- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ современных проблем роли финансовой системы в обеспечении экономической безопасности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013547 |
Тема: | Анализ современных проблем роли финансовой системы в обеспечении экономической безопасности |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………7 1.1. Сущность, критерии, показатели экономической безопасности……….7 1.2. Место и роль финансовой системы в обеспечении экономической безопасности…………………………………………………………………..22 1.3. Нормативно-правовые основы экономической безопасности Российской Федерации……………………………………………………….45 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА…………………………………………………………………….49 2.1. Краткая характеристика Нижегородской области……………………..49 2.2. Анализ финансовой системы Нижегородской области………………..55 2.3. Зарубежный опыт формирования стратегии обеспечения экономической безопасности ………..………………………………………59 ГЛАВА 3. ПУТИ УСИЛЕНИЯ РОЛИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………….67 3.1. Концептуальные основы повышения роли финансовой системы…….67 3.2. Направления увеличения финансовых источников……………………73 3.3. Совершенствования нормативно-правовых основ…………….……….84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...88 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...99 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Экономическая безопасность является важнейшим элементом в системе обеспечения национальной безопасности государства. Как показывает практика, без независимой, суверенной экономической системы страны, невозможно развитие государства в правильном направлении. Экономика обеспечивает удовлетворение потребностей человека: как материальных (пища, жилье и т.д.), так и духовных (образование, культура, спорт и т.д.). Экономика должна способствовать развитию общества и достойной жизни граждан данной страны. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на заседании Совета Безопасности, который был посвящен обсуждению документа «Стратегия экономической безопасности», которое проводилось 7 декабря 2016 г., указал, что экономическая безопасность государства обеспечивает экономическую независимость, экономическую стабильность, устойчивость и способствует улучшению качества жизни людей и повышению престижа Российской Федерации в мире1. На сегодняшний день, экономическая безопасность государства играет ключевую роль в защите экономики страны от возможных и уже наступивших угроз. Стоит отметить, что существует большое количество угроз экономической безопасности России. По источнику образования, они делятся на внутренние и внешние. Для защиты экономики государства от угроз, необходим четко разработанный комплекс мер по обеспечению экономической безопасности государства. К сожалению, стоит признать, что нынешний экономический кризис, который берет свое начало с 2014 г. и продолжается по сегодняшний день, позволяет понять, насколько уязвима экономическая система России от внутренних и внешних угроз экономической безопасности. При этом, хотелось бы заметить, что нынешняя экономическая модель показывает, что экономические реформы, которые проводились в течение последних 25 лет, после распада СССР, не привели к модернизации экономики. Огромную роль доходах наше страны играет сырьевой сектор, в то время, как научная отрасль и тяжелая промышленность находятся в значительно худшем состоянии, чем до 1991 г. Рассмотрение взаимосвязей и взаимозависимостей среди различных аспектов национальной безопасности дает возможность определить меры по недопущению или преодолению угроз общенациональным интересам страны. Зависимость в целом большинства аспектов национальной безопасности государства от его финансовой безопасности на первый взгляд может показаться довольно простой. Так, отсутствие финансовых средств приводит к незначительному или вообще отсутствию финансирования самых неотложных нужд в различных сферах экономики, что в итоге приводит к увеличению масштаба угрозы национальной безопасности. Вместе с тем эта внешне простая, самая общая взаимосвязь находит конкретное выражение в различных по своему экономическому характер явлениях и процессах. Имеется обратная связь между финансовой безопасностью страны и ее национальной безопасностью в целом. Объект исследования – роль финансовой системы в обеспечении экономической безопасности на примере Нижегородской области. Предмет исследования – нормы права, регулирующие роль финансовой системы в обеспечении экономической безопасности Нижегородской области. Цель исследования – провести анализ современных проблем роли финансовой системы в обеспечении экономической безопасности Нижегородской области. Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи: 1. Рассмотрение сущности, критериев, показателей экономической безопасности. 2. Выяснение места и роли финансовой системы в обеспечении экономической безопасности. 3. Определение нормативно-правовых основ экономической безопасности Российской Федерации. 4. Рассмотрение краткой характеристики Нижегородской области. 5. Проведение анализа финансовой системы Нижегородской области. 6. Формулирование анализа зарубежного опыта формирования стратегии обеспечения экономической безопасности. 7. Выявление концептуальных основ повышения роли финансовой системы. 8. Проведение анализа направлений увеличения финансовых источников. 9. Проведение анализа совершенствования нормативно-правовых основ. Методологическую основу магистерской диссертации составляют методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-юридический метод, историко-правового анализа, метод системного анализа и некоторые другие. Нормативную правовую базу составили Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты. Теоретическую основу магистерской диссертации составляют труды таких авторов, как Алиев А. Т., Коннов О. Ю., Титов А. В., Алешин В.В., Остроухов Н. В., Рытов Е. Н., Бугаева М.В., Морозова Н.В., Хатько А.А., Воронов А.А., Глухих Л.В., Манвелян М.О., Галимуллина Н. А., Гизатуллина В. Г., Гафуров А. И., Яруллин И. И., Калина А.В., Савельева И.П., Колесников В. В., Зубарева A. M., Кочесокова З. Х., Кочесокова И. Х. и других авторов. Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико- методических основ по формированию эффективной системы экономической безопасности региона и практических рекомендаций по ее повышению на региональном уровне с целью обеспечения национальной безопасности страны. Практическая значимость работы. Полученные результаты и практические рекомендации позволяют дать объективную оценку уровня экономической безопасности регионов России и направлений ее обеспечения основе анализа региональных различий с учетом выявленных угроз. Основные результаты исследования и полученные выводы могут быть использованы при проведении оценки экономической безопасности Федеральной службой государственной статистики и её территориальными органами, а также органами исполнительной власти субъектов РФ при разработке программ социально-экономического развития регионов и совершенствовании региональной экономической политики. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов и списка использованной литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 1.1. Сущность, критерии, показатели экономической безопасности В государственной системе национальной безопасности действует целый ряд своих особых ценностей и приоритетов, а их иерархия определяется обычно в рамках того места, которое занимает тот либо иной вид безопасности, исходя из показателя значимости на том или ином этапе развития государства и общества, важности занимаемого ими положения в ходе складывающейся международно-политической ситуации. Как и во многих развитых странах, в России ключевая роль обеспечения национальной безопасности напрямую отводится сфере экономики. Ни для кого не секрет, что неоспоримым фактом в настоящее время является то, что именно экономическая безопасность становится все более неотъемлемой составляющей частью национальной безопасности Российской Федерации, а также составляет ее материальную основу. В научно-методической литературе исследователями выделяются различного рода определения понятия «экономической безопасности». Так, к примеру, по мнению Т.А. Феофилова под понятием «экономическая безопасность» стоит понимать определенное состояние хозяйства (страны, региона, группы стран), при котором нет каких-либо угроз (или эти угрозы могут быть ликвидированы без серьезных последствий) для поступательного развития экономики, которое, в свою очередь, обеспечивает повышение общего жизненного уровня населения государства в ситуации социально-политической стабильности и сохранении важнейших механизмов демократического общества»2. А.Г. Сачек определяет «экономическую безопасность» как состояние защищенности экономики от внешних и внутренних угроз, позволяющим ей обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства»3. В целом исследователи аспектов экономической безопасности России выделяют понятие «экономической безопасности», как «такого состояния экономики и институтов власти, при котором сохраняется обеспечение гарантированной защиты национальных интересов, а также социально направленное развитие государства в целом и довольно большой оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития для внутренних и внешних процессов»4. Стоит отметить, что в вышеперечисленных определениях понятия «экономической безопасности» в полной мере раскрываются такие два ключевых термина, как: экономическая независимость страны и суверенитет страны. Далее необходимо отметить, что при определении понятий «иных видов безопасности» вполне логично можно предположить, что на базе принятых общих принципов правовой логики, закрепленной в законодательной базе, они могут быть определены в схожем разрезе, что и понятие национальной безопасности. Наряду с вышесказанным стоит отметить, что описанный подход не является оправданным, потому как механистическое использование общепринятой формулы на разнородные правовые отношения при отсутствии учета их специфики, а также понимания угроз и интересов их субъектов с довольно малой вероятностью сможет способствовать формированию показателей безопасной среды. Все это в максимальной степени характеризует экономические правоотношения, основополагающие законы развития, диктующие условия довольно существенного ограничения государственного вмешательства в ход происходящих в экономике процессов. В настоящее время в экономике присутствует бесконечное множество определений искомого понятия, что само по себе не может не вызывать беспокойство. Исследователь А. Ф. Острякова выдвигает мнение, что «подобная многовариативность подразумевает под собой размывание самого предмета исследования»5. Следует отметить также, что вышеуказанные определения обозначенного понятия в принципе сводятся к целям обеспечения экономической безопасности в государстве, а также решению целей военного / оборонного характера. При этом никоим образом не обозначаются механизмы, учитывающие вопросы экономической безопасности конкретной личности, отдельных объединений экономического направления и даже в целом общества. Не берутся в учет и другие важнейшие составляющие, такие как: угрозы в экономической сфере, экономические интересы общества. Исследователь А.А. Полютов определяет понятие «экономической безопасности как устойчивое состояние национальной экономической системы по отношению к эндогенным и экзогенным шокам, имеющим экономический или политический характер происхождения, проявляющееся в способности системы заниматься нейтрализацией потенциальных источников негативных шоков и минимизацией ущербов, связанных с реально наступившими шоками»6. Н. В. Болгов раскрывает понятие «экономической безопасности», как «явления способности экономической сферы удовлетворять внутренний спрос и компенсировать его соответствующим уровнем предложения (иными словами, имеет возможность оплатить восполнение спроса) извне собственными ресурсами»7. Ученый С.Н. Митяков высказывает мнение о том, что экономическая безопасность есть ничто иное как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию»8. Исследователь К.К. Логинов утверждает, что понятие «экономическая безопасность представляет собой один из наиболее важнейших аспектов национальной безопасности. Безопасность стоит рассматривать, как определенное состояние национальной экономики, которое способно обеспечить эффективность удовлетворения потребностей общества, а также технико-экономическую независимость государства в разрезе внешних и внутренних угроз»9. В целом необходимо выделить мысль о том, что исследование различного числа определений вышеуказанного понятия дает четкое понимание о том, что большинство из них не учитывают необходимость методологической функции экспликации. Иными словами, перечисляемые в методической базе объяснения предлагаемых формулировок не дают полного понимания понятия безопасности, включающих в себя такие элементы, как: «шоки», «минимизация», «совокупность условий и факторов», «независимость», «интересы» и другого рода понятия. Все эти понятия, безусловно, нуждаются в дополнительном, более широком и глубоком объяснении. Далее стоит заметить, что наиболее широко и полно характеризуемое понятие раскрывает О. М. Крылов, указывающий на то, что «сама сущность экономической безопасности может определяться через такое состояние экономики и институтов власти, когда на государственном уровне обеспечивается гарантированная защита национальных интересов страны, на территории государства присутствует социально направленное развитие в целом, а также существует достаточный оборонный потенциал даже в случает присутствия неблагоприятных условий развития внутренних / внешних процессов в экономике»10. Кроме того, ученый подчеркивает, что «экономическая безопасность – не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества»11. При всех явных достоинствах определения насыщение определяемого понятия сложнейшими политико- правовыми категориями вряд ли в данном случае можно воспринимать как позитивный фактор, он, несомненно, усложняет и требует все новых дополнений искомой категории. В целом общий теоретико-философский взгляд рассматриваемого аспекта с точки зрения научно-диалектического и системного подходов дает возможность предложить отдельное и собственное видение ее разрешения. В общей формулировке такое решение заключается в необходимости ухода от выработки его универсальности как внутри страны, так и за ее пределами самого понятия экономической безопасности в несколько направлений. Среди направлений можно выделить такие: во-первых, формулирование определения понятия экономической безопасности, как теоретико-правовой категории наивысшего уровня абстракции для использования в научных целях; во-вторых, выработка определения с точки зрения конкретной исторической и территориальной особенности, используя его для решения ряда практических задач при обеспечении экономической безопасности в целом Российской Федерации и с целью закрепления его в планах стратегического планирования и развития государственной экономической системы на период тактической реализации (5–7 лет). При этом вторую формулировку определения можно правомерно обозначать только в значении «национальной экономической безопасности», а это, в свою очередь, в лучшей степени будет подчеркивать его сущностную характеристику. В данной ситуации рассмотрение национальной экономической безопасности с точки зрения конкретных исторических событий позволяет эффективным образом координировать ее систему, как некую функциональную структуру, с одной стороны, отражающую процессы взаимодействия интересов и угроз, а с другой стороны, как выделенную организационную структуру, которая отражает построение органов, всех видов средств, сил, организаций и в целом общества в части разрешения задач обеспечения экономической безопасности при учете наибольшего уровня актуальности в текущий момент. С точки зрения философской абстракции понятие экономической безопасности целесообразно рассматривать через дихотомию «опасность – безопасность», что обосновано не только теоретическими, но и практическими соображениями, поскольку административно-правовые концепции видов безопасности построены на парадигме – безопасность, как возможная защита от опасности12. Исходя из вышеуказанных концепций в настоящее время создается ряд систем и средств обеспечения безопасности. Вместе с тем этот созвучный общим тенденциям подход имеет, на наш взгляд, ряд существенных отличий. Далее необходимо заметить, что антиномичность образования в русском языке слова «безопасность» путем прибавления приставки «без» к слову «опасность» играет совсем не положительную роль при определении развивающихся социальных процессов. По логике словообразования в идеале одно фактически исключает другое, то есть при возникновении опасности утрачивается состояние безопасности, и, наоборот, абсолютная безопасность предполагает отсутствие опасности, и это не пустое отрицание. Рассматриваемые категории в понимании отсутствия противоречия, то есть отсутствия органических связей между «да – нет», «друг – враг», «черное – белое», «свой – чужой», невозможно рассматривать в рамках диалектического единства. Исследователь В.В. Ефимов в своих трудах указывает следующее мнение: «Нет ни одного предмета, в котором нет возможности найти противоречия, то есть противоположных определений, потому как не противоречащий себе предмет есть ничто иное, как чистое отвлечение рассудка, который насильственно удерживает одну из двух определенностей и старается затемнить и устранить сознание другой определенности, содержащейся в первой»13. В случае отсутствии противоречия с точки зрения абстрактной философии исходит из связки «опасность – безопасность», когда выпадают оба понятия, что само по себе при попытке определить каждое из них совершенно недопустимо. Также стоит отметить, что данное действие недопустимо в социальном плане, потому что в данном разрезе никогда нет четкого абсолюта, а разнонаправленные явления вполне себе тесно переплетены и плотно взаимодействуют друг с другом. Общая диалектика рассуждений по теме «опасность – безопасность», особенно в разрезе применения диалектических законов развития мира, довольно резко определяет иной подход в определении указанной дихотомии, предполагая при этом такое их соотношение, при котором явления сосуществуют в рамках одной системы, оказывая друг на друга взаимное влияние, давление, а редко даже взаимопроникновение, хотя в то же время полного пересечения не существует, как и полного вытеснения явлениями друг друга. Безусловно то, что наличие ряда противоречий в системе понятий «опасность – безопасность» обычно в практической плоскости неизбежно приводит к процессу качественного развития, потому как реакцией любой устойчивой системы на опасность является ее преображение и совершенствование, и наоборот, когда есть наличие большей сопротивляемости системы, тем более развитый характер приобретают сопутствующие ей угрозы. В рамках экономической безопасности такие явления довольно легко проследить на простейших примерах. В частности, чем больше административно-правовых мер принимается в борьбе со взяточничеством, тем более «дорогими» становятся услуги лже-администраторов на фоне сокращения общего числа правонарушений. Чем больше возрастает защита банковских операций, тем более совершенные средства применяются для ее преодоления, причем как в техническом, так и в интеллектуальном плане, что, в свою очередь, опять совершенствует средства охраны. Основой выявления противоречия «опасность – безопасность» может стать учение об энтропии в теории управления, которое в нашем случае можно свести к тому, что для любого правового демократического социального государства максимальной угрозой, а значит, и мерой максимальной опасности является энтропия, то есть «неопределенность со- стояния или поведения системы в данных условиях»14. Рассматривая понятие опасности как состояние неопределенности, неуверенности, неустойчивости, мы можем определить и корреспондирующее ему понятие, то есть состояние безопасности – состояние определенности, предсказуемости, развития. Таким образом, приведенные выше рассуждения трактуют понятие безопасности в отличном от общепринятого контексте (как состояние защищенности). Более того, они подразумевают невозможность обеспечить состояние защищенности от бесконечного количества угроз, склоняя его в большей степени к обеспечению стабильного функционирования и удержанию основных угроз на социально приемлемом уровне, взаимодействию с угрозами. В этом отношении примечательна позиция О. В. Сараджева, которая указывает, что «в широком философском смысле безопасность объектов природы (государство, общество, социальная группа, человек, международные организации, объединения и т. д.) – это надежность их существования и устойчивого прогрессивного развития15. С этой точки зрения любое явление, например, коррупция, или передел собственности, или теневая экономика, становится опасным только в том случае, если это может привести к разбалансированности и неконтролируемым деструктивным процессам в экономической системе. В качестве иллюстрации выводов можно привести мнения А.А. Воронова, Э.Ф. Хандамовой, которые утверждают, что «либерализация цен и приватизация дали толчок к развитию теневой экономики, которая имеет тенденцию к росту из-за нестабильности и неразвитости экономических институтов»16. Таким образом, безопасность достигается выработкой такого государственного механизма, при котором использование политических, правовых, экономических, социальных и иных средств позволяет не допустить хаоса системы, деструктивного негативного влияния, обеспечив тем самым стабильность и саморазвитие экономической системы. Отказ от восприятия безопасности как состояния защищенности имеет, на наш взгляд, еще один аргумент. Сама формулировка защищенности, как бы банально это ни звучало, предполагает защиту охраняемого права или охраняемых ценностей, интересов и т. п. Вместе с тем наукой теории государства и права, а также отраслевыми правовыми дисциплинами доказан факт весьма узкого понимания термина «защита», а значит, и термина «защищенность». При рассмотрении аспектов безопасности особый интерес вызываю взгляды и идеи М.О. Манвеляна, который отмечал, что «в структуре механизма обеспечения видов безопасности стоит различать объективно существующие «охрану» и «защиту» – взаимосвязанные, самостоятельные формы-уровни обеспечения (осуществления, охраны, защиты) видов правовой безопасности»17. Исследователь З. Х. Кочесокова вполне справедливо отмечает, что само понятие «защита» в большинстве случаев используется в отношении нарушенного права, а понятие «охрана» отражает более широкий диапазон воздействия, чаще всего обозначает возможности осуществления права, а также законных интересов в нормальных и аномальных условиях»18. Похожим образом трактуют рассматриваемые понятия и другие исследователи: М.В. Бугаева, Н.В. Морозова, А.А. Хатько и другие авторы, что дает вполне оправданное принятие правоты их высказываний19. При обращении к тексту Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, взгляд исследователя привлекает такая формулировка, как «национальная безопасность Российской Федерации, являющаяся родовым понятием по отношению к экономической безопасности, подразумевает «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз...»20. В данной ситуации под явлением угрозы национальной безопасности подразумевается отдельная «совокупность условий и факторов, которые создают прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам государства». Вышеописанные рассуждения ряда ученых позволяют выделить тот факт, что правовой с точки зрения совокупность условий и факторов, а тем более их вероятностный характер, а также неопределенный характер их негативных последствий ни коим образом не могут быть восприняты в как факт нарушения права, а это значит, что нет оснований для правовой защиты. В данной ситуации основной акцент необходимо сделать на правовой охране интересов государства в той или иной сфере. В целом обеспечение экономической безопасности представляет собой довольно важный и специфичный вид правовой охраны, подразумевающий создание и реализацию комплексной системы специализированных мер, при применении которых защиты будет обеспечивать не только восстановление нарушенных прав и интересов, но и создавать предпосылки стабильному и позитивному развитию экономических правоотношений в их нормальном состоянии, даже существует ряд угроз. Наряду с вышеуказанными аспектами, состояние правовой охраны совершенно не исключает возможности применения в мер защиты, в том числе любых превентивных или юрисдикционных мер, как часть правовой охраны. Исходя из вышесказанного, вполне логичной выглядит схема, в которой экономическая безопасность может быть воспринята не только как состояние защищенности, а как система универсальных государственных мер охраны, направленная на сдерживание любых угроз по отношению к стабильному развитию экономики государства. При таком подходе можно говорить о том, что охрана ориентирована на минимизацию применения защиты и именно ее преобладание является позитивной тенденцией, демонстрирующей процесс формирования государства как правового. Целенаправленная ориентация всей системы экономической безопасности на обеспечение мер охраны, а не применения мер защиты способствует стратегическому развитию указанной системы в контексте действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации21. Приведенные выше рассуждения и достигнутая определенность с основными используемыми в области объекта исследования понятиями позволяют сделать точную формулировку наиболее общего абстрактного понимания экономической безопасности, как определенного состояния общественных отношений в ситуации наличия в государстве совокупности правовых условий, которые дают гарантию устойчивого развития системы производства, распределения, обмена и потребления независимо от внутренних и внешних противоречий. Объекты экономической безопасности. К общему числу объектов экономической безопасности Российской Федерации в настоящее время относят государство, экономическую систему страны в целом, все ее природные богатства и ресурсы, общество с его институтами, учреждениями, а также хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики и личность с жизненно важными экономическими интересами. Субъекты экономической безопасности. В числе субъектов экономической безопасности можно выделить три группы, обеспечивающих экономическую безопасность исходя из их статуса и места в иерархии экономики. 1. Субъекты обеспечения экономической безопасности объекта на государственной основе. Прежде всего, это государство, которое осуществляет закрепленные за ним главные функции в области экономики посредством работы органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Государство чаще всего является основным субъектом, обеспечивающим экономическую составляющую национальной безопасности. В этой связи, в перспективном ключе государство имеет возможность сокращать собственное участие в некотором числе отраслей экономики, при этом, уступая ее крупным вертикально-интегрированным корпорациям и компаниям (далее – КВИК). 2. Субъекты обеспечения экономической безопасности объекта на негосударственной основе. К их числу относятся КВИК, которые берут на себя основную нагрузку по обеспечению экономической безопасности как своей экономической, производственной и хозяйственной деятельности, так и тех ресурсов, которые им переданы в пользование (например, природные ресурсы). 3. Субъекты обеспечения экономической безопасности объекта на смешанной основе. К числу такого рода субъектов можно отнести предприятия с совместным участием государственных и негосударственных (частных) капиталов и средств22. Следует отметить, что важнейшим предметом деятельности государства для обеспечения экономической безопасности является ряд мероприятий: а) мероприятия по определению и мониторингу основных факторов, действующих на устойчивость социально-экономической системы государства как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе; б) мероприятия по выработке пороговых, предельно допустимых значений общепринятых социально-экономических показателей, а в дополнение к ним и интегрированных показателей экономической безопасности; в) мероприятия по созданию материальных запасов как производственного, так и непроизводственного назначения, используемых в экстремальных и шоковых ситуациях (с целью создания государственных резервов), в случае угрозы экономической безопасности. К числу стратегических угроз национальной безопасности в сфере экономики, исходя из положений Стратегии национальной безопасности следует отнести: а) низкую конкурентоспособность отечественной экономики в целом, так и отдельных ее наиболее важных отраслей; б) постоянное увеличение огромной массы капиталов, высокая степень концентрации финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне, что, создавая напряженность обстановки для всех участников мировых финансовых рынков, в особенности для РФ, против которой Западом введены экономические санкции; в) растущее влияние глобальной олигархической власти (ГОВ), располагающей огромным финансовым воздействием на многие процессы, а также рост их влияния на народнохозяйственные комплексы отдельных стран, включая РФ; г) высокая степень мобильности и взаимосвязи международных финансовых рынков (например, кризис, первоначально возникший на каком-то одном рынке, может быстро распространиться на другие, создав непредсказуемые последствия для всей мировой финансовой системы); д) чрезмерная зависимость национальной экономики (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающую отечественные финансовые системы крайне незащищенными и уязвимыми; е) регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях; ж) сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений23. К числу наиболее опасных внутренних угроз экономической безопасности РФ стоит отнести следующие: а) угроза утери производственного потенциала по причине высокого износа основных фондов; б) угроза нестабильности инвестиционной активности; в) угроза низкой конкурентоспособности отечественной продукции; г) угроза высокого уровня бедности населения и низкого качества жизни большей части российского народа; д) угроза утечки капитала; е) угроза неэффективного использования ресурсов; ж) угроза неравномерного развития регионов и снижения устойчивости национальной системы расселения. В теоретико-практическом разрезе вопрос обеспечения собственной внешней экономической безопасности возможно для любого государства посредством реализации двух путей: через снижение уровня экономической безопасности других стран или достижение определенного баланса своих интересов и интересов других стран, иными словами, посредством определенного межнационального компромисса в рамках безопасности более высокого уровня, чем национальная. Так, Российская Федерация не стремится к снижению экономической безопасности каких-либо государств, в том числе и даже недружелюбно настроенных. В этой связи стратегическим направлением обеспечения экономической безопасности страны в настоящее время России выбирает из вышеуказанных второй путь. Обобщив определения понятия «безопасность», предложенные исследователями, автор предлагает для целей исследования в данной работе использовать определение, в котором в качестве объекта безопасности следует выделить общество как системное понятие. Таким образом, резюмируя все вышесказанное, необходимо выделить основные выводы. Итак, понятие безопасность имеет довольно широкий характер раскрытия. Но лучше всего обозначить его через следующее определение: «Безопасность представляет собой такое состояние общества, которое в условиях внутренних и внешних деструктивных факторов продолжает свое прогрессивное развитие и устойчивое функционирование во всех сферах жизнедеятельности». Под понятием экономической безопасности стоит раскрывать некое состояние защищенности национальной экономики страны по отношению внешних и внутренних угроз, позволяющее государству обеспечить экономическую независимость и сохранить собственный суверенитет, а также развивать социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества, создавая при этом достойные условия жизни для граждан государства. Исходя из этого, экономическая безопасность РФ достигается через следующие стратегические направления. 1. Сохранение стабильности международной экономической системы, равноправное и взаимовыгодное международное экономическое сотрудничество РФ с иностранными государствами и компаниями. 2. Планомерная и эффективная защита экономических интересов страны. 3. Модернизация и развитие национальной экономики, в особенности приоритетных ее секторов. 4. Обеспечение стабильности и устойчивого развития внутренней финансовой системы. 5. Активная борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой, преодоление оттока капитала за границу. 1.2. Место и роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности Как известно, финансовая устойчивость и финансовая безопасность государства формируют базис его суверенитета, но несмотря на это, данные показатели находятся в строгом подчинении в рамках общей экономической пол....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: