- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Роль и место досуга в жизни современной молодёжи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000406 |
Тема: | Роль и место досуга в жизни современной молодёжи |
Содержание
Факультет управления и социально-гуманитарного образования Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин Направление подготовки: 040100 «Социология» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Роль и место досуга в жизни современной молодёжи (на примере жителей Московской области)» Выполнил: студентка Корчёмкина Е.В. Группа: СО-04, 4 курс Научный руководитель: доктор соц. н., профессор, Кирилина Т.Ю. Выпускная квалификационная работа соответствует предъявляемым требованиям и допускается к защите Заведующий кафедрой ______________ Т. Ю. Кирилина гуманитарных и социальных дисциплин Королёв 2015 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….……….. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДОСУГА КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА………………………………..………….. 8 1.1 Досуг: понятие и сущность ………………..……….……………... 8 1.2 Основные социологические подходы к анализу досуга как социального феномена……………………………………………………....... 16 1.3. Досуговые практики современной молодежи 21 ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ………………………………………………………. 33 2.1 Методология исследования ……………………………………….. 32 2.2 Обоснование системы методов исследования ………………….... 35 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ И МЕСТА ДОСУГА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ ………………………………………….. 44 3.1 Досуговые предпочтения современной молодёжи (по результатам анкетирования)……………………………………………… 44 3.2 Экспертная оценка проблем организации культурно-досуговой деятельности в Московской области (по результатам экспертного интервью) 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 62 БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………….. 64 ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………... 68 ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Мы живем в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот, в тревогах и радостях. Мир повседневности описывается многими понятиями, важное место среди которых занимает стиль жизни. Стиль жизни - это особый, присущий только данной личности или группе способ восприятия условий жизни, это особая манера действий и поведения, которая отвечает индивидуально неповторимым чертам психики, характера, темперамента, интересам и потребностям. Стиль жизни во многом определяет свободное время личности. Свободное время - часть времени, свободная от труда в общественном хозяйстве. Оно характеризуется удовлетворением духовных и социальных (в широком смысле) потребностей (повышение квалификации, посещение учреждений культуры, пассивный отдых и ряд других занятий). К основным функциям свободного времени относят: 1) отдых и восстановление израсходованных умственных и физических сил; 2) развитие умственных и физических сил и способностей; 3) развлечения и общение. Свободное время выступает как индикатор уровня общественной и личной жизни. На содержание свободного времени человека влияет ряд факторов, в частности, его возраст, интересы, наклонности, ценностные ориентации, уровень духовной культуры, характер трудовой деятельности, материальные возможности, место жительства (мегаполис, провинция или сельская местность). В настоящее время происходят существенные изменения в воспитании современной молодежи, в социально-педагогическую практику вводятся новые подходы, соответствующие тенденциям развития российского общества, в котором наблюдаются процессы социального расслоения, разрушения традиционных нравственных ориентиров, роста преступности, обострения межнациональных конфликтов, снижения общенародной доступности сфер культуры, дополнительного образования, досуга и спорта. Досуг как время свободного самоопределения, саморазвития подростков сосредотачивает в себе значительные ресурсы для развития их творческой активности, так как эта деятельность осуществляется на основе свободного выбора. В то же время досуг является зоной, свободной от участия в ее организации педагогов, родителей, вследствие чего досуг в некоторых случаях превращается в опасное время для студента. Все это делает необходимым поиск путей управления досугом, который бы обеспечил включение студентов в самоценную для них деятельность, способствовал формированию у них умений и навыков управления собственным досугом, а, следовательно, и развитию самоуправления и самоорганизации. Досуговая активность молодежи связана с различными формами молодежной культуры, являющейся одним из важнейших источников достижения независимости (в том числе и независимости от культурных образцов, предлагаемых взрослыми). То, как молодые люди выражают себя в досуге (формы потребления культурных образцов, стиль одежды, музыка, танцы), делает их особой социальной группой. По мнению многих исследователей, социология молодежи есть прежде всего социология молодежного досуга.1 Изменение социальной структуры общества, технологизация всех сфер и сторон общественной жизни, трансформация повседневных социокультурных практик оказали и продолжают оказывать существенное влияние на предпочтения и поведение населения в сфере досуга, порождая новые форматы и стили жизни, социокультурные стратегии и роли, формы и способы социальной коммуникации, являющиеся результатами коллективного и индивидуального творчества людей (прежде всего, молодых).2 Актуальность темы обусловлена тем, что для современной молодежи досуг – одна из главных ценностей, ведь в этой сфере реализуется множество потребностей молодых людей (культурных, социальных и т.