VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль и место энергетического фактора в современной внешней политике государств региона Южный Кавказ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006123
Тема: Роль и место энергетического фактора в современной внешней политике государств региона Южный Кавказ
Содержание
Роль и место энергетического фактора в современной внешней политике государств региона Южный Кавказ




Содержание

	Введение	3

	Глава 1 Особенности историко-политических аспектов международных отношений в регионе Южного Кавказа, в контексте энергетических факторов	8

	1.1	Энергетический фактор, как один из базовых аспектов международной политики и международных отношений	8

	1.2	Формирование и развитие международной политики в регионе Южного Кавказа	16

	1.3	Роль России и других международных и региональных игроков в формировании   международной политики на Южном Кавказе	20

	Глава 2  Влияние на внешнюю политику государств Южного Кавказа энергетических факторов	29

2.1 Особенности региона Южный Кавказ в энергопрозводстве и энергопотреблении. Энергетический баланс Южного Кавказа	29

2.2 Факторы энергетического баланса, оказывавющне влияние на формирование  международной политики и международного сотрудничества государств региона Южный Кавказ	33

2.3 Влияние энергообеспечения региона Южный Кавказ  на взаимоотношение государств региона	41

	Глава 3 Влияние энергетических составляющих на основные перспективные  направления развития межгосударственных отношения в регионе Южный Кавказ	51

3.1 Перспективные направления развития энергетического потенциала Южного Кавказа, в контексте дальнейшего развития международного сотрудничества	51

3.2 Возможности и перспективные направления развития международного сотрудничества Российской Федерации в регионе Южный Кавказ. Возможности энергетического сотрудничества в рамках международной интеграции	51

	Заключение	52

	Литература и источники	53



Введение

Актуальность темы исследования предполагает то огромное значение, которое имеют в современном мире, энергетические ресурсы в области улучшения качества жизни населения, а также развития возможностей, которые открываются перед государствами всего мира, включая развитые, так и развивающихся.  В магистерской диссертации исследуется  вопрос  места и роли энергетических факторов (энергетического баланса) в современной внешней политике государств региона Южный Кавказ: Азербайджана, Армении, Грузии, при том, что каждое из указанных государств имеет свои особенности в обеспечении собственного энергетического баланса, его наполнения, дефицита или относительной избыточности. Так, энергетический баланс Грузии является однозначно дефицитным и страна является импортером энергетических ресурсов, а Азербайджан уверенно входит в число стран занятых экспортом углеводородов, то есть, остается относительно энерго избыточным.

Данные обстоятельства оказывают значительное влияние на развитие, как внешней, так и внутренней политики государств этого региона, поскольку в настоящее время энергия превратилась в основной и единственный ресурс, которым обеспечивается развитие на нашей планете цивилизации. При том, что мировые потребности в энергии в основной своей частью реализуется добычей нефти, природного газа и угля.

Бурным развитием индустрии в ХХ веке, а также в начала нынешнего XXI века позволило выстраивать элементарную схему для реализации энергетического баланса за счет роста добычи нескольких видов указанных выше природных ресурсов. Однако, далеко не все  государства мира имеют такие природные богатства. Данное обстоятельство заставляет эти страны  импортировать жизненно необходимые для них ресурсы. И это в свою очередь продолжает усугублять объемы и характер их извлечения, а также ускоренно  увеличивают процессы по их истощению. 

Все это в совокупности создает проблему энергетической обеспеченности. При том, что данная проблема имеет глобальный характер. На основании этого можно предполагать в качестве обеспечения эффективного, надежного и экологически безопасного энергообеспечения на основании цен, которые  отражают фундаментальные основы рыночной экономики, есть не что иное, как вызов в отношении каждой страны, так и в отношении  всего мирового сообщества в целом.

Целью данного исследования является определение особенностей и выявление перспектив развития энергетических факторов в современной внешней политике государств региона Южный Кавказ.

Для достижения поставленной цели предполагается решение ряда последовательных задач:

- исследовать энергетический фактор, как один из базовых аспектов международной политики и международных отношений,

- исследовать формирование и развитие международной политики в регионе Южного Кавказа,

- определить особенности региона Южный Кавказ в энергопрозводстве и энергопотреблении, исследовать энергетический баланс Южного Кавказа,

- определить проблемы взаимоотношений государств Южного Кавказа и влияния энерго-обеспеченности на эти взаимоотношения,

- определить перспективные направления энергетического потенциала Южного Кавказа в контексте дальнейшего роста международного сотрудничества,

- определить возможности и перспективные направления развития международного сотрудничества Российской Федерации в регионе Южного Кавказа и возможности энергетического сотрудничества в рамках международной интеграции.



Объектом исследования в диссертации являются роль и место во внешней политике региона Южный Кавказа энергетических факторов в контексте региональной и глобальной интеграции.

Предмет исследования диссертации предполагает изучение ключевых направлений развития энергетического потенциала Южного Кавказа в контексте процессов становления новой системы международных отношений государств Южного Кавказа в энергетической сфере и внешней политики Российской Федерации.

Степень научной разработанности проблемы предполагает что проблематика международной энергетики в ее связях с внешней политикой и энергетической безопасностью  стран  усиленно разрабатывается на Западе после начала энергетического кризиса 1973 г. В этот период западные страны в полной мере опробовали на себе эффективность «нефтяного оружия». Поэтому уже в 70-80-х гг. XX века появились опубликованные исследования проблемам мировой энергетики и международной нефтяной политики и работы ТНК. 

В СССР и России данная проблематика международной энергетической политики в геополитическом аспекте исследовалась, как фактор развития ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, где  Россия  установила для себя зону экономических и политических интересов. Исследование международных аспектов в области мировой энергетики преимущественно оставалось предметом исследовании Института международной экономики и международных отношений. А также Института США и Канады АН СССР. 

В числе первых советских исследователей, которые обратили внимание на роль энергетики в мировой политике, стал Е.М. Примаков. Им были опубликованы по этой проблематике несколько  авторских монографий, а также он был и руководителем нескольких коллективных исследований. Е.М. Примаков, по сути, стал основоположником энерго-политологического направления в области  международных исследованиях. 

Также необходимо упомянуть труды Е.П. Бажанова, И.Д.Иванова, Э.Е.Обминского, В.Д.Щетинина и др. 

В числе публикаций 90-х годов XX  и  начала XXI вв. требуется отметить труды российских ученых А.А.Арбатова, А.Б.Василенко, С.З.Жизнина, И.Д.Иванова, В.Ф.Ли, А.М.Мастепанова,  Г.Н.Смирнова, В.В. Штоля, В.Д.Щетинина, и др.

Анализируя отечественные  и зарубежные исследования по проблемам, которые связаны с политизацией энергетического фактора международной жизни, можно согласиться с тем, что они свидетельствуют о том, что научный интерес к данной тематике постоянно растает. Одновременно многие важные вопросы, которые касаются трансформации энергетических составляющих расстановки геополитических сил по постсоветскому пространству, предполагают специальное изучение.

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования автором применялся системный подход и сравнительный анализ. Таким образом, постсоветское пространство рассматривается в качестве особой части мировой системы, которая сформировалась во время глобальной исторической социализации географического пространства, а также развития человечества.

Основной теоретической и методологической задачей стало  выявление закономерностей и особенностей взаимосвязей развития ТЭК в системе международных отношений. 

Научная новизна исследования проявляется в том, что исследованием представлено достаточно подробное исследование воздействия геополитических процессов и международной ситуации в области развития энергетического сектора в региональной экономике Южного Кавказа. На основание результатов исследования можно провести развернутый анализ формирования интересов разных субъектов международных отношений по отношению к странам  Южного Кавказа на региональном и мировом энергетических рынках. 

Основываясь на изучении ведущих тенденций развития комплексной энергетической политики, практики межгосударственного регулирования в условиях мирового энергетического рынка, можно сказать о появление инновационных методов реализации энергетической дипломатии. Эти методы существенно влияют на ключевые факторы динамики и характера взаимосвязей энергетики и политики.

Структура работы: диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.




Глава 1 Особенности историко-политических аспектов международных отношений в регионе Южного Кавказа, в контексте энергетических факторов

Энергетический фактор, как один из базовых аспектов международной политики и международных отношений



Конец XX века можно определить  как время становления процесса глобализации. В то же время уже к началу XXI века ситуация на международной арене поменялась кардинально. Государства мира, остро осознавая вопрос недостатков ресурсов,  возводят  вопрос энергопотребления и связанной с ней энергетической безопасностью в ранг неоспоримого приоритета. С течением времени вопрос энергетического фактора получил уже не только национальный, но и глобальный характер, втягивая в страны - производители и страны - потребители энергоресурсов в проблемы, которое решается всем мировым сообществом.

К настоящему времени решение данных проблем в области национального и мирового энергоснабжения вызывают озабоченность и активные действия со стороны лидеров большинства государств мира, а также ведущих международных организации и интеграционных структур и многочисленных научно-исследовательских институтов.

Данная степень актуальности энергетической проблематики в настоящее время не является случайной и обуславливается целым набором современных факторов. 

В качестве первого из них, которые в особенности касаются стран-импортеров – дефицит углеводородов, которые угрожают миру и  сопровождаются значительными мировыми ценами энергетических ресурсов. 

Вторым существенным фактором является геополитика. Поскольку в процессе роста мирового дефицита энергетических ресурсов растет и зависимость государств, которые имеют незначительные запасы энергоресурсов, получаемые от отдельных поставщиков. 

Третий, но не менее важный фактор представляется экологией. Очевидно то, что реализация минерального топлива, прежде всего газа и нефти, создают огромные массивы парниковых газов, которые вызывают парниковый эффект, который уже перерос к настоящему времени в вопрос глобального потепления. 

Исходя из такой номенклатуры проблем, мировое сообщество сталкивается с дилеммой: с одной стороны реализации технологий, которые снижают  экологические риски во время добычи, транспортировки и потребления нефти, и с другой стороны, всеобщий отказ от данного ресурса в пользу альтернативных,  более безопасных для окружающей среды  ресурсов.

Имеющая место ныне система международной энергетической безопасности образовалась к 1974 году государствами-членами ОЭСР, которые зависят от закупок нефти и которые хотели коллективно выступит против такой угрозы, как нефтяное эмбарго, объявленное в 1973-1974 гг.

В качестве центрального элемента этой системы выступило учреждение Международного энергетического агентства, включившего в себя 28 стран мира. Международным энергетическим агентством реализуются работы в области  мониторинга и анализа энергетического рынка на региональном и глобальном уровне.

Также этой организацией ведется:

подготовка прогнозов и выявляются потенциальные риски с области энерго-производства и энерго-потребления,

реализуется организация диалога в энергетической сфере государств, которые  не входят в организацию, 

проводится координация действий стран-членов в сфере  энергоснабжения и развития энергетики, которая основана на альтернативных источниках.  

Следует отметить, что из рамок этой системы выпадают страны ОПЕК и независимые производители, а также нефте-потребители. 

Таким образом, можно предполагать, что отсутствие совместных и координированных действий в данном случае, по мнению ученых и крупных специалистов, исследующих вопросы эффективности энергетических национальных систем и мировой энергетической системы в целом, на сегодня неоднозначно влияет на мировое политическое и экономическое развитие.

 При этом, Даниель Эргин, президент от США Cambridge Energy Research Associates предлагает большую универсализацию данной системы, за счет привлечение к ней Индии и КНР, также испытывающих серьезный дефицит по собственным энергетическим ресурсам. 

Значительная часть международных экспертов приходит к единому мнению о том, что для повышения эффективности, имеющая место система должна быть наделена принципом неделимости в области глобальной энергетической безопасности, а также взаимосвязанности совокупности государств, участвующих в мировом энерго-обмене, то есть производителей энергоресурсов, энерго-потребителей, а также стран-транзитёров. 

Исследуя понятие «энергетическая безопасность» в области взаимосвязей внешней и внутренней политики стран, следует понимать, что  энергетическая безопасность включает в себя следующие основные аспекты: политический, экономический и технический. 

Политический аспект может быть реализован в актах так называемой энергетической дипломатии, которая заключается в области функционального направления внешней политики государства в контексте обеспечения их государственной и национальной энергетической безопасности.

 Следует отметить, что энергетическая дипломатия представляет собой важный приоритет работы МИД РФ. Энергетическая дипломатия предполагает включение некоторых энергетических диалогов, которые требуются при решении вопросов глобальной энергетической безопасности. Таким образом, энергетические диалоги дают возможность для прочих участников международного сообщества решить такую важную глобальную  проблему.

Экономическим аспектом является цена на энергоресурсы, а также мировые запасы данных ресурсов и в контексте энергетической безопасности государства экспортирующего данных ресурсов, основывается на спросе на энергоресурсы. 

Это положение очень важно и для стран-экспортеров, поскольку для них экспорт энергоресурсов становится базовым источником доходов государства. В том числе для России и государствах Южного Кавказа.

Экономический аспект важен также для ряда государств-импортеров энергоресурсов. Которые, напротив, не владея собственными источниками, превращаются в  энергозависимые от других государств.

Техническим аспектом включена также безопасность транзита энергоресурсов их поставок и добычи. Таким образом этот критерий предполагает собой устойчивость процессов транспортировки, равно как и  безопасность инфраструктур: добывающей и транспортной.

Энергетическая безопасность становится составляющим компонентом национальной безопасности государства.

На основание контекста внутренней политики, энергетическая безопасность страны представляет собой беспрепятственное обеспечение энергоресурсами населения тех или иных государств, которые касаются экономических и технических аспектов энергетической безопасности.

На основании контекста внешней политики, энергетическую безопасность следует рассматривать как защищённость международного сообщества по отношению энергетических кризисов. Данный аспект позволяет своевременно устранять или хотя бы минимизировать угрозы внутреннего и внешнего характера.  

При этом будут учены интересы:

стран-потребителей, 

стран-производителей энергетических ресурсов, 

транзитных стран,

устойчивости существования и развития этих государств.

В зависимости от субъекта для государств-экспортеров энергетическая безопасность представляет собой обеспеченность стабильности функционирования институтов и систем по добыче и снабжению государств-импортеров энергоресурсами, вкупе с достижением стабильности в экспортных поставках, только не в ущерб потребностям собственного хозяйства в энергоносителях. Также реализацию условий в области  успешной конкуренции по отношению к собственным энергетическим компаниям по мировому энергетическому рынку. 

В зависимости от субъекта страны-импортера, энергетическая безопасность представляет собой бесперебойность и устойчивость поставок энергоресурсов по отношению к нуждам их хозяйства, как и всего населения в целом

В зависимости от субъекта мирового сообщества в целом, энергетическая безопасность предполагает воспроизводство мировых запасов энергоресурсов.

В отношении угроз энергетической безопасности можно выделит такие  группы, как:

1.Риски, которые стоят перед всеми странами мира – истощение мировых запасов энерго ресурсов, зависимость мировой экономики к использованию углеводородных энергоносителей, а также политизация вопросов энергетической безопасности,

2. Риски, которые характерны для импортеров энергоресурсов это –  перебои по поставкам энергоресурсов, а также нанесение ущерба энергетической инфраструктуре; возрастание зависимости от нефтяного импорта и импорта природного газа; особенности концентрации запасов ископаемого топлива в некоторых государствах.

3. Риски энергетической безопасности экспортеров предполагают ограниченность доступа к мировым энергетическим рынкам.

Таким образом, можно отметить необходимость и важность энергетической безопасности в мировом сообществе. 

Взаимосвязь и взаимозависимость государств и международных институтов, а также сфер их жизнедеятельности всё более усиливаются. Мировым сообщество уже давно отмечена необходимость обновления восприятия путей, для дальнейшего повышения эффективности развития, охраны окружающей среды, при том, что основой его жизнедеятельности остается энергетика. 

Таким образом, вопросы энергетической безопасности остаются в международных отношениях и в международной политике одними из наиважнейшими.

Каждая экономически развитое государство-член G7 определяет  собственную стратегию в области энергетики, которая зависит от конкретной ситуации в том или ином государстве, в отношении энергетической сферы: имеют место страны-импортеры, а также страны-экспортеры энергоресурсов, имеются государства, которые отдают приоритет разработкам и реализации в энергобалансе новых, альтернативных источников энергии. На основании  этого страны в разной степени расценивают собственные возможности и риски, что и проявляется, чрез их национальные энергетические стратегии.

Сегодня энергетический рынок, который давно имеет глобальный характер, предполагает активное влияние уже не только на национальную безопасность отдельных государств, но  также на глобальную энергетическую безопасность. 

Структура мирового энергетического рынка, сложившаяся на сегодня, по степени своей  интегрированности никому не дает возможности ощущать себя комфортно, при условии существования угрозы разбалансированности в глобальной энергетической системе. В данной ситуации не имеет значения является ли страна производителем энергоресурсов или экспортирует их, являясь крупным потребителем. Этим государствам требуется создание эффективного механизма глобальной энергетики для того, чтобы преодолеть их основные энергетические проблемы и угрозы настоящего времени.

Энергетическая сфера превратилась в особенную часть международных отношений и политики, при том, что наличие энергетических ресурсов и  транзитных возможностей при их перевозке становятся фактором, который определяет государственную стратегию по отношению к прочим странам-партнерам.

При смене энергетического ландшафта изменяется также и конечный потребитель, который делает всё больший упор на экологическую чистоту энергию с одной стороны, а с другой на её дешевизну. Данное обстоятельство принуждает правительства многих стран к регулярному пересмотру  собственной энергетической политики. 

В общем, обеспечение энергетической безопасности получает всё более весомую роль в мировом сообществе и в мировой политике. 

Сегодня данная проблема  имеет не просто национальный характер, но уже глобальный, а значит предполагает совместные действия субъектов международных отношений в отношении предотвращения и разрешения имеющихся угроз и рисков в области энергетической безопасности.

Таким образом,  в процессе исследования было установлено, что изучая понятие «энергетическая безопасность» в области взаимосвязей внешней и внутренней политики стран, следует понимать, что  энергетическая безопасность предполагает собой некоторое число аспектов. В том числе: аспект политический, аспект экономический и аспект технический.

Политический аспект может быть реализован в актах так называемой энергетической дипломатии, которая заключается в области функционального направления внешней политики государства в контексте обеспечения их государственной и национальной энергетической безопасности.

Экономическим аспектом является цена на энергоресурсы, а также мировые запасы данных ресурсов и в контексте энергетической безопасности государства экспортирующего данные ресурсы, основывается на спросе на энергоресурсы.

Техническим аспектом является безопасность транзита энергоресурсов их поставок и добычи. Таким образом этот критерий предполагает собой устойчивость процессов транспортировки, равно как и  безопасность инфраструктур: добывающей и транспортной.

В связи с этим необходимо отметить, что энергетическая безопасность в совокупности образуется многогранным явлением в области современных международных отношениях, а также имеет отношение к интересам всех государств, их гражданского общества, как по отдельности, так и всего мирового сообщества в целом.



Формирование и развитие международной политики в регионе Южного Кавказа



После распада Советского Союза разорванными оказались не только культурные, но и политические и этнические, социальные и экономические связи между бывшими союзными республиками, которые составляли до этого единое интеграционное образование. Одновременно постепенно разрушалась советская идентичность, которая служила до этого важным интеграционным механизмом республик, при том, что новая идентичность независимых Грузии, Армении и Азербайджана, то есть Юга Кавказа, только начала своё формирование. Кризисы, возникшие в разных областях общественной жизни в новоиспечённых государствах Южного Кавказа, разрушали плановое, последовательное и поступательное развитие государств этого региона. При одновременной утрате общей идентичности и присутствия у них чувства национального самосознания, приводили эти страны к невозможности  проведения сбалансированной внутренней и внешней политики. 

Эти государства взяли в качестве ориентира крупные региональные и вне-региональные страны, Турцию, Иран, Россию страны Ближнего и Среднего Востока, ЕС и США. Данные обстоятельства побудили их к выработке новых концепций и моделей в области региональной интеграции и  взаимоотношений с отдельными государствами и крупными государственными объединениями стран мира.

На основании этого можно утверждать сегодня, что проблемы политической региональной интеграции государств Южного Кавказа становятся фактором ключевого значения в контексте их будущего развития. Процесс интеграции на Южном Кавказе предполагает исследование его, как некой целостности, которая сформирована реалиями и интересами географии, социо-культуры, политики, экономики. Большая часть этих параметров в настоящее время имеет тенденции изолированного развития в трех странах Южного Кавказа, при том, что ни одно из этих государств не может быть самостоятельным игроком в мировом и региональном пространствах. Поэтом не вызывает удивление то, что большинство решений о судьбе государств и самого региона Южного Кавказа в настоящее время принимаются извне.

Данная ситуация диктует необходимость поиска новых моделей в плане развития интеграционных процессов в регионе.

Таким образом, процессы политико-интеграционного значения,  складывающиеся в регионе Южный Кавказ, имеют специфический характер, поскольку в этом регионе переплетены интересы множества государств мира, в том числе, России, Турции, Ирана, а также США, ЕС и КНР. В общем, процессы интеграции в исследуемом регионе, следует назвать процессом многовекторным. Это процесс связан с потребностью поддержки отношений со всеми странами, как в региональном, так и в светском контекстах.

Несмотря на данные проблемы, Южный Кавказ пребывает в большей степени зоной противоборств, нежели зоной сотрудничества со стороны внешних сил. Деструктивность политических процессов преобладает здесь над конструктивом и этим создаются трудности в области создания действенной модели по взаимоотношениям государств в статусах разных акторов региональной интеграции.

Следует отметить, что многовекторный характер современных процессов в области региональной интеграции Южного Кавказа в большой степени определен геоэкономическим значением региона. 

И это, прежде всего, касается энергетических ресурсов в виде запасов нефти и газа в Каспийском регионе. 

Регион Южный Кавказ представляет интерес в качестве поставщика энергоносителей, являясь также районом транзита, который позволяет  обеспечивать транзит на мировой рынок углеводородов Центральной Азии.

Однако реализация энергетического транзита предполагает формирование инфраструктуры, относительно нормальное функционирование которой может иметь место только в случае стабильного характера отношений в государствах - транзитёрах, а также отсутствии каких-то военных конфликтов, включая те, которые на Южном Кавказе имеются в настоящее время, и развития тесной интеграции в отношении  государств региона.

Исследуя внешний контур политико-интеграционных процессов во время формирования региона Южный Кавка, следует выделить некоторые  проекты их развития, в том числе проект: «пророссийский», проект «европейский», проект «исламский» и проект «тюркский». 

Первый из указанных проектов связывается с восприятием  южно-кавказского пространства в качестве «исторической территории» России, что определяются, прежде всего, некоторыми международными организациями, в т.ч. СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС. 

Второй проект основывается на восприятии региона в виде части Европы, при том, что его организационным проявлениями становятся, в частности, такие формы взаимоотношений, как например «Восточное партнерство», «Европейская политика соседства», дающая перспективы вступления в ЕС и ОБСЕ. Данный проект с некоторыми ограничениями выключает в том числе ГУАМ и Содружество демократического выбора. Роль блока НАТО в создании и развитии таких процессов не является однозначной.

Третий проект подчёркивает важность ислама в регионе и представляется в регионе структурой Организации Исламской Конференции и т. д.

Четвертый проект, опирается на широкую идею пантюркизма и не имеет пока четкой институциональной основы, связываясь в основном с влиянием в регионе Южного Кавказа Турции.

Продолжение данного исследования позволяет сделать вывод о том, что геополитическая обстановка на Южном Кавказе, включая тенденции её развития в настоящее время и в перспективе, имеет характер региональных столкновении межгосударственных и межнациональных интересов. Данное обстоятельство сопровождается наличием сохранённых очагов вооруженных конфликтов и напряженности, неустойчивостью природы становления независимых государств региона, в условиях продолжающегося соперничества и борьбы на уровнях: межнациональном, региональном и глобальном в области передела «сфер влияния» и контроля ресурсов региона.

Роль России и других международных и региональных игроков в формировании   международной политики на Южном Кавказе



Формирование внешней (международной) политики государств Южного Кавказа определяется не только государствами этого региона, но и акторами  международной политики глобального масштаба, в том числе США, Европейским Союзом, КНР и Российской Федерацией, при ограниченном участии региональных государств-соседей региона Южный Кавказ, в том числе: Турцией, Ираном, Странами Персидского залива.

Процесс становления и развития международных отношений Армении, Азербайджана и Грузии будет анализироваться  через призму международных отношений каждого из государств Южного Кавказа со станами, которые имеют в регионе Южного Кавказа свои жизненно важные интересы.

Рассмотрение геополитических задач Российской Федерации на Южном Кавказе  обусловлено  рядом неблагоприятных факторов, в том числе:

- политикой  властвующих государственных элит государств Южного Кавказа - Грузии, Азербайджана, отчасти - Армении, которые связывают собственные перспективы развития и будущего, собственных стран со странами Запада; 

- модернизированными глобалистскими установками США и прочих стран, в т.ч. ЕС и НАТО, которые определили для себя регион Южного Кавказа зоной собственных стратегических интересов; 

- широкими столкновениями политических и экономических интересов в сфере контроля добычи и транспортировки углеводородов Каспийского бассейна; 

- неурегулированными межнациональными конфликтами, в том числе, Грузии - Южной Осетии, Грузии - Абхазии, Азербайджана– Армении по Нагорному  Карабаху.

В качестве реалий, которые не может не учитывать Россия, строя собственную политику на Южном Кавказе, следует относить:

-различия уровней в развитии демократии, а также степень ее восприятия в государствах Южного Кавказа;

-отсутствие у Азербайджана, Армении и Грузии, четкости в формулировках стратегий национальной безопасности;

-наличие острых региональных конфликтов и диаметрально противоположных подходов государств Южного Кавказа к вопросам урегулирования данных конфликтов;

-отсутствие координации у государств Южного Кавказа в разных  международных организациях, поскольку они имеют разнонаправленные  интересы.

В этом контексте, Российская Федерация вынуждена вести в регионе Южного Кавказа не региональную политику, а выстраивать отношения в отдельности с каждым из государств: Арменией, Азербайджаном и Грузией.  

На основании проведенного анализа интересов Российской Федерации на Южном Кавказе и соотнося собственные наблюдения с исследованиями Азербайджанского политолога, кандидата наук Джаннатхана Эйвазова , диссертант предполагает, что политические акторы на Южном Кавказе установили между собой некоторое распределение функций, в котором:

- США сильно с точки зрения политики, 

- ЕС имеет авторитет в области гражданского общества в области   конфликта в Нагорном-Карабахе,

- Российская Федерация играет роль традиционного арбитра в отношениях государств Южного Кавказа, обеспечивая разрешение конфликтов.

При этом разрешение конфликтов на Южном Кавказе достигается РФ на уровне, вплоть до, использования военной силы, как это случилось в пятидневной войне августа 2008 г. в грузино-южно-осетинском конфликте, когда Россия вынуждена была принудить силой оружия к миру Грузию.

В принципе ЕС и США могут разработать перспективный политический курс с приоритетом в отношении интеграции этого региона в транснациональные структуры более крупного иерархического уровня и даже  в межрегиональную интеграцию. За счет, например, лоббирования проектов инклюзивных потоков перемещения грузов в регионе, для остановки процессов разрушения региона. 

Для этого требуется учесть:

- географический статус региона, который находится между Европой, Россией и Азией,

- реализовать международную политику таким образом, чтобы она не  исключала сотрудничества с глобальными акторами мировой политики,

- реализовать международную политику так, чтобы не выстраивать искусственных «заслонов» внутри региона.

Следует отметить, что в международной политике южно-кавказского региона в пространства Европы и мира требуется обустройство в регионе соответствующего «политического климата». Европейская интеграция в  структуры ЕС может быть объяснена стремлением, как избавиться от наследия СССР, так и обретения полной самостоятельности и независимости по отношению к России. 

Связи по отношению к ЕС, по мнению многих  исследователей, могут обеспечивать построение демократических политических институтов, а также повышению развития рыночной экономики и решению прекращения кризисных явлений в некоторых областях жизни общества, а также урегулированию межэтнических конфликтов.

Россия по отношению к своей политике на Южном Кавказе, интегрируя соседей в контексте политическом и военном на основании своего единственного союзника по ОДКБ - Армении, реализует противостояние  намерениям НАТО и ЕС по расширению зон собственного влияния на данных территориях. 

Отличаясь от в полной мере ориентированной на США Грузии, Армения и Азербайджан предпочитают не терять собственных  интеграционных связей с РФ. По 2-м последним странам интеграция с Россией имеет двухуровневый характер, как в рамках СНГ, так и на двусторонней основе, с Арменией по формату Договора о коллективной безопасности.

Возможно, предположить, что, несмотря на имевшие место попытки Грузии и иных стран Южного Кавказа углубить интеграцию в европейские структуры, включая НАТО, предполагает продолжение диалога с США и с Россией. 

Стабильность данного региона находится таким образом, в прямой зависимости от того, имеют ли намерение страны региона интегрироваться в западные структуры или продолжат политику баланса между Россией и Западом, а может быть примут путь внутри региональной интеграции. Такая внутренняя интеграция даст возможность выработать эффективные механизмы и способы для преодоления существующих проблем в современном состоянии государств Южного Кавказа, а также урегулировать конфликты этнополитического плана.

В качестве одного из аспектов анализа политико-интеграционных процессов в регионе Южного Кавказа следует выделить рассмотрение предполагаемых сценариев по их дальнейшему развитию. 

Имеют место четыре потенциально-реальных проектов по развитию региональной интеграции Южного Кавказа на близлежащее десятилетие. 

Первый сценарий предполагает «вытеснение» Запада из региона.

Вторым сценарием предполагается «вытеснение» Российской Федерации из региона.

Третьим сценарием устанавливается развитие интеграционных процессов за счет уступок и сотрудничества региональных и глобальных внешних игроков; 

Четвертым сценарием предполагается присоединение к Российской Федерации Абхазии и Южной Осетии, с геополитическим противостоянием НАТО, ОДКБ, ГУАМ и ведущих мировых держав, которые стоят за н.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44