VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль муниципального жилищного контроля в сфере жилищного хозяйства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014511
Тема: Роль муниципального жилищного контроля в сфере жилищного хозяйства
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования 
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
 И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Балаковский филиал РАНХиГС

      Факультет (институт)       государственно - правового управления
      Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
      Профиль  подготовки Управление городским (муниципальным) хозяйством
      Кафедра Государственного и муниципального управления (ВШГУ)


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление градообслуживающей сферой муниципального образования»
на тему:
«Роль муниципального жилищного контроля в сфере жилищного хозяйства»

Автор работы:
Студент     4     курса
заочной формы обучения 
Ф.И.О.:  Тургин А.С.


Руководитель работы: 
Доцент  кафедры
Ф.И.О.  : Николаев К.А.
Оценка______________________ 
Подпись_____________________  

«____»_______________2018г.

Балаково  2018 г.
Содержание

     
С.
          Введение…………………………………………………………………......
3
          Глава 1  Понятие, виды и полномочия муниципального жилищного контроля ……………………………………………………………
5
           1.1 Понятие муниципального жилищного контроля ……………………
5
           1.2 Виды и полномочия муниципального жилищного контроля ………
10
           Глава 2 Отличия и взаимодействие Государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Проблемы развития системы жилищного контроля на муниципальном уровне ………………..
14
           2.1 Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль: отличия и проблемы взаимодействия ………………………………..
14
          2.2 Проблемы развития системы жилищного контроля на муниципальном уровне …………………………………………………………...
17
           Заключение…………………………………………………………………
23
          Библиографический список……………………………………………
25




          Приложение 1 Муниципальный жилищный контроль осуществляется в следующем порядке………………………………………...
28











Введение
     С целью контроля соблюдения положений Жилищного Кодекса РФ и других нормативных актов, касающихся отрасли ЖКХ, на разных уровнях власти формируются специальные надзорные органы, начиная с муниципальных образований и заканчивая государственными. С начала 2013 г. указанные функции местного масштаба возложены на муниципальный жилищный контроль, действующий как независимый отдел в органах муниципального самоуправления или входящий в состав структурных подразделений жилищно-коммунального хозяйства.
     С произошедшими, в течение последних десятилетий, в правовом регулировании жилищных отношений масштабными изменениями связано появление большого количества жилых помещений, находящихся в частной собственности, возложение на собственников помещений расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, возможность выбора управляющей организации на конкурентной основе и заключения с ней договора на управление многоквартирным домом. Следствием указанных изменений является необходимость осуществления публичного контроля за содержанием общего имущества, предоставлением коммунальных услуг и сохранностью жилого фонда.  Законодательство о государственном жилищном надзоре и муниципальном жилищном контроле, по сути, не успев возникнуть, неоднократно изменялось и дополнялось, однако далеко не всегда подобные изменения можно было считать качественными и юридически корректными. Продолжается реформирование соответствующего законодательства и сегодня.
     Что касается актуальности рассматриваемой  темы, то она обусловлена всё более возрастающей роли органов муниципального управления в сфере жилищного контроля и необходимости изучения данной деятельности. 
     При написании данной курсовой работы использовались труды следующих отечественных учёных: Далеева А.А., Зотов В.Б., Иванов В.В., Игнатов В.Г., 


3
Кабашов С.Ю., Каиль Я.Я., Князев С.Д., Мищеряков Ю.Н., Наумов С.Ю., Орешин В.П., Парыхина В.Н., Праскова С.В., Столяров Н.С. и другие.
     Объектом исследования является жилищное хозяйство. 
     Предметом исследования выступает муниципальный контроль в сфере жилищного хозяйства.
     Целью работы является изучение роли муниципального жилищного контроля в сфере жилищного хозяйства.
     Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
     -   изучить понятие муниципального жилищного контроля;
      -  исследовать виды и полномочия муниципального жилищного контроля;
     - рассмотреть государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль: отличия и проблемы взаимодействия;
     - раскрыть проблемы развития системы жилищного контроля на муниципальном уровне.
     При написании работы использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы, метод сравнения и анализа, метод обобщения и т.д.













4

Глава 1 Понятие, виды и полномочия муниципального жилищного контроля
    1.1 Понятие муниципального жилищного контроля
    Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.1 
    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены дополнительными полномочиями в сфере жилищного надзора - они обязаны вести приём и учёт представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уведомлений о начале деятельности по управлению многоквартирными домами и оказанию услуг (выполнению работ) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Порядок приема и учета указанных уведомлений, а также ведение уполномоченным федеральным органов исполнительной власти сводного реестра уведомлений должны быть установлены Правительством Российской Федерации. 
    Организация и осуществление государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля должны реализовываться в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 
    Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.2 
    При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок.
    Муниципальный жилищный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Проверка является плановой, если она проводится на основании плана проверок. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и гражданином в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
    Существенной особенностью этого вида контроля является дополнительное основание для проведения внеплановой проверки - поступление обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (регламентирует содержание договора управления многоквартирным домом). Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
    Предметом проверки является соблюдение органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
    Муниципальный жилищный контроль включает в себя контроль за:
    - обеспечение безопасности и комфортных условий проживания граждан в муниципальном жилищном фонде;
    - повышение эффективности использования и содержания жилищного фонда;
    - сохранность муниципального жилищного фонда;
    - предупреждение процесса старения и разрушения муниципального жилищного фонда;
    - предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере использования и сохранности муниципального жилищного фонда, соответствия жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
    - соблюдение законодательства, требований по использованию и сохранности муниципального жилищного фонда, соответствию жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным 
требованиям законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования.
1.2 Виды и полномочия муниципального жилищного контроля
     Виды жилищного контроля.
 	В России контроль организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, имеет трехуровневую структуру: 
     1 уровень. Организации, занимающиеся общественным жилищным контролем, в том числе, НКО. В МКД этим часто занимается домовой совет, и жильцы в первую очередь обычно обращаются именно к его представителям. Сюда же относятся различные организации, защищающие права потребителей. 
     2 уровень. Муниципальные контролеры, работающие на местном уровне – в своих городах и районах. 
     Эти представители местных администраций не только рассматривают жалобы потребителей и контролируют деятельность УК и РСО, но и решают вопросы, связанные с: 
     - межеванием земли вокруг многоэтажек; 
     - переводом жилья в нежилые площади; 
     - согласованием реконструкций и перепланировок в МКД; 
     - заключением договоров соцнайма; 
     - порубкой деревьев в жилом секторе и так далее. 
     3 уровень. Госжилинспекция, которая занимается государственным жилищным надзором и лицензионным контролем. В первой части в задачи ГЖИ входит предупреждение, обнаружение и пресечение правонарушений, связанных с предоставлением ЖКУ. В рамках лицензионного контроля инспекторы следят за тем, чтобы работа УО велась без нарушения условий лицензирования. ГЖИ и органы МЖК подчиняются Главному государственному жилинспектору России. Тарифами на ЖКУ в каждом регионе занимается орган со своим названием. 
     К примеру, это может быть управление, служба, департамент или комиссия по тарифам и ценам. Жалоба в жилищную инспекцию на УК, ТСЖ и соседей.
     Полномочия МЖК.
     Согласно статьи 20 ЖК РФ при осуществлении муниципального жилищного контроля выполняющие его сотрудники могут:
      - запрашивать сведения от организаций в рамках проверочных действий; 
     - осматривать помещения в МКД, относящиеся к общей собственности; 
     - осматривать квартиры с разрешения их владельцев; 
     - определять состояние имущества путем экспертиз и другими доступными способами при наличии соответствующих полномочий;
      - проверять документацию УК, протоколы общедомовых собраний, договоры и прочие бумаги;
      - выносить предписания по результатам проверок; 
      - оформлять протоколы в случае административных правонарушений, связанных с несоблюдением лицензионных требований;
      - передавать правоохранительным органам информацию о преступных действиях представителей УО с дальнейшим расследованием и судебным разбирательством по уголовной статье; 
     - привлекать к совместной работе прокуратуру, местную администрацию, Роспотребнадзор и прочие контролирующие органы. 
     Часто все происходит в обратном порядке – сначала подается жалоба в прокуратуру или иной орган, и только потом начинается проверка со стороны муниципального жилищного контроля, специалисты которого обладают необходимыми знаниями для решения подобных вопросов. 
     Лицензия на управление МКД: - порядок получения, внесений изменений и причины аннулирования.
При проверке УО обязательно обращается внимание на следующие моменты: - есть ли у организации лицензия на управление МКД; 
     - насколько корректно оформлены учредительные документы; 
     - как используется общедомовое имущество и окружающая дом территория; 
     - в каком состоянии находятся помещения с точки зрения санитарии; 
     - осматривается и та часть общей собственности, которая принадлежит муниципалитету; 
     - насколько полно проводятся сезонные работы по подготовке многоэтажки к лету или холодному времени года; 
     - соблюдаются ли правила безопасного обращения с газовыми магистралями и оборудованием;
      - насколько полно, качественно и своевременно предоставляются ЖКУ; 
     - насколько своевременно и качественно выполняются работы по поддержанию дома в надлежащем состоянии. 
     Контролер МЖК также может: 
     - организовывать общедомовое собрание с целью выбора новой УК и разрыва отношений со старой, если она выбрана с нарушениями или не имеет права заниматься подобной деятельностью; 
     - запускать проверки по сведениям о нарушениях в работе управляющей организации, поступающим из разных источников; 
     - контролировать соблюдение законодательства при заключении договоров социального найма.
     Органы муниципального жилищного контроля могут подавать судебные иски для запуска разбирательств, в ходе которых будут решаться следующие вопросы: 
     - аннулируются решения общедомовых собраний, если нарушены положения ЖК РФ; 
     - признаются недействительными заключенные договоры управления и другие соглашения, если УК выбирали с нарушением правовых норм и недостатки к моменту заключения соглашения исправлены не были; 
     - отстаиваются интересы собственников жилья, если УО не соблюдает условия лицензирования. 
     Задачей МЖК является не только вскрытие нарушений и наложение взысканий. Контролеры также занимаются предотвращением действий, которые могут спровоцировать негативные последствия. В рамках жилищного контроля и жилищного надзора на уровне муниципалитета управляющие компании далеко не всегда выступают в роли проверяемых, в работе которых ищут нарушения. 
     УК могут получать пользу от деятельности МЖК, так как одной из его задач является регулирование отношений между всеми участниками процесса:
      - жильцами;
      - управляющими организациями; 
     - ресурсоснабжающими организациями;
      - районными коммунальными службами. 
     Сроки и порядок работы муниципального жилищного контроля в каждом случае определяются принятым на месте административным регламентом. 
     В нем указываются: 
- нормативные акты, описывающие деятельность контролеров; 
- обязанности и полномочия инспекторов при выполнении МЖК;
 - обязанности лиц, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия.
























Глава 2 Отличия и взаимодействие Государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Проблемы развития системы жилищного контроля на муниципальном уровне
2.1 Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль: отличия и проблемы взаимодействия
     С произошедшими, в течение последних десятилетий, в правовом регулировании жилищных отношений масштабными изменениями связано появление большого количества жилых помещений, находящихся в частной собственности, возложение на собственников помещений расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, возможность выбора управляющей организации на конкурентной основе и заключения с ней договора на управление многоквартирным домом. Следствием указанных изменений является необходимость осуществления публичного контроля за содержанием общего имущества, предоставлением коммунальных услуг и сохранностью жилого фонда.  Законодательство о государственном жилищном надзоре и муниципальном жилищном контроле, по сути, не успев возникнуть, неоднократно изменялось и дополнялось, однако далеко не всегда подобные изменения можно было считать качественными и юридически корректными. Продолжается реформирование соответствующего законодательства и сегодня. В связи с этим целью настоящего исследования является сравнительный анализ и оценка норм о государственном жилищном надзоре и муниципальном жилищном контроле, определение содержания данных процедур и выявление имеющихся проблемных аспектов правоприменения. В ходе исследования путем сравнения и формально – логического толкования представляется необходимым выяснить сферу осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, характер полномочий соответствующих органов, дать оценку действующих юридических норм.
     Российское жилищное законодательство, как явствует из ст.1 Жилищного кодекса РФ,3 основано на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав и их судебной защиты. В теории права справедливо отмечается, что законодательство должно «доступными праву средствами способствовать тому, чтобы жилье находилось в состоянии, не угрожающем жизни и здоровью граждан. Если жилое помещение оказалось в таком состоянии, что проживать в нем небезопасно, то оно не должно использоваться в качестве жилья и т.д. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают контроль за соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, за соблюдением установленных требований при жилищном строительстве.4
     В настоящее время жилищное законодательство продолжает претерпевать определенные изменения, связанные с проводимой законодателем общей политикой реформирования жилищной сферы. Одно из направлений подобного реформирования заключается во введении в жилищное законодательство положений о государственном жилищном надзоре и муниципальном жилищном контроле.  Так, в результате изменений, внесенных в ст.20 ЖК РФ Федеральным законом от  18 июля 2011г. № 242-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»5 было законодательно сформулировано понятие государственного жилищного надзора, под которым в настоящее время понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности различных требований, касающихся, в том числе, использования и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, формирования фондов капитального ремонта, создания и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставления коммунальных услуг и ряда других обязательных требований посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния их исполнения. 
     Впоследствии еще одним Федеральным законом от 25 июня 2012г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»6  было установлено определение муниципального жилищного контроля, который представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Согласно ч.1 ст.4 ЖК РФ отношения по поводу осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля включаются в круг отношений, регулируемых жилищным законодательством. Конечно, данные изменения законодательства не могли не вызвать определенных вопросов и  дискуссий, связанных с теоретическим осмыслением и практической реализацией соответствующих норм. Дело в том, что, в настоящее время важность эффективного надзора и контроля за содержанием жилищного фонда и его сохранностью трудно переоценить, поскольку принятие Жилищного кодекса РФ закрепило переход функций по управлению жилищным фондом, его содержанию от государственных и муниципальных организаций к соответствующим собственникам жилья, большинство которых являются физическими лицами. Как следует из определений государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля органы, осуществляющие данную деятельность, призваны предупреждать, выявлять и пресекать различные нарушения законодательства, касающиеся использования и содержания жилых помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, поэтому несмотря на то, что в соответствии со ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав, по общему правилу, осуществляется судом, однако в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом или иным федеральным законом, защита жилищных прав может осуществляться и в административном порядке.
     Определенный интерес представляет вопрос о сущности понятий «надзор» и «контроль» вообще и применительно к жилищной сфере в частности. Следует отметить, что действующее законодательство не позволяет провести достаточно четкого разграничения между этими двумя понятиями. В частности, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»7  слова «контроль» и «надзор» зачастую использует как тождественные. Не всегда какие-либо отличия между указанными терминами выделяются и в российской юридической науке. 
     Так В.В.Дьяконов отмечает, что «между контролем и надзором существует много общего, в связи, с чем их не следует излишне дифференцировать, поскольку расхождения в их сущностных качествах едва заметны, если не сказать условны».8
     По мнению О.В.Плешаковой и А.Н.Королева государственный контроль (надзор) представляет собой одну из форм осуществления государственной власти, обеспечивающую соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах их компетенции.9 Однако, как замечает М.Баранов, «большинство ученых полагают, что употребление терминов «контроль» и «надзор» как синонимов является ошибочным, так как, особенно в юриспруденции, под ними понимаются разные явления, государственные функции и правовые институты».10 
     Так М. С. Студеникина видит различие между контролем и надзором в том, что органы контроля выясняют не только то - нарушил или нет субъект управления действующее законодательство, но и то - насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия. Сущность же административного надзора состоит в проверке только законности действий конкретного субъекта. Кроме того, по мнению данного автора, надзор возможен лишь по отношению к организационно не подчиненным субъектам, в то время как контроль осуществляется в отношении как организационно подчиненных, так и неподчиненных субъектов.11 
     Сходную позицию занимает и ряд других авторов. М.Баранов к числу специфических признаков контроля как определенной процедуры относит:
      во-первых, то, что в процессе контроля оценка деятельности контролируемого объекта осуществляется как с точки зрения законности, так и целесообразности и эффективности, 
     во-вторых, в процессе контроля возможно вмешательство контролирующего субъекта в деятельность подконтрольного объекта,
      в третьих, в нормативно закрепленной возможности субъектов контроля непосредственно привлекать к ответственности правонарушителей.12 
     Надзор же предполагает оценку деятельности поднадзорного исключительно с точки зрения законности, невозможность вмешательства в его текущую деятельность, а также то, что субъект надзора лишь констатирует нарушение законности поднадзорным. Кроме того надзорная деятельность всегда осуществляется в отношении объектов, не находящихся в организационном подчинении надзорных органов.
     Анализ ЖК РФ приводит к выводу, что данный нормативный акт проводит разграничение между контролем и надзором в жилищной сфере, прежде всего, не с точки зрения объема полномочий проверяющих органов и перечня подконтрольных субъектов, как это делается в теории, а в зависимости от тех органов, которые осуществляют соответствующую деятельность: согласно ст.20 ЖК РФ жилищный надзор осуществляется исключительно органами исполнительной власти субъектов РФ, а жилищный контроль в принципе может производиться как государственными органами, так и органами местного самоуправления.13 Кроме того, из сформулированных в данной статье определений государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля следует, что деятельность по надзору предполагает проведение проверок соблюдения соответствующих обязательных требований применительно к жилищному фонду независимо от формы собственности, а муниципальный жилищный контроль касается лишь проверок соблюдения требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда. И, наконец, из буквального прочтения данных определений также следует, что деятельность в сфере государственного жилищного надзора, помимо собственно проверок соблюдения законодательства, охватывает еще и работу по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния их исполнения.
     Однако представляется, что, несмотря на указанные различия, ЖК РФ не позволяет провести четкого разграничении полномочий, сферы компетенции и предмета проверок между органами, осуществляющими государственный жилищный надзор и органами, осуществляющими муниципальный жилищный контроль, поскольку, как явствует из частей 1 и 1.1 ст. 20 ЖК РФ, и та, и другая деятельность направлены, прежде всего, на организацию и проведение проверок соблюдения нормативных актов в жилищной сфере различными субъектами. Более того, предмет муниципального жилищного контроля в ч.1.1 ст. 20 ЖК РФ определен лишь в общем виде, не столь детально, как предмет государственного жилищного надзора, а части 5 и 6 ст. 20 ЖК РФ устанавливают фактически одинаковую компетенцию должностных лиц органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Указанная ситуация приводит к тому, что в подзаконных нормативных актах сфера муниципального жилищного контроля определяется, по сути, также, как и сфера государственного жилищного надзора с поправкой на то, что деятельность по муниципальному жилищному контролю осуществляется на территории соответствующего муниципального образования. В итоге обращения о нарушениях законодательства, поступающие в государственную жилищную инспекцию по субъекту РФ, зачастую переадресуются в тот орган муниципального жилищного контроля, на территории которого находится подконтрольный объект для проведения проверки и принятия решения в соответствии с его компетенцией, что свидетельствует скорее не об эффективности действий по контролю (надзору) в жилищной сфере, а о дублирующих друг друга полномочиях государственных и муниципальных органов, неэффективном распределении обязанностей. Более того, в некоторых подзаконных нормативных актах субъектов закреплен именно такой порядок проведения совместных проверок, когда заявление органом государственного жилищного надзора направляется в орган муниципального жилищного контроля «для рассмотрения и принятия решения в соответствии с его компетенцией»
     Зачастую в законодательстве и подзаконных нормативных актах нивелируется и такое существенное, на первый взгляд, различие между государственным жилищным надзором и муниципальным контролем, как форма собственности жилищного фонда, применительно к которому осуществляются проверки. Несмотря на то, что в соответствии с ч.1.1 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль касается проверок соблюдения требований нормативных актов только в отношении муниципального жилищного фонда, в ряде случаев обязанность по проведению мероприятий муниципального жилищного контроля законодательство не связывает с обязательным наличием в жилом доме помещений, находящихся в муниципальной собственности. 
     Так, в соответствии с ч.1.1 ст.165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива, иных указанных в данной норме субъектов о невыполнении управляющей организацией своих обязательств в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. В некоторых подзаконных актах и актах органов местного самоуправления иногда даже прямо устанавливается, что те или иные полномочия осуществляются органами муниципального жилищного контроля  вне зависимости от формы собственности жилищного фонда. Вместе с тем, государственный жилищный надзор, если исходить из формального толкования законодательства, может производиться и в отношении муниципального жилищного фонда, что также в существенной мере нивелирует рассматриваемое различие.
     В качестве органа, призванного осуществлять государственный жилищный надзор, законодатель указывает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, а муниципальный жилищный контроль - уполномоченный орган местного самоуправления. Следует отметить, что в субъектах РФ и муниципальных образованиях, в порядке реализации положений ч.ч.2 и 2.1 ст. 20 ЖК РФ, приняты нормативные акты, регламентирующие осуществление государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. При этом в судебной практике имеет место рассмотрение споров, связанных с коллизиями норм, регламентирующих деятельность жилищных инспекций на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. 
     В этих случаях Верховный Суд РФ зачастую ограничительно трактует компетенцию государственных жилищных инспекций в субъектах РФ, отдавая предпочтение положениям федеральных нормативных актов, в том числе в случаях, когда нормативные акты субъектов РФ расширяют компетенцию жилищных инспекций за счет наделения их полномочиями, прямо не предусмотренными федеральными нормативными актами.14
     Определенный интерес вызывает компетенция органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. В настоящее время, при определении полномочий должностных лиц данных органов, необходимо, прежде всего, руководствоваться частями 5-7 ст. 20 ЖК РФ. В соответствии с данными нормами должностные лица органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля вправе запрашивать и получать от различных субъектов необходимую информацию и документы, посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об указанных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений, направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, а также осуществлять ряд других действий. При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что, несмотря на отмеченную выше законодательно закрепленную возможность должностных лиц, осуществляющих муниципальный жилищный контроль, рассматривать дела об административных правонарушениях, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит норм, позволяющих органам муниципального жилищного контроля осуществлять административное производство по делам о тех или иных правонарушениях. В соответствии с ч.7 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Ро.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.