VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль и место малого предпринимательства в современной экономике

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000974
Тема: Роль и место малого предпринимательства в современной экономике
Содержание
Содержание:
    Введение
3
    Глава 1. Роль и место малого предпринимательства в современной экономике.

6

    1.1 .  Роль малого предпринимательства в решении социальных, экономических  и политических проблем.

6
    1.2 .  Особенности становления малого предпринимательства.
22
    1.3 . Анализ муниципальной программы по поддержке малого предпринимательства в городе Заволжье,  ее нормативно-правовое регулирование.


25
    Глава 2. Развитие и поддержка малого предпринимательства.

38
    2.1.  Заволжский бизнес-инкубатор в развитии малого предпринимательства.

38
2.2. Динамика результатов деятельности и анализ развития малого предпринимательства.
    

42
    Глава 3. Совершенствование организации поддержки и развития малого предпринимательства.

55
    3.1. Стратегия развития малого предпринимательства.
55
    3.2. Обеспечение развития малого предпринимательства.
63
    Заключение.
82
    Список использованной литературы.
    

87
    
    
    
    
    
    ВВЕДЕНИЕ
     Город Заволжье отнесен к одному из двенадцати моногородов муниципальных образований Нижегородской области.
     Правительством Нижегородской области совместно с муниципалитетами организована комплексная системная работа по стабилизации социально-экономической ситуации в моногородах.
     С 2010 года в каждом моногороде реализуются мероприятия, направленные на обеспечение стабильного развития моногорода (далее – мероприятия).
     При непосредственном участии администрации Городецкого муниципального района совместно с органами исполнительной власти решались вопросы привлечения бюджетных средств на строительство ряда объектов социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе бизнес-инкубатора в                 городе Заволжье.
     В целях оперативного выявления рисков ухудшения состояния и прогнозирования ситуации в моногородах области проводится комплексный мониторинг их социально-экономического положения (в том числе на градообразующих предприятиях).
     Приоритет включения мероприятий, планируемых к реализации на территории моногородов, при разработке проектов государственных программ Нижегородской области, адресной инвестиционной программы Нижегородской области и региональных адресных программ Нижегородской области закреплен в соответствующих нормативных документах правительства области.
    Кроме того, в приоритетном порядке оказывается государственная поддержка (в виде субсидирования части затрат, связанных с приобретением оборудования (в том числе по договорам лизинга) в целях создания, развития, модернизации производства товаров (работ, услуг), в виде грантов начинающим малым предприятиям) субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в моногородах Нижегородской области.
     Малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт развитых стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.
        Сломана  старая система  управления и распределения ресурсов, либерализация  цен  и  массовая приватизация обеспечили условия  для  формирования и развития института  частной собственности, приведены  в  действие основные рыночные механизмы  экономического регулирования, существенно изменилась психология людей.
      	Постепенно  накапливается  огромная масса  преобразований, необходимая для саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малое предпринимательство. 
        Именно малое предпринимательство  призвано ускорить дальнейшее развитие экономики  в  России. 
          За  последние  годы в  сфере малого предпринимательства  произошли огромные изменения:
        - сформирован институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства,
        - на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, 
        - консультационных и лизинговых фирм, 
        - бизнес - инкубаторов; 
        - происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов. 
      	Развитие  малого предпринимательства оказывает  непосредственное воздействие  на становление  внутренних  рыночных отношений: ведь очень важно, чтобы каждый человек  имел возможность реального выбора - быть наемным работником или предпринимателем. 
     Создание  благоприятного климата для малого предпринимательства, прежде всего  для развития производящих компаний, происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяют именно человеческому фактору. 
     Ориентация на конкретного предпринимателя - важнейшее стратегическое направление эффективного становления малого предпринимательства.
      	Сегодня существует значительный разброс  в  подходах к формам и средствам поддержки малого предпринимательства. 
     Изначально структура  и  механизм  поддержки  малого предпринимательства формировались в каждом регионе по -  своему, в соответствии с ситуацией. Но по мере дальнейшего развития стало возможным выделить и отобрать из всего многообразия принципов, методов и организационных форм наиболее эффективных. 
