VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Использование практических методов в процессе обучения младших школьников на уроках окружающий мир

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016888
Тема: Использование практических методов в процессе обучения младших школьников на уроках окружающий мир
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
  КОСТА ЛЕВАНОВИЧА ХЕТАГУРОВА»


Психолого-педагогический факультет
Кафедра начального и дошкольного образования



КУРСОВАЯ  РАБОТА
  
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР »


Исполнитель:					
студентка 2 «Б» курса 
очной  формы обучения
направления подготовки 44.03.01
«Педагогическое образование»
профиль Начальное образование
ТЕДЕЕВА ИЛОНА


Научный руководитель:
д.п.н., проф. Кокаева И.Ю.	



«Допущена к защите» __________________________________________


Заведующий кафедрой   _______________     к.п.н., доц. Ж.Х. Баскаева






Владикавказ 2018


                                          СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ	6
1.1 Общая характеристика практических методов обучения на уроках «Окружающего мира»	6
1.2 Значение практических методов обучения в современной начальной школе	14
2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»	18
2.1 Специфика организации практических методов обучения на уроках окружающего мира	18
2.2 Подтверждение на основе конспекта – урока эффективности использования  практических методов обучения.	25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	43
Приложение……………………………………………………………………..
     


     ВВЕДЕНИЕ
     
Интегративный курс окружающего мира имеет очень большое значение в предметной программе обучения младших школьников, так как она нацелена на формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. 
Всё это детьми осваивается с большим трудом и в малом объеме. Для эффективного освоения материала в полном объеме, учителям необходимо приобщать детей к исследовательской деятельности.
О важной и многозначительной роли практической деятельности детей, писали в своих работах такие великие педагоги, как: В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, В.Ф. Зуев, К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин. В современной методике обучения естествознания эти методы выделяют Н.Ф. Виноградова, О.Г. Поглазова, Е.В. Чудинова и др., в их программах большую роль играют практические методы обучения. Константин Дмитриевич Ушинский был уверен, что необходимым элементом в учебном процессе должна быть активная позиция учащихся, добывание знаний путем опытов, наблюдений и исследований: : «следует предварительно приучить детей отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них пред глазами, потом сравнивать между собой несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие...»[1,c.45-49]. Ушинский утверждал, что сознательное и прочное усвоение учебного материала, возможно лишь в том случае, если учащиеся самостоятельно путем исследования достигают своих целей. 
С аналогичными идеями выступал выдающийся отечественный методист, основоположник русской методики начального естествознания Александр Яковлевич Герд. В своих работах отечественной педагогики он не раз затрагивал проблему возможности включить учащихся в активную деятельность. А.Я. Герд критиковал традиционный (описательный) метод преподавания.  В его книгах часто присутствовали строки, критиковавшие излагающий метод, который «...оставляет детям роль, совершенно пассивную, не развивает в них ни наблюдательности, ни самостоятельности и не сближает с природой. ребенок сам наблюдает, сравнивает, знание его отчетливо, определенно и составляет его собственность, приобретенную им самим и потому ценную» [2, c.15-18].
В.Ф. Зуев, автор первого русского учебника по естествознанию «Начертание естественной истории», высоко ценил непосредственно чувственное восприятие учащимися изучаемых натуральных минералов, растений, животных и отводил ему ведущее место в процессе обучения». В предисловии к своему учебнику он рекомендовал учителям предоставлять возможность самим ученикам определять предметы природы, находить по географическим картам местообитание изучаемых растений и животных, полнее использовать природное окружение школы, проводить с учащимися экскурсии, что свидетельствует о его стремлении воспитывать из школьников не созерцателей природы, а исследователей.      
   Выбранная тема актуально тем, что современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который был переиздан 22 сентября 2011 года, предусматривает изучение окружающего мира проводить на основе исследовательской деятельности учащихся: систематические наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира, экскурсии, занятия на пришкольном участке, географической площадке, экологической тропе, школьном уголке природы, городском музее. В настоящее время ФГОСНОО предусмотрены часы, отводимые на внеурочную образовательную деятельность. Эта деятельность входит в структуру учебного плана наряду с учебной работой.
Учитывая возрастные особенности учащихся, дети начальных классов пока не обучены самостоятельности, они не несут ответственности за свои действия, поэтому их деятельность должна реализоваться под присмотром и руководством учителя и родителей. Поэтому важное место в современной учебной деятельности, отводиться интерактивным методам обучения. Итогом исследовательской работы может быть макет, модель, выполненные из самых разных материалов, с описанием действия представляемого объекта, а также книга, отчёт о проведенном исследовании, презентация, реферат и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию учебного исследования, но и эстетическим требованиям. При изучении окружающего мира в начальных классах наблюдение за окружающей действительностью может рассматриваться и как метод, и как форма организации образовательного процесса. 
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методики организации практических работ при изучении окружающего мира в начальной школе. 
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач: 
- Изучить понятие практических работ при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе. 
- Раскрыть сущность и выявить особенности использования и проведения практических работ как средства обучения на уроках окружающего мира в начальной школе. 
- Разобрать урок с использованием практических методов. 
Объект исследования – процесс познания окружающего мира в начальной школе.
Предмет исследования – использование практических методов обучения на уроках окружающего мира. 
Гипотеза исследования: Использование практических работ на уроках «Окружающего мира» в начальной школе приведет к эффективности учебного процесса, если учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, впоследствии чего это будет способствовать более эффективному формированию предметных и личностных УУД.
Методы исследования:
Теоретический (построение гипотезы, анализ литературы, построение мыслительного эксперимента)
Практические (беседа, метод наблюдения, научного - педагогическая экспедиция)
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. 
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный материал в работе и сделанные теоретические и практические выводы смогут помочь учителям начальных классов, студентам педагогических образовательных учреждений, воспитателям и родителям в процессе обучения младших школьников.


     1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
     
              1.1 Общая характеристика практических методов обучения на уроках «Окружающего мира»
     Термин практическая работа по предмету возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания учебного предмета. Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные наукам, основы которых изучаются в начальной школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета [7, c.35]. Круг практических работ при изучении окружающего мира весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.); в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) проведение наблюдений на определенных объектах; д) съемка плана пути или участка; е) работа с различными видами карт; ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др. К практическим работам по окружающему миру относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т.д. Все это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами изучаемого предмета и на выработку у них приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой [8, c.17]. Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельности учащихся: - репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу; - частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями; - творческий. При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назвать степенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу: а) по предоставленному ему учителем готовому плану; б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать; в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь. В описанных случаях работа ученика является лишь частично самостоятельной. Если, получив задание, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, ученик сам определяет способы выполнения работы и не получает помощи в процессе ее выполнения, то тогда он действительно работает самостоятельно [8, c.32-36]. По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3 – 5 человек и в больших группах. По месту выполнения работы могут быть «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке. Домашние работы могут выполняться дома, а также в библиотеке, в музее, в компьютерном клубе и т.д., наконец, бывают практические работы на местности. Практические работы могут выполняться: - без использования источника информации (В этом случае ученик использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.); - на основе одного источника, например, карты, плана или текста; - на основе нескольких источников. Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить натекстовые и нетекстовые.          В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации. Практические работы способствуют развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять, наблюдать, анализировать результаты и т.д.) и вместе с тем коррекции интеллектуальной недостаточности, развитию умения выделять главное и второстепенное в предмете, уточнять и сравнивать предметы [7, c. 46-47]. Практические работы имеют значение и для развития речи учащихся. В процессе их выполнения обогащается словарь. Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют их, им приходится планировать предстоящие действия и составлять словесный отчет. Таким образом, практические работы представляют собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета знаний.  
     1.2 Значение практических методов обучения в современной начальной школе 
     Базовая программа по курсу «Окружающий мир» в начальной школе обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, ставить опыты, соблюдать правила здорового образа жизни. Это позволяет обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
     Поэтому изучение окружающего мира играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
     Все методы обучения, в том числе и практические, могут быть активными и развивать мышление, знания и практические умения, если применяются в соответствии с содержанием учебного материала и возрастом обучающихся.   
     Исторически, развивая методические основы oбучения естествознанию,  А.Я.  Герд  рекомендовал  проводить  наблюдения  и  опыты  в  классе  в  виде лабораторно-практических занятий. Им была разработана система опытов в связи с изучением жизни растений. Некоторые из этих опытов включены в современные  методические  пособия,  что  свидетельствует  о  методической точности  взглядов  ученого.  
     Для  организации  практических  работ младших школьников А.Я. Герд разработал методические правила, согласно которым руководящая  роль  предоставлялась  учителю.  Учитель  определяет содержание  и  цель  наблюдений,  заготавливает  необходимый  материал, обеспечивая  им  каждого  ученика,  организует  наблюдения  так,  чтобы  они шли постепенно, были связаны между собой и не ограничивались изучением лишь  внешних  признаков,  а  раскрывали  бы  сущность  изучаемого  явления или  предмета.  
     Настойчивое  требование  А.Я.  Герда  шире  проводить самостоятельные  практические  работы  детей  указывает  на  то,  что  он  был против  механического,  пассивного  восприятия  учебного  материала школьниками.   Лабораторные  занятия  носили  характер  самостоятельных работ,  проводимых  обучающимися  по  заданиям-инструкциям.  На  основе этих  занятий  возникает  новый  «моторный»  (двигательный)  метод,  который профессор  Б.Е.  Райков  (1911)  как  раз  назвал  «опытно-исследовательским», «открывающим»  методом.  Ставя  опыт  на  заданную  тему,  решая определенную  задачу,  ученик  как  бы  исследует,  открывает  новые  для  себя знания. 
     «Исследовательский метод» понимается как метод умозаключения от конкретных  фактов,  самостоятельно  наблюдаемых  и  изучаемых школьниками,  т.е.  как  логический  процесс,  преимущественно  индуктивный.  В  связи  с  проведением  лабораторных  работ  появляются  новые дидактические средства: приборы, коллекции, гербарии, влажные препараты, раздаточный материал. 
     Сторонником такого проведения лабораторных работ, направленных  на  самостоятельные  исследования  обучающихся,  был известный  российский  педагог  К.П.  Ягодовский.  Он  ввел  термин  «метод лабораторных  уроков».  Продолжателями  исследовательского  метода обучения  были  и  другие  ученые-естествоиспытатели  и  ученые-методисты, такие как Ф.А. Винтертальтер, Б.Е. Райков, А.П. Пинкевич.  
      С  учетом  современных  требований  познавательная  деятельность обучающихся становится активной в том случае, если деятельность учителя вызывает ответную деятельность обучающихся в процессе усвоения знаний, т.е.  соответствует  примененным  им  при  изложении  материала  методам. 
     Например, если учитель провел на уроке практические работы по изучению строения  цветка,  то  ученик  сам  находит  необходимую  информацию, рассказывает  и  зарисовывает  цветок.  Проведенная  учителем  демонстрация опыта,  коллекции,  таблицы  при  опросе  повторяется  учеником.  Этим воспроизводится ход приобретения знаний, умений.  
     Применяя  тот  или  другой  метод  в  процессе  обучения,  одновременно учитель  приучает  обучающихся  к  определенным  логическим  операциям, воспитывает  у  обучающихся  научное  мировоззрение,  развивает  их личностные  качества  (способности,  волю,  интерес)  и  помогает  выработке осознанной  мотивации  учения,  умению  ставить  цели,  планировать  свою деятельность.  Таким  образом,  практические  методы,  кроме  своей  главной функции  –  образовательной,  служат  развитию  обучающихся,  а  в  контексте ФГОС НОО – формированию учебных умений. 
     В практике преподавания предмета «Окружающий мир» используется классификация, основу  которой  составляет  три  принципа,  взаимосвязанных друг с другом (по Верзилину Н.М.): 
     1) Характер деятельности обучающихся 
     2) Характер деятельности учителя 
     3) Источник получения знаний  
     Любой  из  методов  реализуется  приемами.    Методические  приемы  – элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и обучающихся в процессе преподавания. 
     Многообразие методов и методических приемов требует проведения их в  систему.  Приемы  могут  носить  логический,  организационный  и технический  характер.  В  первую  очередь,    могут  быть  выделены  приемы, используемые на уроке применительно к разным методам. 
      Следует обратить внимание на то, что при всех методах используются одни и те же логические приемы: выявление признаков, сравнение объектов по  сходству  и  различию,  выводы,  обобщение.  Это  обстоятельство  весьма существенно  выявляет  возможности  всех  методов  в  развитии  мышления обучающихся  и  самостоятельности  их  в  работе.  Организационными приемами направляют внимание, восприятие и работу обучающихся. 
     Поскольку  нами  изучаются  практические  методы,    подробно остановимся на их характеристике. Как уже отмечалось ранее, практические  методы    представляют  собой  сложное  взаимодействие слова,  наглядности  и  практической  работы,  организуемое  и  направляемое учителем,  преследующее  развитие  мысли  обучающегося.  Применение практических методов связано так же с активной деятельностью рецепторов и эффекторов обучающихся, с развитием их общей активности.  
     Задания для выполнения практических работ особенно ценны в учебно-воспитательном отношении, когда в них содержатся вопрос, задача, которые надо  решить  обучающимся,  применяя  на  практике  ранее  приобретенные знания:  умения  будут  развиваться  не  механически,  а  основываться  на знаниях. Именно при этом условии практические работы будут источником знаний.  Однако  применение  этих  методов  требует  от  учителя продуманной организации  урока,  так  как  руководство  работой  обучающихся  весьма сложно.  
     Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и  наглядными  методами  обучения,  так  как  практической  работе  по выполнению упражнения, опыта, трудовой операции должно предшествовать инструктивное пояснение педагога.  
     Например, практические  работы  по  распознаванию  и  определению  объектов проводятся  во  всех  классах  по  предмету    «Окружающий  мир».  Различая  растения, животных,  отдельные части растений и животных, обучающиеся подходят  к  пониманию  целостности  организмов,  на  основе  чего  учатся определять, классифицировать их по определенным признакам. 
     Работы  по  распознаванию  и  определению  проводятся  не  только  на уроках,  но  и  на  экскурсиях  в  природу.  Учитель  может  давать  задания  по различению  и  сбору  растений,  их  приспособленности,  изменчивости,  по наблюдениям  за  особенностями  внешнего  вида  животных,  как  основы  их распознавания  в  природе.    Эти  задания    также  могут  выполняться обучающимися и дома.  
     В этом плане возможны летние задания, которые  предусматривают не только  сбор  натурального  материала,  но  и    их  определение,  а  так  же фиксацию наблюдений за жизнью и местообитанием растений и животных. 
     На  методах  обучения  окружающего  мира  сказывается  специфика методов научного исследования, применяемых в данной науке. Известно, что среди  многих  методов,  применяемых  в  исследовании,  наиболее употребительными являются наблюдение и эксперимент. 
     Наблюдение  как  метод  обучения  –  специально  организованный процесс  непосредственного  восприятия  предметов  и  явлений  окружающей действительности,  предполагающий  установление  их  существенных признаков, а так же взаимосвязей. При таком подходе, основным источником знаний, приобретаемых обучающимися, является наблюдение, а не слово учителя,  хотя  за  ним остается руководство всем познавательным процессом (он дает инструкцию, подводит  обучающихся  к  цели  работы,  проверяет  ход  работы,  помогает сделать  выводы).  Результат проведенной работы существенно отличает наблюдение обучающихся при    наглядных  методах  от  наблюдения  при практических  методах.  
     В первом  случае  обучающиеся  наблюдают демонстрируемые учителем слайды, таблицы, опыты и т.д.; во втором случае, наблюдая,  проводят  самостоятельную  работу:  измеряют,  вычисляют, исследуют  растения  и  т.п.  В  результате  такого  наблюдения  обучающиеся представляют  материал, иллюстрирующий явление, которое они наблюдали.  
     Такое  наблюдение,  так  же  как  опыт  и  эксперимент,  может  быть проведено  на  уроке,  дома,  на  экскурсии,  на  школьном  учебно-опытном участке.  Оно  выполняется  обучающимися  по  устному  или  письменному заданию, инструкции.  
     Эксперимент  как  практический  метод  является  универсальным способом    познания  окружающего  мира.  Он  используется  как  в естествознании,  так  и  в  обществознании,  например,  социологический эксперимент. «Экспериментирование»  является  многозначным  словом.  Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний,  может  рассматриваться  как  форма  организации  педагогического процесса,  если  основано  на  методе  экспериментирования.  И,  наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности обучающихся. 
     В процессе эксперимента человек имеет возможность для наблюдений, на  основе  которых  складывается  его  знание  о  закoномерностях  в наблюдаемом  явлении.  И.П.  Павлов  писал:  «Наблюдение  собирает  то, что предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет».  
     Эксперимент является методической процедурой, проводимой с целью проверки    или  установления  справедливости гипотезы. Эксперименты различны  по  своей  цели  и  масштабу.   Обучающийся  может  выполнять эксперименты    для  того,  чтобы  было  понимание,  чтобы  был  результат освоения  новых  знаний.  Эксперимент  проводится  в  специально  созданных условиях,  причем  из  сложного  комплекса  многообразных  естественных влияний  на  объект  отбирается  и  выясняется  воздействие  лишь  отдельных изолированных факторов. 
     Анализ литературы показывает, что понятия «эксперимент» и «опыт» в контексте образовательной деятельности отличаются. 
     Так, опыт –  это, во-первых, отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания.  
     А во-вторых:
     а) воспроизведение какого-либо явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования;
     б) проверка научных знаний лабораторным путем.  
     Опыты, как методы познания окружающей действительности, имеют большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, развиваются познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.  Знания, формируемые в рамках данного учебного подхода, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. По сравнению с опытом, эксперимент, как правило, отличается большей продолжительностью.  
     На наш взгляд, разнообразие практических методов и их характеристики могут составлять теоретическую основу использования указанных методов в обучении младших школьников, а также создают дидактическое  обоснование  для  изучения  и  возможностей  применения  в формировании  у  обучающихся  на  уроках  предмета  «Окружающий  мир» логических операций: анализа, сравнения, классифицирования, обобщения и других.
     


      

     2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
     
     2.1 Специфика организации практических методов обучения на уроках окружающего мира
     Методика проведения практических работ при изучении окружающего мира.    Младший школьный возраст обладает большим исследовательским потенциалом. Каждый ребёнок по своей природе – исследователь, он ещё многого не знает об окружающем мире, поэтому для него важно узнать обо всём. У детей лучше усваиваются новые знания, если они получили их сами, увидев, услышав, потрогав и т.д. Но необходимо учитывать, что в таком возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому исследования должны быть яркими, запоминающимися. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что задача учителя на уроках практический направленности – направить в нужное русло исследовательский потенциал младшего школьника. Метод – слово греческого происхождения, в буквальном переводе означает путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В методике обучения под методом обычно понимают совокупность приемов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение учебным содержанием. Одними из ведущих методов изучения природы являются практические [11, c.28]. Практические методы обучения - характеризуются тем, что при их применении включаются в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников. [12, c. 54]. Это разработка плана, ознакомление с объектами, осмысление задания, практическая работа по его выполнению, оформление результатов, подведение итогов выполненной работы и др. Практические методы при изучении окружающего мира применяются широко, потому что способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы. К практическим методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов, работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке [13, c. 27]. В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену таким наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения         различные виды наблюдений комбинируются друг с другом [17, c. 28-32].          Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта. А вооружение учащихся методами познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется  с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными [13, c. 35-44].          Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические и практические работы.           Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выделять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.          В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.          Практические работы проводятся обычно после изучения крупных разделов или тем и носят обобщающий характер. Работы могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).          Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки - практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.         Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природой и социальной средой. Основная цель экскурсии – формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.         Уроки – практические занятия  связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.          В практической работе  в деятельности учеников преобладает применение полученных знаний; умений на практике, что способствует углублению знаний и умений; решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности. Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учеников на уроке: • объяснение учителя – теоретическое осмысление работы • показ – инструктаж. • проба – этап; на котором два-три ученика выполняют работу, остальные наблюдают и под руководством учителя делают замечания; если допущена ошибка. • выполнение работы – этап; на котором каждый самостоятельно выполняет задание.учитель здесь особое внимание уделяет тем; кто плохо справляется с заданием. • контроль – на этом этапе принимаются и оцениваются работы учеников: учитывается качество выполнения; бережное отношение ко времени и материалам, скорость и правильное выполнение задания. Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания. У них формируется привычка тщательной организации трудового процесса; включающая осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения; плана выполнения работы, подготовки материалов и инструментов; тщательный контроль качества работы, анализ выводов.Для обеспечения прочного усвоения знаний удельный вес практических работ следует увеличивать, пропорционально уменьшая долю игр, которыми так увлеклись в последнее время [ 16, c. 77] .          Необходимо выделить три основополагающих этапа, в рамках которых  организовывается деятельность учащихся: 1 этап – подготовительный; 2 этап – непосредственное выполнение практической работы; 3 этап – этап итогового контроля.          Предварительно готовившись к занятию, учащиеся знакомятся с теорией по данному материалу, работают с картой, представленной в атласе, изучают материал учебника и дополнительной литературы, применявшийся в практической работе, готовятся к беседе с преподавателем поосновным вопросам (представлены в методическом описании), пользуясь при желании дополнительной литературой.          Непосредственно на практическом занятии преподавателем еще раз ставится цель и основные задачи.          Проверка подготовки учащихся к занятиям (к выполнению практической работы) осуществляется с помощью различных методов: опрос, беседа, контроль решенных задач. В ходе беседы со школьниками педагог обращает внимание на теоретическую и практическую значимость работы, отмечает посильный уровень сложности экспериментальных заданий, способствуя тем самым созданию положительной мотивации к работе.          В ходе опроса ученикам задаются как вопросы репродуктивного типа, служащие основой для усвоения приобретаемых на практическом занятии знаний, умений и навыков, так и вопросы, направленные на то, чтобы помочь учащимся осмыслить методику проведения работы. Кроме того, назначение некоторых из них состоит в том, чтобы учащиеся проверили и оценили степень согласованности экспериментальной методики с теорией, выявили источник систематических, случайных и субъективных ошибок.         Если ответы на вопросы, указанные в практической работе, вызывают наибольшие трудности у школьников, преподаватель выясняет, с чем связаны возникающие затруднения:          В связи с этим одним ученикам достаточно будет помочь при работе с картой, другим – посоветовать дополнительную литературу, третьим - указать на ошибку, четвертым - внимательно прочитать тот или иной теоретический материал. Таким образом, в любом случае, преподаватель лишь подводит учащихся к тщательному осмыслению вопросов, направляет, оказывает дозированную помощь, а все необходимые действия они выполняют самостоятельно. При возникновении затруднений преподаватель сам поясняет непонятные моменты.          В зависимости от полученной в результате общения со школьниками обратной информации, как об их знаниях, умениях и навыках, так и их индивидуальных особенностях (темп работы и т. д.), преподаватель принимает решение о том, один ученик или с товарищем будет выполнять работу, сколько.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44