно - денежной политики.



1.3. Функции Центрального Банка РФ



Центральный Банк РФ (Банк России) выступает главным банком государства. Уставный капитал, а также прочее имущество Банка России - это федеральная собственность. Он подотчетный Государственной Думе. Работа Банка России регламентирована российской Конституцией, Федеральным законом «О российском Центральном банке (Банке России)». (с дополнениями и изменениями) и прочими федеральными законами.

На основании закона Банк России выступает юридическим лицом, освобожденным от оплаты всех налогов, сборов, пошлин и прочих платежей на территории России. По обязательствам Банка России государство не несет ответственности, так же, как Банк России не отвечает по обязательствам государства, когда они не принимали на себя подобные обязательства либо когда иное не предусматривается федеральными законами.

 На сегодняшний день в российском Центральном банке функционируют такие структурные подразделения: экономический сводный департамент, кроме того, департаменты информации и исследований, денежного наличного обращения, урегулирования, мониторинга и управления платежной системой Банка России и другие (см. Приложение 1).

Центральный банк РФ - единая централизованная система с вертикальной структурой руководства, расчетно-кассовые центры (РКЦ), полевые учреждения, вычислительные центры, учебные заведения и прочие организации, в т. ч. подразделения по безопасности, а также Российское объединение инкассации, необходимые для выполнения работы Банка России.

Национальные банки в республиках в составе РФ выступают территориальными учреждениями в Банке России. Главные территориальные управления - это обособленные подразделения, исполняющие часть его обязанностей на конкретной территории. Главные территориальные управления подчинены Банку России, а также все они ему подотчетны. Функции и задачи территориальных организаций Банка России определяет Положение касательно территориальных учреждений Банка России, утверждаемое Советом директоров.

Высшим органом Банка России выступает Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий главные направления работы Банка России и руководящий ею.

Совет директоров состоит из Председателя Банка России и двенадцати членов Совета, работающих на постоянной основе. Их утверждает Государственная Дума по представлению Председателя Банка, одновременно являющегося вместе с этим председателем Совета директоров.

Совет директоров при взаимодействии с российским правительством разрабатывает общую государственную кредитно - денежную политику и обеспечивает выполнение ее. Штаты и структуру Центрального аппарата российского Банка, а также уставы других его структурных подразделений утверждает Совет директоров. К полномочиям его также относятся:

Изменения экономических нормативов, норм резервирования, ставок по централизованным кредитам;

установление условий для допуска иностранных капиталов в банковскую российскую систему;

прочие решения касательно вопросов, имеющих важное значение для Банка России, а также для государственной банковской системы.

Решение Совета директоров является принятым, когда за него голосует большая часть членов совета. Следовательно, Совет директоров организует и возглавляет деятельность Банка России, а также регулирует работу коммерческих банков в государстве.

Вместе с Советом директоров за пределами банка функционирует также Банковский национальный совет. В состав его включаются эксперты, представители президента и высших органов исполнительной и законодательной власти. Общее число сотрудников Совета не должно превышать 15 человек.

Членов Банковского совета утверждает Госдума по представлению Председателя российского Банка. Советом регулярно, не менее 1 раза в 3 месяца, обсуждается концепция развития банковской системы, а также вопросы общей государственной кредитно - денежной политики, включая регулирование финансовых ресурсов.

Итак, сейчас определим главные цели работы российского Центрального Банка. В ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» отмечено, что «целями работы Банка России выступают: защита и обеспечение стабильности рубля; укрепление и развитие банковской системы в РФ; обеспечение бесперебойной и эффективной работы платежной системы. Заметим, что, на основании статьи 3 этого Закона, получение прибыли - это не цель работы Банка России.

После определения целей деятельности Банка России изучим функции, которые Банк исполняет для достижения данных целей. А с этой целью определим, что выступает целью, а что обязанностью центрального банка.

Функции и цели центрального банка часто смешиваются. Между прочим, каждое понятие несет содержательную нагрузку, они не могут быть тождественными друг другу. Функцией называют саму деятельность, определяемую спецификой предмета, в то время как цель – то, для чего она совершается, и что составляет ее результаты. Функцией центрального банка считают деятельность его в роли отдельного субъекта, как юридического лица в отношении к прочим субъектам; функции определяют как разные виды деятельности, которые установлены законом и выполняются банком для выполнения задач, поставленных перед ним.

Так как с позиции права центральный банк в роли института создается государством с целью выполнения лишь ему свойственных задач, список функций определяется полностью федеральным законом. Перечень функций банка, при этом, на основании понимания законодателями тех задач, которые ставятся перед ним, может изменяться (расширяться или сокращаться). 

В редакции ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» устанавливается список из 18 функций, которым не исключается реализация прочих функций на основании федеральных законов. Данные функции возможно классифицировать, руководствуясь спецификой целевой ориентации, а также с учетом предназначения Банка России. Этих функций пять:

		регулирующая функция (по денежно-кредитному регулированию;

		нормативно-творческая функция (по нормативному регулированию);

		информационно-аналитическая функция;

		операционная функция;

		контрольная и надзорная функции.

В границах кредитно-денежного регулирования Банком России, на основании федерального закона, определяющего его работу, выполняются такие функции:

при взаимодействии с российским Правительством разрабатывается и проводится государственная единая денежно-кредитная политика;

монопольно осуществляется эмиссия наличных денег и проводится денежное наличное обращение;

функции кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организация их системы рефинансирования.

Следовательно, в этой функции кредитно-денежного регулирования просматривается роль (назначение) банка, призванного урегулировать денежный оборот. Являясь эмиссионным центром, а также организатором наличного денежного обращения, кроме того, институтом по поддержке ликвидности коммерческих банков при кратковременной необходимости у них в дополнительных финансовых средствах, российский Центральный банк, выполняющий эту функцию, реализует свое предназначение в экономике.

Обязанность нормативного регулирования (нормативно-творческая обязанность) предусматривает:

выработку правил проведения банковских операций;

определение правил бухгалтерской отчетности и учета, а также порядка для всей банковской системы;

определение норм проведения расчетов в РФ;

разработку правил по расчетам с государствами, международными организациями, кроме того, с физическими и юридическими лицами.

Работа Банка России касательно создания нормативных актов (приказов, инструкций, положений), которые регулируют банковские операции, порядок отчетности и учета коммерческих банков, позволяет ему упорядочивать и развивать деятельность кредитных учреждений, создавать единую методическую базу, общие стандарты работы кредитных организаций, дающие им возможность в пределах действующего законодательства проводить обслуживание собственных клиентов.

Операционные функции позволяют Банку России:

проводить самостоятельно или по поручению российского Правительства все разновидности банковских операций, а также прочих сделок;

управлять собственными золотовалютными резервами;

обслуживать счета бюджетов каждого уровня бюджетной системы государства с помощью ведения расчетов по поручениям уполномоченных организаций исполнительной власти, а также небюджетных государственных фондов.

Полномочия, устанавливаемые этой функцией, дают возможность Банку России проводить широкий спектр деятельности, обслуживать различный перечень нужд экономических субъектов, в случае необходимости работать как уполномоченный агент государства по проведению расчетов по денежным операциям.

Руководствуясь информационно-аналитической обязанностью, Банк России:

выполняет анализ и прогноз состояния в целом экономики по государству и регионам, прежде всего, в сфере валютно-финансовых и денежно-кредитных отношений, ценообразования, обнародует соответствующие статистические данные и материалы;

принимает участие при разработке прогнозов платежного Баланса государства, организует его составление;

устанавливает и обнародует официальные курсы зарубежных валют в отношении к государственной денежной единице.

Данная функция для Банка России имеет важное значение. Без выполнения ее практически невозможно регулировать денежный оборот, основанный на финансовых материальных потоках. Анализ и изучение экономического развития государства является интеллектуальной основой, которая позволяет определять структуру и динамику денежно-кредитных взаимоотношений. Информация Банка России касательно тенденций экономического развития государства, развития некоторых секторов экономики, о динамике платежного баланса, о валютном курсе, об основных показателях банковской работы, предоставляемая субъектам экономики, в том числе и банковскому сообществу, являются важной информацией, позволяющей при необходимости им корректировать направления собственного развития.

Контрольная и надзорная функции на Банк России возложили:

надзор за работой банковских групп и банков;

госрегистрацию банков, выдачу лицензий им на проведение банковских операций, остановку их действий, отзыв их;

регистрацию выпусков ценных бумаг банками;

валютный контроль и валютное регулирование.

Эти полномочия дают Банку России возможность исполнять целевые ориентиры, нацеленные, в числе прочего, на укрепление и развитие банковского сектора государства. Осуществляя контроль за работой коммерческих банков с помощью постоянного наблюдения, а также проверок на предмет соответствия ее установленным законодательством нормативным актам и правилам, Банк России отстаивает интересы кредиторов и вкладчиков, обеспечивает устойчивость работы кредитных организаций. Надзор Банка России в качестве самостоятельной формы наблюдения за гарантией законности не основывается на отношениях подчиненности коммерческих банков с ним, поэтому вмешательство его в их оперативную работу строго ограничивается законом; оно проводится лишь в случаях нарушения правил, определенных Банком России, кроме того, при наличии угроз интересам кредиторов (вкладчиков). На основании закона Банк России не вправе принуждать коммерческие банки исполнять операции, которые не предусмотрены законодательством, нормативными актами, учредительскими документами.

	В экономической литературе встречаются и прочие критерии классификации обязанностей Банка России в зависимости от разновидностей его деятельности. Можно выделить функцию хозяйственной работы и функцию административной работы, которые состоят, в свою очередь, из организаторской функции (организации и управления денежным обращением), а также функции охраны интересов кредиторов (вкладчиков), гражданского оборота.

	Кроме рассмотренных функций, в литературе встречаются также упоминания о функциях: проведения денежной эмиссии, организации финансового обращения, об организации сотрудничества с органами государственной власти, а также управления РФ, кроме того, с кредитными организациями. Но, к сожалению, 2 из последних пункта с экономической позиции вряд ли возможно относить к функциям, так как они не показывают специфики работы центрального банка; похожие направления работы свойственны и прочим институтам.

	Функция, в юридическом отношении трактуемая в качестве направления деятельности, предполагает проведение ряда сделок и операций. В рамках законодательно установленных функций и достижения поставленных задач и целей Центральный банк в РФ:

производит операции по эмиссии денег в обращение;

выдает кредиты сроком не больше одного года, обеспечением по которым выступают ценные бумаги и прочие активы, если другое не установлено ФЗ касательно федерального бюджета;

приобретает и реализует на открытом рынке государственные ценные бумаги;

приобретает и реализует выпущенные Банком России облигации, а также депозитные сертификаты;

приобретает и реализует иностранную валюту, кроме того, платежные документы и обязательства, которые номинированы в зарубежной валюте, выставлены иностранными и российскими кредитными организациями;

покупает, сохраняет, реализует драгоценные металлы и прочие валютные ценности;

выполняет расчетные, депозитные и кассовые операции, хранит ценные бумаги, а также прочие активы, осуществляет управление ими;

выдает банковские гарантии и поручительства;

проводит операции с теми финансовыми инструментами, которые используются для контроля финансовых рисков;

открывает счета в иностранных и российских кредитных организациях по всей территории России, а также на территориях иностранных держав;

выставляет векселя и чеки в любой валюте;

проводит прочие сделки и банковские операции от собственного имени на основании обычаев делового оборота, принятым в банковской международной практике.

	Кроме всего указанного нужно отметить, что Банк России вправе проводить банковские операции касательно обслуживания органов государственной власти, а также организаций местного управления, их внебюджетных государственных фондов, а также воинских частей. Банком России могут обслуживаться клиенты, не выступающие кредитными организациями, в тех регионах, где нет кредитных организаций.

	Банк России имеет право осуществления банковских операций и сделок на комиссионной основе. 

	Следовательно, список операций, проводимых Центральным банком очень большой, однако, для соблюдения закона, Банк России не вправе:

проводить банковские операции с юрлицами, у которых отсутствуют лицензии на осуществление банковских операций, а также физическими лицами;

покупать акции кредитных и прочих организаций (кроме случаев, предусмотренных в Законе о Банке России)

выполнять операции с недвижимостью, кроме случаев, касающихся обеспечения работы Банка России, а также его организаций;

проводить торговую и производственную деятельность, за исключением тех случаев, которые предусмотрены в Законе о Банке России;

продлевать выданные кредиты. Исключения возможны по решению Совета директоров.

	Операции, проводимые центральным банком, возможно классифицировать исходя из определенных критериев.

	Исходя из планирования деятельности возможно выделение операций тактических и стратегических. Стратегической операцией, к примеру, будет их совокупность по созданию «Стратегии прогресса в банковском секторе Российской Федерации на срок до 2018 г.». К тактическим операциям можно относить операции, выполняемые каждодневно центральным банком. (К примеру, установление курса рубля ежедневно в отношении к разным валютам зарубежных государств.)

	По этапам своего проведения операции Центробанка делятся на первоочередные и последующие. Например, при проведении рефинансирования Центробанк анализирует, прежде всего, надежность обеспечения, предоставляемого соответствующими ценными бумагами, соответствие их установленному перечню, а только после этого оказывает временную финансовую поддержку.

	По периодичности осуществления операции Центробанка можно разделить на повторяющиеся (многоразовые) и разовые (единовременные). Единовременными в пределах некоторого периода можно считать, к примеру, операции касательно деноминации, выпуска в обращение денежных новых купюр и монет; многоразовыми – все операции касательно обмена иностранной валюты, приема и выдачи наличных средств (т.е. кассовые операции) и прочее.

	В отношении к национальному рынку все операции разделяются на международные и внутренние. К внутренним относятся все операции, совершаемые банком по поручению российских клиентов, к международным – все те, что связаны с обслуживанием международных валютно-кредитных взаимоотношений, а также внешней торговли.

	По применяемой валюте операции возможно проводить в национальной валюте, в валюте зарубежных государств, а также с применением комбинации валют (т.н. «мультивалютные операции»).

	По отношению к балансу банка выделяются внебалансовые, пассивные, активные операции.

	Как видим из приведенных сведений, основной удельный вес в числе активов российского Центробанка к концу 2016 года занимали те средства, которые были размещены у нерезидентов, а также ценные бумаги, выпускаемые нерезидентами. На долю их приходилось около 93,6% всех активов. Это, в основном, долговые обязательства американского Казначейства, долговые государственные обязательства Франции, Германии, Бельгии и прочих зарубежных государств.

	Из ценных бумаг российского Правительства большинство представлено облигациями федеральных займов (ОФЗ). 

	Максимальная доля пассивов российского Центробанка к концу 2016 года приходилась на финансовые средства, аккумулируемые на его счетах (60,8%), а также и наличные средства в обращении (33,4%). 

	По результату 2016 г. прибыль Банка России составила 19,1 миллиарда рублей. Она в основном была получена с помощью дохода от размещения валютных резервов, кроме того, доходов по операциям банка с ценными государственными бумагами. На основании российского законодательства Банком России перечисляется 50% полученной фактически им по результатам года прибыли, которая остается после оплаты сборов и налогов в федеральный бюджет. Прибыль, которая остается в распоряжении у Банка России, Советом директоров направляется в фонды и резервы разного назначения.

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

		

	

	

	

Глава 2. Банк России как мегарегулятор финансового рынка страны





2.1.	История и причины создания мегарегулятора финансового рынка России

	Из-за преобразования Банка России в мегарегулятор для финансового рынка государства цели его работы, а также полномочия и функции претерпели значительные изменения. Эта глава посвящается изучению правовых основ указанных выше изменений и тех причин, которые сделали необходимым формирование мегарегулятора финансового рынка. Также рассматривается история появления в Росси.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44