     Таким образом, постепенно сложилась основа технологии решения типовых региональных задач в сфере поддержки и развития малого предпринимательства. 
      	Все вышесказанное  говорит об актуальности выбранной темы.
      	Цель  выпускной квалификационной работы – разработать рекомендации по совершенствованию организации поддержки и развития малого предпринимательства в городе Заволжье. 
        Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
        -         определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
        -  определить роль малого предпринимательства в решении экономических, социальных и   политических проблем;
        -    определить особенности становления малого предпринимательства;
        - сделать анализ муниципальной программы по поддержке малого предпринимательства в городе Заволжье,  ее нормативно-правовое регулирование;
        -        определить направления развития малого предпринимательства;
-        определить роль бизнес-инкубатора в развитии малого  предпринимательства;
-    определить динамику результатов деятельности малого предпринимательства;
        - сделать анализ развития малого предпринимательства в Заволжье;
        - проанализировать  совершенствование организации поддержки и развития малого предпринимательства;
        - определить стратегию развития малого предпринимательства;
        - определить обеспечение развития малого предпринимательства.
    Глава 1. Роль и место малого предпринимательства в современной экономике.
   1.1. Роль малого предпринимательства в решении социальных, экономических и политических проблем.
     На современном этапе развития экономики существенную роль приобретает малое предпринимательство. Это связано с комплексом различных причин, прежде всего, малое предпринимательство не требует крупных первоначальных вложений и обеспечивает высокую оборачиваемость средств. Кроме того, малое предпринимательство способствует  решению проблемы структуризации экономики, формированию и насыщенности рынка потребительских товаров и услуг в существующих экономических условиях.
     Малое предпринимательство регулируется Федеральным Законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. От 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который дает определение того, что относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, а именно «хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесённые в соответствии с условиями, установленными настоящим ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям».
     В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся: 
- зарегистрированные в установленном порядке граждане (в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ); 
- зарегистрированные в установленном порядке потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий).
     Малое предпринимательство в экономике России играет существенную роль, оно является основой роста и развития. Особенно сейчас, именно в условиях кризиса малое предпринимательство в дальнейшем развитии экономики приобретает наибольшее значение. 
     По нашему мнению, важными моментами в роли малого предпринимательства для нашей страны являются следующие: 
     1. Малое предпринимательство создает рабочие места, направлено на развитие конкуренции и производит налоговые отчисления, является одним из основных источников налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. 
     2. Малое предпринимательство осуществляет нужные для государства и граждан экономические, социальные задачи.
     3. Малое предпринимательство быстро приспосабливается к внешним условиям. Если крупным организациям нужно длительное время для приспособления к новым условиям, нужна адаптация, которая, как показывает опыт, не всегда заканчивалась успехом, многие крупные организации обанкротились, разрушились или приватизировались, то малые предприятия быстрее приспосабливаются к внешним изменениям и входят в новые условия более успешно. 
     Подтверждением этому стали моменты, обсуждаемые на всероссийском предпринимательском форуме, организованным Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» в январе 2016 года, где В.В. Путин отметил: «Два последних года были достаточно сложными для экономики, объективные трудности затронули практически все её сектора. 
    Рассматривая частный сектор экономики ,можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются  как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политики, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
    Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или концентрируя более мелких партнеров с одной стороны, а с другой, объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. 
    При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнеров, крупный бизнес становиться оружием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке.
    Средний бизнес в большей степени зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри себя, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. 
    Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.
    Малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой малых собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большей части населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг. 
    Малое предпринимательство представляет самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет своевременно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка.
    Малое предпринимательство является неотъемлемым и необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая  и гибкая форма деловой жизни общества. Именно малое  предпринимательство создается и циркулирует в основной массе национальных ресурсов, которая является питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
    Высокая приспособляемость и массовый охват большинства сфер бизнеса внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики. Владельцы малого предпринимательства, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним бизнесом. С другой стороны, представителей малого предпринимательства отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочнению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. 
    Всё вышеизложенное и определяет общественное поведение малого предпринимательства, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.
    В нашей стране в течение продолжительного времени была пропаганда преимущество крупного производства. При определенных положительных сторонах такая пропаганда приводила к отсутствию условий для формирования конкурентных отношений. В то же время возможности малого предпринимательства очень велики, особенно в современных условиях. Многолетний опыт развитых стран показал, что без широкой сети небольших предприятий невозможно функционирование товарного рынка. Наличие достаточно большого числа малого предпринимательства позволяет интенсивно перестраивать структуру хозяйственного комплекса.
    Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому.  В США, Японии, Германии и других развитых странах малые и средние предприятия образуют устойчивую, как бы двойную структуру: “малое + большое”. В этих странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, а взаимодействуют друг с другом, особенно в  специализации отдельных производств и инновационных разработках. Известно, что японские супергиганты опираются на тысячи «семейных» предприятий и микрофирм с высоким уровнем пооперационной специализации и ответственности, с высочайшим уровнем компьютерного обеспечения. 
    Отношения последних с государством и крупным бизнесом регламентируются отработанной десятилетиями правовой базой.
     Малое предпринимательство доминирует в производстве, строительстве, услугах, а ныне - и в высоких технологиях. Исключение в какой-то мере, особенно в США, составляют аэрокосмическая и электронная отрасли, в определенной степени - автомобильная промышленность.
    Большое и малое предпринимательство имеют свои сферы вложения капитала. Например, для большого предпринимательства необходим емкий рынок и продукция высокого стандарта, которая может быть запущена в массовое производство, наличие стабильного и продолжительного спроса, значительные финансовые средства и рабочая сила. 
    В то же время нередко возникают условия, являющиеся благоприятными для занятия бизнесом малым предпринимательством и, по различным причинам, неприемлемые для крупных компаний:
- региональная дифференциация рынка;
- необходимость какого-либо специализированного производства;
- важность персонального обслуживания;
- удобство обслуживания;
- нерегулярность спроса;
- ограниченный спрос  на некоторые виды продукции;
- умение приспособиться к специализированному спросу;
- зависимость сбыта продукции и услуг от изменчивости моды и вкусов;
- оперативность и гибкость управленческих структур.
    В условиях высокого уровня развития современной экономики получила развитие новая объективная тенденция - отход от гигантомании, быстрый рост числа малого предпринимательства. Практика хозяйствования показывает, что технический прогресс и наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом сегодня определяется эффективностью работы малых предприятий.
    По мнению ряда зарубежных экономистов, основанному на практическом опыте, малому предпринимательству присущи многие положительные качества, которыми обделены крупные компании.
    Для крупных фирм характерны в своем роде недостатки. 
    Прежде всего, они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на любые перемены как на риск. 
    Крупные предприятия не в состоянии сотрудничать с людьми, которые нередко являются инициаторами новых идей. Такому предприятию очень трудно принимать решения о вложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль через десятки лет. 
    Крупные предприятия тратят очень много и очень быстро.
    Процесс ожидания быстрой отдачи средств лишает их необходимого потенциала. 
    Наконец, на крупных предприятиях не принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие одобряют и утверждают планы, а не товары и идеи.
    В противоположность крупным малые фирмы действуют по принципу “ориентация на нужды”. Им необходимо предлагать что-то новое, реально действенное. В малых фирмах инициатором всего нового является, как правило, один человек, действующий в собственных интересах, обладающий знаниями и энергией. Следует отметить, что большинство новых товаров рождается на мелких предприятиях. Это обусловлено наличием у малого предпринимательства по сравнению с крупным определенных преимуществ:
- дух инициативы и динамизма - малое предприятие рождается на основе технической инициативы или новой идеи его создателя; успех и рост предприятия будут зависеть от того, опирается ли его создатель на тех, с кем он работает;
- специализация, приспособление к производственным формам (небольшие серии, субподрядные работы), формам распределения (близость торговли к потребителю) или необходимым формам обслуживания;
- гибкость предприятия, заключающаяся в несложной структуре, быстрой словесной коммуникации как во внутренних, так и во внешних отношениях;
- создатель предприятия, рискующий своим капиталом, должен постоянно доказывать право на существование благодаря своей фантазии и новациям, риску и постоянной инициативе. 
    Поэтому малые предприятия являются одной из движущих сил рыночной экономики. 
    Гибкость малого предпринимательства помогает при неудаче в одной сфере деятельности перейти в другую, более преимущественную и эффективную. Помимо этого, малое предпринимательство работает, как правило, над несколькими идеями сразу, то есть осуществляют множественный конкурентный подход. 
    Малое предпринимательство принимает на себя определенные риски и постоянно нацелено на создание новых или усовершенствованию уже существующих продуктов и технологий. По сути, только через реализацию нового  они могут выстоять в условиях жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг.
    Надо отметить, что малые фирмы “терпимы к хаосу”, что совсем или почти невозможно для крупной фирмы. Надо иметь в виду, что инновации - это в основном процесс неорганизованный, проходящий рывками то вверх, то в сторону. Если крупные предприятия разрабатывают специальные меры для предотвращения такого положения, то мелкие предприятия принимают такое положение совершенно естественно. 
    И наконец, малое предпринимательство умеет работать с вкладчиками капитала в рискованные предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач. 
    По объемам производства, реализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности малое предпринимательство имеет более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупным предприятием.
    На крупной фирме одна неудача может серьезно подорвать все ее благополучие и процветание.
    Главное преимущество малого предпринимательства в экономике заключается в относительно не дорогой продукции, возможности уменьшения издержек производства за счет узкой специализации, более дешевые средства производства. 
    Продукция и услуги малого предпринимательства не худшего качества по сравнению с крупными предприятиями, а себестоимость произведенной продукции ниже. У малого предпринимательства маленькие сроки строительства, для него нужен небольшой первоначальный капитал. К преимуществам малого предпринимательства также относятся такие характеристики, как:
- оперативность реагирования на спрос;
- более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
- повышенная скорость оборота капитала (примерно в 2-2,5 раза выше, чем у крупных фирм;
- более низкий уровень запасов;
- высокий уровень социально-психологических отношений
- снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;
- простота в управлении (отсутствие жестких иерархических структур, возможность быстрой корректировки целей и перераспределения ответственности).
    Главное преимущество малого предпринимательства - это способность обеспечить конкурентный характер производства и его демократизацию.
    Все эти преимущества позволяют малому предпринимательству:
- ускорить внедрение научно-технических достижений;
- ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;
- наладить выпуск продукции малыми сериями;
- полнее удовлетворять потребности экономики страны  и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг.
    Таким образом, свобода действий, гибкость и оперативность в решениях, приспособление к местному мелкомасштабному, нерегулярному и специфическому спросу, дух предпринимательства, более низкие расходы на управление и эксплуатацию, более высокая оборачиваемость капитала - вот те практически значимые обстоятельства, которые обеспечивают конкурентоспособность и существование малого предпринимательства, его широкое развитие в последнее время.
     	Малое предпринимательство является мощным рычагом для решения большинства экономических, социальных и политических проблем. 
    Малое предпринимательство определено объективными экономическими закономерностями, так как оно примерно одинаково и не зависит от особенностей политического склада, истории развития страны, структуры экономики и других факторов.
    В первую очередь, источником экономического развития РФ являются предпринимательство и малый бизнес в целом.  Именно они определяют существо рыночных отношений.
     Однако, согласно «Глобальному мониторингу предпринимательства» (Global  Entrepreneurship  Monitor, GEM) в 2013 году в 70 странах мира, уровень предпринимательской активности в РФ составил – 5,75%, это намного меньше чем в странах БРИКС. И только 3,4% вновь созданных малых предприятий в России продолжают существовать на рынке и успешно конкурировать более трёх лет, что существенно ниже, чем в странах, в которых количество предпринимателей равно количеству предпринимателей в России: Норвегия – 6,15%, Финляндия – 6,65%, Испания – 8,39%, Греция – 12,6% .
      Развитие малого предпринимательства обсуждается на всех уровнях управления государства, на многочисленных форумах, что превращает эту тенденцию в очень важный аспект национальной идеи. 
    Роль малого предпринимательства велика не только количественно, но и функционально, то есть по тем задачам, которые они решают в экономике. К классическим для развитых стран задачам, решаемых малым предпринимательством относятся:
- сглаживание нестабильности экономической конъюнктуры, обеспечивающие особый механизм баланса спроса и предложения.
    Малые предприятия образуют фундамент, на котором вырастают более высокие “этажи” хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В основном это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких предприятий.
    Дело в том, что в принципе на рынке  наличие платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически сопровождать его предложение. Но оборотной стороной эффективного производства  является  его потребность: оно экономически оправдано далеко не в любых условиях. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый относительно  однородный спрос и выпуск больших партий стандартной продукции, но оно не производит мелкосерийный товар.
    Лишь малое предпринимательство готово использовать любую возможность для бизнеса. В этом случае, специализированное производство выгодно при существенно меньших сериях, чем крупное, но зато возникает только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Рисковый капитал готов на любую сферу предложения, но лишь если успех обещает высокую прибыль.
    Перед малым предпринимательством стоит задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий, а заполнение «свободной ниши», образующейся в промежутках между массой товара, поставляемой на рынок предприятиями-гигантами. Вследствие того, что потребителей конкретных товаров на современных рынках, как правило, в тысячи раз больше, чем поставщиков, индивидуальные особенности каждого потребителя не могут быть удовлетворены.  Крупные поставщики сориентированы в основном на усредненные товары и потребности, из которых выпадает масса неудовлетворенного или не полностью удовлетворенного  розничного спроса. Это и есть “ниша” для малого предпринимательства.
    Другими словами, без малого предпринимательства возникла бы «лоскутная экономика». Некоторые потребности рынка удовлетворялись бы полностью, другие же были проигнорированы. 
    Постоянный поиск новых потребностей общества и непрерывное приспособление к этим потребностям - основа стратегии малого предпринимательства.
- не менее важна роль малого предпринимательства в формировании конкурентных отношений в экономике. Для отдельно взятого малого предприятия столкновение с монополией чаще всего кончаются гибелью. Во взаимоотношениях всего малого предпринимательства и крупного капитала роли распределяются иначе. Атакующей стороной чаще всего выступает рой мелкий фирм. Остановимся на двух современных формах этого процесса.
    В последние годы в экономике появился новый термин – «генерика». Эти термином в средствах массовой информации обозначают растущую группу малых предприятий, занимающихся копированием продуктов ведущих компаний. Первоначально это явление возникло в фармации, затем распространилось на электронику и многие другие отрасли. 
    Практически любое эффективное лекарство в наше время представлено на рынке в двух вариантах: оригинальный препарат и его многочисленные аналоги с той же самой химической формулой. Почему более дешевыми оказываются препараты малых фирм, а не их могущественных конкурентов? Основную роль играют два момента:
     - копируя уже известные лекарства, «генерика» не несет огромных расходов на научно-исследовательские работы, а следовательно, имеют низкие издержки.
    - монополисты искусственно завышают цены, а малые предприятия этого не делают.
    Таким образом, деятельность малого предпринимательства выступает серьезным ограничителем произвола в монополистическом ценообразовании. 
    Другая тенденция в развитии современной экономики - так называемое «снижение глубины самостоятельной переработки продукта».  В рамках ведущих монополий часто существует и высокоэффективное массовое производство, и участки малого производства, отличающегося низкой производительностью труда. Что произойдет, если часть монополий закроет у себя подсобные производства и станет покупать более дешевые  и качественные комплектующие у малых фирм?  Издержки у них упадут, и они смогут продавать свою продукцию дешевле. По существу, малые и независимые предприятия конкурируют со вспомогательными подразделениями крупных предприятий и успешно вытесняют их с рынка. 
    Малое предпринимательство выступает в роли ножа, срезающего малопроизводительные подразделения крупных предприятий.
    Малое предпринимательство представляет значительную силу, способную воздействовать на общую структуру рынка. Не будь постоянного  конкурентного давления со стороны малых предприятий, крупным достаточно было бы заключить между собой взаимовыгодные соглашения. Никто не мешал бы им совместно повышать цены, сохранять несовершенные технологии  и так далее. Всему этому препятствует малый бизнес, эффективно сдерживая свойственную гигантам тенденцию к застою.
- развитие конкуренции создает систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы.
- присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствует стабилизации макроэкономических процессов в стране.
    Малое предпринимательство успешно функционирует на небольших рыночных сегментах. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии в масштабах деятельности, то малые предприятия придают хозяйству гибкость и мобильность.
- изменение технологий и структуры отдельных отраслей промышленности, ускоряя процесс перераспределения капиталов из устаревших отраслей в наиболее перспективные и быстроразвивающиеся.
- формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг, позволяющей создавать аналогичные рыночные отношения, стимулировать развитие более гибких и мобильных организационно-производственных структур.
- развитие инновационного потенциала экономики.
    Малое предпринимательство восприимчиво к новым идеям. Здесь на одного сотрудника приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на одного работника крупного предприятия. Малое предпринимательство более гибко, быстро переключается на разработку, апробацию и производство новой продукции, от которой крупный бизнес зачастую отказывается из-за высокой степени риска. Темпы освоения новых видов изделий или услуг у малых предприятий на 30 % выше, а эффективность (при гораздо меньших затратах) выше в 8 раз. 
    По оценкам Национального научного фонда США малые фирмы производят в 6 раз больше нововведений в расчете на одного занятого, чем крупные, им требуется в среднем 2,2 года, чтобы выйти со своим новшеством на рынок, тогда как крупным - 3,5 года. У малых фирм относительно невысокие издержки производства на начальном этапе инновационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на освоение и выпуск новой продукции.
- расширение налогооблагаемой базы  бюджетов всех уровней.
    Большая часть собираемых в мире налогов приходиться именно на малое предпринимательство.
- ускоренное освоение инвестиций.
    Стремительно развивается специфическая форма инвестиционной деятельности - лизинг. Лизинг особенно привлекает малые и средние предприятия как решение  проблемы обеспечения оборудованием. Именно они становятся получателями лизингового оборудования, и тем самым вкладывают инвестиции в основные фонды. 
    Таким образом, высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, с другой стороны, к тому, что потребитель получает продукцию и услуги более высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет важнейший вклад малых предприятий в экономику.
    Велика и социальная значимость малого предпринимательства:
    - создание широкого слоя мелких собственников (среднего класса) - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Они самостоятельно обеспечивают собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
    - занятие малым предпринимательством является не только источником средств к существованию, но и способствует раскрытию внутреннего потенциала личности.
    - сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Малое предпринимательство является сектором выживания, втягивающим в реформу людей, потерявших работу, военнослужащих, увольняемых в запас,  и практически единственным сектором оздоровления серьезно «больных» мутирующих групп общества. Так называемые «челноки», мелкие собственники, семейный бизнес, малые предприниматели все менее зависят от государства и могут, расширяя сферу своей деятельности, уменьшить остроту безработицы.
    - решение молодежных проблем. Малое предпринимательство открывает вакансии и для молодежи, часть которой, к сожалению, сейчас находит применение своим силам в криминальной среде.
    - решение вопросов регионального развития. Факторы экономической и социальной напряженности особенно остро ощущаются в регионах с неразвитой инфраструктурой, удаленных от торгово-промышленных центров и путей, с сырьевой направленностью основных производств, моноструктурой городов, не обеспечивающим насущные нужды сельским хозяйством. Развитие малых городов, поселков немыслимо без участия малых производственных предприятий. Малое предпринимательство и создаваемые на его основе художественные и различные кустарные промыслы способствует укреплению экономики небольших поселений, сглаживают различия между центром и провинцией, выравнивает интеллектуальный уровень и образ жизни населения.
    Развитию малого предпринимательства в регионах способствует фактор, называемый «законом радиуса»: чем дальше от столицы, тем выше потенциальные возможности для развития малых предприятий и меньше в известной мере экономические и политические риски. Это понимают и зарубежные партнеры и инвесторы.
    Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. В ус.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44