- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Роль и место проектной деятельности в функционировании теоретической модели
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005662 |
Тема: | Роль и место проектной деятельности в функционировании теоретической модели |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Профессионалу в XXI веке недостаточно получить просто образование, получить знания, умения и навыки по специальности. Современная образовательная парадигма ориентирует современную молодежь на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации к профессиональной деятельности. Экономические и профессиональные условия, развитие технологий и международное сотрудничество определяют требования к современному работнику в области постоянного повышения квалификаций. На первый план для реализации непрерывного профессионального образования выдвигается проблема внедрения в образовательный процесс средств и методик, помогающих студентам учреждений среднего профессионального образования реализовывать свои профессиональные наклонности, вырабатывать умение принимать решения в постоянно модернизирующихся и усложняющихся профессиональных ситуациях, формировать и раскрывать личностные качества. Необходимо отметить, что большое значение для работника среднего звена приобретают не столько теоретические и практические знания в выбранной профессиональной сфере, сколько способность эффективно осуществлять реальную профессиональную деятельность, т.е. использовать профессиональные знания, умения и практический опыт. Реализацией профессионального обучения специалиста среднего звена при помощи нахождения реально востребованной специальности, ознакомление с приемами адаптирования в профессиональной и социальной среде с возможностью раскрытия личных качеств призваны учреждения СПО в очень маленькие сроки. Компетентностный подход в образовании является одним из таких подходов, имеющих возможность осуществить реализацию требований к профессиональному образованию вообще и к среднему профессиональному, в частности, с реализацией к нему требований экономики и социума. В качестве реализации компетентностного подхода в организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования, а именно по дисциплинам профессионального модуля проектная деятельность, направляет студентов на овладение компетенциями, которые определены в ГОСТе. Проектная деятельность является упрощенной моделью реальной производственной ситуации. Она обеспечивает качество профессионального обучения студентов учреждений среднего профессионального образования и готовность их к адаптации в профессиональной деятельности за счет анализа проблемной ситуации, которая предложена в курсовом учебном проекте по дисциплинам профессионального модуля, самостоятельности в ходе курсового проектирования и принятии решений, мобильности, умении найти необходимую информацию по тематике курсового проекта. Многочисленные исследования ученых-педагогов посвящены разработке новых подходов к моделированию педагогической деятельности, в том числе и в контексте среднего профессионального образования А.А.Вербицкого, И.А.Зимней, Г.Л.Ильина, Н.В.Кузьминой, А.М.Митиной, А.К.Марковой, Н.Д. Никандрова, А.И.Щербакова и др. Результатами научного и творческого поиска педагогов - исследователей являются теоретические основы и методы компетентностного, проектного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов к образованию. В образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования реализация этих методов позволяет вносить огромные изменения в формирование профессиональной компетентности выпускников. Проектная деятельность увеличивает развивающий эффект от реализации образовательных программ среднего профессионального образования и положительно воздействует на развитие личности будущего профессионала, как средство реализации частично-поискового метода обучения, которую необходимо рассматривать как самостоятельную структурную единицу в образовательном процессе учреждения СПО. Одно из основных мест среди условий, определяющих успешность внедрения форм проектной деятельности, как средства реализации частично-поискового метода обучения в образовательный процесс является включение обучающихся учреждений СПО в проектную деятельность, погружение студентов в моделирование и проработку реальных производственных моментов уже с первого семестра профессионального обучения в колледже. Существенным недостатком современной практики обучения является резкий переход от школьной учебной деятельности к профессионально-ориентированному образовательному процессу, в ходе которого студент учреждения СПО не успевает привыкнуть к новым условиям образовательной среды. На наш взгляд, компенсирование этого несоответствия, которое выражается в коротком периоде обучения, в недостаточном учете личностных качеств обучающегося, его мотивации, потребностей и способностей к конкретному виду деятельности, в том числе и технической, может быть восстановлено учебной проектной деятельностью, как средством реализации частично-поискового метода обучения, которая объединит общеобразовательные и профессиональные знания и будет развивать профессиональные компетенции обучающегося. В ходе исследования было выявлено ряд противоречий: между традиционной ориентацией образовательного процесса на абстрактно-знаниевое, которое выражено в простой передаче знаний по дисциплинам образовательной программы, обучении студентов основным понятиям из области профессиональной деятельности, операциям в отрыве от целостной динамично развивающейся профессиональной ситуации, в которой создается мировоззрение современного специалиста среднего звена и требованиями современных теорий развития образовательного процесса путем внедрения образовательных инноваций; между традиционными представлениями об организации образовательного процесса, не дающими обучающимся в достаточной степени развивать свой творческий и профессиональный потенциал и существующими требованиями к результатам образовательной деятельности; - между профессиональной реализации личности и социокультурной и неполной сформированностью проектной деятельности обучающихся в образовательном процессе учреждений СПО. Перечисленные противоречия обусловили проблемы исследования - организация проектной деятельности как средства формирования профессиональной компетентности обучающегося учреждения СПО. Проблема исследования: преодоление противоречий между необходимостью развития аспектов организации образовательного процесса в учреждениях СПО через увеличения значения проектной деятельности как средства реализации поискового метода обучения, а также средства формирования качественно профессиональных компетенций обучающихся в условиях оптимизации образовательной среды колледжа. Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения проектной деятельности в условиях оптимизации образовательной среды в качестве средства формирования профессиональной компетентности обучающихся учреждений СПО. Объект исследования: образовательная система в учреждениях СПО. Предмет исследования: проектная деятельность обучающихся учреждений СПО как средство формирования профессиональной компетентности. Гипотеза исследования: овладение обучающимися методами проектной деятельности в образовательном процессе в учреждениях СПО будет влиять на формирование их как профессионально компетентных специалистов в условиях оптимизации образовательной среды, если: содержание и организация профессиональной подготовки соотнесено с современными требованиями к профессиональной компетентности и содержанию профессиональной деятельности в соответствии с ГОСТ; в условиях оптимизации образовательной среды, выбор и содержание проблем, которые решаются в ходе проектной деятельности обучающихся, носят опережающий характер, предполагают практическое проектное участие в частично-поисковой деятельности с профессиональной направленностью. Задачи исследования. Осуществить анализ теоретической информации о содержании и формировании профессиональной компетентности выпускника учреждения СПО. В процессе формирования и развития профессиональной компетентности студентов учреждения СПО определить роль проектной деятельности как формы реализации частично-поискового метода обучения в условиях новой образовательной среды. 3.Определить влияние проектной деятельности на процесс формирования и развития профессиональной компетентности обучающихся учреждений СПО в условиях новой образовательной среды. На основе Федерального государственного образовательного стандарта разработать педагогическую модель формирования профессиональной компетентности выпускника СПО в условиях новой для него образовательной среды. Разработанную на основе Федерального государственного образовательного стандарта педагогическую модель формирования профессиональной компетентности выпускника СПО в условиях новой образовательной среды экспериментально проверить. Методы исследования, которые были использованы в ходе работы: - анализировались теоретические исследования по педагогике, психологии, социологии; анализировались требования Федерального государственного образовательного стандарта; изучался и обобщался передовой педагогический опыт; проводился педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ его результатов. - анализировалась педагогическая деятельности преподавателей учреждений СПО; профессионально-педагогическая деятельность руководителей на производстве; проводился педагогический мониторинг учебной деятельности обучающихся на лекционных, практических занятиях, в ходе и после прохождения практик, а также в условиях реального производственного процесса и во внеурочное время. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут использованы преподавателями учреждений СПО, которые занимаются проблемой эффективной организации образовательного процесса методом проектной деятельности. Экспериментальная база исследования: исследование проведено на базе ГКПОУ КБАПК им.Б.Г.Хамдохова с.п. Ст.Черек. В исследование были включены 100 учащихся и 20 преподавателей колледжа. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 60 страниц. Работа снабжена 9 таблицами. ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование процесса формирования профессиональной компетентности выпускника среднего профессионального образования в процессе проектной деятельности. 1.1. Роль и место проектной деятельности в функционировании теоретической модели профессиональной компетентности В профессиональном образовании компетентностный подход можно определить как стратегическое направление развития всех компонентов системы образования, реализующийся через практико-ориентированную направленность содержания образования с целью развития у обучающихся ключевых компетенций как универсальных способов учебной, профессиональной и социальной деятельности. Проектная деятельность развивает у обучающихся колледжа определенные компетенции, как общекультурные, так и профессиональные для определенного вида профессиональной деятельности. На наш взгляд можно говорить о роли проектной деятельности по дисциплинам профессионального модуля в реализации компетентностного подхода как главной стратегии подготовки современных специалистов. Эта стратегия обусловила необходимость проектной деятельности как средства реализации частично-поискового метода обучения в процессе развития не только знаний, умений, профессионального опыта и личностных качеств студентов колледжа, но и профессиональных компетенций, необходимых им в профессиональной деятельности как будущим специалистам. Организовать активный поиск решения поставленной задачи студентами колледжа под руководством педагога - это и есть сущность частично-поискового, или эвристического метода обучения [35] В образовательном процессе учреждения СПО использование частично-поискового метода обучения позволяет студентам колледжа самостоятельно осуществлять некоторые шаги в целостном процессе профессионального совершенствования. Преподаватель формирует само задание, определяет его цель, определяет процесс решения. Студент колледжа осмысливает тему и цели задания, применяет имеющиеся знания по данной теме, осуществляет решение и контроль своей деятельности. Задачей студента при этом не является планирование этапов своих действий, его задача состоит в правильном прохождении всех этапов, которые были спланированы уже заранее педагогом. Исследователи относят внедрение проектных технологий в образовательный процесс профессионального образования к середине двадцатого века и соотносят его с изменениями в американской, а в последствии и европейской профессиональной школах. В научных трудах следующих педагогов рассмотрены теории современных педагогических технологий Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В.Коскарелли, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н.Ланда, Ю. К. Бабанского, В.П. Беспалько, А.Н. Джуринского, Ю.Ф. Катхановой, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько и др. Под проектными технологиями в современное время понимается взаимосвязанная, последовательная система действий педагогов, которые направлены на решение профессионально-педагогических задач. Тем не менее, все разнообразие исследований в области проектной деятельности и метода проекта охватывает образовательный процесс школы и учреждений высшего профессионального образования. Большая часть среднего профессионального образования, настолько востребованная в образовательном пространстве и в экономике остается, к большому сожалению, на наш взгляд, без должного внимания ученых-педагогов. Образовательные учреждения СПО имеют в сравнении с образовательным пространством школы и вуза свои существенные отличия, главными из которых являются сроки обучения, цели обучения и контингент обучающихся. В учреждениях среднего профессионального образования сроки обучения довольно сжаты и за 2 года (после получения полного среднего образования) и за 4 года (после получения неполного среднего образования) необходимо подготовить специалиста по определенному профессиональному направлению. Студенты колледжа в возрасте от 15 до 19 лет имеют свои психологические и возрастные особенности. У них еще не закончен детский период развития, но и не наступил период осознанной взрослости также. Существенные особенности имеют также цели обучения. Наравне со средним образованием учреждение СПО должно обучать основам профессионального мастерства. И этот уровень мастерства должен быть достаточен до определения его как компетентность. За 2 - 4 года необходимо сделать из ребенка профессионала в определенной сфере. С учетом всех изложенных особенностей реализовать цели профессионального обучения призвано внедрение проектной деятельности в образовательный процесс учреждений СПО, позволяющая за достаточно короткий промежуток времени обучения развить у студентов колледжа набор требуемых компетенций и профессиональной компетентности. Не какие-то отдельные проекты по дисциплинам образовательного модуля, а именно профессионально-ориентированная, компетентностно- направленная, объединяющая теоретическое (аудиторное) и практическое (на производстве) обучение проектная деятельность в реализации компетентностной модели образования. Проектная деятельность, которая собрала бы воедино цели, знания, умения и практический опыт по различным предметным областям. На наш взгляд, проектная технология в реализации компетентностного подхода - это научное проектирование и воспроизведение педагогических действий педагога, которые направлены на формирование методами проектной деятельности компетенций студента и, далее соответственно, его профессиональной компетентности. Среднее профессиональное образование, имеющее целью формирование компетентностной модели специалиста, определяет общую стратегию образовательного процесса учреждения СПО и реализуются в рабочих учебных планах на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности, образовательных программах по специальности, программах практик на производстве, учебниках, учебных и учебно-методических пособиях. Налагаясь на конкретные образовательные ситуации в формировании компетентностной модели специалиста цели проектного обучения должны осознаваться как педагогические задачи преподавательского коллектива. По нашему мнению, технологическая цепочка организации преподавателем проектной деятельности в реализации компетентностного подхода должна содержать определенные конструктивные действия: определить состав компетенций согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по специальности, которые усваиваются студентом колледжа в процессе разработки и выполнения курсового учебного проекта; выбрать наиболее рациональную структуру учебного курсового проекта и определить его композиционные составляющие; выбрать более рациональные способы усвоения нового материала и компетенций в процессе планирования работы студента колледжа; определить возможные затруднения в процессе выполнения учебного курсового проекта с наиболее оптимальными способами разрешения этих сложностей. Проектная деятельность в системе образовательных технологий являясь методом, направленным на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующим развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющим знания, полученные в ходе теоретического обучения в аудиториях, умения и практический опыт, полученный в ходе практического обучения при выполнении различных видов практик в режиме реального производства на предприятиях направлена на приобретение студентами компетенций. Как средство реализации частично-поискового метода обучения проектная деятельность включает следующие виды деятельности: анализ проблемы: тема учебного курсового проекта, реализуемые в ходе его выполнения компетенции; постановка целей учебного курсового проекта по дисциплине, в том числе по формированию компетенций; выбор средств достижения цели; поиск и обработка информации по теме учебного курсового проектирования, ее анализ и синтез; оценка полученных результатов и выводов, полученных в ходе учебного курсового проектирования. Целью проектной деятельности через понимание и применение знаний, умений и практического опыта, которые были приобретены при изучении дисциплины с интеграцией этих знаний с практическим обучением на производстве является приобретение набора компетенций, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Проектная деятельность имеет следующие задачи: приобретение навыков сбора и обработки информации по учебной дисциплине профессионального модуля, которая нужна для качественного выполнения учебного курсового проекта; анализ имеющейся информации и знаний по учебной дисциплине; формирование позитивного отношения к выполнению курсового учебного проекта как упрощенной модели реальной производственной деятельности; обучение планированию собственной проектной деятельности посредством определения цели курсового учебного проекта, средства достижения цели, концентрация усилий на достижение цели; формирование компетенций в ходе выполнения учебного курсового проекта по дисциплине. Вместе с формированием ключевых компетенций, курсовой учебный проект по дисциплинам профессионального модуля является важнейшим видом самостоятельной работы студентов колледжа. Главной целью курсового проекта является создание и развитие навыков исследовательской работы, способности работать с учебной, учебно-методической, справочной литературой. Среднее профессиональное образование на современном этапе характеризуется становлением гуманистической парадигмы, которая подразумевает инновационные подходы к организации образовательного процесса и увеличение его профессиональной направленности, а именно решение проблемы формирования ключевых компетенций учащихся в системе СПО оказывается более благоприятным, если создаются необходимые условия для самореализации личности путем раскрытия ее потенциала, актуализации имеющихся способностей, проектирования педагогических технологий, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся. Наиболее адекватными среди множества педагогических технологий, поставленным целям ориентации на формирование ключевых компетенций учащихся учреждений СПО является проектная деятельность, при осуществлении которой студенты колледжа накапливают знания, умения и практический опыт. В образовательной системе учреждения СПО значимость проектной деятельности состоит в использовании самостоятельной деятельности обучающихся как главного средства формирования профессиональных компетенций и компетентности студентов колледжа. В системе среднего профессионального образования эффективность использования проектной деятельности обусловлена следующими причинами: личностно - ориентированная направленность проектной деятельности в формировании ключевых компетенций студента колледжа; профессиональное самоопределение и профессиональное становление студента колледжа в ходе выполнения учебного курсового проекта по дисциплинам профессионального модуля. мотивируемость проектной деятельности, вовлеченность в работу по мере ее выполнения; На наш взгляд, достоинства проектной деятельности как педагогической технологии заключаются в возможности включения ее в существующие организационные формы образовательного процесса учреждения СПО. В ходе реализации проектной деятельности в образовательном процессе учреждения СПО происходит не просто исследование обозначенной темы учебного курсового проекта и нахождение путей её решения, но и практическая реализация полученных результатов в ходе реальной профессиональной деятельности. В процессе участия в реализации проектной деятельности по дисциплине студент колледжа имеет возможность осознать механизмы использования полученных знаний для решения проблемы в реальной производственной деятельности. Термин «проект» изначально применялся в технических науках, но с развитием педагогических технологий занял определенное место в реализации образовательных целей. В настоящее время, по нашему мнению в условиях перехода к компетентностно-ориентированной модели образования очень сильно меняются требования к деятельности преподавателя учреждения СПО, и, соответственно, также к его профессиональной подготовке. Как метод реализации частично-поискового метода обучения в учреждениях СПО проектная деятельность предполагает рассмотрение реальной производственной проблемы в ее развитии, с одной стороны, и оформление результатов ее решения с другой. Этим самым она отличается от других проблемных методов обучения, которые не предусматривают завершение работы таким образом. Как средство реализации частично-поискового метода обучения проектная деятельность является не универсальным, всеобъемлющим методом, а конкретным дидактическим инструментом, основывающимся на главных принципах проблемно-развивающего обучения, обогащенного идеями компетентностного подхода, содержанием проектных технологий с критериями определения результата. 1.2. Адаптация студентов среднего профессионального образования к условиям оптимизации образовательной среды Понятие «образовательная среда» определяют как многоуровневую систему условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности в целевом, содержательном, процессуальном, результативном, ресурсном аспектах. Условия образовательной среды представляют собой совокупность возможностей (внутренних и внешних, динамичных и статичных), необходимых для осуществления функций и целей образования и подразделяются на формы адаптации студентов к обучению в учреждении среднего профессионального образования: социально-педагогические; психолого-педагогические; организационно-педагогические. Особенностями образовательной среды учреждений среднего профессионального образования являются: профессиональная направленность образовательного процесса, при которой в течение довольно короткого времени (4 года) студенту необходимо получить помимо качественного общего образования профессию. Уровень овладения этой профессией должен быть достаточен для профессиональной реализации по выбранному направлению. По окончании обучения в учреждении среднего профессионального образования выпускник должен быть востребован на производстве, конкурентоспособен, компетентен; социальная направленность, которая заключается в реализации социальных и воспитательных целей образовательного процесса. Ежегодный анализ вновь поступившего контингента показывает, что в учреждения среднего профессионального образования поступают подростки с определенным набором мотиваций: экономической - получить в короткие сроки востребованную профессию, начать самостоятельно зарабатывать, начать самостоятельную жизнь; социальной - уехать из маленького населенного пункта в город и получить качественное среднее профессиональное образование и подняться по социальной лестнице; личностной - уйти из школы, в которой не сложились отношения с коллективом или из-за слабой успеваемости и попробовать реализовать себя в другой образовательной среде. Образовательная среда учреждения среднего профессионального образования призвана способствовать развитию студента, как субъекта собственной жизни, профессиональной деятельности, общения и самосознания с учетом своих личностных и образовательных возможностей. Основными структурными компонентами образовательной среды учреждения среднего профессионального образования являются: социальный статус учреждения среднего профессионального образования в регионе (его цели, мировоззренческие основы, базовая образовательная концепция и стратегии образовательной деятельности). Востребованность выпускников учебного заведения на производстве; объем, структура и направленность содержания образования, определяемые требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, его региональными компонентами; единство и взаимодополнение традиционных и новейших технологий в образовательном процессе; качество образовательного процесса, которое обусловлено, прежде всего, профессиональным мастерством и масштабом личности преподавателей учреждения среднего профессионального образования; это преподавательский состав, привлечение уникальных специалистов с производства, производственников-наставников, различные формы поддержки и мотивации талантливой молодежи, формирование корпоративной культуры (корпоративного духа), возможность проходить практическое обучение, стажировки и практики на передовых предприятиях отрасли; комплексная система управления процессом профессионального образования, направленная на всестороннее достижение его высокого качества; взаимосвязь теоретической и практической составляющей в работе преподавательского состава, наставников на производстве, студентов; условия жизнедеятельности и факторы здоровьесбережения студентов, которые включают инфраструктуру образовательного процесса, качество и безопасность проживания в общежитиях, полноценное питание, уровень бытового обслуживания, организацию досуга, возможности занятий спортом, благоприятные эстетические условия, психологический климат и др. Образовательная среда учреждения среднего профессионального образования является составной частью социокультурной среды и выполняет важнейшую функцию социализации молодежи в современном обществе посредством адаптации в социальной и профессиональной сферах. Целями оптимизации образовательной среды учреждения среднего профессионального образования являются: конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг; подготовка компетентных в своей профессиональной области выпускников; организация образовательного процесса таким образом, чтобы дать студентам возможность обучаться за счет научно обоснованных приемов образовательной деятельности с формированием образовательных навыков; - создание условий преподавательскому составу для реализации педагогических и профессиональных возможностей с постоянным повышением педагогической и профессиональной квалификации. Адаптация студентов учреждения среднего профессионального образования к условиям оптимизации образовательной среды выражается через изменение характера связей, отношений студента к содержанию и организации образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. Проблема профессиональной адаптации человека относится к числу фундаментальных проблем современной педагогики. Термин «адаптация» происходит от латинского «приспособление» (adaptation). В наиболее широком смысле адаптация понимается как жизнедеятельность, в которой раскрывается фундаментальное свойство живой материи как способность к самосохранению и развитию. Механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда». При этом полная адаптация отождествляется с высокой устойчивостью личности к воздействию средовых факторов. Поступление в учреждение среднего профессионального образования является для вчерашнего школьника не только новой социальной и профессиональной ситуацией, требующей выработки новых поведенческих и деятельностных стратегий, но и выступает началом длительного периода жизни в новой для себя социальной и образовательной роли студента, предполагающей включение в определенную образовательную среду, систему личностных взаимоотношений, систематическую деятельность, связанную с освоением больших объемов новой учебной и профессиональной информации, формированием знаний, умений и практического опыта в избранной профессиональной области, повышением уровня общей и профессиональной культуры. Студенческий возраст является периодом самостоятельного личного и профессионального самоопределения, в течение которого личность не только адаптируется к условиям профессиональной деятельности и профессионального общения, но и впервые в своей жизни способна влиять на формирование собственной среды развития как личностного так и профессионального. Адаптация студентов к образовательной системе учреждения среднего профессионального образования является составляющей процесса социализации личности как процесса влияния социальных условий и социальных требований на жизнедеятельность человека, включения его, как активного субъекта в систему общественных и профессиональных взаимоотношений. Адаптация человека к профессиональной среде заключается в принятии им профессиональных норм, правил и ценностей, в становлении профессионально- типических составляющих личности. Процесс адаптации осуществляется как освоение студентом профессиональных ролей, форм поведения, мышления профессиональными категориями и понятиями, новых связей. От того, насколько быстро и эффективно адаптируются студенты в новой для них профессионально-образовательной ситуации, зависит успешность теоретического и практического обучения, взаимоотношения в учебном коллективе и в рабочем коллективе в ходе прохождения различных видов практик на производстве, психологический комфорт, удовлетворенность профессиональным выбором и своим местом в жизни. Особенностью процесса адаптации студентов в учреждениях среднего профессионального образования, в целом, понимается сознательное, активное, оптимальное приспособление студента к различным сторонам жизнедеятельности, в том числе и в профессионально-образовательной среде. Профессионально-образовательная среда представляет собой подсистему социокультурной среды через целостность специально организованных психолого-педагогических условий развития личности. Образовательная среда учреждения среднего профессионального образования обладает способностью обеспечить всем ее субъектам возможности для личностного и профессионального роста и развития. Рассматривая адаптацию к обучению, в том числе и в учреждениях среднего профессионального образования Н.Г.Колызаева, А.Р.Фонарева, С.В.Васильева[42] определили ее как сложный процесс взаимодействия студентов с различными сферами образовательной среды. Прежде всего это выражалось, по их мнению, в новой системе обучения, новом коллективе, требованиям к профессии, системой социальных ролей и т. п. Основными областями адаптации студентов с учетом этих особенностей выступают такие аспекты образовательной среды, как: адаптация к новым формам и методам образовательной деятельности в учреждении среднего профессионального образования. адаптация к межличностному общению с сокурсниками, представителями других возрастных групп, преподавателями, наставниками на производстве и т.п. определение области будущей профессиональной деятельности, и подготовка к ней. Данные аспекты требуют активизации адаптационного потенциала студентов учреждений среднего профессионального образования на различных уровнях его организации. В процессе адаптации к образовательному процессу в учреждениях среднего профессионального образования студент должен осознать себя как личность, в частности обладать адекватной самооценкой, знать свои особенности, склонности, способности, уровень сформированности учебных и профессиональных умений. Ему необходимо анализировать различные образовательные и жизненные ситуации, иметь представление об особенностях и потребностях профессионального сообщества. В ходе образовательной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования будущий специалист должен уметь выстроить гибкую, но последовательную линию поведения, направленную на достижение оптимальных профессионально-значимых жизненных целей. В этом плане адаптация студентов к образовательной среде учреждения среднего профессионального образования может рассматриваться как первый этап профессиональной адаптации, как приспособление к особенностям профессии, требованиям профессионального сообщества, профессиональной деятельности и условиям ее реализации, коллективу, специфике профессиональной деятельности. Определяя основные стадии адаптации студентов к новым условиям обучения Н.К.Сергеев, Н.М.Борытко в своих исследованиях рассматривали их в качестве основного критерия взаимоотношения личности с образовательной средой [12] . Первая стадия процесса адаптации - автономизация характеризуется тем, что первокурсник противопоставляет себя среде. Вторая стадия - индентификация - подразумевает включение вчерашнего школьника в систему окружающей среды. Третья стадия - интеграция, достигается только тогда, когда студент ощущает себя элементом системы образовательного пространства учреждения среднего профессионального образования. Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому, успешная адаптация первокурсника к особенностям образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования является залогом успешной образовательной деятельности как в теоретическом обучении так и практическом на производстве. Для решения вопроса успешной а....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: