- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Роль инновационных технологий в развитии туризма в РС.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016137 |
Тема: | Роль инновационных технологий в развитии туризма в РС. |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» Институт зарубежной филологии и регионоведения кафедра «Французской филологии» Роль инновационных технологий в развитии туризма в РС(Я) МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ Направление подготовки 43.04.02 «Туризм, культурное наследие и окружающая среда» Руководитель: Выполнил(а): ______________________________ (подпись) Оппонент: Работа Мартынов Василий Львович – защищена ___________20___г доктор географических наук, профессор протокол № ________________ кафедры экономической географии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена «____»________________20__г. СОДЕРЖАНИЕ Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы инновационных технологий в туризме...........8 1.1. Понятие«инновационные технологии»в туризме.........................................8 1.2. Роль инновационных технологий в повышении качества и конкурентоспособности туристических предприятий.......................................18 Глава 2. Анализ использования интернет-технологий в туризме.....................26 2.1. Развитие турбизнеса в сети интернет: мировой опыт.................................26 2.2. Использование интернет-технологий в российском турбизнесе...............36 2.3. Достоинства и недостатки развития туризма онлайн.................................50 Глава 3. Перспективы развития интернет-технологий в турфирмах РС(Я)....56 3.1. Использование электронных сетей турфирмами для продвижения тур продукта в РС(Я)...................................................................................................56 3.2. Проблемы и перспективы развития электронных сетей турфирмами в РС(Я).......................................................................................................................71 Заключение.............................................................................................................76 Список использованной литературы...................................................................77 Введение XXI век – это век информационных технологий. В настоящее время разве что маленькому ребенку не известно, что такое интернет. Глобальная сеть стала неотъемлемой частью нашей жизни. Если раньше надо было потратить много времени для поиска нужной информации, то сейчас это можно сделать легко и быстро. Интернет-технологии активно применяются и в таких отраслях, как туризм и гостеприимство. И не только в развлекательных целях, а для получения информации, статистики, исследования рынка сбыта продукции и поиска новых деловых партнеров. Актуальность данной работы обуславливается тем, что информатизация, то есть внедрение современных инновационных технологий в сферу туристической деятельности, на сегодняшний день оказывается едва ли не единственным фактором повышения эффективности и реализации туристского продукта. К тому же, в России процесс внедрения новых информационных технологий отстает от зарубежных стран, в том числе, интернет-технологий в индустрию туризма и по сравнению с другими отраслями экономических знаний существует недостаточное количество теоретического и практического материала в данной области. В связи с этим, практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования результатов проведенного исследования в туристической деятельности, как исследуемого объекта, так и других туристских фирм. В основе исследования проведенного в рамках данной работы лежат системный, описательный, статистический, анализ литературных источников, обобщения, контент-анализ, диалектический, сравнительный методы. Объектом исследования является туристическая сфера как отрасль постиндустриальной экономики. Предметом исследования является динамика инновационных технологий в туристическом бизнесе. Целью данной работы является изучение инновационных технологий в работе предприятий сферы туризма. В ходе достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи: 1) рассмотреть сущность теоретических аспектов инновационных технологий в туризме; 2) проанализировать современное состояние использования интернет- технологий турфирмамив мире, в России и в РС(Я); 3) изучить процесс внедрения современных достижений в области инновационных технологий на примере интернет-технологий, используемых турфирмами РС(Я); 4) дать практические рекомендации по использованию интернет-технологий, направленные на повышение конкурентоспособности турфирм РС(Я). Теоретической и методологической базой исследования стали работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные: инновациям и инновационному развитию, в частности - Завлин П. Н., Уткин Э.А., Друкер П.Ф., Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Степаненко Д.М., Милославский И.Г., и др.; инновационным процессам в туризме - Новиков В.С., Слепокуров А.С., Барт ванАрк, Клейменов А.М.; развитию интернет-технологий в туризме как важнейшему средству туристического инновационного развития - Норт Дуглас, Уильям Абернати, Леонтьев В.Ф.; региональному развитию, включая развитие туризма – Мартынов В.Л., Трофимов А.М., Шарыгин М.Д. Информационной базой исследования послужили ресурсы сети интернет, материалы территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС(Я), литературные источники, базы научных данных. Научная новизна исследования заключается в:заключается в выработке рекомендаций по продвижению турпродукта с использованием инновационных (онлайн) технологий на основе анализа туристических сайтов с выделением их положительных и отрицательных аспектов. Турфирмы, вовремя сумевшие осознать роль информационных ресурсов и компьютерных технологий, оценившие предоставляемые ими возможности, а затем оперативно и качественно внедрившие и использующие их в повседневной работе, не только оптимизировали производство и реализацию своих турпродуктов, но и приобрели конкурентные преимущества, позволившие им выжить в условиях кризиса в стране. Успех любой турфирмы практически немыслим без использования современных информационных технологий. Специфика технологии разработки и реализации турпродукта требует таких систем, которые в кратчайшие сроки предоставляли бы сведения о доступности транспортных средств, возможностях размещения туристов, обеспечивали бы быстрое резервирование и бронирование мест, а также информацию по различным туристским услугам таким как: оформление билетов, расчет цен, обеспечение справочной информацией).Это достижимо при условии широкого использования в туризме современных компьютерных технологий обработки и передачи информации. К представителям бизнеса уже пришло понимание того, что пространство всемирной паутины может быть отличной площадкой для сбыта продукции. Кроме того, интернет предоставляет широчайшие возможности для рекламы товаров и услуг. Однако простому пользователю не стоит доверять каждому сайту в сети, необходимо тщательно фильтровать информацию и желательно пользоваться и приобретать товары только на узкопрофильных, специализирующихся в данной конкретной области сайтах. В высокоразвитых странах разработка и внедрение инноваций - решающий фактор социального и экономического развития, залог экономической безопасности. Инновационные процессы в настоящее время приобретают все большую значимость, их главной задачей является достижение предприятиями конкурентных преимуществ и более полное удовлетворение спроса потребителей в высококачественных товарах и услугах. На сегодняшний день обеспечить это могут в основном инновации, которые необходимо широко внедрять и использовать в новых условиях хозяйствования. Сфера услуг в сегодняшних экономических условиях играет важнейшую роль в удовлетворении потребностей общества. По мере формирования в нашей стране постиндустриального информационного общества, роль сферы услуг будет неуклонно возрастать, поскольку потребности населения будут постоянно расти, а их разнообразие постоянно расширяться. Развитие сферы услуг и повышение ее эффективности удовлетворения потребностей общества напрямую связаны с инновациями. Также одним из главных показателем развития сферы услуг является конкурентоспособность услуг, которая непосредственно связана с уровнем инновационной деятельности на каждом сервисном предприятии. Современная экономика представляет собой сложный взаимосвязанный механизм, в котором взаимодействуют различные структурные элементы коммерческого, производственного, информационного и финансового характеров, для успешного функционирования которого необходимы экономические преобразования, учитывающие интересы регионов, отраслей, предприятий и общества в целом. Результаты экономических преобразований на основе активизации инновационной деятельности и инновационного менеджмента получают реальное экономическое содержание только через систему связей с материальным производством, а также сферой услуг. Основной целью инновационной политики предприятия сферы услуг является создание и развитие базы для проведения эффективных преобразований его экономики, когда на первый план выходит инновационный бизнес как объект управления[11]. Как свидетельствует практика, инновации в сфере услуг не получили должного развития в России, особенно на малых и средних предприятиях. И не только потому, что у предприятий нет достаточных средств для их внедрения, но и потому, что наемные работники предпринимательских структур, как правило, не заинтересованы использовать инновации и не рассматривают их как непрерывную цепь нововведений технического, экономического, социального и организационного характера. В качестве инновации в сфере услуг выступает результат деятельности (сервисный продукт, технология или ее отдельные элементы, новая организация сервисной деятельности и т.д.), который способен более эффективно удовлетворять потребности потребителей. Многие страны, не располагающие научно-технологическими ресурсами, необходимыми для масштабных индустриальных прорывов, обеспечивают сегодня рост экономики за счет инновационного развития сектора услуг. Этот путь должен представлять определенный интерес и для России, учитывая неудовлетворительное состояние ее производственного и научно-технического потенциала на фоне относительно высокой доли сферы услуг в ВВП, который обеспечен во многом не развитием постиндустриальной экономики, а постсоветской деградацией производственной сферы. В этой ситуации инновационное развитие сферы услуг должно стать мощным источником экономического роста, вероятно, даже более значимым, чем технологические инновации в промышленности. Глава 1. Теоретические основы инновационных технологий в туризме 1.1. Понятие «инновационные технологии» в туризме Изучение опубликованных по проблеме развития туризма научных работ, методических разработок и практических рекомендаций подтверждает, что вопросы разработки и внедрения нововведений в туризме исследованы недостаточно, что отрицательно сказывается на развитии туризма. Поэтому решение данной проблемы в туризме в настоящее время имеет особую актуальность. Туризм является значимым видом экономической деятельности, оказывающим положительное влияние на экономический рост и занятость, поскольку оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие[13]. Кроме того, туризм становится все более важным аспектом в жизни людей, которые все больше и больше путешествуют в бизнес-целях или для отдыха. Как деятельность, которая затрагивает культурное и природное наследия, а также традиции и современную культуру в стране, туризм дает возможность для экономического роста и устойчивого развития России. Таким образом, туризм является сложным межотраслевым комплексом, который требует системного подхода к регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства как на страновом, так и на региональном уровнях. Экономический и финансовый кризис, который затронул экономику всех стран с 2008 года оказал значительное влияние на спрос на туристские услуги, поэтому в настоящее время остро становится вопрос об инновационном подходе в туристской деятельности. Изучением инновационных процессов в различных отраслях экономики занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, такие как Завлин П. Н., Уткин Э.А., Друкер П.Ф., Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Степаненко Д.М., Милославский И.Г., и др. Существует огромное количество определений термину «инновация» отечественных и зарубежных авторов. В этот термин авторы вкладывают несколько различающийся смысл. Выделим несколько определений, характеризующих данное понятие. По мнению зарубежного автора Барта ван Арка «инновация» в сфере услуг может быть определена как: новая концепция сервиса, новые каналы связи с клиентами, новые системы распределения и технологические решения, которые чаще всего совместно изменяют предложение услуг на рынке, обновляют функции фирмы и требуют структурно новых организационных, технологических и человеческих возможностей фирмы[38]. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И., дают следующее определение «инновации»: это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект[33]. Завлин П.Н. дает следующее определение: новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги) [8]. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. рассматривают данный термин как: комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей[3]. А.С. Слепокуров рассматривает современные тенденции в научно-технической и инновационной деятельности в мире, формулирует понятие сути инновационной политики страны[23].В этой связи важным аспектом реализации инновационной политики и управления инновационной деятельностью является развитие инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура – отрасли экономики, научно-технических знаний, обслуживания, которые непосредственно обеспечивают развитие инновационных процессов в производстве. Она включает комплекс инновационных, информационных, консультационных, вычислительных, учебных и других центров, инвестиционных, организационных и других услуг по сопровождению всех специфических этапов инновационной деятельности[10].Это обеспечивает интеграцию науки, производства и потребления. Однако необходимо отметить, что на внедрение инноваций в туризме значительное влияние оказывают экономическая ситуация в стране, уровень социального развития, национальное законодательство, а также межправительственные и международные соглашения. Поэтому мотивы и причины появления инноваций в туристской деятельности в каждой стране разные. Тем не менее можно выделить несколько характерных черт: - рост потребности населения в знакомстве с традициями и культурой в других регионах и приобретении новых знаний; - перенасыщение населения многими традиционными направлениями поездок; - обострение конкуренции, рост предложений стандартизованных глобальных продуктов; - гармоничное объединение привлекательных условий отдыха и путешествий (природных и культурных особенностей, возможностей проведения досуга, приобретения специфических товаров и специальных туристских услуг) для полного удовлетворения потребностей самых требовательных туристов; - технологическая революция и экспансия услуг в экономике; - переход от экономики предложения к экономике спроса. Так, базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) 1995 года, в туристской сфере развивается инновационная деятельность по трем направлениям: 1. Внедрение нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия). 2. Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов. 3. Периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества [16]. Нельзя также не отметить и роль научно-технической революции, которая оказала огромное влияние на инновационную деятельность в социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии. Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых видов одежды и обуви, нового спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма[25]. Появление современных средств информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без интернета. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени. Таким образом, происходит интеграция информационных общественных инструментов и услуг во всех видах туристической деятельности, в частности, осуществляемые малыми предприятиями. Их использование государственными и частными туроператорами, особенно малыми и средними предприятиями усиливаются и проявляются в повышении осведомленности и партнерских инициативах, а также надлежащем использовании различных национальных и европейских программ. Таким образом, можно выделить следующие основные направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства: - выпуск новых видов туристского продукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; - использование новой техники и технологии в производстве традиционных продуктов; - использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся; - изменения в организации производства и потребления традиционного туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; - новый маркетинг, новый менеджмент; - выявление и использование новых рынков сбыта продукции (гостиничные и ресторанные сети). Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма [26] направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности [14]. Таким образом, инновации и новые информационные технологии становятся определяющими факторами для конкурентоспособности индустрии туризма и активизации обменов с другими секторами экономики, с ним связанными. Побудителями инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или продуктов, которые направлены на обеспечение устойчивого и долгосрочного экономического роста. К ним относятся: - усовершенствование или создание новых материалов, оборудования, технологических процессов, продуктов, услуг и методов, коренным образом изменяющих или существенно улучшающих эффективность экономики; - изменения в социальной структуре общества для достижения оптимального соотношения личных и общественных интересов; - модификации сложившейся системы управления, позволяющие улучшать деятельность предприятий и организаций и способствующие адаптации к меняющимся условиям. Изучение тенденций и закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и управление ими – сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки: - источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения); - вид инновации (аттракторы, инфраструктура туризма, турпродукт, способы и средства распределения турпродукта/услуги, управление, факторы производства); - степень новизны (улучшающие, прорывные); - широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные); - инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие) [22]. Можно сказать, что инновация - это новый продукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход предпринимателю. Факторы, определяющие инновационное развитие: - рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках); - востребованность инновации стейкхолдерами; - среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, институты развития в широком смысле[36]); - кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие); - ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические); - инфраструктура (производственная, транспортная, научная, коммуникативная). Все нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в какой-либо из этих сфер, практически всегда необходимо осуществить соответствующие изменения и в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве инновации базируются на одновременном целенаправленном сочетании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения. Документально оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных работ по повышению эффективности какой-либо сферы деятельности является новшеством (новацией). К ним относятся открытия, изобретения, патенты, документация на новый или усовершенствованный продукт, технология или производственный процесс, а также различные рекомендации, методики, инструкции, стандарты, результаты маркетинговых исследований, рационализаторские предложения. Новшество в виде новых знаний, подходов, приемов приобретает новое качество и превращается в инновацию (нововведение) с момента его внедрения и начала распространения. Инновация - конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, востребованного обществом. Иными словами, инновация - это конкретный результат любой созидательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок новых, существенно отличающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих потребности; открытие и освоение новых рынков или достижение других конкретных целей. Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятельности человека. Исходя из многовариантных возможностей, инновации различаются по сфере приложения, масштабам распространения и по характеру. В сфере услуг инновациями являются принципиально новые или существенно усовершенствованные методы их производства и предоставления (обслуживания), которые не могут быть обеспечены прежними производственными методами. Это туристские, банковские, консалтинговые и другие виды услуг с ориентацией на новейшие информационные и коммуникационные технологии. Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование [15] и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма, который обладает выраженным мультипликативным эффектом, оказывающим влияние на социально-экономическое развитие данной территории. Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении [22]. К основным принципам инноваций в туризме относят: 1. Принцип научности, заключающийся в использовании научных знаний и методов для реализации инноваций в сфере туризма. 2. Принцип системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития сферы туризма в регионе должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; потенциал региона (экономический, финансовые, кадровые и др.); воздействие на общество; факторы воздействия внешней среды. 3. Принцип соответствия инновации потребностям туристов. Предлагаются только те новшества, которые действительно нужны клиенту, а не те, которые может произвести и внедрить туристская организация. 4. Принцип позитивности и безопасности результатов, состоящий в предупреждении неразумного, не продуманного создания и внедрения новшества, которое может быть опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного предприятия; в-третьих, для биосферы и общества в целом. 5. Принцип имманентности инвестиционным процессам. Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации инноваций используются инвестиционные ресурсы, эффективность которых определяется степенью значимости и масштабностью нововведений. 6. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов (новшеств) уровню развития общества. 7. Принцип связности. Процесс нововведения заканчивается появлением на рынке продукта, который должен на определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность (стимулировать идею) создания следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса[22]. 1.2. Роль инновационных технологий в повышении качества и конкурентоспособности туристических предприятий Основой материального производства в условиях рыночной экономики являются организации и предприятия. Создание и производство их коллективами наукоемкой, конкурентоспособной продукции, с высокой долей добавленнойстоимости является в настоящее время источником устойчивых темповэкономического роста страны. Главной задачей при разработке стратегий развития предприятий в начале XXI в. является, во-первых, создание новой конкурентоспособной продукции. Постоянное повышение интенсивности конкуренции, особенно на внешнем рынке, рост сложности новой техники и технологии, сокращение сроков морального старения продукции и производства диктуют необходимость постоянного обновления продукции и непрерывного усовершенствования технологий разработки, т. е. условий протекания инновационного процесса. Во-вторых, требуется созданиеконкурентоспособного производства,базирующегося на факторах конкурентоспособности. Стоит обратить внимание на их динамический характер - факторы, являющиеся такими в настоящий момент, не обязательно останутся ими даже в ближайшем будущем. Конкурентные преимущества могут меняться. Интеграция на одной территории традиционных и инновационных преимуществ даёт положительный эффект, усиливая еe конкурентоспособность в современных экономических условиях[29].При этом должны быть учтены новые требования к научно-техническому уровню, реформированию, модернизации предприятий, включаядиктуемые концепцией «устойчивого развития»[5], а также пути их реализации[31]. Конечной целью модернизации предприятия должно стать превращение его в организацию, способствующую выпуску конкурентоспособных товаров в количествах, требуемых рынком. Нововведения, новая продукция и технологии на первых этапах после «рождения» скептически, с недоверием воспринимаются рынком. Но если воле и талантуноватора удается их осуществить, то тогда механизм конкуренции вытесняет срынка предприятия, использующие устаревшие технологии и производящие неконкурентоспособную продукцию. Конкурентоспособность товара на современном этапе развития - это важнейший показатель, отражающий его выгодные отличия от товаров конкурента постепени (полноте) удовлетворения потребностей покупателей и по затратам на егоприобретение. В понятии конкурентоспособности синергически объединяются тригруппы факторов: технические, экономические и социально-образовательные, которые формируют в зависимости от существующего уровня благосостояния населения современное понятие товара. Усиление к середине 80-х годов ХХ столетия интенсивности конкуренции, вызванное появлением на рынке новых фирм и новых товаров, более эффективных ипривлекательных для покупателей, отвечающих качественно новым требованиям(по экологическому воздействию, безопасности, сберегающим технологиям и т. п.), резко поднялопланку научно-технического уровня конкурентоспособности. Известны три направления, которые используются фирмами для повышения конкурентоспособности продукции: - разработка качественно новой конкурентоспособной продукции; - модернизация производимой продукции с целью повышения ее привлекательности. Однако она в лучшем случае только поддерживает уровень прибыли; - минимизация издержек производства для снижения цены. Значительный доход, как правило, приносят новаторские товары, и именно они обеспечивают долгосрочную конкурентоспособность фирмы. В то же время расширение научно-технических возможностей создания новойпродукции, включая внедрение в передовых фирмах новейших технологий, привело к кризису существующейсистемы и потребовало разработки качественно новых технологий. Научной основой разработки новой конкурентоспособной продукции стала инноватика в соединении с программно-целевым подходом, компьютерными, инновационными и информационными технологиями. Основной вывод, который следует из анализа инновационных технологий, сводится к двум постулатам. Во-первых, для создания качественно новой продукциинеобходимо использовать в разработке определенное, зависящее от техническойсложности и специфики изделия количество научно-технических нововведений,объединенных в кластеры, обеспечивающие конечный результат в силу эффекта масштаба и взаимодействия участников. Отсутствие необходимых для разработки нововведенийсдерживает начало разработки. Во-вторых, поскольку инновационный процесснепрерывен от идей до конечных изделий, система управления НИОКР должнабыть также непрерывной. В соответствии с этим разработана и действует инновационная система классификации исследований и разработок, которая материализует непрерывность инновационного процесса в виде этапов создания качественноновой продукции. Практика передовых зарубежных фирм показывает, что использование технологии разработки новой продукции, в основе которой лежит инновационная технология, гарантирует успех ее создателям. Рождение инноватики, таким образом, знаменует наступление качественно нового, революционного этапа в развитии научно обоснованных технологий, используемых для создания качественно новой,эффективной и наукоемкой продукции. Современный процесс стремительного появления нововведений, масштаби скорость их повсеместного использования позволяют охарактеризовать настоящий этап развития как нововведенческий бум, происходящий в рамках информационного постиндустриального общества. Для полноценного использования возможностейинновационных технологий в процессе создания качественно новой продукции необходимо осуществить комплекс коренных преобразований в системе управлениянаукой и техникой. Этот комплекс включает принятие концепции государственнойнаучно-технической политики, внедрение инновационных технологий в практикуразработок, реорганизацию и модернизацию научно-технического потенциала, проведение мероприятий по повышению научно-технического уровня персонала и оборудования творческих организаций для обеспечения их соответствия требованиямпостиндустриального этапа развития. Необходимо отметить, что инноватика, возникшая как способ решения технических проблем, раскрыла суть творчества и поэтому стала применяться в любых сферах человеческой деятельности. Появилисьуправленческие, кадровые, системные, культурные и другие нововведения. Подбор и подготовка творческих интеллектуалов - одна из важнейших и ответственных задач фирмы. Однако даже высокая начальная квалификация неявляется залогом постоянного успеха в эпоху «революции знаний». Поэтому фирмыстимулируют непрерывное образование персонала. Организация обучения диктует необходимость свободного циркулирования информации внутри фирмы и беспрепятственное получение информации извне. Известно, что своевременное создание предприятием качественно новой продукции требует постоянного повышения научно-технического уровня персонала,включая освоение передовой инновационной технологии и необходимого для этого научно-технического задела. И то, и другое не характерно для индустриальныхкомпаний, основной показатель которых - постоянство в производстве продукции,консерватизм, а не способность к непрерывному обновлению. Индустриальные корпорации, построенные на чисто экономической мотивациичеловеческой деятельности, на принципах механистической системы управления иотводившие творчеству роль спутника материального производства, оказались неконкурентоспособными на новом этапе развития. Задача повышения конкурентоспособности решается ими в настоящее время путем перехода к постиндустриальной корпорации, в том числе к индивидуализированной. При этом преследуется....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: