VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Кабинет истории и его роль в обучении, развитии и воспитании учащихся

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009902
Тема: Кабинет истории и его роль в обучении, развитии и воспитании учащихся
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
     ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
     
     
     
     
     
     
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «История нового времени»
Кабинет Истории




Выполнила: студентка 5 курса 1 группы
 Кечил Чинчи Сылдыс-ооловна 
Научный руководитель: к.и.н., доцент 
Оюн Оксана Петровна 







Кызыл 2017
     ОГЛАВЛЕНИЕ
     
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Кабинет истории и его роль в обучении, развитии и воспитании учащихся…………………………………………………………………………5
1.1. Основные требования и цели оформления кабинета истории…………5-13
1.2. Оборудование кабинета истории………………………………………14-20
Глава 2. Применение кабинета истории как средства повышения эффективности учебно-познавательной деятельности школьников…..21
2.1. Современный кабинет истории………………………………………..21-25
2.2. Кабинеты истории в советское время, перспективы развития школьных кабинетов в современных условиях………………………………………..26-31
Заключение………………………………………………………………….…32
Список используемой литературы……………………………………..…..34

     

ВВЕДЕНИЕ

     
     
     Актуальность исследования: эффективность проведения уроков истории во многом зависит от эффективного оборудования кабинета истории. Важно наличие в кабинете библиотеки, учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, необходимо грамотное их использование на уроках. Также не последнюю роль играет правильное оформление кабинета. В красивом, хорошо оформленном кабинете работать намного приятнее. Оформление кабинета истории должно передавать огромное значение исторической науки для человека, пробуждать интерес учащихся, учить их мыслить. Одно из основных назначений оформления кабинета истории - это патриотическое воспитание учащихся. Оформление кабинета истории обязательно должно содержать символы российского государства. Но учебная база кабинета все же важнее. Ведь средства обучения, сосредоточенные в кабинете, система работы с ними способствуют развитию самостоятельной деятельности учащихся, повышают интерес к истории. Это и объясняет актуальность этой теме, ведь любой способ заинтересовать учащихся всегда будет интересен увлеченному учителю.
     Цель работы: рассмотреть организацию работы современного школьного кабинета истории
     Важно сказать, что для достижения цели в работе поставлены такие задачи: проследить за развитием организации работы школьных кабинетов истории в советское время, рассмотреть, какие рекомендации были выработаны ведущими методистами по этому вопросу. 
     Выявить значение (роль) кабинета истории как средства, и условия обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса
     Дать характеристику перспективам развития кабинетов истории с учётом внедрения новейших информационных компьютерных технологий.
     Объект: роль кабинета истории в учебно-познавательной деятельности учащихся по истории.
     Предмет: учебно-методическое обеспечение процесса обучения истории в школе.
     Методологическая основа. В советское время этой темой занимались выдающиеся методисты Аппорович Н.И.1 и Завадье А.С.2 они отмечали важность оснащения кабинета истории техническими средствами обучения для проведения учебных занятий и формирования знаний и умений учащихся. Сегодня этим вопросом занимаются Калуцкая Е.К.3, Чернов А.И.4. Также большую роль в написании работы сыграли статьи, опубликованные в журнале «Преподавание истории в школе»5, которые касаются вопросов нынешнего состояния кабинетов истории и перспектив их развития.
     Структура курсовой работы: курсовая работа делиться на две части, теоретическую и практическую, введение и заключение. Первая часть отражает то, каким должен быть современный кабинет истории в школе, основные требования к его организации. Вторая часть - это пример кабинета истории, рассмотрение его соответствия общепринятым нормам, сравнивая с кабинетом в советское время.
     
     

Глава 1. Кабинет истории и его роль в обучении, развитии и воспитании учащихся
     
     
     
1.1. Основные требования и цели оформления кабинета истории



     Учебный кабинет - это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися, и методическая работа по предмету. А кабинет истории - один из самых завораживающих и интереснейших кабинетов в школе. Изучение истории позволяет прикоснуться к давно ушедшим эпохам, учит анализировать настоящее и предвидеть будущее. История помогает учащимся почувствовать себя частью великой державы с богатейшим историческим наследием.
     Задачи учебного кабинета:
     создавать все необходимые условия для овладения предметом на уроках, внеклассных занятиях, под руководством учителя, самостоятельно, индивидуально или в группе;
     соответствовать специфике деятельности учащихся и учителя по различным лицейским дисциплинам с тем, чтобы в единицу времени, затрачивая минимум энергии и средств, можно было бы достичь лучших результатов (требование педагогической эргономики);
     позволять добиваться запланированных результатов при определенных затратах сил, времени учителя и учащихся, используя при этом прогрессивные методы, организационные формы, средства обучения;
     отвечать требованиям научной организации труда (НОТ) учителя и учащихся на уроке и служить определённым дидактическим и воспитательным целям.
     Но прежде чем приступить к рассмотрению основных требований к современному кабинету истории в школе, необходимо ознакомиться с организацией работы кабинета истории в советское время.
     Русская дореволюционная школа кабинетов не имела. Кабинеты истории стали возникать только после Октябрьской революции, когда началось строительство советской школы. В кабинетах сосредоточивались карты, самодельные пособия, книги и материалы для лабораторной работы. 
     Перестройка школьного исторического образования в 30-е гг. привела к тому, что кабинеты были ликвидированы, а учебно-наглядные пособия переданы в методические кабинеты школы. Внимание к кабинетной системе возродилось после Великой Отечественной войны. В августе 1945 г. Нарком просвещения и Академия педагогических наук РСФСР приняли решение об организации школ с оборудованными кабинетами. Предпосылками перехода к массовой организации школьных кабинетов истории и обществоведения во второй половине 60-х: гг. послужили растущее насыщение школ печатными наглядными пособиями, развитие деятельности учителей и учащихся по созданию учебных пособий своими силами, накопление опыта работы лучших кабинетов истории и разработка в педагогической литературе вопросов об оборудовании и оформлении кабинета, о его назначении и роли в процессе обучения1980-е года являются важной вехой в этом вопросе, так как на это время приходится наибольшее количество публикаций на тему проблемы оформления школьного кабинета истории6.
     По существовавшим тогда нормативам оборудование кабинета истории в школе должно было состоять из трех основных частей:
     а) специальной мебели приспособлений;
     б) технической аппаратуры;
     в) фонда учебных пособий Короткова, М. В., Студеникин, М. Т.7 
     Фонд учебных пособий кабинета истории, содержит все материалы, которые служат источниками познания исторического прошлого и современности и обеспечивают применение всей системы методов обучения истории -методов живого слова, методов наглядного обучения и методов работы с текстуальными источниками.
     1) Текстуальные источники.
     Включают:
     а) тексты некоторых наиболее ценных документов краеведческого и общеисторического характера; редких источников, скопированных в архиве или в музее. Наличие такого материала в кабинете позволяет организовать самостоятельную индивидуальную поисковую работу учащихся по заданиям учителя, расширить круг используемых на уроке источников для фронтальной работы с классом путем привлечения более разнообразных документов и таким образом возбуждать интерес учащихся к изучению исторического прошлого
     б) экземпляры недорогих изданий художественно-исторической беллетристики, исторических повестей для учащихся V-VII классов. Наличие такой небольшой библиотечки помогает учителю не только руководить внеклассным чтением, вызывать интерес школьника к книге, но и ознакомить всех учащихся данного класса с некоторыми произведениями исторической беллетристики, построив на этой основе более активную работу на уроке;
     в) папки с вырезками из газет и журналов - тематические подборки к урокам истории и к докладам учащихся;
     г) справочную и методическую литературу для учителя, книги для чтения и хрестоматии, комплекты журнала «Преподавание истории в школе» и методические пособия Вагин А. А. 
     2) Наглядные учебные пособия.
     Они подразделяются на объёмные и плоскостные. К объёмным относили различные макеты и модели, часть которых изготавливалась в процессе обучения самими учащимися. Плоскостные наглядные пособия включали:
     а) исторические карты, изданные для школы, а также самодельные тематические карты, изготовленные учащимися; сюда относили и печатные и самодельные схематические карты и даны сражений, боевых операций и т. п. Необходимой принадлежностью кабинета являлись комплекты исторических атласов, в количестве 15-20 экземпляров каждого выпуска, т. е. по одному атласу на каждую парту;
     б) картины на исторический сюжет; сюда относили серии учебных картин, изданных в помощь школе, репродукции произведений искусства и памятников культуры;
     в) схемы и таблицы по истории, печатные и самодельные;
     г) иллюстративный раздаточный материал, позволявший вести фронтальный разбор и беседу в классе: открытки, вырезки из газет и журналов, а также фотографии, заснятые учащимися на экскурсиях, походах, в ходе краеведческого поиска. Всё это значительно расширяет круг наглядных источников, привлекаемых в обучении, и активизирует работу на уроке Вагин, А. А.8
     Другая составляющая кабинета - наличие разнообразного фонда аудиовизуальных средств обучения, которые можно разделить на три группы:
     1) средства статичной экранной проекции -диафильмы, диапозитивы, транспаранты для графопроектора;
     2) динамические экранные пособия -учебное кино и телевидение;
     3) звукозаписи на магнитной пленке радиопередач, выступлений участников и очевидцев исторических событий. Комплект аппаратуры в кабинете предполагал наличие кинопроектора -16 мм, графопроектора, диапроектора, магнитофона, проигрывателя, а во многих школах, принимающих учебные передачи, и телевизора.
     Книжный фонд (библиотека) - необходимый компонент кабинета истории. Комплектование её велось по следующим основным разделам: научная литература, учебная, методическая, художественно-историческая, а также существовал обширный раздел, посвящённый коммунистическому воспитанию учащихся (книги классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС и Советского государства, справочная литература такого типа, как «СССР в цифрах», «Мир социализма в цифрах и фактах», «Международное рабочее движение» и другое9.
     Особой частью кабинета являлись дидактические раздаточные материалы как текстового, так и иллюстративного характера: это различные карточки для получения конструктивных ответов, карточки-тесты, демонстрационные карточки. Сюда же относятся перфокарты с вопросниками для проверки знаний учащихся по различным темам и для различных классов, разработанные и проверенные опытом цифровые диктанты по истории и другие пособия для контроля и самоконтроля Вагин, А. А.10 Такими были методические рекомендации и организация работы кабинета истории в советское время. В современной школе данная организация претерпела ряд изменений.
     Кабинет - это учебно-методическая база школы, она должна постоянно совершенствоваться, так как происходят частые изменения в содержании образования, методике, развитие ТСО (новые технологии). Школьный кабинет имеет ряд требований, установленных
     Общие требования к учебному кабинету
     1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:
     приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (по профилю кабинета);
     приказа о назначении зав кабинетом и лаборанта, их функциональных обязанностях (по профилю кабинета);
     паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов;
     инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;
     правил техники безопасности при работе в кабинете;
     правил пользования учебным кабинетом учащимися;
     акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;
     протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год;
     плана работы кабинета на учебный год и перспективу;
     журнала регистрации функционирования учебного кабинета по выполнению плана работы на учебный год;
     заключения методической комиссии о готовности программно- учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, кадрофильмы, слайды, таблицы, и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы (по профилю кабинета);
     аналитического материала о выполнении образовательной программы по профилю кабинета в текущем учебном году;
     самоанализа работы кабинета учителем;
     планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.
     2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
     3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:
     оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места);
     наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др. (по плану работы учебного кабинета).
     В соответствии с документами по аттестации кабинета в нем должны быть представлены:
     1. Учебно-методическая литература: учебники, книги для чтения, хрестоматии, профессиональные журналы, газеты и т.д. В школьной библиотеке выделен отдел по истории и заведена картотека, которая может быть продублирована для кабинета истории для ориентации внеклассного чтения по истории, подготовки докладов и сообщений, организации работы на уроках.
     2. Дидактический раздаточный материал. Это могут быть карточки для получения конструктивных ответов, карточки-тесты, демонстрационные материалы и т.д.
     3. Плоскостные наглядные пособия: репродукции картин, карты, схемы, аппликации.
     4. Объемные наглядные пособия: модели, макеты.
     5. ТСО, диотека, фонотека11.
     Систематизация, хранение учебно-наглядных пособий в учебном кабинете
     Размещение, систематизация и хранение средств обучения в кабинете должно соответствовать научной организации труда учителя и учащихся. То есть всё оборудование хранится таким образом, чтобы учитель в любой момент мог быстро найти и подготовить любой предмет учебного оборудования к использованию на уроке или во внеклассной работе.
     Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся по разделам программы и по классам. Демонстрационные пособия и раздаточный материал хранятся отдельно, в специально предназначенных для этого шкафах. Шкафы целесообразно размещать так: у задней стены два шкафа и один у передней стены, вблизи стола учителя. Учебники, книги для внеклассного чтения хранятся в шкафах, расположенных у задней стены кабинета. В шкафу у стола учителя размещаются справочная и методическая литература для учителя, словари, картотеки.
     Для хранения аудиовизуальных средств обучения необходимо иметь специальные приспособления. Грампластинки должны храниться в полиэтиленовых конвертах в вертикальном положении. Аудио- и видеокассеты хранятся в шкафах также в вертикальном положении, а диафильмы в специальных ящиках с ячейками.
     Все пособия систематизируются по темам и классам, нумеруются. Для каждого вида пособия составляется список, где указывается название темы, класс, название пособия, его номер, чтобы учитель мог быстро без труда отыскать необходимое ему пособие. Все пособия вносятся в картотеки (по темам, по классам) и в общий каталог средств обучения, имеющихся в кабинете. Каждый раз указывается присвоенный пособию номер. Таблицы хранятся в специальных ящиках, которые размещаются под классной доской или вдоль боковой стены кабинета под стендами.
     Большую помощь в научной организации учебно-воспитательного процесса может оказать картотека подготовки учителя к уроку. В такой картотеке на каждый конкретный урок разрабатываются (в соответствии с определёнными учебно-воспитательными задачами) методы, организационные формы, средства обучения, намечаются конкретные упражнения, кадры экранных пособий, фрагменты звуковых пособий и пр. Последовательность их включения в учебно-воспитательный процесс, их рациональное сочетание.
     

1.2. Оборудование кабинета истории



     Экспозиция должна иметься практически в каждом кабинете. Она, прежде всего, определяет внешний вид кабинета. Красиво, со вкусом оформленные стенды, продуманное расположение экспонатов, подбор цветов - всё играет важную роль в решении задач эстетического воспитания учащихся.
     Однако этим не ограничивается роль экспозиции в кабинете. Стенды с экспозиционными материалами следует рассматривать не только как часть интерьера кабинета, но и как своеобразное средство обучения и воспитания. Экспозиция используется для информации, которая позволяет учащимся пополнить знания об изучаемом предмете, организует самостоятельную деятельность учащихся с помощью продуманных заданий и инструкций. Она облегчает включение в учебный процесс самодельных средств обучения.
     Воспитывающая функция экспозиции реализуется через содержание отобранных экспонатов: материалы текущей периодики, материалы об изучаемой науке, изобразительный материал и др.
     По назначению можно выделить следующие группы стендов:
     1) расширяющие представление учащихся о предмете;
     2) по материалам текущей периодики;
     3) по отдельным вопросам программы;
     4) с материалами по учебным темам.
     Экспонаты, используемых в экспозиции:
     - изобразительный материал (рисунки, картины, фотографии, открытки);
     - текстовый материал (подписи к иллюстрациям);
     - инструктивный материал (разного вида задания для домашней работы).
     Соотношение текстового и изобразительного материала на стендах решается с учетом особенностей восприятия информации. Читать большие по объему тексты, стоя неудобно. Именно поэтому на стендах, как правило, должен преобладать изобразительный материал, а текст должен быть небольшого объема. Характер текстового и изобразительного материала зависит от назначения стенда.
     Экспонаты для экспозиции отбираются учителем с учетом уровня подготовки учеников данного класса. На стендах может быть расположен материал, который, по мнению учителя, представляет трудности для учащихся. Это могут быть вопросы программы, которые ученики отрабатывают в данное время или изучали ранее, но плохо запомнили.
     Интересные юмористические рисунки и остроумные задания привлекут внимание учащихся, вызовут желание познакомиться с экспозицией во внеурочное время, что будет способствовать более прочному запоминанию изучаемых тем.
     С помощью стенда можно проводить различные викторины. В конце года стенд может быть использован для экспонирования инструктивно-информационных материалов, которые помогут учащимся выпускного класса лучше подготовиться к экзаменам.
     Успешное применение стендов в учебно-воспитательном процессе как своеобразной формы организации самостоятельной работы учащихся во многом зависит от последовательности и требовательности учителя. Работа должна быть организована так, чтобы ученики твёрдо знали, что помещенное на стенд задание будет проверяться. Только так можно добиться ответственного отношения учащихся к заданиям на стендах12.
     Отбирая материал для экспозиции и решая вопрос его оформления, необходимо иметь в виду особенности восприятия экспонатов стенда. Прежде всего, важно избегать перегруженности кабинета экспозиционными материалами. Отобранные экспонаты должны быть красиво оформлены и продуманно расположены. Четко и красиво оформленные подзаголовки помогут учащимся ориентироваться в информации стенда. Они исполняют роль своеобразных сигналов, ориентиров в процессе восприятия.
     Продуманное цветовое решение экспозиционных материалов имеет большое значение. Следует помнить, что красный цвет целесообразно использовать не для выделения названия стенда, а для акцентирования внимания учащихся на какой-либо важной информации. При выборе цветового оформления стендов следует помнить о необходимости избегать как пестроты (использовать не более двух-трех цветов), так и монотонности. Название стендов желательно писать крупными буквами. Причем шрифт названий и подзаголовков должен быть выполнен в одном стиле. При подготовке заданий, информационных и инструктивных текстов желательно набрать их на компьютере. При этом объем текстов не должен превышать половины печатной страницы.
     Важным требованием к работе со стендами является периодическая смена экспонатов. Это требование должно соблюдаться по той причине, что материалы, которые в течение длительного времени находятся перед глазами учащихся, постепенно перестают их интересовать, так как не содержат для них новой информации. Материалы, которые экспонировались на стендах, желательно сохранять, чтобы можно было их повторно использовать спустя некоторое время.
     Хорошо продуманная экспозиция и систематическое использование её в учебном процессе способствуют нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, расширяют кругозор, углубляют знания учащихся по предметам. Информация, размещенная на них, помогает учащимся в реализации умений воспринимать, обобщать, оценивать, делать выводы. Повышается познавательный интерес к предмету, расширяется кругозор школьников. Наличие в кабинете стендового материала предполагает размещение как постоянных, так и сменных учебно-информационных стендов. Педагог О. Н. Шапарина предлагает по минимуму ограничиться четырьмя стендами: «Информация для учащихся» (постоянный стенд); «Это интересно...», «Творческие работы учащихся»; «История нашего края (города и т. п.)» (стенды с периодической заменой материала)13.
     Стенд «Информация для учащихся» содержит материалы, которые используются учениками на уроках и в домашней работе. Он носит обучающий характер и содержит памятки для учащихся и т. п. материалы. Возможно размещение на данном стенде информации об экзаменах по истории и обществознанию, правил написания эссе и пр. Стенд «Это интересно...» предполагает размещение иллюстративного и письменного о биографиях знаменитых людей, об интересных событиях из всемирной и отечественной истории и пр14. 
     Поскольку стенд призван привлечь внимание учащихся, иллюстрации должны занимать не менее 1/4 его площади, причем это должны быть иллюстрации хорошего качества. Если интересный письменный материал сегодня можно легко взять из Интернета, то иллюстрации из этого источника для размещения на стенде, как правило, непригодны. Качественно распечатать сканированные иллюстрации на цветном ксероксе часто бывает затруднительно, а тратить имеющуюся хорошую иллюстрацию на стенд нередко бывает жалко. В результате стенды получаются «слепыми» (без иллюстраций), что на многих детей сегодня действует отталкивающе. Планируя оформление стендов, учитель должен обязательно учитывать имеющиеся возможности в плане использования иллюстративного материала.
     На стенд «Творческие работы учащихся» вывешиваются наиболее интересные тематические доклады, рисунки и т. п. Материалы стенда «История нашего края (города и т. п.)» необходимо разделить на рубрики по тематическому («Наши великие земляки» и пр.) или хронологическому основаниям. Помимо данных «минимально необходимых» могут быть оформлены и другие стенды. Если они носят постоянный характер, то должны быть посвящены не какому-либо конкретному событию или историческому персонажу (иначе детям быстро надоест смотреть на них), а своего рода «пронизывать» и обобщать всю историю страны (или её большую часть). Вообще же отбор информации для стендов позволяет учителю показать своё видение того, как учить и чему учить. Для учащихся стендовый материал носит как обучающий, так и познавательный характер15. 
     Санитарно-гигиенические требования к кабинету в школе Школьная мебель должна быть представлена тремя группами В, Г, Д в соответствии с количеством ростовых групп. При этом должно выдерживаться расстояние:
     от наружной стены до первого ряда парт (столов) - не менее 0,5 м;
     от внутренней стены до третьего ряда - 0,5 м;
     от задней стены до последних парт (столов) - 0,65 м;
     от классной доски до первых парт (столов) - 2 м;
     от классной доски до последней парты (стола) - не более 8 м;
     между рядами - о,6 м16.
     Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера. Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года. Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах и кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.
     Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты по росту.
     Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Классная доска должна обладать определёнными свойствами, которые соответствуют специфике учебного процесса, функциональным особенностям и роли различных средств обучения при их комплексном использовании. Классная доска служит для демонстрации различных средств наглядности. Она занимает почти всю переднюю стену. Поэтому именно на доске должны быть предусмотрены приспособления для демонстрации, например, картин, таблиц. С этой целью могут быть использованы роликовые держатели или магниты, если на доске есть железный лист. Крепление таблицы, картины, таким образом, удобно и требует минимальных усилий и времени, что отвечает требованиям научной организации труда.
     Площадь кабинета не менее 60 метров квадратных. Уровень окон -80 см от пола. Свет должен падать с левой стороны. Влажность воздуха 40-60 %. Температура воздуха 17-20 градусов Цельсия.
     Таким образом, оборудование современного кабинета истории, как и в советское время, может быть представлено тремя частями: специальной мебелью и приспособлениями, технической аппаратурой и наглядностью, учебными пособиями. Хотелось бы немного подробнее остановится на наглядных и учебных пособиях в школе. Присутствие наглядных пособий в кабинете истории очень важно. Благодаря их активному использованию в учебном процессе, у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Несмотря на внедрение новых технологий, наглядные информационные пособия, такие как стенды, в кабинете истории остаются важным инструментом учебного процесса. Информация, размещенная на них, помогает учащимся в реализации умений воспринимать, обобщать, оценивать, делать выводы. Повышается познавательный интерес к предмету, расширяется кругозор школьников.
     Наличие в кабинете стендового материала предполагает размещение как постоянных, так и сменных учебно-информационных стендов. Кабинет истории должен содержать так же и атрибуты государственности России (текст гимна, герб, изображение флага) - для развития патриотических чувств.
     
     

Глава 2. Применение кабинета истории как средства повышения эффективности учебно-познавательной деятельности школьников



2.1. Современный кабинет истории



     Ключевым инструментом в современном кабинете истории, несомненно, должен стать компьютер, а сам кабинет должен быть максимально информативным.
     Такой «кабинет нового поколения» должен удовлетворять следующим требованиям: а) наличие проекционной техники, позволяющей одновременно демонстрировать изображение на мониторе и на экране с диагональю не менее 1,5 м (только при таком размере можно обеспечить хорошую видимость текста для учащихся, сидящих на последних партах); б) оснащение устройствами оцифровки графики и видеороликов; в) возможность организации интерактивного диалога между учителем и учениками; г) подключение по широкополосному каналу к Интернету и к внутри школьной сети (школьному ресурсному центру); д) возможность тиражировать необходимые материалы в печатном виде17.
     Чтобы эти требования удовлетворить, класс должен быть оборудован следующей техникой (идеальный вариант): компьютер с мощными мультимедийными возможностями;  мультимедиа-проектор; акустическая система; интерактивная доска, сканер с возможностью сканирования; цветной универсальный принтер; система обратной связи (пульты, аналогичные используемым в программе «Кто хочет стать миллионером», для выяснения мнения зрителей; возможен вариант использования для этой цели графических планшетов, подключаемых по радиоканалу)18. Аппаратура может находиться в кабинете или доставляться в него по мере необходимости. Если кабинет оснащён техническими средствами обучения, то необходимо иметь устройство для зашторивания.
     Достижение новых технологий - интерактивная доска, обогатившись своими расширениями, стала отвечать на запрос более активного взаимодействия. Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
     Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и потрясающе легка в управлении. Интерактивная доска - это идеальное решение для учебного класса. Различные размеры позволяют подобрать решение и для небольшого класса, и для просторной аудитории. Благодаря удобству использования и большому набору возможностей, интерактивные доски займут достойное место везде, где необходима демонстрация визуального материала и тесное интерактивное взаимодействие с аудиторией.
     Для успешного использования ТСО на уроке необходимы:
     - специальная подготовка учителя;
     - современная аппаратура.
     Для эффективного использования ТСО на уроке немаловажное значение имеет умелая работа учителя. Учитель должен уметь: пользоваться любыми видами теле-, аудио-, видеоаппаратуры; уметь делать запись или перезапись с любого источника звука. От его уверенных и умелых действий на уроке зависит не только исправность техники, но и чёткая организация учебного процесса с использованием ТСО.
     Непременным условием высокой эффективности ТСО является слово учителя, которое способствует осознанности восприятия и усвоения, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
     Наличие хорошо оборудованного кабинета истории ведёт за собой более широкое привлечение современных технических средств обучения, наглядных и иных пособий, необходимых для повышения эффективности урока. При правильной организации наличие кабинета сказывается на всем процессе обучения истории, на методике обучения, на разнообразии уроков, на организации самостоятельной работы, на отношении учащихся к предмету. Внедрение в практику обучения различных технических и информационных средств позволяет в значительной степени активизировать учебный процесс. Благодаря ТСО история не просто визуализируется, а в буквальном смысле слова оживает в виде реконструкций, документальной хроники и отображения исторических источников, сохранившихся до наших дней. Люди, события, архитектура и быт разных эпох - все это воссоздается на экранах, прямо перед взорами учеников, что делает учебный процесс более привлекательным с точки зрения учащихся. Применение технических средств - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики.
     Назначение кабинета. Учебный кабинет - сложная функциональная система, назначение которой - рациональная организация учебно-воспитательного процесса по учебному предмету, оптимизация его во всех звеньях.
     Оптимизация процесса обучения - это целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников. Решение методических проблем оптимизации учебно-воспитательного процесса зависит от условий, в которых протекает совместная деятельность учителя и учащихся, насколько эти условия отвечают специфике их деятельности, в какой мере они позволяют добиться запланированных результатов при определенных затратах сил, времени учителя и учащихся, используя при этом прогрессивные методы, организационные формы, средства обучения.
     Учебный кабинет оборудуется системой средств обучения, мебелью, приспособлениями, средствами оргтехники, книжным фондом.
     Задача кабинета - создавать все необходимые условия для овладения учебным предметом на уроках, внеклассных занятиях под руководством учителя или самостоятельно, индивидуально или в группе.
     Выработка методических рекомендаций к организации работы и оборудованию кабинета истории в советское время. Эффективность усвоения учащимися курса в любой предметной области во многом завис?т от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Основные компоненты данного процесса в педагогической науке: научно-об?с?ованная учебная программа курса; Оптимальная методика проведения занятий; соответствующая современным тенденциям в образовании учебно-материальная база; необходимые передовые средства обучения. Последние два компонента играют очень важную роль в изучении курса истории учащимися. Отметим, что под учебно-материальной базой понимается прежде всего кабинет истории и его ос.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.