VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль интерактивных методов обучения на повышение мотивации младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011054
Тема: Роль интерактивных методов обучения на повышение мотивации младших школьников
Содержание
Роль интерактивных методов обучения на повышение мотивации младших школьников

Введение

Актуальность проблемы мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности.

Проблеме разработки и внедрения технологий и методов стимулирования и мотивации в современном управлении персоналом уделяется всё больше внимания.

Как побудить людей работать хорошо, добросовестно, энергично, увеличить энергию подчиненных и направить ее на достижение целей организации, заинтересовать их?

На сегодняшний день такие вопросы всегда встают перед каждым руководителем, и он должен уметь повысить мотивацию своих сотрудников.

Тем самым, исследование данной проблемы и разработка оптимальных управленческих решений по поводу мотивации и стимулирования персонала, впоследствии успешно внедрённых в производство, позволит руководителям российских компаний побудить сотрудников своей организации к добросовестному и эффективному труду, что, несомненно, повлечёт за собой продуктивность деятельности и процветание фирмы.

Более частной и конкретной является проблема социологического исследования, заключающаяся в степени удовлетворенности сотрудников мотивационными мероприятиями, проводимыми руководящим звеном организации.

Цель:

определить степень удовлетворённости сотрудников проводимой системой мотивационных мероприятий в организации, стимулирующих персонал к труду.

Объект:

сотрудники организации Управления социальной защиты Министерства социальной защиты республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе.

Предмет:

удовлетворенность коллектива существующей в их организации системой трудовой мотивации и стимулирования.

Гипотезы:

Главная гипотеза социологического исследования – одним из основных факторов мотивации к труду в организации являются

Сотрудники организации не удовлетворены существующей системой мотиваций и стимулирования труда.

В соответствии с целью и гипотезами социологического исследования можно выделить следующие задачи:

1. Выяснить степень удовлетворенности сотрудников существующими в организации мотивационными мероприятиями.

2. Выяснить степень влияния различных мотивационных факторов на результаты трудовой деятельности сотрудников.

3. Определить степень влияния материальных стимулов как одного из основных факторов мотивации к труду.

4. Выявить приоритеты в мотивационных и стимулирующих методах сотрудников.

Проблема мотивации в различных научных исследованиях.

(Вступительное слово) 

Философский подход к изучению мотивации основан на объединении достижений различных наук. По мнению Н.М. Бережного мотивация и деятельность связаны между собой, и, таким образом, все ответвления деятельности: дела, действия и поступки очень важны, будучи результатом мотивации.  Мотивация дает деятельности источник действия. [1]

С развитием истории деятельность человека все более подчинялась не естественноисторической необходимости. Все большую роль играла социальный аспект жизни человека, предполагающий теоретическое осмысление мотивации, как родоначальника деятельности.

Например, в структуру человеческой деятельности античный мыслитель Платон представлял связь трех способностей души и трех функций государства. В его труде «Государство» фигурирует отрицательная и внешняя мотивация тем, что Платон специализирует каждого члена общества на определенном участке деятельности. Так, решается противоречие между разумом, эмоциями и чувствами, которые он определил в способности к душе, и следующими функциями государства, какумение управлять, охранять и обеспечивать материальных благ, составляющими функции государства. [2]

В трудах Аристотеля рассказывается о мотивационном фундаменте действий человека. С своём сочинении «Этика» указано: «Блага делятся на три группы:  на так называемые внешние, на психические и телесные; психические блага наиболее важные, и их по преимуществу мы называем благами.» [3, С.155]

Мотивацией человеческой деятельности Аристотель считает в число душевных благ, а не внешних.  Помимо этого он говорит о том, что мотив предполагает собой «орудие», другими словами – способ достижения. Далее, античную культуру с антропоцентричным подходом к деятельности замещает средневековый теоцентризм, рассматривающий человека как проекцию божественного абсолюта,  в отличие от античных мыслителей, считавшими, что человек руководствуется  в своих поступках волей и чувствами. 

Деятельность личности в средние века понимается как задача понять свое божественное предопределение. Это и  становится идеологической мотивацией для почти всего аврамического мира. [3, С. 120-124]

Эпоха Возрождения провозгласила идею блага человека как главную цель общественного развития. Для того, чтобы вернуть эту идею – должна быть решен один из главных вопросов человечества на тот момент – есть ли свобода воли у человека или её нет. И, определяя человека промежуточным элементом между миром и богом, Эпоха Возрождения наделила личность правом на счастье и на свободу воли. [4]

Во время «Нового времени» вновь поднимается вопрос о свободе воли человека и отдает её в сторону биологического начала человека. Б. Спиноза ссылается на субстанциональность бога, отвергая её наличие у человека. А также вводит понятие аффекта, как состояния человека под воздействием резкой смены обстоятельств.Таким образом, Б. Спиноза не предусматривает мотивацию, например, а ссылается на наличие естественных причин деятельности, заставляющих человека реагировать именно так. [6]

В. Гегель основывался на том, что труд есть мотивация удовлетворения потребностей человека. С развитием в XX веке персонализма, экзистенционализма и других направлений науки проблема человека и его бытия стала рассматриваться с иных позиций. [7]

Таким образом, проблема деятельности человека в философии  уступило место проблеме мотивации деятельности. Более подробно она рассматривалась с точки зрения психологии. 

В XVII—XVIII вв. возникли первые теории: теория принятия решения и теория автомата. Во время формированияэтих теорий произошло слияние с рефлекторной идеей. Это выражается в ответной реакции организма на внешний раздражитель. Во второй половине XIX в. Произошло открытие — появление Дарвинской теории эволюции. Эта теориясильно влияла на многие отрасли жизни человека, в том числе, и на психологию.  Дарвин делал уверенные шаги в сторону сближения человека и животных, демонстрируя схожих форм поведения и эмоциональной сфере. Ярко биологической точкой зрения обладали З. Фрейд и У. Макдауголл. Они пытались сделать аналогии поведения животных с поведением человека, сводя все формы реакций к инстинктам. З. Фрейд выделял три: инстинкт жизни, инстинкт размножения и инстинкт смерти, когда У. Макдауголл выделял их в количестве десяти первородных инстинктов. [8]

В 20-е годы двадцатого века пришла концепция, объясняющая поведение человека исходя из биологических потребностей. Правда, ученые того времени не делали различий между терминами «инстинкт» и «потребность». Эти два понятия были непригодны из-за отсутствия когтенитивного фактора, позволяющего обособить человека, найти его место в мире.В начале XX в. возникло новое направление, основывающее на открытиях И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации. Она была описана Д. Уотсоном, Э. Толменом и другими. В ней рассказывалось, что вся мотивация человека лежит в основе стимула. [9]

Теория высшей нервной деятельности была сформирована П.К. Анохиным. Она предложила модель системы функционально описывающую поведение, как динамический акт. Начиная с 30-х годов XX в. появляются концепции мотивации, относимые только к человеку. Эти концепции разрабатывались представителями гуманистической психологии - А. Маслоу, Г. Оллпортом, К. Роджерсом и др.Например, классификация человеческих потребностей разрабатывалась А.Маслоу. Его концепция построена по принципу системы, в  которойважно место занимает порядок появления потребностей. Это влияет на процесс индивидуального развития личности. [10]

Вторая половина XX в. теории потребностей человека были дополнены мотивационными концепциями Д.Макклелланда, Д.Аткинсона, Г.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера. Американский ученый Д.Аткинсонсформировал идею об объединяющей поведение и цель. Они говорят о том, что нельзя соединить в себе теории, объединяющие мотивацию людей и мотивацию животных. [11]

Так же в мотивационную психологию серьезный вклад внесли отечественные психологи. В том числе, и А.Н. Леонтьев. Он актуализировал внимание психологов на деятельностном происхождении мотивации. То есть, мотивация имела своё происхождение в деятельности, а  разнообразие мотивов в наборе целей для использования в деятельности. [16]

Я.А. Коменский, чешский педагог, считал, что для мотивации школьника надо ввести определенную систему учебного процесса. Коменский ввел понятие школьного года, установил сроки каникул. Ввел классно-урочную систему, и теперь учитель мог правильно провести урок. Коменский указывал на то, что каждый урок должен нести какую-то определенную цель и должны выполнятся основные задачи. Учитель должен внимательно наблюдать за тем, чтобы каждый ученик следил за ходом занятия, чтобы у каждого ребенка присутствовал интерес к знаниям. Коменский предложил идти от простого к сложному, от явления к его особенностям. Такая система мотивирует не только учеников, но и педагога.

Как писал Я.А. Коменский: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению, метод обучения должен уменьшить трудность учения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших знаний». [17]

Швейцарский педагог И.Г. Песталлоцци считал, что ребенок должен развиваться гармонично: у него должно быть нравственное, умственное и физическое развитие. Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. Ум хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне» [18].

Германский педагог Ф.А. Дистерверг придавал особую значимость наглядности в обучении. Ученый считал, что именно педагог должен:

1.Уметь работать творчески

2. Находить новые пути обучения

3.Постоянно заниматься своим самообразованием

В своей книге «Руководство для немецких учителей» Ф.А. Дистерверг выделил следующие принципы обучения младшего школьника: 

1.Самодеятельность. Именно её он считал важной чертой личности в ребёнке. В детской самодеятельности он видел цель, которая создает благоприятные условия для образования.

2. Природосообразность. Только зная особенности развития ребенка, его физиологию и психологию, педагог мог всесторонне развивать личность. Человек обладает какими-то природными задатками, котором свойственно развиваться, а задача воспитания помочь ребенку обеспечить самостоятельное развитие.

3.Культуросообразность.  В процессе воспитания необходимо учитывать исторический уровень культуры и идеалы общества, в котором находится ребенок. 

В процессе воспитания мотивированной личности необходимо учитывать эти три фактора, которые указал Ф.А. Дистерверг.

Ф.А.Дистерверг говорил, что «все искусство воспитания и образования не более и не менее, как искусство возбуждения». Ребенок сам должен уметь себе ставить цель и достигать ее, должен уметь учиться и уметь пополнять свои знания. [19]

Знаменитое высказывание французского просветителя Жан Жака Руссо о мотивации: «Прежде всего,вы должны хорошо помнить,что лишь в редких случаях вашей задачей будет указывать, что он должен изучать: это его дело-желать, искать, находить… Ваше дело – сделать учение доступным для него, искусно зародить в нем желание и дать ему средства удовлетворить его». [20]

В России впервые начал изучать проблему мотивации А. Ф. Лазурский, он издал книгу «Очерк науки о характерах», в которой он рассказывает о желаниях и потребностях личности, а также о мотивах и внутренних импульсах. [21]

Создатель знаменитой школы на Ясной Поляне Л.Н. Толстой  писал, что «Без любви к себе ничего не делается» [22 с.19]. Значит и учитель, и ученик должны любить себя, любить то дело, которым занимаются. Учитель и ученик должны помогать друг другу в этом нелегком процессе-обучении, мотивировать друг друга на различные «подвиги». Учитель может развиваться благодаря ученикам, но и ученики могут развиваются благодаря учителю.

 «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» - знаменитая фраза В.А. Сухомлинского, который тоже озаботился тем, что ребенок должен интересоваться предметом. Педагог – гуманист Сухомлинский пишет о том, что очень важно трепетное отношение к детям, каждый ребенок уникален, у каждого ребенка есть свои способности и задатки. Учитель – это добрый друг и наставник, а не тиран. Главное в учителе- добродетель. Поэтому мотивировать ребенка надо добрым словом и показывать своим примером.[23]

Знаменитый педагог А.С. Макаренко считал, что для поднятия мотивации          ребенка нужны конструктивные методы. В своей знаменитой книге «Педагогическая поэма» он говорил, что самое важное для ребенка, это пример коллектива. Дисциплина поможет сделать из маленького человека большую личность. Применял он в воспитании так же физический труд. Каждый ребенок хочет выглядеть хорошо в глазах товарища, группы. [24]

А.К. Маркова считает, формирование такого понятия, как мотивация складывается из множества факторов: каких-либо общественных идеалов, взаимоотношений в коллективе, цели учения.Учение представляет собой сложный процесс, оно включает в себя способы решения учебных задач, конечных целей, оценки работ. Эти элементы помогают педагогу поставить личность младшего школьника. [25]

Д.Б.Эльконин говорит об учении «учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий,...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотив ы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности». [26].

Асеев В.Г. определяет мотивацию как «сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности». [27с.148]


К.Левин исследовал ситуативную проблему мотивации младшего школьника.Также он разработал так называемую теорию ожидания . Теория ожидания основана на том, что наличие потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или получению желаемого.

При этом ключевую роль играет полнота реализации трех факторов:
- дополнительно затраченные усилия должны обеспечивать получение ожидаемого результата;
- за полученный результат должно быть обеспечено ожидаемое вознаграждение;
- реально полученное вознаграждение должно соответствовать (быть валентным) ожидаемому.»[28]

В двадцать первом веке так же повышен интерес исследователей и практиков в отношении понятия «мотивация». Современные ученые приходят к тому, что нужно систематизировать весь накопленный опыт за прошлые столетия, чтобы открыть секрет грамотно мотивации не только для учащихся, но и для тех, кто работает в каких-либо сферах жизни государства и экономики. 



1.2 Роль интерактивных методов обучения в трудах отечественных и зарубежных ученых. 

(Вступительное слово)

Традиционный вид обучения и воспитания предполагает определенную цель. Это, обычно, передача обучающимся теоретических знаний, а так же их усвоение. Учитель рассказывает уже обработанную информацию, разденнуюна важную и не актуальную. Задача учеников укладывается в повторении данного материала. Эти знания, называемые энциклопедическими, представляют собой определенный объем информации. Как правило, такие знания в сознании ребенкаукладываются в виде тематических блоков, не всегда имеющих системы и последовательности. [29]

В настоящее время педагогическая наука имеет ориентацию на непрерывный процесс обучения, а именно умение ребенка учиться. Это позволяет открыть в ребенке «энергию», которую можно направить  на формирование учебной мотивации, а так же волевого стремления получить новые практико-ориентированные знания. 

Успешность образовательного процесса происходит, когда отношения в коллективе комфортные, а взаимодействие между участниками приносит понимающие и уважительные. 

Так, комфортные условия образовательного процесса можно создать, используя в работе методы и приемы интерактивного обучения. 

Прежде всего, нужно разобраться в самом понятии «метод».  С древне-греческого языка перевод слова«Methodos»означает «путь», «способ достижения».  [31] Метод обучения понимается, как способ работы, позволяющий учителю и ученикам развиваться, овладевать знаниями и умениями, а так же использовать их на практике. Педагогика имеет несколько классификаций.  В одной из них, основой является роль учащегося в получении образования.Такая классификация включается в себятри основные группы методов: пассивные, активные, интерактивные. 

Если рассматривать пассивные методы, то это такая группа методов, где педагог имеет ведущую функцию. Он исполняет главную партию в уроке, отдавая детям лишь роль слушателей, обязанных подчиняться всем требованиям учителя. Ответная реакция детей выступает в роли результатов фронтального опроса, самостоятельных и контрольных работ, а так же других измерительных материалов для оценивания результатов учеников. Хоть этот метод считается неэффективным, но при правильном использовании у опытного компетентного педагога дает результаты при определенной мотивации у детей. 

Активные методы обучения связаны с продуктивной деятельностью, творческим характером и поиском. При их использовании, ученики уже не пассивные слушатели, а активные участники образовательного процесса. Равные права при образовательном процессе есть у всех. Нет авторитарности, а наоборот – демократический. 

Интерактивный метод связан с открытым взаимодействием учащихся между собой и учителем. Учитель выступает лишь в роли направляющего образовательного процесса; человека, который активно сопутствует удовлетворению задач подготовленного плана занятия. Целью становятся условия, в которых ребенок может полноценно заниматься той или иной организованной деятельностью, решая прогнозируемые задачи. Обучение происходит в форме диалога, в ходе которого и получают знания все участники образовательного процесса, ориентируясь на прошлый опыт учащегося.   [32]

Так почему же сейчас актуален вопрос об интерактивных методах? Аргументировать эту проблему можно со стороны метапредметных и предметных результатов школьника начального образования. Учителя, как и многие методисты, были озадачены сложностью связей между предметом и уже полученным опытом на других дисциплинах. Об этом говорит сам  Ш. А. Амонашвили: «Раньше, в том далеком прошлом, когда я был императивным учителем, я не жил со своими учениками одним творческим горением, да и сложности, с которыми они сталкивались, оставались мне неведомыми. Для них я был только контролер, а они для меня - правильно или неправильно решенными задачами».[33. 47]

При работе с интерактивными формами работы происходит следующее: знания, полученные в ходе обучения, приобретают двустороннюю форму. Это и конкретизация информации, а с другой освоение определенных алгоритмов получения этой самой информации. Чем же плюс? Мы обращаемся к Федеральному Госудраственному Образовательному Стандарту, где видим следующее, что ребенок обязан уметь на выпуске из четвертого класса, и один из важных умений – это умение находить и использовать информацию. Но как? Именно путем поиска, используя вспомогательные средства в виде учебника, учебного пособия, а так же при использования интернета.А. Бассиси считал, что учитель обязан создавать те ситуации, где ребенок будет активным участникам, не боящимся задать вопрос и действовать в рамках установленных правил. В таких ситуациях, как правило, учащийся учится преодолевать препятствия, решать проблему. [35]

Касаемо алгоритмов решения, то ученик во время работы с другими участниками образовательного процесса овладевает системой уже отлаженных способов решения деятельностной задачи, в зависимости от того, какой урок на данный момент. Таким образом он узнает и отрабатывает совершенно разные механизмы поиска информации и новых знаний. Таким образом, две структуры работают – ребенок учится не только использовать информацию в правильном русле, но и работать над умениями использования. 

Для того, чтобы достигнуть таких результатов очень важно внедрить интерактивную форму обучения, как основную форму подготовки школьников начального образования. Это помогает связать новые методические инновации и повсеместную практику в школьной деятельности учителя начальных классов.  Именно за интерактивным обучением стоит будущее российского образования.[35, с. 38]

Данная идея активности ученика на протяжении всего становления педагогического науки высказывали многие ученые. Даже в «донаучный» период мыслители выдвигали свои идеи, касавшиеся вопроса активной позиции ученика. К таким гигантам педагогической деятельности относились и  Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и очень много других педагогов ушедших столетий. Но и они черпали свои мысли из трудов античного мира. Если смотреть более глубоко, то можно выяснить, что всю историю пронизывают два противостоящих взгляда на место ученика в образовательном процессе.  Последователи первой позиции говорили опервоначальной пассивности ученика, делали из него объект педагогического воздействия.Активным должен был оставаться лишь учитель. К тем, кто придерживался второй позиции, среди которых был Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Сенеки, Квинтилиан, считали ученика имеющим равные права со всеми участниками образовательного процесса. Активность ребенка – это главенствующая роль в обучении.[37]

	В России при появлении педалогических взглядов особый интерес появился к активным и интерактивным методам только в двадцатые годы ХХ столетия, и в них вписывались следующие подразделения, как проектный метод, лаборотно-бригадная работа, производственные, труовые и экскурсионные маршруты. Они получали свои развития в процессе развития советского образования, и ярко представлены в трудах В.А. Сухомлинского, а затем в трудах таких деятелей педагогов, как В.Ф Шаталов, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова и других.[37]

	Интересным фактом является то, что основной интерактивного обучения считаются игровые методы работы. Многие преподаватели и учителя были рады участвовать в «Школах МАО», ознакомивших множество «будущих наставников» с первичными средствами интерактивного обучения. 

В последние годы двадцатого столетия были проведены множество экспериментов, научных исследований в области интерактивного обучения. Многие методисты создавали детальные руководства для учительского состава по исполнению интерактивных методов в учебное и внеурочное время. Все эти исследования и наработанный материалпомогает активному использованию средств в массовой школе. 

Одними из самых важных требований успешного использования во время проведения занятий интерактивного характера являются:

1)Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

2) Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

3) Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.

4) Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

5) Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает. [38]

Приобретение ключевых компетенций зависит от активности самого учащегося. От этого зависит выполнение вышестоящих задач, чтобы внедрить в учебный процесс мотивационный момент личности ребенка. Это позволяет в полной мере реализовать интерактивное обучение, а вместе с ним и активировать когнитивные установки. Внедрение в обучение позволяет ребенку участвовать не сторонним наблюдателем, а, наоборот, входить в структуру процесса, ориентируясь по собственному маршруту своего образования. 

Интерактивный метод позволяет влиять стратегию познавательных целей ребенка. Изучив систему когнитивных целей Б. Блума, которая сейчас активно обсуждается в педагогическом сообществе. Если следовать разработанной Б. Блумомсистеме, то знания - это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) - высшего порядка.

Систематизатор когнитивных установок, по Б. Блуму, может быть представлен следующим образом:

1. Знание: способность узнавать, воспроизводить специальную информацию, включая факты, принятую терминологию, критерии, методологические принципы и теории.

2. Понимание: способность буквально понимать значение любого сообщения.

3. Применение: умение брать и применять в новой ситуации принципы или процессы, ранее изучавшиеся, без указания на то со стороны. Например, применение социально-научных обобщений к отдельным социальным проблемам или применение естественнонаучных или математических принципов к практическим ситуациям.

4. Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношения и понимая модель их организации. Например, узнавание несформулированных допущений, выявление причинно-следственных связей и распознавание форм и приемов в художественных работах.

5. Синтез: творческий процесс соединения частей или элементов в новое целое. Это - профессиональное написание эссе, предложение способов проверки гипотез и формулирование теорий, применимых к социальным ситуациям.

6. Оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, решениях, методах и т. д. Эти оценки могут быть количественные или качественные, но они должны быть основаны на использовании критериев или стандартов, например, включать оценивание подходящего способа лечения или оценивания результатов работы на основе стандартов в данной дисциплине).[37]

1.3 Использование игры, как интерактивного метода обучения в начальных классах.  

Ещё В.А Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». [38, стр. 33]

На данный момент в школьной жизни стоит актуальный вопрос: «Как развить у детей устойчивую мотивацию и фундаментальный интерес к учебной деятельности?»Как правило, дети, особенно в младшем школьном возрасте, не могут учиться «для самих себя», в полном осознании, насколько им это нужно. Они хотят видеть что-то взамен на свои старания, например, хорошие оценки, хорошие слова или даже материальный эквивалент, если родители показали данную возможность. Данные мотивы не бесконечны, и вполне могут в определенный момент прекратиться, и тогда нужно что-то еще. Для того, чтобы такой ситуации не было, нужно формировать учебную мотивацию на когнитивном уровне сознания ребенка. Ребенок должен получать удовольствия от обучения, от своей деятельности, понимать цели, задачи и результаты своей работы. 

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.[39]

Большинству игр присущи 4 главные черты:

1.   Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребёнка.

2. Творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности.

3.    Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество.

4.    Наличие прямых и косвенных правил.[40]

Таким образом, ребенок реализует две ветви потребности. Потребность в самостоятельности и потребность в творчестве. Именно в игре ребенок может сам создать цели и средства, решить творчески коммуникативную проблему и другие элементы творческой жизни ребенка, которые он реализует за счет игры. [41]

 Так как применение игровой техники на уроках дает возможность пробудить мотивы ребенка, то эта технология позволит нам создать те условия, где ребенок сможет развиваться без особых эмоциональных потерь. Определенные ситуации, игровые правила, распределение игровых ролей – всё это повышает уровень внимательности и работоспособности на момент урока. Ведущий данную технологию учитель должен искать на своих занятиях с детьми время и места для использования игрового момента, способного вытянуть ребенка на новый уровень человеческого взаимодействия, например, избавиться от страха, помочь решать конфликты среди микро-групп.

Так, А.С. Макаренко ещё писал: «Хорошая игра похожа на хорошую работу», показывая, какое важное место занимает игра во время урока. [42, стр.84]

Многие педагоги отмечают, что у учащихся, у которых в образовательном процессе на уроках были использованы игровые технологии, были следующие результаты:

- Возрос уровень воображения. Игра дает возможность каждому ребенку проявить себя.	

- Возросла концентрация внимания. Дети очень трепетно относятся к игровым правилам, и соблюдают их во время игры.

- Развиваются навыки устной речи, аудирования, творческие, мыслительные способности.

- Растёт уровень интереса к учебному процессу, им это кажется увлекательным. 

Так же игра дает возможность погасить эмоциональное голодание, восполнив детское сознание положительными эмоциями. [43]

Каждый вид деятельности во время образовательно процесса можно выполнить в форме игровой технологии. Это позволяет даже самую «скучную» тему преподнести в рамках интересного социально-активного творчества, позволяющего ребенку реализоваться. С помощью игры происходит зарождение нового на каждом уроке. Основываясь на собственном опыте, ребята сами подсказывают фразы, ситуации, игровые моменты и создают новые правила. Их эмоции и есть показатель заинтересованности в учебном процессе. 

 Четыре линии влияния на психическое развитие ребенка выделил Даниил Борисович Эльконин:

- Развитие мотивационно-потребительской сферы 

- Преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка

- Развитие умственных действий

- Развитие произвольности действий. [44]

Таким образом, игра может быть совершенно разной по целям, задачам, организации игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и их проведения, материальной оснащенности и количеству участников. 

Самое главное, что игра решает следующие задачи по формированию, как мотивации, так и универсальных учебных действий:

- формирование мотивов

- формирование речевыхуменний

- развитие логическое мышление 

- развитие метапредметных умений;

Здесь стоит отметить, что положительные результаты, связанные с игровой деятельностью требуют от педагога обладанием высоких организаторских компетенций. Помимо этого стоит отметить о энергозатратности педагогом время подготовки данного вида деятельности. Чтобы провести игру, учитель должен потратить много сил и времени на создание условий для нее, проработки правил, соотносимых с её классом и на другие важные аспекты проведения игры.[45]

    Рассмотрим игровые приемы, которые можно использовать во время учебной деятельности для создания условий обучения:

    Игровые разминки. Они представляют собой игры взаимодействия отношений и учителя в классе,  они могут стать опорой для перехода от одного вида деятельности к другому виду деятельности. 

    Лексические игры – игры на корточках, загадки, кроссворды. Игры типа «Найди слово» «Составь пословицу» « снежный ком» Назвать слова противоположные или похожие по смыслу: «закончи фразеологизм», «выбрать слова к теме «животное» и другие.

    Коммуникативные игры. Данная группа игр обладает высокой степенью наглядности,т.к. они дают участнику игры возможность почувствовать язык как средство общения.

    Сюжетно – ролевые игры позволяют учитывать возрастные интересы, расширяют контекст деятельности, выступают как эффективное средство создания мотива к диалогическому общению.

    Дидактические игры направлены на усвоение, расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие интересов и способностей. [46]

Так же игры могут отличаться  по типу решения образовательных задач. Они бывают: 

- ориентированными на изучение нового материала. 

- ориентированными на решение универсальных учебных действий, знаний, умений и навыков. 

- ориентированы на повторение материала [46]

Но, как и у любого вида деятельности, во время проведения игры есть свои плюсы и минусы. Так,изучая материал, мы выявили важные моменты. Например, к минусам можно отнести следующие аспекты применения игровой технологии:

1) Сложность в организации игрового процесса. Очень сложно следить за организаторскими моментами, а так же дисциплиной проведения такого вида деятельности, ведь дети задействованны за счет эмоциональной сферы личности. 

2) Подготовка к игре требует определенных затрат, нежели её проведение. 

3) Игровая деятельность может скрыть за своей оболочкой сам познавательной процесс. Это случается тогда, когда дети забывают о первоцели игры, лишь, на автомате, действуя по обдуманному алгоритму. 

Но все эти минусы можно решить умелым проведением и знанием игровых технологий, и тогда остаются положительные стороны:

1) способствует повышению мотивации, активизации и развитие мышления

2) несет здоровьесберегающий характер

3) использование опыта в новых ситуациях

4) естественная форма труда для ребенка

5) сплочение коллектива

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: 

- цель игры ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; 

- учебный материал используется в качестве её средства; 

- в учебную деятельность вводится элемент соре.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44