д.), проявляются их индивидуальные качества, кроме того, в рамках досуга ослабевает влияние и давление на их личности со стороны других социальных институтов. Проблема исследования – противоречие между потребностями современной молодежи в проведении досуга и реальными возможностями его осуществления. Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой исследования являются следующие труды ученых: - психолого-педагогические идеи и концепции о сущности и природе человека как субъекта деятельности и отношений (Ю.К.Бабанский, Л.И.Божович, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский, В.Д.Шадриков и др.); - идеи о ведущей роли деятельности как источника формирования личности (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко и др.); теории развития личности (А.Г.Асмолов, А.В.Петровский, И.И.Резвицкий, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн и др.); - философские и педагогические концепции свободного времени и досуга как феномена культуры и образования (Н.А. Ветлугина, Г.А. Евтеева, А.Д. Жарков, Г.Е. Зборовский, С.Н. Иконникова, Н.К. Крупская, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Г.П. Орлова, Э.В. Соколов, В.А. Сухомлинский, В.М. Чижиков, С.А. Шмаков, В.А. Ядов); - культурно-досуговая деятельность детей и подростков и современные педагогические теории по данной проблематике (В.В.Абраменкова, М.И. Болотова, В.Г. Бочарова, Н.А. Ветлугина, A.И.Вишняк, А.Ф. Воловик, А.Д. Жарков, А.В. Каменец, В.И. Кислицкий, Т.С. Комарова, Е.А. Леванова, Л.Н. Михеева, Т.М. Полевая, В.Т. Сергеев, B.И. Тарасенко, Б.А.Титов, В.Н. Тихоненков, В.М.Чижиков); - социально-культурная среда и зависимость между качеством проведения досуга и уровнем педагогической культуры родителей (А.И. Афанасьев, И.В. Бестужев-Лада, В.Н. Вершинин, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Волков, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, С.А. Козлова, Т.С. Комарова); Объектом исследования выступает досуг как социальный феномен. Предмет – досуговые ориентации современной российской молодежи. Цель – на основе социологического анализа досуга как социального феномена выявить основные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности и отношение к ним современной молодежи. Задачи: Рассмотреть понятия досуга и свободного времени; Проанализировать основные социологические подходы к изучению досуга как социального феномена; Изучить досуговые практики современной молодежи Разработать и обосновать методологию и методику социологического исследования. Выявить и проанализировать досуговые предпочтения современной молодёжи (по результатам анкетирования). Рассмотреть экспертную оценку досуговой инфраструктуры в Московской области (по результатам экспертного интервью). Методы сбора информации. Среди методов сбора информации были использованы: - Качественный метод анализа документов - Анкетирование - Экспертное интервью Метод обработки и анализа данных. Данные, собранные в ходе социологического исследования, обрабатывались с помощью компьютерной программы SPSS и методов математической статистики (Критерий ?2 Пирсона). Теоретическая интерпретация основных понятий: Молодежь – Социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодежи размыты и подвижны, как правило, к молодежи причисляют в возрасте 14-30 лет.3 Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.4 Свободное время – это потенциальное пространство, свободное от непреложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры.5 Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДОСУГА КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА 1.1 Досуг: понятие и сущность Сфера свободного времени - это пространственная сфера для научного интереса. В научной практике это время рассматривается как социализация специфических процессов, происходит выявление истоков возникновения свободного времени, его взаимосвязь с рабочим временем, его социальная ценность. В научной практике исследуется характер и содержание свободного времени личности, деятельности общественных организаций по данному направлению, выявляются потребности и мотивы, определяющие выбор направления и поступков человека в этой важнейшей по наполнению сфере жизнедеятельности человека. Досуг представляется предметом изучения довольно крупного диапазона социальных уроков: социологии, философии, психологии, педагогики и др., какие вносят особенность в восприятие данного определения. Следует определить основное понимание ученых, изучавших категории "досуг", "досуговая деятельность". Э.В.Соколова рассматривал термин "досуг" как "особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых сменяется с физической и умственной активностью". Чтобы наиболее полно обосновать свой подход, автор предлагает типичный набор видов досуга. Их оказалось шесть: - отдых для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать в себя различные степени активности; - развлечение, исполняющее роль психической разрядки, эмоциональной разгрузки, создающее условия для реализации тех физических и духовных способностей и склонностей человека, которые в силу ряда причин не могут быть востребованы ни в труде, ни в обучении, ни в отдыхе; - праздник, связывающий всегда прошлое и настоящее путем торжественного, художественного по преимуществу, преображения действительности, служащей основанием для "смены времен", для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально-насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения личных чувств; - созерцание как освобождение от мелких работ, мелочных волнений, эгоистических желаний, позволяющее человеку возвыситься над "злобой дня", углубиться в сущность вещей, осмыслить прожитые отрезки жизни, оценить их и сделать какие-то жизненно важные выводы, утвердиться в своих жизненных стратегиях или изменить их; - творчество, которое, отвечая глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое; - просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры. Все эти виды тесно взаимосвязаны. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют завершающие, интегрирующие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогические потенциалы досуга. "Без достаточного отдыха, - пишет Э.В. Соколов, - человек быстро истощает силы и оказывается неспособным к какой-либо возвышенной деятельности. Без игр и развлечений досуг становится монотонным и плоским. Без просвещения и творчества невозможны приобщение к культуре, полноценная общественная деятельность". Свою точку зрения на "досуг" раскрывают Г.А. Евтеева и Б.А. Трегубов. Они исходят из того, что "досуг" - это часть свободного времени, носящая преимущественно рекреационный характер. Это отдых, развлечение, элементарные формы просвещения. Г.А. Евтеева отмечает, что понятие "отдых" в контексте досуга не является одноранговым и не может употребляться в качестве его синонима. "Отдых", - пишет она, - не вид деятельности, а физиолого-психологическая характеристика состояния человека. Он может осуществляться и в сложных занятиях (в определенных временных и энергетических границах), и в активных формах путем переключений с одних занятий на другие". По мнению Г.П. Орлова, "досуг - это совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном, восстанавливающего характера, а также специфический социальный способ дальнейшего развития человеческих сил". Б.А. Титов подчеркивает, что "досуг является позитивным явлением. Он является, скорее всего, поведением, при котором важнее не то, что делается, а то, как делается. Отсюда сущностью досуга является свобода - свобода времени и отношения". Исследователь характеризует своеобразные понятия - "реальный досуг", под которым понимается общественно полезный вид деятельности, находящийся в тесной связи, как с самой личностью, так и с обществом; и "мнимый досуг", т.е. такое лично значимое поведение человека, которое ведет к насилию либо над собой, либо над другими людьми, либо над обществом, и в целом, имеющий результатом своего существования разрушение себя или разрушение общества. Таким образом, подчеркивает Б.А. Титов, досуг можно рассматривать и как творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированной внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне. Такие черты досуга, как деятельность и саморазвитие личности, выделяются в работе В.А. Ядова. Автор считает, что "в научном смысле досуг - это та часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, "самоценная" деятельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитии". Итак, анализ основных теоретических источников отечественной литературы позволяет сделать вывод о том, что досуг - это сфера личной свободы индивида, сфера раскрытия его творческих сил, реализации возможностей, общественная сфера, способствующая адаптации человека в реальном мире, подчиняющая личные интересы общественным. Следовательно, досуг можно рассматривать и как важнейшее средство социализации личности. Анализируя проведенные работы, отмечаем, что досуг связан с понятием "свободное время". Прежде всего следует отметить, что понятие «досуг» – это категория социологическая. В социологии очень часто понятия «досуг» и «свободное время» рассматриваются используются как синонимы. В начальный период развития социологии, когда категория «свободное время» наполнялась значительно более широким содержанием, нежели теперь, а именно, отождествлялась с нерабочим временем в целом, под досугом понималась лишь та часть этого времени, которая оставалась за вычетом из него всех необходимых, непреложных затрат (сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством и т. п.), т.е. оказывалась свободной в строгом собственном смысле этого слова6. Для разделения понятий «досуг» и «свободное время» необходимо определить содержательную и функциональную характеристики сферы времяпровождения. А.И. Кравченко разделяет эти сферы человеческой деятельности по следующим параметрам: «Досуг - та часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, общественную деятельность».7 К. Маркс определял свободное время таким образом: «Свободное время представляюет собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого, иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс производства». Маркс выделяет в свободном времени два важнейших элемента: 1) досуг, выполняющий восстановительные функции (отдых, развлечения, общение); 2) деятельность, связанную с развитием человека, с раскрытием его способностей (учеба, создание новых духовных ценностей и т.д.). Время, которым располагает общество можно разделить на рабочее и внерабочее. Под рабочим временем понимается время фактической работы на общественном производстве. Внерабочее время – это время суток за вычетом рабочего времени. Оно подразделяется на следующие части: 1) время, связанное с подготовкой к работе на производстве; 2) затраты времени на удовлетворение физиологических потребностей; 3) время, затрачиваемое на домашний труд и другие бытовые потребности; 4) собственно свободное время8. А..Б. Мискевич, отмечает, что свободное время - это такая часть внерабочего времени, которая остается после выполнения обязанностей по дому и представляет собой как досуг, так и время для более важной деятельности. Именно в свободное время человек способен восстанавливать физические силы, готовиться к труду, заниматься развитием (как духовным, так и физическим), если, конечно, сможет правильно его организовать. Свободное время – это потенциальное пространство, свободное от непреложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры. Кроме того, свободное от работы время можно разделить на опосредованно рабочее время, содержание которого обусловлено необходимостью подготовки к рабочему времени, и досуговое время. Формально в это время человек свободен, но реально он вынужден его тратить, чтобы успешно выполнять работу в рабочее время. В.М. Пича и И.В. Бестужев-Лада дают такое определение свободного времени - это «такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга... для свободной деятельности и развития». В педагогических исследованиях значительный вклад в уточнение понятия «досуг», его изучение и теоретическое обоснование внесли М.Г. Бушканец, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.А. Новикова, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, С.А. Шмаков и др. Они рассматривают досуг как предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности. В их исследованиях подчеркивается, что досуг является фактором самовыражения, самореализации, cамосовершенствования, средством погружения человека в культуру, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно-духовного развития личности.9 Достаточно интересно понятие «досуг» охарактеризовано в исследованиях Э.В. Соколова. Досуг им рассматривается как «особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью». По мнению Э.В. Соколова, «без достаточного отдыха человек быстро истощает силы и оказывается неспособным к какой-либо возвышенной деятельности. Без игр и развлечений досуг становится монотонным и плоским. Анализ позиции С.А. Шмакова в отношении досуга показывает, что он рассматривает это явление комплексно как «время духовного развития школьной молодежи, которое представляет ей возможность свободного выбора общественно значимых ролей и положений, позволяет заниматься деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении; как сферу, в которой полнокровно раскрываются потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении, как особую социальную сферу, где учащиеся удовлетворяют личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного “Я”; как зону активного общения, в которой учащиеся открыты для воздействия и влияния самых различных институтов и организаций»10. Так как досуг занимает лишь часть свободного времени и является личной сферой жизни человека, следовательно, он напрямую связан с досуговой деятельностью и досуговым временем. Досуговое время – это время, непосредственно и опосредованно свободное от рабочего времени, именно в эти часы и минуты человек может соизмерять время со своими желаниями, избирательно относиться к тому времени, которое находится в его личном распоряжении. Исходя из рассуждений, приведенных выше, будем считать, что досуг – это единство досугового времени и досуговой деятельности, которые взаимоопределяют друг друга и способствуют саморазвитию личности, ее самоорганизации и самореализации. Раскрывая понятия «свободное время» и «досуг», мы, так или иначе, выходим на предмет определения функций досуга, способов и содержания его заполнения, и тогда, естественно, понятие «досуг» раскроется перед нами другой своей гранью и другой смысловой наполненностью. Ведь в обыденном сознании досуг всегда воспринимается просто как свободное от труда время. Действительно, с одной стороны, это время, необходимое для отдыха и развлечений, но, с другой стороны, это и время, заполненное культурно-ценностным содержанием. Тогда уместно будет, на наш взгляд, рассмотреть понятие «досуг» в сочетании с понятием «деятельность», т.е. «досуговая деятельность». В Российской педагогической энциклопедии деятельность определяется как специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Мы солидарны с мнением ряда отечественных исследователей (Г.А. Евтеевой, Г.П. Орлов, Б.А. Титов), отмечающих неоднородность понятий "досуг" и "свободное время". При общем предмете деятельности, они различаются содержанием. Так, Г.А. Евтеева объясняет, что свободное время является пространством для развития личности, то досуг и есть та самая деятельность, которая осуществляется в свободное время, и обеспечивает те воздействия на личность, которые способствуют ее развитию. Досуг интересен нам как особая сфера деятельности, и мы проводим анализ именно досуговой деятельности как специфической формы активности и взаимодействия людей, обусловленных рядом факторов и условий. Мы будем считать, что досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его. 1.2. Основные социологические подходы к анализу досуга как социального феномена Современная социология обладает обширным спектром досуговых концепций, которые необходимо рассмотреть. Наиболее конкретно концептуальные модели досуга сформулированы М. Капланом и Дж. Шивере. Гуманистический образец досуга рассматривается как задача существования и эталон. Досуг в данном случае определяют как наслаждение, чувство независимости, благоприятное условие существования человека. Досуг - это способ получения счастья и радости. Терапевтическая модель определяет досуг как эффективный способ физической реабилитации и влияния на психическую структуру человека. Представитель данной модели Т. Веблен расценивал досуг как средство, механизм восстановления сил. Количественная модель рассматривает досуг как время, которое остается после работы. Долгое время эта модель доминировала как у зарубежных, так и у отечественных исследователей. Институциональная модель выделяла различия в деятельности досуга, основываясь на ценностных установках в сфере различных социальных институтов (религия, образование, политика) и изучала соответствующие им группы по интересам и формам работы. Экзистенциальная модель рассматривала досуг как действие в окружающем мире возможностей. Одним из ярких представителей данной концепции является Дж. Нейлингер. Он определял досуг единственной сферой человеческой самореализации и удовлетворения. Данная модель предусматривает и воздействие общественных условий на стиль жизни и ценностные ориентации, определяющие формирование индивидов. Модель досуга как функции досуговых мероприятий. Выдающимся представителем этого направления является французский социолог Ж. Дюмазедье, который объясняет досуговую деятельность с рекреационной точки зрения. Он изучает досуг как средство расслабления, удовлетворения, независимого выбора, расширение области познания и спонтанного участия в жизни общества. Социальная модель досуга делает акцент на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и характеристики поведения её участников.11 Основным показателем досуга во всех концепциях является «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческой жизни. Другим является определенный набор занятий, предназначенных для отдыха, физического и духовного развития человека и развлечений. Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает на: – производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно; – физиологический отдых (ночной сон); – оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.); – покупку продуктов, их приготовление, прием пищи; – приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования; – воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям и др. Доля суток, которая остается в распоряжении человека после названных выше вычислений, может быть определена как его досуг, именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению. Условно структура свободного времени имеет два уровня: общественно-необходимое и индивидуально-свободное. Общественно-необходимое время тесно связано с количественной определенностью времени, его материальной исчислимостью: рабочая неделя и количество выходных; время, затрачиваемое на тот или иной род занятий, вид труда в часы досуга; средства, индивидуальные и общественные, используемые для организации и проведения досуга. Индивидуально-свободное время раскрывает иные черты свободного времени: мировоззренческие ориентации, духовные потребности, социальная активность, политическая лояльность, повседневная ментальность и т. п. Иными словами, все то, что касается внутреннего мира каждого отдельного человека, его восприятия свобод, предоставляемых обществом. Здесь свободное время раскрывается как качество жизни, ее особый образ, наполненность смыслом, не сводимым к удовлетворению элементарных потребностей. Как показывают события последних двадцати лет, изменения в социальной среде нашей страны происходят непрерывно. Кризисные явления то обостряются, то сглаживаются. Особенно существенно данные изменения влияют на процесс политико-правовой социализации молодежи. Правовая социализация современной молодежи проходит в условиях трансформации социально-экономической системы, что позволило новому поколению рассматривать рыночные отношения как естественные, формировать новые модели поведения. В этом плане представляет исследовательский интерес и образ правового пространства, сложившийся у молодежи и на основе которого она осуществляет свою деятельность. Уточним существенные отличия досуга молодежи от досуга других возрастных групп – в силу наличия у молодежи специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей, таких, как: – Повышенная эмоциональность, физическая подвижность, динамичная смена настроения, зрительная и интеллектуальная восприимчивость. – Предпочтение проводить свободное время вне дома, в компании сверстников, в коммуникативно насыщенной среде. – Обостренное стремление к самостоятельности в выборе друзей, одежды, форм поведения. – Самоопределение в сфере любимых занятий, досуговых интересов, стиля самовыражения. Преобладание поисковой, творческой активности. – Формирование особых молодежных субкультур.12 Для изучения собственно социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, а также раскрытия эволюции данного понятия в истории социологических концепций необходимо, с одной стороны, обратиться к содержанию данного понятия, а затем –к тем видам деятельности, которым молодые люди отдавали предпочтение в часы досуга в различные исторические эпохи. С другой стороны, следует описать состояние и характер работы современных культурно-досуговых учреждений и организаций с молодежью. То, что в сфере молодежного досуга произошли значительные перемены, не вызывает сомнения. Появляются новые формы досуговой деятельности, меняется характер и содержание форм, существовавших ранее. Сегодня становится все более очевидным, что современные виды молодежной досуговой деятельности обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов. Чтобы получить общее представление об этих нововведениях, предпринимается попытка проанализировать те изменения, которые произошли в существовавших ранее в молодежной среде видах досуговой деятельности, а также рассмотреть те из них, которые появляются и получают распространение в последнее время.13 Исследование молодежного досуга весьма многоаспектно и подразумевает под собой изучение разнообразных процессов и явлений в жизни молодежи, а именно-социализации, воспитания, профессионального становления, образа жизни, ценностных ориентаций и т.д. На современном этапе осуществляется много научных исследований, посвященных выяснению значения досуговой сферы жизнедеятельности для молодежи, изучаются социальная значимость досуга, его особенности и характеристики в современных российских условиях. Среди них можно выделить работы Л.А. Акимовой, Е.М. Бабосова, Е.С. Берковченко, И.А.Бутенко, Т.Г. Бутовой, Н.Г. Гончаровой, М.С. Либеровой, А.Л. Маршака, Р. Стеббинса, Ю.А. Стебиховой, А.В. Суровицкой, Б.А. Трегубова, С.Н. Шелеповой, Е.Ю. Шеховцовой. На сегодняшний день все более популярным для молодежи становится посвящение своего досуга общественно-полезным занятиям, которые увлекают молодого человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью. 1.3. Досуговые практики современной молодежи Эффективная организация социального воспитания молодежи возможна только в том случае, если социальный педагог, организатор досуга знает и умело использует в своей деятельности объективно существующие факторы и внутренние движущие силы развития личности. В основу нового подхода к построению социовоспитательного процесса с молодежными группами легла концепция формирования человека в ходе удовлетворения его потребностей и реализации его способностей. Педагог постоянно опирается на предметную деятельность, которая выступает для него в качестве важного средства воспитания. В конечном счете работа педагога есть научно обоснованное регулирование деятельности как основного инструмента, направленного на формирование человека.14 Содержание технологического процесса в досуговой сфере – это то, чем наполняется организуемое взаимодействие между различными социальными группами молодежи, участниками социально-культурных акций и организаторами, учредителями, это также то, чем наполняется деятельность, познание, общение, творчество. Содержание технологий молодежного досуга включает элементы отдыха, обучения, воспитания, поскольку нельзя решать ту или иную проблему, не получив о ней всю полноту информации, не освоив тот или иной опыт поведения и не передав опыт управления поведением, навыки общения. Успешность деятельности специалиста, организатора досуга во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования. В энциклопедических словарях проект определяется как предварительный план, замысел. Проект – это своеобразный ответ на «социальный заказ» общества, отклик в художественной форме на то или иное социальное явление. По самой своей природе социально-культурное проектирование технологически основано на сочетании нормативного подхода, разработки того, что должно быть в результате, с подходом диагностическим, с реальной оценкой ситуации, имеющихся ресурсов и т.д. Разработка социально-культурного проекта начинается с поиска и оформления проектной идеи. В основе генерации проектной идеи лежит предложенный психологами так называемый «принцип антиканонов». Он ориентирован на то, чтобы проектировщик научился выходить за пределы стереотипов. Еще Поль Гоген заметил, что «гениев порождает не система, а противодействие ей». Названный принцип выводит на пробуждение социального, психологического, творческого воображения у автора или группы авторов проекта. Такова здесь «генеральная» идея: все решительно осмысливать и делать по-новому. Суть инновационных технологий в сфере досуга во многих случаях составляет радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований социально-культурного процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых, содержательных и методических принципов и замену их другими, альтернативными. Инновационные технологии в организации досуговой деятельности всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. В практике досугового проектирования принцип антиканонов предполагае....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: